Главная страница

Фамусовское общество. Фамусовское общество (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума)


Скачать 15.94 Kb.
НазваниеФамусовское общество (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума)
Дата09.03.2020
Размер15.94 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФамусовское общество.docx
ТипДокументы
#111268

Фамусовское общество (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

Угодливость есть монета, которую самые небогатые

могут уплачивать по своим счетам.

Победа Царской России в войне с Наполеоном показала силу русского народа, самоотверженно поднявшегося на защиту Родины. Но победив Францию, народ опять оказался под палкой помещиков-крепостников. Возмущаясь этим положением, молодые русские офицеры поднимаются на борьбу за облегчение участи простолюдинов. Это приводит к расколу в дворянском обществе. Атмосфера этого раскола и является темой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Все отрицательные черты помещиков-крепостников начала 19 века сосредоточились в многочисленных представителях «века минувшего» в комедии – в фамусовском обществе.

«Век минувший» представлен автором людьми разного положения и возраста. Это Фамусов, Молчалин, Скалозуб, графиня Хлёстова, гости на балу. Мировоззрение всех этих персонажей сформировалось в «золотой» екатерининский век и с тех пор никак не изменилось. Именно это стремление сохранить всё так, «как делали отцы», объединяет их. Представители «века минувшего» не приемлют новизны, а в просвещении видят причину всех проблем настоящего времени:

Ученье - вот чума, учёность - вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнении.

Самым ярким представителем «века минувшего» в пьесе является Павел Афанасьевич Фамусов. Именно в его доме происходит действие, где сталкиваются две эпохи: «век нынешний» и «век минувший». В образе этого персонажа отразились черты всей московской аристократии начала 19 века. В комедии описываются старое русское барство, живущее по своим, давно устоявшимся правилам. Здесь заботы о карьере, хлопоты о выгодных браках, мысли о деньгах и чинах. Грибоедов специально использует прием «говорящие фамилии». Так, например, фамилия Фамусов происходит от слова «молва». И действительно, Павел Афанасьевич очень зависит от общественного мнения: «Ах, боже мой, что будет говорить княгиня Марья Алексеевна!». Он – управляющий в казенном доме. Служит он, «чтобы чины добыть», по сути дела относясь к работе формально: «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой». Идеалом жизненных принципов для него служит покойный дядя Максим Петрович, служивший при дворе Екатерины2: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Смысл жизни Фамусова – это добраться как можно выше по социальной лестнице. Его жизнь наполнена сплошными посещениями приемов, обедов, ужинов, балов, именин. На службе же Фамусов окружает себя родственниками: «При мне служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы детки; Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!». Несмотря на свои своеобразные жизненные принципы, Павел Афанасьевич – заботливый отец, желая подобрать своей дочери Софье лучшего «в чинах» мужа, он обращает внимание на полковника Скалозуба, который, несмотря на то, что глуп, подходит по всем фамусовским критериям. Полковник Скалозуб «золотой мешок и метит в генералы». Его звание получено тем же способом, каким добывается любой чин в Москве – с помощью связей: «Чтобы чины добыть, есть многие каналы…». Скалозуб так же, как и Фамусов, руководствуется в жизни идеалами «века минувшего», но только в более грубой форме. Цель его жизни не в служении Отечеству, а в достижении чинов и наград.

Молчалин – один из самых ярких представителей фамусовского общества. В начале пьесы герой предстает перед читателем как молчаливый и скромный возлюбленный Софьи. Молчалин – двуличный, лицемерный человек. В зависимости от обстоятельств он ведет себя по-разному. Так, с Софьей он ведет себя скромно, а со служанкой Лизой – развязно и нагло: «…Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?..». Молчалин хочет быть знатным, уважаемым человеком. Его «манят почести и знатность». Даже по сюжету пьесы он встречается с Софьей Фамусовой ради выгоды, «по должности»:

«…Ее/ По должности…»

«…Я в Софье Павловне не вижу ничего…»

Хлёстова - это «сердитая старуха», властная барыня-крепостница екатерининской эпохи. Она «от скуки» возит с собой «арапку-девку да собачку», питает слабость к молодым французам, любит, когда ей «угождают», поэтому благосклонно относится к Молчалину и даже к Загорецкому. Невежественное самодурство - жизненный принцип Хлёстовой, которая, как и большинство гостей Фамусова, не скрывает своего враждебного отношения к образованию и просвещению:

И впрямь с ума войдешь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкартачных взаимных обучений.

Загорецкий - «отъявленный мошенник, плут», доносчик и шулер. Отношение к этому персонажу характеризует нравы фамусовского общества. Все презирают 3агорецкого, не стесняясь бранить его в лицо («Лгунишка он, картежник‚ вор» говорит о нем Хлёстова), но в обществе его «ругают / Везде, а всюду принимают», ведь Загорецкий -«мастер услужить».

Таким образом, мы видим, что все представители фамусовского общества –эгоисты и лицемеры. Их интересуют только собственное благополучие, светские развлечения, интриги и сплетни, а их идеалы - богатство и власть. Проблема комедии «Горе от ума» никогда не потеряет своей актуальности» - пишет И.А.Гончаров. Действительно даже в наше время, спустя 150 лет, в современном обществе мы часто сталкиваемся с Молчалиным, Фамусовым, Скалозубом. Мы видим пример тихих подхалимов, делающих себе карьеру, людей не довольных лицемерием. А значит, что грибоедовские герои живы, и в наших силах сделать правильный выбор, учась на ошибках героев бессмертной комедии.


написать администратору сайта