Главная страница

Теория Дарвина и антидарвинизм. Эволюционная теория Дарвина и антидарвинизм


Скачать 22.88 Kb.
НазваниеЭволюционная теория Дарвина и антидарвинизм
Дата27.04.2018
Размер22.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТеория Дарвина и антидарвинизм.docx
ТипДокументы
#42404

Эволюционная теория Дарвина и антидарвинизм

Развивая проблему эволюционной теории Дарвина и антидарвинизма стоит обратить внимание на определения слова эволюция. Одно определение гласит: «Эволюция – процесс длительного, постепенного изменения, приводящий к появлению новых видов» [2; c. 441]. Другое, размещенное в толковом словаре русского языка, сообщает нам следующее: «Эволюция – процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественные изменения» [5; с. 906]. Из этих определений следует выделить общее: процесс, изменения, приход к какому-либо результату.

Вторая половина XIX в. является значительным шагом в развитии наук о живом: в 1859 г. появилась работа Ч.Дарвина (1809—1882) об эволюции в живой природе — «Происхождение видов путем естественного отбора». Все 1250 экземпляров этой книги были проданы за один день. Эта книга имела большой общественный резонанс. (Лихин А. Ф. Концепции современного естествознания: учеб. — ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 264 с)

Еще до Дарвина многих исследователей интересовал вопрос о происхождении видов и само понятие вида. Термин «вид» (лат. species — взгляд, образ) был использован К. Линнеем (1707—1778) для классификации организмов по их сходству и четкому различию признаков. При этом он полагал, что виды — это реальные образования в природе и в пределах одного вида многие его существенные признаки меняются постепенно, что позволяет их выстроить в определенный род. В его классификации брались во внимание только внешние признаки. Он считал, что роды возникли по отдельности, а виды — варианты родов.

Через 100 лет после создания этой классификации была разработана французским ученым М. Б. Ламарком (1744— 1829) гипотеза об эволюции, основанная на двух предпосылках: упражнение (и не упражнение) частей организма и наследование приобретенных признаков.

Эта гипотеза развивала идею о том, что организмам свойственно внутреннее стремление к совершенствованию под действием окружающей среды. Например, длинная шея жирафа — результат упражнений многих поколений этого вида для добывания необходимых им листьев с деревьев. Гипотеза Ламарка породила исследовательскую дилемму: если виды неизменны, то они дискретны и поэтому реальны, если же они изменчивы во времени, то в природе они как реальные образования не могут встречаться. Ж.-Б. Ламарк пришел к выводу, это термин «вид» имеет лишь техническое, инструментальное значение.

Основная идея Ч. Дарвина состоит в том, что он предложил изучение эволюции не с изучения отдельных особей, а с сообществ особей, популяций. Взаимодействие между родственными особями в популяции приводит в теории Ч. Дарвина к эволюции организмов. Теория эволюции Ч. Дарвина предложила два основных принципа: принцип естественного отбора и принцип дивергенции (лат. divergentis — расхождение). Последний принцип, как полагал Ч. Дарвин, может быть использован для объяснения видового разнообразия организмов на Земле. Он полагал, что сходные организмы связаны узами родства и происходят от одного предка. Развитие эволюционной теории Ч. Дарвина произошло в определенной степени под влиянием идеи, сформулированной экономистом Т. Мальтусом (1766—1834).

Томас Мальтус опубликовал работу «Трактат о народонаселении», в котором описал негативные последствия не сдерживаемого ничем естественного роста населения. Рассуждения Т. Мальтуса были должным образом оценены двумя исследователями независимо друг от друга Ч. Дарвином и А. Уоллесом (1823—1913). В 1853 г. Уоллес изложил на 20 страницах собственные идеи объяснения, каким образом происходит эволюция, и послал их Ч. Дарвину. Затем Дарвин и Уоллес выступили в июне 1858 г. с докладами о своих идеях на заседании Лондонского Королевского общества. Спустя почти год Дарвин опубликовал свою знаменитую книгу «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Теория Дарвина — Уоллеса не доказывала существования эволюции в живой природе, а предлагала объяснение механизма, как она может происходить. В частности, она утверждала, что естественный отбор дает объяснение возникновению новых видов из предшествующих:

Факт 1. Особи, входящие в состав популяции, обладают большим потенциалом размножения.

Факт 2. Число особей в каждой данной популяции примерно постоянно.

Факт 3. Во всех популяциях существует изменчивость.

Выводы из этих фактов: 1. Многие особи не могут оставить после себя потомство. В популяции идет борьба за существование. 2. В популяции наиболее приспособленные к условиям жизни имеют больше преимуществ оставить после себя потомство, чем менее приспособленные (этот вывод выражает гипотезу о естественном отборе как механизме эволюции) [3;c.148-150].

В противовес Дарвиновской теории появились антидарвиновские концепции эволюции (неоламаркизм, телеогенез, неокатастрофизм) авторы которых или отвергали реальность естественного отбора, или отводили ему функцию элиминации нежизнеспособных особей и вымирания видов. Неоламаркизм, термин предложенный амер. учёным А. Пакардом (1888) для обозначения ряда эволюционных концепций, опирающихся или на учение Ж. Б. Ламарка в целом, или на какие-либо отдельные его стороны. Все эти концепции прямо или косвенно признавали целесообразность изначальным свойством живого и стремились или вообще отказаться от признания роли естественного отбора, или приуменьшить его эволюционное значение. Обычно выделяют несколько направлений: собственно, неоламаркизм связан с попыткой возродить в модернизиров. виде все основные стороны учения Ламарка: о наследовании приобретенных признаков, о внутренне присущем всему живому "стремлении к совершенству"; ортоламаркизм постулирует жёсткую направленность эволюционного развития или даже его изначальную запрограммированность; психоламаркизм рассматривает в качестве причин эволюции сознательные волевые акты; ламаркодарвинизм придаёт наследованию приобретённых признаков ведущую роль в эволюции, а отбору – второстепенную, механоламаркизм сводит весь процесс эволюции к прямому или функциональному приспособлению путём наследования приобретаемых признаков [4].

Существовало противоречие между дарвинистами и сторонниками менделизма, т. к. ранние генетики постулировали независимость генов от внешних факторов и возможность эволюции за счёт мутаций без участия естественного отбора.

Синтез генетики и дарвинизма произошёл в 1920–1930-х гг. В итоге сформировался современный дарвинизм (или синтетическая теория эволюции), сконцентрировавший основное внимание на проблемах микроэволюции и видообразования. Представления о естественном отборе как факторе, направляющем эволюцию, и о популяции как её элементарной единице стали теоретическим стержнем этого синтеза [1].

Список использованной литературы

  1. Колчинский, Э.И. Дарвинизм [Электронный ресурс] / Э.И. Колчинский. — Электрон. текстовые дан. — Большая Российская энциклопедия, Режим доступа: https://bigenc.ru/biology/text/1941019

  2. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 - 447 с

  3. Лихин А. Ф. Концепции современного естествознания: учеб. — ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 264 с

  4. Марков, А.В. Проблемы Эволюции.Наследование приобретенных признаков [Электронный ресурс] / А.В. Марков. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.evolbiol.ru/neolamarck.htm

  5. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополнительное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944.


написать администратору сайта