Рдф. Эволюция концепции корпоративной социальной ответственности
Скачать 71.62 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра экономической теории Реферат Тема: «Эволюция концепции корпоративной социальной ответственности» Выполнил: студент группы МО-111 Лисицын И.А. Воронеж 2013 Содержание 1. Социальная ответственность 2. Эволюция концепции социальной ответственности .1 Первый этап. Начало XIX в. - 1960-е года XX в. Зарождение концепции .2 Второй этап - Политический (1960-1980 гг.). Три основные интерпретации концепции КСО .3 Третий этап - этап социально-экономических проблем (с 1992 года по настоящее время). Окончательное формулирование идеологии и концепции КСО Список используемой литературы 1. Социальная «ответственность» Понятие «ответственность» представляет собой обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. В зависимости от субъекта и объекта, на который направлена ответственность она может быть юридической, моральной, личной, социальной. Социальная ответственность это - сознательное отношение субъекта социальной деятельности к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой деятельности для определенных социальных групп и личностей, для социального прогресса общества. Общепринятого определения социальной ответственности бизнеса в международной практике не существует, что дает повод понимать термин «социальная ответственность бизнеса» каждому по-своему. В зарубежной и в отечественной литературе наряду с понятием «социальная ответственность бизнеса» широко распространено также понятие «корпоративная социальная ответственность» (КСО). Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия и т.д. Можно сказать, что социальная ответственность бизнеса - это влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес - решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют. Данное определение социальной ответственности бизнеса скорее идеальное, и не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность бизнеса - это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решений. 2. Эволюция концепции социальной ответственности .1 Первый этап. Начало XIX в. - 1960-е года XX в. Зарождение концепции Зарождение концепции социальной ответственности бизнеса можно отнести к началу XIX в., когда началось движение в защиту прав трудящихся, возникшее после промышленной революции. Возникли организованные рабочие движения, когда в ряде стран были устранены различные препятствия для реализации права на свободу объединений. Одним из основоположников данного воззрения был британский промышленник Роберт Оуэн, разработавший план по улучшению условий жизни рабочих и пытавшийся его осуществить на одной из прядильных фабрик Шотландии. Его попытки создания коммунистических колоний потерпели неудачу, но идеи помогли трудящимся осознать собственные права, место и важность в производственном процессе. Совместно с рядом видных бизнесменов, политиков и экономистов Оуэн обращался к правительствам европейских стран с предложениями принять международные законы об условиях труда на заводах и фабриках, рудниках и шахтах. Им были выдвинуты три довода в пользу принятия международных трудовых норм: . Облегчение практически рабского труда рабочих; . Удержание трудящихся масс от участия в неформальных объединениях с целью недопущения беспорядков; . Снижение потерь стран с защищающим трудящихся законодательством, которые создает подобная политика для их внешней торговли. Такое регулирование позволило бы уравнять международную конкурентоспособность всех государств. Эти аргументы были приведены в Преамбуле принятого в 1919 г. устава Международной Организации Труда (МОТ), которая открывается словами о том, что всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости. В начале XX в. зародилась доктрина капиталистической благотворительности. Согласно этой доктрине, прибыльные организации должны жертвовать часть своей прибыли на благо общества (финансировать общественные потребности). Основа доктрины была рассмотрена Э. Карнеги в работе «Евангелие процветания». Тогда же другие представители крупного американского бизнеса заявили об обязанности корпораций использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше. Карнеги вложил 350 млн. долларов в социальные программы и построил более 200 публичных библиотек. Д. Рокфеллер пожертвовал 550 млн. долларов и основал фонд Рокфеллера, а в 1905 году в США зародилось движение «Ротари» (Rotary), суть которого заключается в том, что материально преуспевающие люди должны вносить свою лепту в улучшение социальной ситуации не только в профессиональной сфере, но и в ареале своего проживания в обществе. Американский историк Э. Лейтон относит зарождение концепции социальной ответственности бизнеса к концу XIX - началу XX в. Первоначальное распространение она получила в среде американских инженеров, видевших демонстрации «большого чувства социальной ответственности» путь к повышению социального престижа своей профессии. Через некоторое время указанную концепцию начали связывать с бизнесом. В 20-х годах в американских деловых кругах широкое распространение получила концепция «служения», согласно которой фирмы должны иметь и другие цели, кроме «делания денег». Деятельность ради этих целей, не имеющих отношения к прибыли, была объединена одним понятием - «служение». Концепция «служения» оказалось не долговечной (по причине как её недостаточной ясности и проработанности, так и сложного экономического положения в конце 20-х годов) и постепенно утратила свою популярность в деловых кругах. В последующих два десятилетия на смену ей приходит концепция «социальной ответственности», сначала имевшая преимущественно теоретический характер, а после второй мировой войны распространившаяся и в деловых кругах. Основу современного подхода социальной ответственности корпорации заложила опубликованная в 1953 году книга американского экономиста Г. Бауэна «Социальная ответственность бизнесмена», где автор сформулировал доктрину социальной ответственности как обязанность бизнесменов проводить ту политику, принимать те решения и исследовать тем направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества. В дальнейшем, период конца шестидесятых - начала семидесятых годов характеризовался активной экологизацией науки. Актуализировавшиеся вопросы загрязнения окружающей среды, перенаселения и ограниченности природных ресурсов фактически сводились к одной общей идее неминуемого глобального кризиса при сохранении сложившегося вектора развития человечества: перенаселения, перепроизводства, экологической катастрофы. Одна из первых попыток научного осмысления природы глобального кризиса, анализа конкретных проблем и изыскания возможных путей их преодоления была предпринята в 1968 году так называемым «Римским клубом» - неправительственной организацией, сформированной группой влиятельных предпринимателей, экономистов, известных ученых и политических деятелей. Основной целью Римского Клуба была разработка методик анализа глобального кризиса с целью достижения «глобального равновесия», а среди актуальных проблем, чье решение требовало безотлагательной научной деятельности, был отмечен комплекс актуальных социально-экономических проблем, стоящих пред человечеством. В частности, основатель Римского клуба Аурелио Печчеи отмечал, что в данный период исторического развития «нет больше чисто экономических, технических или социальных проблем, существующих раздельно, независимо друг от друга», поскольку «даже при беглом взгляде на приведенный перечень проблем легко увидеть звенья, которые сцепляют их воедино, а при более детальном рассмотрении эти связи прослеживаются еще нагляднее» .2 Второй этап - Политический (1960-1980 гг.). Три основные интерпретации концепции КСО Следующий этап эволюции концепции КСО был связан с и формированием международных институтов взаимодействия. Мировая научная общественность не сразу осознала значимость практической деятельности Римского клуба, что было связано с нежеланием признавать нарастающие опасности и актуализирующиеся проблемы. На выше рассмотренных этапах концепция устойчивого развития была сосредоточена на макро-уровне, о чем свидетельствует появление в 1970 г. первых глобальных моделей, имитировавших мировые процессы («Мир-1» и «Мир-2»), разработанных Джеем Форрестером и позже усовершенствованных группами Донелла и Дениса Медоуза посредством компьютерного моделирования на долгосрочный период развития с 1970 до 2100 год. В данных моделях были учтены факторы, поддерживающие экономический рост и увеличение численности населения, которые были разделены на физическую и социальную категорию. Первая из них отвечала за работоспособность механизма, и заключалась в ресурсном и сырьевом обеспечении, вторая - за уровень занятости и социальную стабильность. Результаты моделирования показали, что даже при самом оптимистичном сценарии развития экономическая эффективность неуклонно снижалась. Во избежание этого была предложена концепция «нулевого роста», по которой устойчивое развитие свелось к элементарному воспроизводству, сохранению достигнутых позиций. Поскольку первые модели были подвергнуты критике за глобальность, вместо концепции «нулевого роста» была предложена концепция «органического роста» (согласованного развития разных частей глобальной системы) и в 1974 году Михайло Месаровичем и Эдуардом Пестелем второй глобальной модели Римского клуба «Человечество на перепутье». Важным событием для политического этапа эволюции концепции устойчивого развития стала стокгольмская конференция, состоявшаяся 16 июня 1972 года, подготовка к которой протекала параллельно работе Римского клуба и имела иные задачи и приоритеты. По результатам работы конференции была издана Декларация, в которой «впервые раздельно воспринимаемые проблемы были представлены и проанализированы системно», а также сформулированы принципы, согласно которым экономические факторы имеют решающее значение для обеспечения устойчивого развития. С середины 70-х гг., интерес к данной проблеме стал довольно резко возрастать и наступил значительно более сложный этап развития доктрины, отразивший новые экономические и политические процессы. С одной стороны, активное вторжение и возросшее влияние крупного бизнеса, в окружающую социальную среду, а также усиление лоббистских возможностей корпораций, а с другой - появление новых «гражданских» движений - экологов, потребительских сообществ, правозащитников. В обществе росло беспокойство по поводу роли транснациональных и национальных монополистических объединений. Размеры этих объединений таили в себе угрозу экономической для стабильности и самостоятельности суверенных государств. Поэтому в обществе вызревала потребность в усилении общественного контроля над корпорациями. Идея изменения роли корпораций, выдвинутая в этот период, включала предложения о введении института «общественных деятелей», представителей государственной администрации в советы директоров крупных предприятий, более последовательном отделении совета директоров от профессионального менеджмента, превращение совета директоров в общественный орган путем отмены оплаты этих должностей. Для этого периода характерно также: 1. Существование разрозненных стандартов в различных областях корпоративного управления, касающихся политики взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды. Однако в социальной сфере стандарты и правила не были выработаны; 2. Усиливающееся давление со стороны государства, которое в Великобритании и других странах Западной Европы под воздействием общества выдвинуло более жесткие стандарты в сфере трудового законодательства, охране окружающей среды; . Усиливающееся давление профсоюзов в сфере охраны труда и социальной политике. В этот период возникают три основные интерпретации концепции социально-ответственного бизнеса: Первая - традиционная, подчеркивает, что единственная ответственность бизнеса заключается в увеличении прибыли для своих акционеров. Эта точка зрения была высказана Милтоном Фридманом в 1971 г, и может быть названа теорией корпоративного эгоизма: «Существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры». Вторая точка зрения прямо противоположна теории Фридмана. Это теория корпоративного альтруизма. Появилась она одновременно с опубликованием нашумевшей статьи Фридмана в New York Times и принадлежала Комитету по экономическому развитию. В рекомендациях Комитета подчеркивалось, что «корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни». Третью позицию представляет одна из самых сильных «центристских» теории, теория «разумного эгоизма», которая утверждает, что социальная ответственность бизнеса - это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли. Социально ответственное поведение - это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости. В 80-е годы ХХ-го века экономисты Томас Дональдсон и Норманн Боуи ввели в понятийный аппарат термин «социальное соглашение между бизнесом и обществом», они считали, что деятельности корпорации должно быть свойственно стремление к увеличению прибыли, но при этом должны уважаться моральные устои общества и соблюдаться права человека. .3 Третий этап - этап социально-экономических проблем (с 1992 года по настоящее время). Окончательное формулирование идеологии и концепции КСО Общеизвестный в настоящее время термин «устойчивое развитие» сформировался в процессе деятельности Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР), возглавляемой премьер-министром Норвегии Гру Харлем Брундтланд и инициированной в декабре 1983 года генеральным секретарем ООН. Целью работы данной комиссии являлось формирование концепции глобальных перемен («глобальной программы изменений»), обеспечивающей устойчивое развитие к 2000 году, рекомендующей пути социально-экономического развития, способствующей достижению общих целей, выявляющей эффективные инструменты решения долговременных проблем. Комиссии была поставлена задача проанализировать текущие глобальные проблемы, выявить и изучить причины глобального кризиса и сформулировать концепцию и стратегию решения глобальных проблем]. В результате работы комиссии в апреле 1987-ого года на 42-й сессии Генеральной ассамблеи ООН был представлен доклад «Наше общее будущее» («Our Common Future), в котором «устойчивое развитие» определялось как «такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» и «сохранение ресурсов для развития современного и будущих поколений» с целью преодоления глобального кризиса мировой системы. Этап социально-экономических проблем характеризуется, с одной стороны, тем, что концепция устойчивого развития перешла в состояние некой догмы, признанной ООН и ведущими политиками и представителями научной мысли, и, с другой стороны, тем, что на фоне этой концепции начали развиваться альтернативные (например, концепция корпоративной устойчивости. Принципы устойчивого развития были изложены в 1992 году на Всемирной конференции по окружающей среде и развитию (КОСР), прошедшей под эгидой ООН в Рио-де-Жанейро. Её итогом стало окончательное признание мировым сообществом важности устойчивого развития и закрепление самой концепции устойчивого развития (в частности его принципов) в Декларации Конференции ООН по защите окружающей среды и устойчивому развитию. На наш взгляд, данная конференция занимает особое место в эволюции концепции устойчивого развития, поскольку, она, во-первых, поставила (перед обществом, государством и бизнес-сообществом) задачу фундаментального социально-ответственного поведения и, во-вторых, ввела новый инструмент - стратегию устойчивого развития (разрабатываемую с учетом экономических, социальных и экологических перспектив), базирующуюся на документе под названием «Повестка дня на XXI век», принятом на той же конференции. Фактически, на этом этапе была окончательно сформулирована идеология, направленность концепции, осуществлена постановка задач и целей. В этот период были созданы многочисленные национальные комиссии по устойчивому развитию, приняты государственные документы, определяющие цели, задачи и саму суть рассматриваемого феномена - в частности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 440 01.04.1996 «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». После 1992 года состоялись такие значимые международные конференции по вопросам устойчивого развития, как Конференция ООН по проблемам прав человека (Вена, 25 июля 1993), Конференция ООН по народонаселению и развитию (Каир, сентябрь 1994), Конференция по социальному развитию (Копенгаген, 6-12 марта 1995). Так же в апреле 1995-ого года был принят «Берлинский мандат», положивший начало противодействию выбросам углекислого газа в атмосферу и завершившейся принятием Киотского протокола в 1997 году. В 1993 году Экономический и социальный совет ООН утвердил Комиссию по устойчивому развитию, приоритетным направлением работы которой стало формирование межправительственных механизмов взаимодействия в приложении «Повестки дня». В итоге в январе 1999 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном была выдвинута идея «Глобального договора». Данный договор, в который вступили три тысячи компаний, создавал возможности практической интеграции принципов устойчивого развития в бизнесе и означал фактическое расширение концепции устойчивого развития на микро-уровень. Целью Глобального договора стало развитие принципов корпоративной социальной ответственности, интеграция отношений бизнеса, государства и общества, формирование устойчивой и открытой глобальной экономики. Фактически, Глобальный Договор представляет собой систему взаимодействий учреждений ООН и выдвигает принципы социально-ответственного бизнеса. «Йоханнесбургский план» 2002 года является наиболее современным базовым документом Отдела по устойчивому развитию ООН. По мнению генерального секретаря Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию Нитина Десая, Йоханнесбургский план более адресный и целенаправленный документ, чем «Повестка дня на XXI век». Фактически, это десятилетняя программа мер, в основе которой лежит концепция устойчивого развития, а основной её опорой являются партнерства, неправительственные организации, бизнес-сообщества и отдельные корпорации. социальный ответственность бизнес Список используемой литературы 1. Благов, Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. - СПб.: СПбГУ, 2010 . Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика: учебное пособие. Издание 2-е, доп. и перераб. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2013. - 360 с. Коротков Э.М., Корпоративная социальная ответственность. Учебник для бакалавров . Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. Потребители, менеджеры, СМИ и чиновники оценивают социальную роль бизнеса в России / под ред. С.Е. Литовченко. - М.: Ассоциация менеджеров, 2004. . Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / Под общ. ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. - М.: КНОРУС, 2008. . Корпоративная социальная ответственность: экономические модели - мораль - успех - устойчивое развитие. Ред. и сост. А.Н. Крылов. - М.: Икар, 2013. .Петрунин Ю.Ю. Корпоративная социальная ответственность в современной России: проблемы институционализации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). № 1. 2012. - С.61-68. . Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность (Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации). - С.- Петербург, Петрополис, 2009. |