Энгельс. Энгельс1. Ф. Энгельс Роль труда в превращении обезьяны в человек Среди произведений Энгельса особого внимания в научной среде занимает очерк Роль труда в превращении обезьяны в человека
Скачать 14.79 Kb.
|
Ф.Энгельс Роль труда в превращении обезьяны в человек Среди произведений Энгельса особого внимания в научной среде занимает очерк «Роль труда в превращении обезьяны в человека», являющийся составной частью «Диалектики природы». В этой работе Энгельс рассматривает идею антропогенеза. «Сначала труд, а затем и членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых и развился мозг человека» - утверждает учёный. Написана книга была в 70-е годы XIX века, но своей актуальности, несмотря на почтенный возраст, совсем не потеряла. При этом, работа Энгельса опирается на труды и теории многих известных философов и ученых: Гегеля, Канта, Шванна, Декарта, Дарвина, яростно критикует идею тепловой смерти вселенной, спиритизм, Дюринга. Основой для написания труда послужили научно-теоретический взрыв на рубеже 20 века, активное развитие биологии и социологии. Все стремились объяснить, как и почему человек отличается от своих диких сородичей, в каком случае человека можно назвать человеком. Рядовому гражданину было проще поверить в сотворение человека высшим существом. Энгельс смог систематизировать разрозненные знания, отбросить лишнее, разработав собственную рациональную теорию, которую всерьёз рассматривают даже сегодня. Характерные особенности современного человека не могли выработаться только под влиянием факторов эволюции (изменчивости, наследственности, естественного отбора). Эти факторы играли значительную роль только на первых этапах антропогенеза. В дальнейшем важнейшую роль стали играть социальные факторы: общественный труд и членораздельная речь. Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстрактное мышление. У всех же современных животных есть элементы только конкретного мышления — обезьяны, даже некоторые птицы способны использовать палки, ветки для доставания пищи, но не могут создать орудия для обработки той же палки. Труд начинается с изготовления орудий труда Это стало возможным в результате перехода обезьяноподобных предков человека к прямохождению и освобождению передних конечностей от функции поддержания и перемещения тела. У предков человека, которые преимущественно использовали верхние конечности, начинались постепенные изменения в их строении. Это проявилось прежде всего в том, что большой палец руки стал противопоставляться другим. Изменения в строении руки способствовали появлению больших возможностей для изготовления простейших орудий труда. Одновременно и рука человека, создававшего эти орудия, приобретала все большую сноровку и гибкость. Ф.Энгельс писал, что рука является не только органом для изготовления орудий, но и сама — продукт труда. Одновременно с развитием руки развивался и усложнялся головной мозг предков человека, так как прежде, чем создать простейший каменный топор, нужно было его себе представить, создать его образ. Коллективная охота и защита способствовали сплочению отдельных индивидов и переходу от стада к человеческому племени. Начался процесс обучения младших членов этого племени изготовлению орудий труда, правилам охоты. Первобытные орудия труда. Появление речи С развитием процессов коллективной деятельности появилась потребность в осознанной речи, т.к. простых сигналов стало не хватать для поддержания связи между членами общества. Постепенно развивалась членораздельная речь, которая оказывала влияние на дальнейшее развитие головного мозга, на процесс мышления. Речь служит не только способом передачи информации от одного человека другому, но и для передачи опыта одного поколения последующим. В результате у людей появляется (помимо генетической) еще и социальная информация об опыте, накопленном за тысячи лет. Передача ее происходит от одного поколения людей к другому при помощи письменности и произведений искусства. Роль биологических факторов (изменчивость, естественный отбор) на этом этапе эволюции человека значительно уменьшается и все большее значение приобретают социальные факторы. Совместная охота членов племени, добыча пищи, защита от хищников, а также совместный труд над изготовлением орудий сближает людей и способствует формированию человеческого общества. Большую роль в этом сыграли такие факторы, как использование огня, а также приручение (одомашнивание) животных. Труд людей становится все более разнообразным и специализированным. Возникают земледелие и животноводство. Все это способствует зарождению искусства, развитию торговли, различных ремесел. Так племена первобытных людей перешли к образованию нации, государства. Современный человек подчиняется общественным (социальным) законам и развитие социальных отношений определяет развитие личности человека. |