Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие секта, классификация сект.

  • Секты в России.

  • Список литературы

  • сисми. секта (1). Европейская конвенция о защите прав человека


    Скачать 43.46 Kb.
    НазваниеЕвропейская конвенция о защите прав человека
    Анкорсисми
    Дата14.12.2022
    Размер43.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласекта (1).docx
    ТипДокументы
    #845203

    Введение

    «Свобода индивидуальной религии должна быть ограничена в интересах демократического общества в целях защиты общественной безопасности, поддержания общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других…»

    Европейская конвенция о защите прав человека.

    Религия появилась много тысячелетий назад практически сразу после появления человека. Сначала это была вера в животных, потом язычество. Затем пришли буддизм, ислам и христианство.

    Эти религии имели развитый культ, учение и создавали мировоззрение. Однако всегда находились и те, кто не удовлетворялся господствующими догмами, кто не принимал навязанный, как им казалось, взгляд на окружающие вещи и явления. Эти люди переработали учение по своему усмотрению. Так возникли новые религии и секты.

    Проблема сект сегодня весьма актуальна. Многие молодые люди, недостаточно разбираясь во всех аспектах этого бизнеса, вступают в эти религиозные организации. Результат - разбитые семьи и разбитые жизни.

    В своем эссе я намереваюсь раскрыть термин «культ». Я рассказываю вам о деструктивных и сатанинских культах. Об их деятельности. Я также коснусь психологической стороны вступления в секту.

    Православная Россия не могла изолировать себя от еретических течений, вторгавшихся с Востока и Запада. «С XI века среди новокрещенных русских жило еретическое предание, — говорит проф. А. Карташев, а под 1004 и 1123 годами Никоновская летопись сообщает о заключении в тюрьму монаха Адриана и злого еретика Дмитрия… Богомилена, когда они почти открыто превратились в секты плетей и скопцов. Адриан прямо упоминается как евнух.

    Это свойственно строгим и последовательным богомилам, секте еврейского происхождения, отрицавшей церковную иерархию и скрывавшейся под покровом монастырей. Прикрываясь рвением законного монашеского благочестия, они проповедовали свое дуалистическое учение и аскетическую мораль: «От сотворения мира действуют и борются два бога — светлый и темный. Сатанаил вмешался в сотворение человека, и в душе человека осталась только светлая точка от Бога. Задача подвижничества — победить все остальное в мире и во плоти, сохранить точки света в творении Божием».

    Под 1375 годом Летопись отмечает казнь через утопление в реке Волхове «развратников христианской веры», прозванных «стригольниками», удаление дьякона Никиты и цирюльника Карпа (цирюльника). Эта секта, питавшаяся внешними недостатками церковной жизни, отрицала реальность священнодействия иерархии, проповедовала спасение вне Церкви и священства. Происходит ли эта секта из богомильской традиции, или в ней отражаются внешние еретические влияния - проникшая в Россию пропаганда с Запада? Точного ответа на этот вопрос нет, но некоторые исследователи сектантства в России отмечают еврейское происхождение Карпа-цирюльника. Обращение новгородского архиепископа Алексия к Вселенскому Патриарху Нильскому и получение последним двух увещевательных грамот против сектантов-еретиков, а также составление пермским святителем Стефаном по просьбе самого архиепископа Алексия «Меры праведников» что эта секта была довольно популярна и заразительна.

    Вторым тайным обществом в России после богомилов, уже не восточного, а западного происхождения, была ересь жидовствующих. В 1470 году он прибыл в Новгород в свите князя Александра Михайловича Олельковича, своего еврейского лейб-медика Схария и среди еврейских чиновников Моисея Гануша и Иосифа Шмойло Скарабея. Это была группа модернистов, представителей свободомыслящей идеологии мирового еврейства. Через них на Русь проникали «огни из болота гуманистического вольнодумства» в еврейском соусе. Учитывая традиционную склонность русского человека к библейской тематике и преклонение перед всем иностранным, особенно идущим с Запада, они легко находили общий язык как в русской книжной среде, так и с представителями русского духовенства. Первенцами еврейской миссии были протоиереи Денис и Алексей, а затем протоиерей Софийского собора Гавриил. Образовался тайный союз жидовствующих во главе с дьяконом Посольского приказа Федором Курицыным. В течение года следы еврейской пропаганды глубоко проникали в души членов этого кружка. «Протоиереи Денис и Алексий обратили своих жен и детей в новую веру» и сами хотели обрезаться, «но еретические учителя удержали их от этого, чтобы не было вещественных доказательств для следствия государства».

    Этот тайный союз носил характер тайного заговора и «сохранял свою конспиративную жизнь целых десять лет». Тайный, заговорщический характер новой еретической общины был отличительной чертой союза жидовствующих. Переселившись из Новгорода в Москву, он тайно просуществовал еще семь лет, значительно умножив свои ряды. Вслед за писарем Посольского приказа (министром иностранных дел) Ф. Курицыным в его ряды входили высшие чиновники, дьяки великого князя, купцы и многие книжники.

    Сам Курицын, «человек широкого европейского кругозора», говоривший на немецком, венгерском, польском и греческом языках, был «мозгом ереси». Шариат, чья пропаганда имела столь неожиданный успех на русской земле, вынужден был покинуть Россию, но Курицын предстал перед великим князем Иоанном III с прошением о возвращении шариата в Россию. Великий князь позволил «еврею Захарии-Схарии поселиться в Москве», но Схария не счел нужным воспользоваться добрым делом великого князя и ограничился встречами с московскими послами к крымскому хану.

    Проповедь Схарии при активной поддержке Ф. Курицына, который был если не учеником, то соратником и братом Схарии по принадлежности к еврейскому свободомыслию, началась в России речью о конфликте Нового и Ветхого Завета. Вот они и взялись за псевдонаучный обзор всего древнего, астрологии и магии. «Блуждающие идеи» были вброшены в высшие круги общества, началось не только отрицание Церкви, но и полное отступничество от христианства, при чисто внешней, буднично-притворной лояльности к нему. «Евреев никогда не привлекало полное обращение изгоев в иудаизм, — пишет профессор А. Карташев, — иудаизм коренился в первобытном, этнически замкнутом национализме кровной линии третьего разряда, а не в «чужих от истины», которые были обрезаны.

    В данном случае пропаганда евреев, принадлежащих к их меньшинству вольнодумцев, была в основном заинтересована в отрицательном результате, в сломе русской православной стойкости во имя любой формы вольнодумства. Это было рассчитано психологически более правильно. Внезапная замена христианства одним только иудаизмом была бы для русского народа того времени самой таинственной и необъяснимой. Сегодня, в условиях европейского перехода от средневекового видения к новому мировоззрению, широкое свободомыслие как нельзя лучше отвечало потребностям момента.

    Как тайное общество иудаистское движение не было массовым; во второй половине XVI века оно угасло, и Стоглавый собор уже не соизволил даже упомянуть о древней ереси жидовствующих. Но «бродящие идеи» не угасли, будучи подпитаны волной захлестнувшего Европу реформаторского движения. Ересиарх Феодосий Косой, русский протестант, «выросший на почве тайного жидовствующего вольнодумства, одушевленный сумасбродным протестантизмом», был новым выразителем европейского вольнодумства. В то время в Литве процветал протестантизм, захвативший даже русских. А шведы в годы суровых испытаний Смутного времени, захватив часть русских владений, фанатично насадили там лютеранство, думая обратить всех русских под шведской короной в протестантство. С этой целью в Стокгольме была основана славянская типография, в которой катехизис Лютера печатался на славянском языке.

    Судимый и осужденный, Феодосий Косой бежал в Литву, где вдохнул дыхание крайних протестантских течений, главным образом социниан, и развил свое учение, которое резюмируется в следующих положениях: «Бог в строгом смысле един. Пятикнижие Моисея "Столпные книги". Иисус Христос - не Бог. Церковь - просто сообщество верующих. Все внешнее по отношению к ней - предание и человеческая выдумка, подлежащая отвержению. Храм - подделка, иконы - идолы, иерархия - ложь учителей, идолопопов.Все это надо разбить.Никаких таинств.Причащение-простой хлеб и вино.Покаяние-самообман.Раздавить надо,как идолов,не только иконы,но и кресты.Святые и мощи - не поклонение.Святым Отцам - не честь.Пост и монашество - отбросить.Все это - человеческая традиция. Никто на земле не может называться отцом, как это запрещено в Евангелии. Все эти легенды — человеческие выдумки. Все люди, со всеми их верованиями и языками, являются одними и теми же детьми Божьими. «Эта идея религиозного равенства перед Богом скатывается у Косого в социальный радикализм. Без всякого развития и углубления он выбрасывает революционные лозунги: не надо ни властей, ни войн» (Карташев).

    Во всех этих волнениях и спорах, затрагивавших небольшое прогрессивное меньшинство, народ не участвовал и единство Церкви не страдало. Духовный монолит русского народа и единство Церкви подрываются жестокой церковной борьбой — русским расколом, породившим множество слухов и подорвавшим внутреннюю силу народа, духовный авторитет иерархии и Влияние церкви на людей. К этому времени иноземное влияние пало на благодатную почву, а дальнейшее насаждение сектантства, также пришедшего в Россию извне, духовно разрушило православный монолит русского народа.

    Картина духовной жизни русского народа начинает заметно меняться с наплывом в Россию с XVI по XVIII вв., на службу и торговлю, иноверных пришельцев, приток которых особенно усилился после изданного Петром Великим в 1702 г. манифест, призывающий иностранцев служить в России с обещанием льготных условий и полной свободы совести. В России возникли так называемая Немецкая слобода и целые поселения немецких колонистов, привлекавшие своим религиозным свободомыслием и особым, по западному образцу, внимание легко поддающихся иноземным новшествам русаков, многие из которых сами стали иностранцами по духу в свою православную страну. С одной стороны, начался отрыв народа от господствующего класса страны, с другой стороны, духовное раздробление народа: в вновь духовно едином теле русских образовались секты протестантского, иудейского и языческого характера, привитые извне, как штундо-баптизм, методизм или пашковщина, "десное братство" или "сионская весть", т.е. свидетели Иеговы, "духовные христиане", молокане и субботники, адвентисты, "истинные христиане", духоборы, хлысты и евнухи.

    Другой автор, наш В.А. Жуковский отмечал, что секты связаны как цепь, а потому логически и органично развиваются и порождают друг друга. Это оправдано по отношению к сектам, возникшим из протестантизма на Западе. Органическая болезнь протестантизма, отравленного крайним индивидуализмом, т. е. отсебятиной и рационализмом, т. е. необузданной свободой в толковании Писания, есть неудержимый раскол, ибо в нем «сколько умов — столько умов, сколько умов — столько умов, инсайты». Начиная с почвы протестантизма, основными принципами которого являются теоретическое обоснование и обоснование их формирования, секты на Западе имели аборигенное происхождение и их основателями обычно были жители одной страны. Эти секты не только не отличались заметно от протестантской деноминации, из которой они произошли, но и были в некоторой степени родственны ей. Этим и объясняется отсутствие борьбы между ними. И если между новой сектой и господствующей протестантской деноминацией и происходила борьба, иногда даже ожесточенная, то эта борьба всегда была недолгой и обычно заканчивалась мирным сосуществованием секты с господствующей деноминацией.

    Совершенно иную картину мы видим в России, только исключая старообрядческий раскол и вытекающие из него разветвления. В России секты насаждались извне. Это не органические образования - Православие не породило возникновения этих сект - они чужды Православию - бациллы, искусственно привитые в русский организм. Иностранное происхождение протестантских и еврейских сект в России ясно и научно доказано. Привезенные с Запада в Россию секты, не имевшие точки соприкосновения с Православием, были проникнуты крайней степенью враждебности и ненависти к Православию, к Православной Церкви и ее духовенству. А основные положения протестантского учения сектанты в России формулировали в гораздо более резкой и враждебной Православию форме, чем у себя на родине, на Западе, а так как Православие и Российское государство были тесно связаны друг с другом, то сектанты перенесли свое ненависть православия к государству, не скрывая своей неприязни к нему, что выражалось как в обычных сектантских формах (отказ от присяги, от военной службы и т. д.), так и в переходе в иудаизм (субботники, адвентисты Киева) ; назвал «Россию тюрьмой, и они сами — узники этой тюрьмы». «Иегова разделит эту землю Израиля на 12 полосатых частей, начиная от Средиземного моря до реки Иордан и Мертвого моря, и их Иерусалимская республика преобладает над всеми царствами и народами земли… От Сиона до китайского города Кантон будет железная дорога с роскошными станциями и красивейшими садами. в этом нелепость и прелесть сатаны» - так звучала в России общественно-политическая «проповедь» секты «Десное братство», т.е. Свидетелей Иеговы (Н. Ивановский).

    Появление в России каждой новой секты и их деятельность, руководимая из-за границы, были серьезной болезнью, подрывавшей основы не только религиозной, церковной и государственной жизни, но и общественной, экономической и культурной жизни русского народа. Это понимал, в числе других русских правителей, и первый царь России - Иоанн IV. Он хорошо знал суть Реформации. «Ты хвалишься, — сказал царь Иоанн пастырю братьев Богемских, — верою евангельским... одной вере приписываешь оправдание, а Господь будет судить каждого по делам.

    Если только вера дает спасение, то что хорошего в суде? Почему в Новом Завете так часто восхваляется важность добрых дел?» В беседе с другим пастором Иоанн IV сказал о Лютере: он не очернил свои знания Священного Писания низким отступничеством, сбросив с себя монашеские одежды и женившись на сбежавшей монахине. , "а когда пастор Лифляндии сравнил Лютера с апостолом Павлом, царь Иоанн ударил его плетью по голове и сказал: "Иди к черту со своим Лютером".

    Несмотря на понимание вреда, наносимого западным вольнодумством и сектантством, вторгающимся в тело народа, российское правительство проявило непростительное благодушие и терпимость к очагам этого яда. Нередко проявлялась и непоследовательность в мерах против насаждения сектантства в России. Так, когда в конце 19 века вице-президенту этой секты в Европе Конради в сопровождении господина была дарована полная свобода, а Перк при содействии немцев и евреев ездил по России, распространяя учение Адвентисты. В 1901 г. в России насчитывалось уже 1288 членов этой секты при 13 проповедниках, а в 1911 г. адвентисты седьмого дня насчитывали в России уже 58 проповедников, из них русских было 13, нерусских по национальности, но русских подданных - 37 и иностранных подданные - 8 проповедников. С 1905 г. на их собраниях возвещалась молитва «о просвещении русского народа светом адвентизма».

    Наряду с посевом вольнодумства и вытекающих из него нигилизма, атеизма и революционности, посев сектантства явился удобным и могущественным средством ослабления духовно-государственного организма России и внутренних и внешних врагов христианства, православия и России, пользующихся из-за самодовольства правительства и наивной доверчивости народа, они широко использовали эту меру в своем походе против православной Руси.

    Понятие секта, классификация сект.

    Секта – это организация или группа лиц, замкнутых в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных к ним или противоречащих им.

    Культ - некоторая мистическая практика или культ (религиозные секты) или круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и поклонением какому-либо деятелю, направлению, художественной или интеллектуальной программе, почти всегда сопровождаемый явными или скрытыми ритуалами; секты могут быть доброжелательными и даже положительными.

    Следует обратить внимание на необходимость разграничения терминов «секта» и «тоталитарная секта». Культами можно назвать большинство новых религиозных течений наследниками некоторых традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как нечто дурное. Наоборот, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, постепенно трансформируясь в мощные позитивные религиозные течения, отличающиеся от материнской религии лишь некоторыми догматами. Примером этого является протестантизм. Но среди всей массы религиозных течений есть целый пласт тех, чья деятельность противоречит светским законам («АУМ Синрикё», «Свидетели Иеговы», «Белое Братство» и др.) или чьи доктрины прямо призывают к насилию над людьми из некультового сообщества ("Церковь Сатаны" и др.), т. е. религиозные объединения деструктивного характера или иные деструктивные религиозные объединения, именуемые также «тоталитарными сектами» («тоталитарное религиозное объединение», «деструктивный культ») из-за господствующего в них тоталитарного строя. Криминальный характер таких организаций хорошо маскируется, но тем не менее проявляется в виде различных громких инцидентов.

    Законы и документы о культах.

    Термин «деструктивная религиозная организация» («тоталитарная секта», «деструктивный культ»), который, к сожалению, отсутствует в законодательстве нашей страны, давно используется профессионалами, и примерами могут служить следующие весьма авторитетные документы:

    Постановление Государственной Думы Российской Федерации "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" к Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия отдельных религиозных организаций на здоровье общества, семей, граждан России» от 15 декабря 1996 г.;

    · Аналитический бюллетень Аналитического управления Федерального Собрания Российской Федерации "Об национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций" (серия: "Оборона и безопасность - 8", Выпуск 28, 1996 г.);

    · Итоговая декларация международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России», состоявшегося с 16 по 20 мая 1994 г. в Москве, Дании, Италии, Казахстане, Канаде, Литве, Польше, США, Украине, Финляндии, Швеции);

    · «Протокол о намерениях Московского Патриархата и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации по организации совместной деятельности в сфере социальной реабилитации безнадзорных детей, жертв тоталитарных сект, пожилых граждан России» от 29 ноября 1995 г.;

    "Призыв к россиянам...", "Призыв к СМИ..." и итоговое заявление участников Всероссийской научно-практической конференции "Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека", состоявшейся 11 января - 12 декабря 1996 г. в Санкт-Петербурге;

    Информационный материал Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «Об отчете о социально-медицинских последствиях воздействия отдельных религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах помощи пострадавшим», 1996 г.;

    · Итоговый документ симпозиума «Православие, современное общество и тоталитарные секты», состоявшегося 25 и 26 марта 1996 г. в Клину Московской области;

    · «Итоговый документ» и другие документы Первого съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, состоявшегося с 11 по 14 ноября 1996 г. в Белгороде;

    Решение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 18-23 февраля 1997 г.) «О некоторых вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви»;

    · Письмо Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 18-23 февраля 1997 г.) Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезневу, депутатам Государственной Думы Федерального Собрание Российской Федерации;

    · Памятка посольства ФРГ от 22 ноября 1995 г.;

    · Обращение участников V Международных Рождественских образовательных чтений в Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд и палаты Федерального Собрания (январь 1997 г.);

    · Обращение участников Международного семинара «Взрыв оккультного тоталитаризма в современном мире», состоявшегося 10-15 июля 995 г. в Орхусе (Дания);

    · Документы семинара ДОВСЕ по свободе вероисповедания, состоявшегося с 16 по 19 апреля 1996 г. в Варшаве, в частности текст выступления немецкой делегации;

    · текст официального выступления немецкого министра (Министерство по делам семьи, пожилых людей, женщин и детей) Клаудии Нольте;

    · текст выступления министра юстиции Франции Жака Тубона во время дебатов по проблемам сект в Национальном собрании.

    · документы межведомственной комиссии «Тоталитарные секты и психическое здоровье», организованной при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации;

    · Материалы научно-практической богословской конференции «Религиозный тоталитаризм и молодежь», состоявшейся в октябре на Крутицком подворье в Москве;

    · Материалы научно-практической республиканской конференции «Беларусь: религиозное сектантство и молодежь», состоявшейся 18 и 19 декабря 1996 г. в Минске;

    ряд других нормативных документов.

    Термин «тоталитарные секты» давно и правильно используется корреспондентами российских СМИ, например, таким известным публицистом, как Марк Дойч.

    Также широко используется термин «псевдорелигиозные секты»; особенно это дано в Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах и ​​оккультизме».

    Некоторые исследователи уже пытались дать определения терминам «тоталитарная секта» и «деструктивный культ», вот вариант, полученный после более глубокого изучения дефиниций.

    Деструктивное религиозное объединение (деструктивная секта, тоталитарная секта) - авторитарная иерархическая организация любой направленности, деструктивная по отношению к духовному, психическому и физическому гармоничному естественному состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к традициям, ценностям и нормы, сложившиеся социальные структуры, культура, порядок и общество в целом (внешняя деструктивность), практикуют скрытое эмоциональное насилие, выражающееся в умышленном установлении лицом (руководителем) или группой лиц (руководством) в своих узкокорыстных целях незаконного управления сознанием, поведением и жизнью других лиц без их добровольного и осознанного согласия в целях формирования и поддерживать свое состояние зависимости и неестественного и незаконного повиновения учению и поиска лидеров через неосведомленное использование приверженцев, которые преданы им и зависят от них, для незаконного обогащения и незаконной власти.

    То, что некоторые религиозные организации практикуют контроль над сознанием своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления тотального контроля над ними, никоим образом не является «плодом клеветнических измышлений профессоров Кондратьева и Полищука», а, к сожалению, является реальностью, что вновь подтверждено рядом весьма авторитетных экспертов и отражено в ряде авторитетных документов, например:

    · Постановление Государственной Думы РФ "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" от 15 декабря 1996 г.: "... их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все его свободные связи с миром... Тоталитарность - культивирование слепого подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми сторонами жизни адептов... Многие деструктивные религиозные организации... широко известны на Западе множеством судебных процессов о нанесении психического и физического ущерба адептам".

    Секты в России.

    Секты, действующие сейчас в России, можно классифицировать следующим образом:

    1. Конфессии, или секты, являющиеся относительно традиционными для России — католики, баптисты, адвентисты, лютеране и др.

    2. Тоталитарные секты псевдобиблейской ориентации — «Церковь Христа», «Новоапостольская церковь», харизматические движения.

    3. Секты, претендующие на обладание новым «откровением» — «мормоны» (или «Церковь Иисуса Христа святых последних дней»), иеговисты, «Белое братство», «Богородичный центр», движение Муна (или «Церковь объединения»), Аум Сенрике, «Церковь последнего Завета» лжехриста Виссариона и др.

    4. Учения и секты, имеющие оккультный характер, ставящие своей задачей развитие в человеке паранормальных и экстрасенсорных способностей: целители и колдуны, восточные культы — кришнаизм, йогическая практика, трансцендентальная медитация, неоведантизм, теософия, антропософия, «живая этика Рерихов», секта сайентологии Рона Хаббарда (центр «Дианетики»), астрология, неоязыческий центр «Ювенир» и др.

    5. Сатанинские культы, носящие изуверский характер и опирающиеся в основном на молодежь. В такие группы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей и Бога, жажда безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных сборищах, где ребят привлекают оккультными фокусами или наркотиками. Иногда сатанисты прячутся под вывесками философских или культурных обществ. Подростков соблазняют обещанием чудесной силы, полной свободы, обогащением сексуального опыта. Девиз — «делай все, что хочешь, ты имеешь право на все и можешь убить тех, кто посягает на твои права». Все моральные преграды сознательно нарушаются, безнравственность возводится в принцип, сила и безжалостность — в культ.

    Обычно тоталитарные секты возникают как род бизнеса, для обогащения и удовлетворения амбиций небольшой группы людей: лидеров, пропагандистов и вербовщиков. Они вводят принцип сетевого маркетинга: чем больше ты вовлекаешь людей, тем более высокое положение в иерархии занимаешь. Даже если результативной окажется лишь одна беседа из сотни, лишь одна брошюра из тысячи, дело будет продолжено. Обработанный должным образом последователь станет работать на благо секты, пожертвует деньги или завещает недвижимость. И все затраты окупятся.

    Сейчас всё чаще говорят о том, что некоторые религиозные организации практикуют контроль сознания своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления полного контроля над ними. Этому явлению можно дать следующее определение. Контроль сознания ("незаконное влияние", "реформировани мышления", "программировани ") - это сознательное насильственное управление психикой и поведением, психологическое воздействие для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого человека к совершению определенных действий (в пользу манипулятора) с использованием насильственного или якобы ненасильственного обращения в веру (внедрение убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия или с индуцированного согласия того человека, к которому эту технику применяют.

    В нашей стране, по данным специалистов, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю, соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций, проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч человек).

    Хлысты, скопцы и молокане: чем они отличаются


    Кризис средневекового мировоззрения наступил в России в XVII веке и вылился в раскол, породивший феномен старообрядчества. Важным катализатором этих изменений стали петровские реформы, усугубившие кризис традиционной ре­лигиозности. Петр I вдохновлялся опытом протестантских стран: целью было не только создание института церкви, но и религиозное просвещение.

    «Я давно побуждал… сделать книгу, где бы изъяснить, что непременный Закон Божий, и что советы, и что предания отеческие, и что вещи средние, что толь­ко для чину и обряду сделано и что непременное… <…> понеже   всю надежду кладут на пение церковное, пост и поклоны и прочее тому подобное…» — писал в 1724 году император в созданный им высший орган церковного управления Святейший синод. Так впервые за долгое время был объявлен приоритет Писа­ния над церковной традицией, а догматов — над обрядом.

    Разрешив самостоятельное чтение Библии, что в православной традиции не поощрялось, Петр I и его единомышленники не подозревали о последствиях. Как остроумно заметил английский историк Кристофер Хилл: «Библия могла иметь различный смысл для разных людей в разные времена и при разных обстоятельствах. Она была огромным сундуком, из которого можно было вынуть все что угодно». 

    Читая или слушая Библию, простые люди увидели массу несоответствий меж­ду библейскими заповедями и церковной реальностью. Так возникли новые религиозные группы, чьи принципы явно напоминают основные идеи европей­ской Реформации: отказ от института священства, поклонения иконам, почи­тания святых и совершения таинств. Впрочем, появление новых сект связано не только (и не столько) с чтением Библии, но и с разочарованием в традици­онных религиозных институтах. 

    Правительство опасалось миссионерской активности сектантов и стремилось изолировать их от православных, ссылая в Сибирь, на Северный Кавказ и в Закавказье. Возможность открыто исповедовать свою веру религиозные меньшинства получили лишь после царского манифеста от 17 октября 1905 года, провозгласившего свободу совести. Однако после установления советской власти религиозная свобода стала фикцией. Борьба государства с любыми формами религии привела к тому, что число русских сектантов сильно сократилось, а некоторые группы и вовсе ушли в небытие. 

    Хлысты


    Первые упоминания о хлыстах относятся к концу XVII — началу XVIII века. Существуют разные версии о происхождении названия секты: оно либо связано с практикой самобичевания, либо произошло в результате искажения слова «христы» — так называли хлыстовских наставников. До сих пор идут споры о том, как возникло это движение, зато известно точно, что основал его ко­стромской крестьянин Даниил Филиппович. В отличие от других сек­тантов, хлысты формально не порывали с православием: они продолжали посещать церковь, но одновременно участвовали в особых собраниях — радениях. По­следние представляли собой особую экстатическую практику: члены общины, имевшие статус пророков и пророчиц, до изнеможения кружились, выкри­кивая свои пророчества. Остальные внимали им, кланяясь в ноги и рыдая. Хлыстовские радения проходили тайно, и посторонние на них не допуска­лись: так возникло множество безосновательных слухов о происходившем там свальном грехе и кровавых жертвоприношениях.

    Страшилки о хлыстовских практиках приводятся в книге русского писателя XIX века Мельникова-Печерского, который служил чиновником осо­бых пору­чений Министерства внутренних дел и по долгу службы изучал и преследовал раскольников: «Мне самому приходилось слышать от лиц, хорошо знавших хлыстовские корабли  , рассказ о гнусном людоедстве, равно как и о заклании младенцев мужского пола». Вопреки этим расхожим стерео­типам  , хлысты проповедовали аскетизм и безбрачие. «Хмельного не пейте, плот­ского греха не творите, не женитесь, а кто женат, живите с женой как с се­строй; нежени­мые не женитесь, женимые разженитесь», — эти заповеди хлы­сты приписы­вали Даниилу Филипповичу.

    Свое «экстравагантное» богослужение хлысты оправдывали, апеллируя к Биб­лии: «Надобно молиться по старине, как молился царь Давид для спасения душ», а Давид, как известно, молясь, «скакал из всей силы перед Господом» (2 Цар. 6:14).

    Хлыстовские общины назывались кораблями, а их лидеры — кормщиками и христами. В некоторых случаях лидерами были женщины — кормщицы и богородицы. В христианской традиции корабль — по аналогии с Ноевым ковчегом — символ спасения. Лидеры общин были окружены особым почита­нием: перед ними ставили свечи, на них крестились, а те, в свою очередь, ода­ривали всех водой или квасом, хлебом и изюмом.

    В XIX веке на волне увлечения мистицизмом интерес к хлыстовству проявляли представители высших слоев общества; по некоторым свидетельствам, с хлы­стами был связан Григорий Распутин. В конце XIX — начале ХХ века хлысты и хлыстовские практики описывались в ряде художественных произведений, например в «Жизни Клима Самгина» Максима Горького, «Серебряном го­лубе» Андрея Белого, в поэзии Николая Клюева. 

    В советский период, несмотря на преследования властей, хлыстовские общины некоторое время продолжали существовать и прекратили свое существование в 50–60-х годах ХХ века.

    Скопцы


    Скопчество, возникшее во второй половине XVIII века, подходило к борьбе с человеческими грехами еще радикальнее, чем хлыстовство. Скопцы практи­ковали «огненное крещение» — оскопление — и ставили таким образом неру­шимую преграду между человеком и грехом. Среди скопцов была распро­странена легенда о том, что Иисус Христос, будучи евреем, был не просто обрезан, а оскоплен. Таким образом, кастрируя, или, как говорили сектанты, «убеляя» себя, они подражали Спасителю. Кроме того, оправдание своей практики эти радикальные аскеты находили в Библии: «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Основным ритуалом скопцов, как и хлыстов, были радения.

    Основателем скопчества был крестьянин Кондратий Селиванов, выходец из хлыстовских кругов. Впоследствии он объявил себя спасшимся императором Петром III и, по легенде, даже встречался с Павлом I, призвав и его к «огнен­но­му крещению». В результате своей активной деятельности, приведшей к оско­плению нескольких нижних гвардейских чинов, а также вовлечению в скоп­ческий корабль родственников высокопоставленных чиновников, Кондратий Селиванов был арестован в 1820 году и сослан в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где жил до смерти в 1832 году. Его могила стала объектом палом­ничества — в ней проделывали ямки, куда опускали сухари, чтобы тем самым их освятить.

    К концу XIX века количество скопцов составляло десятки тысяч человек. Пра­вительство активно боролось с сектантами, отдавая их в солдаты, ссылая в За­кавказье и Восточную Сибирь, где они создавали свои поселения и успешно хо­зяйствовали, всячески процветая.

    Скопцы, как и другие сектанты, с энтузиазмом отнеслись к революции, ожидая для себя перемен к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: советская власть довольно быстро начала преследовать скопцов. По-видимому, скопческое движение окончательно сошло на нет в 1940–50-х годах — хотя время от времени появляются сообщения о современных скопческих общинах, их трудно счесть достоверными. 

    Молокане


    Происхождение молоканства обычно связывают с деятельностью крестьянина Семена Уклеина, жившего во второй половине XVIII века в Тамбовской губер­нии. В почитаемой у молокан книге «Дух и жизнь» он воспевается как герои­ческий воин, единственным оружием которого была Библия: «Неустра­шимо всякого дьявольского за ним преследования, ревностно вышел со святою Биб­лией прямо на ратное поле и открыл войну против всей духовной демон­ской власти».

    Название «молокане», вероятно, связано с употреблением последователями этого движения молока во время православных постов. Правда, сами молокане возводят его к одному из новозаветных текстов — Первому посланию апостола Петра: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2:2).

    Молокане отвергли водное крещение и причастие, а также, следуя ветхоза­ветным запретам, отказались от почитания икон и употребления в пищу сви­нины: «Икона — не Бог, свинина — не мясо; поклоняться изображению не по­добает, а есть свинину нелепо и нечисто»  .

    Молоканское богослужение, совершаемое под руководством пресвитера, вклю­чает чтение и толкование Библии, пение псалмов и духовных пе­сен. Молокан­ство делится на два основных направления: это постоянные молокане и духов­ные (или прыгуны). Последние практикуют экстатические формы богослуже­ния (пророчество, глоссолалия  , прыжки и т. п.) и почитают сочинения одно­го из своих лидеров — Максима Рудомёткина, в середине XIX века объявившего себя воплощением Святого Духа.

    К концу XVIII века движение насчитывало уже несколько тысяч человек. В 1805 году Александр I издал указ, согласно которому молоканам было разрешено открыто исповедовать свою веру. Однако при его младшем брате, императоре Николае I, молокан начали преследовать и ссылать в Закавказье, которое стало главным местом их расселения. В XIX — начале ХХ века эми­гри­ровавшие из России общины молокан появились в Турции, США (штаты Кали­форния и Аризона) и в других странах. В начале 1920‑х в СССР был создан Союз духовных христиан-молокан, просуществовавший до 1930‑х и возобнови­вший свою деятельность в 1991 году. В начале XXI века общая численность молокан, живших в России, США, Австралии, Мексике, Армении, Азер­байджане и Тур­ции, по некоторым данным, составляла около 300 тысяч человек.

    Духоборы


    Духоборы получили свое имя благодаря оппонентам: в конце XVIII века те пы­тались представить новое движение борцами против Святого Духа, однако са­ми сектанты поняли это название иначе (духоборы — «поборники Духа») и ста­ли охотно употреблять.

    Как и другие сектанты, духоборы отвергали православную обрядность, но, в от­личие от молокан, не считали Библию непререкаемым авторитетом. Ее место в традиции занимает так называемая «Животная книга» — в основе лежат тексты, созданные духовными лидерами общины, главным образом псалмы.

    Духоборы — принципиальные пацифисты. В конце XIX века в духоборских по­селениях в Грузии (духоборов, как и других сектантов, при Николае I сослали в Закавказье) собрали и сожгли оружие, а ранее служившие в армии сдали при­бывшей полиции военные билеты. После обрушившихся на духоборов прави­тельственных репрессий за них вступился Лев Толстой. Он призвал Нобелев­ский комитет вручить духоборам премию мира и пожертвовал им часть гоно­рара за роман «Воскресение». Благодаря этой помощи более семи тысяч духо­боров в самом начале ХХ века перебрались в Канаду, где их потомки живут до сих пор. 

    Часть духоборов осталась в Грузии, однако после распада Советского Союза многие предпочли переехать в Россию. Таким образом в 90-х годах ХХ века в Тульской, Брянской и других областях появились духоборческие поселения.

    Субботники


    Члены еще одного религиозного дви­жения, возникшего в XVIII веке, так называемые русские иудействующие, настолько радикально прочитали Биб­лию, что отвергли не только православ­ную церковь, но и само христианство, предпочтя Ветхий Завет и иудаизм.

    Сами русские иудействующие назы­вают себя «субботники», «геры», очень редко — «евреи»: «Мы сами не знаем, кто мы… Евреи бывшие?» Правитель­ство Российской империи наклеило на них ярлык «жидовствующие» в указе 1825 года «О мерах к отвращению рас­пространения жидовской секты под названием субботников». Там же пред­писывалось высылать из регионов рас­пространения секты всех евреев без ис­ключения, возлагая на последних от­ветственность за «совращение» православных в иудаизм.

    Субботники, как следует из названия, еженедельным праздничным днем счи­тают субботу, а не воскресенье, а также соблюдают некоторые другие традиции иудаизма — пищевые ограничения, обрезание и другие обряды жизненного цикла, а также иудейские праздники. Субботники давали детям еврейские име­на, а в советское время иногда считались евреями и по паспорту  . 

    В постсоветское время судьбы субботников складывались по разному: часть эмигрировала в Израиль, часть переехала из традиционных мест проживания в Закавказье и в Россию. Их отношения с еврейскими религиозными органи­зациями в России порой складываются непросто: в некоторых городах суббот­ники активно участвуют в возрождении еврейских религиозных общин, в дру­гих — местные раввины ограничивают их участие в общинной жизни.

    По самым приблизительным подсчетам, сейчас на всем постсоветском про­странстве насчитывается около 10 тысяч субботников — живут они в несколь­ких регионах России, а также в Армении и Азербайджане.
    Список литературы


    1. Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973.

    2. Львов А. Л. Соха и Пятикнижие: Русские иудействующие как текстуальное сообщество. СПб., 2011.

    3. Никитина С. Е. Человек и социум в народных конфессиональных текстах (лексикографический аспект). М., 2009.

    4. Панченко А. А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2004.

    5. Сергазина К. Т. «Хождение вокруг»: Ритуальная практика первых общин христоверов. М., 2015.

    6. Симкин Л. С. Американская мечта русского сектанта. М., 2012.

    7. Энгельштейн Л. Скопцы и Царство Небесное: Скопческий путь к искуплению. М., 2002.


    написать администратору сайта