Этнография. Хозяйство и материальная культура эвенков
Скачать 24.39 Kb.
|
ур- гакта; тымрэ — алд.), раздалбливая на камне обухом топора. Длинные кости обычно складывали па невысокий лабаз (гулик). Иногда старухи потихоньку собирали их и прятали иа голодное время. Летом, чтобы мясо сразу не испортилось, развешивали его па палке, укрепленной па ветвях двух деревьев или на двух жердях. уликта шимка — симка) — срединная жердь, устанавливаемая внутри чума; икэптуксэн — задняя жердь против входа, к котором привязывали поперечную жердь — икэптун (передний конец ее привязывали к чимка)\ серац— так называлась любая жердь, опираемая па основу остова; уркэ — дверное отверстие; тыкса ('-'тыхса дюг —■ дюкан — дюкча) — «чум», «дом»; сона — название двух основных жердей остова и дымового отверстия; остальные 2—4 основные жерди основы остова — гуру — турувун. (онцан,— «угол» — их второе название); чимка ( дю Хозяйство и материальная культура эвенков Календарь. В названиях месяца отражено деятельность племени охота и летнее собирательство. Годовой цикл начинается по-разному : у северобайкальских с весны( прилет ворон-март охота на лосей и парнокопытных, отделка парнокопытных –апрель и занимались рыболовством) Охота. Охотились в сибирском районе-на лося, соболя, лиса, белка, заяц. Территория делится на 2 зоны : 1 между енисеем и леной ,2 на восток от лены-байкала. На западе охота с луком, на востоке – самострел и петли. На лося охота начиналась к концу зимы и до осени. Охотились на кабаргу и косулю в скалистых местностях. Изюбр загоняли также как и лося , 2-4 человека охотились , медведь имеет и др названия дед, старик, копьем, ружьем, дудки(конукта) издавала звук урчания во время течки. Охота на каменных баранов. Рысь, волк (не все, т.к тотемное живот.) , заяц, горностай, лиса, песец, выдра. Охотились луком имеет 2 типа сложный и простой. Стрелы имеют различные наконечники : вилкообразные, шилообразные, клинообразные, граненые и раздвоенные. Затем ружье вытеснило лук. Оленеводство. Олени отличаются внешним видом, западные меньше и тоньше чем восточные, поэтому и различаются вьючные сумки приучают с 2х лет, под верховую езду с 4-5 лет. Спаривание длится месяц. Уход заключается в подпиливании рогов, холощении, лечении, сооружении изгородей. Уход является женским делом и некоторое участие принимают и мужчины. Забивать на мясо могут и м и ж. делали метки на ухе оленей. Запрещено убивать домашнего оленя из ружья. Убивали либо удушением, либо ножом в сердце. Мясо забитого потреблялось всей семьей, часть идет на подарки родственникам, на ритуал ели все участники обряда шкуры шли на одежду, коврики, шнурки, рога на различные мелкие подделки (лук, седла). Рыболовство. В реках Енисея, Верхней Ангары, Витима ловились таймень, хариус, карась, сиг, елец, ленок, окунь, щука, язь, налим. В Вилюй с Лены заходили нельма, чир, моксуп, стерлядь, а в реки Охотского моря — кета, кунжа, майма, чавыча, нерка. На Амуре и его притоках производился лов белуги, калуги, осетра, лосося, сазана. Древними охотничьими способами, сохранившимися до сих пор, были покол рыбы и стрельба но ней. Кололи острогой. Существовали три вида этого орудия. Первый — острога кирамки (бадар), характерная для всех эвенков. Второй тип остроги-гарпуна. Существует подстерегание рыбы с беседки она расположена на высоте 2х метров от воды, покол с рыбкой- приманкой через лунку проруби, перегораживание мелких рек, затем сетями, глушили палками. Свежую рыбу съедали всем стойбищем. Во время рыбалки каждый из участников брал столько, сколько считал нужным, но чаще рыба доставалась всем рыбакам примерно поровну. Иногда еще на рыбалке выделяли часть вдовам, сиротам и старикам. Излишки рыбы вялили па солнце и над огнем, делая впрок небольшие запасы. Их хватало обычно на время больших морозов. В районах, расположенных близко к русским поселкам (особенно в Забайкалье), часть рыбы шла на продажу. Из голов, кожи, костей варили клей. Шкурки больших рыб (налима, тайменя) обрабатывали. Из них шили разных размеров сумки. Сидячие охотские эвенки и эвенки озерного района на истоках Вилюя применяли рыбьи шкурки и для пошивки нижнего шока на чум. Скотоводство. скотоводческие группы были различными. Степные.содержавшие лошадей, верблюдов, рогатый скот, коз и овец, кочевали со стадом два раза в год: с зимников, расположенных на южных склонах гор, на летники, в степи, и обратно. Приречные, содержавшие небольшое количество лошадей и коров, кочевали по речкам, перевозя в долбленках весь скарб и перегоняя скот по берегу. Третью группу — по верхней части бассейна Витима и Нерчи и на средних притоках Амура — составляли охотники, потерявшие оленей. Они покупали у соседей лошадей и коров. Лошади им нужны были для перевозки вьюков во время дальних охот, а коровы — на мясо (на охоту вместе с навьюченными лошадьми уводили и одну корову). Собаки. Транспортом были, загоняли зверей во время охоты. Собирательство. заготовка на зиму, собирали ягоды кедровые орехи черемуху . СХ. Они приобретали лошадь, корову, разводили огороды, а некоторые из них выкорчевывали- в тайге небольшие участки и распахивали землю под посев. Ангарские эвенки сеяли ячмень, рожь, пшеницу, а в огородах высевали табак. На амурских притоках осевшие эвенки разводили относительно большие огороды, в которых высевали кукурузу, высаживали картофель, капусту, брюкву и другие овощи, сеяли табак. Осев по 2—3 семьи, они в конце XIX в. образовывали поселки. Домашнее производство. Мужчины владели кузнечным мастерством, производили разнообразные поделки пз дерева, рога, кости, изготовляли лодки, лыжи, нарты. Женщины обрабатывали бересту, шкуры животных л шили из них разные пещи. Необходимо отметить, что всякий вид новой работы, входивший в быт эвенков от соседей, был вначале мужским делом, потом уже становился женским. Поэтому, например, плетение сетей у одних групп считалось мужском работой, у других — женской. Раскрой ножницами и шитье на машине, появившейся у некоторых эвенков в конце XIX в., а также выпечка хлеба в русской печке в первое время были тоже мужской работой. Кузнечное производство было известно эвенкам в период древних тунгусо-монгольских связей, о чем свидетельствует лексика.3 Почти все мужчины умели перековывать металл, а некоторые добывали руду и плавили железо. Умение перековывать старые вещи и ковать новые. Изготавливали предметы из дерева, обработка бересты и изготовления различной утвари из нее делали женщины. Обрабатывали шкуры. Средства передвижения, оленый транспорт, водный лодка берестянка. Стойбище. Временные стойбища оленпых эвенков назывались урикит-, постоянные (чаще зимние) стойбища на берегах рек — мэнэен. Стойбища западных (бассейн Енисея и примыкающих притоков Лены), а также крайневосточных эвенков с эвенкийским типом оленеводства бывали относительно многочисленными только с периода отела и до конца периода мошки, пли созревания ягод. В остальное время эвенки кочевали одной-двумя семьями. Об этом упоминается во всех работах XVIII—XX вв. Зимой семьи их жили ла стойбищах-мэнэеп. Летнее «многолюдство» стойбищ западных эвенков было вызвано необходимостью ухода за оленями. Эвенки восточных горных районов, а также тундровые эвенки илимнийской группы с орочонским типом оленеводства тоже съезжались в это же время, чтобы на горных пастбищах не давать разбегаться объединенному стаду на большее расстояние. Жилища. Основное жилище тунгусов (охотников и оленеводов) — конический чум — характерно для многих пародов Сибири (самоедские — на севере, тюркоязычные народы Саяно- Алтайского нагорья — на юге, якуты и юкагиры — на северо-востоке и кеты — на Енисее). Тем не менее тунгусский чум имеет некоторые отличия и в установке остова, и в способах покрытия и изготовления покровов. Терминология, относящаяся к чуму и его частям, едина для всех тунгу со-маньчжуров: джу ( |