Главная страница

ФИЛЬМОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕ. Фильмотерапия в работе с клиентами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации


Скачать 89.5 Kb.
НазваниеФильмотерапия в работе с клиентами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Дата30.11.2022
Размер89.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФИЛЬМОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕ.doc
ТипДокументы
#822004

ФИЛЬМОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Фильмотерапия – это метод коррекционного воздействия на клиента с помощью просмотра специально подобранных фильмов в целях нормализации или оптимизации его психического состояния, эффективного решения различных жизненных ситуаций и задач.

Фильмотерапия дает клиенту возможность анализировать собственную жизненную ситуацию через посредника, каковым является киноперсонаж. Для описания механизмов терапевтического воздействия фильмов на человека мы опирались на материалы, представленные в журнале «Школьный психолог».

Терапевтические свойства воздействия киноленты на человека определяются механизмами проекции и идентификации. Фильм является тем полотном, на которое не только режиссер, но и зритель (клиент) может спроецировать свои отношения, переживания, мысли и чувства. Фильм часто помогает клиенту перенести содержание внутреннего мира вовне, то есть увидеть на экране то, что происходит в его собственной жизни. Такая проекция своих забот или психологических затруднений облегчает работу над ними. Как известно, «лицом к лицу лица не увидать», поэтому «отделение» проблемы, проецирование ее на киноэкран уже само по себе оказывает полезное действие, помогая клиенту увидеть себя как бы со стороны (в консультировании, например, этот эффект достигается благодаря перефразированию или другим навыкам активного слушания).

Благодаря идентификации человек выбирает такого киногероя, который ему наиболее близок в настоящий момент по характеру, способам поведения, решаемой ситуации, психологической проблеме и пр. Клиент, выбирая героя и идентифицируясь с ним, проживает за время фильма его жизнь. Образ мыслей, чувства, привычки, черты характера, решения становятся как бы общими – либо спроецированными на героя, либо позаимствованными у него.

Часто клиент выбирает в фильме ту ситуацию (или героя, наиболее запомнившийся эпизод, фразу), которая является для него чем-то наиболее значимым в данный момент, что отражается в механизме актуализации значимой проблемы (потребности). Фильм не только помогает актуализировать скрытые проблемы, что необходимо для эффективной терапии, но и удовлетворяет различные потребности личности.

Кроме этого, целебный эффект этого вида арт-терапии достигается еще и потому, что дает личности возможность «здесь и сейчас» пережить те чувства, которые не находят своего выражения в реальной жизни [4; c. 18-21].

Фильмотерапия является эффективным методом психологического воздействия, однако при ее применении необходимо учитывать ряд условий, чтобы использование метода соответствовало требованиям «экологичности», т.е. психологической безопасности для клиентов.

  1. Фильм нужно выбирать с учетом возраста, уровня образования, жизненного этапа, психологической ситуации, эмоционального состояния клиента.

  2. Фильм должен быть позитивным. «Позитивность» фильма определяется многими характеристиками: первым (интуитивным) впечатлением от него, наличием жизненной правды, органичностью сюжетного и образного ряда, эстетическими переживаниями и др. Но главный критерий, который можно выделить для отбора фильма, весьма прост: фильм должен учить высшим ценностям (добро, любовь, правда, терпение, красота), нести в себе гуманистические идеалы (свобода, ответственность, смысл), ставить перед зрителем (клиентом) нравственные вопросы («свобода и вседозволенность: где между ними грань?», «что лучше: слушать свое сердце или сохранить репутацию?», «как истинное отличить от ложного?») [4; c. 18-21].

  3. Психолог должен свободно ориентироваться в последовательности сюжета, основных символах и даже фразах, чтобы мог восстановить фильм в памяти с любого момента. Для этого ему необходимо предварительно просмотреть фильм несколько раз.

  4. Если клиент сам предлагает посмотреть какой-нибудь фильм, оказавший на него впечатление, психологу следует учесть его пожелание, и познакомиться с обозначенной кинолентой для проведения фильмотерапии.


Перечень примерных вопросов

для проведения фильмотерапии

  • Какие мысли вызвал просмотр фильма?

  • Какие у вас возникли чувства от фильма?

  • Какой персонаж больше всего запомнился?

  • Какой персонаж наиболее похож на вас?

  • Проведите анализ характера и поступков героев.

  • Какова мотивация действий героев?

  • Проведите анализ выборов, которые делают герои в критических ситуациях.

  • Как герои справлялись с трудностями?

  • Какие модели поведения героев можно использовать в своей жизни, а какие – следует избегать?

  • Наиболее запомнившиеся эпизоды в фильме.

  • Назовите то, что показалось символичным.

  • Какая ситуация или сцена оказалась непонятной?

  • Какие ситуации, показанные в фильме, вам знакомы из собственной жизни?

  • Как фильм раскрывает такие нравственные и экзистенциальные проблемы, как «смерть», «болезнь» «потеря», «одиночество», «преодоление», «любовь к близким» и др.?

  • Чему научил фильм?


Нами составлен список фильмов, которые можно порекомендовать для проведения фильмотерапии в работе с клиентами, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях.
Фильмы про преодоление ограниченных возможностей здоровья

1+1 (Франция, 2011, режиссер: Оливье Накаш, Эрик Толедано)

В жизни богатого аристократа, прикованного в результате несчастного случая к инвалидному креслу, благодаря нанятому молодому помощнику, появляется дух приключений, хотя, на первый взгляд, тот совершенно не подходил для этой работы.
Внутри себя я танцую / А в душе я танцую … (Великобритания, 2004, режиссер: Дэмиен О’Доннелл)

Фильм о мужественном противостоянии ударам судьбы двух парней, прикованных к инвалидным коляскам, об их смелости, умении взять на себя ответственность за свою жизнь.
Вселенная Стивена Хокинга (Великобритания, 2014, режиссер: Джеймс Марш)

Фильм о жизни, любви и противостоянии болезни, молодого студента-физика, ныне известного ученого – Стивена Хокинга.
Моя левая нога (Ирландия, Великобритания, 1989, режиссер: Джим Шеридан)

Фильм, основанный на удивительных достижениях мужественного инвалида, страдающего церебральным параличом, который благодаря упорству и поддержке своей семьи, научился рисовать и писать пальцами левой ноги.
Повесть о настоящем человеке (СССР, 1948, режиссер: Александр Столпер)

В основе драматической истории – реальные факты биографии летчика-истребителя Алексея Маресьева, который потеряв обе ноги, впоследствии проявляет удивительную силу характера, вновь садится за штурвал самолета и пополняет счет воздушных побед над врагом.
Финишная прямая (Франция, 2011, режиссер Режис Варнье)

Герои – молодой атлет, потерявший зрение после несчастного случая, и девушка, вышедшая из тюрьмы – помогают друг другу противостоять превратностям судьбы.
Эквилибрист (СССР, 1976, режиссер: Леонид Нечаев)

Артист цирка, лишившийся во время Великой Отечественной войны руки, приезжает в любимый город и добивается возвращения к любимой профессии.

Фильмы про преодоление тяжелых заболеваний
Скафандр и бабочка (Франция, США, 2007, режиссер: Джулиан Шнабель)

Редактор известного журнала, полностью парализованный в результате инсульта, перенесенного в возрасте 43 лет, подмигивая оставшимся не парализованным левым глазом, когда сидящий рядом человек называл нужную букву, рассказал все о своем внутреннем мире.
Голубая бабочка (Канада, США, Великобритания, 2004, режиссер: Леа Пул)

Медленно умирающий от рака мозга больной ребенок просит ученого поехать с ним в джунгли Центральной Америки, где водятся особые голубые бабочки, обладающие волшебными свойствами исцелять безнадежных больных.

Мой ангел-хранитель (США, 2009, режиссер: Ник Кассаветис)

11-летняя девочка подает в суд на своих родителей, узнав о том, что она была зачата «в пробирке» лишь для того, чтобы поддерживать жизнь своей сестры, больной лейкемией.
Перед классом (США, 2008, режиссер: Питер Уэрнер)

Герой не отступает от своей мечты – стать учителем – несмотря на то, что с шести лет страдает синдромом Туретта, проявляющемся в частых моторных и вокальных тиках, которые невозможно подавить.
Письма Богу (США, 2010, режиссер: Дэвид Никсон, Патрик Даути)

Письма Богу, которые пишет каждый день тяжелобольной мальчик, дают ему веру и мужество для борьбы со страшным недугом, а почтальон, который не знает, что делать с письмами, прочитает их, вдохновится храбростью ребенка, и сможет найти в себе силы для борьбы со своей алкогольной зависимостью.
Хорошие дети не плачут (Нидерланды, 2012, режиссер: Деннис Ботс)

Когда девочке-подростку ставят диагноз лейкемия, только любовь дает ей силы бороться с болезнью и принять неизбежное.
Фильмы про жизнь и борьбу с трудностями людей, страдающих психическими расстройствами
Босиком по мостовой (Германия, 2005, режиссер: Тиль Швайгер)

Главный герой не удерживается ни на одном рабочем месте, семья его считает законченным неудачником, и он впервые вынужден нести ответственность за другого человека – девушку, которую он спас от самоубийства, работая уборщиком в психиатрической больнице.
В космосе чувств не бывает (Швеция, 2010, режиссер: Андреас Еманн)

Фильм о жизни и распорядке 18-летнего героя, страдающего одной из форм аутизма – синдромом Аспергера.
Игры разума (США, 2001, режиссер: Рон Ховард)

Фильм о жизни известного ученого Джона Нэша, о его мучительном, мужественном, каждодневном преодолении тяжелого психического расстройства, когда, несмотря на недуг, он сумел завоевать уважение и признание своих коллег, и получить Нобелевскую премию.


Любимое уравнение профессора (Япония, 2006, режиссер: Такаси Коидзуми)

История о добром и щедром профессоре, 10 лет назад попавшем в автомобильную аварию, после которой в его памяти стали удерживаться события не более чем 80 минут, и о том, как он внес любовь к математике в жизнь своей домработницы и ее десятилетнего сына.
Тэмпл Грандин (Германия, 2012, режиссер: Ганс Вайнгартнер)

Биографический фильм про Тэмпл Грандин, страдающую аутизмом, которая стала одной из ведущих ученых в области сельскохозяйственной промышленности по гуманному обращению со скотом.
Человек дождя (США, 1988 режиссер: Барри Левинсон)

Характер грубоватого и эгоистичного молодого повесы, интересующегося только материальной выгодой, меняется после длительного общения с братом, страдающим аутизмом.

Фильмы про поиск смысла жизни в ТЖС
127 часов (США, 2010, режиссер: Дэнни Бойл)

Неудержимый скалолаз и любитель спрятанных в каньонах пещер в очередной раз в одиночестве едет в горы и оказывается в смертельной ловушке, когда ему приходиться выживать в течение 127 часов без еды, без питья и практически без надежды.
Достучаться до небес (Бельгия, 1997, режиссер: Томас Ян)

Судьба сводит героев картины в больнице, где врачи выносят им смертный приговор, они сбегают из больницы и пытаются осмыслить жизнь, найти ответы на свои вопросы, пока еще живы.
Мирный воин (США, Германия, 2006, режиссер: Виктор Сальва)

Талантливый гимнаст колледжа, мечтающий о выступлении на Олимпийских играх, имеет все – награды, друзей по команде, внимание девушек, но он не может в полной мере найти себя, а после несчастного случая ему приходится многое переосмыслить и преодолеть возникшие трудности со здоровьем и мировосприятием.


Фантомная боль (Германия, 2009, режиссер: Маттиас Эмке)


«Фантомная боль» мучает героя, потерявшего ногу в автомобильной катастрофе, физическая боль усугубляет внутреннюю, душевную боль; преодолев возникшие обстоятельства, он учиться жить по-новому, меняет отношение к жизни, к себе, к близким, и возвращается к полноценной жизни.
Фильмы, направленные на помощь в преодолении потери близкого человека
PS. Я тебя люблю (США, 2007, режиссер: Ричард Ла Гравенес)

Фильм о том, как даже после смерти муж сумел поддержать свою любимую жену: заблаговременно он оставил ей 7 посланий, которые должны помочь ей пережить утрату. Каждое заканчивается постскриптумом «Я люблю тебя».

Виноваты звезды (США, 2014, режиссер: Джош Бун)

Любовь делает короткую, юную жизнь неизлечимо больных героев, наполненной смыслом и взаимоподдержкой.
Жутко громко и запредельно близко (США, 2011, режиссер: Стивен Долдри)

Десятилетний Оскар теряет отца в день атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке, он по всему городу ищет информацию, которая должна привести его к разрешению загадки, которую приготовил для него отец, чтобы мальчик научился преодолевать свои страхи и тревоги. Решая эти задачи, он становится сильнее, бесстрашнее, справляется со своим горем и начинает ближе общаться с мамой.
Спеши любить (США, 2002, режиссер: Адам Шенкман)

Любовь к неизлечимо больной девушке меняет характер самонадеянного, независимого и жестокого к изгоям парня.
Фильмы о детях и подростках в ТЖС и страдающих социально-психологической дезадаптацией
Вот я какой (США, 2011, режиссер: Майкл Павоне)

Фильм рассказывает о становлении взглядов и характера 13-летнего подростка, которого поставили для подготовки задания в пару с длинным, рыжеволосым одноклассником, главным объектом насмешек всей школы.
Держи ритм (США, 2006, режиссер: Лиз Фридлендер)

Профессиональный танцор решает обучить своему таланту трудных подростков, учащихся Нью-Йоркской общеобразовательной школы.

Звездочки на земле (Индия, 2007, режиссер: Аамир Кхан, Амол Гуптэ)

Учитель рисования ставит перед собой цель изменить жизнь восьмилетнего мальчика, страдающего дислексией, которого никто не понимает, а родители в наказание за неуспеваемость отправили в школу-интернат, где он очень страдает от одиночества и расставания с семьей.
Невидимая сторона (США, 2009, режиссер: Джон Ли Хэнкок)

Благополучная семья берет к себе чернокожего подростка, оставшегося без семьи и дома; впоследствии он становится спортивной звездой и поступает в университет.
Опасные умы (США, 1995, режиссер: Джон Н. Смит)

Учительница английского языка для пробуждения интереса учеников к учебе применяет свой опыт, полученный на военной службе, поскольку ее учениками оказываются угрюмые подростки из неблагополучных районов, большая часть которых ведет асоциальный образ жизни, принимает участие в уличных бандах, занимается торговлей наркотиками.
Пеликан (Франция, Греция, 2011, режиссер: Оливье Орле)

После смерти жены мужчина отказывается выходить на улицу и не хочет общаться с единственным сыном. Жизнь теряет смысл, перестает для него существовать. Однажды мальчик находит птенца пеликана, которого решает оставить у себя. Он выкармливает птицу, и между ними завязываются теплые дружеские отношения. Пеликан помогает мальчику вновь обрести своего отца и возродить его к жизни.
Писатели свободы (Германия, США, 2006, режиссер: Ричард Ла Гравенес)

Молодая учительница английского языка работает с трудными подростками из неблагополучных районов, пройдя через огромное сопротивление с их стороны, она помогает им поверить в себя и найти свой путь.
Тренер Картер (США, Германия, 2005, режиссер: Томас Картер)

Фильм основан на реальной истории, происшедшей в 1999 в Калифорнии, когда тренер школьной команды по баскетболу, думая о будущем своих подопечных, принял в середине сезона беспрецедентное решение, запретив ни разу не проигрывавшим игрокам, выходить на площадку пока они не повысят свою успеваемость в школе.

Чучело (СССР, 1983, режиссер: Ролан Быков, Аркадий Хайт)

Шестиклассница мужественно противостоит подлости и предательству со стороны одноклассников, прозвавших ее «чучелом».
Это очень забавная история (США, 2010, режиссер: Анна Боден, Райан Флек)

16-летний герой переживает депрессию и пытается найти помощь в клинике для душевнобольных; всего за пять дней он очень многое узнает о жизни, дружбе, любви и о тех трудностях, с которыми сопряжена пора взросления.


написать администратору сайта