Главная страница
Навигация по странице:

  • СПб. [и др.] : Питер , 2017

  • филосо. Эволюция идеала воспитания в истории философской мысли


    Скачать 111.79 Kb.
    НазваниеЭволюция идеала воспитания в истории философской мысли
    Анкорфилосо
    Дата07.05.2022
    Размер111.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.docx
    ТипДокументы
    #516236

    "Эволюция идеала воспитания в истории философской мысли"

    эволюция идеала воспитания в истории философской мысли
    Педагогика как наука прочно вошла в жизнь человеческого общества. Его значение в развитии современного образования, решении проблем обучения и воспитания подрастающего поколения постоянно возрастает.

    Сам термин «педагогика» возник в Древней Греции (V-IV вв. До н. Э.). В древней Греции раба называли учителем, которому поручали брать детей своего хозяина в школу или сопровождать его на прогулке. Впоследствии учителей, которые начали обучать и воспитывать детей, стали называть педагогами. От этого слова название науки образования и воспитания - педагогика.

    В современном понимании педагогика - это сочетание знаний и навыков в обучении и воспитании, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки молодого поколения к жизни и работе.

    Педагогическая отрасль знаний, пожалуй, самая древняя и принципиально неотделимая от развития общества. В развитии педагогики можно выделить ряд этапов. Социальный прогресс стал возможен только потому, что каждое новое поколение людей, которое ожило, овладевало производственным, социальным и духовным опытом своих предков и, обогащая его, передавало его потомкам в более развитой форме. Таким образом, передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важной предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его важнейших функций. Вот почему образование неотделимо от развития человеческого общества, присущего ему с самого начала его возникновения.

    Понимание знаний началось в первобытном обществе. Воспитание предков и простых людей было напрямую связано с физическим, психическим и морально-эмоциональным ростом. Если изначально оно было бессистемным, спонтанным, то с обогащением социального опыта и развитием сознания его содержание и методы усложнялись. Изначально образование не имело особой функции, но сопровождалось передачей жизненного опыта. Однако с отрывом человека от животного мира начался постепенный переход к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Мощным средством такой передачи стала речь, возникшая у людей. Постепенно образование стало восприниматься как особый вид деятельности. Цель и содержание воспитания в элементарной общинной системе базируются на развитии трудовых навыков, чувстве верности интересам клана и племени, которое неизбежно подчиняет интересы личности, обучении обычаям, обычаям и нормам поведения в данном клане и племени, знакомстве с преобладающими традициями и убеждениями. Образование было естественным и коллективным. Важнейшее место в нем занимали игры, в которые были перенесены различные работы взрослых членов племени - охота, рыбалка и другие виды деятельности. В первобытном обществе ребенка воспитывали и обучали в процессе жизни, участия во взрослых делах. Он не так готов к жизни, он принимал непосредственное участие в мероприятиях, которые ему были доступны. Мальчики охотились, девочки собирали и готовили еду. Период детства и воспитания длился всего 9-11 лет. Все подростки в возрасте от 10 до 15 лет испытывали "инициативу" (испытание) у взрослых - способность противостоять трудностям, боли, смелости, выносливости. Этот ритуал сопровождался песнями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Программа начального образования для мальчиков была долгой и сложной (испытывалась трудовая, моральная и физическая подготовка) и включала в себя: охотника, фермера, воина и др.включало приобретение необходимых для Б. знаний и практических навыков. . для девочек-обучение ведению домашнего хозяйства. Отношения между группами регулировались обычаями и традициями. Следует отметить, что во многих примитивных племенах в качестве средства воспитательного воздействия отсутствовало или редко применялось физическое наказание. Однако дальнейшее расслоение сообщества и социальный антагонизм усилили образование.

    С появлением животноводства, сельского хозяйства и ремесел организованное образование стало необходимым. Племенная община доверила его опытным людям. Они учили трудовым навыкам, внедряли правила религиозного культа, традиции и учили писать. Зародилось начало военного образования: мальчики научились стрелять из лука, метать копья, кататься на лошадях. Образование стало выделяться как особая форма социальной активности (специально созданные люди, расширение и сложность испытаний). Старейшины, вожди, духовенство имели опыт организованного образования.

    С появлением частной собственности, рабства и однородной семьи начался распад первобытного общества. Образование приобрело семейный характер, появились школы.

     Начало истории педагогической мысли восходит к цивилизациям Древнего Востока, истоки которых датируются 4 тысячелетием до нашей эры. то есть начавшееся в конце простой истории отделение умственного труда от физического привело к появлению профессии учителя, который стал хранителем и "распространителем" социальных, трудовых, военных навыков и педагогических идей своего времени. Тогда человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и зависимостей. Личность растворяется в семье, касте, социальной группе. От этого зависели тяжелые формы и методы воспитания.

    Начало образования зародилось в странах Древнего Востока. Первые учебные заведения появились в городах Месопотамии в III тысячелетии до нашей эры. е. это было вызвано потребностью экономики и культуры в квалифицированных людях - писателях. С усложнением условий жизни менялись задачи и методы передачи социального, а следовательно, педагогического опыта, что постепенно приводило к появлению организованных форм обучения, сосредоточенных в руках специально назначенных лиц.

    Содержание образования было самым широким и междисциплинарным в религиозных школах. Помимо письма, счета и чтения, они преподавали юриспруденцию, астрологию, медицину и религиозные дисциплины. Обучение было долгим и дорогим, и только богатые чиновники и рабовладельцы могли отправлять своих детей в школы (а девочек обычно не обучали). В классе, который длился с утра до вечера, царил порядок.

    Например, в Индии были созданы муниципальные школы (коммунальные фермеры), в городах-школы, монастыри для знатных и богатых. Сформировались основы науки - астрономия, геометрия, арифметика, медицина. Знания были сосредоточены в руках правящих кругов, одетых в мистику и тайну. Помимо закрытых религиозных (придворных) школ появились школы книжников и служащих.

    В I тысячелетии до нашей эры.Е. для обучения в Древней Индии потребовались представители трех высших сословий-брахманы, кшатрии и шудры. Их наставниками были брахманы, которые жили при дворах индийских правителей и дворян, которые были священниками и учителями. Учебный курс состоял из изучения и изучения священных текстов и религиозных обрядов, а обучение велось в духе уважения и послушания наставнику. Особое место занимало нравственное воспитание.

    Педагогическая теория и практика достигла своего пика в Древней Греции и Риме. В древнегреческих городах Спарте и Афинах сложилась своя система образования - спартанская и афинская.

    В Спарте образование носило военно-физический характер и служило для подготовки верных и преданных городу людей военного сообщества, основными из которых были военная подготовка, жестокость, насилие , ненависть и жестокое обращение с рабами, воинами, будущими рабовладельцами. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев. Их дети в возрасте от года до 7 лет воспитывались дома, дети в возрасте от 7 до 15 лет - вне семьи-в школах-интернатах, где они учились читать, писать, считать и много занимались военно-физической подготовкой. Основное внимание уделялось физической подготовке, а именно закаливанию, терпению холода, голода, жажды, боли. Молодежь Спарта в возрасте от 15 до 20 лет получила музыкальное образование (хоровое пение), а также повышала физическую и военную подготовку. Много времени уделялось военно-гимнастическим упражнениям: бегу, прыжкам, метанию диска и копья, борьбе, рукопашному бою, а также пению военных песен. Молодые люди в возрасте от 18 до 20 лет были переведены в специальную эфебскую группу и прошли военную службу. В 20 лет молодые спартанцы прошли последние испытания. Главное было испытание на выносливость: молодые люди публично секли у алтаря Артемиды. Те, кто участвовал в инициативе, получили оружие, но затем еще 10 лет постепенно получили статус полноправных членов военного сообщества. Большое внимание уделялось военному и физическому воспитанию девочек. Когда мужчины шли на войну, женщины охраняли и послушно держали рабов. Спартанская система-один из первых опытов в истории государственного образования.

    Афинская система образования развита. В этой системе происходило сложное формирование личности с развитой умственной и физической культурой. Образование в афинах были аристократы. Оплатить это могли только богатые люди. Кроме того, он характеризовался ненавистью к физическому труду, оставленному за рабами. Афиняне выдвинули идею личной независимости. Организованное обучение основывалось на принципе соревнования: дети, подростки, молодежь постоянно соревновались в гимнастике, танцах, музыке и словесных спорах.

    До 7 лет детей в Афинах обучали на дому. Для девочек это были все упражнения. Мальчиков из богатых семей рассматривал специальный учитель-раб. С 7 лет эти мальчики могут учиться в частных школах. С 12 до 16 лет подростки занимались гимнастикой и пятиборьем, в том числе бегом, борьбой, прыжками, метанием копья и метанием диска. Молодые люди в возрасте от 16 до 18 лет из самых известных семей продолжали свое образование в государственных гимназиях, где преподавали философию, литературу и политику. Высокий уровень образования предложил эфеби-государственное учреждение. Учителя, находившиеся на службе у государства, преподавали военное дело: верховую езду, стрельбу из лука и катапульты, метание дартса и др.

    Древняя Греция показала миру прекрасных философов, учение которых содержало ценные мысли об образовании (Пифагор, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

    В эпоху Возрождения, когда феодализм распался и появилось буржуазное общество, педагогическая мысль получила дальнейшее развитие в трудах мыслителей эпохи Возрождения. Этот период характеризовался расцветом науки, литературы и искусства (Коперник, Тициан, Леонардо да Винчи). Родилась новая педагогика (как сочетание идей и опыта), но самостоятельной науки еще не было. Педагогические идеи проявляются литературой. В плане обучения и воспитания шла борьба между схоластами и гуманистами. Гуманистические идеи воспитания выражали Витторио де Фельтре (1378-1446) в Италии, Франсуа Рабле (1494-1553) во Франции, Томас Мором (1478-1535) в Англии. Взгляды Томаса Мора на образование были следующими: равное образование для всего населения, а также для мужчин и женщин; обучение на родном языке; широкое использование визуализации в преподавании; изучение новых предметов (основными должны быть естествознание, арифметика, геометрия, музыка); сочетание физического и умственного труда; трудовое воспитание, борьба с паразитизмом; физическая культура.

    Становление капиталистических отношений, прогресс науки и культуры привели к возрастанию интереса к древнему культурному наследию. В период возрождения повышенный интерес к духовной культуре Древнего мира породил новый тип общего среднего образования, который называют классическим. Его основным содержанием было изучение латинского и греческого языков, древней литературы и искусства. Учебным заведением, где можно было получить классическое среднее образование, была гимназия.

    Самые выдающиеся деятели той эпохи выдвинули для своего времени множество оригинальных и прогрессивных педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и механическую забастовку, выступали за гуманное отношение к детям и освобождение личности от феодального гнета и религиозного аскетизма.

    В сфере образования это проявилось в его гуманизации и отказе от строгой дисциплины, свойственной средневековой школе. Основной задачей педагогов того времени было пробудить интерес учащихся к знаниям и создать атмосферу, превращающую обучение в радостный и интересный процесс для учащихся. Это был период широкого применения всех видов визуализации в воспитании и образовании: игр, экскурсий, уроков живой природы и т. организация занятий стала приоритетной, мотивируя учащихся к увлеченному обучению.

    Книга Я. А. Комениуса "Великая дидактика" легла в основу науки в учебном процессе. Там он призвал "научить всех всему" (идея всеобщего обучения), чтобы начать учиться на родном языке, а не на латыни. Я. А. Коменский обосновал принцип соответствия знания природе (макрокосмос) и природе ребенка (микромир), сформулировал систему принципов дидактики. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в работе" школа матери " подробно изложил свои взгляды на семейное воспитание.

    Упражнение должно быть осознанным( зубрежки), систематическим и тщательным. Это обеспечивалось такими дидактическими принципами, как систематическое, последовательное обучение, выполнение, согласование синтеза с анализом и сознанием. Родители, учителя и товарищи дают моральные знания (надо брать с них пример). Его средства-наставничество, беседы с детьми; упражнения в нравственном поведении; борьба с бестактностью, ленью, невнимательностью, недисциплинированностью. Этому способствует формирование основных добродетелей: мудрости, мужества, справедливости.



    Я.А. Комениус придавал большое значение учителю, считая его работу особенно почетной. Он должен быть честным, активным, настойчивым, достойным подражания, безгранично любящим свою работу и детей. Я.А. Комениус ввел организацию учебы - учебный год, каникулы, кварталы, начало учебы осенью, классную систему, учет знаний, продолжительность учебного дня.

    Представителем новой буржуазии в Англии был Джон Локк (1632-1704). Локк изложил свои педагогические идеи в трактате «Мысли об образовании» (1693). Он провозгласил задачу воспитания джентльмена, которая включала в себя развитие характера, развитие воли, самодисциплины и наказания, нравственного поведения. Это дворянин по происхождению, отличающийся утонченностью в обращении, обладающий качествами бизнесмена и предпринимателя. Он должен получить физическое, моральное и умственное воспитание. Основным инструментом здесь является не рассуждение, а пример, окружение, окружение ребенка. Воспитание привычек должно осуществляться с помощью ласкового слова, предложения и по одному, а не все сразу. Дж. Локк отметил, что важно изучить индивидуальные особенности ребенка, вызвать интерес к учебе, развить любопытство, не применять телесные наказания, изолировать детей от простолюдинов.

    Таким образом, появление капитализма вызвало значительные изменения во взглядах на образование. Появились новые теории и школы, которые удовлетворяют потребности в образовании нового класса.

     В XVIII-начале XIX вв. произошли значительные изменения в содержании классического образования. В гимназиях, которые продолжали концентрироваться на гармонично развитой личности в соответствии с древнегреческим идеалом, статус математики был равен статусу древних языков; такие предметы, как родной язык, история, география и естественные науки, были расширены.

    Среди французских просветителей XVIII века. появляется новая педагогическая теория. Его основателем был великий французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он отрицал существующую систему семейного и социального образования. Быть человеком-это цель воспитания, основанного на естественной идентичности. Дж. - Дж. Руссо обосновал метод естественного, бесплатного образования, с помощью которого должна существовать природа, окружающая среда, люди, вещи. Он также рассматривал свободу, основанную на уважении личности ребенка. Учитель одновременно организует среду, влияющую на образование. Ж.-Ж. Руссо отрицал принуждение как метод воспитания. В задачах воспитателя он признавал знание возрастных особенностей ребенка, углубленное изучение его индивидуальных склонностей. Морально он стремился развивать хорошие чувства, хорошие мнения, доброжелательность.

    Швейцарский учитель Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) раскрыл и обосновал идеи социальных преобразований и образования.

    Не справившись с работой института для бедных, который он основал для детей-сирот, Песталоцци попытался обратить внимание на вопросы о том, как оживить крестьянскую экономику, сделать их жизнь более безопасной и улучшить морально-психологический уровень, положение рабочих. В 1781-1787 годах он написал роман "Лингард и Гертруда". Тогда откроется приют на 60 детей. Его мировоззрение было демократическим. Песталоцци полагал, что жизнь людей может быть изменена путем просвещения и образования, где они играют роль важных средств труда. Педагог выдвинул идею саморазвития сил, присущих каждому человеку.

    По мнению Песталоцци, образовательный центр-это формирование нравственности, проявляющееся в активной любви к людям. Он считал целью развитие всех природных сил и способностей человека. Развитие должно быть разнообразным и гармоничным. Основной принцип-гармония с природой под руководством учителя. Обучение должно начинаться со дня рождения ребенка. В центре педагогической системы Песталоцци находится теория начального образования: трудового, нравственного и психического. Физическое воспитание, такое как ходьба, должно проводиться в повседневной жизни. Мыслитель отмечал особую роль военных учений, игр, военных учений и кампаний. Песталоцци тесно связывал умственное воспитание с нравственным. Поэтому он говорил об образовании: его основой является сенсорное восприятие, наблюдение и опыт. Обучение помогает получить знания и развивает умственные способности, опираясь на визуализацию.

    Песталоцци считал, что учитель должен искренне любить детей, чувствовать себя их отцом, знать физические и умственные особенности учеников - его роль очень велика. Педагог-философ заложил основы индивидуальных методов начального обучения.

    Прогрессивный представитель немецкой буржуазно-демократической педагогики середины XIX века. последователем Песталоцци, решившим посвятить себя просвещению народа, был Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790-1866). Основные работы дитервега включают "руководство по образованию немецких учителей" (1835). В 1827-1866 годах он опубликовал" Рейнские листовки для образования и обучения".

    Содержание образования, по дитервегу, определяет идею общего образования. У детей необходимо развивать самостоятельную деятельность. Служа истине, красоте и Добру, он опирался на цель воспитания. Дитервег был признан основной целью тренинга развитие умственных способностей и способностей детей, а также содействие нравственному воспитанию. Прогрессивные педагогические идеи дитервега получили широкое распространение в России.

    В XIX веке. наряду с классической средней школой, реальные и профессиональные школы предназначены для удовлетворения растущих потребностей производства и торговли. В них преобладают объекты естественного математического цикла.

    В первой половине ХХ века. Произошли значительные изменения в мировом образовании и педагогике, чему способствовали следующие факторы: растущий объем знаний, навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся; результаты изучения характера детства, проблем психологии и педагогики; опыт экспериментальных учебных заведений.

    В ХХ веке.система образования в развитых странах приобрела некоторые общие черты, сохранив свою самобытность благодаря национальным традициям.

    Светское среднее образование было представлено тремя типами школ:

    1. Большинство, большинство штатов имеют обязательные общеобразовательные школы;

    2. частные платные школы для детей состоятельных родителей;

    3. государственные школы для одаренных детей.

    Кроме того, церковные школы занимали важное место в системе образования зарубежных стран.

    В последние десятилетия ХХ века. Не только дети, но и взрослые нуждаются в квалифицированном педагогическом воздействии и взаимодействии, которое должно быть сосредоточено на внимании и усилиях педагогов и педагогов.

    В начале XXI века среди важных позитивных тенденций в развитии мировой педагогики и образования следует выделить демократизацию школьных систем; гуманистическую направленность образования; использование форм и методов обучения и воспитания, повышающих активность, инициативность, самостоятельность учащихся; модернизацию системы обучения; внедрение новых технических средств образования.

    Основные современные тенденции мирового развития, определяющие существенные изменения в системе образования, включают в себя: ускорение темпов развития общества и, как следствие, необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях; переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особое значение приобретают факторы общения и толерантности; возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены только в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения; демократизация общества, расширение политического и социального выбора, что требует повышения уровня готовности граждан к такому выбору; интенсивное экономическое развитие, усиление конкуренции, сокращение масштабов неквалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в профессиональном развитии и переподготовке работников, рост их профессиональной мобильности; рост стоимости человеческого капитала, составляющий 70-80% национального богатства в развитых странах, что приводит к интенсивному, ускоренному развитию образования как молодежи, так и взрослых.

    Новые общественные требования, безусловно, приведут многие страны к "образовательному буму", волне глубоких реформ в системе образования. Эти процессы наблюдаются в различных странах, таких как США, Великобритания, Китай, Восточная Европа, Юго-Восточная Азия, Южная Америка и др. 

    Как уже отмечалось, источником европейских систем образования была древнегреческая философия. Наиболее видными его представителями являются: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.

    Средневековое образование часто теряло прогрессивную направленность античных эпох. В этот исторический период в свое время существовали образованные философы, которые создавали обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинский.

    Ренессанс подарил ряд ярких мыслителей-гуманистов-просветителей. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтр, Франсуа Рабле, Мишель Монтей.

    Отделение педагогики от философии и ее включение в научную систему произошло в 17 веке и связано с именем чешского учителя Яна Амоса Комениуса. Предложенные им принципы, методы и формы обучения стали основой педагогической мысли.

    Английский философ и учитель Джон Локк сосредоточил свои основные усилия на теории знаний ("мысль об образовании").

    Французские материалисты и просветители XVIII века Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Ж. Руссо вели бескомпромиссную борьбу с догматизмом и схоластикой в педагогике.

    Деятельность французского Просвещения во многом определила работу швейцарского учителя Иоганна Песталоцци. Ему была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания студентов.

    Мировую известность русской педагогике принес К. Д. Ушинский.

    Конец XIX-начало XX века. интенсивные исследования по педагогическим проблемам начались в США, где центр педагогической мысли постепенно смешивается. Сформированы общие принципы, изданы законы человеческого образования, разработаны и внедрены эффективные образовательные технологии. Наиболее видными представителями американской педагогики являются Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

    С. Т. Шацкий принимал активное участие в творческом поиске новой педагогики постоктябрьского периода.

    Выдающийся отечественный педагог А. С. Макаренко. Он пересмотрел классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических исследованиях 1920-1930-х годов, разработал ряд новых направлений образования.

    Нравственные проблемы воспитания молодежи исследовал В. А. Сухомлинский. Его дидактический совет сохраняет свое значение в понимании педагогической мысли и современных подходов школы.

    Современный этап развития педагогики базируется на саморазвитии научной сферы, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.

    Заключение

     Педагогические знания - одно из древнейших. Это объясняется тем, что с появлением человеческого общества задача передачи накопленного производительного, социального и духовного опыта последующим поколениям возникает наиболее остро. Решение этой проблемы неотделимо от будущего человечества, его прогресса. Соответственно, понятия «педагогика», «педагогическое знание» напрямую связаны с конкретной областью деятельности человека, направленной на подготовку молодого поколения к жизни, то есть его воспитанием.

    Педагогика прошла долгий и сложный исторический путь, пока не стала наукой, впитавшей лучшие традиции и опыт предыдущих поколений; его развитие отражает развитие общества (экономика, политика, идеология, социальная структура).

    В центре педагогических знаний находится образованный человек, от имени которого строится динамическая панорама идей и теорий. Появившись на заре человечества, педагогическая мысль все больше приобретала внутренний динамизм, в то время как она характеризовалась сосуществованием традиционных и новое, рождение неизвестного и смерть старого, что в значительной степени и определяет историческое движение и развитие этой науки.
    Список использованной литературы
    1. Артамонов, А.Д. Технические университеты в информационном обществе / А.Д. Артамонов, Г.И. Ловецкий. - Москва: СПб. [и др.] : Питер2017. - 288 c.

    2. Беленчук, Л. Н. История отечественной педагогики / Л.Н. Беленчук. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2019. - 184 c.

    3. Бордовская, Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - М.: Питер, 2016. - 304 c.

    4. Борисова, М. М. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие / М.М. Борисова, Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 214 c.

    5. Быков, А. К. Психолого-педагогический практикум. Учебное пособие / А.К. Быков. - М.: Сфера, 2016. - 128 c.

    6. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика. Учебное пособие / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - М.: Юрайт, 2016. - 198 c.

    7. Василькова, Ю. В. Лекции по социальной педагогике. Теория и история / Ю.В. Василькова. - М.: Перспектива, 2017. - 86 c.

    8. Вельц, Рахиль Яковлевна; Галиуллина Светлана Дмитриевна; Измайлова Евгения Николаевна; Касимова Эльза Психология И Педагогика. Введение В Профессиональную Этику / Эльза Вельц Рахиль Яковлевна; Галиуллина Светлана Дмитриевна; Измайлова Евгения Николаевна; Касимова. - Москва: Мир2017. - 140 c.

    9. Воспитание как антропологический феномен. - М.: Форум, 2017. - 240 c.

    10. Голованова, Н. Ф. Педагогика / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2017. - 240 c.

    11. Громкова, М. Т. Андрагогика. Теория и практика образования взрослых / М.Т. Громкова. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 290 c.


    написать администратору сайта