Главная страница
Навигация по странице:

  • Подготовьте сообщение на тему ««Недоросль» Фонвизина – классицизм или реализм»

  • недоросль. Недоросль Макаева. Эволюция жанра оды в русской поэзии xviii века


    Скачать 33.8 Kb.
    НазваниеЭволюция жанра оды в русской поэзии xviii века
    Анкорнедоросль
    Дата10.11.2021
    Размер33.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНедоросль Макаева.docx
    ТипДокументы
    #267964

    Эволюция жанра оды в русской поэзии XVIII века

    Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» в контексте развития русской комедии XVIII в.


    Вопросы для обсуждения:

    1. Жанр комедии в литературе классицизма, его основные функции и специфика. Новаторство Д.И.Фонвизина в жанре комедии. «Недоросль» как социально- политическая комедия.

    Комедия (от греч. komos, ode - песнь, праздник в честь Диониса) - драматический жанр, в котором характеры, действия, ситуации проникнуты комическим, представлены в смешных формах. Длительное время (вплоть до эпохи классицизмакомедия считалась «низким» жанром. Комедия отличается от других видов драмы не только тем, что её основная функция – вызвать смех. Специфика комедии наилучшим образом вскрывается в ее сопоставлении с трагедией. Если в центре трагедии неразрешимый трагический конфликт, то в центре комедии – нелепая смешная ситуация. Новаторство Фонвизина находит выражение в создании социально-политической комедии, насыщенной реальным, жизненным материалом, типическими характерами в их индивидуальном проявлении (это относится прежде всœего к отрицательным персонажам), в показе влияния окружающей среды, воспитания на формирование характера человека. Недоросль это первая русская социально-политическая комедия, в которой автор изобразил хозяев, господствующих не по праву, дворян, недостойных быть дворянами, самозванных учителей.

    1. История создания, проблематика комедии. Жанровые традиции в пьесе.

    История создания – Замысел комедии возник у писателя после возвращения из Франции, где он изучал юриспруденцию и философию, а также познакомился с театральными постановками комедий. Работа заняла около трёх лет, пьеса была окончена в 1782 году. Раскрывая проблемы комедии, внутрисемейный конфликт Простаковых, приходим к выводу, что всё зависит от воспитания. Только от достойного воспитания в семье зависит отношение человека к окружающим людям, его порядочность и честность. Комедия учит, что самое важное – это образование, культура, что потом выразится в уважении к ближнему, проявит благоразумие, добропорядочность человека. Жанр – Комедия, яркое и живое повествование с юмористическим сюжетом.

    1. Композиция комедии как сочетание макро- и микроструктур.

    Композиция – Комедия выстроена по всем законам жанра, в ней соблюдены три составляющих, необходимых для комедии классицизма: единства действия, места и времени. Состоит из пяти действий. Мастерское построение пьесы позволяет познакомиться с главными героями и обстановкой их жизни уже в самом начале. В конце первого действия происходит завязка сюжета. В комедии есть интрига – богатое приданое Софьи, о котором узнают из письма Стародума. Разгорается борьба претендентов на её руку. Особенности композиции подчеркивают основную идею произведения. В следующих двух действиях события стремительно развиваются, появляются новые герои. Кульминация приходится на четвёртое действие, в котором Простакова решает похитить Софью и силой выдать замуж за Митрофана. В пятом действии комедия приходит к развязке. Становится известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых в злых намерениях и угрожает наказанием. Приходит бумага об аресте имущества Простаковых, Софья и Милон собираются уезжать, а Митрофанушка вынужден идти в солдаты. Злонравные герои наказаны, а добродетельные награждены. Используя в своей комедии такой художественный приём, как говорящие фамилии и имена, автор даёт нравственную оценку персонажам, которая не вызывает никаких сомнений в её справедливости. Такова общая характеристика комедии.

    1. Сюжет и система образов. Роль второстепенных персонажей в комедии.

    В комедии Фонвизина «Недоросль» система образов является расширенной. Здесь присутствует три группы персонажей, которые, в свою очередь, подразделены на три мужских образа и один женский. Положительными героями в пьесе выступают Стародум, Правдин, Милон и Софья; отрицательными, носящими злонравный характер, - Простакова, Простаков, Скотинин и Митрофан; так сказать, нейтральные герои – воспитатели Митрофанушки (Цыфиркин. Второстепенными персонажами в пьесе «Недоросль» являются Скотинин, брат Простаковой, Еремееевна, нянька Митрофанушки, домашние учителя Митрофана: Цыфиркин, Кутейкин, Вральман. Несмотря на то, что эти герои играют вторые роли в комедии, от них зависит раскрытие характеров главных героев. С их помощью и Простакова, и Митрофанушка предстают пред читателем во всем их неприглядном обличии.

    1. Проблема художественного метода Фонвизина (точки зрения К.В.Пигарева, Г.П.Макогоненко, В.А.Западова). Значение «Недоросля» для становления реализма в русской литературе.

    К. В. Пигарев: Фонвизин стремился к обобщению, типизации действительности. В отрицательных образах комедии ему это блестяще удалось. Положительным персонажам «Недоросля» явно недостает художественной и жизнеподобной убедительности. Созданные им образы не облеклись живой человеческой плотью и, действительно, являются своего рода рупорами для «голоса», «понятий» и «образа мыслей» как самого Фонвизина, так и лучших представителей его времени». Из подобного единогласного противопоставления, отдающего пальму эстетического первенства «живым» отрицательным персонажам, следуют столь же единогласные сомнения в искусстве Фонвизина строить драматическое действие и вообще соображения о наличии в ней «лишних» сцен, не укладывающихся в действие, которое непременно должно быть единым.

    Роль Фонвизина как художника-драматурга и автора сатирических очерков в развитии русской литературы огромна, так же, как плодотворное влияние, оказанное им на множество русских писателей не только XVIII, но и первой половины XIX столетия. Не только политическая прогрессивность творчества Фонвизина, но и художественная его прогрессивность определили то глубокое уважение и интерес к нему, которые достаточно явственно проявил Пушкин. Элементы реализма возникали в русской литературе 1770–1790-х годов одновременно на разных ее участках и разными путями. Такова была основная тенденция развития русского эстетического мировоззрения этого времени, готовившего – на первом этапе – будущий пушкинский этап ее. Но Фонвизин сделал в этом направлении больше других, если не говорить о Радищеве, пришедшем после него и не без зависимости от его творческих открытий, потому что именно Фонвизин впервые поставил вопрос о реализме как принципе, как системе понимания человека и общества. С другой стороны, реалистические моменты в творчестве Фонвизина были чаще всего ограничены его сатирическим заданием. Именно отрицательные явления действительности он умел понять в реалистическом плане, и это сужало не только охват тем, воплощенных им в новой открытой им манере, но сужало и самую принципиальность его постановки вопроса. Фонвизин включается в этом отношении в традицию «сатирического направления», как его назвал Белинский, составляющего характерное явление именно русской литературы XVIII столетия. Это направление своеобразно и едва ли не раньше, чем это могло быть на Западе, подготовляло образование стиля критического реализма. Само по себе оно выросло в недрах русского классицизма; оно было связано со специфическими формами, которые приобрел классицизм в России; оно в конце концов взорвало принципы классицизма, но его происхождение от него же очевидно.

    Задания:


    1. По ЛЭС дайте определения понятий «комедия», «композиция», «сюжет»,

    «интермедия», «фарс».

    Комедия – драматический жанр, в основе которого лежит комический конфликт, т.е. противоречие между внешним проявлением и подлинным содержанием изображаемого. 

    Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех частей, эпизодов, сцен, порядок изложения событий.

    Сюжет (от франц. sujet - предмет), развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, иногда и в лирических.

    Интермедия (от лат. intermedius — находящийся посередине) — небольшая пьеса или сцена, обычно комического характера, разыгрываемая между действиями основной пьесы (драмы или оперы); то же, что и интерлюдия («междудействие»).

    Фарс — (франц. farce, от латинск. farsus — начинка, фарш) — один из видов легкой комедии, особенно процветавшей в средневековой французской словесности, по преимуществу устной

    1. Сопоставьте «Недоросль» Фонвизина с комедиями Сумарокова и с его же пьесой «Бригадир». Как отразилось обращение Фонвизина к просветительской проблематике на характере комического в его комедии?

    Первые русские комедии были написаны Сумароковым. Сюжет их носил еще условный характер и строился на столкновении внутрисемейных интересов. В основе его обычно лежала схема: мать и отец или кто-то из них выбирает дочери жениха; дочь любит другого. Сватовство оканчивалось неудачно для женихов, выбранных родителями. Эта схема комедийного действия будет характерна не только для Сумарокова. Она сохранится в обеих комедиях Фонвизина, в комедиях «Княжнина» , «Хвастун», «Чудаки» и др.) и Капниста («Ябеда»). В ранних комедиях Сумарокова («Тресотиниус», «Пустая ссора») действие по существу лишено движения. Борьбы за героиню нет. Наступающая в конце комедии развязка ходом событий не подготавливалась. Это объяснялось тем, что нравоучительная, воспитательная сторона комедии меньше всего в этот период (50--60-е годы) была связана с любовной интригой. Сюжет был нужен лишь для того, чтобы оправдать, мотивировать появление на сцене комических персонажей, главным образом из числа многочисленных претендентов в женихи. В зрелых комедиях Сумарокова, а потом и Фонвизина характер комедийного действия изменяется. Сокращается число персонажей, усложняется любовная интрига. Появляется несколько любовных пар, что было характерно для европейской комедии.


    1. Подготовьте сообщение на тему ««Недоросль» Фонвизина – классицизм или реализм»?

    Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонви­зиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение класси­цизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма. Художественное своеобразие комедии определяется тем, что в пьесе сочетаются черты классицизма и реализма. Формально Фонвизин оставался в рамках классицизма: единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи. В комедии два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, Скотинин, Митрофан) и положительных (Милон, Стародум, Софья). Автор наделяет героев "говорящими" фамилиями: Правдин, Стародум, Скотинин, Вральман и др. Черты резонерства в образе Стародума .Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки ("Всякий женись на своей невесте" ,"Век живи, век учись"). Но, в то же время, автор сделал определенный шаг в направлении к реализму. Это проявляется в точности воспроизведения провинциального дворянского типа, социальных отношений в крепостной деревне, верность воссоздания типических черт отрицательных персонажей, жизненная достоверность образов. Впервые в истории русской драматургии любовная интрига была отодвинута на второй план и приобрела второстепенное значение. Главным Фонвизин показывает столкновение двух взглядов на воспитание и образование: патриархального (Простакова, Скотинин, Митрофан) и передового, просветительского
    (Стародум, Правдин, Милон, Софья). Комедия Фонвизина - явление новое, потому что она написана на материале русской действительности. В ней сочетаются черты реализма и классицизма. Более того, автор новаторски подошел к проблеме характера героя, первый из русских драматургов стремился к его психологизации, к индивидуализации речи персонажей. В свое произведение Фонвизин вводит биографии героев, комплексно подходит к решению проблемы воспитания, обозначая триединство этой проблемы: семья, учителя, среда, то есть, проблема воспитания поставлена здесь как социальная проблема. 4.Проанализируйте аргументацию разных ученых по данному вопросу. Определите свою точку зрения.
    А. С. Пушкин: "«Недоросль» ... единственный памятник народной сатиры, "Недоросль", которым некогда восхищалась Екатерина и весь ее блестящий двор..."

    Н. В. Гоголь: "Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдаленных углах и захолустьях России... <...> Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души... "

    В. Г. Белинский: "...«Недоросль» и «Бригадир», уже согнанные с театра, никогда не будут изгнаны ни из истории русской литературы, ни из библиотек порядочных людей. Не будучи комедиями в художественном значении, они - прекрасные произведения беллетрической литературы, драгоценные летописи общественности того времени. ...и честь и слава уму и таланту Фонвизина, что он угадал, что можно и что нужно было в его время..."

    А. И. Герцен: "Успех "Недоросля" значительно превзошел успех "Бригадира". Это произведение сохранится навсегда в русской истории и литературе как картина нравов русского дворянства, перерожденного Петром I."

    В. О. Ключевский: "Эта комедия - бесподобное зеркало. Фонвизину в ней как-то удалось стать прямо перед русской действительностью, взглянуть на нее просто, непосредственно, в упор, глазами, не вооруженными никаким стеклом, взглядом, не преломленным никакими точками зрения, и воспроизвести ее с безотчетностью художественного понимания. <...> Фонвизин взял героев "Недоросля" прямо из житейского омута, и взял, в чем застал, без всяких культурных покрытий, да так и поставил их на сцену со всей неурядицей их отношений, со всем содомом их неприбранных инстинктов и интересов. ...автор взял их на время для показа из-под полицейского надзора, куда и поспешил возвратить их в конце пьесы при содействии чиновника Правдина, который и принял их в казенную опеку с их деревнями. <...> "Недоросль" - комедия не лиц, а положений. Ее лица комичны, но не смешны, комичны как роли, и вовсе не смешны как люди. Они могут забавлять, когда видишь их на сцене, но тревожат и огорчают, когда встречаешь вне театра, дома или в обществе..."


    написать администратору сайта