Главная страница
Навигация по странице:

  • «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙУНИВЕРСТИТЕТ» (Н И У «Б е л Г У»)

  • СОЦИОМЕТРИЯ КАК ЭМПИРИЧЕСКИ-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХОДРАМЫ

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Социометрия как основа психодрамы. Факультет психологии кафедра общей и клинической психологии социометрия как эмпирическитеоретическая основа психодрамы


    Скачать 42.15 Kb.
    НазваниеФакультет психологии кафедра общей и клинической психологии социометрия как эмпирическитеоретическая основа психодрамы
    АнкорСоциометрия как основа психодрамы
    Дата13.10.2021
    Размер42.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSotsiometria_kak_empiricheski-teoreticheskaya_osnova_psikhodramy.docx
    ТипДоклад
    #246692

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙУНИВЕРСТИТЕТ»

    (Н И У «Б е л Г У»)

    ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

    КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


    СОЦИОМЕТРИЯ КАК ЭМПИРИЧЕСКИ-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХОДРАМЫ

    Доклад

    обучающегося по направлению подготовки

    37.04.01 Психология

    заочной формы обучения, группы 02061961

    Шаповаловой Ульяны Андреевны

    Научный руководитель

    канд. психол. наук, доцент

    Кучерявенко И.А.

    БЕЛГОРОД 2021

    Содержание


    ВВЕДЕНИЕ 3

    1. История возникновения социометрии 4

    2. Социодрама и психодрама 9

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15


    ВВЕДЕНИЕ


    В 30−х гг. текущего столетия в современной социальной психологии появилось новое учение — так называемая социометрия. Основателем ее был Морено. Основу этой теории составляют положения психоанализа, парапсихологии, бихевиоризма, гештальтпсихологии и экзистенциализма.

    Наше общество Морено называет «социальной вселенной» и делит его на три части: а) внешнее общество, б) социометрическая матрица и в) социальная реальность. Внешнее общество — это «все ощутимые и видимые» группировки; последние делятся на большие, малые, официальные и неофициальные. Социометрическая матрица, открытие которой Морено считает своей огромной научной заслугой,— это «все социометрические структуры, невидимые микроскопическим глазом, но становящиеся видимыми после социометрического анализа». Социальная реальность — это синтез «общества» и «матрицы».

    Общественный индивид, по Морено,— это «социальный атом». Этот «атом» обладает невидимыми, исходящими от него «флюидами», нематериальными, несознательными «излучениями», которые передаются от человека к человеку. Эти излучения называются «теле». Это сгусток эмоционального отношения, существующий независимо от человека. «Теле» передается на расстоянии и влияет на эмоции, чувства людей, симпатии и антипатии; оно влияет на поведение человека, сплачивает одних, ссорит других и т. п.

    Самое главное в «психодраме» — добиться от каждого человека максимального спонтанного участия, а также творчества. Это, как утверждает автор, альфа и омега всей процедуры. Спонтанность в психодраме оперирует не только речью, но даже пением, музыкой, танцами и рисованием. Протагонист может играть роль отца, матери, жены, сестры, брата. Он может представить сцены из своей жизни при помощи других лиц.

    1. История возникновения социометрии



    Возникновение и развитие социометрии (как теоретической системы и как системы практических методов) самым теснейшим образом связаны с жизнью и творчеством получившего широкую известность в социолога, психиатра и социального психолога Якоба Леви Морено, который по праву считается ее основателем. Морено родился в Бухаресте в 1894 году, но основные, наиболее продуктивные творческие годы приходятся на период его жизни в США, где он и умер в 1974 году в Нью-Йорке.

    Якоб Морено ввел термин «социометрия» и провел первое длительное социометрическое исследование в 1932–1938 гг. в общеобразовательной школе для девочек в Нью-Йорке. В рамках этого исследования Морено использовал социометрические методы для оптимального расселения жителей в разные типы коттеджей. Он обнаружил, что расселение на основе социометрии существенно сокращает количество побегов из жилых объектов. Морено и его коллеги провели множество социометрических исследований в жилых микрорайонах, общеобразовательных школах, воинских частях, терапевтических группах и бизнес-корпорациях.

    Измерение степени близости (relatedness) между людьми полезно не только при оценке поведения внутри группы, но также при изучении сознательного конструирования состава малой группы (подбор участников по их позитивным или негативным отношениям друг к другу) с целью увеличить ее потенциал (производительность труда в производственной бригаде), качество взаимоотношений (отсутствие межличностных конфликтов), организации совместных усилий людей на достижение позитивных изменений, определение динамики внутригрупповых отношений во времени. В рамках рабочей группы социометрия служит мощным инструментом выявления и последующего снижения уровня конфликтности, улучшения коммуникации, потому что позволяет группе увидеть себя со стороны, проанализировать собственную динамику. Похожую функцию она выполняет в группах терапии и группах обучения.

    При всех ограничениях, присущих подходу Морено к социометрии, ее роли и месте в системе социальных наук, его понимание социометрии оказало огромное влияние на возникновение и развитие и социометрической теории, и практических социометрических методик, в том числе на их применение в процессе изучения отношений в малых группах. [3]

    Морено – создатель первого терапевтического театра, основатель и главный врач клиники в Бикон-Хилле (теперь санаторий им. Морено), организатор первой социометрической конференции, профессор университета в Нью-Йорке. Созданный им институт социометрии, который позднее будет носить его имя, является первым научно-исследовательским институтом такого рода. Он привлек к себе сотни сотрудников, и ему удалось создать широко разветвленную социометрическую школу.

    Помимо экспериментального института социометрии им. Морено в Нью-Йорке – специального исследовательского учреждения по прикладной микросоциологии, – существует ряд лабораторий психологии социометрического направления в университетах некоторых городов США и Сорбонне, в ФРГ – по «индустриальной микросоциологпи», «промышленно-социологическому микроанализу» и т. д.

    Социометрия в трактовке Морено выступает проектом социальной науки в целом, основной идеей которого является следующее положение: малая группа – модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных (неформальных) отношений, которую возможно выявить посредством специальных методов. Психическое здоровье, адекватность поведения человека зависят от его положения во внутренней, неформальной структуре отношений в малой группе, так, недостаток симпатий порождает жизненные трудности.

    Влияние социометрии на другие отрасли социальных наук – антропологию, социологию, психологию, психиатрию и т, д. — Морено называет «социометрическим движением». Чтобы показать его размах и доказать, что социометрия превращается в «главное идейное течение», он утверждает (на мой взгляд, не совсем правомерно), что такие известные направления социальной психологии, как «групповая динамика», «человеческие отношения», «теория ролей» и т. д., – это лишь различные наименования и модификации социометрии.

    Последователи Морено в западной социологии развивают социометрию, освещая ее с позиций ряда новых проблем: Л. Д. Зелени «Социометрия морали», X. Р. Бекли «Социометрия Морено и ее психогигиеническое значение», А. Бнейрштедт «Интерпретации социометрического выборного статуса», С. Энгельмейер «Развитие социального сознания в свете социометрического анализа мотивации». Обосабливается политическая социометрия, военная социометрия и т.д.

    Первую часть своего фундаментального труда «Основы социометрии» Я. Морено назвал «Социометрическая система». Он приложил большие усилия, чтобы создать и теоретически обосновать такую систему. Он разрабатывал социометрию в рамках новой науки, хотя его конечной целью являлась трансцендентность, а не наука, т.е. нечто, выходящее за узкие границы науки. Делая свой выбор, основанный на критериях явных и скрытых, Морено надеялся, что люди будут более раскованными, спонтанными, даже в рамках организаций и групп, станет более жизнерадостными, ясными и живыми. [2]

    Одной из инноваций Морено в социометрии явилось развитие социограммы – систематического метода графического представления людей как точек/узлов и связей между ними в виде линий/дуг.

    Социометрическая система рассматривается автором не как всеобъемлющая, а как часть большей системы. «Вышестоящий принцип, – пишет Морено, – есть социономия с ее тремя отраслями: социодинамикой, социометрией и социатрией», тесно переплетенными между собой. Социономия является наукой о социальных законах. Социодинамика есть наука о социальных группах, социометрия является наукой об измерении межчеловеческих отношений, прежде всего «социуса», социатрия – наука о лечении социальных систем. Надо отметить, что термины социономия, социодинамика и социатрия не нашли всеобщего признания и широкого распространения среди специалистов. Тем не менее целесообразно привести позицию Морено, для того чтобы лучше понять систему его взглядов на социометрию как на социальную теорию.

    В социометрии применяются социометрические методы, в социодинамике – методы исследования взаимодействия, «игры ролей»; социатрия использует групповую психотерапию, особенно психодраму и социодраму.

    Социономия теоретически интерпретирует результаты, полученные в социометрических исследованиях, и изучает законы, которые лежат в основе социального развития и социальных форм.

    Согласно определению Морено, социометрия, как часть социономии, занимается математическим исследованием психологических черт населения, пользуется экспериментальными методами и результатами, полученными при применении количественных методов. Это предполагает измерение социальных отношений в самом широком смысле слова – «любое измерение всех социальных отношений». Она начинает свое исследование с изучения развития и организации группы и места индивида в ней, изучает индивидов в тот момент, когда они спонтанно вступают во взаимоотношения, ведущие к образованию групп. В этом смысле о социометрии можно сказать, что она исследует некоторые аспекты, необходимые для социологии, антропологии, социальной психологии и социальной психиатрии. Но хотя социометристы и считают, что измеряют все социальные отношения, в действительности они занимаются изучением только психологических (в том числе социально-психологических) аспектов человеческих отношений, а еще точнее – их эмоциональной стороной.

    Морено рассматривает социометрию и социологию в одной системе, но вместе с тем отмечает и различие между ними: социология как наука занимается социальными феноменами вообще, в то время как социометрия проводит их измерения. Внутри социологии разграничиваются макросоциология – социология больших социальных групп, государств, наций – и микросоциология – социология малых групп, микрогрупп или «атомных групповых структур». [1]

    При этом Морено под «социомикроскопическими конфигурациями» понимает не только неформальные малые группы, но и те динамические единства, различные конфигурации так называемых социальных атомов, которые существуют в любых объединениях. Он считает, что изучение этих атомных структур, лежащих в основе межчеловеческих отношений, представляет необходимую предварительную работу для большинства макросоциологических исследований. Рекомендованный социометрической системой путь познания чаще всего ведет от микро- к макросоциологии.

    Социометрия, по Морено, это «социология микродинамических процессов». Благодаря ее развитию стало необходимым разделение социальных наук на макроскопические и микроскопические.

    2. Социодрама и психодрама



    Социодрама и психодрама неравзрывно связаны с социометрией. Обе основаны на теории Морено о спонтанности и творчестве, а также ролевой теории личности. Они используют сходные методы и приемы спонтанной ролевой игры, изучающей аспекты нашей жизни через конкретные действия. Как и в психодраме, основные цели социодрамы – понимание человеческих отношений, более полное и надлежащее выражение эмоций и экспериментирование с новыми формами поведения во взаимоподдерживающей среде.

    Цель психодрамы – диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. Психодрама появилась в 1920-е годы в США, главным образом или преимущественно благодаря Я. Морено. Она разыгрывается в присутствии всех членов малой группы. Смысл ее в следующем: «Это форма психотерапии, в которой пациент или субъект разыгрывает свои конфликты, а не рассказывает о них». В основе психодрамы лежат понятия ролевой игры и импровизации. К основным понятиям психодрамы относятся роли и ролевые игры, спонтанность, теле- и инсайт.

    В литературе психодраму чаще всего определяют как метод групповой психотерапии, использующий театрализованную импровизацию для исследования человеком своего внутреннего мира, для развития творческого потенциала своей личности и коррекции межгрупповых взаимоотношений. Психодрама – по сути ролевая игра, где драматическая импровизация превращается одновременно и в метод познания своего психологического мира, и в терапевтическую технологию улучшения своих отношений с другими людьми. Лучшего сочетания теории с практикой трудно представить. В отличие от настоящего театра, где актеры заучивают роли, играют строго по сценарии, заранее тренируют все жесты и движения29, живут придуманной жизнью, часто совершенно из иной исторической эпохи и иной культуры, в социодраме и психодраме создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными и не решаемыми привычными способами проблемами. Психодрама основана на игровом принципе и эмерджентном проявлении внутренних установок. В психодраме участники сами создают сценарий по ходу развития сюжета и не знают заранее, к чему это все приведет.

    Источник будущей психодрамы Морено нашел в играх собственного детства. Однажды вместе с соседскими детьми он играл «в Бога». Морено в роли творца мира восседал на горе из стульев, наблюдая «летавших и певших» вокруг него «ангелов» – приятелей, бегавших возле сложенного из стульев «рая». «Бог» попробовал взлететь вместе с «ангелами» и, упав, сломал руку. Начиная с 1909 г. Морено интересуется детскими играми уже в гораздо более серьезном, в том числе философском плане. В 1910-е годы Морено завершил высшее образование – сначала философское, затем медицинское. В качестве медика он работал с малолетними проститутками, организовав для них группы самопомощи. В этом специалисты видят начало групповой психотерапии. [5]

    Понятие о драме как терапевтическом методе возникло у Я. Морено в результате театрального эксперимента, начатого в Вене после Первой мировой войны и получившего название «спонтанный театр». Я. Морено впервые задумался об игровых методиках, когда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии. Он обратил внимание на то, насколько полно дети отдаются процессу воплощения своих фантазий. Морено в жанре спонтанной драмы начал сочинять и разыгрывать с детьми сказки на темы их жизни. В 1922 г. он организовал «театр импровизации», функции которого постепенно становились психотерапевтическими. Театр этот явился прообразом психодрамы. Переехав в 1925 г. в США он воплотил свои идеи на практике и облек в яркую публицистическую и теоретическую форму. Он задумывал социо- и психодраму как систему действий, изображающих внутренний мир человека и социальное поведение с помощью ролевых игр. В 1929 г. под его руководством проходят грандиозные публичные психодраматические представления в Карнеги-Холл. В 1931 г. официально был открыт его Театр импровизации. В 1936 г. в Биконе он открыл оздоровительный центр, построив для проведения психодрамы театр30. Тогда же началось издание журналов и проведение семинаров, где обсуждалась не только психодрама, но и другие психотерапевтические подходы. В конце 1940-х годов организована Американская ассоциация групповой психотерапии и психодрамы. Международные конгрессы по психодраме и социодраме проводятся с 1964 г.

    Социометрия является основой психодраматической и социодраматической групповой работы.

    Тем не менее у психодрамы в центре внимания – деятельность и активная жизнь человека, в то время как социодрама нацелена не на действие, а на изучение проблемной ситуации, эмоционального состояния или темы группового взаимодействия и социально-психологических отношений с помощью математических приемов.

    Классическими считаются три техники психодрамы: техника дублирования, техника зеркала и техника обмена ролями. Техника зеркала предполагает, что протагонист со стороны наблюдает за разыгрыванием поставленной им сцены, а его роль исполняет другой участник группы. Дублирование предполагает временное присоединение к протагонисту другого члена группы, выступающего как его alter ego. В обмене ролями протагонист временно принимает роль, отданную им вспомогательным «я», а вспомогательное «я» в это время играет роль протагониста.

    Если психодрама ограничена личными отношениями, у социо- драмы в центре внимания широкий спектр профессиональных, трудовых, учебных, спортивных и др. отношений. В психодраме индивиду предлагают сыграть роль героя в игре, содержание которой центрируется вокруг значимых для него жизненных проблем. Он может свободно выражать свои чувства в направляемых психологом импровизациях, а другие актеры исполняют роли главных персонажей его реальной жизни.

    В психодраме герой – одинокий индивид, взявший на себя роль протогониста, а в социодраме главным героем становится сама группа. Протагонист – первый игрок (от греческих слов protos – первый и agon – борьба, игра), изображает в психодраме героя, главного исполнителя психодраматической сцены, который представляет свои проблемы. Протагонист создает образ собственной жизни. Он является главным персонажем, и на него обращены взгляды всей группы. С помощью режиссера, аудитории и специальных постановочных приемов протагонист воссоздает свою психологическую реальность.

    Фундаментальное различие между ними состоит в тех типах ролей, которые рассматриваются. В то время как психодрама использует в качестве основы для действий личные роли и историю жизни человека, социодрама дает нам возможность изучить общественные роли. Таким образом, в психодраме исследуются отношения протогониста как дочери или сына к своей матери, или как матери – к своим детям. В социодраме исследуются более широкие отношения дочерей к матерям или матери ребенку как исполнителей определенных социальных ролей.

    Психодрама работает с содержимым нашего воображения, обеспечивая возможность увидеть, почувствовать и даже прикоснуться к некоторым из наших внутренних образов, оформляя их в жесткие формы физической реальности. Этот мир воображения находится одновременно как внутри, так и за пределами нашего обычного восприятия и повседневной реальности. Морено называет его «дополнительная реальность» (surplus reality).

    Корректируя нарушение межличностных отношений, Морено просил пациентов показать ему в действии, как именно они зашли в тупик. Тем самым он переводил их из статуса рассказчиков в статус актеров. В процессе перемены статусов и ролей Морено выделил три социально-психологических феномена: режиссер, указывающий актерам, что им делать; актер, выполняющий указания режиссера; наблюдатель, способствующий развитию действия либо тормозящий его и интерпретирующий происходящее ex post facto.

    Психодраму сегодня называют также драматерапией. Социо-драма и драматерапия стали одним из самых успешных практических воплощений социометрии Морено. В научной и общественно-политической литературе рассматривается позитивный потенциал применения драматерапии в социальной реабилитации молодых инвалидов, теоретически обосновывается благотворное влияние драматерапевтической работы на личностные особенности лиц с ограниченными возможностями.

    В своем театральном эксперименте Я. Морено обнаружил, что драма может служить терапевтическим целям, а потому психодраматическое действие имеет преимущества перед вербализацией в исправлении взаимоотношений между людьми и формировании новых моделей межличностного поведения. Как описывал сам Морено, идея психодрамы возникла у него после того, как один из актеров его театра рассказал о своих проблемах в отношении с невестой. Морено разыграл житейскую историю на сцене с участием виновников семейного конфликта. Эксперимент оказался значимым и успешным как для самой пары, так и для остальных членов труппы. Всем было чему поучиться, а живая игра в реальные отношения, переживание роли, то ли театральной, то ли жизненной, сама по себе превратилась в терапевтическую технологию лечения психосоциальных заболеваний.

    Как выяснилось позже, в результате психодраматического действа индивид отрабатывает модели поведения, которые ему были не свойственны. Освоив в игровой ситуации, он сможет применить их в реальной жизни. Сам Я. Морено вспоминал позднее: «Спустя несколько месяцев супруги сидели со мной рядом и благодарили меня, ведь они обрели себя и друг друга».

    Затем Морено приступил к более формализованным экспериментам с групповыми представлениями, разрабатывая разнообразные приемы, которые позже вошли в его психодраматический репертуар. Им были введены особые обозначения участников процесса (режиссер, протагонист), их роли и функции (терапевт, продюсер, вспомогательное «я»).

    Морено хотел, чтобы психодрама и ролевые игры могли действовать синергически с социометрией. Все они необходимы, чтобы подготовить группу для применения в них эмоциональных подходов. Лидер группы или преподаватель социальной психологии, который хочет вести курс социометрии и связанные с ним понятия, должен быть отчасти групповым терапевтом, немного учителем с навыком ведения и разрешения эмоциональных вопросов, немного продавцом – и даже тогда мне, возможно, придется ждать, пока культура не станет немного более «психологически настроенной». [3]

    Психологический метод драматерапии через ролевые игры сегодня широко практикуется в педагогике и учит детей общению и повышает самооценку. Под руководством взрослых дети получают возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над жизненными проблемами и конфликтами.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    В целом «социометрический метод», предложенный Я. Морено, базируется на пяти главных основаниях:

    1. Человеческие чувства имеют количественное измерение и выражаются в простейших единицах – «теле», характеризующих эмоциональные связи между людьми. По распределению «чувственной материи» (измеряемой в «теле») можно судить о распределении симпатий и антипатий между людьми. Величину и характер чувств можно измерить с помощью социометрического метода.

    2. Ни один человек не может жить без эмоциональных связей с другими людьми, и поэтому не отдельный индивид, а эмоционально объединенная группа является наименьшим элементом общества, своего рода «социальным атомом». В то же время группа состоит из индивидуальных атомов – отдельных личностей, каждая из которых – ядро, своего рода центр, в котором собираются воедино многочисленные роли, характеризующие взаимодействие этой личности с другими людьми.

    3. В отношениях между людьми действует закон социальной гравитации, согласно которому сплоченность группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональна пространственной дистанции между ними. Поэтому повысить эффективность групповой деятельности можно за счет приближения официальной формальной структуры группы к неформальной структуре взаимных симпатий.

    4. Высшие формы коллективных организаций развиваются из низших, простейших. Вследствие этого ведущим методом повышения эффективности деятельности организации являются не макроструктурные, общеорганизационные преобразования, а воздействие на малые группы.

    5. Внутри любой группы симпатии и привязанности распределяются неравномерно: большая часть эмоциональных влечений ее членов направлена на не многих участников (т.н. звезд), тогда как большинство участников оказывается эмоционально обездоленными («социометрический пролетариат»). Увеличение размера группы еще больше усиливает эту непропорциональность, которую может уничтожить лишь «социометрическая революция», проведенная с помощью соответствующего научного метода».

    У социометрии широкие возможности. С ее помощью можно изучать структуру межличностных отношений, интенсивность взаимодействия людей в группе, ее сплоченность.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Мальцева Д. В., Романовский Н. В. О современных сетевых теориях в социологии // Социс, 2017, № 8. С.34.

    2. Девятко И. Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. М.: Аванти плюс, 2018. С.185.

    3.  Мальцева Д. В., Романовский Н. В. О современных сетевых теориях в социологии // Социс, 2019, № 8. С. 35.

    4. Мальцева Д. В., Романовский Н. В. О современных сетевых теориях в социологии // Социс, 2011, № 8. С.32.

    5. Moreno J. Who Shall Survive? Beacon, NY: Beacon House, 1934, р. 527.


    написать администратору сайта