Этноцентризм. Этноцентризм имеет как отрицательные, так и положительные следствия
Скачать 18.66 Kb.
|
Этноцентризм - склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона. Этноцентристская установка проявляется в предпочтении образа жизни, характерного для данной культуры, всем остальным. Этноцентризм базируется на рудименте человеческого сознания -делении мира на две половины - мир «своих» и мир «чужих» («мы» и «они»). Этноцентризм - это способ межгруппового восприятия и взаимодействия. Как элемент этнического сознания этноцентризм представляет собой совокупность социальных установок, отражающих чувство превосходства и негативного отношения к «чужим» группам, реализуемых в социальном поведении и действиях. Этноцентризм имеет как отрицательные, так и положительные следствия. Функции этноцентризма - Способствует сплочению культурной или этнической общности вокруг собственных норм и ценностей, - оправдывает жертвенность, мученичество во имя благосостояния группы - Формирует этническое самосознание и является необходимым условием обычной групповой лояльности. - Стимулирует патриотизм - Группы, в которых существуют явно выраженные проявления этноцентризма, более жизнеспособны. Дисфункции этноцентризма - Служит основой разжигания межэтнических конфликтов и национализма - Ведет к культурной самоизоляции (работает установка: «Если моя культура лучше, то зачем взаимодействовать с другими культурами, познавать их?») - Является инструментом «консервации» (работает установка: «Если более жизнеспособны наша группа лучшая, то зачем нужно изменять ее?») Евроцентризм. Это установка, согласно которой Европа с её духовным укладом признается центром мировой культуры и цивилизации. Истоки евроцентризма уходят в античность. Еще в Древней Греции сложилось разделение людей на эллинов и варваров. Такое деление имело отчетливо выраженную оценку: варварское считалось диким и отвергалось, утверждалась ценность эллинского, которое стало тождественным 'Цивилизованному. Данная традиция была подхвачена Римом и унаследована социальной и духовной практикой Европы. Возвеличивание европейской цивилизации происходило через крестовые походы, путешествия, миссионерство, в эпоху Великих географических открытий - через захват новых земель, а значит, и территорию культур, через колониальные войны. Не одно столетие складывалось и утверждалось представление о прогрессе как распространении европейской культуры. Сформировалось мнение, что культура, уклад жизни, искусство, религия Европы - безоговорочная ценность, а остальные культуры - неправильные, неразвитые. Слово «Европа» стало ассоциироваться не с достижениями науки, экономики, искусства, а с образом врага, агрессора, с политикой угнетения, дискриминацией, с имперской идеей превосходства «белой расы». Наряду с насильственной «культурной колонизацией» шел естественный процесс вестернизации. Вестернизация - это добровольная социокультурная ориентация сообществ, не принадлежащих к западно-христианской культуре, на развитие по образцу развитых стран Запада или заимствование отдельных элементов западной культуры. Как правило, в процессах вестернизации большую роль играют элиты обществ-реципиентов. Чем более открыто общество, чем сильнее в нем демократические традиции, тем больше Социальных групп вовлекаются в этот процесс. Заимствование некоторых элементов западной культуры имело как положительное, так и отрицательное значение. Американоцентризм. Другой разновидностью этноцентризма является американоцентризм. Американоцентризм - установка на видение Америки как цитадели новой культуры и цивилизации. Истоки и основы американоцентризма. Америка избрала путь самоопределения через отрицание европейской культуры. Америка начиналась с противопоставления Старому Свету. Философы усматривали в Америке прообраз принципиально новой, иной цивилизации, которая станет спасительницей старой Европы, якобы исчерпывающей свой духовный потенциал. Эти миссионерские настроения характерны и для современных американцев. В рамках американоцентристской концепции Европа и вообще все страны мира рассматриваются как плацдарм для распространения и укоренения американской цивилизации, которая, таким образом, становится идеалом динамичной вненациональной культуры. Американоцентризм лежит в основе глобализации, так как Америка - один из главных инициаторов этого процесса. Культурный релятивизм – это установка и умонастроение, противоположные этноцентризму. В основе культурного релятивизма лежат два утверждения: 1. Единой мировой культуры не существует. 2. Культуру других общностей можно понять и правильно оценить только с позиций ее собственной системы ценностей. Таким образом, явления культуры относительны, релятивны. Ценность такой установки в том, что она утверждает значимость множества культур и, следовательно, приоритет диалоговых отношений в межкультурных коммуникациях. Философские основания культурного релятивизма были разработаны рядом мыслителей. В античные времена и эпоху средневековья философского обоснования «Другого», «Иного», «Чужого» не сложилось. Различия между странами, народами, культурами оценивались и описывались абстрактно (чудовища, волшебство, опасное, волшебное). Первым исследователем релятивизма считается И. Гердер. Основные идеи Гердера, важные для понимания межкультурных коммуникаций: 1. Исторический процесс многообразен и вариативен («плюралистическая история»). Поэтому он порождает такое богатство и разнообразие культур. 2. Исторические эпохи и культуры самоценны, уникальны, индивидуальны и неповторимы. 3. «Общечеловеческое» в культуре - это не одинаковое и тем более не европейское, а сумма всех вариантов и форм культуры. 4. Познать себя, собственную культуру можно только через познание других. А для этого необходимо признать другого равным себе. XIX век подарил целую плеяду философов, разделявших плюралистскую Концепцию культуры. Ученые перестали говорить о культуре в единственном числе, заговорили о культурах. И в Европе, и в России появились циклические Теории культурного развития. Так, книга Н. Я. Данилевского «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869 г.) стала «евангелием» славянофилов. Обозначим основные идеи Н.Я. Данилевского, значимые для изучения межкультурных коммуникаций: 1, Нет единой общечеловеческой истории. Есть множество несхожих, «своеземных», локальных цивилизаций или культурно-исторических типов (КИТ). Начала одного КИТа не передаются другим. Так, Данилевский считал, что между славянами и татаро-монголами не было культурных взаимодействия и заимствований. 2. КИТы проходят в своем развитии универсальные стадии: зарождение, возмужания, дряхления, гибели или деградации. 3. Существует четыре формы деятельности, которые являются основами КИТов: религиозная, культурная (искусство, интеллект), политическая, социально-экономическая. 4. В истории сложилось 10 КИТов: египетский, китайский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, германо-романский. Будущее - у четырехосновного славянского КИТа, во главе которого - Россия. 5. «Начала цивилизации одного КИТа не передаются народам другого типа». Отсюда проблема возможности осуществления межкультурных контактов. Идеи Н. Я. Данилевского оказали влияние на западноевропейских философов - О. Шпенглера и А. Тойнби. О. Шпенглер - автор культурологического бестселлера «Закат Европы» (1919 г.) - нигде не ссылается на Данилевского, хотя книгу его читал и разрабатывал те же идеи. Он рассуждает о своеобразии великих культур, их обособленности, отсутствии единой общечеловеческой культуры. О. Шпенглер выделил восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую (аполлоновскую), византийско-арабскуто (магическую), западно-европейскую (фаустовскую), майя, далее - ожидается рождение русско-сибирской. Шпенглер выступил против европоцентризма. Он полагал, что история не должна больше вращаться вокруг Европы, как солнце не должно вращаться вокруг земли. А. Тойнби разработал теорию локальных цивилизаций (книга «Исследование истории») под влиянием О. Шпенглера. Основные идеи А. Тойнби: 1. Всемирная истории - это сумма локальных цивилизаций. 2. Цивилизации делятся на 3 поколения. Первое - примитивные, бесписьменные, безгосударственные, без искусства и науки. Второе - динамичные (Рим, Вавилон) и развиваются за счет творческих личностей. Третье - формируется на основе церквей (христианской, исламской, индуистской). Историческая концепция Тойнби лишена фатализма, он ищет основания для объединения человечества |