Главная страница
Навигация по странице:

  • «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ» факультетКУРСОВАЯ РАБОТА

  • Рыцарство как сословие

  • 1.2 Система ценностей рыцарей

  • Рыцарское вооружение и поединок

  • Известные рыцари Средневековья

  • Список литературы и источников

  • ОБразец. ИП-ОБРАЗЕЦ ОТЛИЧНЫЙ-3.doc. Факультет курсовая работа по дисциплина Мировая Художественная Культура образ рыцаря в средневековой культуре и рыцарская система ценностей Студент 1 курса очной формы обучения Салчак А. А. Научный


    Скачать 1.7 Mb.
    НазваниеФакультет курсовая работа по дисциплина Мировая Художественная Культура образ рыцаря в средневековой культуре и рыцарская система ценностей Студент 1 курса очной формы обучения Салчак А. А. Научный
    АнкорОБразец
    Дата16.04.2022
    Размер1.7 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИП-ОБРАЗЕЦ ОТЛИЧНЫЙ-3.doc.docx
    ТипКурсовая
    #478620

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

    факультет

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплина Мировая Художественная Культура

    «ОБРАЗ РЫЦАРЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЕ И РЫЦАРСКАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ»

    Выполнил:

    Студент 1 курса

    очной формы обучения

    Салчак А.А.

    Научный руководитель:

    Пфаненштиль Надежда Георгиевна

    Преподаватель МХК и истории
    Дата предоставления работы Работа защищена

    ……………. 202…г. ..……………… 202…г.
    Оценка……………………
    Подпись………………….
    Казань 202…г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение 3

    Глава 1. Рыцарство как сословие 4

    1.1 Понятие рыцарство 4

    1.2 Система ценностей рыцарей 6

    1.3 Кодекс чести 9

    1.4 Рыцарское вооружение и поединок 10

    1.5 Рыцарский орден 13

    Глава 2. Известные рыцари Средневековья 15

    2.1 Ричард Львиное Сердце 15

    2.2 Готфрид Бульонский 18

    2.3 Фридрих Барбаросса 21

    Заключение 24

    Список литературы и источников

    Приложения

    ВВЕДЕНИЕ

    В данном индивидуальном проекте актуальность темы состоит в том, что рыцарство является одним из значимых элементов культуры Средневековья. Эпоха Средневековья составляет примерно около тысячи лет человеческой истории. Рыцарство как сословие возникло тысячу лет назад, и до сих пор является идеалом мужчины. Эта эпоха оставила после себя очень интересную культуру, превозносящую духовные ценности превыше всего. Понятия долга, чести и верности многие впервые многие узнали, знакомясь с рыцарством, читая литературные произведения или видя на экранах Средневековье и рыцарей в доспехах. Эти понятия существуют и в настоящее время, хотя рыцарство уже не так часто используется вместе с ними. Рыцарская мораль не исчезла после периода Средневековья, она прошла через эпохи, сменившие средние века и продолжает оставаться эталоном, который должен служить примером для современных людей1.

    Цель: Осуществить комплексный анализ рыцарской культуры и его значимость в системе ценностей средневековья.

    Задачи:

    • Проанализировать, что из себя представляет понятие рыцарство.

    • Подробно раскрыть систему ценностей рыцарей.

    • Изучить основные обряды и образ жизни.

    • Привести примеры настоящих рыцарей.

    Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, цель и основные задачи данной темы. Первая глава посвящена понятию – рыцарство. В ней излагается нравственно-культурный быт и система ценностей рыцаря в Средневековье. Во второй главе приводятся примеры известных рыцарей Средневековья, и повествуется история жизни этих рыцарей в литературе и искусстве. Заключение подводит итог всего выше сказанного и делает вывод на основе этого.

    ГЛАВА 1

    Рыцарство как сословие

    1.1 Понятие рыцарство

     Рыцарство в Западной Европе окончательно сформировалась в XI в., а достигло расцвета в XII — XV вв. Средневековое общество Западной Европы было жестким и имело стогую иерархию, делившуюся на три разряда: «те, кто молятся», «те, кто сражаются» и «те, кто трудятся». Молящиеся и сражающиеся представляли класс феодалов: духовенство, короли, знать, рыцари. Бесправным и эксплуатируемым был класс трудящихся – крестьян. Их труд содержал феодалов и оплачивал войны. Эти разряды были сложнейшими социальными образованиями, имевшими свои характерные общественные и духовные интересы. Сословие рыцарей – профессиональных конных воинов-землевладельцев выделилось в среде «воюющих». Рыцарство жило войной, что отразилось в культурных, что отразилось в культурной жизни этого сословия2.

    Рыцарство – социальная категория в странах Западной и Центральной Европы периода расцвета феодализма, охватывавшая всех светских феодалов. В широком смысле рыцарство было формой социального отграничения всех светских феодалов-воинов от остального общества. Рыцарство в узком смысле - мелкие светские феодалы, противостоящие знати. Употребление понятия "Рыцарство" в широком и узком смыслах было неравномерным в различные периоды и в разных странах Европы.

    Из рыцарства следует понятие рыцарь. Рыцарь – это воин, соблюдающий законы сословия. Под влиянием христианской церкви выработался идеал рыцаря – благородного человека, защитника слабых и угнетённых, служителя дам, борца за правду и справедливость, превыше всего берегущего свою честь. Этот идеал воспевали средневековые поэты и писатели, вызывая желание ему подражать.
    Конечно, для большинства идеалы были недостижимы – человеку во все времена было сложно преодолевать свои пороки. Но само существование этих идеалов как цели, к которой надо стремиться, превратило необузданных вояк раннего Средневековья в управляемую часть общества.

    Изначально рыцарь – это тяжеловооруженный конный воин, тот, кто добыл средства на приобретение оружия и коня. Позднее рыцарем мог стать только отпрыск благородного, рыцарского рода, прошедший соответствующую военную подготовку и обряд посвящения. На закате рыцарской эпохи получить рыцарство за особые заслуги мог и человек, не имеющий отношения к военному делу.

    Понятие «рыцарь» связано с понятиями «Средневековье» – именно тогда и жили рыцари. Средние века были временем, когда все решает сила, а сила была именно в руках рыцарства. Именно рыцари владели землей, и именно они сосредоточили всю полноту власти в средневековом обществе. Количество рыцарей, находящихся в вассальной зависимости сеньора, определяли его знатность.

    Кроме того, очень важно отметить, что именно рыцарская среда породила особый тип культуры, ставший одной из наиболее ярких сторон культуры Средневековья. Идеалами рыцарства были пронизаны как вся придворная жизнь, так и военные конфликты, дипломатические отношения.

    Исчезало рыцарство также постепенно, теряя военное значение и сливаясь с дворянством. Концом «рыцарской эпохи» считают XVI в. Исчезла рыцарская конница, но не рыцари: посвящение в рыцари осталось одной из самых престижных наград. В наше время рыцарство получают и женщины: они становятся дамами ордена. Посвящение в рыцарство продолжает служить публичным признанием заслуг3.

    1.2 Система ценностей рыцарей

    Рыцарство с течением времени благодаря своей храбрости, великодушию и честности приобретало особое значение в обществе; но в силу этого и посвящение в рыцарское звание становилось все более и более затруднительным. Необходимо было, чтобы человек, добивавшийся рыцарского звания, был приготовлен к этому с самых юных лет тщательным и хорошим воспитанием; он должен был быть сильным и крепким, чтобы выносить без вреда для своего здоровья все трудности воинской жизни; кроме того, от него требовалось основательное изучение всех обязанностей воина. Так же на протяжении всей жизни он должен показывать свое мужество, великодушие, честность и доблесть и проявлять себя достойным такого высокого звания, такой великой чести4.

    С IX в. начали складываться рыцарские традиции и обряды, призванные выделить и обособить зарождающееся рыцарство. Рыцарь, осознавая себя членом элитного военного сословия, желал утвердить в нём и своих сыновей, для чего мальчикам давали соответствующие воспитание и подготовку. С 7 лет мальчика отец начал обучать владению оружием и верховой езде, брал с собой в поездки и на охоту. К 12 годам мальчиков отдавали на воспитание в дом влиятельного родственника или сеньора, где он становился пажом, совершенствовал воинское искусство, учился благородным манерам, изучал Библию. С 14 лет паж становился оруженосцем и сопровождал рыцаря на войну. Обряд посвящения в рыцари в IX–XI вв. сводился к торжественному опоясыванию мечом по древнегерманскому обычаю и передаче новообращённому золочёных рыцарских шпор. Испытанием смирения, посвящаемого считался ритуальный удар ребром ладони по шее.

    Турнир изобрел рыцарь Жоффруа де Прейи. Хроники доносят до нас ужасные описания ранних рыцарских турниров. Ристалище тогда не имело чётких границ и занимало огромную площадь. Ограничений не было, бились любым оружием. В пылу схватки ломались копья, выбивая из сёдел рыцарей, звенели мечи, рвались кольчуги. В кровавой неразберихе рыцари, забыв о чести, боролись чем попало. В 1273 г. на турнире, пехотинцы графа Шалонского и английского короля Эдуарда I развязали бойню, опустошив окрестные деревни, как после вражеского набега. Многие зрители тогда получили тяжкие увечья. На турнирах брали пленных, присваивали доспехи, оружие и коней поверженного противника. Для умелых воинов турнир был шансом заработать на трофеях и выкупах.

    Первые турнирные правила ввёл Ричард Львиное Сердце. Он ограничил место проведения турниров пятью ристалищами в безлюдной местности, установил плату за участие в турнире, обязали использовать тупое оружие, запретили им являться на турнир с большой свитой и составил судейский совет из влиятельных феодалов, ответственный за соблюдение «мира» на турнирах. Эти правила из Англии распространились повсеместно.

    Турниры были нужны как военная подготовка: для молодых – проверка сил, для опытных рыцарей – разминка, для феодала – возможность сплотить своё войско и испробовать его в деле. Знать использовала турниры для демонстрации своей мощи возможным противникам, а рыцари – для славы и поиска службы.

    Турниры, от которых ратное дело требовало напряжения духовных и физических сил, нуждались в разрядке. С древнейших времён такой разрядкой были весёлые совместные застолья, дававшие отдых и сплачивавшие дружину. В эпоху рыцарства пиры не утратили значения. Пиры устраивались в замках, в домах рядовых рыцарей по случаю семейного торжества. Организовать пир хозяевам дома помогали специально обученные слуги – сенешали. Сенешаль должен был организовывать пиры. Пир проводили в Главном зале. Во главе общего стола сидели хозяин с супругой и почётные гости. Рядовые гости размещались за общими столами. Слуги обносили пирующих блюдами. Гостей развлекали танцоры, певцы, акробаты и сказатели, читавшие древние поэмы. Застолье заканчивалось танцами.

    В рыцарском обществе установился обычай выбирать себе «Даму сердца». Воображение рыцаря наделяло избранную даму всеми достоинствами и возносило до небес. Рыцарь служил уже не реальной женщине, а образу, который сам и создал. Это служение называлось куртуазной любовью. Будущий рыцарь при дворе попадал в окружение чужих женщин – богатых, красивых и недосягаемых. Он привыкал смотреть на них, как на богинь, повиноваться им и восхищаться ими без надежды на взаимность. Эта привычка и стала причиной распространения в рыцарском обществе культа «прекрасной дамы» – «игры», знакомой многим рыцарям с детства. Правилом «игры» был выбор недосягаемой женщины, любовь к которой осталась бы неразделённой, но рыцарь посвящал ей свои подвиги, обязывался защищать её, исполнял все её желания. Наличие «Дамы сердца» не мешало рыцарю обзавестись законной супругой и потомством. Любовь к жене считалась земной и не имела ничего общего с возвышенным чувством неразделённой любви к идеалу, но у этой жены могли быть свои поклонники, избравшие её «Дамой сердца», и супругу приходилось без ревности признавать их, полагаясь на её верность. Куртуазность была опасной игрой, и правила не всегда удавалось соблюдать, что приводило к жестоким любовным драмам, красочно описанным в повествованиях о Ланселоте и Гвиневре или о Тристане и Изольде.

    В XII–XIII вв. нравы рыцарей несколько смягчились: при дворах влиятельных сеньоров в почёте были не только турниры и пиры, но и литература, науки, искусство. Сеньоры собирали библиотеки рукописных книг, привечали у себя философов и учёных клириков, толковавших Святое Писание, переводивших труды античных авторов и составлявших их семейные хроники, герольдов, изучавших их родословные, менестрелей, слагавших и исполнявших стихи. Под рыцарским покровительством искусство обслуживало рыцарскую систему ценностей, пропагандируя то, в чём нуждалось рыцарское общество: войну и честь, любовь и верность5.

    1.3 Кодекс чести

    Рыцарство имело кодекс чести, в котором изложены права и обязанности рыцарей. Он является обязательным для всех лиц благородного происхождения, именующих себя рыцарями. По кодексу чести рыцарь обязан: верно служить королю и своему сеньору; быть храбрым, и готовым на подвиг во имя рыцарской чести и прекрасной дамы; бороться с врагами христианской веры; заботиться слабых и обиженных, и назначить себя их защитником; быть верным своему слову и никогда не лгать; быть щедрым, не скупиться; любить страну, в которой ты рожден. Рыцарь – идеал добра и милосердия, надежда слабых и воин высших.

    Кодекс основывался на понятии «положение обязывает», то есть на представлении о том, что у привилегированной знати есть нравственные обязательства перед другими людьми. Поэтому рыцарь должен был быть не только отважным — ему следовало придерживаться строгих правил поведения, включающих в себя понятия чести и ответственности; он должен был быть благородным, благочестивым, смелым, галантным, щедрым, верным и справедливым.

    Главные качества рыцаря – мужество и отвага. Самое тяжкое обвинение, какое может быть ему предъявлено рыцарю - трусость, и потому он скорее будет демонстрировать свое бесстрашие вопреки здравому смыслу, чем соблюдать разумную осторожность. Христианскому милосердию и состраданию нет места в этом мире пожаров и крови. "Сражаться и любить" – вот кредо рыцаря. Его натура импульсивна, он действует не раздумывая. Рыцарский идеал совершенно не согласуется с христианским, как не согласуются гордость и смирение, месть и прощение.

    Непременное качество рыцаря – щедрость. Богатство завоевывается, чтобы его тратить не считая. Рыцарь должен стремиться к славе. Славу воину приносят как его победы, так и поведение в бою. Гибель в сражении достойна и благородна, и в любом случае она более возвеличивала рыцаря, чем долгая жизнь и спокойная смерть от старости и болезней6.

      1. Рыцарское вооружение и поединок

    С точки зрения военной специализации, рыцарь – это тяжеловооруженный конный воин, закованный в броню, пользующийся тяжёлым копьём, мечом и щитом, сражающийся верхом на тяжёлом коне, способном нести отягощённого доспехами и оружием всадника.

    Неотъемлемой частью рыцарского вооружения являлся кольчужный доспех, который не стеснял движений и был удобен в бою, но с распространением арбалета, увеличившего убойную силу стрелы, кольчуга перестала эффективно защищать от стрел. В уязвимых местах её стали дополнять пластинами цельного металла, что стало первым шагом к появлению латного доспеха. Также кони имели собственную защиту – кольчужную попону, поверх неё надевали матерчатую попону, на которой изображали рыцарскую геральдику. Попоны, подобно чехлам покрывавшие всего жеребца целиком, с головой и хвостом, появились в рыцарском обиходе в XIII в.

    К концу XI в. кольчужный доспех приобрёл форму хауберта – длинной, до колен, кольчужной рубахи с капюшоном. Капюшон защищал лоб и низ лица до рта и плотно крепился на голове продетыми через кольца шнурками. Рукава хауберта заканчивались кольчужными рукавицами. Ноги защищали кольчужные чулки – шоссы, представлявшие собой полосы кольчужного плетения, закрывавшие ноги только спереди, к которым потом добавились цельнокованые желоба, крепившиеся к шоссам спереди, на голенях.

    В начале XII в. распространился новый тип верхней одежды – сюрко – широкая накидка без рукавов. Рыцари стали надевать сюрко поверх хауберта. Сюрко, чаще белое, предохраняло дорогую кольчугу от влаги и пыли и не давало металлу раскаляться на солнце. Сюрко носили из соображений приличия, скрывая очертания тела, также на нем располагалась рыцарская символика.

    Шлем носили поверх капюшона хауберта. До середины XII в. рыцари всё ещё носили традиционные франкские конические шлемы. Но их всё чаще сменяли шлемы нового типа, защищающие не столько от стрел, сколько от ударов копья и меча. Шлем стал закрывать не только голову, но и лицо и, отчасти, шею. Изнутри шлемы снабжались прокладками из плотной ткани, шерсти или вельвета. Шнуровкой в прокладке шлем подгоняли под размер головы, фиксирую его, и удерживался ремнём под подбородком. Шлем носили поверх кольчужного капюшона. Под капюшон надевали стёганый подшлемник-чепец. Чепец дополнял объёмный валик, плотнее фиксирующий шлем на голове и смягчающий удар.

    Шлемы красили для защиты от ржавчины и для красоты. С распространением рыцарской символики шлемы стали расписывать геральдическими знаками. Представители титулованной знати украшали свои шлемы коронами. К концу XII в. на шлемах стали помещать различные фигуры (гребни, звёзды, руки и т. д.). Участники турниров украшали шлемы цветными кусками шёлка. Украшения на турнире привлекали внимание дам и знатных особ, поэтому к концу XIII в. турнирные шлемы получили более пышное убранство, например, в виде перьев экзотических птиц. К шлемам также пришнуровывались раскрашенные деревянные фигуры, повторяющие изображения на гербах.

    В середине XIII в. на смену большому щиту-капле пришли укороченные и более прочные щиты, которыми отводили удары копья и меча в рыцарских поединках. Обычной формой щита XIII в. был равнобедренный треугольник с закруглёнными «бёдрами», но встречались и другие формы. На щите изображали герб владельца. По щиту, главным образом, и опознавали рыцаря в бою.

    Главными рыцарскими «инструментами» по-прежнему были меч и копьё, но более разнообразными стали предметы дополнительного вооружения.

    С середины XIII в. распространились большие полутораручные мечи с длинными рукоятями, позволяющими для усиления удара брать меч двумя руками. В XIII в. появилось новое рубящее оружие – фальшион – короткий кривой клинок, заточенный только с одной стороны и сильно расширявшийся к концу. Кинжал, похожий на маленький меч, с обоюдоострым, часто резко сужающимся клинком, стал незаменим для прокалывания доспехов в ближнем бою. Рубящий удар на большом расстоянии можно было нанести глефой – большим широким ножом, укреплённым на длинном древке. Обычная булава исчезла из арсенала рыцаря. Появилось новые оружия пернач, яблоко которого усилилось металлическими пластинами, дробящими латы, клевц – металлический «клюв», появившийся на боевом топоре, кистень – утыканная остриями гиря, подвешенная к древку на цепи.

    Боевые копья не менялись вплоть до XIV в. Для турниров стали использовать особые турнирные копья. Их наконечники были тупыми, часто раздвоенными, рассеивавшими силу удара. им лишь выбивали противника из седла7.

    Рыцарский поединок на копьях или сшибка на копьях – дуэль или парный поединок на турнире двух рыцарей с копьями верхом на конях. В состязании сражались два рыцаря в полной броне и с тупыми или другими подготовленными копьями. Цель поединка – рыцари состязались конными на копьях, и если выбивали друг друга из седла, продолжали бой пешими на мечах.

    Первоначально правила поединка были немногочисленны и отчасти допускали сражение до смерти, но со временем поединки ограничивались и стали бескровными. Так же было запрещено атаковать упавшего противника, которому была предоставлена возможность получения помощи. Нарушители правил могли лишиться лошади и оружия, а также получить три года тюремного заключения и судебное разбирательство перед королевским судом. Несмотря на изменения в правилах, для рыцарских поединков всё ещё были характерны частые травмы, а также, хоть и изредка смерти.

    Победа присуждалась рыцарю, выигравшему три очка. Очки присуждались за точный удар по щиту и шлему. Если удавалось столкнуть противника с лошади, рыцарю давали два очка. Смерть противника давала три очка и, таким образом, победу, даже если фатальный исход поединка не был предусмотрен. Если поединок заканчивался ничьей, побеждал тот, кто бил последним8.



      1. Рыцарский орден

    По окончании Первого крестового похода рыцари в завоёванной Святой земле для борьбы с мусульманами и для защиты паломников создали братства – ордены. Эти ордены походили на монашеские общины и соединяли в себе идеалы монашества и рыцарства. Они стали орудием воинствующей католической церкви. Орденские братства превратились в самую дисциплинированную и привилегированную часть рыцарства, действующую не только в Святой земле, но и в Европе. Наибольший след в истории оставили созданные в XI–XII вв. могущественные рыцарские ордены – госпитальеры, тамплиеры, тевтоны.

    Орден Госпитальеров – это упрощённое название Суверенного Военного Странноприимного Ордена Святого Иоанна Иерусалима, Родоса и Мальты. Этот орден также известен под названием Ордена Св. Иоанна. Обязанностью госпитальеров были забота о паломниках, лечение больных и раненых, а также защита пилигримов на пути в Иерусалим. Но обстановка в Иерусалимском королевстве требовала от госпитальеров, кроме врачевания и охраны, участия в войне с мусульманами. Они основались на о. Мальта. Закончилась эпоха Средневековья, Европа менялась. Революции и Наполеоновские войны лишили госпитальеров их владений. Но орден не прекратил существования, он существует и поныне, в Иерусалиме работают два мальтийских госпиталя.

    В XII в. Гуго де Пейн основал орден Бедных рыцарей Христа и храма Соломона для защиты христианских паломников. От слова храм – temple пошло название ордена Тамплиеров. Тамплиеры приняли суровый обет бедности: братья не имели личного имущества и денег. Жёсткую дисциплину в ордене обеспечивали обеты смирения, обет целомудрия сохранял нравственную чистоту братьев. В Святой земле тамплиеры быстро стали серьёзной военной силой. Под охрану тамплиеров были переданы десятки крепостей. Тамплиеры организовывали снабжение паломников и крестоносцев, для чего занялись торговлей. Погоня за прибылью разъела нравственные устои ордена, и тамплиеры превратились в изворотливых торгашей.

    Для больных и раненых воинов немецкие купцы основали у Акры полевой госпиталь, которой герцог Фридрих Швабский преобразовал в духовный орден. После смерти Фридриха Климент III утвердил орден Тевтонских рыцарей Св. Марии, который признали духовно-рыцарским. В отличие от орденов Госпитальеров и Тамплиеров Тевтонский орден, согласно своему уставу, подчинялся не только папе римскому, но и императору Римской империи. Братство пребывало во всей Европе с XIII по XVI вв., но в 1809 г. орден был разогнан Наполеоном. В XIX в. в Австрии восстановили Тевтонский орден как духовную католическую организацию. Как благотворительная организация орден действует и поныне в Германии и Австрии.9

    Таким образом, рыцарство, как другие сословия, был идеалом и необходимым элементом средневекового общества, обеспечивающая стабильность социальной структуры, в которой «те, кто сражаются» были так же важны, как и «те, кто молятся», или «те, кто трудятся». Подводя итог к первой главе, можно отметить, что рыцарство — это не просто категория общества, предназначенная для военных действий, но и культурно-нравственно развитое сословие общества средневековья, имеющее свои ценности и моральные устои. Рыцарь – это идеал мужчины, не только средневековья, но и нашего времени.

    ГЛАВА 2

    Известные рыцари Средневековья

    2.1 Ричард Львиное Сердце

    Ричард I Львиное Сердце (1157–1199) – сын английского короля Генриха II Плантагенета. Он разделил со старшим братом Генрихом Молодым, наследником английской короны. Со смертью Генриха Молодого Ричард стал наследником престола. Ричард Львиное Сердце – один из тех героев рыцарства, кто в нашем представлении вечно движется по тому пути, который средневековые хронисты называли «путь за море» и «священная лощина». Его имя вызывает, как звук сказочного рога, целую вереницу видений: роскошные города, раскинувшиеся среди песчаных пустынь Святой земли, лихие сшибки с летучими всадниками благородного Саладина, звон мечей, бряцание сабель…

    В судьбе Ричарда, в самом его характере оставляет впечатление какой-то обманчивости, недосказанности, загадочности. Уже современные ему биографы оставили нам всю гамму самых разноречивых и порой противоположных оценок его личности. Одни рисуют его силачом и красавцем, другие – немощным и бледным выродком; одни – жадным и жестоким, другие – великодушным и щедрым; одни – образцом государя, другие – коварным предателем; одни – Божьим паладином, другие – исчадием ада. От отца он унаследовал могучую фигуру, золотисто-рыжие волосы и нрав викинга. Искусство войны Ричард изучил в совершенстве. Юного принца окружали люди вроде одного отважного рыцаря, который, получив в пылу боя удар мечом, сплющивший ему шлем, выбежал из рядов, домчался до кузницы, где, положив голову на наковальню, дождался, пока кузнец молотом выпрямил ему шлем, после чего поспешил вновь принять участие в сражении. Этот двор имел своих поэтов, вдохновлявшихся, подобно скальдам, только при звоне мечей и стонах умирающих. Трубадур Бертран де Борн был просто влюблен в Ричарда, которому дал прозвище «мой Да и Нет»10.

    С 1188 г. Ричард вместе с Филиппом II Августом начал сборы крестового похода на Иерусалим. В Святую землю Ричард отправился уже королём Англии, оставив наместником своего младшего брата принца Джона.

    Крестовый поход Ричард начал захватом о. Кипр, где правил родственник византийского императора. Захваченный остров Ричард продал королю Иерусалима. В июне 1191 г. Ричард присоединился к крестоносцам, осаждавшим Акру. Из-за буйного нрава Ричард испортил отношения с Филиппом Августом, нажил врагов в лице австрийского герцога Леопольда V и правителя Тира Конрада. Когда Ричард покинул Святую землю, не взяв Иерусалима, многие сочли, что его подкупил Саладин.

    Крестовый поход под предводительством Ричарда 1 продлил христианские позиции на Святой земле на целое столетие. Осенью 1192 г. полководец отправился вместе с рыцарями домой. Возвращение на родину оказалось для Ричарда труднее самого похода. Недруги обвинили его в провале крестового похода, в убийстве Конрада, в незаконном присвоении Кипра и в намерении убить Филиппа Августа.

    Во время морского путешествия он попал в сильный шторм, вследствие чего был выброшен на берег. Под видом странника Ричард Львиное Сердце предпринял неудачную попытку пройти по территории противника Англии – Леопольда Австрийского. Ричард был узнан и схвачен людьми Леопольда. Пленника передали германскому императору Генриху VI, убеждённому в его виновности. Несколько лет Ричард провёл в плену, но, очистившись от обвинений и выплатив выкуп, получил свободу.

    В Англию он вернулся и отстоял право на корону у принца Джона. Примирившись с братом, Ричард назначил его своим наследником. Ричард не знал ни слова английский, не любил Англию, считая её дикой страной.

    В отсутствие короля Филипп II добился некоторого преобладания над англичанами на континенте. Ричард поспешил исправить положение. Он взял Лош, одну из основных крепостей Турени, овладел Ангулемом и принудил к покорности закоренелого мятежника графа Ангулемского. В следующем году Ричард двинулся в Берри и действовал здесь так успешно, что заставил Филиппа подписать мир. Французы должны были отказаться от восточной Нормандии, но удержали несколько важных замков на Сене. Поэтому соглашение не могло быть прочным. В 1198 г. Ричард вернул пограничные нормандские владения, а затем подступил к замку Шалю-Шаброль в Лимузене, владелец которого был изобличен в тайной связи с французским королем.

    26 марта 1199 г. после ужина, в сумерках, Ричард отправился к замку без лат, защищенный только шлемом. Во время боя арбалетная стрела глубоко вонзилась королю в плечо, рядом с шейным отделом позвоночника. Не подав вида, что он ранен, Ричард поскакал в свой лагерь. Ни один важный орган не был задет, но в результате неудачной операции началось заражение крови. Проболев одиннадцать дней, король умер.

    Ричард избрал своим гербом трёх шествующих золотых львов (леопардов) на красном поле. Так появился герб англо-французской династии Плантагенетов и Англии.

    Львиное Сердце был, несомненно, и сложней, и умней этих и подобных им вояк, он умел проявлять как миролюбие и справедливость государя, так и милосердие христианина вот чем прославился великий рыцарь Средневековья11.

    2.2 Готфрид Бульонский

    Готфрид Бульонский (1060 — 1100) стал идеалом рыцарства в последние годы жизни — благородный, храбрый и сильный, вместе с тем умеренный и благочестивый, высокий и красивый, преданный и человеколюбивый. К тому же, знатный: Готфрид был потомком Карла Великого. Лучший символ крестовых походов, борьбы христиан за Святую землю, по которой ходил Христос. Герцог Готфрид Бульонский жил на территории современной Бельгии, служил германскому императору, и не был склонен отдавать приоритет духовной власти над светской. Он участвовал в войне Папы и императора на стороне последнего и показал себя как искусный воин. Однако, судя по всему, его отношение к Папе и церкви поменялось за десять лет. Это и сделало его подлинным рыцарем по представлениям своего времени — воином на службе Господа Бога.

    В 1095 г. Папа Римский Урбан II призвал европейцев отправиться на восток и освободить захваченный сарацинами Иерусалим: «Освободите святую землю из рук язычников и подчините её себе». И хотя Урбан убеждал, что святая земля не просто жаждет освобождения, но ещё и «течёт молоком и мёдом», а «кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат», далеко не все графы и герцоги Европы поспешили откликнуться на его призыв. А Готфрид Бульонский был первым. Более того, как и подобает истинному рыцарю, он принёс в жертву высокой цели всё, что имел.

    Вместе с Готфридом и его отрядом в поход выступили его братья. Пройдя через Венгрию и Болгарию, войско добралось до Константинополя, где соединилось с отрядами других крестоносцев. Не без проблем переправившись через море, армия начала судьбоносную кампанию. Готфрид не участвовал в мелких распрях и интригах и не использовал своё положение для эгоистичного обогащения. В битвах он не жалел себя. Рассказывают, что однажды в сражении он одним ударом меча разрубил огромного сарацина от плеча до седла коня. В другой случае Готфрид, показывая силу, одним махом отрубил голову верблюду12.

    В 1099 году крестоносцы подошли к Иерусалиму и осадили его. Во время решающего штурма Готфрид возглавил атаку на северную стену и одним из первых ворвался в город. За захватом святого города последовали страшный погром и резня, но, по преданию, милосердный герцог Бульонский не участвовал в этом. Когда ему предложили стать королём Иерусалима, он отказался носить земную корону там, где Христос был коронован терновым венцом, и принял власть над Иерусалимом как Заступник Гроба Господня. Через некоторое время Готфрид становится отцом (основателем), печально известного Ордена Тамплиеров, а стало быть дедушкой современных «детей вдовы».

    Победой над войском египетского султана Годфрид расширил свои владения в Святой земле и основал Иерусалимское королевство13. Однако идеальному рыцарю не пришлось долго править Иерусалимом. Как и полагается рыцарю, он пал на войне против неверных. В походах 1100 года Готфрид неожиданно заболел и умер. Причем, точно неизвестно, что с ним случилось. По одной версии, он погиб при осаде Акры, по другой, умер от холеры.

    Вот что писал о нем Гийом Тирский: «Он был верующим человеком, простым в обращении, добродетельным и богобоязненным. Он был справедлив, избегал зла, он был правдив и верен во всех своих начинаниях. Он презирал тщеславие мира, качество редкое в этом возрасте, и особенно среди мужей воинской профессии. Он был усерден в молитвах и благочестивых трудах, известен своим обхождением, любезно приветливый, общительный и милосердный. Вся его жизнь была похвальна и угодна Богу. Он был высок ростом, и, хотя нельзя было сказать, что он был очень высок, однако он был выше, чем люди среднего роста. Он был муж несравнимой силы с крепкими членами, мощной грудью и красивым лицом. Его волосы и борода были русыми. По общему мнению, он был самый выдающийся человек во владении оружием и в военных операциях».

    В Иерусалим его доставили на носилках, и вскоре Защитник Гроба Господня скончался. Перед смертью он успел оставить завещание в пользу брата. Так Балдуин стал первым королём Иерусалима — в отличие от Готфрида он не стал отказываться от венца. В 1186 г. корона Иерусалима перешла династии Лузиньянов. А героя похода Готфрида Бульонского похоронили на самом почётном месте — недалеко от места погребения Христа14.

    Атрибутируемый герб Готфрида Бульонского представляет собой так называемый иерусалимский крест (крест с Т-образными окончаниями ветвей), окружённый четырьмя меньшими крестами, золотой на серебряном поле. Позднее иерусалимский крест стал одним из символов христианства.

    Бульонский, пожалуй, действительно обладал качествами рыцаря – харизматичной натурой, умением ладить и вести за собой людей, навыками владения оружием, отвагой, стойко переносил тягости похода и скончался в бою.

    За без малого тысячу лет, что прошла со времен первого крестового похода, имя Готфрида обросло легендами. О нем было сложено немало песен, воспевавших подвиги. За этими историями совершенно теряется реальная личность, личность благородного, храброго и сильного рыцаря Готфрида Бульонского.

    2.3 Фридрих Барбаросса

    Фридрих I Гогенштауфен (1122– 1190) по прозвищу Барбаросса (Рыжая борода), племянник и наследник Конрада III, участвовал с ним во Втором крестовом походе и стяжал славу доблестного воина. Конрад умер в 1152 г., и Барбаросса стал королём Германии, а в 1155 г. – императором Священной Римской империи, объединявшей разрозненные германские государства и Австрию.

    Фридрих быстро завоевал доверие окружающих, которые обращали внимание на такие его качества, как:

    • Рыцарскую доблесть;

    • Живой ум;

    • Способность к поддержанию любой беседы;

    • Колоссальную работоспособность;

    • Честность и щедрость;

    • Христианское смирение.

    При этом Фридрих Барбаросса отличался суровостью в действиях и по отношению к людям. Он не любил, когда ему перечили, а стремясь к достижению поставленной цели, не гнушался жестокости. Фридрих любил власть, но оставался разумным. Прежде, чем за что-то взяться, он долго продумывал каждую мелочь. Поэтому все задумки и военные предприятия короля заканчивались успешно. С момента вступления на престол и до конца жизни мечтал возродить империю Карла Великого. Ему это не удалось, но Фридрих всё равно вошёл в историю, как легендарный правитель.

    Опытный военачальник, в совершенстве познавший военное искусство, Барбаросса создал лучшее в Европе войско, основой которого была рыцарская конница. Он требовал от рыцарей отличной военной подготовки и для проверки их сил устраивал турниры. При нём рыцарское сословие в Германии полностью закрылось для людей нерыцарского происхождения. Умный и решительный правитель, Барбаросса укрепил империю и присоединил к ней ряд городов Ломбардии в Северной Италии, завоёванных в походах 1154–1178 гг.

    Большую часть правления Фридриха заняла борьба с Папой и итальянскими городами. Все началось с того, что король отправил послание Папе Римскому — Евгению Третьему, в котором он подчёркивал, что власть получил от Бога, а не от Ватикана. Такой ход был предпринят для того, чтобы запретить Папе вмешиваться во внутренние светские дела Германского королевства, как это происходило до того неоднократно. Результатом вмешательств верховных понтификов всякий раз были политические и социальные кризисы. Неуважение к Святому престолу Евгений Третий расценил, как объявление войны. Фридрих и сам был не прочь повоевать, поскольку его привлекали богатые итальянские города, а также возможность получить императорскую корону. Это привело к началу нескольких военных компаний, получившим название Итальянских походов Фридриха Барбароссы.

    В довольно преклонном возрасте Фридрих получил приглашение от Папы Римского присоединиться к очередному крестовому походу. На этот призыв император, как и многие монархи христианского мира, откликнулся с готовностью. Компанию Барбароссе составили Ричард Львиное Сердце, который правил в Англии, и Филипп Августа. Фридрих был самым опытным из всех военачальников, кроме того, он имел огромную власть и деньги. К тому же, ко мнению германского императора прислушивался Папа Римский. Фридрих дошел с войсками и остальными крестоносцами до Малой Азии, через Венгрию, Сербию и Болгарию. Болгары и сербы, находящиеся под властью Византии, пытались заручиться его поддержкой в борьбе за независимость от Константинополя. Это испортило отношения Барбароссы с византийским императором Исааком Ангелом, и через Византию германские рыцари пробирались с боями, принимая участие в военных столкновениях с мусульманами. На пути к Иерусалиму император умер в 1190 году.

    Есть несколько версий того, что стало причиной смерти выдающегося правителя:

    • Переправившись через Босфор, Барбаросса начал войну с Саладином, но, не добравшись до основного театра военных действий, утонул при переправе через горную речку Салеф в Киликии.

    • Согласно другой версии, император простудился, когда купался в холодной реке. Из-за смерти своего предводителя многие рыцари-крестоносцы решили вернуться на Родину. Тело Фридриха Барбароссы забальзамировали, чтобы отвезти прямо в Германию. Но на территории королевства нет могилы этого великого человека. Историки считают, что тело германского правителя было похоронено где-то на территории Малой Азии.

    Фридриха воплощал в себе образ идеального средневекового рыцаря и воина. Благодаря своему королю, немецкие рыцари одним из самых привилегированных сословий и начали создавать собственные организации и ордена. Император открыл по всей стране несколько школ для подготовки рыцарей, а детей из знатных родов приказывал отдавать в услужение сеньору. Там мальчики служили пажами или оруженосцами, что считалось лучшей военной наукой того времени, после такой школы молодой человек становился отличным рыцарем.

    Император считал, что воины обязаны владеть семью видами боевых искусств: держаться в седле, плавать, стрелять из лука, биться на кулаках, заниматься соколиной охотой, играть в шахматы, сочинять стихи.15

    Заключение

    С XVI в. рыцарство превратилось в светскую игру, дорогостоящую и тщеславную. Рыцарской «мишурой» – пышным гербом и гордым девизом – обзавелись даже зажиточные горожане. В то же время древние рыцарские роды хирели, не имея средств на посвящение в рыцарство своих сынов. Списки будущих рыцарей утверждали короли. Рыцарство стало наградой, которую получали немногие – принцы крови, высшая знать. Но рыцарем мог стать и незнатный человек, заслуживший особую благосклонность монарха. Рыцарей стало ничтожно мало. Рыцари – уже не воины, а утончённые придворные – жили в замках, напоминающих усадьбы. Они охотились, пировали, танцевали, читали рыцарские романы, коллекционировали произведения искусства и участвовали в турнирах, которые приобрели невиданный размах.

    В Европе рыцарство теряет значение основной военной силы феодальных государств с XV века. Неэффективность действий французского рыцарского войска с очевидностью проявилась на первом этапе Столетней войны, когда оно потерпело ряд тяжелейших поражений от английской армии. Выдержать конкуренцию наемных армий, использовавших огнестрельное оружие, рыцарство оказалось не способным. Новые условия эпохи разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений привели к исчезновению его с исторической арены. В XVI-XVII веках рыцарство окончательно утрачивает специфику особого сословия и входит в состав дворянства.

    Однако в течение многих столетий рыцарство было важным жиз-ненным идеалом средневекового общества, а рыцарский образ жизни и стиль поведения был важнейшим моральным эталоном средневековой аристократии. Рыцарство, как и прочие сословия, было необходимым элементом средневекового общества, обеспечивая ста-бильность социальной структуры, в которой «воюющие» были так же важны, как и «молящиеся» или «работающие».

    Список литературы и источников

    1. Борзова Е.П. История мировой культуры., 2001. СПб.: Издательство «Лань».

    2. Школьник Ю.К. Рыцари. Полная энциклопедия. М.: Эксмо, 2016.

    3. Студенческая библиотека онлайн. Статья «Ценности и идеалы средневекового рыцарства»., 2020.

    4. Мастерская группа «Эльфы Будущего».

    5. Йозеф Флекенштейн. Рыцарский турнир в Средние века. Вклад в сравнительной формы и поведения, история рыцарства. 1985.

    6. Цветков С. Эпизоды истории в привычках, слабостях и пороках великих и знаменитых. 2011.

    7. Успенский Ф.И. История крестовых походов. СПб: Евразия, 2000.

    8. Мишо Ж.Ф. История крестовых походов. М.: Вече. 2005.



    Приложение

    1 .

    2.

    3.

    4 .

    5.

    6.


    1 Борзова Е.П. История мировой культуры., 2001. СПб.: Издательство «Лань». – [Электронный ресурс]. – URL: http://vmcoll.ru/downloads/istmk_.pdf (дата обращения: 27.10.2020)

    2 Школьник Ю.К. Рыцари. Полная энциклопедия. М.: Эксмо, 2016. – [Электронный ресурс]. – URL: http://prussia.online/Data/Book/ri/ritsari-polnaya-entsiklopediya/Школьник%20Ю.%20Рыцари.%20Полная%20энциклопедия%20(2013),%20OCR.pdf
    (дата обращения: 01.12.2020)


    3 Школьник Ю.К. Рыцари. Полная энциклопедия. М.: Эксмо, 2016. – [Электронный ресурс]. – URL: http://prussia.online/Data/Book/ri/ritsari-polnaya-entsiklopediya/Школьник%20Ю.%20Рыцари.%20Полная%20энциклопедия%20(2013),%20OCR.pdf
    (дата обращения: 09.12.2020)
    4 Студенческая библиотека онлайн. Статья «Ценности и идеалы средневекового рыцарства»., 2020. - [Электронный ресурс]. – URL:https://studbooks.net/561491/etika_i_estetika/tsennosti_idealy_srednevekovogo_rytsarstva (дата обращения 10.12.2020)

    5 Школьник Ю.К. Рыцари. Полная энциклопедия. М.: Эксмо, 2016. – [Электронный ресурс]. – URL: http://prussia.online/Data/Book/ri/ritsari-polnaya-entsiklopediya/Школьник%20Ю.%20Рыцари.%20Полная%20энциклопедия%20(2013),%20OCR.pdf
    (дата обращения: 11.12.2020)

    6 Мастерская группа «Эльфы Будущего». – [Электронный ресурс]. – URL: http://liliya-i-lev.ru/knighthood.shtml?print#code (дата обращения: 22.02.2021г.)

    7 Школьник Ю.К. Рыцари. Полная энциклопедия. М.: Эксмо, 2016. – [Электронный ресурс]. – URL: http://prussia.online/Data/Book/ri/ritsari-polnaya-entsiklopediya/Школьник%20Ю.%20Рыцари.%20Полная%20энциклопедия%20(2013),%20OCR.pdf
    (дата обращения: 13.12.2020)

    8 Йозеф Флекенштейн. Рыцарский турнир в Средние века. Вклад в сравнительной формы и поведения, история рыцарства. 1985. – [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рыцарский_поединок (дата обращения: 14.12.2020)

    9 Школьник Ю.К. Рыцари. Полная энциклопедия. М.: Эксмо, 2016. – [Электронный ресурс]. – URL: http://prussia.online/Data/Book/ri/ritsari-polnaya-entsiklopediya/Школьник%20Ю.%20Рыцари.%20Полная%20энциклопедия%20(2013),%20OCR.pdf
    (дата обращения: 15.12.2020)

    10 Цветков С. Эпизоды истории в привычках, слабостях и пороках великих и знаменитых. 2011. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=193129&p=1 (дата обращения: 12.02.2021)

    11 Школьник Ю.К. Рыцари. Полная энциклопедия. М.: Эксмо, 2016. – [Электронный ресурс]. – URL: http://prussia.online/Data/Book/ri/ritsari-polnaya-entsiklopediya/Школьник%20Ю.%20Рыцари.%20Полная%20энциклопедия%20(2013),%20OCR.pdf
    (дата обращения: 15.02.2021)

    12 Успенский Ф.И. История крестовых походов. СПб: Евразия, 2000. – [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenskij/istorija-krestovyh-pohodov/ (дата обращения:16.03.2021)

    13 Школьник Ю.К. Рыцари. Полная энциклопедия. М.: Эксмо, 2016. – [Электронный ресурс]. – URL: http://prussia.online/Data/Book/ri/ritsari-polnaya-entsiklopediya/Школьник%20Ю.%20Рыцари.%20Полная%20энциклопедия%20(2013),%20OCR.pdf
    (дата обращения: 16.03.2021)

    14 Мишо Ж.Ф. История крестовых походов. М.: Вече. 2005. – [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-krestovyh-pohodov-misho/ (дата обращения: 16.03.2021)

    15 Школьник Ю.К. Рыцари. Полная энциклопедия. М.: Эксмо, 2016. – [Электронный ресурс]. – URL:
    http://prussia.online/Data/Book/ri/ritsari-polnaya-entsiklopediya/Школьник%20Ю.%20Рыцари.%20Полная%20энциклопедия%20(2013),%20OCR.pdf
    (дата обращения: 16.03.2021)



    написать администратору сайта