Главная страница
Навигация по странице:

  • ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ Эссе

  • Алматы,2021 План Государственность казахов в средневековье Отличительная особенность казахской государственности

  • Отрицательные моменты в становлении казахской государственности Укрепление собственной государственности казахов

  • эволюция казахской государственности. Эволюция казахской государственности


    Скачать 66.98 Kb.
    НазваниеЭволюция казахской государственности
    Анкорэволюция казахской государственности
    Дата27.02.2021
    Размер66.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэволюция казахской государственности.docx
    ТипДокументы
    #180047

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РК

    КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ



    Эссе

    На тему: «Эволюция казахской государственности»

    Выполнил(а):Отегенова Алия1 курс экономика

    Проверил(а): Майданали Зере

    Алматы,2021

    План

    1. Государственность казахов в средневековье

    2. Отличительная особенность казахской государственности

    3. Отрицательные моменты в становлении казахской государственности

    4. Укрепление собственной государственности казахов


    Государственность казахов в средневековье создала благоприятные условия для возникновения, сохранения и развития казахской народности. Это государство — Казахское ханство имело солидный вес в определении исторических судеб стран Центральной Азии, в евразийской системе. Политический организм Ханства казахов был крепким. Более полутора веков он жил и действовал стабильно, многое определяя в своем обширном регионе. Становление ханства приходится на середину пятнадцатого века, расцвет — на шестнадцатый и распад на отдельные, более мелкие ханства в жузовых территориальных пределах — на семнадцатое столетие.

    Отличительная особенность казахской государственности в средние века заключается в том, что она развивалась под началом правителей-чингизидов, но на местной, казахской, этнической основе. Здесь шло постепенное и неуклонное восстановление земледелия, городов и в целом хозяйства, пострадавших от варварских нашествий извне; определенное развитие феодальных отношений. Ханства Ак-Орды (Кок-Орды), Абу-л-хайра, Моголистана, Ногайской Орды — таковы этапы развития казахского государства, на территории которого наряду с коренным населением — казахами проживали мирно, бок о бок представители других народностей. Образование названных выше ханств вело к укреплению хозяйства и экономическо-культурных связей на входивших в них землях. Различные слои населения — кочевое, полукочевое скотоводческое и оседлоземледельческое, а также различные этнические группы вступали во все более тесное общение и взаимодействие. Все это давало ханствам внутреннюю силу, способную решать как проблемы внутренней жизнедеятельности, так и отражения внешней агрессии: вторжения кровожадного эмира Тимура, злобных ойратских захватчиков. Ханства Ак-Орды (Кок-Орды), Абу-л-хайра, Моголистана были той «формой», в которой отливалась не только этническая общность племен и родов, составивших казахскую народность, но и общность этой народности с другими родственными народностями — кыргызской, ногайской и в какой-то степени — уйгурской и узбекской.

    Наряду с положительными явлениями, действовали и отрицательные: чингизиды вели беспрерывные внутренние и внешние войны со значительными людскими потерями, не говоря уж о материальных. Эти войны заставляли часть населения покидать пределы государства. А значительное число казахов и без того проживало на территории других государств. Все это препятствовало окончательному объединению казахской народности. Консолидации ее могло способствовать и способствовало лишь одно — создание Казахского ханства.

    Образование Казахского ханства — результат сложных этнополитических, социально-экономических и культурных процессов на огромных по протяженности землях Восточного Дешт-и-Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана — Туркестана. Возникшее в течение длительного времени хозяйственное и культурное единение привело и к политической общности насельников этих земель. Этим процессы олицетворяются с первыми правителями нового Казахского ханства — Кереем и Жанибеком, сумевшими объединить родовую знать и массы скотоводов и земледельцев. Керей и Жанибек чутко уловили тягу, пока еще неосознанную, казахской народности к образованию собственной государственности, развили и направили эту тягу в нужное русло. И Керей, и Жанибек обладали незаурядным умом, позволившим им находить верные решения в труднейших ситуациях и поставить общегосударственные интересы над личными. Дело в том, что оба этих чингизида-султана в равной мере могли претендовать на ханскую власть. И если б они увлеклись борьбой за нее — этим немедленно воспользовались бы враги: судьба задуманного Кереем и Жанибеком государственного образования оказалась бы под смертельной угрозой. К чести своей, Жанибек и Керей избежали усобиц и благополучно довели свои планы и начинания до воплощения в жизнь, оказавшегося блестящим и многообещающим.

    Государственность казахов возведена на костях народных, густо замешана на народных крови и поте. Если представить политическое строение казахского общества в виде целостного организма, то властители были его головой, мозгом; вдохновенные народные вещие певцы-жырау— языком, устами; народные батыры — могучими руками; а сам народ мощным телом. Изъять какую-либо часть из этого гармоничного целого было невозможно, ибо это с неизбежностью повредило бы слаженному действию целого. Этот единый политический государственный организм в трудах и битвах развивался, креп, становясь прообразом того, что мы имеем ныне. Наличие собственного государства, как уже отмечалось, способствовало возникновению и росту казахской народности. В свою очередь, казахская народность, по мере своего развития, способствовала становлению и упрочению собственной государственности


    написать администратору сайта