Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение


    Скачать 21.67 Kb.
    НазваниеФедеральное государственное автономное образовательное учреждение
    Анкорsvobodavoliesse
    Дата17.05.2023
    Размер21.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаsvobodavoli.docx
    ТипЗакон
    #1138830

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

    высшего образования

    УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    имени первого Президента России Б.Н. Ельцина


    УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

    КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ

    Эссе
    Тема: «Свобода воли человека и объективные законы»
    Исполнитель: Саночкина П. А.

    Студент группы УГИ-125106

    Екатеринбург

    2023

    Объективные законы – это правила, или принципы, которые выражают через себя природу реальности; они не выражают предубеждения определенного человека или группы людей, или же целой культуры. В центре объективного закона стоит реальность. Такой закон возникает из природы образований и процессов, к которым имеет отношение, и никогда не противоречит этой природе.

    Учёные давно говорят о законах науки и законах объективного мира, связывая эти понятия. Научные законы - это, как правило, выводы, основанные на многократных научных экспериментах и наблюдениях в течение многих лет и ставшие общепринятыми в научном сообществе. Развитие природы и общества совершается на основе действия объективных, независимых от сознания законов. Люди не могут по своему произволу создать или отменить действие объективных законов, но они в состоянии познать действие этих законов и овладеть ими. Знание сущности, природы законов и условий их действия является могучим средством научного использования законов для изменения мира. Люди, познав законы, или используют их непосредственно или создают условия, ограничивающие сферу их действия. Во всех случаях необходимость закона не отменяется. Уяснение этого имеет огромное теоретическое и практическое значение.

    К числу научных законов относятся исторические – это законы развития той реальной основы истории, которая составляет способ существования социального, исторического бытия людей и обеспечивает единство человеческого рода. Исторические законы не обязательно должны быть сформулированы на подобие законов природы, в строгом математическом виде. Историческое событие не просто «дело случая», оно происходит в силу определенных предшествующих или одновременных условий. Так, например, история всех сверхдержав имеет множество похожих моментов и всегда включает четыре одинаковых этапа: юность, зрелость, старение и гибель. Они прослеживаются как в истории Римской империи, так и в истории существования СССР.

    Изучая развитие общества, учёные пришли к выводу о том, что в ходе социального прогресса также существуют определённые закономерности. Одна из них называется законом ускорения истории. Суть этой тенденции сводится к тому, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Рассмотрим этот закон на примере исторических эпох. Так, каменный век был самым долгим, бронзовый век — короче, а железный — самым коротким.
    В каждую последующую эпоху происходит всё больше научно-технических открытий, быстрее совершенствуются орудия труда и технологии.

    Аналогию со связью научных и объективных законов можно провести и к социальным законам. Они служат для выявления исторически сложившихся интересов, мотивов, желаний, стремлений людей к удовлетворению своих потребностей, признанию их со стороны других, к улучшению условий существования и обеспечения собственной безопасности. Примером выступает закон Парето, который гласит, что в любом обществе существует неравенство в распределении богатства и власти, и оно будет сохраняться в течение времени.

    Объективные законы связывают с еще одним философским понятием «свобода воли», которому ученые дают несколько определений:

    • Свобода воли (по И.Канту) - интеллигибельная, т.е доступная пониманию лишь с помощью интеллекта, способность индивида к моральному самоопределению.

    • Свобода воли — это возможность влиять на события, делать выбор, действовать независимо от ограничений.

    • Свобода воли - умение действовать в согласии со своими желаниями.

    Достаточно долго идут дискуссии по вопросу: обладает ли человек свободой воли: если да, то это во многом определяет специфику социально-политических наук, если нет – то социология и политология могут открыть объективные законы поведения человека.

    Если мы действительно живем по всеобщим, глобальным законам, то можно заключить, что каждый момент настоящего, в котором пребывает мир, полностью вытекает из предыдущего. Обладая всеми сведениями о мире, можно было бы точно рассчитать, какие события произойдут в тот или иной момент времени. Такой позиции придерживаются детерминисты. Детерминизмом называется учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Для индетерминизма характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме — отрицание причинности вообще).

    Человечество невольно подчиняется объективным законам. Вспоминая определение объективного закона, могу сказать, что все они действует на каждого человека, даже если о существовании какого-либо закона никто и не подозревает. Осознанный выбор поведения зачастую является иллюзией, которая скрывает реальные процессы, происходящие в голове человека независимо от него самого. Результаты современных исследований не оставляют повода для сомнения: наши гены сами подыскивают нам подходящих партнеров, бактерии кишечника определяют диету, а нейромедиатор допамин влияет на готовность соглашаться с окружающими. Человек склонен действовать под влиянием общества, которое ограничивает его действия нормами морали и нравственности, общественным порицанием. По своей природе человек чувствует себя лучше, когда его выбор или поступки схожи с «массой» или же одобряются ей. Так, например, по результатам исследования российского нейроэкономиста В. Ключарева из ВШЭ был сделан вывод о том, что люди склонны к конформизму и зачастую меняют свою точку зрения под давлением мнения окружающих по причине того, что в мозгу человека активируется центр распознавания ошибок, а центр удовольствия блокируется. Почему за отказ от экстравагантного поведения мозг и награждает нас уютным чувством удовлетворения. Таким образом, в центре объективного закона стоит реальность, которую человеку не по силам искоренить.

    Я считаю, что все виды деятельности человека подчиняются объективным закономерностям. Будь то потребность в общении, обучении или творчестве. Хоть и занятие творчеством предполагает создание нового, ранее несуществующего, но важнейшим механизмом творческой деятельности остается комбинирование уже имеющихся знаний. А тяга к искусству возникает из природы процессов, что так же доказывает наличие природного фактора. Именно поэтому я не могу привести пример проявления свободы воли человека и отсутствия влияния объективных факторов.

    Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что деятельность человека неслучайна, она обусловлена многими объективными факторами: биологическими, социальными, экономическими. Во всех действиях можно проследить закономерность и цикличность. Наука не стоит на месте и открывает новые законы поведения людей. Востребованность социологии и политологии в этом процессе обусловлена тем, что они формируют современную и научно подкрепленную картину существующей реальности, способны прогнозировать любые исходы различных событий. Эти науки будут и дальше открывать эмпирические детерминированные законы.

    Список литературы:

    1. Аденин, С. М.,. Шилков, В. И. // Процессы интеграции и дифференциации в мире: социально-гуманитарный аспект : материалы Всероссийской студенческой научной конференции (Екатеринбург, 1-2 декабря 2021 г.). — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2022. — С. 279-284. — URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/ххххх (дата обращения: 04.04.2023).

    2. Адо, А. В., Фролов, И. Т. Философский словарь // Политиздат — 1986

    3. Беляков, А. Матвейчев, О. Сверхдержава // Большая актуальная политическая энциклопедия— М.: Эксмо, 2009. — 412 с. — 

    4. Гололоб, Г. Свобода воли: все «за» и «против»/ Г. Гололоб 2008 с 71-76

    5. Дзема, А.И. Детерминизм и индетерминизм в понимании свободы воли // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXX междунар. науч.-практ. конф. № 10(30). Новосибирск: СибАК, 2013 — URL: https://sibac.info/conf/social/xxx/34689 (дата обращения: 04.04.2023).

    6. Сивак, О. Г. Эмпирические законы / О. Г. Сивак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1265-1268. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28648/ (дата обращения: 04.04.2023).

    7. Фролова, И.Т. Философский словарь// 1991 с. 113-114.


    написать администратору сайта