Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат Тема

  • Динамика развития супружеских отношений и их национальная специфика.

  • 2 Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях.

  • Список использованной литературы.

  • Этнография. Этнические принципы психологического обслуживания


    Скачать 38.03 Kb.
    НазваниеЭтнические принципы психологического обслуживания
    АнкорЭтнография
    Дата11.04.2023
    Размер38.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭтнография.docx
    ТипРеферат
    #1054715

    МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

    ДЖИЗАКСКИЙ ФИЛИАЛ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА УЗБЕКИСТАНА ИМЕНИ МИРЗО УЛУГБЕКА

    Реферат

    Тема: Этнические принципы психологического обслуживания.

    Подготовила: Давлетбаева Феруза Юсупбековна 932-20 группа

    Джизак- 2023

    Содержание


    Введение………………………………………………………………………….……3

    1. Динамика развития супружеских отношений и их национальная специфика…4

    2.Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях…….7

    Заключение…………………………………………………………………………….13

    Список использованной литературы………………………………………………...14

    Введение

    В нашем полиэтническом государстве межнациональные браки – распространенное явление, и знать, а затем и правильно осмыслить психологические особенности людей в разноэтнической семье – важная задача ученых и социальных работников. Точной статистики на этот счет нет. Кроме того, современная национальная ситуация также сказывается отрицательно на этой проблеме. Вместе с тем совершенно очевидно, что привлекательность такого рода браков, как показывает отдельные исследования, достаточно высока.

    Как свидетельствуют специальные исследования и практика, в семье закладываются основы отношений личности к представителям других этнических общностей, и от того, какими будут эти отношения, зависит очень многое в жизни людей. Именно в семье уже с малого возраста человек становится носителем традиций и привычек, социальных и нравственных ценностей той нации, к которой он принадлежит. Когда мы имеем дело с семьей многонациональной, этот процесс происходит далеко не однозначно.

    История знает немало примеров, когда этнические общности, находясь на трудных этапах своего развития или будучи достаточно древними по происхождению, использовали межнациональные браки для пополнения или укрепления своего генетического потенциала, чтобы выжить или набрать новые силы для последующего развития. Можно, конечно, снисходительно и с юмором относится к этой проблеме, однако она не такая простая, какой кажется на первый взгляд, поскольку этнические корни так или иначе сказываются, проявляются и иногда становится источником человеческих традиций.

    1. Динамика развития супружеских отношений и их национальная специфика.

    На первом этапе формирования супружеских отношений обычно происходит присущая для каждой этнической общности социально-ролевая и межличностная адаптация к условиям семейной жизни. Это время первоначального вхождения в духовный мир друг друга, взаимного привыкания, распределения социальных ролей, а также устройств быта и организации досуга.Если супруги являются представителями разных народов, часто не все складывается гладко, на их пути встречается большое количество трудностей, которые нужно преодолеть, не затронув национальное достоинство каждого. Это самый трудный и опасный период с точки зрения стабильности брака, когда даже малые размолвки, тем более окрашенные этнической спецификой, могут оттолкнуть людей друг от друга. Правда, существует достаточно серьезный фактор, обеспечивающий стабилизацию супружеских отношений, - любовь, которая скрашивает обиды и сметает препятствия на своем пути.

    На втором этапе формирования супружеских отношений, начинающемся после появления ребенка, происходит значительная перестройка во взаимоотношениях супругов, связанная с изменением в ролевой структуре, появлением родительских обязанностей, перераспределением материальных средств и бюджета времени. На этом этапе нет еще единства интересов, не сложилось окончательное взаимопонимание между супругами и все еще много серьезных проблем. Однако уже в это время появляется основа для преодоления всяческих, в том числе и национально специфических размолвок, закладываются предпосылки для общего, интернационального отношения супругов к себе и другим людям, правильной оценки этнических «недостатков» и недоразумений, если они имеют место.Самое главное, что супруги вынуждены серьезно задумываться над интернациональными принципами воспитания в семье, связанными не только с рождением ребенка, но и с развитием его самосознания, с перспективами его будущей культурной адаптации в окружающем полиэтническом мире.

    Большое значение здесь имеет и новое распределение обязанностей по дому между супругами разных национальностей. Например, во многих семьях жителей Северного Кавказа только после рождения ребенка отец начинает уделять больше внимания работе по дому, помощи жене. До того это, как правило, не наблюдается в силу специфики национальных традиций.Специальные психологические исследования показывают, что молодые люди разных национальностей, полюбив друг друга и намереваясь вступить в брак, не задумываются всерьез над возможными трудностями совместной жизни (в том числе межнациональными), которые их ожидают.Столкнувшись на втором и третьем этапах становления своей семьи с трудностями, они по-разному их преодолевают. Меньше проблем, как правило, испытывают те молодые люди, которые сильнее любят друг друга и которые до свадьбы жили в районах смежного проживания представителей разных национальностей.

    Третий этап характеризуется тенденцией к устойчивости и стабильности супружески отношений в ряде основных сфер жизнедеятельности семьи. Полностью распределяются социальные роли, и они перестают быть источником разногласий. Окончательно выявляется лидер в каждой из функций семьи, если ранее не был определен в соответствии с национальными традициями. Или же значительно сглаживаются противоречия, возникшие ранее на этой почве.Однако этот период сложен из-за проблем, связанных с воспитанием детей. У представителей некоторых этнических общностей это усугубляется известным дефицитом общения отцов с детьми, у других, наоборот, упрощается в силу национальных традиций активного участия главы семьи в формировании внутреннего мира своих детей, а также их воспитании в целом. В любом случае, если супруги являются представителями разных этнических общностей, совместное участие в воспитании детей способствует укреплению их взаимоотношений и сглаживанию различий в этнических традициях.В этот же период возникает и еще одна проблема, имеющая принципиальное значение. Родители начинаю более глубоко понимать и реализовывать воспитании своего ребенка традиции обоих национальных общностей, к которым они принадлежат. В этой связи и они сами значительно глубже осмысливают необходимость интернационального подхода к психическому развитию и поведению своего ребенка, стремятся воспитать у него одинаковое отношение к тем нациям, к которым принадлежат отец и мать.Четвертый этап характеризуется гораздо большей стабильностью сложившихся взаимоотношений в основных сферах жизни разноэтнической семьи. Происходит полная интернационализация внутрисемейных отношений. Подрастающие дети не только эффективно влияют на выполнение обязанностей супругами, но и оказывают корректирующее воздействие на их поведение. Для супругов возрастает значимость самооценки своих поступков, решений, мотивов действий, так как дети подмечают всевозможные нюансы во взаимоотношениях родителей, видят фальшь или двусмысленность в их взаимных реакциях на события внутрисемейной жизни.В то же время в рассматриваемый период у супругов появляется больше времени для самих себя, повышения своего культурного интеллектуального уровня, налаживания интимных отношений. С другой стороны, на этом этапе приходит черед для активного осмысления ими своего индивидуального опыта налаживания межэтнических отношений, понимания внутреннего мира самого близкого тебе человека, его этнических особенностей.Пятый этап связан со окончательной стабилизацией супружеских отношений во всех сферах жизнедеятельности семьи. У супругов устанавливается близость, а часто и полное единство взглядов по значительному числу проблем. Взрослые дети вносят в нравственно-психологическую атмосферу семьи элементы демократизма, обязательности, осмысленности действий, взвешенных решений. Чаще в поступках супругов имеют место взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие и терпимость. В этот период практически не возникают конфликты на межнациональной почве, супруги полностью адаптированы к национальным традициям и особенностям друг друга.

    2 Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях.

    И все же, несмотря на колоссальные антропокультурные различия, все народы нашей планеты имеют принци­пиально важную общность. Институт семьи существует у всех современных народов, и хотя он удивительно многооб­разен, все народы понимают семью как единственный спо­соб сохранения этнической общности. Семья — это опреде­ленный вид деятельности, к которой девочек и мальчиков готовят с детства. Семья — это обязанность каждого: ты вы­рос в семье, должен вырастить детей тоже в семье (это лишь в наши дни и в нашей стране почти 700 тысяч детей при жи­вых родителях воспитываются в детских домах, а еще 4 мил­лиона детей ведут бродяжнический образ жизни).Психологами и врачами установлено, что 80% женщин даже в возрасте 40 лет видят во сне, что держат на руках младенцев. Это свидетельствует о здоровых инстинктах и сознании: если им следовать, семья не умрет, она будет жить и размножаться. А если вспомнить этическое учение Конфуция, от нравственных устоев семьи зависит нравст­венность общества в целом.Конфликты в семейных отношениях на национальной почве все же предпочтительнее классифицировать по потребностям супругов.

    По этому основанию обычно различают:

    Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны партнера, его пренебрежительного, не уважительного отношения (особенно сильны эти конфликты в семьях, где супруги являются представителями разных национальностей, различия в психологии и традициях которых значительны, а порой и несовместимы);

    Конфликты, размолвки, психологические напряжения, возникающие по причине неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов (существует большая национальная специфика сексуальных отношений, которая не всегда может удовлетворять супругов – представителей разных национальностей);

    Психологическая неудовлетворенность, депрессии, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: из-за отсутствия ласки, заботы, внимания, понимания, юмора, подарков (здесь также имеется достаточно сильная национальная специфика; есть нации, у представителей которых не принято отчетливо и часто оказывать знаки внимания жене со стороны супруга, например в семьях бурят, некоторых народностей Северного Кавказа, а удмуртов, башкир - наоборот);

    Конфликты, ссоры на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм, что приводят к неэффективным затратам средств семьи (у некоторых народов Северного Кавказа, у калмыков расходы на эти пристрастия супруга являются саморазумеющимся делом, а у представителей некоторых финноугорских национальностей такие расходы находятся под прямым и строгим контролем супруги);

    Финансовые разногласия, возникающие на основе не согласующихся по разным причинам потребностей супругов распределении семейного бюджета, вклада каждого супруга в материальное обеспечение совместной жизни (у финноугорских и тюркских народов России все эти разногласия строго регламентируются одинаковой долей ответственности за них, которую несут согласно национальным традициям и муж и жена, а у народов Северного Кавказа такие разногласия просто не могут возникать, поскольку приоритет всегда на стороне мужа);

    Конфликты, ссоры, размолвки на почве неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, на почве разногласий по поводу устройства домашнего очага (в принципе супруги, относящиеся к представителям разных национальностей, заранее настраиваются на преодоление подобного рода трудностей, но тем не менее к ним необходимо адаптироваться);

    Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми (чаще всего такие конфликты возникают в семьях, где жена славянского происхождения, а муж – представитель народов Северного Кавказа или Средней Азии);

    Конфликты, размолвки, ссоры, возникающие на почве различий потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, разных хобби.

    Есть этнические общности, традиции которых просто не допускают разводов из-за неудовлетворенных потребностей обоих сторон в браке, и конфликты у них по этому поводу или малочисленны, или регулируются национальными нормами. К ним относятся большинство народов Северного Кавказа и некоторые тюркские народы.Есть и этнические общности, для которых просто невозможны межнациональные браки, и если они имеют место, то на почве межнациональных различий возникают тяжелейшие конфликты между молодыми и их родственниками (как правило, это касается браков между представителями славянских и северокавказских народов).Все разнонациональные семейные пары по степени подверженности их конфликтным отношениям можно разделить на определенные типы.Благополучная семья – это супруги, которые с детских лет привыкли к своеобразию межэтнических браков и межэтнических отношений, поэтому легко адаптировались к совместной жизни и этнически своеобразным потребностям и традициям друг друга.

    Конфликтная семья – это та, в которой имеются постоянные области, где потребности, интересы, своеобразные национально-психологические особенности супругов, детей, других членов семьи приводят к столкновениям, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брачный союз может сохраняться длительно благодаря другим факторам, скрепляющим его, а также благодаря взаимным уступкам и компромиссным решениям.Кризисная семья – это брачный союз, в котором противостояние интересов и потребностей носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности всех членов семьи. В подобных семьях супруги занимают непримиримые позиции в отношении друг друга, не соглашаясь ни на какие уступки и компромиссы. Такие семьи или сразу же распадаются, или какое-то время находятся на грани распада. Причиной этого могут быть не адаптированные друг к другу традиции супругов разных национальностей.Невротическая семья характеризуется длительно протекающими ссорами между супругами. Часто причиной этих ссор является непрекращающееся противостояние родственников супругов, особенно когда они изначально не были сторонниками этого брака или является представителями разных этнических общностей. Формы брачно-семейных отношений исторически ме­нялись, имеют свои национально обусловленные формы. Семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья.Промискуитет характерен для низшей, «дикой» ступе­ни человечества: половые отношения между членами об­щества не регулировались никакими нормами, существо­вали неограниченные половые отношения между всеми членами общества.Кровнородственная семья — групповой брак, в котором половое общение разрешено лишь между теми, кто при­надлежит к одному роду, то есть братья, сестры образуют одну семью, вступают в половое общение.

    Пуналуальная семья — групповой брак между людьми одного поколения, но принадлежащими к разным родам (брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода).

    Синдиасмическая семья — та, в которой один мужчина живет с одной женщиной, но брачные узы легко расторга­ются, и тогда дети остаются с матерью, а многобрачие остается исключительным правом мужчины.

    Моногамная семья — устойчивая связь между мужчиной и женщиной, которая может быть расторгнута только по воле мужа.

    Полигиния — брак одного мужчины с несколькими жен­щинами.

    Полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами (эта форма брака встречается редко).

    Патрилинеальные семьи — те, в которых наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных семьях — наследование идет по матери.

    П о критерию власти выделяются патриархальные семьи, где отец является главой семьи, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать.

    Традиционная семья — роль лидера принадлежит мужчи­не, который экономически обеспечивает жену и детей.

    Нетрадиционная, или эксплуататорская семья — харак­терны мужское лидерство, разграничение мужских и жен­ских семейных обязанностей, но мужчина экономически не обеспечивает семью, и жена вынуждена участвовать в общественном труде и полностью выполнять домашнюю работу.

    Эгалитарные семьи (семъя равных) — нет выраженного семейного главенства, преобладает ситуативное распреде­ление власти между отцом и матерью, справедливое рас­пределение домашних обязанностей между членами семьи.

    Партнерские семьи с совместным обсуждением семейных проблем и принятием решений. Самыми распространенными в настоящее время в западных культурах являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, из двух по­колений. Нуклеарные семьи могут быть двух типов: репро­дуктивная — состоит из родителей и несовершеннолетних детей; ориентационная — родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные се­мьи. Расширенная семья состоит из трех и более поколений (родители, дети, дедушки, бабушки, прабабушки).

    Неполные семьи — дети живут с одним из родителей, чаще всего вследствие развода родителей. В повторных се­мьях, основанных на повторном браке, вместе с супругами живут дети предшествующего брака и дети данного брака.

    По числу детей разделяют малодетные семьи (с 1—2 деть­ми), среднедетные (3—4 ребенка), многодетные (5 детей и более). В России в настоящее время 90% семей — малодет­ные, 9% — среднедетные, 1% — многодетные семьи, поэто­му рождаемость не превалирует над смертностью. С 1992 года уровень смертности в России превышает рождаемость.А что же различает этнические общности? Этносоциологические исследования показали, что на вопрос «Чем отличаются народы друг от друга?» 47,7% респондентов назвали обычаи и традиции; 38,8% язык; 27,3% осо­бенности поведения; 20% внешность; 12,6% религию. Если учесть, что ни одно из этих различий не может фор­мировать антагонистических противоречий (ни одна ре­лигия не учит ненавидеть и убивать), становится ясно, что все межнациональные конфликты результат ошибочно­го воспитания, низкой общей культуры.






    Заключение.

    В наше время этнические принципы семьи невозможно представить без этнопедагики. Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодей­ствия и общественного воздействия, в ходе которого воспи­тывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народ­ные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, ска­заниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, соб­ственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педаго­гический потенциал, оказывающий влияние на процесс исто­рико-культурного формирования личности.Всякая этнокультура традиционна, в то же время тради­ционная культура воспитания непременно и этнопедагогична. Этнопедагогика в этом отношении является особенной, ибо она имеет дело с традиционной преемственностью всего со­вокупного культурного наследия народа.Народная педагогика это воздух и почва одновременно, и корни тоже, от которых вырастает новая поросль. Именно народная педагогика «неформальная педагогика», обыден­ная педагогика, житейская педагогика, являющаяся самой существенной частью традиционной культуры воспитания, и позволяет рассматривать педагогику не только как науку и искусство, но и в более широком смысле как культуру, а если обратиться к обожествлению матери, к культу предков, то и как религию. «Этнопедагогика выше религии» (Л.В. Тодоров).В подтверждение сказанного можно обратиться к следу­ющим концептуальным положениям этнопедагогики: близость общечеловеческих духовных сокровищ народной педагогики к метапедагогике, к той сфере педагогических знаний, кото­рая включает сверхинформацию, не имеющую временных и территориальных границ, переходящую из века в век, из страны в страну; педагогическая сверхинформация в общей струк­туре человекознания и обществознания; конкретные нацио­нальные педагогики всех времен как частные случаи обще­человеческой вечной, общей, всеобщей науки, развивающейс я в ноосфере, в этносфере. Лучшего слова, чем этнопедагогика, и не придумаешь.

    Список использованной литературы.

    1. Самобытность народных педагогов. Их дела и мысли.

    2. Известные педагоги регионов, народа в прошлом и на­
      стоящем (по выбору).

    3. «Мудрость старых чехов» Я.А. Коменского как клас­сический образец аналитического представления афористи­ческой этнопедагогики.

    4. Этнопедагогический опыт семейного воспитания в на­следии И.Г. Песталоцци.

    5. Русская этнопедагогическая классика (К.Д. Ушинский).

    6. «Этнопедагогические заповеди» И.Я. Яковлева.

    7. Этнопедагогические воззрения русских крестьян в со­чинениях СТ. Шацкого.

    8. Этнопедагогическое наследие В.А. Сухомлинского.

    9. Великие педагоги-демократы как личности-символы в
      истории народа.


    1. Историческая этнопедагогика. Историография народ­
      ной педагогики (Т.Н.Петрова).

    2. Этнопедагогика семьи (Э.И. Сокольникова).

    3. Одаренные дети в этнопедагогике (В.Н. Иванов).

    4. Этнопедагогический диалог культур, народов и стран
      (З.Б. Цаллагова).

    5. Этнопедагогика игры (В.М. Григорьев).

    6. Этнопедагогическая антропология (Л.К. Рахлевская).

    7. Традиционная педагогика народов Севера (А.Л. Бу­
      гаева).


    написать администратору сайта