Главная страница

Лекция Особенности становления Русского государства. ВО1 курс 2 лек Особен станов Рус гос. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московский государственный университет технологий и управления имени к. Г. Разумовского (первый казачий университет) башкирский институт технологий и управления (филиал)


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московский государственный университет технологий и управления имени к. Г. Разумовского (первый казачий университет) башкирский институт технологий и управления (филиал)
АнкорЛекция Особенности становления Русского государства
Дата07.10.2021
Размер0.58 Mb.
Формат файлаppt
Имя файлаВО1 курс 2 лек Особен станов Рус гос.ppt
ТипЛекция
#243392
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО (ПЕРВЫЙ КАЗАЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ)» БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ (ФИЛИАЛ)
Тема: Особенности становления древнерусского государства.
Лекция
Хисамутдинова Гузяль Римовна

ПЛАН


1.Становление русской государственности.
2.Формирование государственной системы Киевской Руси (IX—X вв.).
3.Государственный строй в Древнерусском государстве (XI—XII вв.).

1.Становление русской государственности.


С VI в. славянские племена расселились по обширным землям Центральной и Восточной Европы. В ходе этого расселения славяне разделились на три ветви — западных, южных и восточных. 
В IX в. складывается первое государство восточных славян — Русь. Историки называют это государство Древняя, или Киевская, Русь (по имени ее столицы), а восточных славян периода существования Руси — древнерусская народность.
Как и у других народов, процесс складывания государства у восточных славян был длительным и имел свои предпосылки.
В течение тысячелетий основной ячейкой славянского общества являлась община. Несколько общин составляли племя. Все важнейшие вопросы жизни племени решались на вече — собрании соплеменников. Здесь же избирались вожди (князья).

Теории возникновения государства восточных славян


Норманнская теория.
Впервые сформулирована немецкими учёными Г.Миллером, Г. Байером, приглашёнными для работы в Россию в XVIII веке.
В основе - рассказ в «Повести временных лет» о «призвании варягов»: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да пойдете княжити и володети нами».
Суть:
Восточные славяне оказались неспособны самостоятельно создать государство и оно было привнесено в русские земли извне, варягами племени «Русь».

Антинорманнская теория


Отрицает роль скандинавов-варягов в формировании государства восточных славян;
Восточные славяне сами создали государство, упоминается славянское племя «Русь», от которого пошло название государства.
Представители антинорманнской теории (Ломоносов, Крашенинников, Венелин, Шаскольский, Гедеонов, Иловайский)
указывают что, в «Повести временных лет» заложена славянская, киевская концепция происхождения государства у восточных славян.

Современная концепция


У восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов:
любое государственное образование возникает только на основе длительного внутреннего развития.
Политическая опасность норманнской теории:
исконная отсталость русского народа,
русский народ не способен к самостоятельному историческому творчеству.
оно возможно только под иностранным руководством и по иноземным образцам;

Современная концепция


В начале IX века у восточных славян сложилось два очага государственности (сверхсоюза славянских племён).
Первый очаг (центр сверхсоюза) в Поднепровье с центром в Киеве. Как называлось это образование неизвестно. Иногда его называют Каганатом руссов по аналогии с Хазарским каганатом.
Второй очаг (центр сверхсоюза) на Севере с центром в Ладоге, а затем в Новгороде.
О том, что здесь происходило до 60-х гг. IX века известно очень мало.
Первые летописные сведения связаны с появлением здесь в 862 году варяга Рюрика.

Приглашение иностранцев на правление, на службу было обычной практикой средневековья. Летописный рассказ о призвании варягов во главе с Рюриком довольно точно отражает реально происходившие события. Рюрик – фигура историческая. Бесспорно варяжское происхождение первых русских князей: Аскольд, Олег, Игорь, Ольга – имена скандинавские.

Современная концепция


Варяги приняли деятельное участие в создании восточнославянского государства, но создали правящую династию.
Впоследствии варяги сравнительно быстро растворились в среде местного славянского населения.

Когда возникло русское государство?


862 год – год призвания Рюрика, точка зрения существовала бесспорно до 1917 года. В Новгороде – памятник 1000-летию русского государства.
882 год – князь Олег захватил центр сверхсоюза в Поднепровье – провёл объединение северных и южных восточнославянских протогосударственных образований со столицей в Киеве.

Этноним «Русь»


Скандинавская версия
«Русь» - финно-угорское название соседей — шведов — «ruotsi», восходящее к древнескандинавскому значению «roths» — «гребцы».
В современном финском языке слова «Швеция» звучат – руотси, «швед» – руотсолайнен, а «Россия» – Венайя, «русский» – веналайнен, что явно напоминает одно из древних наименований восточных славян – венеды;

Этноним «Русь»


Речная версия.«Рос» - древнейшее славянское раннегосударственное образование VI—VII вв. вокруг Киева, и связано с названием правого притока Днепра — реки Рось;
Скифская версия. Упоминание в византийских хрониках «скифского народа Рос» и древняя топонимика Приазовья и Крыма, где известны названия с корнем «рос»;

Современная версия


«Русь» не является названием какого-либо народа — это понятие не этническое, а социальное.
«Русь» - на севере варяжские князья и их разноплеменные воины-гребцы;
В таком смысле понятие «Русь» пришло к славянам
Позднее название «Русь» распространилось на подвластные князьям и их дружине земли: «От тех варяг прозвася Руская земля».

Кто такие варяги?


Норманнисты: «варяги» – название скандинавов,
участвовали в формировании государственности Руси.
«вэрингьяр» - наемные телохранители византийских императоров(Байер).
Антинорманнисты: варяги и тождественные им русы – славяне.
варяги – балтийские славяне;
варяги жители Приильменья, которые занимались варением соли. Отсюда и происхождение слова «варяги».
Конный отряд варягов


Конный отряд
варягов

Внутренняя политика русских князей (IX-начало XII в.)


Первые Киевские князья
(IX – конец X в.)


Расцвет
киевской Руси
(конец X – первая
половина XI в.)


От единства
к раздробленности
(вторая пол. XI –
начало XII в.)


Объединение Новгорода и Киева
Договоры с греками(914. 944гг.)
Восстание древлян. Уроки и погосты (945)
Походы Святослава(969-972)


Завершение объединения русских земель
Крещение Руси
Оборона юга от кочевников
Народное восстание (1068-1072)
Правда Ярослава (1016)


Правда Ярославичей (1072)
Княжеские усобицы
Съезд князей в Любече(1097)
Устав Владимира Мономаха(1113)
Борьба с половцами
Распад Киевской державы

Политический строй и законодательство (IX-начало XII в.)


Митрополит


Епископы


монастыри


Приходы


Великий князь
Киевский


Местные Князья
(посадники)


Дружина


Управители волостями


Боярская
дума


Малая
дружина


Дружина


Боярская
дума


Малая
дума


Обычное право


Закон
Русский


Правда
Ярославская


Краткая редакция
“РусскойПравды”


Пространная редакция
“РусскойПравды”

Необходимость принятия христианства


После гибели Святослава в Киеве началась усобица между его сыновьями. В ходе ее Олег и Ярополк погибли, а власть в 980 г. захватил Владимир, правивший до того в Новгороде. Владимир вошел в историю как крупнейший государственный деятель раннего периода русской истории. Недаром он стал героем народных былин. Главные события правления Владимира связаны с Крещением Руси.  Первая религиозная реформа князя Владимира не удалась:
В 980 г. князь Владимир предпринял попытку официально перейти к единобожию на основе культа Перуна, но из-за сопротивления союзных племен, поклонявшихся другим богам, реформа не удалась.
Князь обратился к мировым религиям: христианской (римского толка и византийского), мусульманской (волжские булгары) и иудейской (хазары).

Причины принятия восточного христианства (988г.)


Давние и широкие политические, экономические, торговые, культурные связи с Византией;
В отличие от Римской церкви православная византийская церковь:
1)признавала зависимость церкви от государства;
2) допускала использование различных языков в богослужении, а не только латыни.

Причины принятия восточного христианства


Учтена географическая близость Византии и принятие христианства родственными русичам болгарскими племенами.
Внимание Владимира привлекло в православии наличие многих праздников и пышность богослужения.

Самостоятельность принятия христианства


Владимир умело использовал внутренний кризис в Византии:
избежать при принятии христианства вассальной зависимости от империи
утвердить международный авторитет Руси.
Император Византии Василий II в 987 г. вынужден был обратиться к Владимиру за помощью в борьбе против мятежного полководца Варды Фоки.
Князь обязался послать на помощь войска и принять христианство в обмен на согласие Василия II выдать за него замуж свою сестру Анну.


Укрепление государственной власти и территориального единства Киевской Руси.
Церковь освящала власть Великого князя.
«Единый бог - Единый государь – Единое государство»
Укрепление международного положения.
Произошло изменение статуса Руси в системе международных отношений.
Русь стала цивилизационным субъектом, придерживающимся общепризнанных норм и правил поведения.


Обогащение культуры достижениями античной цивилизации.
Киевская Русь вошла в византийскую ойкумену и начала усваивать древнюю христианскую культуру.
Распространение единой письменности и грамотности.
Важную роль сыграло присутствие образованных болгар, бежавших в Киев после завоевания их страны Византией. Вводя в практику кириллицу, они передали и свои знания.
Среди монахов появились врачи и учителя. При монастырях начали открываться школы.


Православное (истинная вера) христианство определило особенности развития российской цивилизации и российского менталитета
В стране складывались политические, экономические и культурные традиции, подобные византийским:
авторитарная государственная власть, господствующая над церковью и обществом;
преобладание в церковных функциях поучения человека, а не объяснения мира;
стремление воплотить в мирской жизни божественный идеал.


Общественный строй
Форма общественных отношений - военная демократия:
участие всех членов племенного союза (мужчин) в решении жизненно важных вопросов;
всеобщее вооружение населения (народное ополчение);
народное вече как высший орган власти.


Общественный строй
Складывались новые экономические отношения — феодальная земельная собственность;
Господствующее, эксплуатирующее военно-руководящее меньшинство представляла старая родоплеменная аристократия — вожди, жрецы, старейшины и др.
Большая часть населения - крестьяне-общинники, постепенно попадающие в зависимость с помощью внеэкономических (захват, насилие) и экономических (кабала, долг) мер.


Основная ячейка - соседская, территориальная обшина — орган местного крестьянского самоуправления — «мир» или «вервь» (от слова «вервие* — веревка, которой измеряли участок земли).
Земельная община удерживалась на Руси значительно дольше, чем на Западе.
Способствовала переходу восточных славян к феодальному строю, минуя рабовладельческий.
Классовая структура создавались на основе не рабовладельческой, а других переходных форм- дань, плен, ограбление и пр.


Роль общины
Представляла собой замкнутую социальную систему, призванную организовать все виды жизнедеятельности человека — трудовую, обрядовую, культурную;
Опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий;
Внутренняя жизнь - на принципах прямой демократии — выборности, коллективном принятии решений и пр.
Перераспределяла земельные наделы, решала налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, судебные споры, расследовала преступления и осуществляла наказание за них.


Государственное устройство держалось на договоре между князем и народным собранием, вечевым сходом — вече (от ст.-слав. вет — совет), выросшим из традиций племенных сходов.
В Лаврентьевской летописи подчеркивалась и значимость обычая сходиться на вече у смолян, киевлян, полонян и др.
Формализация работы Вече: заранее подготовленная «повестка дня», предварительный подбор кандидатов на выборные должности, организационные начала в руках старейшин («старцев градских») и пр.


Вече.
Состав вече - все взрослое (мужское) свободное (правоспособное) население города (посада) и прилегающих поселений (слобод) шумным одобрением или возражением принимало большинством голосов важнейшие решения при участии(под руководством знати)
Обсуждало вопросы: война и мир, оборона, кандидатуры князей и посадников, земельные и финансовые ресурсы волости, денежные сборы, смещались представители администрации и т.д.


Вече.
В Новгородской и Псковской республиках обладало высшей законодательной и судебной властью.
В распоряжении находились финансы и земельный фонд.
Атрибуты вече - вечевой колокол, созывавший народное собрание, и специальное возвышение над площадью — трибуна (степень).
Собиралось на специально отведенных местах: в Киеве — у Софийского собора, в Пскове — у Троицкой церкви
Исполнительные функции возлагались на совет, куда входили «лучшие люди» (городской патриархат, старейшины).


Ополчение и дружина .
Всеобщее вооружение народа — народное ополчение, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). Зачастую решало исход сражений.
Тысяцкие — предводители военного городского ополчения.
Основа военной организации государства - княжеская дружина , выделилась из массы рядовых воинов, или воев, небольшая в количественном отношении дружина представляла собой вооруженный конный отряд.
Дружина разделяла с князем житейские тяготы, была готова к походам, стремилась прославить князя, а себе — добыть чести и богатства. Жила на княжеском дворе или вокруг него.


Взаимные обязательства, связавшие князя и дружину - основа Древнерусского государства.
Князь совещался («думал») с дружиной, принимая важнейшие решения о военных походах, сборе дани, строительстве городов и крепостей и др.
Старшим дружинникам отводились наиболее почетные и ответственные должности: воевод, тысяцких, сотских и т.д.
Князь заботился о содержании — «кормлении» дружины, которая существовала за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани, судебных сборов и пр.


Налоговая система .
Основные поступления - система дани, налогов.
«Полюдье»:
сбор дани со всего свободного населения («людей»)(конец VIII — первую половину X в.. а на ряде территорий и до XII в.)
Способ управления государством
«Призванные» князья стали «володеть», т.е. управлять и собирать дань уже не в виде грабежа, а «по праву», по условию, не оставляя, однако, завоевания и грабежей других племен.


Князь Олег, завоевав чудь, мерю, весь, утвердившись в их городах, облагает данью подвластных ему словен, кривичей, мерю.
С Новгорода «ради мира» устанавливает ежегодную дань в размере 300 гривен (гривна — денежная единица в Древней Руси);
Киевский князь Игорь (912—945) продолжал традиционный сбор дани с древлян, пытался собрать его дважды и был ими убит.
Его вдова, княгиня Ольга (945—966) установила фиксирование размера дани, установив «уроки», и определила специальные пункты — «погосты» и сроки ее сбора.


Полюдье было хорошо налаженным государственным делом.
Местные князья заранее из отдаленных районов собирали дань с крестьянского населения и свозили к местам ее концентрации (погостам),
Ежегодно, с ноября по апрель, по санному пути киевский князь с дружиной совершал объезд огромной, до 1,5 тыс. км, территории.
Масштабность данного мероприятия была значительной, и не случайно слово «полюдье» вошло в язык греческого царя и скандинавских сказаний в русской транскрипции.


В дальнейшем внеэкономические формы эксплуатации (дань, полюдье) начали уступать место экономическим, основанным на праве собственности.
Складывалась система разнообразных налогов, торговых, судебных и других пошлин.
Налоги собирались в основном мехами. А мех куницы ИЛИ белки соответствовал определенной денежной единице. Если мех терял свой товарный вид, а княжеский знак на нем сохранялся, то платежеспособность его оставалась неизменной.


Принятие христианства
Усилило великокняжескую власть, способствовало развитию государственности, феодальной идеологии, культуры1.
Крещенная Русь становилась как бы под божие заступничество. Княжеская власть обретала божественное происхождение.
Во главе православной церкви стоял митрополит, первоначально назначаемый из Византии. Ярослав Мудрый установил традицию русских митрополитов (Илларион).
Все население страны было обязано платить в пользу церкви налог — десятину (десятую часть своих доходов).


Государственное управление
Сложившийся государственный строй в Древнерусском государстве представлял собой раннефеодальную монархию;
Это была своеобразная федерация княжеств, во главе которой стоял великий князь киевский, сначала носивший восточный титул — каган, а с XI в. — великий князь;
Местные князья, возглавлявшие племенные союзы, участвовали во внешнеэкономических акциях великого князя.


Передача власти
Киевская Русь управлялась вначале выборным, а позднее наследственным князем.
Сыновья князя размещались в качестве наместников в главных городах и платили отцу дань. Со смертью отца земли разделялись между сыновьями.
Поначалу в Киевском государстве руководствовались родовым принципом наследований. Освободившийся престол передавался не старшему сыну, а старшему в роде, т.е. следующему брату отца, а если его не имелось — старшему племяннику.


Новый великий князь переселялся в Киев из прежнего своего княжества вместе с дружиной и боярами, а другие князья в свою очередь перемешались по старшинству в княжества, ближайшие к Киеву.
Постепенно традиция родового наследования стала заменяться принципом отчинности, т.е. передачи престола от отца к сыну. Что, свою очередь, вело к определенной отчужденности, разобщенности, недостаточной политической устойчивости государства


Ярослав Мудрый (1019—1054) в целях единения страны, сохранения управления внутри одной княжеской семьи, помня о тяжести междоусобиц после смерти своего отца Владимира Красное Солнышко, разделил Русь на пять княжеств по числу своих сыновей.
Так началось раздробление Руси, длившееся почти пять веков.


Княжеская власть
Пространственная и геополитическая ситуация требовала сильной княжеской власти.
Великому князю принадлежала верховная законодательная власть. Многие крупные законы были изданы великими князьями и носили их имена.
В руках великого князя, являвшегося главой администрации, сосредотачивалась и исполнительная власть, выполнялись также и судебные функции.
Великий князь (конязь — предводитель войска, сидящий на коне) возглавлял войско и водил его в бой. Владимир Мономах (1113—1125) участвовал 83-х своих крупных походах. Нередко князья были ранены или даже гибли в бою(князь Святослав (942—972)).


Роль городов
Гардарика — страна городов. В IX—X вв. их насчитывалось более 25, в XI в. - более 80, а к 30-м годам XII в. — около 300'.
Привилегированную группу населения составляли купцы, особенно гости
Широкой известностью пользовалось искусство ремесленников (строителей, гончаров, кузнецов, оружейников, ювелиров и др.) - грамотная часть населения, о чем свидетельствуют авторские надписи на изделиях и многочисленные берестяные грамоты.


Аппарат управления
Вначале численная, десятичная система управления, возникшая в военной организации, пока еще не отделявшая центральное управление от местного.
Начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие стали теперь возглавлять соответствующие звенья государства. К примеру, если за тысяцким сохранилась функция военачальника, то сотскому доверялись городские судебно-административные дела.
Позднее десятичная система переросла в дворцово-вотчинную, соединив управление великокняжеским дворцом с государственным управлением. Так, отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты.


Изменение роли дружины
В ходе участившихся в этот период междоусобиц нередко погибали дружинники, наиболее преданные князю.
Старшие дружинники постепенно начали обзаводиться землей, собственным хозяйством и порою ослабляли связи с княжеским двором.
Младшая дружина оставалась при князе. Ее отдельные представители при поддержке князя зачастую получали определенные преимущества перед старшими дружинниками.


Изменение роли дружины
Многие дружинники становились слугами при дворе и в княжеском хозяйстве (тиуны), писцами, занимались сбором налогов и пр.
Растворение значительной части дружины в административных и хозяйственных делах и обязанностях заметно ослабляло ее боеспособность, требовало создания профессиональной военной службы, состоящей на полном княжеском обеспечении.


К концу XII в. дружинную организацию на северо-востоке Руси сменил государев двор со штатом военных слуг — будущее дворянство.
Разные исследователи окончательное исчезновение дружины относят к XII—XIV вв.


Бояре и Боярская дума
Бояре (от древнерус. боляр — боец, дружинник) - высший слой общества, обязаны служить в войске князя, оставаясь хозяевами на своей земле.
В состав совета (Боярской думы) в IX—XII вв. входили дружинники, местная знать, представители городов, иногда духовенство.
Дума не имела постоянного состава, юридически не была оформлена и созывалась по мере надобности, но ее влияние на политику князя было весьма ощутимым


Бояре и Боярская дума
Принимала участие в решении важнейших государственных вопросов: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др.
Символизировала права и автономию вассалов и обладала правом вето. Младшая дружина, как правило, в совет князя не входила. Но в разрешении важных вопросов тактического характера князь обычно советовался с дружиной в целом.


Управление на местах
В руках местных князей, в городах — посадника (представителя княжеской администрации), биричей (представителей низшего звена княжеской администрации, объявлявших княжеские указы, собиравших подати, вызывавших ответчиков в суд и пр.),
а в сельской местности — волостеля. За свою работу они получали «корм». Так складывалась система «кормления» — сборов с местного населения.
Судебные функции осуществлял либо сам князь или представитель администрации, либо специальное должностное лицо — вирник и многочисленные его помощники, проводившие сбор штрафов и пр., а также церковные органы и феодалы-вотчинники.


Законодательная система. Русская Правда
Исходный ее источник - обычаи, традиции, мнения, пришедшие из первобытнообщинного строя.
Ранние известные памятники русского права — Закон русский (видимо, свод устных норм обычного права), договоры Руси с Византией 911, 944, 971 гг., относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву главным образом в дружинно-купеческой среде;
Церковные уставы X—XI вв., содержащие нормы брачно-семейных отношений, определения преступлений против нравственности и церкви и пр.


Наиболее крупный памятник, свод древнерусского права - Русская Правда;
Этот документ действовал до XV в. и состоял из: Отдельных норм Закона русского; Древнейшей Правды или Правды Ярослава1; Дополнения к Правде Ярослава (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.); Правды Ярославичей (Правды Русской Земли, утвержденной сыновьями Ярослава Мудрого)2; Устава Владимира Мономаха, включавшего Устав о резах (процентах), Устав о закупах и др.; Пространной Русской Правды,


Вотчина как форма организации производства
Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных. В статьях Русской Правды упоминаются клети, конюшни, хлевы, пашни, луга, орудия труда земледельца и охотника, скотный двор и т.д.
Управлял вотчиной огнищанин (княжеский дворецкий).
Княжий подъездной занимался сбором налогов.
Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты.


В IX—XII вв. сложилось Древнерусское государство — Киевская Русь
Основными признаками этого процесса стали: наличие особой системы органов и учреждений, осуществлявших функции государственной власти; наличие права, закрепляющею определенную систему норм, санкциониро­ванных государством; наличие определенной территории, на которую распространялась юрисдикция данного государства.


Центральную власть представлял князь, именуемый в XI в. великим князем.
Главной военной и фискальной силой государства была дружина, обладавшая внутри сословной демократией.
Из дружинного сословия формировалась государственная администрация. Старшая дружина составляла знатную боярскую верхушку, ближайшее окружение князя, княжескую думу. Из их же числа назначались и воеводы, посадские, тысяцкие.
Основой будущего сословия служилых людей стали представители младшей дружины. Из их состава выдвигались тиуны (управляющие княжеских вотчин), данники и мытники и другие низшие должностные лица.


Древнерусское государство включало огромную по тому времени территорию, превышавшую 1 млн. км2 с населением более 4,5 млн. человек, и оказывало значительное влияние на судьбы мирового исторического процесса.
Древняя Русь стала колыбелью трех крупных славянских народов — русского, украинского и белорусского.
Будучи полиэтническим государством, Киевская Русь стала примером равноправия всех народов, о чем говорил в своем Слове о законе и благодати» русский митрополит Иларион (XI в.).

Государственное устройство и аппарат управления IX—X вв.


Киевская Русь — раннефеодальное государство с режимом военной демократии
Князь — верховная законодательная и исполнительная власть, судебные функции
Центральный аппарат управления
Совет старейшин (боярская дума) Народное собрание (кече, вечевой сход) Дружина
Местный аппарат управления
Община

XI—XII вв. Киевская Русь — раннефеодальное государство


Великий князь — верховная законодательная и исполнительная власть, судебные функции. Власть князя постепенно от выборной становится наследуемой. В XII в. усиливаются тенденции к сепаратизму Русских земель.
Центральный аппарат управления
Совет старейшин (Боярская дума]
Народное собрание (вече) Дружина 
Княжеские съезды — участвовали князья, бояре, представители городов 

Местный аппарат управления


Вотчина — местный князь или боярин; огнищанин
Город — посадник, биричи
Община — сельский староста, волостель
Судебная система — князь, представитель его администрации, вирники, их помощники, церковные органы, бояре-вотчинники

Памятники права


Русская Правда (в трех редакциях):
Краткая (Правда Ярослава, Правда Ярославичей, Покон вирный, Урок мостников)
Пространная (Суя Ярослава, Устав Владимира Мономаха)
Сокращенная (переработанная в середине XV в. Пространная редакция)

ВЫВОД


Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что причины образования Древнерусского государства были различны, и одними из таких причин являлись причины внутреннего характера. Прежде всего к ним следует отнести: распад родового строя; переход к соседской общине; замена родового деления территориальным; раннее возникновение городов; образование племенных союзов, княжеской власти и дружины.

Домашнее задание


1.Составить конспект по материалам лекции и учебника.
2.Закрепить материал лекций и подготовиться к практическому занятию.



написать администратору сайта