Европейские торговодипломатические миссии в Центральную Азию в 1314 веках и их результаты
Скачать 31.45 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР ГОУ ВПО ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ Реферат на тему: «Европейские торгово-дипломатические миссии в Центральную Азию в 13-14 веках и их результаты». ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. Выполнила: студентка 2-го курса, Исторического факультета, ЗФО, Романюк В.А. Преподаватель: Красноносов Ю.Н. Донецк 2022 Послы к монгольским ханам Карпини и Рубук. Марко Поло и его книга. Западноевропейские миссионеры и путешественники в 13-14 веках. Вывод. Послы к монгольским ханам Карпини и Рубук. При Чингисхане и его приемниках, великих ханах Угедее и Мункэ, ранняя военно-феодальная Монгольская империя достигла огромных размеров, неслыханных в истории человечества. В результате грабительских походов монгольская знать, возглавлявшая дружины своих военных слуг – нукеров, к середине 12 века завоевала Северный Китай, Туркестан, Иранское Нагорье, Месопотамию, Закавказье и Восточную Европу. Монгольские походы сопровождались чудовищным разорением завоеванных стран и разрушением их производительных сил. В руки монгольской феодальной верхушки попадала огромная военная добыча. Ставки ханов, окруженные феодалами, стали обширными рынками, где можно было очень выгодно сбывать драгоценности и меха. Европейцы узнали об этом и оценили выгоды торговли с богатыми монголами, отчасти со слов западноазиатских купцов, отчасти от первых послов, отправленных в Центральную Азию римским папой и французским королем. Теснимые в Восточном Средиземноморье победоносными мусульманскими войсками, христианские правители эфемерных феодальных государств, основанных крестоносцами на Ближнем Востоке, обращались за помощью к своим западно-европейским покровителям – к папе римскому и католическим королям. А те рассматривали монголов, как своих союзников в борьбе с мусульманами. Поэтому в 40-50-х годах 13 века, из Западной Европы к монгольским ханам отправились миссии послов. На них возлагались, помимо дипломатических и религиозных поручений, еще и специальные задания по разведке. Папа Иннокентий четвертый использовал для этой цели наиболее образованных нищенствующих монахов Доминиканского и Францисканского орденов. Посланные папой францисканцы Джованни дель Плано Карпини и Бенедикт Поляк шли в столицу монголов Каракорум северным путем. Они вышли из Лиона (Франция) в 1245 году, пересекли Центральную Европу, русские земли, в то время уже захваченные монголами Золотой Орды, прикаспийские степи и часть Центральной Азии. В Каракорум они попали в 1246 году, когда из всех областей Азии, завоеванных монголами, в ставку новоизбранного хана Гауюка прибывали делегации от покоренных оседлых народов и кочевых племен. Около 4 тысяч посланцев принесли своему властелину присягу на верность. Карпини и его спутники использовали это исключительно благоприятное обстоятельство для сбора сведений о Монгольской империи и народах, населяющих ее. Папские послы здесь впервые познакомились с китайцами и искусством китайских ремесленников. Весной 1247 года францисканцы пошли обратно той же северной дорогой и благополучно вернулись в Лион. Карпини представил папе «Исторический обзор» о нравах монголов, их жизни, религии и государственном устройстве. Вскоре после Карпини, в 1249 году, Карпкорум посетили посол французского короля-крестоносца Людвига девятого Святого, доминиканский монах Андре Лонжюмо. Отчет о его путешествии не сохранился, а есть только редкие упоминания о нем в рассказах современников, в частности у Рубрукуа. Лонжюмо ехал в Каракорум через Сирию, Ирак, Иран и закаспийские пустыни. Важные географические сведения собрала другая (францисканская) миссия в Каракорум – фламандца Гильома Рубрука. Она была отправлена из города Акка (Северная Палестина), Людовиком девятым Святым. После неудачного похода в Египет король надеялся найти в великом хане союзника против мусульман. Зимой 1252-1253 годов, Рубрук пересек Черное море и высадился в Крымском порту Солдайя (Судак). Отсюда он двинулся на восток в мае 1253 года и через два месяца на волах добрался до низовьев Волги. Рубрук подтверждает, что она впадает в замкнутое Каспийское море, а не в залив Северного океана, как считали почти все античные географы, кроме Геродота и Птоломея: «Лонжюмо обогнул две стороны его, именно южную и восточную, я же другие две, северную и западную.» Рубрук указывает, что горы поднимаются на западе (Кавказ), на юге (Эльбрус) и на востоке от Каспия, вероятно подразумевается под восточными горами отчетливо выраженный обрыв – Западный Чинк Устюрта, пересеченного Лонжюмо. В середине сентября францисканец двинулся вновь на восток. Дальнейший путь от Каспия он проделал верхом. Из отчета Рубрука можно лишь в общих чертах определить его маршрут. Он ехал на восток несколько севернее Аральского моря и Сырдарьи. После долгого пути через степи, где лишь изредка у рек встречалась растительность, он достиг гор Каратау, а перевалив их, попал в долину реки Чу. Затем путь шел через горы Алатау в долину реки Или, к озеру Балхаш, и вдоль северного подножия Джунгарского Алатау к озеру Алаколь. Оттуда монах проник, вероятно через Джунгарские Ворота в долину Черного Иртыша. Далее дорога проходила через полупустыню и путнику встречались только монголы, размещенные вдоль большого тракта. В конце декабря 1253 года на равнине Рубрук увидел Каракорум – временную ставку Мункэ, великого хана монголов. Здесь он встретил ремесленников-европейцев. Монгольская столица, окруженная земляным валом, не произвела на него впечатления, за исключением двора великого хана. Поразило монаха другое – наличие, кроме языческих, буддийских храмов, двух мечетей и одной христианской (несторианской) церкви. Доказательство непонятной для средневековых католиков веротерпимости монголов. Мункэ-хан передал послу письмо французскому королю. Он называл себя в этом письме владыкой мира и требовал от французов присяги на верность, если они хотят жить с ни в мире. Летом 1254 года Рубрук отправился обратно. На этот раз он ехал к нижней Волге северным путем, так что Балхаш остался к югу от него. Осенью он двинулся на юг вдоль западного берега Каспийского моря, пересек Армянское нагорье, проехал восточный Тавр и, выйдя к Средиземному морю, прибыл в Ливан, в свой монастырь в середине августа 1255 года. Рубрук первый в европейской литературе указал на одно из основных очертаний рельефа Центральной Азии – на наличие Центрального Азиатского нагорья. Этот вывод был сделан из наблюдений над направлением течения азиатских рек, встречавшихся на пути: «Все реки текли с востока на запад или с наклоном к югу или северу.» Рубрук описал в общих чертах ряд стран Центральной и Восточной Азии. О н указал, что Северный Китай прилегает на востоке к океану. Он собрал не очень богатые и не очень точные сведения о маньчжурах, корейцах и некоторых народностях Северной Азии. В истории ознакомления Западной Европы с Азией, миссии 13 века сыграли свою роль, особенно в изучении географии материка. Записи слов францисканцев о быте жителей посещенных ими стран, о религии и военной организации монголов до сих пор представляют большой интерес и являются важными историческими документами. Но наблюдательность этих дипломатов и шпионов в рясах была ограничена их схоластическим католическим образованием. 2. Марко Поло и его «Книга». Западноевропейские купцы, направлявшиеся в Азию, обычно получали специальные дипломатические или шпионские задания со стороны своих правительств или от римской церкви. Но у купцов на первом месте стояли вопросы купли-продажи: какие ценные товары можно купить с наибольшей для себя выгодой в той или иной азиатской стране, где и кому можно выгоднее продать. А с этими торговыми интересами были связаны вопросы финансового порядка, наблюдения над путями и средствами сообщения, над торговыми пунктами. Купцов в первую очередь интересовала практика торговли. Именно так был назван в 14 веке известный итальянский справочник – путеводитель по странам Азии, составленный флорентийцем Франческо-Бальдуччи Пеголотти. У этого руководства для странствующего торговца было и иное название – «Книга описаний стран.» Из таких справочников позднее развилась отрасль географии, которая в 19 веке в западноевропейских странах получила название «коммерческая география» или «география торговли». Средневековые арабоязычные географы начали составлять такие руководства задолго до 13 века. Но к первым западноевропейским сочинениям этого типа следует отнести по ее основному содержанию книгу венецианского путешественника в Китай Марко Поло. Эта книга в самой ранней версии, продиктованной в 1298 году в генуэзской тюрьме, называлась «Книгой о разнообразии мира». Описанием путешествия, является лишь короткий «Пролог» и немногие из глав «Книги». В основном здесь описаны азиатские страны, местности, города, нравы и быт жителей, а также двора великого хана монголов и китайского императора Хубилая. В этот географический материал, представляющий наибольший интерес, вставлены исторические главы с несколькими новеллами-легендами. Старшие Поло трижды пересекали Азию, причем два раза – с запада на восток и один раз – в обратном направлении. Никколо и Маффео оставили Венецию около 1254 года и после шестилетнего пребывания в Константинополе, выехали оттуда с торговыми целями в Южный Крым, а потом перебрались на Волгу – 1261 год. От Волги братья Поло направились на юго-восток через земли Золотой Орды, пересекли закаспийские степи, и через плато Устюрт прошли в Хорезм, к городу Ургенчу. Около Бухары произошла их встреча с послом завоевателя Ирана, ильхана Хулагу, он направлялся к хану Хубилаю и посол предложил венецианцам присоединиться к его каравану. С ним они шли на север и северо-восток целый год. По долине Зарафшана они поднялись до Самарканда, перешли в долину Сырдарьи и по ней спустились до горы Отрар. Отсюда их путь лежал вдоль предгорий Западного Тянь-Шаня к реке Или. Дальше на восток они шли через Джунгарские ворота. Затем продвигаясь по предгорьям Восточного Тянь-Шаня они вышли к оазису Хами, важному этапу на северной ветви Великого Шелкового пути из Китая в Среднюю Азию. От Хами они повернули на юг, в долину реки Сулэхэ. А дальше на восток, ко двору великого хана они шли по тому пути, который проделали позднее вместе с Марко. В Венецию они вернулись в 1269 году. В 1271 году купцы Поло вместе с Марко, которому было тогда 17 лет, выехали в Палестину. Потом пересекли центральную часть Малой Азии и Армянское нагорье, повернули на юг, в Курдистан, и по Тигру спустились до Басры. Был пересечен Иран в юго-восточном направлении через Керман до Орлуза, они расчитывали морем добраться (через Индию) в Китай. Но суда в Орлузе показались им надежными, и они вернулись в Керман, преодолев тяжелый путь на север через пустыню Деште-Лут. Оттуда невыясненным путем добрались до Балха. Двигаясь на восток, вдоль южных предгорий Гиндукуша, путники вступили в высокогорный Афганский Бадахшан и достигли окраин Памира. В своей книге Марко Поло дает краткое, но замечательно точное описание Памира, Алайской долины. Повернув на северо-восток, венецианцы спустились в оазис Кашгар, а затем обогнули с юга пустыню Такла-Макан, двигаясь вдоль предгорий Тибета, от оазиса к оазису до низовьев реки Черчен. Через пески, от колодца к колодцу они прошли в долину реки Сулэхэ, а оттуда через страну тангутов в Ганьчжоу. Там они прожили около года. Возможно, что именно в это время Марко Поло посетил Каракорум, самый северный пункт, где он побывал. Из Ганьчжоу они двинулись дальше на юго-восток через Тангутскую область, где много царств, в Синин. Последний участок их пути – от Синин к временной ставке великого хана – Клеменфу, которая находилась к северу от Ханбалыка (Пекина) – пролегал сначала по долине средней Хуанхэ, а затем через степь. Более 15 лет Марко Поло с отцом и дядей жил в Китае. Находясь на службе у великого хана, он, видимо несколько раз и в разных направлениях пересекал Восточный Китай. По «Книге» Марко Поло можно определить только два его основных маршрута по Китаю, оба – от Ханбылака. Один путь – восточный – вел вдоль приморской полосы прямо через Катай (Северный Китай) и Манзи (Центральный и Южный Китай) к городам Кинсай (Ханчжоу) и Зейтун (Цюаньчжоу). Другой путь вел на юго-запад, в Восточный Тибет и пограничные с ним области. Пробыв много лет на службе у Хубилая, венецианцы вернулись на родину морем – вокруг Южной Азии и через Иран. В 1292 году китайская флотилия двинулась от Зейтуна на юго-запад, через Южно-Китайское море. Марко во время этого перехода услышал об Индонезии – о 7448 островах, разбросанных в Южно-Китайском море, но побывал он только на Суматре, где путешественники прожили пять месяцев. От Суматры флотилия перешла к острову Шри-Ланка. Он описывает быт шриланкийцев, месторождения драгоценных камней и жемчужные ловли в Полкском проливе. От Шри-Ланки корабли шли вдоль Западной Индии и Южного Ирана, через Ормузский пролив в Персидский залив. Марко Поло также рассказывает об африканских странах, прилегающих к Индийскому океану. В 1295 году путешественники прибыли домой. По некоторым данным, Марко участвовал в войне с Генуей и во время морского боя попал в плен к генуэзцам. В тюрьме он продиктовал свою книгу, а в 1299 году был освобожден и вернулся на родину. В 14-15 веках «Книга» Марко Поло служила одним из руководств для картографов. Его географическая номенклатура повторяется на многих картах, в том числе таких известных картах мира, как Каталонская 1375 года и круговая карта Фра-Мауро 1459 года. Очень большую роль «Книга» Марко Поло сыграла в истории великих открытий. Мало того, что организаторы и руководители португальских и первых испанских экспедиций 15-16 веков пользовались картами, составленными под влиянием Марко Поло, но и само его сочинение было настольной книгой для выдающихся космографов и мореплавателей, в том числе и для Колумба «Книга» Марко Поло принадлежит к числу редких средневековых сочинений – литературных произведений и научных трудов, которые читаются и перечитываются в настоящее время. Она вошла в золотой фонд мировой литературы. 3. Западноевропейские миссионеры и путешественники. На рубеже 13-14 веков известно несколько католических миссий в Южную и Восточную Азию, давших полезный географический материал для тех стран откуда они сами прибывали. Около 1289 года итальянский монах-францисканец Джованни Монтекорвино был послан папой в Тебриз. Через два года он из Ормуза отправился морским путем на Кромандельский берег Индостана и там среди христиан-фомистов пробыл больше года. В своих письмах-отчетах Монтекорвино дал хорошее описание Южной Индии, быта ее населения, торговли мореходства в условиях муссонного климата. Оттуда он морем перебрался в Китай в 1293 году и прожил в Северном Китае 35 лет. Однако его письма из Китая с географической точки зрения менее интересны, чем письма из Индии. Пестрой смесью правды и вымысла является описание 12-летнего путешествия по Азии (1318-1330) годов, францисканца Одорико Порденоне. От Ормуза он морем в 1322году добирался до индийского острова Тхана, побывал на берегах Южной Индии и на Шри-Ланке. Оттуда около 1324 года он прибыл на северо-западное побережье острова Суматра. Остров Яву, на который он затем перешел, Одорико характеризует как самый изобильный и процветающий край. С Явы Одорико первым из европейцев попал на остров Калимантан и отметил, что в морях Юго-Восточной Азии насчитывается 24 тысячи островов. Он посетил Южный Вьетнам и Южный Китай, достиг Ханчжоу, а оттуда – Ханбалыка, где прожил три года. На обратном пути Одорико пересек в западном направлении всю Азию. Из Ханбалыка и бассейна средней Хуанхэ он прошел в Красный бассейн реки Янцзы, проник в Тибет, описал столицу страны Лхасу, где, по его словам, жил долгое время. На этом описание его путешествия заканчивается. Известно лишь, что он вернулся на родину в 1330 году и умер. Он так и не закончил свою книгу, которая представляет собой беспорядочный рассказ о странах и городах Азии, ее народах и чудесах. В Европе на рубеже 14-15 веков стало известно, что все мусульманские государства Передней Азии и Северной Индии завоеваны монгольским правителем Средней Азии Тамерланом. Его считали самым могущественным владыкой мира. Европейские правители мечтали привлечь его в качестве союзника к борьбе против мусульман в Европе и Северной Африке. Поэтому особенно заинтересованный в этом кастильский король Энрике Третий отправил в начале 15 века два посольства к Тимуру в Самарканд. Во главе одного из посольств стоял Руй Гонсалес Клавихо, который во время своего путешествия вел дневник, впервые изданный в 1582 году, под названием «История великого Тамерлана». Эти сведения оказались очень важны по изучению состояния Ближнего Востока и Средней Азии. Это новый географический материал, пополняющий известия по Средней Азии и Северному Ирану. Венецианский купец Никколо Конти с 1419 года жил в Дамаске, изучил там арабский язык. В 1424 году он начал свои странствия с торговыми целями по Азии. Из Дамаска Конти переехал в Ормуз и морем перебрался в Северо-Западную Индию, в порт Камбей. Он плавал на юг вдоль всего западного побережья Индостана, побывал на Шри-Ланке, прошел морем вдоль всего восточного побережья Индии до устья Ганга. Из Бенгалии он сухим путем направился на восток, перешел безлюдные горы, отделяющие Индию от Северо-Западного Индокитая, вышел на равнину, достиг «очень большой реки – Дава» (Иравади). Спустившись по ней до устья Конти, морем вернулся в Камбей, оттуда направился дальше не запад. Он побывал на острове Сокотра, в Адене, в одном из северных эфиопских портов, в аравийской гавани Джидда и через Египет вернулся в Испанию в 1414 году. Папа Евгений Четвертый так заинтересовался скитанием Конти, что отпустил ему даже такой тяжкий грех, как отречение от своей веры, и приказал своему секретарю Поджо Браччолини записать по-латыни его рассказы («Четыре книги об изменчивости судьбы».) Вывод. Причины поиска новых путей в Азию были обусловлены первоначальным открытием новых земель, поиском золота и другого драгоценного камня, слоновой кости. Исследование и географическое накопление знаний об Азии очень требовались Европе. Вопросы – чем торгует, что производит Азия, какими водными ресурсами владеет, а также и земельными. Интерес вызывал у Европы как лучше добраться в Азию, по земле или по воде. Климат, обычаи и традиции также интересовали европейцев. Все эти вопросы и ответы, которые искали на них торгово-дипломатические миссии были своего рода разведкой, в которую входили и одетые в сутану отшельники. Они не просто так интересовались всеми вышеперечисленными вопросами. Торгово-дипломатические миссии были очень важны, они приносили большую пользу той стране, которой служили или принадлежали. Составлялись отчеты о работе, подводились итоги и строились новые планы в том, что еще не сделано. Описывались страны и регионы, составлялись карты и атласы, писались книги об исследованных странах – только этот момент был положительным для страны, которую посещали миссии. К 16 веку меняется международная ситуация. Этому во многом способствовали географические открытия, все более связавшие государства Европы с Индией и Китаем морской связью, что подрывало функционирование сухопутных маршрутов. Междоусобные войны, нашествия кочевников с одной стороны, и великие географические открытия, сделавшие более предпочтительную дешевую и менее опасную морскую торговлю – с другой стороны. Это приводит к постепенному затуханию трансконтинентальных сухопутных трасс. Но возникает еще одна проблема, грозящая морским перевозкам и плаванию – пиратство. |