реферат по бжд. Феномен терроризма с использованием смертников социальнопсихологическая интерпретация
Скачать 54.7 Kb.
|
Феномен терроризма с использованием смертников: социально-психологическая интерпретацияК.А.Романова ОЗЭК-022-21 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова» г. Чебокары Аннотация: Терроризм в современном обществе все чаще показывают себя через индивида – террориста-смертника. Анализ культурных и психологических корней суицидального терроризма представляет наличие как культурно-специфичных, так и общекультурных оснований, которые в той или иной степени способствуют росту данного явления. Ключевые слова: террорист-смертник, суицидальный терроризм, психология террориста, корни терроризма, технологии вербовки террористов. The phenomenon of terrorism using suicide bombers: socio-psychological interpretation KK.A. Romanov OZEK-022-21 The Federal State Educational Establishment of Higher Education “The Chuvash state university named after I. N. Ulyanov”, Cheboksary (Russia) Annotation: Terrorism in modern society increasingly represents itself through an individual - a suicide bomber. An analysis of the cultural and psychological roots of suicidal terrorism reveals the existence of both culturally specific and general cultural grounds that, to a certain or other degree, contribute to the escalation of this phenomenon. Key words: suicide bomber, suicidal terrorism, terrorist psychology, terrorism roots,terrorist recruitment technologies Введение: Терроризм – постоянный спутник человека, относящийся к числу наиболее опасных, труднопредсказуемых явлений современной эпохи, которые приобретают все более разные формы, угрожающий масштаб. Терроризм приносит массовые жертвы, наносит сильное психическое давление большим массам людей, разрушает материальные и духовные ценности, которые порой не могут быть восстановлены, провоцирует войны, ненависть и недоверие среди социальных и национальных групп, которые порой нельзя преодолеть на протяжении всей жизни человечества. Терроризм в качестве массового и политического явления является результатом повальной «деидеологизации», когда в обществе начинаются сомнения в законности и правах государства, а это оправдывает их переход к терроризму для своей цели. В различных преступных группировках совершается террористическая деятельность, направленная на устрашение и разрушение конкурентов, на воздействие на государственную власти, чтобы обеспечить наилучшие условия для своего преступного действия. Жертвой террористического акта может стать каждый – даже тот, кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему террористический акт. Показатели уровня терроризма, конкретных форм его проявлений являются показателем общественной морали и эффективности действий общества, государства в целях решения самых острых задач, в том числе профилактики и пресечения самого террора. Увы, терроризм – это очень действенное орудие уничтожения, являющееся очевидным и непримиримым спором различных миров, которые сильно отличаются друг от друга по пониманию жизни, морали, культуры. Терроризм становится все тщательнее организован и жёстче, используя современную технику, оружие, связь. В различных странах мира политические и националистические радикалы, которые принимали на себя методы терроризма, организовали разветвлённые подпольные сети, склады оружия, взрывчатки, обеспечивающие структуры, финансовые учреждения. В качестве прикрытия террористическим организациям работает система фирм, предприятий, банковских и фондовых организаций. Очевидно, что противодействие этой крайне опасной ситуации необходимо координировать усилия всех государств высшего уровня, создать сеть международных организации. Для эффективной борьбы с терроризмом необходимо также выработать его единые международные понятия, точную правовую характеристику этого вида преступности. Вся цивилизованная страна должна рассматривать противодействие терроризму как одну из основных государственных задач. Важнейшими направлениями деятельности в данной сфере являются совершенствование законодательной базы, укрепление взаимодействия федеральных органов, максимальное давление на государства, которые поддерживают терроризм, повышение численности федеральных сотрудников, занимающихся вопросами терроризма, увеличение их технических возможностей. Терроризм с применением смертников возможно установить,как нанесение наибольшего вреда общественности с целью устрашения, сопровождающееся осмысленным отказом исполнителя от спасения собственной жизни. История человечества изобилует образцами принесения себя в жертву, с целью нанесения наибольшего вреда противнику. Но смертельный терроризм, т.е суицид с целью убийства жителей, возможно рассматривать сравнительно новейшим феноменом. В истории группа людей, которая рассматривается как террористическая,— это зилоты первого века от рождества Христова в Иудее. Они противостояли римскому владычеству и стремились освободиться от него. Отдельные зилоты ‑экстремисты убивали римлян и иудеев, сотрудничавших с римской властью. Цель их сопротивления состояла в том, чтобы «катализировать» сопротивление среди гражданского населения и повлиять на освобождение от римского владычества в долговременной перспективе.[1,с.17] Другой исторический аналог современного терроризма наблюдается в деятельности «Народной воли» в царской России в последней четверти XIX в. «Народная воля» соединяла доля анархистов, которые придерживались согласно стопам популярных анархистов -революционеров, таких, как Миша Бакунин и Сережа Нечаев. В то время как многочисленные социалисты также анархисты веровали в «мирные» новаторские перемены, Бакунин и те, кто за ним следовал, полагали, то что принуждение считается основным компонентом сильной волны общественно-политического беспорядка, что разболтает традиции правительственного управления. Народовольцы осуществили несколько оглушительных общественно-политических терактов, в том числе убийство царя Александра II, которые совершили колоссальный психологический эффект как в широкие массы населения, так и в муниципальные структуры, которые считались их беспристрастной мишенью. Убийство 1 март 1881 г. сделалось никак не только лишь переломным фактором в истории терроризма в России, но и большим сдвигом в сознании лидеров, также членов множества террористических компаний в Европе, также иных ареалах общества, с точки зрения доказательства «эффективности» терроризма как прибора общественно-политической войн. [1,с.18] Терроризм превратился в обыденное явление на протяжении десятилетий после Великой Отечественной Войны. Главные силы и процессы, обусловившие этот процесс, были холодная война, антиколониализм и интенсивное развитие СМИ, в частности телевидение. Благодаря холодной войне открытой борьбы между сверхдержавами Восточного и Западного блоков можно было избежать из-за простой причины – необходимости избежать прямых столкновений, которые могли стать глобальным ядерного конфликтом. Это стало причиной роста кровопролитных конфликтов по всему земному шару с массивным потоком материального и военного ресурса. Кроме насаждения, поддержки и вооружения авторитарных деспотических режимов, способных осуществлять государственный террор(например, поддержка Соединёнными Штатами шаха Ирана и других деспотических режимов на Ближнем и Дальнем Востоке), это привело также к возникновению мятежных вооружённых групп на территории Латинской Америки, Африки, Европы и Азии (например, «Красные бригады», «Фракция Красной армии» и др.*). Многие группы начали использовать в борьбе все террористические действия, потому что они пытались разрушить отношения между собой. Существующие правительственные режимы и их сторонники среди широкого круга населения, а также создают свою основу социального обеспечения и его легитимность в глазах народа. [1,с.20] Близко относящийся к холодной войне был крушение колониальной империи и формирование националистических групп, которые стремятся вытащить из стран иностранных владельцев. В колониальных колониях анклавов Латинской Америки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии империалистические государства вдруг обнаружили «беспокойное» и недобросовестный населённый пункт. Вдруг обнаружили «тревожное» и нетерпеливое население. Время радикальных изменений для националистических и антиколониальных групп, которые стремятся восстановить суверенитет или достичь власти в собственных государствах, наступило для националистических и антиколониальных групп. Однако ресурсы их были ограничены, и обычная война против победивших в Второй Мировой войне стран было бессмысленным. Отсюда и обращение к терроризму, как неадекватное, а единственное средство «слабого» против «сильного». По мнению этих групп теракты могли быть использованы в качестве эффективного средства для того, чтобы колониальные государства переосмыслили цену колониальной власти, а заодно и «бросили» объединяющую мысль широким массам в поддержку своих целей освободительной войны. Важнейшим фактором развития террористической деятельности послевоенного периода и до конца Великой Отечественной войны стал бурный рост СМИ. Это связано с тем, что в XX веке с развитием телевидения появилась возможность очень быстро информировать массу населения. Кроме того, это побуждает. Силой, которая лежала за воротами массмедийного общества, была мотивация и прибыль, а также связанная с ней потребность «воевать» и «держать» в фокусе внимания массовой аудитории.[1,с.21] Примером терроризма впоследствии стали бои Алжирского национального фронта в борьбе с французским колониальным господством 1954—1962 гг. и борьба Вьет-Конга в борьбе с вмешательством США в Вьетнамскую войну 1962-1975 г. гг. В обеих случаях маленькие группы боевиков, бросая гранаты на скопления войск и мирного населения, стремились нанести наибольшие человеческие жертвы. В целях этих терактов, видимо, не было нанесения какого-то ощутимого военного вреда оккупационной власти. Скорее, цены на человеческие жизни, которые были принесены на «алтарь» террористической деятельности, были средством общения для французского и американского населения, которые, по мнению террористов, будут оказывать необходимую нагрузку на правительства своих лидеров. [1,с.22] Светское терроризм является формой насильственного общения, направленного как на соответствующих сегментов населения, обладающих правом голоса, а также на население в целом противника. Религиозные терроры привлекают к обоснованию своих действий другую «аудиторию» — Бога. Религиозная риторика терроризма религиозна бескомпромиссна и порождает разногласия и разницы, основанная на догмах веры, и упрощённая в терминах добра и зла. Религиозный терроризм для верующих и потенциальных православных сторонников является возможностью присоединения к силам «доброго», для консервативных - лишь конфронтации или молчаливого согласия и соприкосновения, потому что компромисс не возможен. В этой связи показательной является разница между двумя большими террористическими группами — Тамильскими тиграми освобождения (Шри‑Ланка) и движением Хамас (Палестина). Первая группа, будучи изначально секулярным этнонационалистическим движением, стремилась к переговорам с правительством Шри‑Ланки. Группа Хамас, будучи жёстко религиозной и антисионистской, почти никогда не находила общих оснований для переговоров с израильским правительством. Эта группа, исходя из религиозных оснований, редко была способна или даже стремилась найти общий язык с израильскими властями. Ещё один пример терроризма религиозного характера является деятельность группы террористов Aum Senrique 1989-1995 года, распространяющей свою деятельность на территории России и бывшей Советской республики. Японские террористы совершили убийство порядка ста человек и нанесли увечья на тысячи людей, намереваясь начать священные войны с применением химических, бактериологических и ядерных орудий, которые уничтожат миллионы людей. Их цель - возвести людей к началу новой эпохи, в том числе к краху современных цивилизаций и строительству нового «утопического» успешного социума. Однако власти Японии энергично взяли на себя ответственность за организацию борьбы с этим религиозным террористическим сообществом, получили помощь тысяч людей и финансовую поддержку бизнес-структур и СМИ во многих странах мира. Акты терроризма, осуществлённые членами Аум‑Сенрике, не ограничивались никакими социальными или идейными нормами, кроме «воли и одобрительной санкции» Бога.[1,с.24] В примере религиозных языков Бен Ладена, взято из послания «Фетва», иллюстрируются принципы терроризма религиозного, в первую очередь, для того чтобы понять, что религиозная секуляризация мировой аудитории и её нормы - не руководящие принципы и ориентиры к террористическим действиям: «Право убивать американцев — гражданское население или военнослужащих — это личная обязанность для каждого мусульманина, способного это делать в любой стране, где это возможно делать. Мы с Божьей помощью призываем каждого мусульманина, верящего в Аллаха и стремящегося получить вознаграждение во исполнение Божьего миропорядка, убивать американцев и грабить их деньги там, где это возможно» (цит. по: Gerwer, Hubbard, 2007, p. 96). Аль-Каида, а также её сторонники, используют «священный насилие» как инструмент социальной поддержки. Однако их «послание» в мире предельно жёстко и стесняет разногласия и рассуждения. Его деятельность основана и основана на основных исламских принципах, представителям которых «принимается власть Ладен», а также на её основании осуществляется террористическая деятельность. Население «враждебных стран» всегда будет объектом террористических атак, большинство из которых «обесценены», с точки зрения религиозной идеологии Аль‑Каиды. Другая аудитория Аль‑Каиды характеризуется теологией Аль‑Каиды, имеющей право именно на такие дихотомичные мировоззренческие представления и неограниченные насильственные действия. [1,с.25] Количество терактов, совершённые смертниками, за последний период возросло. Смертников применяют не только радикальные исламистские группы, подобные, как Али-Каида, Хесболла также Хамас, но и отдалённые от религиозной идеологии террористические образования. Так, к примеру, абсолютным лидером согласно числу созданных суицидных терактов считаются Тамильские тигры освобождения в Лакшми-Корова, чья философия обладает социалистическим оттенком. Даже среди терактов, совершённых смертниками-магометанами, треть организована общественно-политическими группами с секулярной ориентацией. Внезапное повышение количества и масштаба терактов с применением смертников в 1990-е года сопряжено в основном с объективными общественно-политическими условиями также предполагает собою разумную стратегию, предпочтённую террористическими группами. с целью ведения войн с наиболее мощным врагом. Основы терроризма комплексны: они влияют на них исторически, политический, экономический, социальный и психологический факторы, а также факторы детерминации. В то же время более всего изучены психологические причины и факторы детерминации. Они не очень понятны, хоть и несомненно относятся к числу важнейших факторов, которые являются важными факторами. Основная цель теракта - изменить психологическое состояние людей и создать психологическую атмосферу беспомощности среди широких масс. Терроризм в своём содержании является явлением преступным в политической, социальной, психологической и моральной сфере. Жертвы террористов являются невинными людьми, которые, воспитанные террористами на идеях нетерпимости и ненависти к насилию, унижении, жестоком обращении, представляют себя как «расходный материал». В случае совершения террористического акта одним человеком его мотивация может быть понятна только при помощи психологического подхода, основная идея которого заключается в формировании человеческой психики на основе широкого социального контекста. [2,с.5] На развитие личности серьёзный отпечаток накладывают культурно-исторические особенности среды обитания индивида. Общая социальная база для массовых насилий - социальные условия общества: тяж1лая экономическая ситуация, затяжная насильственная этнополитическая конфликтация, быстрые социальные и культурные изменения и совокупность. Эти факторы, имеющие колоссальное психологическое влияние - блокируют витальные жизненно важные потребности человека. Одним из путей, к которым люди прибегают, является борьба с трудными условиями жизни или групповой ситуацией. Конфликты - это обращение за помощью или поддержкой какой-то другой группы, чтобы сохранить свою безопасность, идентичность, переосмыслить реальности изменяющегося и изменяющегося мира. Это может быть своя этническая группа, нация, доминантная группа, частью которой они являются, какое-либо политическое, идеологическое движение или религиозная группа.[2,с.7] Террористы - самоубийцы - наглядный пример того, что сама жизнь подчиняется «величественной» цели, которая доминирует в поведении убийц. Процесс жертвы своей жизни для высшей цели укрепляется и «психологически упрощается» когда в целом общество начинает сильно ценить, идеализировать жертву ради высших целей. Религиозное убеждение может привести к формированию установки о жертвенности жизни, когда человек, совершающий самоубийство во время нанесения вреда врагу, поддерживается убеждением, что он получит на небесах награду за свою работу. Мистические убеждения могут быть настолько сильными, что тот, кто совершает самоубийство уверен, что он останется жив и не умирает. Поэтому убеждения, идеология и убеждения психологически объединены в единую симптомограмму, формирующей динамику деятельности как больших и малых групп, совершавших насилие. Молодые палестинские террористы-самоубийцы, видимо, привлекли внушённую им идею освободить свою этнокультурную группу и добиться лучшего образа жизни, идею оказать поддержку своим культурным сообществам и, возможно, своим родным. Когда они решают стать самоубийцами террористов, они решают стать самоубийцами. В постоянном окружении остаются другие члены группы террористов, оказывающие им психологическую помощь, которая могла бы побудить изменить принимаемое решения. [2,с.10] Вопрос терроризма в нынешней Российской Федерации невозможно отделять с единых направленностей современного цивилизационного формирования. Во-первых, это изменения всемирной социально-экономической ситуации в обществе уже после проигрыша Восточного блока в противостоянии двух сверхдержав мира. Во-вторых, развал Советского Союза предоставил сильный стимул к обострению межэтнических, религиозных противоречий также столкновений в абсолютно всех регионах общества, в том числе и Российская Федерация. Учёные выделяют следующие причины террористической деятельности:политические, идеологические, националистические, сепаратистские, этнические,психологические,территориальные,социальные, экономические. При этом основными детерминантами терроризма существовали и остаются социально-экономические предпосылки, проявленные в суждениях значимых масс жителей о наибольшей общественной несправедливости своего расположения, на которую позже наслаиваются многие остальные причины. Социально-экономические предпосылки при этом окрашиваются в тот или другой общественно-политический, идеологический, национальный, религиозный либо психологический «цвет», что ещё более увеличивает террористическую нацеленность разных компаний,также пластов жителей, также его единичных агентов. Учёными был выделен ряд факторных блоков, содействующих воспроизводству терроризма в российском обществе. В первую очередь, это общественный блок, в характерные черты его вещественная составная часть: обнищание тьмы и перераспределение имущества. Второй блок сопряжён с Чечней, где был основан факт противозаконного негосударственного создания, ставшего рассадником терроризма в Российской Федерации. Следующий узел условий – большие масштабы незаконного оборота оружия в государстве. Данные условия, бесспорно, расширяют способности терроризма, подстрекают повышение террористической деятельный. В динамику современного терроризма в Российской Федерации огромное воздействие проявляет также духовный условие, если террористическая работа проводится под знаменем ислама. Увеличение исламистского радикализма в сегодняшнем обществе определён вблизи массовых политических направленностей. [2,с.11] В целом российские учёные терроризма акцентируют ряд стратегических направленностей формирования современного терроризма, в этом количестве и в Российской Федерации: увеличение общественной основы терроризма в изменившихся обстоятельствах (привлечение различных пластов жителей, также развитие из числа их стабильных расположений, общественно-политических устремлений этих либо других террористических учреждений); преобразование терроризма в долгосрочный фактор современный жизни; увеличение организованности также управляемости террористических формирований; формирование сетевых конструкций террористических учреждений во рамках единичных государств также общества во полном; соединение терроризма также созданной преступности;повышение связей среди муниципальным, интернациональным также внутренним терроризмом;[2,с.12] Несомненно, изначальной основой абсолютно всех форм терроризма считается конфликт. Он появляется тогда, когда несколько субъектов (индивидов либо компаний) обладают взаимно исключающие цели. Поэтому появляется вопрос: какие условия, которые стимулируют группу людей выбирать экстремальную стратегию терроризма? Психологи акцентируют четыре категории мотивов и нужд в свойстве базисных общественных нужд, содействующих появлению терроризма. Первая потребность – это так именуемая пожизненная потребность: потребность в еде, в здоровье, присутствии «крыши над головой» для себе и семьи. Огромный разрыв между богатыми и бедными народами во многих государствах, также ареалах общества способен являться источником к формированию разных повстанческих и террористических компаний. Общество, которые по сути не обладает вещественными актуальными ресурсами (практически ровным счётом ничего никак не утрачивают), делаются основными претендентами для вступления 22 в экстремистские компании, какие заверяют наилучшие требование существования уже после этого, как богатые люди будут лишены своих денег и имущества. Для многих мусульман, живущих в бедности, имеют все шансы быть заманчивыми мысли Бен Ладена также «Аль-Каиды», нацеленные вопреки процветающим Соединенным Штатам и Запада в целом. Но палестинцев с числа террористов-смертников притягивает ещё также идея, что уже после их кончины обещанные денежные вознаграждения достанутся своим семьям. Вторая основная потребность – это потребность безопасности, неудовлетворённость которой часто приводит к тому, что возникает страх. В страхе может быть реальная основа или преувеличение. Превышенные страхи возникают из-за неадекватного восприятия опасности, то есть из-за искажения восприятия реальной реальности до того момента, когда сама реальность начинает воспринимать и отображать сам страх.Чрезмерное преувеличение страха является страхом, основанным на искажённом восприятии реальности, и поэтому может привести к неадекватной реакции. Например, происходит такая экстремальная эмоциональная реакция на потенциальные источники опасности, блокируя рациональный анализ событий.Это же запускает механизм создания образа «коварного врага» или «козлы отпущения». Превышенный страх также может вызвать эскалации насилия в качестве ответной реакции на угрозы. Наконец, преувеличенные страхи привели к ошибочным анализам реальной угрозы и, следовательно, к возникновению неадекватных реакций на реальную опасность. Третья основная социальная потребность - самореализация, то есть способность принять собственные, самостоятельные решения о жизни, свободе и счастье. Как правило, различные группы повстанцев, которые стремятся либо достичь политическую силу, либо автономию, наглядным образом иллюстрируют причину возникновения террористического терроризма.Потребность самоопределения в основе является проблемой власти. Похоже, страх потерять власти - одна из возможных причин террористического терроризма, то есть использование властных структур террористических актов против своего населения для того, чтобы держать его в своей подчинённости. Четвёртая основная потребность - это потребность в социальном признании, уважении, то есть признании другой группой ценности социальной идентичности своей группы, её этнической, религиозной или культурной группы. В некоторых конфликтах, основанных на необходимости социальной признательности и уважения, существует давняя история. [2 с.21-23 ] Например, конфликт в Северной Ирландии между католиками и протестантами продолжается более трехсот лет. Его суть – в попытках католиков вернуть или по крайней мере ослабить доминирование протестантов в политических и экономических структурах Северной Ирландии. Возрастающая значимость потребности в уважении социокультурной идентичности народов на Ближнем Востоке, где национальные границы (Ирак, Израиль, Иордания, Ливан) исторически не совпадают с этническими географическими границами, установленными ранее кочевыми народами, по-видимому, связана с двумя социально-политическими факторами: во-первых, с навязанной «законностью» национальных границ, установленных колониальными империями; во-вторых, с завершением (по крайней мере видимым) соперничества между двумя сверхдержавами мира после развала Советского Союза в конце 1980-х гг. Одним из следствий, вытекающих из этих факторов, явилось получение власти одними этническими группами, находящимися зачастую в антагонистических отношениях с другими группами, произвольно размещёнными в их границах. Ослабление противоборства между США и СССР оставило на «произвол судьбы» многие этнические антагонизмы, которые были скрыты под покровом конфликта между капитализмом и коммунизмом. Происходящее сегодня перераспределение политической власти и возникновение новых государственных образований было невозможно в период противостояния Восточного и Западного блоков. Однако в 1990-е годы оказалось невозможным искусственно поддерживать в состоянии «замораживания» потребность в признании социокультурной идентичности различных этнокультурных групп и народов, находившихся под влиянием держав двух противостоящих блоков. Подводя в итоги,краткий анализ основных социальных требований людей, отсутствие которых влечёт за собой возникновение терроризма, мы можем сказать: неудовлетворённость которых является причиной возникновения терроризма. Трудные условия жизни, недостаток безопасности, возможности самоопределения и крушение традиций социокультурного коллектива, если их объединить, становятся «социокультурным фундаментом» и «проводником» для формирования экстремистских идеологических и мотивационных действий, в том числе возникновения феномена современных терроризмов. [2 с.23-24 ] Раннее объяснение суицидного терроризма, которое предложили психологи в 1980-х годах, вызвало нерешенные противоречия. Психологи привлекали внимание не только к терроризму как социальному феномену, но и к личности террориста, непосредственным мотивам совершения террористического акта.В соответствии с теоретическими основами объяснялись они агрессиями, социопатиями, стремлениями к власти, потерей смысла в жизни и ощущением собственной беспомощности, расстройствами и так далее. Считается, что смертный террорист - патологическая личность, характерными чертами которой являются агрессии, переживание страхов, депрессивных состояний, чувства вины и авторитаризма, приписывания себе и иным недостатков мужественности и эгоцентризма.Большинство подобных терактов точно спланированы в течение времени, предназначены для тщательного отбора мишеней и направлены на отчётливое политическое и территориальное предназначение. Сами смертные террористы, даже если они чудом не избежали смерти, в большинстве случаев не отступают от пути, который они выбрали.Ранее полагалось, что жертвами становятся, прежде всего, представители бедных слоёв общества, которые лишены образования, а также безработицы. Впрочем, как свидетельствует анализ документа «Святых мучеников двуречья», опубликованного на одном исламистском форуме в Интернете, в котором было включено 430 рассказов о смертных Аль-Каиде, среди которых немало высококвалифицированных людей, которые имели хорошо заработную плату.Наконец, проведённое недавно исследование 32 смертных террористов показало единственную общую черту их, которая заключается в том, что они не имеют прочной социальной связи и не подвержены внешнему воздействию. Ни демографическая особенность, ни социальная и экономическая характеристика, ни индивидуальные и психологические особенности являются не надёжным предлогом склонности совершать смертельные теракты.Похоже, что психологическая причина таких терроризмов должна включать в себя не только индивидуальные, но также и других уровней анализа, например, групповые, межгрупповые и социальные. Особое внимание уделяется социально-психологическому подходу к анализа причин терроризма и суицида, в частности, феноменам, таким как процессы динамики группы, социальный сравнение, групповая идентичность, этноцентризм, групповая идеология и культурный фактор.[1] Общая тенденция к терроризму в любом временном периоде - доминирование в рядах молодёжи. Психологические исследования помогают интерпретировать данный факт. Для подростков характерна тенденция упрощения многогранного и сложного мира, разделения его на одну или две идеи, видения полярности. Похоже, это возраст раннее, но не всегда подростковый период успешно проходит.В норме, вышедшая из подросткового возраста, личность входит в окружающую среду, приобретая широкий ролевой спектр. Однако этот процесс может спровоцировать кризис социальных систем, накладывающийся на систему двухполюсных ценностей подростков, тормозящую его социальную взрослость. К тому же в кризисе сложнее найти подходящую ролю – старые нормативы ролей разрушаются и новые ещё только формируются, что и сбивает процесс ролевого идентификации индивида.Ещё одной особенностью социального кризиса является усиление мифологии сознания, в то время как усиленно распространённые в обществе мифологические концепции особо сильно сказываются на личности именно на ситуации ролевого неопределенства, что, к своей стороне, повышает психологическое ослабление человека на этапе подросткового возраста. [3,с.105] Что касается черт, присущих современному состоянию феномена, то наибольшей опасностью является сращение терроризма с Интернетом – этот феномен получил название «электронный джихад» или «киберджихад». Интернет открыл перед террористами новые возможности: практически полное отсутствие цензуры со стороны государства, доступность, огромная аудитория, коммуникативная анонимность, быстрота при передаче информации, возможность комбинирования различных видов информации (аудио и видеоматериалов, графической и текстовой). При этом специфика интернет-коммуникации даёт возможность управлять восприятием, создавая тот образ, который в данный момент для данной аудитории наиболее продуктивен для её рекрутирования. Анализ специфики «электронного» терроризма открывает форму его репрезентации в Интернете, за которой проглядывает ряд целей. Это изменение образа террориста как врага и олицетворения зла на образ борца за свободу и религиозные ценности; кроме того, явно выражены цели рекрутинга новых бойцов и сочувствующих, готовых оказать денежную поддержку. Для реализации этих целей как раз и используется тактика управления восприятием образа: сайты террористов выстраиваются по образцу сайтов легитимных организаций, и основной акцент делается не на насилии как форме терроризма, а на описании конечных целей, причём большое внимание уделяется свободе слова и правам политзаключённых. Такая тактика способствует завоеванию симпатий у правозащитников и у либеральной аудитории в целом. Кроме того, большой удельный вес на таких сайтах занимает информация по истории арабского мира, ислама, исламских движений, которые трактуются в положительном для террористов ключе. Наряду с этим исследования показывают, что версии одних и тех же сайтов террористов на арабском и европейских языках значительно отличаются – ориентированный на собратьев по арабскому миру текст более жёсткий, агрессивный, в то время как для европейской аудитории даётся гораздо более мягкая версия текста, в ней в меньшей степени идёт акцент на насилии. Существуют определённые психологические особенности личности, особые межличностные отношения, особенности осознания мира, способствующие положительному результату вербования.Прежде всего, потенциальные клиенты вербовки террористов-смертников относятся к людям с низким уровнем самооценки, постоянным, часто агрессивно настроенным на защиту своей личности.Во-вторых, личностная особенность потенциально вербившихся - наличие чувства социальной справедливости, и человек стремится проецировать причины своей жизни на близких или общество страны, где он живёт.В-третьих, подталкивает человека к контакту с вербовщиками его отсутствие в близком круге друзей или социальной изолированности индивид ощущает себя на окраине жизни, не видит перспективы жизни.В-четвёртых, когда индивид отчуждён от близких и социально изолирован, то испытывает сильный желание принадлежать к значительной группе людей.В-пятых, под вербовку подпадают люди, которые активно занимаются гражданской позицией, ищут справедливость и критикуют существующую социальной систему в стране. В то же время молодёжь является наиболее активным пользователем социальных сети, одной из глобальных феноменов, расширяющих границы личной жизни. Террористы активно используют этот социальный портал: помимо использования интернета для того, чтобы изменить образ террористов, включая террористов-смертников, через социальные сети осуществляется привлечение новых участников террористической организации, причём большей частью смертников.согласно имеющейся статистике, вступающие в ряды террористов новообращенцы живут не более трёх лет.Первоначально вербовщик ищет подходящего кандидата: для этого исследуется контент интернет-форумов, блогов, сообществ, чтобы обнаружить наиболее активных участников. Затем начинается изучение личной странички в социальных сетях у найденного объекта для того, чтобы определить его психологическое состояние, умонастроение, то есть онлайновый профиль человека.[3,с.106] Найдя потенциального кандидата, вербовщик начинает активизироваться – вначале ставит лайки под постами, потом добавляется в друзья, а затем вступает в переписку: «Прочёл твой пост о … Совершенно согласен с тобой. Давно думал на эту тему..» – так завязывается первый разговор. В целом, основными капканами, в которые попадают люди, являются идеология, тщеславие, избавление от одиночества и приобретение авторитетной поддержки, финансовые вопросы или компромат. То есть при вербовке используется индивидуальный подход: ищущим справедливость указывается, как эту справедливость восстановить; тщеславным описывается героизм борьбы с врагами; одинокие начинают получать позитивную обратную связь с подчёркиванием их значимости, также им рассказывают о сплочённости новых друзей, их дружбе; человеку с явными финансовыми проблемами скажут о несправедливости того, что одни с жиру бесятся, а другие гроши получают – и пообещают материальную поддержку (при этом могут её даже реально оказать). Узнав же компромат на человека, вербовщик меняет убеждения на угрозы, шантажируя жертву. Что касается девушек, то ещё одной темой в разговоре с ними становится рассказ о том, какой авторитет имеют боевики и насколько высоким уважением пользуются их жены. Затем, проведя некоторое время в переписке, вербовщик предлагает потенциальному кандидату начать общаться в скайпе , где он выводит человека на обсуждение «больных» для него тем (справедливость, деньги, возможность проявить себя). Затем начинается формирование самообразования человека в нужном направлении: рекомендуется для чтения определённая литература, сайты. Вербовщик рассказывает свою легенду, в которой много параллелей с характеристиками кандидата, например: общая профессия, разочарованность жизнью (в то же время сам вербовщик сообщает, что сейчас уже нашёл выход). При этом зачастую через небольшое время разговор начинает вестись в режиме «скайп-конференция» – то есть к диалогу подключаются «друзья» вербовщика. Такой способ общения усиливает воздействие на человека. Первый ход, который предлагается человеку – просто стать сочувствующим, разделяющим некоторые взгляды. Потом начинаются мелкие, безобидные с виду поручения: передать посылку, встретить друга; затем идут идеологически наполненные задания, но на этом уровне – виртуального характера (участие в 1-2 онлайн-акциях). Затем начинают говорить об уникальности, значимости, избранности человека – и предлагают съездить куда-то за границу, ибо внезапно возникла редкая возможность встретиться с каким-то важным, авторитетным человеком, которая вряд ли ещё когда-то выпадет. Причём все это происходит в спешке, чтобы человек не имел времени подумать и его не успели остановить родные – в течении дня-двух ему покупается билет и он под присмотром одного из новых «друзей» уезжает за пределы страны. А дальше он попадает под жёсткий прессинг группового и индивидуального давления, и в итоге – присяга на верность ИГ, принятие в ряды боевиков. Такая схема действий является стандартной, с явным выделением трёх её этапов: на первом происходит выявление потенциальной жертвы и сбор информации о ней; на втором идет установление и развитие непосредственного контакта, включающего несколько проверочных заданий; третий этап – непосредственное вовлечение человека в организацию, переход к реальной деятельности в новом статусе. И в этом процессе, как мы видим, активно задействованы интернет-ресурсы, потенциал которых активно используется для вербовки террористов-смертников.[3,с.107] Проблема по мотивированию терроризма, а также самого феномена, представляет собой комплексный и иерархичный характер. Оно может быть рассмотрено на три уровня: индивидуального, личностного, внутригруппового, межгруппового. Впрочем, следует ясно понять, что это триединство проблема в её реальном исследовании. Разведка на эти уровни может быть только теоретической, с определённой долей вероятности. Это связано с тем, что структура личности индивида содержит в себе все многообразие отношений человека с окружающим миром, выступая одновременно регулятором его жизнедеятельности. Это положение прекрасно иллюстрируется психологической концепцией «я» человека и концепцией социального идентичности человека. В содержании «я» - концепция личности является совокупностью представлений личности о себе, а также эмоциональной оценкой представлений, выполняющей функцию регулирования поведения личности. Данное регулирование поведения заключается в том, что: каждая социальная ситуация воспринимается и оценивается человеком в соответствии с теми компонентами его «я»-образа, которые актуализируются в этой ситуации и которые индивиду необходимо проявлять (поддерживать, защищать, избегать и т. п. ). на основе базовой потребности поддерживать и защищать своё «я», потребности в положительной самооценке, а также (и это самое главное) в зависимости субъективной значимости для индивида тех параметров «я»-концепции, которые активированы Полученные результаты исследований позволяют дать представление индивидуальных и личностных качеств личности террористов: агрессия, депрессия, чувства вины, признание себя и других недостатков мужественности и эгоцентризма, крайней экстраверсии, потребности в риске, принадлежности группе, искать сильные чувства. Террористическая группа психологически снимает у человека ущерб от своей личности. Группа является стабилизирующей психологической основой террориста, которая позволяет ощущать полноценную личность. Она важная опора для его самоосознания, обретения своего смысла, неважно, это будет сумасшедшим замещением истинных смысловых ориентаций, а при этом мощный психологический механизм духовной, ценности и поведения. [2,с.31] В психологической исследовательской практике были предложены (с некоторыми вариациями) три модели личности террориста. Первая модель представляет собой террористическую модель по идеологическому, политическому и религиозному убеждению. Террористы такого рода искренне полагают, что их действия, вне зависимости от конкретного результата, полезны обществу, а любая жертва для «справедливых» целей оправдана. У этого террориста сфера сознания чрезвычайно сужена идеологией, религиозной доктриной, они же подчинены ему эмоциональной сфере. Таким образом, он способен делать все, что захочет. Во второй модели опирается теория человеческой агрессии: террорист – просто крайне агрессивный человек по своей личностной особенности, а участие в терроризме является одним из возможных способов проявления природной агрессии. Чтобы объяснить эту модель, психологическая наука призывает к ряду теорий агрессивного человечества. Третью модель терроризма является психопатологически или социальнопатологическим типом развития ребёнка в связи с ненормальными отношениями в семье. Жестокое отношение родителей к ребёнку, его социальной изоляции, дефицит хороших отношений может вызвать формирование агрессивно-возмущенной личности, склонной к антисоциальным наклонностям. При определённой ситуации люди с таким психологическим складом легко становятся террористами.[2,с.32] Поскольку реальная эмпирическая экспертиза личности терактов возможна только «постфактум», то есть когда совершено террористическое преступление, а виновные остались живыми и арестованы, эти экспертизы проводятся в органах правоохранительной власти и часто проводятся в органах правоохранительной власти. И исследования, которые проводят специалисты, не входящие в эту структуру, чаще всего проводятся с большим замедлением. [2,с.33] Каковы особенности личности террористов? В ряде авторов террористы были характеризованы как агрессивные люди, ориентированные на поступки, не хватающие обычной стимуляции жизни и стремящиеся к поиску «горячих» чувств. Особенно поразительно, что они опираются на механизмы психологической экстернизации объяснения их поведения как зависимости от внешнего обстоятельства и психологических расщеплений, то есть одновременное существование в террористической личности противоречивой, несовместимой обоснованности поведения: чего хорошего, чего плохого, чего плохого - не моего. Данные свидетельствуют, что у многих террористов есть пограничные расстройства личности. По мнению экспертов, наиболее важно понимать поведение террористов, - это механизм расщепления психики. Эта личность характерна для тех, кто развивается в соответствии с определенным типом психической травмы в детстве. И это влечёт за собой формирование такой личности, которую клиницисты и называют «нарциссическими ранами», или развитие так называемого ущербного человека с низким уровнем самооценки. [2,с.34] В ходе кластерной оценки всей выборки обвиняемых в террористической деятельности постоянно выделяются две группы, имеющие различные личностные профили. В одной группе были отмечены высокие результаты по агрессивной форме поведения, а также открытая жестокость как доминирующее личностное качество. Это проявляется для представителей этой группы в нескольких формах защитной деятельности: отрицание, проекция и рационализация. Они обладают следующим психологическим свойством: эгоцентризм, стремление быть в центре внимания, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, готовность услужить, необдуманность поступков, недоразвитие этического комплекса, склонность к мошенничеству; расхождение между внешне подчёркнутым стремлением соответствовать общепринятым стандартам, проявляя вежливость,терпимость к окружающим людям, и морализаторством, демонстративной, завышенной самооценкой, лицемерием, крайним пуританизмом; механизм проекции, проявляющийся в склонности приписывать окружающим негативные качества, что является рациональной основой для оправдания и принятия себя и для поисков виновников или причин своих проблем во внешнем мире, с уверенностью в своей правоте; рационализация, которая проявляется в бессознательном контроле над эмоциями через чрезмерно рациональное истолкование событий. Другая значительно крупная группа обвиняемых в терроризме представляет самый распространённый профиль и имеет следующие психологические особенности: устойчивостью интересов, упорством в отстаивании своего мнения, трезвостью взглядов на жизнь, стремлением соответствовать нормативным критериям социального окружения, активность жизненной позиции; контролем над агрессивными импульсами, гиперсоциальной направленностью интересов, ориентацией на правила и инструкции, стремлением избежать серьёзной ответственности за свои поступки; межличностными отношениями, отличающимися высокой требовательностью к себе и другим, тенденцией к соперничеству и отстаиванию престижной роли в группе, а также к рассмотрению своей позиции с точки зрения морально-нравственных стандартов (экстремальный ислам); гиперсоциальной установкой, которая выглядит как фасад,скрывающий раздражительность и назидательность (т. е. действующей как психологическая защита). Им присущ догматический склад мышления, приверженность к инструкциям и твёрдым правилам,высоконравственный (в субъективном понимании) образ жизни. [2,с.40-41] Выявленные социальные и психологические аспекты личности обвиняемых террористов авторы не оценивают полностью, так как они «не отражают полностью все полученные результаты исследования». Продолжаются исследования в рамках программы повышения квалификации. Однако данные, полученные в результате, позволяют делать некоторые выводы о эмпирическом подтверждении механизмов объяснения мотивации деятельности террористов. Прежде всего, они в определённой степени находят доказательство выделенных выше моделей личности терроризма: модели агрессивного террористы по своим личным особенностям первой группы и террористы по идеологическому, политическому и религиозному убеждению второй группы. Во-вторых, исходя из характеристик психологического профиля группы, можно считать, что «чистых» моделей террористической личности, представленных в ранее разделе, нет, так как обе группы могут в какой-то мере иметь элементы террористической личности, которые характерны третьей модели. В-третьих, действительно, в ряде концепций, механизмов и методов для того, чтобы понимать и объяснить мотивацию терроризма в данном отношении, содержится продуктивная объяснительная способность. Это концепция психологических механизмов защиты, необходимость достижения престижа, доверия к властным структурам, концепция этнического центра, феномен социального отчужденства и изолирования с переживанием социальных несправедливостей и низкого самооценка, сильная необходимость присоединения в группу. Выделено несколько причин роста числа терактов, совершенных смертниками в 1990–2000 гг: В первую очередь, за последние 20 лет такие теракты нередко оказывались крайне эффективным средством для давления на врага. Именно переход террористов на интенсивное использование смертников привело к тому, что некоторые страны предприняли ряд соответствующих политических действий. выводу американских и французских вооружённых сил из Ливана в 1983 г.; израильских войск из Ливана в 1985 г. и из сектора Газа и с западного берега р. Иордан в 1994–1995 гг.; созданию правительством Шри-Ланки независимого государства Тамил в 1990 г.; предоставлению курдам независимости турецким правительством в конце 1990-х гг. Во-вторых, преимущество использования террористов - возможность наносить больший ущерб, поскольку исполнитель террориста не считает, что может остаться живой и не нуждается в путях вылета. Это особое преимущество организаторов в глазах людей, когда цель теракта гражданское, а не цель теракта. В-третьих, эти теракты оказывают большее психологическое воздействие на общество. Публичное самоубийство призвано стать свидетельством того, что террористов невозможно запугать ответными акциями возмездия. Следовательно, гражданское население и политические противники убеждаются в том, что число терактов будет расти и единственный выход состоит в том, чтобы пойти на уступки террористам. В четвёртом случае суицидное терроризм базируется на героическом образе «мученика», поддерживаемом религией или секулярными идеологиями. В государствах ислама семьи жертв терроризма-смертника получают материальные помощи от террористов и сочувствующих людей. Террористы культивируют разные обряды перенесения своих членов к числу смертников, поддерживают героическую мифологию самопожертвования. В то же время распространённое мнение, что мусульмане-смертники привлекают сам статус святого мученика и небесную награду погибшим в исламе, не является абсолютно верным. Она не объясняет того, почему для него теряет ценность жизнь самой террористической и потенциальной жертвы мусульман. Оно не объясняет и то, что женщины становятся все больше среди жертв-смертников. Похоже, психологические корни суицидных терроризма глубже лежат.[2,с.44-45] В участии в диверсионной борьбе с смертниками призвано не только нанести максимальный вред с большой численностью жертв, но создать панику, подавлять неуверенность государства в возможности обеспечить безопасностью своих граждан, а также ослабить неуверенность государства в возможности обеспечения безопасности граждан. Способы проведения терактов имеют крайне жёсткий характер, совершаются в массовых местах с применением взрывчатых устройств на теле и начинающихся взрывчатыми машинами.Первостепенной задачей террориста смертника является растворение в массе и не привлечь внимания к себе. Московские мероприятия показали, что в РФ как смертники-исполнители террористических действий их инициаторами используются чаще всего женщины, которые являются организаторами террористических действий. В случае совершения теракта жертвы одеты в наряды, характерные для этого региона. Однако в одежде и поведении у них есть ряд характерных черт.Женщины обладают головным убором, в этом случае возможна не просто традиционная глухая одежда, а лёгкая газовая кофточка, бейсбольная обувь. В летний период одежда жертвы-смертника не подходит погоде: она просторная, которая предназначена для соприкосновения с телом взрывника. Характерные признаки смертных террористов - неадекватные поведения, неестественные бледности, некоторое заторможенное поведение, реакции и движения, вызывающие возможное передозировка наркотиков или наркотиков, желание отказаться от камеры видеонаблюдения, попытка опускать голову, отворачиваться, прикрывать лицо руками или платками, скрыться за высоким человеком. Как правило, террорист имеет мобильный телефон, чтобы связаться с начальником в случае сложностей. Потому что террористы обычно не жители столицы, характерными чертами их являются неуверенная ориентация на местность, неуверенная возможность пользоваться мобильными телефонами, неспособность пользоваться картами для поездок в метрополитен и воздушный транспорт. Национальность террористического исполнителя для террористов принципиально не играет роли. В то же время анализ последних жертвенных преступлений в России показывает, что представители отдалённых сельской местности южных районов страны стремятся использовать представители отдалённых сельской местности. Таким образом, что в разных периодах истории, в разных культурных условиях активизировались различные формы терроризма, включая суицид. В современной ситуации мы видим одновременно присутствие всего этого комплекса, добавляя новые, не выраженные ранее или слабо выраженные составляющие, что подчёркивает необходимость объединить усилия, чтобы выработать продуктивную стратегию противостояния этой крайне опасной новой гибридной терроризации. Список использованной литературы 1.В.А Соснин, Т.А Нестик, Современный терроризм: социально-психологический анализ, М. 2008 г. - 239 с. 2.Психология терроризма : [учеб.-метод. пособие] / сост. Э. Л. Боднар ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2013 –76 с. 3.А.А. Мельникова Террорист-смертник: культурно-психологические корни явления в исторической проекции, 2019 г. Сведения об авторе Романова Ксения Александровна обучающийся 1 курса очно-заочной формы обучения экономического факультета ФГБОУ ВО Чувашский государственный университет И.Н.Ульянова г. Чебоксары. |