Главная страница
Навигация по странице:

  • Этимология и трактовки понятия «культура»

  • Аксиологический (ценностный)

  • Описательный

  • Адаптивный

  • Морфология (строение) и функции культуры

  • культурология, понятие культуры. культурология_кр. Этимология и трактовки понятия культура 3 Морфология (строение) и функции культуры 9


    Скачать 34.74 Kb.
    НазваниеЭтимология и трактовки понятия культура 3 Морфология (строение) и функции культуры 9
    Анкоркультурология, понятие культуры
    Дата11.05.2022
    Размер34.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакультурология_кр.docx
    ТипДокументы
    #523255

    Оглавлени

    Введение 2

    Этимология и трактовки понятия «культура» 3

    Морфология (строение) и функции культуры 9

    Заключение 14

    Cписок литературы/интернет–ресурсов 15

    Введение 3

    Этимология и трактовки понятия «культура» 4

    Морфология (строение) и функции культуры 10

    Заключение 15

    Cписок литературы/интернет–ресурсов 16

    Введение


    Культура — это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура «вездесуща», но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь её собственно духовную сторону – во всем разнообразии социально значимых проявлений.

    Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. В последствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».

    Возможность построения обобщающей модели культуры привлекает внимание представителей разных наук: философии, психологии, истории, археологии, этнографии, в том числе и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а также возможностью собственной интерпретации данного феномена. Несмотря на это только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры.

    Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, и несет в себе некоторые социальные функции.

    Этимология и трактовки понятия «культура»


    Понятие «культура» – центральное в культурологии. В своем современном значении оно вошло в научный оборот со второй половины XVIII в., хотя представление о культуре возникло значительно раньше.

    Впервые термин «Культура» был употреблён древнеримским писателем и оратором Цицероном. Буквальный перевод с древнеримского означает «возделывание», «обработка». До Цицерона «культурой» обозначали возделывание земли, он же говорил о возделывании души человека.

    В 18 веке, в эпоху Просвещения перед идеологами остро встала проблема объяснения специфики образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Для этой цели они стали активно использовать термин «culture», противопоставляя его слову «naturale» – природа. Культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. т.е. к культуре относилось только то, что касалось развития, самосовершенствования человека. Таким образом, не все, что являлось результатом деятельности людей, можно было назвать "культурой".

    Именно во времена эпохи Просвещения зародилась так называемая «Классическая модель культуры». Основной ее чертой, прежде всего, является пафос новизны: всё ставилось под сомнение, пересматривалось и конструировало новый мир, основанный на едином принципе первоначала. На новом фундаменте по единому плану последовательно возводится нечто радикально новое, а сам человек становится рупором Абсолюта, в соответствии с которым осуществляется конструирующая человеческая деятельность.

    К концу XIX в. классическому пониманию культуры было противопоставлено неклассическое. Неклассическое понимание культурыот всеобщего и абстрактного характера культуры переносит акцент на индивидуальные формы проявления и существования культуры (впервые появилось у романтиков и в «Философии жизни» А. Шопенгауэра, Ф. Ницше), согласно мнению которых, культура есть дитя самопознания каждого отдельного человека и его неудовлетворенности самим собой, а свобода личного самовыражения есть душа культуры, придающая ей в каждую эпоху неповторимость, уникальность и индивидуальный образ.

    Таким образом, культура признавалась недоступной объективному научному анализу. В ее субъективистскую суть следовало проникать, используя возможности мифа и искусства.

    На рубеже XIX–XX вв. сформировался новый подход к культуре – позитивно научный, уходящий корнями к учениям Э. Тейлора и Л. Уайта, при котором строгие и точные методы исследования природы стали применяться в исследовании общества и жизни человека, а значит, и культуры. При таком подходе культурология воспринималась как точная наука, изучающая законы и механизмы существования культуры, но творческая деятельность как источник культуры выносилась, по большому счету, за скобки научного анализа.

    Современная литература предлагает от 500 до 1000 различных значений слова «культура» в зависимости от теоретического направления, концепции и подхода, которого придерживаются исследователи.

    Вот некоторые примеры:

    Аксиологический (ценностный) – подход, при котором культура выступает как совокупность ценностей любого рода, как материальных, так и духовных. Для того, чтобы лучше понять особенности этого определения, нужно разобраться в том, что такое ценность. Обычно под ценностью понимается положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений, а также критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

    Технологический – подход, с точки зрения которого культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни, который зависит от технико–экономических показателей развития общества, его энерговооруженности, технологии и других параметров, определяющих направления развития жизни общества. Так, американский социолог У. Ростоу в своем труде «Стадии экономического роста» дает характеристику современных стран с точки зрения этапов хозяйственного развития общества. Технологический подход к культуре свойствен многим немецким исследователям и американским школам культурологии. В рамках технологической концепции рассматриваются все явления, составляющие специфику существования человека

    Описательный (дескриптивный) – просто перечисляет отдельные элементы проявления культуры 

    Антропологический – описывает культуру как результат трудов человека, всё что им создано. Само определение строиться на противопоставлении понятий «естественный» и «искусственный», разграничивая то, что создано руками человека от данного нам природой. Культура определяется как та область природы, которая была изменена, организована или творчески преобразована руками человека. Так, например, скрещивание и искусственный вывод породы собак, является частью культуры. Первым строго научным определением, сформулированным в рамках данного подхода, стало определение культуры Э. Тайлора.

    Адаптивный – трактует культуру как способ приспособления человека к природе, гарантирующий удовлетворение базовых потребностей человека (жильё, одежда, и т. д.).

    Исторический – выделяет культуру как непосредственную часть истории, рассматривает её влияние на развитие общества в целом. То есть сюда входит все то, что было создано человеком и передается от поколения к поколению, включая различные взгляды, виды деятельности и верования.

    Функциональный – подход, определением которого является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей. Важнейшая задача – разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей между ними. Данное направление в изучении культур в большой степени ориентировано на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур. Каждая "атомарная клеточка" культуры исследуется не в качестве случайного или ненужного (вредного, архаичного) образования (пережитка), а как выполняющая определенную задачу, функцию в социокультурной общности. Более того, нередко отдельный элемент играет не просто присущую ему роль (назначение), а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования. Для функционалистов практически не представляют интереса исторические изменения культур; их волнует, как действует культура "здесь и сейчас", какие задачи она решает, как воспроизводится.

    Семиотический – этот подход к культуре означает понимание характера, способов и результатов материальной и духовной деятельности человека как огромной знаковой реальности, которая может быть расшифрована и понята. Мир культуры представляется наполненным значениями и смыслами, имеющими знаковое выражение, т. е. все явления культуры рассматриваются как различного рода сообщения и тексты, меняющие свое содержание в зависимости от контекста, интересов, способностей создающих и читающих их субъектов. Коммуникация не ограничивается речью, она находит свое выражение во всем предметном, чувственном и интеллектуальном мире. Культура проявляет себя в языке, под которым в данном случае понимается любая система знаков, с помощью которой происходит общение, накопление и передача информации.

    Символический – акцентирует внимание на использовании символов в культуре. Культура – это «символическая вселенная» (Ю. М. Лотман). Некоторые ее элементы, приобретая особый этнический смысл, становятся символами народов, например: белоствольная березка, щи да каша, самовар, лапти, сарафан – для русских; овсянка и легенды о привидениях в замках – для англичан; спагетти – для итальянцев; пиво и колбаса – для немцев. Этот подход к культуре один из самых молодых, но имеет глубокие корни, опирается на более широкую символическую школу, объединяющую лингвистов, специалистов по семиотике, искусствоведов, специалистов по информатике и др. Касаясь проблем культуры, представители различных научных направлений отмечают, что все культурные процессы являются коммуникационными, а сама культура — знаковой системой, созданной человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через нее — взаимной информации. И поскольку такое представление впервые возникает как сугубо лингвистическое (саму идею выдвинул швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр, 1857—1913), то первоначально символическая система в основном охватывала языковую сферу. Но постепенно она начала включать в себя и другие области, охватывая все знаковые системы, выражающие окружающий мир.

    Герменевтический – рассматривает культуру с точки зрения множества изученных исторических текстов, которые расшифровываются и переосмысливаются людьми. Этимология этого слова связана с именем Гермеса, в древнегреческой мифологии, посланца олимпийских богов, который передавал и разъяснял их распоряжения людям, выполняя по сути функции переводчика, толкователя, интерпретатора. Широкое использование герменевтического подхода сложилось в средневековье на основе толкования священных текстов, текстов бытия –«божественной» книги, написанной Богом. Фома Аквинский и другие богословы растолковывали и разъясняли идеи библейского текста. В Новое Время герменевтический подход разрабатывался в лингвистических и философских концепциях и дискуссиях, формировавших философскую герменевтику.

    дидактический –рассматривает культуру как то, чему человек научился, а не унаследовал генетически.

    Но общим знаменателем для любой деятельности в области культуры, общим содержанием любой культурной деятельности является совершенствование материальных и духовных возможностей человека, наращивание его гуманистического потенциала, возрастание человечности в отношениях между людьми. Культуру можно назвать нормативной системой гуманизма. Это система правил или, можно сказать, форм гуманного общения людей, гуманного образа жизни. Право, мораль, традиции, философия, наука, политические институты, искусство, производство — все это формы и составные части культуры постольку, поскольку они играют гуманизирующую роль в жизни людей.

    И с этой точки зрения понятие культуры противостоит понятиям варварства и бескультурья. Единство различных культур, их слияние в едином ареале мировой культуры выражается в культурных универсалиях, это те понятия, нормы, ценности, которые существуют во всех культурах, сколь бы далеки они ни были друг от друга. К ним относятся спорт, труд, украшения тела, танцы, образование, похоронные ритуалы, гостеприимство, язык и т.д. и т.п. Конечно, в каждой культуре эти универсалии по–своему оригинальны и отличны от тех же универсалий других культур. Эти различия, эта оригинальность определяются культурным отбором, стихийным процессом становления культуры, закреплением определенного круга норм, ценностей, подходов к универсалиям. Примером такого культурного отбора является становление языка. Человеческий голосовой аппарат может произнести бесчисленное количество звуков. Однако в каждом языке существует довольно строгий и ограниченный их набор. Интересно, что в испанском языке нет звука «ж», а в итальянском и португальском — звука «х». Его фактически нет и во французском языке.

    На культурный отбор влияют, прежде всего, история и география общества, а также логика уже сложившихся культурных норм, ценностей и привычек. Так, принятие кириллицы в качестве алфавита на Руси логически вытекало из православия. Вопросы культурного отбора глубоко изучаются культурологией. Культурология изучает как культуру в целом, так и основные её понятия. Важнейшим, из которых является цивилизация.

    Морфология (строение) и функции культуры


    Морфология культуры — это изучение вариаций культурных форм в зависимости от их социального, исторического, географического распределения. Основные методы познания – структурно–функциональный, семантический, генетический, общая теория систем, организационный и динамический анализ.

    Все то, что относится к искусственной среде обитания человека и является результатом практической деятельности человека, получило название «материальная культура».

    Материальная культура — не только человеческая деятельность и ее результаты, но и культура воспроизводства человеческого рода. Сфера половых отношений не может рассматриваться чисто в биологическом плане, она несомненный элемент культуры; их нельзя исключать из сферы материальных отношений. Поскольку вся материальная практика человека носит социальный характер, она требует социально–организационного обеспечения. Так выделяются еще две области материальной культуры: физическая и социально–политическая. Физическая культура включает культивирование физических возможностей человека, гармонизация его телесных проявлений, физических качеств, двигательных навыков и умений (спорт, гимнастика и т. п.). Сюда же следует отнести медицину, которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить человеческий организм. Социально–политическая область материальной культуры включает многообразие учреждений и практических действий (организаторская деятельность, установление новых порядков и т. п.), которое составляет реальное «тело» общественного бытия.

    Результатом воздействия на природу производственной деятельности человека, создающего материальные ценности, стало снижение продолжительности жизни, увеличение смертности от рака, возрастание числа генетических уродств и аллергических заболеваний. А состояние здоровья людей является важнейшим показателем социальной эффективности общества. Все это делает актуальным выделение в сфере материальной культуры ее экологической составляющей.

    Таким образом, материальная культура включает несколько форм.

    Производство. Сюда относятся все средства производства, а также технология и инфраструктура (источники энергии, транспорт и связь).

    Быт. Эта форма включает вещественную сторону повседневной жизни — одежду, пищу, жилище, а также традиции и обычаи семейной жизни, воспроизводства человеческого рода и т. д.

    Телесная культура. Отношение человека к своему телу – особая форма культуры, которая очень тесно связана с формами духовной культуры, отражает моральные, художественные, религиозные и социальные нормы.

    Социально–политическая культура – политика и практика в материальной сфере; государственные, общественные институты (парламент, партии «зеленых» или подобные общества), организаторская деятельность различных ведомств и производственных учреждений.

    Экологическая культура – отношение человека к природной среде.

    Сущность экономической культуры основана на: формах собственности на средства производства; доминировании определенного типа хозяйственного механизма (рыночный – плановый), структуре экономики (аграрная – индустриальная).

    К духовной культуре относятся идеология, мораль, общение, искусство, религия, наука, политика, и даже физическая культура. В духовной жизни общества можно выделить структурные элементы, обладающие константным (неизменным) характером и влияющие на социальную жизнь. Ими являются обычаи, нормы ценности, витализм, значения.

    Если материальная культура удовлетворяет частные телесные потребности, то духовная культура формирует всеобщие способности – средоточие человеческой души. Своеобразие духовной культуры заключается в том, что, попав в эту сферу, предмет уже представляет, помимо самого себя, нечто другое. Можно пить воду прямо из-под крана, а можно из хрустального фужера. Человеку свойственно украшать свой быт, и потому предметы материальной культуры в большинстве случаев эстетически оформлены и не только помогают существовать нашему организму, но и радуют душу. Бытовая культура связана и с религиозной традицией, и с господствующими в обществе моральными нормами. А это значит, что духовная сторона всегда присутствует в произведениях человека. Но предметы культуры могут принадлежать материальной и духовной культуре одновременно. А потому важно определить их роль в нашей жизни.

    Если говорить о взаимосвязи материальной и духовной культур, то нужно различать особые роли той и другой. Материальная культура, являясь фундаментом, базой жизни общества, играет основную роль. Духовная культура, пробуждая в человеке личность, играет главную, возвышающую человека, роль.

    Ученые технически развитых стран Западной Европы и Северной Америки предупреждают об угрозе культуре со стороны техники и средств массовой коммуникации. Существуют даже специальные термины: технофобия, технический пессимизм. Это небезосновательные опасения. Обычный человек более склонен к внушению и к тому, чтобы им управляли, а не к самовыражению и самостоятельности. Очевидно, что без развития индивидуальных качеств, без развития самостоятельности и уважения к духовным ценностям, без культуры мышления, каждому из нас, как и обществу в целом, нелегко противостоять обезличивающему нас влиянию техники и средств массовой коммуникации.

     Предназначение культуры, ее «обязанность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Функции культуры — это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Но в вопросе о количестве функций культуры среди культурологов нет полного единодушия.

    Выявление основных функций культуры, которые она выполняет по отношению к обществу, социальной системе, намечен в работах Т. Парсона, Р. Мартона и ряда других социологов. В сегодняшних представлениях о функциях культуры важнейшее место, как правило, отводится творческой функции. Так что усилия великих мыслителей, призывавших видеть в культуре лишь условие для развития человеческих качеств, не пропали даром. Назначение культуры — делать человека Человеком. Благодаря культуре человек вышел из мира животных. Культура создавалась и создается человеком для своего блага и блага других людей. Она дает возможность облегчить труд, развить ум и чувства. Постижение культуры — условие самосовершенствования и саморазвития личности. И если делаемое людьми не отвечает этому назначению, не выполняет эту функцию, оно относится к культуре только по определению.

    Важнейшей функцией культуры является адаптивная функция, в соответствии с которой происходит приспособление человека к окружающей среде. При преобразовании окружающей среды создается новый, искусственный мир — культура. Иными словами, человек не может вести естественный образ жизни, подобно животным, и, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную среду обитания. Человек не приспосабливается к изменениям окружающей среды, как это делают другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, приспосабливая ее к себе. К средствам адаптации относятся: использование огня, строительство жилища, запасание пищи, создание продуктов сельского хозяйства.

    Очень важна коммуникативная функция культуры. Термин «коммуникация» появляется в научной литературе в начале XX в., и весьма быстро, наряду с общенаучным значением (как средство связи любых объектов), приобретает социокультурный смысл, связанный со спецификой обмена информацией в социуме. Без общения с себе подобными человек не может стать нормальным существом, развивать свои родовые способности. Ни одну сколько–нибудь сложную жизненную задачу человек не может решить без помощи других людей или общественных учреждений.

    Высшим и сложнейшим инструментом культурной коммуникации является язык, состоящий из системы значений, закрепленных и передаваемых в виде звуковых и письменных символов. К естественному языку примыкают искусственные языки в науке (язык математики и т. п.), а также специальные языки для слепых, глухонемых, многочисленные коды и шифры. Неязыковые средства коммуникации – мимика, телодвижения, интонационные особенности речи также могут служить достижению взаимопонимания.

    Важной функцией культуры является также познавательная (гносеологическая) функция. Культура концентрирует в себе опыт и навыки множество поколений людей, накапливает богатые знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его познания и освоения. Наиболее полно эта функция проявляет себя в науке и научном познании. Разумеется, знания приобретаются и в других сферах культуры, но там они –– побочный результат человеческой деятельности, а в науке получение объективных знаний о мире является важнейшей целью.

    Функции культуры не отделены друг от друга, а взаимопроникают и дополняют одна другую. Познание, даваемое культурой, помогает общению людей. Общение людей, в свою очередь, приносит новые знания. Об этом как всегда конкретно и образно сказал Б. Шоу: «Если у вас яблоко и у меня, мы обмениваемся, у каждого остается по яблоку. Если у каждого из нас по идее и мы передаем их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу становится богаче, а именно –– обладателем двух идей».

    Заключение


    Итак, культурология – наука о жизнедеятельности людей по созданию определенных ценностей. Она изучает творческую и созидательную деятельность людей по преобразованию природы и общества. В работе рассматривается культура, ее формы и виды, а также, излагаются отличия в культуре в различных странах.

    В культурологии не сложилось единого понимания культуры. Но одно ясно – культура становится цивилизованной только тогда, когда у нее появляются письменный язык, наука, философия, высокоспециализированное разделение труда, сложная технология и политическая система. Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний. Культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития.

    Морфология культуры – очень важная тема, нужно же иметь понятие о том, что такое культура, на чем она строится. Представим, что не будет, например, норм и правил поведения. Начнется полный беспорядок, не на что будет равняться. А взять обычаи, у группы людей должно быть обязательно что–нибудь общее. Без ценностей человеку не к чему стремиться. Получается человеку, чтобы развиваться и быть культурным нужно сочетать в себе все формы культуры.

    Культура в разные времена и эпохи своеобразна и индивидуальна. Культура не стоит на месте она развивается, а вместе с ней развиваются люди. 

    Cписок литературы/интернет–ресурсов


    Т. С. Комиссарова, Е. Г. ОвчинниковаКУЛЬТУРОЛОГИЯУчебное пособие

    • «Культурология» Учебное пособие – Т.С. Комиссарова, Е. Г. Овчинникова, А. Ю Цыгоняева

    • «Наука – неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии, 2003» – Зинченко В.П.

    • «Морфология культуры» – Мартиш В.С.


    написать администратору сайта