Главная страница

ФИЛОСОФИЯ. Это религиозная философия, где в центре внимания стоят вопросы духовноценностной ориентации человека, проблемы философской и религиозной антропологии


Скачать 40.94 Kb.
НазваниеЭто религиозная философия, где в центре внимания стоят вопросы духовноценностной ориентации человека, проблемы философской и религиозной антропологии
АнкорФИЛОСОФИЯ
Дата30.03.2023
Размер40.94 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаPRILOZhENIE_k_teme_Rossiyskaya_sovetskaya_filosofskaya_mysl.docx
ТипДокументы
#1026479

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Периодизация русской философии.

2. Основные течения и видные мыслители.

3. Русская религиозная философия конца XIX – XX вв.

4. Философия космизма.

5. Естественно-научная философия.

6. Советская философия.

7. Философия российской эмиграции.

Общая характеристика русской философии

  Русская философия — одно из направлений в мировой философии. Русская философия, как и другие национальные философии, выражает самосознание и менталитет народа, его историю, его культуру и духовные искания.

Основой духовного самосознания и менталитета народа в русской философии является русская идеяРусская идея это вопрос о существовании России во всемирной истории.

Русская философия, являясь составной частью мировой философии, имеет общие вопросы и проблемы исследования (метафизика, онтология, гносеология, социальная философия и т.д.). Вместе с тем русской философии присущ и ряд характерных особенностей, присущих только ей. Это религиозная философия, где в центре внимания стоят вопросы духовно-ценностной ориентации человека, проблемы философской и религиозной антропологииК отличительным особенностям, характеризующим проблематику русской философии, можно отнести концепцию мирового всеединства, русского космизма, русскую религиозную этику, идею соборности и т.п. По мнению Н. О. Лосского, характерными чертами русской философии являются: космизм, софиология (учения о Софии), соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм).

Основной вопрос русской философии  это вопрос об истине — смысле бытия человека, его космического и земного назначения. Решается этот вопрос в духовно-религиозной теории истины.

  Формирование русской философской мысли было обусловлено двумя традициями: славянской философско-мифологической традицией и греко-византийской религиозно-философской традицией.
1. Периодизация русской философии.

Русская философия составляет важнейший элемент национального самосознания россиян. Она самобытна и занимает почетное место в мировой культуре. В школах и училищах философия начинает преподаваться с XVII в., т.е. в Новое время, когда духовная деятельность становится самостоятельной. С появлением в России университетов в XVIII веке (Московского, Петербургского) философская мысль оживилась, стали возникать собственно российские профессиональные кадры философов.

Несмотря на это принято считать, что русская философская мысль в своем становлении и развитии прошла ряд этапов, которые сопоставимы с этапами развития государства и культуры.

I этап – XI – XVII вв.

II этап – XVIII – XIX вв.

III этап – конец XIX – XX вв.

Это деление условно, так как каждый этап неоднороден, имеет свои особенности и свои внутренние течения.

Особенности первого этапа (XI-XVII вв.).

Первый этап становления русской философской мысли называется в разных источниках по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия или философия допетровского периода.

Отличительная особенность:

во-первых, отсутствие самостоятельного статуса;

во-вторых, ярко выраженная религиозная направленность, т.к. центрами духовной жизни в то время являлись монастыри. Самобытность русской философии связанна с процессами христианизации (начало положено крещением Руси в 988 г.) и в связи с этим философская мысль:

с одной стороны – восприняла ряд черт и образов языческого мировоззрения и культуры,

а с другой – связав себя узами с Византией, стала впитывать античную философию.

Таким образом, она впитала в себя идеи античной, византийской и древнерусской мысли. Основными философскими элементами язычества были: наивный пантеизм и связанные с ним начальные натурфилософские представления.

Преобладающими проблемами древнерусской философской мысли являлись понятия о душе, о взаимодействии души и тела, о мудрости, о знании вообще и др.;

в-третьих, философия выполняла не только мировоззренческую функцию, но и функцию житейской мудрости, праведности мысли и поступков людей. Это проявлялось в нравственно-этической и исторической проблематике.;

в-четвертых, с самого начала русская философия использовала свой собственный письменный язык, созданный в IX в. Кириллом и Мефодием.

Ярким представителем этого этапа развития философской мысли является Максим Грек (до принятия пострига – Михаил Триволис) (1475-1556).Максим Грек происходил из знатного рода, учился в Италии, много путешествовал. В зрелом возрасте избрал путь православного служения и в Афоне (1505г.) постригается в монахи.

В 1518г. по просьбе великого князя Василия III в Москву из Афона прибыли монахи – переводчики, и среди них – Грек. В 1525г. он был обвинен в ереси и политических преступлениях, осужден и много лет провел в заключении (шесть лет – в темнице Волоколамского монастыря и 15 лет – в Тверском монастыре).

По прибытии в Россию, не знавший даже русского языка, Максим Грек стал одной из ярких фигур в истории русской религиозно-философской мысли, а после смерти – русским святым.

Суть взглядов.

1.Хорошо зная учения Сократа, Платона, Аристотеля, Августина Блаженного и др. мыслителей он утверждает, что философия, «без умаления есть вещь весьма почитаемая и поистине блаженная». Важнейший вопрос, который необходимо выяснить – каков тот единственный жизненный путь, который может привести человека к спасению.

2. Человек состоит из трех начал:

а) плотское;

б) душевное;

в) духовное.

Ум – «кормчий души», выполняет главенствующую роль по отношению к телу и душе.

3. Сам ум нуждается в просвещении и нравственном совершенствовании.

4. Высшая цель человека постичь любовь к Богу и человеку, не допуская Зла. Для этого надо победить гнев, праздность, быть скромным, избежать гордыни.

5. В своих воззрениях на государственную власть он был сторонником гармоничного единства светской и духовной власти, полагая, что лучшей формой государства является просвещенный абсолютизм, который опирается на закон.

Таким образом, первый этап (XI-XVII вв.) в развитии русской философии характеризуется только началом, первыми шагами.
Особенности второго этапа (XVIII-XIX вв.)

Второй период начинается с XVIII века и связан с реформами Петра I, и деятельностью М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева.

Этот период характеризуется действием двух факторов, которые определяющим образом влияют на всю духовную культуру этого времени:

во-первых, это процесс европеизации России;

во-вторых, секуляризация общественной жизни.

Духовная жизнь России испытывает влияние Запада, французского Просвещения (идеи Руссо, Вольтера, Монтескье – стимулируют развитие свободомыслия в России). Огромное влияние на развитие всей духовной культуры имело открытие в 1755 году Московского университета. С этого времени философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) свое слово в русской философии сказал тем, что:

1) заложил основы материалистической традиции;

2) сформулировал закон сохранения материи и движения;

3) в основе мироздания видел материальные атомы и материальные монады;

4) вместе с этим, не отвергает Бога-творца, т.е., по сути, выступает деистом.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) хорошо знал творчество западных философов, но его больше всего интересовали проблемы человека, общества и государственного устройства.

Он стал первым русским мыслителем, который провозгласил идею человечности в качестве основного стержня светской общественной мысли.

Первым, кто начал самостоятельное философское творчество был Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). Свои взгляды он изложил в сочинении «Философические письма». После публикации первого из них в1836 г. в котором:

а) характеризует тяжелое положение русского народа, изолированность от общечеловеческого развития;

б) резко критикует самодержавие, крепостничество – главные причины отсталости России,

Объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Чаадаева интересуют две проблемы:

- философия человека;

- философия истории.

1. Человек существо двойственное:

а) природное;

б) духовное.

2. Задача философии изучать его как духовное существо.

3. Подчеркивая коллективистскую сущность человека, отличающую его от животного, он замечает, что без общения с другими людьми «Мы бы мирно щипали травку», т.е. остались бы животными.

4. Движущей силой общественного прогресса он считал нравственность, основанную на христианских идеалах и ценностях.

5. Философия истории у Чаадаева основана на провиденциализме (определяющим фактором общественного развития является Божественное Провидение). Христианство – стержень, двигатель истории.

6. Вместе с этим, он считает, что господствующим во всей нашей истории является «географический фактор» (необозримые просторы России, специфические климатические условия существенно влияют на ее историю).

7. В своем творчестве Чаадаев превозносит католический Запад, тем самым став предтечей западничества.

Особенности третьего этапа (XIX – XX вв.).

Третий этап развития русской философии был ознаменован возникновением и развитием различных философских систем и направлений.

Характерными особенностями философии этого периода являются:

а) антропоцентризм;

б) гуманизм;

в) во многом религиозный характер.

Сформировались течения:

  • религиозная философия;

  • космизм;

  • естественно-научная философия;

  • советская философия (советский вариант марксизма);

  • философия русской эмиграции;

  • евразийство и др.

Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить, что ей присущи две основополагающие черты:

1) на ее развитии сказывается сильное влияние советской традиции (догматического подхода);

2) обновление, объединение различных направлений.
2. Основные течения и видные мыслители.

Западничество – течение в России, ориентировавшее ее развитие на западноевропейскую цивилизацию. Видными мыслителями этого движения являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Каверин, а позднее – В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин и др..

Суть течения.

1. Выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по «западному», т.е. буржуазному пути.

2. В основном – материалисты:

а) природа существует независимо от человека, она есть единство многообразного;

б) мышление отражает бытие;

в) диалектика есть основной метод научного познания и способ мышления;

г) человек есть часть и венец природы и подчинен ее законам;

д) сознание человека «не вне природы, а есть разумение о себе»;

е) личность характеризуется разумом и нравственно-свободным деянием, создается социальной средой и событиями;

ж) человек есть не только венец природы, но и «вершина исторического мира».

Славянофильство – течение, обосновывающее особый путь исторического развития России. Видными представителями являлись А.С. Хомяков, П.В. Киреевский, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др..

Они обосновывали, пропагандировали, отстаивали:

во-первых, самобытность русской истории;

во-вторых, национальную исключительность, которая максимально сможет проявиться и развиться только при монархии;

в-третьих, противопоставляя русскую и европейскую культуру, они доказывали необходимость для России следовать своим самобытном путем.

Лучше всего представление об этом течении дает философия Алексея Степановича Хомякова (1804-1860), который был главным идейным вдохновителем всей группы.
Суть взглядов.

1. Отмечал отрицательное влияния Запада и реформ Петра I на русскую жизнь.

2. Отстаивал необходимость возрождения форм патриархальной жизни, возврата к идеалам «святой Руси».

3. Отстаивая принцип соборности или общинности, как единства и свободы, опирающийся на любовь к Богу.

4. Любовь к людям должна строиться на основе:

- справедливости,

- совести,

- внутренней истины.

5. Человек есть свободное существо, наделенное волей и свободой, которые предполагают выбор между любовью к Богу и себялюбием.

6. А.С. Хомяков идеализирует православие и утверждает историческую миссию России – стать центром мировой цивилизации.

Продолжателем идей славянофильства был Федор Михайлович Достоевский (1821-1881), хотя и не создал чисто философских произведений. Его философия – это философия переживаний, мыслей и поступков, созданных им литературных героев. Основные проблемы, которые исследует Ф.М. Достоевский, это проблемы человека, его судьбы и смысла жизни.

1. Человек это загадка, сотканная из противоречий Добра и Зла, и двух начал: божественного и дьявольского, которые борются между собой.

2. Подлинная и высшая сущность человека свобода. Однако неограниченная свобода ведет к своеволию, разрушению и этическому анализу.

3. Истинный путь свободы - это путь, ведущий к Богочеловеку, путь следования Богу.

4. Бог, для Достоевского, является основой, субстанцией, гарантией нравственности.

5. Чтобы стать настоящим человеком, прийти к Богу, человек должен пройти через все страдания и муки, вынести испытания бременем свободы.

6. Подлинная свобода – это всегда высочайшая ответственность за свои поступки.

7. Свобода и счастье практически несовместимы (можно быть счастливым, но не свободным, или взять на себя бремя свободы выбора и стать «несчастным страдальцем»).

8. Поэтому свобода есть благо для сильных духом, способных стать страдальцами и встать на путь Богочеловека, сделать сознательный выбор между Добром и Злом.

9. Человек - есть высшая ценность и ни в коем случае не может быть средством для других людей, даже из самых благих планов и замыслов.

Другая проблема, беспокоящая Достоевского – это проблема Бога и мира.

1. Бог есть всемогущий творец, идеал и совершенство.

2. Однако, его творения несовершенны, так как в них присутствует Зло.

3. Из этого противоречия могут следовать несколько выводов:

во-первых, Бог не всемогущ;

во-вторых, Бог сам несовершенен;

в-третьих, или мы сами неадекватно воспринимаем и осознаем этот мир.

Третья проблема – роль России в истории.

Достоевский утверждает, что у России свой особый путь развития. Ее высшее национальное предназначение – христианское примирение народов.

Выдающимся мыслителем второго периода является также Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Свое миропонимание он, как и Достоевский, в основном излагает в словах и действиях своих литературных героев. Но у Толстого есть и философские сочинения: «Исповеди», «О жизни», «В чем моя вера», «Царство Божие – внутри нас».

Как и Достоевский, Л.Н. Толстой все свои размышления направляет на выяснения отношений людей к миру, на мораль, поиски человеческой правды и смысла жизни. Он утверждает, что:

1) Конечная цель жизни мира, скрыта от человека.

2) Человек должен отказаться от иллюзии о своей особенности и отдельности мира. «Мы не часть целого», - утверждает Л.Н. Толстой, - «а лишь временное и пространственное проявление чего-то невременного и непространственного; наша телесная отдельность прозрачна и нереальна».

3) Человек должен осознать, что он – «орудие, которым работает Бог, и его личное благо состоит в участии в этой работе».

4) Человек должен стремиться к всеобщей любви, т.е. к установлению «царства Божия внутри нас и вне нас».

5) Достигнуть этого можно следуя принципу: «Непротивление злу насилием».

Его суть в следующем.

а) перестать самому делать прямое насилие, а также готовиться к нему;

б) не принимать участия в каком бы то ни было насилии, делаемом другими людьми;

в) не одобрять никакого насилия;

6) Добро может быть только абсолютным, или оно не есть добро.

7) Прогресс был бы благом, если бы его выгоды бесспорно перевешивали невыгоды. Но на деле все обстоит иначе.

8) Роль государства Толстой видел в необходимости утверждения нравственности.

9) Бога, религию, отождествлял с любовью, разумом, добром и совестью. Эти принципы должны быть положены за основу жизни людей в государстве и привести общество к разумному устройству.

10) Движущими началами развития общества являются: всеобщая любовь, смирение и непротивление злу насилием, а целью жизни совершенствование бессмертной души, т.е. самосовершенствование.

Религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал с культами и иерархией.

За свои религиозно-философские взгляды Л.Н. Толстой в 1901 году был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.

3. Русская религиозная философия конца XIX – XX вв.

Видными представителями религиозного направления этого периода являются В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, Н.А. Бердяев, братья Трубецкие, П.А.Флоренский, С.Л.Франк и др.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) первый крупнейший русский философ, создавший самостоятельную философскую систему на идеях христианства и немецкого диалектического идеализма.

Суть философии «всеединства», как называет ее сам Соловьев, - идея всеединства, которая реализуется в онтологии, гносеологии, антропологии и историософии. Его христианская православная философия направлена на решение практических задач:

во-первых, совершенствование мира;

во-вторых, претворение в жизнь христианских идеалов любви;

в-третьих, борьбу с себялюбием;

в-четвертых, обладание абсолютными ценностями.

«Всеединство» – такая картина мироздания, где:

а) Бог - есть абсолютное сверхприродное идеальное начало;

б) а действительность, жизнь - есть единый универсальный организм, в котором объединены Бог и человечество, человечество и космос, истина, добро и красота, т.е. материя и дух существуют не сами по себе, а слиты воедино, неразделимы. Материя всегда духовна, а дух – материален. «Все есть одно», как утверждал Соловьев.

В онтологии.

1.Источник бытия природы и общества, материального и духовного является Абсолют – всеобщее начало мира.

2. Духовным началом Абсолюта выступает София, которая содержит в себе замысел, заданность, закон и метод осуществления любой вещи, идеи.

3. В Абсолюте есть два центра:

а) сущее – как начало всякого единства;

б) бытие – как начало множественных форм.

4. Основными атрибутами Абсолюта являются:

- благо; - воля;

- истина; - представление,

- красота; - чувство.

5. Особое место в онтологии занимают категории Логоса (закономерность вселенной) и Софии (душа мира и всех вещей, каждой в отдельности).

6. Мировое развитие, как утверждает Соловьев, есть раздвоение Абсолюта на себя и свое отрицание, что является началом мирового космоэволюционного процесса.

В антропологии.

1. Человек есть посредник между Богом и природой, потому что он (человек) есть нравственное существо.

2. София в человеке есть его мудрость.

3. Цель в жизни – служение Добру.

4. Условие – свободное развитие человека.

В гносеологии Соловьев высказал концепцию цельного знания.

1. Чувственное и рациональное познание – ограничены.

2. Существенная роль отводится – интуиции, однако истинное знание есть взаимосвязь рационального, эмпирического и мистического познания.

3. Гарантом истинности полученных знаний является высоконравственная личность.

4. В основе нравственности лежит всеобщая любовь к миру и людям.

В общественной истории.

1.Стоит задача соединения человечества, всех наций и Бога. Это будет являться завершением эволюции человечества и превращение его в Богочеловечество.

2. Но на этом пути стоят три искушения :

а) искушение плоти;

б) духа;

в) искушение власти.

Однако, благодаря божественному откровению, человек способен преодолеть это зло.

3. Христос дал людям полноту божественного откровения. Необходимо стремиться к нему потому, что в личности Христа реализуется абсолютное Добро т.е. кульминация исторического процесса.

Соловьев полагал, что Россия, объединившись с Европой, путем нравственных исканий, может всем народам мира установить отношения всеобщего единства, исключающие вражду, войну, гибель цивилизации.

Сергей Николаевич Булгаков (1871 – 1944) (философ, богослов, экономист, с 1923 г. – в эмиграции) выдвинул:

1. Идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую «эйкуменическую» церковь, поскольку причину всех бед на земле он видел в разобщении:

а) в обществе – это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них;

б) в религии – разобщенность христианских церквей (православие, католичество, протестантизм).

2. Утверждал, что «народно-хозяйственный и общественный организм» теряет жизнь, если его покидают духовные силы, которые коренятся в религиозной жизни.

3. Считал, что социальные отношения, культура, экономика, политика, творчество необходимо перестроить на религиозных началах.

4. Стремился соединить философию, науку и религию, а поскольку наступило «духовное одичание» народа – нужна также реформация религии.

Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948) – один из виднейших представителей русской религиозной философии. Его духовная эволюция от марксизма к религиозному миросозерцанию. В 1922 г. был выдворен за пределы страны в связи с неприятием диктатуры и революционного насилия. Он утверждал, что объективная историческая истина существует независимо от классового сознания и может лишь в той или иной степени открываться человеку. 147

Суть взглядов.

1. Познать смысл бытия можно только через субъекта, то есть человека, так как оно в нем и проявляется и раскрывается;

2. Человек есть микрокосмос и микротеос, сотворенный по образу и подобию Бога. Поэтому он является существом беспредельным, свободным и творческим;

3. Свобода не может быть производным бытия, она имеет самодовлеющий характер;

4. Человек есть пересечение двух миров: природного и божественного, в этом суть его противоречий;

5. Двойственность природы человека проявляется в синтезе бесконечного и конечного; бесконечность связана с божественной стороной, а конечность – с природной;

6. Бог есть истина мира, дух и свобода, поэтому человек не самодостаточен;

7. Свобода человека это его сущность, связанная с его духом, является внутренней творческой энергией. Она важнее не только справедливости, но и самой жизни;

8. Общество есть реальность, чуждая человеческому духу и свободе. Нужно построить такое общество, где за каждой личностью признается абсолютная ценность:

9. Это возможно только на основе общинности и соборности;

10. Для этого необходимо духовное возрождение России в русле «русской идеи» - построение Царства Божия на земле.

11. Бердяев осуждает крайности западников и славянофилов о путях развития России, утверждая, что Россия, учитывая ее географическое положение, должна быть соединителем, а не разделителем Востока и Запада.

Павел Андреевич Флоренский (1882 – 1943) философ, священник, ученый, инженер, погиб на Соловках.

Суть взглядов.

1. Рассматривал мир, как единое, взаимосвязанное целое, хотя ему присущи антиномии, противоречия.

2. Космос есть живое целое (вся природа одушевлена; энергия вещей втекает в другие вещи, каждая живет во всех, все – в каждом).

3. Мысль движется от космоса к его основе – Абсолюту, утверждая «единство всей твари в Боге».

4. Для понимания этого единства вводит понятие «София», (которая есть корень гармонии и целокупности бытия космоса).

5. В познании целостной истины он отказывает рассудку, утверждая, что увидеть единство мира и открыть истину бытия разум может, только опираясь на просветленное верой сердце.

6. Флоренский выдвинул идею, что в будущем, в связи с техническими открытиями, будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, непостоянство времени и пространства.
4. Философия космизма.

Философия космизма возникла во второй половине XIX в. и представляет сплав философии, мира и науки. Это реакция ученых, философов на «опустынивание» земли и опустошение человека, и желание утвердить мировоззрение, в котором космос, окружающий мир (природа) и человек понимаются как взаимосвязанное целое.

Выдающимися представителями являются: Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др.

Николай Федорович Федоров (1828 – 1903) – ярчайший представитель русского космизма и гуманизма, создатель «философии общего дела», в которой религиозный мистицизм автора удивительным образом соединяется с верой в силу и мощь творческих возможностей человека.

Основные темы его философии:

а) проблема единства мира;

б) проблема жизни и смерти;

в) проблема морали и правильного образа жизни.

Основные вопросы философии найти потерянный смысл жизни, понять цель, для которой существует человек и устроить жизнь, сообразно с ней.

Задача философии создать проект «общего дела» людей по объяснению и изменению мира и человека. «Общим делом» всех вместе и каждого в отдельности является - преодоление смерти и всеобщее спасение.

Федоров утверждает, что:

1) природа, Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой волей и разумом;

2) хотя источник человеческого бытия коренится во Вселенной, тем не менее, человек – особенное вертикальное существо;

3) человек – существо родовое – он должен осознать, что является сыном человеческим, потомком вереницы предков, которые дали ему все;

4) человек, являясь вершиной эволюции, существо ущербное, так как смертен и осознает это.

Выход указан в Апокалипсисе («Откровения святого Иоанна Богослова»), в котором, утверждает Федоров, речь идет не столько о «конце света» и «Страшном суде» сколько:

а) о «новой Земле» и «новом небе»;

б) о воскрешении умерших людей;

в) о тысячелетнем царстве Божием на Земле,

то есть Апокалипсис весть не о смерти, а о спасении, это Благовест;

5) короткая жизнь человека не дает возможности освоить знание предшествующих поколений, осознать ошибки предков, поэтому необходимо:

а) продлить жизнь человека;

б) развить нравственность;

в) воскресить предков.

Это нужно для того, чтобы человек начал восхождение к высшей природе, стал спасителем мира, и себя от неизбежного Конца;

6) Федоров обосновывает идею активной эволюции, то есть осознанное совершенствование природы, основанное на разуме;

7) превратить христианство из молитвы в дело восстановления ушедших из жизни на основе развития науки и техники и утверждения моральной жизни для всех людей, что явится залогом всемирного счастья.

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) ученый, изобретатель, в детстве потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1879 году экстерном сдал экзамены на звание учителя и всю жизнь преподавал физику и математику.

Суть взглядов.

1. Отстаивал идеи вечности, несотворимости и неуничтожимости материи;

2. В основе материи лежат мельчайшие частички – атомы;

3. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел;

4. При разрушении предметов, тел, вещество не исчезает - оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела;

5. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, только периодически меняет форму;

6. Он считал, что за сознанием и жизнью в нынешней форме, должны следовать «сверхсознание» и «сверхжизнь»;

7. На этой посылке он разрабатывает «космическую» философию панпсихизма, считая, что космос по своей сути живой и жизнь - неотъемлемая черта космического бытия;

8. Одушевляя Вселенную, он допускал существование бессмертных «духовных» атомов, блуждающих в мире и переселяющихся в разные организмы;

9. Верил в возможности покорения человеком космоса, общения межпланетных цивилизаций, теоретически обосновал освоение Космоса, создал предпосылки ракетостроения, подробно описал состояние невесомости (как будто сам его испытал).

Владимир Иванович Вернадский (1863 –1945) крупный ученый и философ – космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. Утверждал что:

1) основное направление эволюции животного мира – «цефализация» (от греч. kephale – голова), то есть совершенствование нервной системы и в первую очередь головного мозга;

2) особенность человека заключается в возможности использования энергии разума и, благодаря этому, преобразовать природу, одухотворить ее;

3) по мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность и появляется ноосфера – сфера разума, его материальный и духовный мир;

4) ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия, таким образом, в будущем она станет ведущей на Земле, а в последствии - переместится в космос.

Александр Леонидович Чижевский (1897 – 1964) биолог, один из основоположников гелиобиологии. Установил зависимость между циклами активности Солнца и многими явлениями в биосфере. Он также создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии.

Ее суть.

1. Развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса.

2. Определяющую роль, в происходящих процессах на Земле играет Солнце.

3. Всплески активности Солнца влияют на поведение всего живого, его активность, социальные проявления (революции, конфликты, войны).
5. Естественно-научная философия.

Естественно-научная философия была представлена творчеством ученых – естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и др.

Основными направлениями естественно-научной философии были:

а) материалистическое;

б) социально-политическое.

Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) в основном пытались постигнуть бытие посредством и с точки зрения естественных наук: биологии, химии, медицины, физики.

Ими были доказаны:

1) атомарная картина строения мира;

2) сложная внутренняя структура атома;

3) различная конфигурация и внутренняя устроенность атомов;

4) в зависимости от этого, различная структура и строение вещества;

5) принципиальная познаваемость мира;

6) материалистическая сущность сознания и др.

Представители социально-политического направления (Мечников, Ковалевский и др.) в области философии сосредоточили свое внимание на проблемы общества.

1. Они понимали общество как целое, имеющее свою сложную структуру и свое проявление.

2. Природа проявления общества многофакторная.

3. Они, исследуя эти факторы, выделили основные:

  • географические;

  • климатические;

  • экономические;

  • идеологические.

4. Они утверждали, что общество развивается по присущим ему объективным законам.
6. Советская философия.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции (1917) в России и бывшем СССР вплоть до 90-х годов, философия развивалась главным образом, как особый вариант марксизма.

Для нее характерно:

во-первых, ярко выраженный материалистический характер;

во-вторых, развитие только в рамках марксистских идей и философского творчества В.И. Ленина, который развил марксизм применительно к особенностям России.

Принято выделять в ее развитии три этапа:

I этап - 1917 – 30-е гг. – время, характеризующееся продолжающимися дискуссиями о путях развития России, формах и методах руководства, развития народного хозяйства и др.

II этап - 30-е - 50-е гг. - период полной идеологизации философии, превращение ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние позиции И.В. Сталина по целому ряду философской проблематики.

III этап - 60-е – 90-е гг. – время возроджения самостоятельности советской философии.

В этот период она пыталась осмыслить:

  • и по новому прочитать «истинного Маркса» и «истинного Ленина»;

  • проблемы ценностей;

  • проблемы сознания;

  • проблемы гносеологии;

  • проблемы идеальности;

  • проблемы цивилизации;

  • проблемы культуры;

  • проблемы философских методов и др.

В целом, во второй половине XX века в русской философии возобладала критически – коммунистическая социальная направленность. Философы стали анализировать ход строительства коммунизма, о построении которого было заявлено в программе КПСС на 1980 год. Речь велась о реальном социализме, его успехах и проблемах. Период развития страны в конце ХХ века назвали «застоем» и подвергли уничтожающей критике.


7. Философия русской эмиграции.

После победы революции в России и установления советской власти многие философы, которые не приняли ее идей, были высланы или сами покинули пределы СССР.

По этой причине в различных государствах мира возникло особое философское направление, получившее название «философия русской эмиграции» или «философия русского зарубежья».

Ее видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин, С.Л. Франк и др. Эта философия не была идейно однородной, но ее объединяли общие черты:

а) решительное неприятие «октябрьского переворота»;

б) вера в духовное и политическое возрождение России.

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941) писатель, один из зачинателей русского декадентства (упадка), отмеченного настроениями безнадежности, неприятия жизни. В эмиграции Мережковский разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. 155

Мережковский утверждал, что человеческая личность в своей жизни проходит три этапа:

1) языческий;

2) приобщения к христианству;

3) полной внутренней гармонии, слияние человека с христианством.

Идеалом человека является христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями.

Идеал общества безгосударственное объединение на религиозной основе гармонично развитых христианских личностей.

Лев Исаакович Шестов (настоящая фамилия Шварцман) (1866-1938) писатель, философ – иррационалист. Его философии присуща экзистенциальная направленность. Главной темой является человек, его жизнь, его поступки, его права.

Шестов утверждает, что:

1) человек и его жизнь уникальны;

2) жизнь человека не должна зависеть от внешних обстоятельств;

3) человек, по своей сути, свободен;

4) поэтому он имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов;

5) лидером, «героем» человек становится;

6) герой имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

Таким образом, Шестов отдает предпочтение в соотношении индивид-общество - индивиду, личности, утверждая, что ее права, свободы неприкосновенны.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) философ, социолог. Лидер правых эсеров, с 1919 года профессор Петроградского университета, с 1922 года жил в США, профессор Гарвардского университета. Исследовал проблемы социальной философии (человека, общества). Им подробно разработана теория:

  • социальный стратификации и

  • социальной мобильности.

1. Стратификация – разделения общества на многочисленные социальные группы (по профессии, национальности, уровню дохода, влиянию, политическому весу) – страты.

2. Основными формами социальной стратификации являются:

  • экономическая;

  • политическая;

  • профессиональная.

3. Меняя профессию, или вид деятельности, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс называется социальная мобильность.

4. Она бывает двух видов:

а) горизонтальная мобильность – человек переходит из одной социальной группы в другую, но его статус и вес в обществе не изменились;

б) вертикальная мобильность – это переход из одного социального слоя в другой, когда меняется социальная значимость, вес, возможности.

5. Исследуя проблему социального равенства, он подчеркивает необходимость и реальность равенства всех перед законом.

6. Для избежания социальных противоречий необходимо:

а) все возникающие проблемы решать на основе разумного управления;

б) предоставить каждому человеку возможности для творческого самовыражения.

7. Он утверждал, что в данный момент западноевропейская и американская культура и общество в целом находятся в кризисе. Выйти из него, возродиться возможно только на ценностях религии, веры в Бога.

8. Этому будет способствовать и сотрудничество между народами, основанное на общечеловеческих ценностях.

Таким образом, история по Сорокину, есть процесс смены ценностей.

Подводя итог, необходимо отметить.

1. Самобытность русской философии определяется:

а) отсутствием отвлеченного мышления;

б) поиском средств решения коренных проблем человеческого бытия.

2. В центре размышлений находятся проблемы индивидуальной и общественной человеческой жизни, ее смысла и назначения.

3. Русская философия – литературоцентрична, ей присущи образность, метафоричность.

4. История интерпретируется как действие народа и личности, а не результат надчеловеческих сил, абсолютного Разума, провидении и т.д.

5. Русской философии присущ специфический панморализм, спасение видится в нравственности:

а) создание нового образа жизни;

б) духовное обновление человека, общества;

в) создание особого типа отношений между людьми, законченное выражение которого в идеи «непротивления злу насилием»!

6. Русская религиозная философия главное свое назначение видит в защите и обосновании общечеловеческих норм, выраженных в христианстве. Центральное место занимает идеал всеединства, братства, теория «общего дела», стремление к единению религий, церквей.

7. Русский космизм утверждает, что:

а) человек-микрокосм, подчиняющийся общественному порядку;

б) человек должен стать организующим началом космоса;

в) его деятельность должна быть органически вписана в природные закономерности.

Страстная проповедь мира, социальной справедливости, приверженность к добру, подлинной духовности, вера в человека – это основные черты русской философии.


написать администратору сайта