Главная страница
Навигация по странице:

  • К.Цельтеру

  • Берлинской певческой капеллы

  • Хоровые

  • «Павел» и «Илия»

  • Феликс Мендельсон. Феликс МендельсонБартольди (18091847)


    Скачать 28.29 Kb.
    НазваниеФеликс МендельсонБартольди (18091847)
    Дата07.05.2018
    Размер28.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФеликс Мендельсон.docx
    ТипДокументы
    #43067

    Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) родился в Гамбурге в семье крупного

    банкира (дед его был известным философом-просветителем).

    Значительное место в биографии композитора принадлежит его учителю по

    гармонии К.Цельтеру, который привил своему питомцу веру в идеалы классического

    искусства. Кроме того, именно Цельтер, создатель «Лидертафеля» и руководитель

    Берлинской певческой капеллы, приобщил молодого музыканта к разнообразным видам

    национальной хоровой культуры (сам Мендельсон с 10 лет пел в Берлинской певческой

    капелле). В 1829 году по инициативе и под руководством Мендельсона Берлинской

    капеллой будут исполнены «Страсти по Матфею» Баха. «Открытие» Мендельсоном этого

    произведения, пролежавшего в архивах около ста лет, явилось началом «возрождения

    Баха». У самого Мендельсона творчество, связанное с хоровыми традициями немецкой

    классики, оказалось наиболее глубоким и возвышенным.

    Хоровые произведения композитор часто предназначал для любительских обществ Берлина, Дюссельдорфа и Лейпцига

    Сочинения для хора занимают видное место в творчестве Мендельсона. Среди крупных

    форм – оратории «Павел» (1836), «Илия» (1847), симфония-кантата «Хвалебный

    гимн» (1840), «Христос» (1847, незаконченная), музыка к «Первой Вальпургиевой

    ночи» Гете (1842). Много хоровых номеров содержит музыка к драматическим

    спектаклям «Сон в летнюю ночь» Шекспира (1842), «Антигона» Софокла (1841),

    «Аталия» Расина (1845), «Эдип в Колоне» Софокла (1845). Есть хоры в комической опере

    «Свадьба Камачо» (1825), в незаконченной опере «Лорелея».

    В жанре хоровых произведений малых форм Мендельсон оставил довольно богатое

    наследие: 28 сочинений для смешанного состава (среди них «Прощание с лесом»,

    «Охотничья песня», «Предчувствие весны», «Лес», «Как иней ночкой весенней пал») и 21

    – для мужских голосов (две «Охотничьи песни», «Любовь и вино», «Ночная песня»,

    «Путевая песня», «Летняя песня»). Мелодика хоров близка немецкой народной и бытовой

    песенности. Связь с национальными истоками проявляется и в куплетности формы, и в

    танцевальных ритмах многих сочинений (например, народные песни на стихи Гейне «Беги

    со мной», «Как иней ночкой весенней пал»). По содержанию хоры преимущественно

    лирико-созерцательного плана, с повествовательным характером изложения и как правило

    4-х голосные. В них ощущается любование природой, покой и безмятежность. Аккордовый склад письма,размеренное движение ровными длительностями, ритмические остановки в конце фразпридают музыке строгость, свойственную классической манере хорового письма.

    3 псалма ор. 78 (1843-1844 гг.), 6 мотетов для 8-голосного хора ор. 79 (1843-1846 гг.), 4 песни для 4-голосного мужского хора ор. 75 (cл. Гёте, Эйхендорфа, 1839-1844 гг.), 4 песни для того же состава ор. 76 (cл. Гейне, Гервега, Фаллерcлебена, Штольца), Траурная песня для смешанного хора (ор. 116, 1845 г.) и др. (По мотетам и вообще по хорам acapella в источнике, который Антоненко давала, нет ничего!!!)
    (Цытович –музыка австрии и германии 19 века ..)

    Устремления к серьезной вокально-драматической музыке нашли выход в двух ораториях

    Мендельсона: «Павел» и «Илия», сосредоточивших в себе возвышенные,

    демократические идеи композитора. (К крупным вокально-симфоничесим соч. также хоровая баллада «Вальпургиева ночь» на сл. Гете 1831).

    «Илия»

    Мысль о создании оратории на традиционный духовный сюжет

    возникла у Мендельсона в начале 30-х годов, в период углубленного изучения ораторий Генделя. Впоследствии этот замысел разросся до своеобразного триптиха, в котором были отражены основные этапы формирования религиозных учений: до рождения Христа («Илия»), период деятельности Христа («Христос») и,наконец, всеобщее распространение его идей после смерти

    («Павел»). Ранняя кончина Мендельсона помешала целиком осуществить этот план, однако две оратории «Павел» и «Илия» были им полностью завершены. Они выявляются прежде всего в том, что Мендельсон возрождает ораторию как э п и ч е с к у ю х о р о в у ю к о м п о з и ц и ю , написанную на библейский сюжет. Ораториям величайшего мастера родственны здесь героический характер образов, их философски обобщенная трактовка. Влияние классической оратории обнаруживается и в общей драматургии сочинений, в их «номерной»структуре, традиционном облике увертюры с медленным вступлением и быстрой фугированной частью (тип французской увертюры). По примеру классиков немецкой хоровой музыки Мендельсон

    особенно акцентирует значение хоровых эпизодов, подчеркивая

    этим ведущее положение в своих ораториях образа народа. Тяготением к широкому показу народного начала объясняется многообразие хоровых сцен — от мужественно-героических, драматических до трогательно-лирических, достаточно последовательное использование

    Мендельсоном традиций лютеранского хорала, вплоть до цитирования подлинных напевов.

    В период работы над сочинением Мендельсон находился под

    непосредственным влиянием музыки Генделя. «Илия». Написанная десять лет спустя после «Павла»(1846), эта оратория покорила

    современников величавой простотой образов, красотой и стройностью формы.

    Герой оратории — ветхозаветный пророк Илия, направляющий

    свою могучую духовную и физическую силу на свершение великих дел во имя народа. Он избавляет людей от стихийных бедствий, от засухи и голода, от болезней и смерти.

    Композитор создает фуги на различные по характеру, в том числе и песенно-

    лирические, элегические темы, которые, развиваясь в романсной

    манере, обогащаются певучим голосоведением, приобретают фигуративное сопровождение. Это расширяет возможности полифонического стиля. Общий стиль оратории отмечен мрачным колоритом, лишь в эпилоге наступает просветление. Скорбно и сурово звучит вступительный речитатив пророка, предсказывающий трагическую

    судьбу народа,— предисловие ко всему произведению, определяющее его облик.

    Тяжелые аккорды тромбонов и тубы в d-moll открывают речитатив, воплощая образы смерти и рока. Налицо сходство этого аккордового мотива и с фатальными романтическими образами.

    Образы увертюры развиваются и в хоровых сценах первой

    части. Драматическая картина стихийного бедствия — засухи и

    голода, тревога, охватившая людей, мольба о помощи — все это

    с большой выразительной силой передано в хоровой фуге (№ I,

    d-moll).

    В таком же плане выдержан и заключительный хоровой эпизод

    первой сцены (№ 5, c-moll), основанный на сопоставлении двух

    контрастных эпизодов: тревожного, полного яркой динамики фугато и строгого величественного хорала — выразителя объективно-народного начала оратории.

    Образцы хоралов в «Илие» показывают глубокое проникновение композитора в протестантские традиции жанра. Спокойные,

    торжественные напевы вносят в произведение настроение умиротворения, передают уверенность и силу духа героя. Таков хорал

    в баховском духе «Кто будет твердым до конца, тот спасется»

    (№ 32) или хорал для квартета солистов (№ 15), заимствованный

    Мендельсоном из мейнингенского сборника гимнов.

    Народно-национальные черты стиля оратории представлены

    и в эпических хорах, которыми особенно богат ее финал. Этим

    хорам присущи архаическая суровая мелодика, размеренность

    ритмического рисунка, жесткая ладогармоническая основа с терпким звучанием низких ступеней и увеличенных секунд, строгость

    полифонии. Такова грандиозная финальная фуга («И тогда будет

    ваш Свет», № 42, D-dur). Тема ее — гимн стойкости человеческого

    духа — имеет интонационное сходство с финальным хором из

    оратории Генделя «Самсон».

    Ярко выражена в «Илие» и камерно-лирическая хоровая линия, развивающая и усиливающая традиции предшествующей оратории Мендельсона. Прямые аналогии с бытовыми жанрами, черты песенности сочетаются в оратории с широким полифоническим развитием. Так, в хоре-колыбельной G-dur (№ 9), развитие тематизма подчинено форме двойной фуги.

    Интересно соединены песенно-романсная фактура фигурационно-гармонического склада с широким полифоническим развитием тематизма в двойной фуге D-dur (№ 29), в содержании которой

    одновременно выражены страдание и светлые надежды. Каждый

    голос развивается здесь мелодизированно. Проходящий же через

    весь хор мягкий остинатный рисунок триольных фигураций

    сопровождения придает эпизоду сходство с элегией. В этом синтезе гомофонии и полифонии в разных планах фактуры проявляется своеобразие мышления Мендельсона, индивидуальные черты его творческого почерка в условиях традиционных форм и

    жанров.

    Сферу лирических образов оратории в большой мере определяют сольные номера и ансамбли. Характерные особенности стиля лирических «пейзажных» соло воплощены в первом разделе арии сопрано (№ 21) из сцены «Молитва о дожде». Нежная, хрупкая,

    словно жалобная песнь, тема вначале зарождается у деревянных духовых, затем уже переходит к голосу, сохраняя и в нем пасторальные краски. Мягким мечтательным настроением, нежной сентиментальностью отмечен двойной квартет (№ 7), написанный

    в духе непритязательной бытовой песни. Легкая грация мелодии,

    мерная пульсация сопровождения подчеркивает жанровые аналогии.

    Д р а м а т у р г и я оратории «Илия» выдержана в классических

    традициях. Как и в первой оратории, здесь в основном проявляются номерные принципы. Однако еще в ораториях Генделя эти принципы гибко сочетались с элементами сквозного развития.

    В «Илие» есть сцены, в построении которых отразились оперные закономерности, на развитие которых воздействовали реформаторские тенденции конца XVHI—

    начала XIX века.

    Наиболее интересен с этой точки зрения эпизод спора Илии с жрецами Ваала (№ 10—18), отличаюшийся непрерывным драматическим нарастанием от начала построения к его концу. Сцена написана в виде диалога между фанатически молящимися своему

    идолу жрецами, тематизм которых связан с традициями хоральных жанров, основан на настойчивом повторении кратких интонаций, и величественным, уверенным в своей силе и правоте пророком, характеристика которого выдержана в речитативной

    манере, спокойно-властном тоне, свойственном всем эпизодам

    Илии. При этом облик интонаций пророка в процессе столкновения и развития образов почти не изменяется, эпизоды же жрецов становятся все динамичнее, стремительнее, ведя к финальной кульминации-взрыву. Повышается тесситура хора, возрастает зна-

    чение имитационного изложения, дробится ритмический рисунок — все это создает образ потрясенной, встревоженной толпы.

    Оратория «Илия» оказалась последним крупным законченным

    хоровым сочинением Мендельсона. В ней окончательно оформились и получили наиболее полное выражение основные черты его ораториального стиля. Развивая драматургические закономерности классической оратории, Мендельсон вместе с тем значительно обновил и обогатил сюжетную основу жанра, расширил границы толкования его поэтических мотивов и образов. Важное место в ораториальном письме композитора заняла лирическая линия, определившая характер мелодики, гармонического языка, оркестровки и построения многих сцен. Обновлению подверглись и полифонические формы, возникшие на основе лирического тематизма. Это, однако, не снизило весомого значения героико-драматического начала, свойственного традициям жанра, а наоборот, наделило его глубоким психологизмом (взамен некоего «условного героизма»), многогранностью отражения героического характера — от мрачно-романтического пафоса до жизнеутверждающего духа оптимистической борьбы.
    Из бельканто.

    В основу «Илии» положены Третья и начало Четвертой Книга Царств Ветхого Завета. 42 номера разделены на 2 почти равные части. Основные эпизоды 1-й — засуха и голод, «Чудесное питание Илии», «Воскрешение умершего сына вдовы», «Встреча Илии с Ахавом», «Посрамление пророков Ваала» и «Большой дождь в ответ на молитву Илии». 2-я часть рисует Илию, бежавшего от преследований на гору Хорив («Намерение Иезавели», «Бегство Илии», «Господь в веянии тихого ветра»), и «Взятие Илии на небо». Эта часть открывается и перемежается прославлением Господа, а завершается пророчеством о пришествии Мессии. Образ ветхозаветного пророка, борца за истинную веру, обличавшего пороки царя и народа.

    Первое исполнение «Илии» состоялось 26 августа 1846 года на хоровом фестивале в Бирмингеме под управлением автора. Успех определился уже на репетиции.
    Оригинально начало оратории. Оркестровой увертюре предшествует вокальное вступление — суровый речитатив Илии в сопровождении мерных аккордов «Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою. В сии годы не будет ни росы, ни дождя». Он и определяет мрачный колорит последующих номеров. Таковы увертюра и продолжающий ее №1, хор «Погиб весь урожай наш», написанные в форме фуги с широким симфоническим развитием. №8, дуэт вдовы и Илии, подобен оперной сцене, где сопоставлены речитативные и ариозные эпизоды, образующие две контрастные характеристики: тревожным просьбам и жалобам вдовы «Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего» отвечают торжественные моления Илии. Похожую сцену образует №19, речитатив с хором (моление о дожде): здесь чередуются реплики Авдия, народа, Илии и его отрока, высматривающего тучу с дождем. Трогательная, трепетная, певучая элегическая мелодия в первой, медленной части №21, арии сопрано «Слушай, Израиль», принадлежит к числу красивейших у Мендельсона. №26, ария Илии «Довольно уже, Господи; возьми душу мою», напоминает о Страстях; ее открывают аккорды в мерном ритме и полная горечи мелодия, возвращающиеся в конце. Словно утешение звучит №28, краткий женский квартет ангелов, — светлый, простодушный исполняемый без сопровождения. На резком контрасте построен №34 хор «И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, Издирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом». В первой части рисуется картина бури, землетрясения, всепожирающего огня; в заключительной, в торжественных величавых аккордах пианиссимо воплощается смысл библейского заголовка «Господь в веянии тихого ветра». То же настроение царит в №35, речитативе и хоре, написанном на текст «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф» (совпадает с 4-и частью католической мессы - Sanctus). №39, ария тенора «Праведники тогда как солнце воссияют», с напевной мелодией и спокойно покачивающимся ритмом, — небольшой лирический номер в духе популярной бытовой песни, каких немало в этой оратории.


    написать администратору сайта