Главная страница
Навигация по странице:

  • Клитики

  • Бинокль

  • Типы слогов

  • Орфоэпические закономерности современного русского литературного языка

  • Фонология

  • П ример гласной фонемы . х[о]

  • Чередование

  • Перекрестная мена гласных после твердого согласного

  • Перекрестная мена гласных после мягкого согласного

  • Параллельная мена гласных

  • Перекрестная мена согласных глухости - звонкости

  • Параллельная мена согласных

  • Грамматическое чередование

  • Корреляция

  • Система гласных фонем русского языка

  • Фонетика. фонетика вся. Фг 1 Графика и орфография. Принципы русской орфографии. Графика


    Скачать 1.43 Mb.
    НазваниеФг 1 Графика и орфография. Принципы русской орфографии. Графика
    АнкорФонетика
    Дата26.01.2022
    Размер1.43 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлафонетика вся.doc
    ТипДокументы
    #342964
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Суперсегментные единицы языка

    Ударение Интонация.

    1. Фраза (фонетическая) – это отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами (вдохами).

    2. Говорили, что на набережной появилось новое лицо: || дама с собачкой. || Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, || тоже стал интересоваться новыми лицами. ||

    3. Фонетическое слово – отрезок звуковой цепи, объединенный одним оснвным словесным ударением.

    4. Сидя | в павильоне | у Верне|, он видел|, как по набережной | прошла | молодая дама|.

    5. Клитики – безударные графические слова, присоединяющиеся к ударяемому фонетическому слову в потоке речи.

    6. Слова, присоединяемые в начале, называются проклитики | уˆних | наˆмасленице |.

    7. Слова, присоединяемые в конце, называются энклитики | падуˆлиˆя |

    8. От Каспия до Нила… (Шагинян).

    9. Влицо Москвы на мой народ… (Эмиль Герман)

    10. Мне все равно друзья ль вы мне… (Брюсов)

    11. О сколько музыки у бога… (Блок)

    12. Слог – звук или группа звуков включающая гласный.

    13. У Пулковской горы усатый генерал

    Бинокль наводил на витебский вокзал. (Р. Рождественский).

    1. И шальной, шевелюру ероша,

    В замешательстве смысл темня,

    Ошарашит тебя нехорошей,

    Глупой сказкой своей про меня. (Пастернак)

    1. Слог – группа звуков, произносимая с одним толчком выдыхаемого воздуха.

    2. Слог – группа звуков, произносимая с одним мускульным напряжением.

    3. Слог – это волна звучности, то есть ее нарастание.






    1. Типы слогов: гласные – согласные, открытые – закрытые, прикрытые – неприкрытые.

    2. Звук речи – минимальная, то есть далее неделимая, единица языка.

    3. Ударение – это выделение громкостью и долготой звучания одного из слогов в слове.

    4. Русское ударение называется количественно-силовым.

    5. Русское ударение по положению в слове разноместное, благодаря чему способно различать слова.

    6. бЕгом – бегОм, крУжки – кружкИ, хлОпок – хлопОк, Атлас – атлАс.

    7. Русское ударение по положению в слове подвижное, благодаря чему способно различать формы слова.

    8. рУки – рукИ, прОсите – просИте.

    9. Дополнительное ударение наблюдается в сложных словах: аэрофотосъемка, быстрорастворимый.

    10. Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, образованная высотой, динамикой (силой), тембром, темпом и ритмом речи.

    ФГ 7 Орфоэпия.

    1. Орфоэпия (от греч. ορθός – правильный, έπος – речь)– лингвистическая дисциплина, изучающая правильное произношение.

    2. Орфоэпия – совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц.

    3. М. В. Панов выдвинул точку зрения, что к орфоэпии относятся только такие произносительные нормы, которые допускают вариативность в литературном языке.

    4. Орфоэпические закономерности современного русского литературного языка.

    5. Икание – совпадение в первом предударном слоге всех гласных фонем, кроме «у» в звуке [иэ]: пила, река, несу, тяну.

    6. Произношение в первом предударном слоге [ыъ] после ж, ш, ц: цена, шелке, жара, жила, жиры.

    7. Проклитики и энклитики могут не подчиняться нормам редукции гласных: дьяк он – дьякон, те леса – телеса, я с ней – ясней.

    8. В сложных словах возможно произношение гласных без качественной редукции: древнерусский, соредактор, машбюро, транссибирский, трехразовый, вялотекущий, ясновыдящий.

    9. Переднеязычные зубные звуки, кроме [н], [л], перед мягкими губными должны смягчаться: медведь, дверь, подвинься, две, твердо.

    10. Вместо сч, зч, шч может произноситься [щ]: доносчик, навязчивый, веснушчатый.

    11. Вместо жж, зж может произноситься [жж´]: дрожжи, брызжет, визжать, дребезжать, вожжи, позже.

    12. Согласные т, д выпадают между зубными, между зубным и к: шестьсот, туристский, постскриптум, постсовесткий, участник, праздник, звездный, голландка.

    13. В корнях «легк», «мягк» произносится [х]: легкое, мягкий, налегке, легковой, облегчить, смягчать.

    14. Произношение «γ» щелевого вместо «г» взрывного возможно в русских словах Бога и господи, заимствованном габитус, в междометиях ого, ага, угу, гоп.

    15. Вариантное ударение: иначе – иначе, красивее – красивее, назло – назло, маркетинг – маркетинг, недопитый – недопитый, творог – творог, миримся – миримся, ржаветь – ржаветь, мизерный – мизерный, закуток – закуток, обнаружение – обнаружение.

    16. Принято сохранять в иностранных словах ударение.

    17. В заимствованиях из английского языка – на первом слоге: бармен, маркетинг, банджо, доллар, брокер, фьючерс.

    18. Из французского языка – на последнем: жалюзи, мизер, пароль, юниор, диспансер, мармелад.

    19. Из греческого языка – на предпоследнем или на последнем (исходно – предпоследнем, но при заимствовании окончание утрачено) –апостроф, асимметрия, каталог, некролог, еретик, архиерей, алфавит.

    20. В некоторых заимствованиях ударение рациональнее запомнить, независимо от источника: дефис, каучук, квартал, пуловер, Флорида.

    21. В сложных словах с корнем «провод» ударение на последнем слоге: газопровод, нефтепровод, водопровод, мусоропровод.

    22. В отглагольных существительных с суффиксами «ани», «ени» может сохраняться исходное ударение: сосредоточить - сосредоточение, обеспечить - обеспечение, намерить - намерение, обнаружить – обнаружение, наряду с обнаружение.

    23. Следует запомнить место ударения в словах: искра, кремень, столяр, ходатайство, щавель, кухонный, оптовый, строчная, откупотрить, памятуя, принудить, плесневеть.

    24. В глаголах с «ова» ударное «ва», в причастиях – «ов»:

    Баловать – балованный,

    Бомбардировать - бомбардированный,

    Нормировать - нормированный,

    Премировать – премированный,

    костюмировать - костюмированный,

    пломбировать – пломбированный,

    Гофрировать – гофрированный.

    1. В прошедшем времени мужском роде возвратных глаголов ударение на «ся» начался, поднялся, занялся, принялся.

    2. Иногда при постановке ударения следует опираться на значение.

    броня – закрепление за кем-либо (бронировать), броня – облицовка (бронировать).

    наголо (остричь), наголо (сабли).

    переходный (возраст), переходной (мост).

    языковая (единица), языковая (колбаса).

    ступеней (лестницы) – ступеней (развития).

    хаос (начало мира) – хаос (беспорядок, сумятица).

    1. Ударение может зависеть от сочетаемости слова: запасной (свободная сочетаемость) – запасный (полк, выход, путь)

    .

    1. Перед «Э» в иноязычных словах согласные могут быть твердыми: астероид, резюме, реноме, лазер, термос, тенденция, кафе или мягкими: бассейн, крем, шинель, термин, фен, термометр, дельфин.

    2. В книжных заимствованных словах допустим безударный звук [о]: поэт, романтизм. В некоторых словах такое произношение обязательно: адажио, боа, отель, радио, рококо, трио, какао.

    3. Произносятся через [о] слова: двоежёнство, побасёнка, свёкла, остриё, новорождённый, заём, никчёмный, одноимённый, поимённый.

    4. Произносятся через [э] слова: двоеженец, афера, вычерпывать, гренадер, ерничать, преемник, акушер, местоименный.

    5. Допустимо произносить через [о] и через [э]: бытие – бытиё, планер – планёр, комбайнер – комбайнёр, маневренный – манёвренный, околесица – околёсица.

    6. В стихотворных текстах XIX века допустимо архаичное произношение «э»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» И. А. Крылов.

    7. В пустыне чахлой и скупой,

    На почве, зноем раскаленной,

    Анчар, как грозный часовой,

    Стоит – один во всей вселенной.

    А. С. Пушкин

    1. Произносится «ЧН» в словах: дачник, коричневый, яблочный, молочный, правомочный, гаечный, сливочный.

    2. Произносится «ШН» в словах: горчичник, прачечная, конечно, Ильинична, яичница, горячечный, пустячный, скворечник, подсвечник.

    3. Произносится «ЧН» и «ШН» в словах: булочная, порядочный, скучно, шапочный.

    4. Следует правильно произносить слова: конфорка, асфальт, инцидент, прецедент, противень, дуршлаг, вообще, сколько, когда, смотри.


    ФГ 8 Фонология. Чередования звуков. Корреляция. Состав фонем русского языка.

    1. Фонология – лингвистическая дисциплина, изучающая звук в связи со смыслом.

    2. Фонема – минимальная единица звукового строя языка, служащие для складывания и различения значимых единиц: морфем и слов. А.А. Реформатский

    3. Фонема – абстрактная единица, объединяющая ряд чередующихся звуков, которые встречаются в данном месте слова в разных позициях и осознаются как одна логическая единица.

    4. П ример гласной фонемы.

    х[о]д

    вых[ъ]д <о>

    х[аъ]док

    х[ъ]довой.

    1. Пример согласной фонемы.

    д у[п]

    ду[бо]ок <д>

    Подду[бн]ный

    ду[б]ы

    1. Чередование – замена звуков в пределах одной морфемы.

    2. Позиционная мена – чередование звуков, которое обусловлено изменением фонетического окружения (дистрибуции).

    3. К[о]нь – к[аъ]ня – к[ъ]невод;

    4. Ду[б]ы – ду[п]ки.

    5. Перекрестная мена гласных после твердого согласного.

    а - паровой – парок – пар – выпарить

    ъ аъ о ъ водяной – вода – воду – на воду

    э – тестировать – тест –

    ыъ ы дымовой – дымок – дым – из дыму


    1. Перекрестная мена гласных после мягкого согласного.

    а - пятачок – пятак – пять – на пять

    ъ иэ о ъ ледяной – ледок – лёд – наледь

    э стенобитное – стена – стенка – на стену

    и мировой – мирской – мир – по миру

    1. Параллельная мена гласных.

    - стрелять –спать

    - синюю – слепую

    1. Перекрестная мена согласных глухости - звонкости.

    г луга – луг

    к к лука – лук

    1. Параллельная мена согласных.

    до – дн – д хо[до]ули – передо[дн]ой – хо[д]ы

    1. Историческое (морфологическое) чередование – чередование фонем, при котором исчезло обусловившее его фонетическое окружение. Исторические чередования фонетически независимы и сохраняются по традиции.

    2. Дру‹г›а – дру‹з›ья – дру‹ж›ок; пу‹ст›ить – пу‹щ›у.

    3. Сб‹о›р – соб‹е›ру; л‹о›б – л‹ø›ба.

    4. Грамматическое чередование – такое, которое является выразителем грамматической категории.

    5. Гол – голь, сух – сушь, назвать – называть, дик – дичь, сух – сушь.

    6. Корреляция – отношения меду единицами языка, при которых все признаки данных единиц, кроме одного совпадают.

    7. Коррелятивная пара звуков – два звука, отличающиеся одним признаком. [б] – [п], [у] – [о].

    8. Из звуков, отличающиеся одним признаком, может быть построен коррелятивная ряд: [б], [д], [г].

    9. Признак, по которому звуки отличаются, называется дифференциальным.

    10. [б], [д], [г] место образования; [б], [в], [м] – способ образования.

    11. Признаки, которые звуки объединяют, называются интегральными.

    12. [б], [д], [г] звонкость, твердость, взрывной способ образование, [б], [в], [м] – звонкость, твердость, губное место образования.

    13. Система гласных фонем русского языка.

      Подъём

      Нелабиализованные

      Лабиализованные

      Верхний

      и›

      у›

      Средний

      э›

      о›

      Нижний

      а›



    14. Состав согласных фонем русского языка.

    15. <б>, <б’>, <в>, <в’>, <г>, <г’>, <д>, <д’>, <ж>, <з>, <з’>, <с>, <с’>, <т>, <т’>, <п>, <п’>, <к>, <к’>, <х>, <х>’, <ч>, <ш>, <щ>, <ц>, <ф>, <ф’>, <р>, <р’>, <м>, <м’>, <л>, <л’>, <н>, <н’>, .



    ФГ 9 Сильные и слабые позиции Соотношение звука и фонемы. Фонетическая и фонемная транскрипция

    1. Фонологическая позиция – условия употребления, реализации фонемы в речи.
    2. 1   2   3   4


    написать администратору сайта