Проект. Фгбоу во Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Скачать 31.6 Kb.
|
Минобрнауки России ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» Факультет психологии Психологическая работа с вынужденными мигрантами и переселенцами Выполнила: студентка 4 курса группы ППБ-401-О Кулик Ю.В. Проверила: кандидат экономических наук, доцент кафедры общей психологии Тропникова В.А. Омск – 2018 Вынужденная миграция обычно сопровождается тяжелыми для человека последствиями: ухудшается и физическое, и психическое здоровье человека, дают о себе знать хронические болезни. Многие мигранты испытывают посттравматический стресс, который проявляется в повышении агрессивности и ухудшении отношений с другими людьми. Формально в России русские мигранты из различных регионов не считаются беженцами, а получают статус вынужденных переселенцев, как только принимают российское гражданство. Беженцами же являются только те мигранты, которые не имеют права стать российскими гражданами, как правило, это люди других национальностей. Но у вынужденных переселенцев, как и у беженцев тяжелая ситуация складывается и с социально-экономическим положением, и с психическим состоянием. Основные проблемы мигрантов:
Вынужденные мигранты встречаются также с такими феноменами, как: Кризис социальной идентичности - резкие трансформации представлений личности о себе и своем месте в системе жизненных отношений. У некоторых категорий вынужденных мигрантов идентичность трансформируется настолько сильно, что перестает выполнять свои функции: интегрирующую - на уровне группы и адаптивную - на уровне личности. Например, психологические исследования беженцев из Грозного выявили полное разрушение структуры их самосознания. Главные категории, такие как социальный статус, профессиональная принадлежность, семейные роли, половая, возрастная принадлежности, деформируются особенно сильно, а именно на них мы опираемся, ориентируясь в окружающем мире. Например, беженцы теряют такие статусные категории, как гражданство и национальная принадлежность. Это кардинальная трансформация структуры идентичности - осознание себя выброшенными за пределы главных жизненных отношений в обществе. Культурный шок. Человек продолжает соблюдать прежние нормы и ценности, которые были приняты в той среде, откуда человек был вынужден уехать, а это только осложняет общую ситуацию. Чем более жестко человек придерживается привычных для него культурных моделей поведения, социально одобряемых в прежней культуре, тем труднее ему приспособиться в новой среде. Причем существенную роль играют не только этнические, но и культурные различия. Отрицание собственной культуры Из-за вышеперечисленных трудностей нарушается ход процесса адаптации. Человек не должен терять своего лица, полностью отказываясь от привычных способов поведения, стиля жизни. Когда личность уже сформирована, такие перестройки вызывают тяжелые психологические последствия. Подобные трансформации самосознания у беженцев и вынужденных переселенцев снижают уровень толерантности (терпимости) к другим группам, препятствуя адаптации в новых условиях. Для того чтобы организовать работу по психотерапевтической помощи вынужденным мигрантам, необходимо иметь ясное представление об их психическом состоянии. С. Бочнер приводит 7 теорий, объясняющих связь между миграцией и психическим здоровьем: 1) Теория страдания в психоаналитической традиции объясняет миграцию через потерю социальных связей, близких, положения, имущества. 2) Теория локуса контроля: интерналы адаптируются быстрее. 3) Теория селективной миграции неодарвинистского направления. В миграционный процесс вовлекаются преимущественно акцентуированные личности. 4) Теория «ценности ожиданий» заключается в том, что низкие ожидания приводят к лучшему приспособлению. 5) Теория негативных жизненных событий постулирует, что опыт больших перемен в условиях жизни приводит к психическим и физическим заболеваниям. 6) Теория ценностных различий объясняет культурный шок столкновением разных систем ценностей. Степень различий в ценностях между страной выхода и страной поселения прямо пропорциональна количеству трудностей, переживаемых человеком в процессе адаптации. 7) Теория социальной поддержки. Поддержка со стороны других людей препятствует психическим расстройствам и обеспечивает психологический комфорт. Психологическая работа с мигрантами с позиции экзистенциально-гуманистического подхода Созданная В. Франклом теория логотерапии и экзистенциального анализа является ответом на воцарившееся в социуме ощущение утраты смысла существования, «экзистенциального вакуума». «Сегодня мы уже имеем дело с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодня пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме» (В. Франкл, 1990). Характерной особенностью нашего времени являются некие невротические заболевания, которые автор назвал ноогенными неврозами. Данные неврозы проистекают не из конфликтов в традиционном психологическом понимании, а из ценностных конфликтов, из экзистенциальной фрустрации. Ценностные конфликты являются предметом нашего исследования, поскольку ситуация вынужденной миграции обнаруживает разрушение именно ценностно-смыслового пространства устоявшегося, привычного бытия человека. Миграция приводит людей к потери той их части, которая была укоренена в ценностно-смысловых координатах прошлого жизненного пространства. Логотерапия, по определению самого В. Франкла, является «вершинной психологией». «Экзистенциальный анализ есть нечто противоположное так называемой глубинной психологии. Глубинная психология забывает, что ее противоположностью является не поверхностная, а вершинная психология» (В. Франкл, 1990). Взгляды В. Франкла на природу человека определяются следующим образом: «Человек — это больше, чем психика, человек — это дух». Человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется не внешними обстоятельствами, не его влечениями, наследственностью, а ценностями и смыслами, обнаруживающими себя в так называемом поэтическом измерении. Ноэтическое измерение не сводимо к измерениям биологического или психологического существования человека. «Каждая человеческая личность представляет собой нечто уникальное, каждая жизненная ситуация возникает лишь однажды... Таким образом, в любой заданный момент каждый может иметь лишь одну единственную задачу. Мир ценностей поэтому видится под углом зрения отдельной личности, а для каждой данной ситуации существует один единственный подходящий взгляд» (В. Франкл, 1990). Говоря об уникальности и неповторимости для каждого человека смысла существования, В. Франкл все-таки дает содержательную характеристику возможных жизнеформирующих смыслов. Для этого он вводит представление о ценностях и выделяет три вида ценностей:
Любой человек (в том числе и мигрант), в силу экстраординарных жизненных обстоятельств оказавшийся в ситуации, когда его жизнь определяется внешними, не зависящими от него обстоятельствами, которые он не в силах изменить, остается свободным и способным занять осмысленную позицию по отношению к обстоятельствам и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Следующий аспект логотерапевтической практики — проблема нахождения смысла. «Люди трансцендируют себя в направлении смыслов, и эти смыслы суть нечто иное, чем сами эти люди; смыслы не являются простым выражением самости человека, они — больше, чем проекция самости. Смыслы обнаруживаются, а не придумываются» (В. Франка, 1990). Смыслы, по мысли В. Франкла, не изобретаются, не продуцируются самим индивидом, их нужно искать и находить. В этом процессе основную роль играет совесть, которую автор определяет как смысловой орган, как интуитивную способность находить один единственный смысл, присущий каждому акту жизнедеятельности, каждой жизненной ситуации. Совесть способна помочь человеку найти смысл, даже противоречащий сложившимся на сегодняшний день нормам и ценностям, когда разрушаются старые и зарождаются новые ценности. «Уникальный смысл сегодня — это универсальная ценность завтра». Работа логотерапевта «основывается на эмпирическом, т.е. феноменологическом анализе, а феноменологический анализ процесса переживания ценностей простым человеком с улицы показывает, что человек может найти смысл жизни в создании творческого продукта, или совершении дела, или в переживании добра, истины и красоты, в переживании природы и культуры; или — последнее по порядку, но не по значению — во встрече с другим уникальным человеком, с самой его уникальностью, иными словами — в любви. Однако наиболее благороден и возвышен смысл жизни для тех людей, кто... посредством самого отношения к своему тяжелому положению, ...поднимаются над ним и перерастают свои собственные пределы. Значима позиция, которую они выбирают, — позиция, которая позволяет превратить тяжелое положение в достижение, триумф и героизм» (В. Франкл, 1990). Роль психотерапевта — не транслировать свой собственный смысл клиенту, не тренировать его способности и навыки смыслообразования, а расширять творческие возможности индивида в плане чувствительности ко всему кругу потенциальных смыслов, которые изначально содержатся в его жизненной ситуации. Поскольку стремление к поиску и реализации человеком смысла своего существования рассматривается как врожденная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основной детерминантой поведения и развития личности, то встает вопрос об осуществлении смысла (в отличие от осуществления себя или самоактуализации). И здесь мы опять возвращаемся к ценностям творчества (созидания) и ценностям переживания в концепции В. Франкла. Для него изменение отношения к обстоятельствам жизни означает изменение самого мира, в котором живет человек, особенно если это касается созидательной, творческой деятельности. Человек свободен и ответственен не только в отношении к миру, но и в своей деятельности в мире. Итак, логотерапия В. Франкла основывается на понимании человека как открытой в мир системы. Только в мире его действия могут иметь основания; и только в мире даже его страдания могут иметь смысл. Мир человека, прежде всего, социальный мир. Согласно В. Франклу, «созидательные ценности актуализируются в форме общественно-значимых свершений». Как заметил Д.А. Леонтьев во вступительной статье к книге В. Франкла «Человек в поисках смысла», в данном аспекте экзистенциальный анализ активно смыкается с теорией деятельности А.Н. Леонтьева. Цитируя постулат логотерапии «Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю», Д.А. Леонтьев говорит о том, что «этот принцип деятельности сочетается в работах Франкла с принципом предметности, или, в более привычной для Франкла терминологии, интенционалъности. Интенциональная, предметная направленность человека, творящего самого себя в процессе свободной деятельности, являющейся связующей нитью между субъектом и миром, — таков общий пафос экзистенциального анализа Франкла и деятельностного подхода А.Н. Леонтьева». Логотерапия В. Франкла является теорией и практикой, ориентированной на выход человека за пределы индивидуального, гоме-остазического отношения со средой. В то же время логотерапия не рассматривает человека в качестве психологической системы. Условием любой логотерапевтической консультации и важным моментом психотерапевтической работы в рамках экзистенциального анализа является распознавание и переживание ценностей. Без осознания ценностей невозможно принятие решений. Феномен миграции в контексте понимания человека как открытой психологической системы, работающей в режиме самоорганизации, позволяет выйти за пределы традиционного понимания психологических проблем миграции исключительно как проблем адаптации человека к новым условиям жизни. 1. Психологическая поддержка вынужденных мигрантов. Психологическая поддержка предполагает нейтрализацию негативного воздействия психотравмирующих факторов на человека, его соматическое и психическое здоровье, межличностные отношения. Ее цель - уменьшение эмоционального напряжения, агрессии; создание условий для переработки травмирующих переживаний. Эта работа предполагает, также, оказание экстренной психологической и допсихологической помощи (Миллер, 2011). 2. Оценка психоэмоционального состояния вынужденных мигрантов. Ситуация вынужденной миграции для человека является травмирующей, неординарной, поэтому эмоциональные реакции, переживания, действия людей нужно трактовать как нормальную реакцию на ненормальные обстоятельства. В этом случае граница между нормой и патологией становится менее определенной и размытой. Необходимо оценить состояние эмоционального благополучия, наличие болезненных психических проявлений, адекватность отражения и реагирования, уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности, адаптивность в микро-социальных отношениях, способность управлять поведением и ставить жизненные цели, поддерживать необходимый уровень активности в их достижении. 3. Коррекция нарушений в психоэмоциональном состоянии вынужденных мигрантов. Анализ психологических проблем и 63 психических расстройств вынужденных мигрантов показывает, что они носят комплексный характер. Нарушения в различных сферах психического здоровья мигрантов, накладываясь одно на другое, могут привести к глобальным проблемам личности, поэтому важна своевременная психокоррекция аффективных, мотивационых, когнитивных и поведенческих нарушений вынужденных мигрантов. 4. Развитие адаптационного потенциала вынужденных мигрантов. Серьезные проблемы у вынужденных мигрантов обнаруживаются и в области межличностного общения: как во взаимодействии с представителями другой культуры, так и собственной, в супружеских отношениях и отношениях с детьми. Для интеграции в новую среду необходимо умение общаться, проявлять эмпатию и толерантность, умение принимать и оказывать поддержку, конструктивно разрешать конфликтные ситуации. 5. Профилактическое направление деятельности психолога. Ситуация вынужденной миграции предполагает необходимость взаимодействия мигрантов с множеством специальных государственных служб, призванных оказывать помощь (социальную, правовую, медицинскую и др.) перемещенным лицам. Сотрудники этих служб, непосредственно взаимодействующие с мигрантами, как правило, не имеют специальной подготовки к работе с этой категорией людей, не учитывают трудности, с которыми сталкиваются мигранты в процессе социальной адаптации, не берут во внимание особенности их психоэмоционального состояния, иногда проявляют недоверие, грубость. В связи с этим необходимо обучение психологической грамотности специалистов служб, задействованных в оказании помощи вынужденным мигрантам. 6. Исследовательский аспект работы психолога. В работе с вынужденными мигрантами следует учитывать специфику конкретной ситуации миграции, ее этнические, социальные, политические детерминанты, так как особенности психоэмоционального состояния мигрантов могут быть связаны со спецификой именно данной миграционной ситуации. Реализация перечисленных направлений деятельности психолога общественной организации в работе с вынужденными ми- грантами предполагает проведение индивидуального консультирования, индивидуальных и групповых методов психокоррекции, подготовку информационных материалов по психологической самопомощи, рекомендаций специалистам служб, задействованным в оказании помощи вынужденным мигрантам, привлечение к работе волонтеров, обмен опытом в процессе оказания помощи. Психологическая помощь вынужденным мигрантам должна быть своевременной, системной, квалифицированной, поскольку люди, получившие психологическую помощь (как минимум, доброжелательное внимание, возможность говорить о своих переживаниях), отличаются лучшим самочувствием, они быстрее интегрируются в новую систему отношений, возвращаются к нормальной жизнедеятельности. |