Главная страница

Реферат по Революционному движению в Перу. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования


Скачать 90.06 Kb.
НазваниеФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
АнкорРеферат по Революционному движению в Перу
Дата09.11.2019
Размер90.06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаIstoria.docx
ТипРеферат
#94325



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА»

Институт авиационной техники

Кафедра отечественной истории и историографии
РЕФЕРАТ

Революционное движение в Перу

Выполнил студент группы №3112

Руководитель: Сюков А.В.

2018 г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

  1. Перуанский геваризм.……………………………………………….4

  2. Революционное движение Тупака Амару.…………………………7

  3. Коммунистическая партия Перу — Сияющий путь..………….......12

Заключение………………..………………………………………………..18

Список литературы…………………………………………………..…….19

ВВЕДЕНИЕ

Вторая половина XX века стала для Латинской Америки временем мощнейшего революционного подъёма. В большинстве стран региона активизировались партизанские формирования леворадикальной направленности, провозглашающие главной своей целью борьбу с американским империализмом, а наиболее радикальные – ещё и построение коммунистического общества. Где-то борьба левых партизан ещё в XX веке завершилась успехом, где-то левые пришли к власти без победы в партизанской войне, но в ряде стран Латинской Америки до сих пор звучат выстрелы и целые массивы горных и лесистых территорий не контролируются центральным правительством. Решающую роль в истории латиноамериканских революционных и антиимпериалистических движений второй половины XX века сыграла Кубинская революция.


  1. ПЕРУАНСКИЙ ГЕВАРИЗМ

Одни из наиболее мощных революционных организаций развернули вооружённую борьбу в Перу. Гражданская война в этой стране продолжается уже более 60-ти лет. Наиболее серьёзными повстанческими организациями стали маоистская Коммунистическая партия Перу «Светлый путь» (Сендеро Луминосо) и геваристское Революционное движение Тупака Амару (РДТА). В отличие от «Светлого пути», наследовавшего марксистко-ленинско-маоистскую традицию, Революционное движение Тупака Амару базировалось на традиционном перуанском национализме, который принял наиболее левые формы и заимствовал многие компоненты марксизма-ленинизма. Перуанский геваризм сочетал марксистско-ленинскую идеологию с леворадикальной транскрипцией латиноамериканского национализма.

У истоков перуанского геваризма стояла группа радикальных апристов — последователей «апризма», специфической перуанской националистической идеологии, получившей название по имени политической партии «Американский народно-революционный альянс» (APRA). Апризм отвергал как евро-американскую модель капитализма, так и советскую коммунистическую модель, выступая за особый путь развития «Индо-Америки» (так апристы предпочитали называть Латинскую Америку). Политические цели апристов заключались в установлении всеобщей демократии, соблюдении прав индейского населения, передаче земель латифундистов в коллективную собственность, обеспечение максимальной независимости страны от влияния США.

К 1950-м — 1960-м гг. внутри APRA возникла достаточно сильная молодежная оппозиция, выступавшая с более левых позиций и вдохновлявшаяся опытом Кубинской революции. Так появилась группа APRA Rebelde, отколовшаяся в 1959 году от Американского народно-революционного альянса. Ее возглавил Луис Фелипе де ла Пуэнте Уседа. Несмотря на членство в рядах APRA, Луис Уседа всегда находился на ультралевых позициях, и за это не раз попадал в поле зрения спецслужб, в том числе помещался в тюрьму. В июне 1960 года, уже после создания собственной левой группы. Луис Уседа отправился на Кубу — в страну победившей революции. Там он познакомился и подружился с лидерами кубинского революционного движения, прошел идеологическую и военную подготовку, после чего вернулся в Перу и создал в 1962 году новую политическую организацию — Левое революционное движение (МИР).

В идеологическом отношении Левое революционное движение быстро приблизилось к геваризму, восприняв разработанную Режи Дебре концепцию фокизма — создания «фоко», революционных очагов партизанского сопротивления, с которых и должна была начаться революция. В том же 1962 г. Луис Уседа, собрав группу последователей, вернулся вместе с ними на Кубу — для прохождения дальнейшего курса боевой и политической подготовки. В следующем 1963 году он посетил Китай, Вьетнам и КНДР, встретившись лично с руководителями всех трех азиатских социалистических государств и ознакомившись с опытом социалистического строительства в этих странах. После возвращения в Перу Луис Уседа попытался воздействовать на правительство страны с целью проведения земельной реформы, но его аргументы не нашли поддержки в перуанском парламенте.

В конце концов, Луис Уседа принял решение о переходе Левого революционного движения к вооруженной повстанческой борьбе против перуанского правительства. Восстание было решено начать в области Куско, где Уседа рассчитывал быстро завоевать симпатии индейского крестьянского населения. Для начала партизанской войны МИР разделилась на три колонны.

Однако, планы Уседа, рассчитывавшего на поддержку со стороны крестьянского населения, провалились. 23 октября 1965 года Луис Фелипе де ла Пуэнте Уседа погиб в столкновении с правительственными войсками. Гибель лидера оказала серьезное влияние на деятельность МИР, однако ряд колонн этой организации продолжили вооруженное сопротивление. 

Одну из групп МИР — фронт имени Тупака Амару Левого революционного движения — возглавлял Гильермо Лобатон . Он имел гаитянские афрокарибские корни и происходил из низшего социального слоя, что не помешало Лобатону, в силу хороших способностей, поступить в Школу бизнеса, а затем, оставив ее, в Университет Сан-Маркос. В университете Гильермо Лобатон изучал философию и литературу, слыл интеллектуалом, однако за участие в студенческих волнениях был арестован и некоторое время провел в тюрьме.

Спустя два года после разгрома отрядов МИР, в 1967 году остатки Левого революционного движения Перу раскололись на несколько мелких группировок — Левое революционное движение «Милитант», Левое революционное движение «Вос Rebelde» и Левое революционное движение «IV Этапа». Однако в 1968 году в Перу произошел военный переворот. В 2 часа ночи 3 октября 1968 года подразделения бронетанковой дивизии окружили здание президентского дворца в Лиме. Офицеры под руководством полковника Гальегоса Венеро арестовали президента страны Фернандо Белаунде Терри. Вскоре он был выслан в Аргентину. Новым главой государства был провозглашен генерал Хуан Веласко Альварадо, занимавший должность командующего сухопутными войсками и председателя Объединенного командования вооруженных сил. Совершившие переворот военные были крайне недовольны проамериканской экономической политикой экс-президента Белаунде.

Несмотря на то, что к власти пришли представители военной элиты Перу, правительство Альварадо с самого начала отличалось левой направленностью своей политики и стремилось к максимально возможному решению социальных проблем перуанского государства. Так, правительство взялось реализовать концепцию земельных реформ, в свое время предложенную Луисом Уседа. Получилась довольно парадоксальная ситуация, когда военные, в свое время разгромившие Левое революционное движение, занялись реализацией на практике многих компонентов его экономической программы. Весной 1971 года правительство Альварадо приняло первый в перуанской истории план социально-экономического развития страны. Государство взяло под контроль ряд крупнейших банков и важнейших предприятий страны. Уже в 1969 году были национализированы основные помещичьи латифундии, началось создание крестьянских кооперативных хозяйств, что само по себе было колоссальным достижением для латиноамериканского государства.

В декабре 1970 г. Веласко Альварадо распорядился провести в стране политическую амнистию, причем из мест лишения свободы должны были быть освобождены даже участники вооруженной борьбы начала и середины 1960-х годов — вчерашние боевики МИР.

  1. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ ТУПАКА АМАРУ

 Период пребывания у власти в Перу правительства генерала Веласко Альварадо стал настоящей эпохой расцвета перуанских левых политических движений. Помимо просоветской тенденции в коммунистическом движении Перу, в 1960-е — начале 1970-х гг. в стране произошло окончательное оформление двух основных революционных направлений — маоистского и геваристского. Ряд университетов Перу превратился в настоящие центры развития и консолидации леворадикальных групп молодежи, причем в трансляции революционных взглядов подрастающему поколению перуанцев активно участвовали «ветераны» революционного движения. 

Однако деятельность левого правительства Веласко Альварадо вступила в противоречие с интересами перуанских олигархов и иностранного финансово-промышленного капитала, присутствующего в Перу. На страже капиталистов оказались США. В Вашингтоне всегда крайне болезненно воспринимали приход к власти социалистов в латиноамериканских странах. Перспектива «покраснения» Латинской Америки и появления других, кроме Кубы, социалистических стран на континенте, очень пугала американское руководство. Поэтому спецслужбы США оказали прямую поддержку реакционно настроенной части перуанской элиты в организации смещения генерала Веласко Альварадо с поста президента страны. 29 августа 1975 г. в Перу произошел очередной военный переворот. Генерал Веласко Альварадо был вынужден покинуть пост главы государства.

Новым президентом Перу стал генерал Франсиско Моралес Бермудес Серрутти. Хотя на словах Бермудес продолжал придерживаться антиимпериалистического пути развития Перу, в действительности он отменил многие законы, направленные на ограничение присутствия иностранного капитала и на защиту прав рабочих.

Смена политического режима в Перу привела к радикализации левых организаций, которые были очень недовольны происходящими социально-экономическими изменениями. В 1980 году генерал Бермудес передал власть гражданскому правительству. Новым президентом страны стал победивший в том же году на выборах Фернандо Белаунде Терри, уже занимавший пост главы государства в 1963-1968 гг. Именно выборы 1980 года стали отправной точкой начала новой кровопролитной гражданской войны, которую правительству так и не удалось завершить вплоть до настоящего времени.

Одной из крупнейших военно-политических организаций Перу появилась в 1982 г. Это было Революционное движение Тупака Амару (РДТА), наследовавшее геваристские традиции перуанской герильи. У истоков РДТА стояла группа бывших активистов геваристского Левого революционного движения (МИР) и леворадикально настроенные военнослужащие, поддерживавшие правительство Веласко Альварадо и очень недовольные либеральным проамериканским поворотом в перуанской политике. 1 марта 1982 г. руководители Революционной социалистической партии марксистско-ленинской и Левого революционного движения «Милитанте» объявили о создании единого Центрального комитета для координации вооруженной борьбы против победившей реакции.

РДТА с самого начала своей деятельности ориентировалось на геваризм и выступало за революцию в Перу, которая должна была стать частью континентальной антиимпериалистической революции в Латинской Америке. Геваризм «эмэртистов» был одной из причин весьма критического отношения к ним со стороны членов другой крупнейшей военно-политической организации страны — маоистов из «Сендеро Луминосо». Последние обвиняли РДТА в перуанском национализме и в просоветских симпатиях.

Политическая доктрина РДТА рассматривала в качестве одной из главных задач революции завершение формирования единой перуанской идентичности, которая должна была основываться на индейском компоненте. Индейцы и метисы составляли большую часть угнетенных классов, а к социально-классовым противоречиям в Перу примешивалась вполне очевидная сегрегация «белых», с одной стороны, и индейцев, метисов и афроамериканцев с другой стороны. РДТА рассматривало в качестве своих идеологических «патронов» исключительно латиноамериканских революционеров — Тупака Амару, Симона Боливара, Хосе де Сан-Мартина (основателя перуанской государственности) и Эрнесто Че Гевару. В РДТА был очень развит акцент на морально-этических аспектах революционной борьбы, что восходило как к взглядам Че Гевары на «нравственность партизана», так и к влиянию католицизма.

31 мая 1982 года группа боевиков РДТА предприняла первую вооруженную акцию — нападение на банк в Лиме с целью его ограбления. Во время перестрелки с охранявшими банк полицейскими погиб член Центрального комитета Хорхе Тальедо Фериа, ставший первой боевой потерей организации. В знак мести за гибель Фериа один из его товарищей через несколько дней расстрелял постового полицейского в Лиме. Деньги, вырученные от экспроприаций, шли на нужды организации, в первую очередь — на обеспечение весьма дорогостоящей жизни на нелегальном положении. Кроме того, в Лиме было создано несколько подпольных военных учебных центров, в которых молодое пополнение РДТА имело возможность пройти курс боевой и политической подготовки. 

16 ноября 1983 года РДТА организовало одну из своих самых громких акций — устроило взрыв у штаба военно-морских сил США в Лиме. Руководство организации объявило эту акцию знаком мести за вооруженную агрессию США на Гренаде. Первоначально акции РДТА проводились почти исключительно в Лиме и Уанкайо — столице департамента Хунин. Организация придерживалась курса на развертывание городской герильи и поэтому стремилась действовать в городах, осуществляя молниеносные вылазки против правительственных и американских объектов. В то же время, члены РДТА рассчитывали в перспективе поднять народное восстание против режима, а себя рассматривали как авангард, показывающий народу возможность реального противостояния империализму и власти. Для пропаганды РДТА приступило к практике использования радиопередатчиков.

Успех организации заставил ее лидеров перейти к обсуждению возможности начала вооруженной борьбы в сельской местности. Наиболее перспективным регионом страны, где можно было бы создать «революционный очаг» герильи, лидеры РДТА считали Куско. Здесь было традиционно высокое влияние левых, а местное крестьянство в начале 1960-х гг. имело опыт участия в антиправительственных восстаниях. В конце 1983 года группа боевиков РДТА численностью примерно в 20 человек прибыла в Куско, где намеревалась создать военную базу. Однако, уже в ноябре 1984 г. группа была уничтожена правительственными войсками. 

7 августа 1987 г. агенты «Дирекции по борьбе с терроризмом» похитили члена Национального исполкома РДТА Альберто Гальвеса Олаэчеа, а 23 октября 1987 г. арестовали члена ЦК РДТА Лусео Кумпло Миранду. По деятельности организации в бедняцких районах Лимы был нанесен серьезнейший удар, что также повлияло на стремление лидеров РДТА перенести основную деятельность организации в сельскую местность. 8 октября 1987 г. боевики РДТА захватили город Табалосос в провинции Ламас. Так началась военная операция «Че Гевара жив!». 18 октября, группа боевиков РДТА захватила еще один город — Соритор в провинции Майобамбо. Параллельно боевики проводили агитационно-пропагандистскую кампанию в сельских населенных пунктах, призывая местное индейское население поддерживать РДТА. 

Однако, несмотря на факты успешных рейдов в города, операция «Че Гевара жив!» не дала желаемых результатов. Поэтому командование РДТА приняло решение провести новую операцию — «Освободитель Тупак Амару». Колонна боевиков из 60 человек 6 ноября 1987 г. атаковала город Хуанхуй. Боевики напали на комиссариат полиции города, штабы гражданской гвардии и республиканской гвардии, городской аэропорт. К ночи боевики покинули Хуанхуй и переместились в Сан Хосе де Сиса, который был захвачен утром 7 ноября. Полицейские Сан Хосе де Сиса разбежались, поэтому город оказался в руках боевиков. 9 ноября был захвачен город Сенами, а 19 ноября — район Часута. Эти события заставили перуанское правительство ввести чрезвычайное положение в департаменте Сан Мартин и перебросить туда дополнительные войсковые подразделения.

Незначительность вооруженных сил РДТА не позволяла организации удерживать захваченные города и вступать в прямые вооруженные столкновения с армейскими подразделениями. Поэтому постепенно РДТА сосредоточилась на тактике похищения чиновников и предпринимателей с целью выкупа. Со временем эта деятельность стала основным источником финансирования организации

17 декабря 1989 года армейский патруль уничтожил 48 бойцов РДТА, натолкнувшись на учебно-тренировочный лагерь боевиков. В ответ на действия правительственных войск 5 мая 1989 г. боевики РДТА взорвали начиненный взрывчаткой автомобиль у армейской казармы Сан Мартин в Лиме, 29 мая 1989 г. — грузовой автомобиль у казармы в Хауха. 9 января 1990 года был расстрелян из автоматов автомобиль генерала Энрике Лопеса Альбухар Тринта. Генерал погиб.

Начало 1990-х годов стало периодом нанесения серьезнейших ударов по позициям РДТА. Для РДТА правительственные карательные операции во многом оказались фатальными. В ответ лидер РДТА Нестор Серпа Картолини решился на операцию, ставшую самой известной акцией Революционного движения Тупак Амару.

17 декабря 1996 года повстанческая команда «Эдгард Санчес», состоящая из 14 боевиков под командованием самого Нестора Серпа Картолини, захватила резиденцию посла Японии в Лиме. Это был очень символичный ход, поскольку президент Перу Фухимори — этнический японец. Во время захвата в здании резиденции находились около 600 гостей, среди которых были и иностранные граждане, и высокопоставленные сотрудники перуанского правительства. Все они оказались в заложниках у боевиков РДТА. Нестор Серпа Картолини потребовал от Фухимори освобождения всех боевиков организации, находившихся в тюрьмах Перу. Когда многие боевики стали выходить на свободу, Картолини отпустил около двухсот заложников. Однако, освобождать посольство до окончательного выполнения поставленных требований Картолини не собирался. Шли месяцы, а иностранные гости и крупные чиновники продолжали находиться в заложниках у перуанских повстанцев.

К началу весны 1997 года резиденция японского посла продолжала находиться под контролем отряда Нестора Серпы Картолини. К этому времени в здании оставалось около 70 заложников и сами эмэртисты. В конце концов, президент Фухимори решился отдать приказ о штурме здания. 22 апреля 1997 года спецподразделения перуанских вооруженных сил начали штурм резиденции японского посла. В завязавшемся сражении погибли все активисты РДТА, включая и лидера организации Нестора Серпу Картолини. Со стороны правительственных войск погибли двое бойцов спецназа. Кроме того, погиб один заложник. Так закончилась самая громкая акция РДТА, фактически поставившая точку в истории этой леворадикальной организации.

Оставшиеся на свободе члены РДТА попытались реанимировать движение. Была сформирована небольшая повстанческая колонна, которая в августе — октябре 1998 года была уничтожена. Революционное движение Тупака Амару прекратило свое существование.

  1. КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ПЕРУ — СИЯЮЩИЙ ПУТЬ

«Марксизм-ленинизм откроет сияющий путь к революции!». Так писал в двадцатые годы прошлого века основатель перуанского коммунизма и до сих пор авторитетный в Латинской Америке мыслитель Хосе Карлос Мариатеги. Именно от этой фразы и получило «Сендеро луминосо» своё неофициальное название, которое сами члены Коммунистической партии Перу предпочитают не употреблять.

Университет Хуаманга в Аякучо был открыт после длившегося почти половину столетия перерыва. Здесь царил дух свободомыслия, особенно возросший в годы правления левого режима Веласко Альварадо. Студенты университета интересовались марксизмом, другими современными леворадикальными теориями. Именно в университете Хуаманги и появилась организация, получившая название «Сияющий путь» («Светлый путь»), а точнее — Коммунистическая партия Перу — Сияющий путь, или «Сендеро Луминосо».

У истоков «Сияющего пути» стоял скромный университетский преподаватель, которому спустя некоторое время было суждено стать бессменным руководителем одной из крупнейших и активнейших в Латинской Америке вооруженных маоистских организаций и навсегда остаться в истории латиноамериканского революционного движения.

По мере «поправения» политического режима Перу и возвращения правительства страны к проамериканской политике росло и недовольство народных масс социально-экономическими условиями жизни в стране. Этим умело воспользовались перуанские маоисты, предпринявшие «хождение в народ». С 17 марта 1980 г. Сияющий путь организовал несколько подпольных собраний в Аякучо, вошедших в историю под названием второго центрального пленарного комитета. На этих собраниях был сформирован революционный директорат как политическое и военное руководство партии, после чего были созданы группы боевиков для заброски в сельскую местность и развертывание «народной войны». Была основана первая военная школа, в которой боевикам Сияющего пути предстояло осваивать азы военной тактики, обращения с оружием, методов партизанской войны. В том же 1980 г. Сияющий путь взял окончательный и бескомпромиссный курс на проведение в Перу коммунистической революции и отказался от участия в выборах. 17 мая 1980 г., в преддверье президентских выборов, боевики Сияющего пути сожгли урны для бюллетеней на избирательном участке в городе Чусчи в Аякучо.

Через некоторое время организация отметилась в Лиме, закидывая на столбы электросети вдоль главного бульвара столицы мёртвых собак с плакатами «фашистский пес Дэн Сяопин» и славословящими «банду четырех». Представление с собаками было повторено в Аякучо. Затем последовал период мелких нападений и «вооруженной пропаганды» – битья администраторов, сожжения зданий с долговыми архивами, и «наведения порядка»: по ночам "Сендеро Луминосо" совершала набеги на селения, где проводила политбеседы, раздавала провизию и учиняла народное правосудие, объектами которого были местные хулиганы, скотокрады, любители бить детей, богатые землевладельцы и ростовщики; обычными наказаниями были публичная порка, шельмовательная пострижка и казнь. Многие крестьяне сообщали потом, что это первый вид социальных услуг, с которым они столкнулись в своей жизни. Уже в процессе повстанческой войны повстанцы завели обыкновение в подконтрольных зонах расправляться еще с наркоманами и наркоторговцами, проститутками и т.д.

В течение 1980-х гг. Сияющий путь превратился в одну из крупнейших партизанских организаций Латинской Америки, поставив под контроль значительные территории, в особенности в Андском районе. Здесь, в Андах, жило малообразованное и угнетаемое индейское крестьянское население. Поскольку центральное правительство практически не занималось решением повседневных проблем индейского населения, а некоторые горные районы фактически не контролировались властью, маоисты Сияющего пути достаточно быстро приобрели авторитет местного населения, выступая в роли его организаторов и заступников. В перуанских деревнях крестьяне формировали народное самоуправление, а маоисты отстаивали их интересы.

29 декабря 1981 г. три горных района Анд — Аякучо, Апуримака и Хуанкавелики — были объявлены зоной чрезвычайного положения. Туда были введены полицейские и военные подразделения. Военнослужащие действовали в черных масках и поэтому чувствовали себя безнаказанными. Местное население подвергалось избиениям и пыткам, крестьянские дома грабились солдатами, что в совокупности отнюдь не способствовало росту популярности правительства среди андских индейцев и играло на руку сендеристам.

2 марта 1982 года состоялся переход в новую фазу, около 300 сторонников "Сендеро Луминосо" в трех колоннах атаковали тюрьму строгого режима в Аякучо и потом ее удерживали, освободив 247 человек, в т.ч. 100 политзаключенных. В следующем месяце на партийной конференции было признано, что первый этап прошел успешно. 12 августа того же года состоялась диверсионная акция – взорвав разом четыре пилона, СЛ лишили электричества всю столицу, и сожгли дотла завод «Байер». Далее чередой на ежедневной основе пошли грабежи банков с непременным убийством охранников, подрывы переполненных театров, казни официальных лиц и приравненных к таковым. Предпринимались также меры по разрушению экономики, запрещено было выращивать больше, чем можешь съесть, и продавать продукты было запрещено, на руки полагалось 5 коров или 50 овец, остальное под нож или беднякам. Традиционные рынки, на которых индейцы могли обменять немногие свои избытки на то, чего у них нет, тоже были закрыты.

Правительство же приступило к испытанной антипартизанской тактике — формированию контрпартизанских отрядов из числа самих крестьян, по каким-либо причинам недовольных деятельностью маоистов, либо согласных выполнять карательные функции за определенное вознаграждение и привилегии. Так появились «рондас». Несмотря на слабую подготовку и плохое вооружение, «рондас» нанесли значительный урон маоистам. В частности, в январе 1983 г. рондас уничтожили 13 боевиков Сияющего пути, в марте 1983 г. убили Олегарио Куритомея — лидера группы Сияющий путь в городе Луканамарки. Олегарио был забит камнями до смерти, заколот, брошен живьем в огонь и только затем застрелен. На зверское убийство одного из своих руководителей Сияющий путь не мог не ответить. Вооруженные отряды Сияющего пути ворвались в города Луканамарка, Атакара, Янаколпа, Ллакчуа, Майлакрус и убили 69 человек. При этом основными жертвами маоистов стали именно крестьяне — ведь крестьянская община несла непосредственную ответственность за убийство Куритомея. В провинции Ла Мар маоистами было уничтожено 47 крестьян, включая 14 детей в возрасте от четырех до пятнадцати лет.

Сияющий путь совершил ряд убийств активистов политических партий и профсоюзов, в первую очередь — представителей марксистских партий и групп, неодобрительно высказывавшихся о политике Сияющего пути и методах его сопротивления власти. 24 апреля 1984 г. было совершено покушение на президента национального избиркома Доминго Гарсиа Рада, в результате которого он был тяжело ранен, а его водитель убит. В 1988 г. сендеристы убили американца Константина Грегори из Агентства международного развития, в том же году — двоих французских рабочих, в августе 1991 г. — итальянского и двух польских священников католической церкви в департаменте Анкаш. 16 июля 1992 г. Сияющий путь взорвал бомбу на улице Тарама. Во время теракта погибло 25 человек, 155 горожан получили ранения различной степени тяжести.

В 1991 г. Сияющий путь контролировал значительную часть сельской местности на юге и в центре Перу и пользовался симпатиями населения трущобных поселков вокруг Лимы. Идеология организации в этот период представляла собой маоизм, адаптированный к местным перуанским реалиям. Все существовавшие в мире социалистические государства рассматривались сендеристами как ревизионистские, против которых следует вести борьбу. Единственно верной идеологией провозглашался марксизм-ленинизм-маоизм. По мере роста власти лидера сендеристов Председателя Гонсало (Абимаэля Гусмана), идеология организации получила официальное название «марксизм-ленинизм-маоизм-гонсализм». Постепенно Сияющий путь превратился в фактически сектантскую организацию, лишенную поддержки большей части трудящегося населения и порвавшую отношения со всеми другими левыми группами и организациями Перу. Сияющий путь вступил в вооруженное противостояние не только с проправительственными крестьянскими формированиями «рондас», но и с Революционным движением Тупак Амару — второй по значимости в стране леворадикальной организации геваристской направленности.

Утрата популярности среди крестьянского населения также обусловливалась чрезмерной жестокостью и сектантскими замашками маоистских партизан. Во-первых, сендеристы за малейшие провинности приговаривали на «народных судах» к побитию камнями, сжиганию, повешению и удушению, перерезанию горла. Одновременно они демонстрировали неуважение к обычаям и нравам индейского населения. Во-вторых, маоисты жестко регламентировали частную жизнь крестьянского населения, в том числе переходя к таким непопулярным среди индейцев кампаниям как борьба с алкоголем и запрещение вечеринок и танцев. Но еще большее значение для утраты популярности в крестьянской среде имела попытка практической реализации маоистского тезиса «деревня окружает город». Стремясь организовать блокаду городов голодом, боевики Сияющего пути запрещали крестьянам поставлять продукты на рынки Лимы и других перуанских городов. Но для крестьянского населения торговля продуктами сельскохозяйственного труда на рынках была единственным средством заработка. Поэтому маоистские запреты обернулись поползновением на материальное благополучие крестьянского населения, что побудило многих крестьян, прежде симпатизировавших повстанческому движению, отвернуться от него. Взрослые крестьяне практически не шли в боевые подразделения сендеристов, поэтому боевиков маоистское руководство вербовало из числа юношей, а то и совсем подростков.

Вместе с тем, и меры перуанского правительства по борьбе с повстанцами выглядели в глазах населения чрезмерно жестокими и преступными. В 1991 г. президент Перу Альберто Фухимори легализовал деятельность «рондас», получивших название «комитетов самообороны», вооружение и возможность проходить подготовку в учебных лагерях перуанских сухопутных войск. В центральном районе Перу к середине 2000-х гг. дислоцировалось около 4 тысяч комитетов самообороны, всего же их количество в стране достигло 7226. Военнослужащие, полиция и «рондас» уничтожали целые деревни, заподозренные в поддержке Сияющего пути, не говоря уже об убийствах отдельных крестьян и членов их семей. В Ла Кантута и Барриос Алтос подразделением Службы национальной разведки была устроена настоящая резня крестьянского населения, приведшая к многочисленным жертвам.

12 сентября 1992 г. группе специальной разведки GEIN удалось захватить нескольких боевиков «Сияющего пути». Среди арестованных оказался и 58-летний Абимаэль Гусман Рейносо — лидер Сияющего пути, председатель Гонсало. В обмен на гарантии сохранения жизни Гусман обратился к своим последователям с призывом прекратить вооруженное сопротивление. Его приговорили к пожизненному заключению, которое лидер перуанских партизан отбывает на военно-морской базе на острове Сан-Лоренсо в районе Лимы. После ареста и осуждения председателя Гонсало деятельность Сияющего пути в Перу пошла на спад. Сократилась численность и количество вооруженных формирований маоистов, сжался масштаб контролируемых ими территорий в горных районах страны.

К началу 2000-х гг. Сияющий путь сосредоточил свое внимание не столько на революционной деятельности, сколько на контроле за производством и экспортом наркотика коки. Тем не менее, и в XXI веке в Перу то и дело происходят террористические акты, за которыми стоят сендеристы. 21 марта 2002 г. был взорван автомобиль перед посольством США в Лиме. Погибло 9 человек, 30 получили ранения. Взрыв был приурочен к грядущему визиту в страну Джорджа Буша-младшего. 9 июня 2003 г. боевики Сияющего пути напали на лагерь рабочих, проводивших газопровод из Куско в Лиму. Маоисты взяли в заложники 68 служащих аргентинской компании и трех полицейских, охранявших лагерь. Спустя два дня маоисты выпустили заложников без получения выкупа. Только в конце 2003 г. в Перу произошло 96 террористических актов, жертвами которых стало 89 человек. Полиции удалось арестовать 209 боевиков и руководителей ячеек Сияющего пути. В январе 2004 г. новый лидер Сияющего пути Флориндо Флорес по прозвищу «товарищ Артемио», обратился к руководству Перу с требованием в течение 60 дней освободить всех находящихся в заключении высших руководителей Сендеро Луминосо. В противном случае партизанский командир угрожал возобновить террористические акты в стране. 20 октября 2005 г. Сияющий путь напал на полицейский патруль в Гуануко, убив восемь сотрудников полиции.

В сентябре 2008 г. товарищ Артемио вновь записал обращение, заявив, что Сияющий путь продолжит сопротивление, несмотря на репрессии перуанского правительства и предпринимаемые полицейские меры. В октябре 2008 г. в Вискатане произошло крупное столкновение повстанцев с правительственными войсками, затем сражение между повстанцами и солдатами произошло в Хуанкавелика, где погибло 12 солдат перуанской армии. В 2007-2009 гг. продолжались нападения сендеристов на полицейские и военные патрули, конвои военных грузов. В результате повстанческих нападений регулярно погибали полицейские и военнослужащие, также повстанцы периодически убивали местных крестьян — участников комитета самообороны и заподозренных в сотрудничестве с полицией и правительственными войсками. 14 июня 2007 г. во время атаки маоистов погибли двое полицейских и прокурор г. Токаче.

12 февраля 2012 г. перуанским спецслужбам удалось выйти на след и арестовать Флориндо Флореса — «товарища Артемио», лидера Сияющего пути в последние годы. При задержании спецподразделением правительственных войск лидера повстанцев, происходившем в провинции Алто Хуаллага, считающейся центром производства кокаина в Перу, товарищ Артемио оказал вооруженное сопротивление и потерял руку. Сменившему товарища Артемио на посту руководителя организации Уолтеру Диасу Веге удалось побыть маоистским председателем меньше месяца — в начале марта 2012 г. он также был арестован.

Но и после задержания Флореса и Диаса Веги отряды повстанцев продолжили вооруженное сопротивление. Август 2013 года для повстанцев выдался особо неудачным. В столкновении с правительственными войсками, произошедшем на юге страны, погибло три командира повстанцев. В августе 2014 г. в департаменте Хунин проводилась операция правительственных войск «Эсперанса 2014», во время которой было освобождено девять человек — заложники, находившиеся в плену у «Сендеро Луминосо». Среди заложников было и трое детей. Территорией максимального влияния повстанцев является провинция Вискатан, где простираются поля коки. Периодически базы повстанцев в Вискатане подвергаются обстрелам вертолетов правительственных войск, однако вплоть до настоящего времени перуанскому правительству, несмотря на все старания, не удается окончательно подавить партизанское движение в стране. В настоящее время центром деятельности повстанцев остается так называемый «Сектор V», в котором действует лагерь по подготовке боевиков и база тылового обеспечения. Ряды Сияющего пути стремительно молодеют — для службы в боевых подразделениях маоисты набирают детей и подростков из индейских крестьянских семей. Наблюдается все более плотная смычка коммунистических повстанцев с наркокартелями, действующими в горных районах Перу. Фактически, как и в Колумбии, после ослабления своего политического влияния на крестьянские массы, коммунистические партизаны не нашли иного выхода, как искать средства к существованию в наркобизнесе, выполняя задачи по охране плантаций коки и обеспечению ее транспортировки за пределы Перу. Продовольствие отбирается у местных крестьян, отряды самообороны которых не в состоянии оказывать сопротивление хорошо вооруженным бойцам «Светлого пути».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно официальным данным, за годы гражданской войны в Перу, пик активности которой пришелся на 1980-2000 гг., погибло 69 280 человек. Одна треть от озвученной цифры погибла в результате действий правительственных войск, полиции и отрядов «рондас». Оставшиеся жертвы распределяются между крупными и мелкими партизанскими группами левой и правой направленности. За 1,5 % смертей, в соответствии с данными расследования, несет ответственность Революционное движение Тупак Амару, в то время как виновными в 54% смертей перуанских граждан были названы боевики организации «Сияющий путь».

Со временем революционная борьба левых сил в Перу вылилась в междоусобные войны, непопулярную среди населения политику, наркоторговлю и акты единичного террора.

Фактически гражданская война в Перу закончилась деградацией левого движения и его поражением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. https://topwar.ru/111500-peruanskaya-gerilya-chast-1-posledovateli-che-gevary.html

  2. http://maoism.ru/664

  3. http://maoism.ru/4375

  4. https://topwar.ru/74659-siyayuschiy-put-krovavaya-partizanskaya-voyna-v-andskih-gorah.html

  5. https://lenincrew.com/sendero_luminoso/





написать администратору сайта