Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Пермский национальный исследовательский политехнический университет

  • Курсовая работа на тему

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ

  • Специфика русских, как этнической группы

  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ В РОССИИ И ЗА ГРАНИЦЕЙ

  • Эмпирическое изучение особенностей этнической идентичности русских за границей

  • ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ

  • Объект исследования

  • Теоретическое уточнение основных понятий

  • Эмпирическое описание понятий Факторы

  • Типы респондентов по этнической идентичности

  • Этническая идентичность русских. Этническая идентичность русских


    Скачать 39.55 Kb.
    НазваниеЭтническая идентичность русских
    Дата28.09.2022
    Размер39.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭтническая идентичность русских.docx
    ТипКурсовая
    #703461

    М инистерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

    высшего образования

    Пермский национальный исследовательский политехнический университет


    Факультет

    Гуманитарный

    Кафедра

    Социологии и политологии

    Направление подготовки:

    39.03.01 «Социология»

    Квалификация:

    бакалавр

    Дисциплина:

    Методология и методы социологического исследования



    Курсовая работа на тему
    «Этническая идентичность русских»


    Выполнил студент группы СОЦ-20-1Б

    Минасян Г. А. (___________)

    подпись
    Преподаватель:

    доц. Киприянова М. А. (___________)

    должность, ФИО подпись
    Оценка ____________

    Дата «___»_____________ 20___ г.

    Пермь, 2022

    Содержание


    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ 3

    1.1.Этническая идентичность: понятие и специфика в России 3

    1.2.Специфика русских, как этнической группы 4

    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ В РОССИИ И ЗА ГРАНИЦЕЙ 5

    2.1.Эмпирическое изучение особенностей этнической идентичности русских в России 5

    2.2.Эмпирическое изучение особенностей этнической идентичности русских за границей 6

    ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ 8

    Заключение 11



    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ


      1. Этническая идентичность: понятие и специфика в России

    Развитие этнического самосознания, как и другие этнические проблемы, в настоящее время приобретает все больший вес и глубину при их социологическом исследовании, потому что данные проблемы можно соотнести со множеством разнообразных процессов, происходящих в нашей стране: с социально-культурными, общественно-политическими и историко-культурными процессами, а также резким ростом миграционных процессов, противоречиями урбанизации и Российскими реформами, которые так или иначе затрагивают межнациональные отношения [3]. Как следствие перечисленных причин - многократное усиление как научного, так и практического интереса и активное обсуждение в средствах массовой информации [1].

    Что же представляет из себя этническая идентичность? Этническая идентичность – это биосоциальный феномен, выражающийся в признании личностью какой-либо этнической общности своей или отнесение личности к этой общности иными группами общества. Проще говоря – нечто, дающее чувство единства представителям группы на основе схожих биологических черт, общих социально-ценностных установок и культуры, культурных обычаев и традиций, восприятие себя этносом в антитезе «Мы – Они». Этническая идентичность является парадоксальным феноменом. Показателями парадоксальности могут служить такие ее характеристики, как глубинность, архетипичность, эмоциональная насыщенность, стремительная актуализируемость при наличии ресурса, иррациональность [7].

    Предлагая модель будущего мироустройства, С. Хантингтон отмечает, что основным источником столкновений и конфликтов между различными силами, представленными на мировой арене, будет вовсе не идеология или политика, как это было ранее, а культура, ибо народы и нации пытаются ответить на вопрос, касающийся их идентичности: «Кто мы такие?» [8]. Одной из причин данного суждения можно считать активную глобализацию, но говоря о нашей стране, России – не только её.

    Одним из социально-психологических проявлений современного кризиса в России выступает стремительный процесс перехода от советской надэтнической идентичности россиян к собственно этнической, а затем вновь переход в направлении конструирования гражданской идентичности, что обнаруживает как этнокультурную устойчивость, так и динамичность идентичности и самосознания представителей всех национальностей, проживающих в России. Как следствие, кризис обнаруживается в разрыве преемственности культурно-исторического опыта, изменении культурных механизмов, задающих картину мира, систему ценностей и ориентиров, формирующих сферу смысло-жизненных ценностей. Эта составляющая кризиса проявляется в изменении характера межпоколенных отношений, что особенно свойственно русским [11]. Кроме того, эмпирические данные показывают, что если этническая идентичность является навязываемой или утрачиваемой категорией, она выполняет функцию социальной деструкции и дезинтеграции. Сохраняемая исконная идентичность и добровольно приобретаемые элементы новой идентичности, напротив, способствуют социокультурной интеграции [8].

      1. Специфика русских, как этнической группы

    Говоря о том, кого мы может считать русским, можно обратиться к работе А. И. Киселева «Национальное самосознание русских и национализм», в которой он ссылается на «Декларацию о русской идентичности», где русским определяется человек, считающий себя русским; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа на протяжении всей его истории [5]. Это непосредственно можно отнести к субъективным факторам, влияющим на русское национальное самосознание. Разумеется, здесь еще опускаются национально окрашенные установки и привычки, а также возраст индивида, влияющий на сформированность его национального самосознания, и особенности социализации в моно-и полиэтнической среде [3].

    Если остановиться на русских, как на государствообразующем народе в России, и на их роль в становлении гражданского общества, то следует отметить, что «собирание народов» в едином государстве явилось культурно-историческим способом существования русского народа: русские в ходе исторического развития привыкли жить бок-о-бок с другими народами. В ходе этого процесса сформировалось его мировоззрение, его государственное устройство, способ ведения хозяйства и все другие социальные институты [6].

    Процесс исторического развития идентичности «русскость» изучил кандидат философских наук М.А. Мануильский на достаточно большом промежутке - на протяжении XVIII—XIX веков. В национальном самосознании Россия, во-первых, всегда считалась «европейской страной», поэтому осмысление происходящих в ней событий, как правило, соотносилось с историей Европы; во-вторых, история России трактовалась прежде всего как история государства (абсолютистского, «демократического», «пролетарского»), но не народа в целом [1].

    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ В РОССИИ И ЗА ГРАНИЦЕЙ




      1. Эмпирическое изучение особенностей этнической идентичности русских в России

    Эмпирический анализ построен на работах «Национальное самосознание россиян» А. Здравомыслова и «Этническая идентичность в общественном измерении» С. Рыжовой, также использовались данные всероссийского исследования, осуществленного ВЦИОМ по заказу ФАДН в ноябре 2019 г. с репрезентативной выборкой N=2000 человек, и данные сайта ВЦИОМ «История страны: ставим «отлично», в уме держим «неуд»».

    Как ни странно, согласно опросу ФАДН-ВЦИОМ, уровень этнической идентичности в России высок, в частности у русских: доля тех, кто в той или иной мере (часто и иногда) чувствует общность с людьми своей национальности составляет 94%, среди русских показатели такие: 75% - часто, 19% - иногда и 4% - никогда [10]. Это свидетельствует о том, что так или иначе для большинства русских не безразличны их культурно-этнические ценности, однако в повседневной жизни этой заинтересованности не придается особого значения. Вероятно, дело в том, что большинство граждан России – русские, и нет нужды в том, чтобы среди своих показательно демонстрировать свою этническую принадлежность – в этом скорее заинтересованы малочисленные народы.

    Касательно отношения к историческим знаниям ситуация тоже достаточно однозначна. Убеждены в необходимости исторических знаний, по данным ВЦИОМ «История страны: ставим «отлично», в уме держим «неуд»», в нашем обществе 96% опрошенных, при этом свои знания по истории страны 47% взрослого населения оценивают как недостаточные (положительные ответы дают 42%) [13]. Молодежь в этом вопросе более самокритична. На деле же опрос на знание ряда исторических фактов/событий показывает, что информированность о них – низкая, в особенности, если события относятся к более раннему историческому периоду (начало-середина ХХ века), а не к недавнему прошлому (последние десятилетия существования СССР, которые некоторые граждане еще помнят). Например, на вопрос «Кто из советских руководителей обещал показать США «кузькину мать», лишь 18% респондентов в возрасте 18-24 года дают верный ответ, и показатель этот закономерно растет с возрастом респондентов: среди респондентов 25-34 лет – 42%, 35-44 года – 59% и т. д. [3].

    Кроме того, по данным, приведенным в работе А. Здравомыслова, наблюдается следующая ситуация насчет мнения о России в целом: 82% опрошенных согласны с суждением, что «Россия – великая держава, она должна заставить другие государства и народы уважать себя» [12]. Этот факт опять-таки свидетельствует о том, что в ценностной структуре русских и в целом россиян этническое занимает не последнее место и присутствует некое единство.

    Вместе тем, хороший уровень русского самосознания свидетельствует лишь об этническом фаворитизме, но никак не об этноцентризме или прочих агрессивных формах выражения своей этничности. По данным уже упомянутого исследования ФАДН-ВЦИОМ, откровенно этноцентрических ориентаций придерживаются лишь 7% русского населения, соглашаясь с мнением «Россия должна быть государством только для русских людей».

    По данным исследования А. Здравомыслова, аналогичное суждение «Россия для русских» находит поддержку у не более 12 % респондентов, что примерно сходная ситуация. Более того, устойчивое большинство (от 61 до 65 %) избирает позицию отказа от преимуществ русских в России [12]. Это вполне рациональная позиция в многонациональном (полиэтническом) государстве: избрание сугубо националистической позиции означало бы отказ от федеративного принципа и неизбежный развал России.

    Обобщая, можно сделать вывод, что для подавляющего большинства русских, так или иначе, важно идентифицировать себя с родной страной, культурой, другими русскими; этническое занимает важное место в их ценностной структуре, а Россия для них – не просто территория проживания, а предмет ассоциаций с богатой культурой и историей.

      1. Эмпирическое изучение особенностей этнической идентичности русских за границей

    Для изучения этнической идентичности русских за границей за основу будет взята работа «Идентичность русской этнической группы и ее выражение в Литве и Латвии. Сравнительный аспект» М. Виргилиюса и Ф. Моники. Хотя, вероятно, в связи с сегодняшней внешней политикой России положение дел несколько изменилось, некоторые представления о предмете исследования получить возможно.

    Предложенная статья основана на анализе данных международного исследования ENRI-East (интервью биографического характера с русскими информантами в Литве и Латвии). Авторами была поставлена задача: сравнить национальную, локальную, европейскую идентичности и идентичность со своей исторической родиной русских Литвы и Латвии. Цель сравнения - выяснить, как представители различных поколений русских в этих странах определяют свое этническое происхождение, как конструируют свои идентичности и как оценивают проводимую Евросоюзом политику.

    Наиболее многочисленные группы этнических меньшинств Литвы, по данным последней переписи 2011 г., - поляки и русские, а в Латвии наиболее масштабная группа этнического меньшинства - русские (таблицы 1, 2). В отличие от поляков, расселение русских на территории Литвы носит дисперсный характер: в то время как польское население компактно проживает в городах и районах юго-восточной Литвы, русские концентрированно селятся в Вильнюсе, Клайпеде и крупных городах Утенского, Клайпедского, Каунасского, Шяуляйского и Пане-вежского уездах с развитой промышленностью

    По данным переписи 2011 г. русские представляют одну из самых многочисленных групп меньшинств в Литве (5,8%), при этом не концентрировано распределяясь в какой-либо части страны, а во всех города. В Латвии русские – наиболее масштабная группа этнического меньшинства – 26,9%.

    В Латвии, что касается одного из показателей этнической идентичности – языка, Больше всего жителей, говорящих по-русски, по данным переписи 2011 г., проживает в Латгальском регионе (60,3% всех жителей), Риге (55,8% всех жителей), Рижском районе (25,9 % всех жителей), Земгальском регионе (23,3% всех жителей), Курземе (19,3% всех жителей) и в регионе Видземе (8,4% всех жителей).

    О переезде из Литвы задумывались лишь 29% русских, среди них только 29% - о переезде в Россию. В Латвии однозначно хотели переехать 32% русских, 22% допускали такую возможность, в Россию изъявили желание ехать 31% из них.

    В Литве Представители всех поколений идентифицируют себя с Россией, при этом представители младшего поколения в большей степени идентифицируются не со страной (географически), а с русской культурой. Русские, родившиеся в Латвии, особенно представители старшего поколения или старообрядцы, считают Латвию своей родиной, однако идентифицируются с Россией (считают себя русскими по этническому происхождению). Информанты, родившиеся в России, больше идентифицируются с местом проживания в Латвии (даже с улицей) и чувствуют определенную связь не с самой Россией, а определенным местом.

    Важным сохранение русской культуры и этнической идентичности и опасаясь ее утраты в связи с будущим Евросоюза выражают 49% русских в Литве, в Латвии аналогичный показатель почти равный – 50% [2].

    Как итог мы имеем, что этничность и этническая идентичность для опрошенных русских информантов, проживающих в Литве и Латвии, важны и различаются в большей степени между возрастными группами, а также в зависимости от места их рождения и периода, когда информанты или их семьи иммигрировали в Литву или Латвию.

    ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ


    Обоснование проблемы исследования

    Данная проблема является актуальной. Это объясняется тем, что она затрагивает важную для современного российского общества социально-культурную проблему – такую как слабая выраженность этнонима в этнической идентичности русских. По данным многолетних социологических наблюдений за рядом этнические группы России (русских, татар, башкир, якутов, осетин, тувинцев) с точки зрения того, насколько необходимо человеку ощущать себя частью этнического сообщества, народа, а не просто автономной личностью, у русских оказался самый низкий показатель такой потребности (на 20% ниже максимального из продемонстрированных представителями других национальностей), независимо от того, живут они на территории «титульных» республик РФ или в областях.

    Объект исследования: представители русского этноса

    Предмет исследования: этническая идентичность

    Цель исследования: изучить особенности этнической идентичности русских, влияние на нее различных факторов

    Задачи исследования:

    1. Выяснить общую ситуацию, сложившуюся на сегодня в отношении уровня этнической идентичности у различных групп представителей русского этноса

    2. Изучить структуру социальных ценностей представителей русского этноса, место в ней этнических ценностей

    3. Определить субъективные и объективные факторы, влияющие на уровень этнической идентичности русских

    4. Выявить социальные типы представителей русского этноса

    Теоретическое уточнение основных понятий

    Объект исследования —область социально-этнической реальности,

    на которую направлен познавательный интерес этносоциолога.

    Предмет исследования — это такие стороны, свойства объекта, которые наиболее отчётливо выражают социальное противоречие и, в связи с этим приобретают теоретическую и практическую значимость.

    Цель исследования — желаемый исследователем конечный результат

    исследования.

    Проблемная ситуация — зафиксированное состояние социально-

    этнических явлений и процессов, требующих изучения и коррекции.

    Этнос — исторически наиболее ранняя форма этнической общности,

    характерная для архаического и традиционного типов общества. Представлен в виде родов, протоплемен и народов.

    Этническая идентичность — биосоциальный феномен, выражающийся

    в признании личностью какой-либо этнической общности своей или отнесение личности к этой общности иными группами общества.

    Этноним — название одного из видов этнических общностей: нации, народа, народности, племени, племенного союза, рода и т. п.

    Этнофор—представитель этноса, индивидуальный носитель определенной этнической культуры, носитель его психологических свойств и этнического сознания.

    Этнический стереотип — ядро социально-этнических установок, усваиваемых индивидом в детстве, в условиях его первичной социализации в социальной среде, и сохраняющих свою силу на всех последующих этапах его жизни, в том числе при переселении в иноэтническую среду.

    Социально-этнический субъект — социально-этническая общность, социально-этническая группа, личность носителя социально-этнических свойств — этнофор.

    Социально-этнический признак —характеристика или свойство этнического субъекта, которая может быть подвергнута наблюдению и измерению.

    Нация — современная – индустриальная и постиндустриальная – форма этнической общности, обладающая кумулятивностью, этносоциальностью и средовыми свойствами. Продукт государственного строительства.

    Эмпирическое описание понятий

    Факторы

    Общие:

    1. Отношение к русским в других странах, в связи с нынешним положением во внешней политике

    2. Местная региональная политика

    Субъективные:

    1. Пол

    2. Возраст

    3. Семейное положение

    4. Образование

    5. Профессия

    6. Материальное положение

    7. Этническая самоотнесенность

    8. Условия социализации (моно- или полиэтническая семья)

    В соответствии с поставленными задачами исследования выдвинуты следующие гипотезы:

    1. Большинство русских в той или иной степени чувствует себя частью русской этнической общности;

    2. Среди представителей старших поколений больше тех, кто знает историю, чем среди представителей молодых поколений.

    Типы респондентов по этнической идентичности:

    Критерии типологии:

    1. Знание истории русского народа (когнитивный показатель)

    2. Следование традициям и обычаям русского народа (поведенческий показатель)

    3. Ощущение солидарности с судьбой русского народа (эмоциональный показатель)

    Типы:

    1. Нормативный тип: знает историю русского народа; ощущает солидарность с судьбой русского народа; следует традициям и обычаям русского народа.

    2. Индифферентный тип: частично знает историю русского народа; ощущение солидарности с судьбой русского народа либо привито искусственно, либо отсутствует; ценности, нормы, установки национально не окрашены; идентифицирует себя согласно гражданству; следует традициям и обычаям русского народа выборочно.

    3. Этнонигилист: история русского народа игнорируется; ощущение солидарности с судьбой русского народа отсутствует; не следует традициям и обычаям русского народа.




    Знание истории русского народа (когнитивный показатель)

    Следование традициям и обычаям русского народа (поведенческий показатель)

    Ощущение солидарности с судьбой русского народа (эмоциональный показатель)

    Нормативный тип

    Знает

    Следует

    Ощущает

    Индифферентный тип

    Частично знает

    Следует выборочно

    Частично ощущает

    Этнонигилист

    Не знает

    Не следует

    Не ощущает


    Заключение

    Этническая идентичность – понятие довольно парадоксальное и глубинное, феномен этот может выступать как фактор, объединяющий одних членов общества в группы, других – напротив, расслаивая, на основе принадлежности к определенному этносу, соответственно это понятие важное и всегда актуальное. Оно тесно связано с развитием современного человечества.

    Русские – этнос со специфическим путем исторического развития, потому что одной из культурно-исторических его особенностей является сосуществование с другими народами в едином государстве, что так или иначе оказало свое влияние на формирование характерных для него аспектов, таких как государственное устройство, мировоззрение, ценности и этническая идентичность в том числе.

    По итогам изучения эмпирических данных ряда различных социально-этнических исследований, можно сказать, что русские не утратили чувство принадлежности к своему этносу – абсолютное большинство русских так или иначе ощущает единство с людьми своей национальности, идентифицирует себя с культурой и историей родной страны, несмотря на кризисную ситуацию, которую в недавнем прошлом она переживала при переходе от советской надэтнической идентичности россиян к собственно этнической. В целом можно сказать, что русские дорожат русской культурой и опасаются за ее сохранение, считают ее неотъемлемой частю государства и народа – об этом свидетельствует то, что абсолютное большинство русских респондентов в рассмотренных исследованиях считает важным знание Российское истории, и то, что каждый второй русский, живущий за границей, по изученным данным стремится к сохранению своей русской идентичности в европейских условиях.

    И, несмотря на развитую этническую идентичность, среди русских практически нет тех, кто придерживается этноцентрических взглядов и считает себя лучше представителей других народов, проживающих в России, на этнической почве. Это объясняется уже упомянутой особенностью исторического развития.

    Гипотеза 1: «Большинство русских в той или иной степени чувствует себя частью русской этнической общности» подтверждается исследованием ФАДН-ВЦИОМ, по данным которого 9 из 10 (94%) респондентов в той или иной степени входят в указанный тип.

    Гипотеза 2: «Среди представителей старших поколений больше тех, кто знает историю, чем среди представителей молодых поколений» подтверждается исследованием ВЦИОМ «История страны: ставим «отлично», в уме держим «неуд»», в котором количество верных ответов стабильно больше у представителей старших поколений.
    Список литературы:

    1. Валеева Е. В. Мануильский М.А. Единая российская нация: проблемы формирования ее идентичности (к итогам всероссийской̆ конференции) [Электронный ресурс] // Социологический журнал. – 2018. – №1.

    2. Виргилиюс М. А. Моника Ф. Р. Идентичность русской этнической группы и ее выражение в Литве и Латвии. Сравнительный аспект // Мир России. Социология. Этнология. – 2014. – Т. 23. – №1. – С. 87-114.

    3. Гремякина Д. А. Русское национальное самосознание // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. – 2020. – №2. – С. 169-175

    4. Катаева Д. А. «Русский вопрос» в условиях глобализации // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. – 2020. – №2. – С. 176-183

    5. Киселёв А.И. Национальное самосознание русских и национализм [Электронный ресурс] // Научно-технические ведомости С-Петерб. гос. политехн. ун-та. Общество. Коммуникация. Образование. – 2016. – №2 (244). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnoe-samosoznanie-russkih-i-natsionalizm (дата обращения: 23.06.2020)

    6. Подольская К. А. Шарипов А. Р. Проблема этнической идентичности в России // Science Time. – 2015. – №3 (15). – С. 452-457.

    7. Степанова Г. С. Исследование этнической идентичности русских в современном и историко-психологическом контексте // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – №3-4 (45).

    8. Степанова Г. С. Особенности этнической идентичности русских: проблемы и перспективы исследования // Социальная психология и общество. – 2012. – Т. 3. – №4. – С. 41-52.

    9. Рыжова С. В. Содержание и динамика этнической идентичности в России // ЭТНИЧЕСКОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ МНОГООБРАЗИЕ РОССИИ. – 2018. – С. 119-135.

    10. Рыжова С. В. Этническая идентичность в общественном измерении // Социологическая наука и социальная практика. – 2020. – Т. 8. – №3 (31).

    11. Яковенко И. Я — русский. Кто я и зачем я? // Нева. 2004. № 6.

    12. Здравомыслов А. Национальное самосознание россиян [Электронный ресурс] // Мониторинг. – 2002. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/- n/natsionalnoe-samosoznanie-rossiyan

    13. ВЦИОМ: сайт. История страны: ставим «отлично», в уме держим «неуд». – URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116396


    написать администратору сайта