Главная страница
Навигация по странице:

  • Выполнил: ____ __(Ф.И.О. студента)_______________(направление, группа)Проверил(а)

  • Философия Спинозы. Реферат Философия. Философия Б. Спинозы


    Скачать 37.49 Kb.
    НазваниеФилософия Б. Спинозы
    АнкорФилософия Спинозы
    Дата02.11.2022
    Размер37.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат Философия.docx
    ТипРеферат
    #767490



    Зачетная работа

    (1 семестр)
    Дисциплина: Философия

    (название дисциплины)

    Реферат

    (вид работы)

    Тема: «Философия Б.Спинозы»

    (Название темы)


    Выполнил:

    ____ __

    (Ф.И.О. студента)

    _______________

    (направление, группа)

    Проверил(а):

    __________________________

    (Ф.И.О. преподавателя)

    __________________________

    (дата)

    г. Омск 2021

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
    ГЛАВА 1. ЭПОХА Б.СПИНОЗЫ..………………………………………...5

    1.1. Характеристика эпохи ….…………………………………………..….5
    1.2. Спиноза-«Философ Барокко» - биография и жизненный путь .….....6
    1.3 Философская система Спинозы и его основные труды ….………......7
    ГЛАВА 2. «БОГОСЛОВСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ» КАК ОСНОВА ФИЛОСОФИИ СПИНОЗЫ. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЦЕРКВИ, ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИИ, ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА.…..…..…..…..…..…..…..……..…..……..……..…..…….…..…....8
    ГЛАВА 3. «ЭТИКА» СПИНОЗЫ, РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ

    ВЗГЛЯДОВ. ….................…..…...........…..…...........…..…..…....…..........11
    3.1. Картина мира по Б. Спинозе ………………………………………...12
    3.2 Спиноза о боге и религии, детерминизм против теологии ……..….13
    3.3 Социологические взгляды Б. Спинозы. Учение о человеке .…...….14
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...18
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………..……..……..…....…..…..…..…..20

    ВВЕДЕНИЕ
    В чем же может состоять призвание философа как в ни нахождении истинной мудрости? Мудрость- это величайший дар, который могли подарить философы человечеству, ведь философия - есть любовь к мудрости.
    Но в чем состоит мудрость? В том ли, чтобы сломить дух сильнейшего и покорить вершины власти? В том ли, чтобы подчинить себе хитростью людей? Может быть в том, чтобы посредством обмана достичь изобилия материальных благ и богатства? Возможно, мудрость- есть достичь всемирной славы, обретя множество последователей, которые будут боготворить своего кумира? - Однозначно нет. Ни один из вышеперечисленных пределов мечтаний обычного человека не показывает мудрости. Ведь все эти призрачные и ржавеющие со временем блага меркнут в глазах истинного мудреца, при свете единственного божества которому он служит. Это божество - истина.
    Истина - вот высшая ценность мудреца, и ради ее обретения он готов пожертвовать не только властью, славой, почестями, богатством, возможно, любовью близких , но и любовью женской, а также собственной жизнью.
    Если обратить свой взгляд в уже далекий и непонятный для нас 17 век, мы сможем увидеть в пучине различных значимых исторических событий, не побоюсь этого слова, - настоящую личность, перед которой меркнут многие деятели этого века. Этой личностью является верный и бескорыстный служитель истины – Бенедикт Спиноза.

    Влияние Спинозы на последующую философию было безмерно, потому, что он не уклонился от возложенной на него Духом времени миссии. Думаю, что будет правильным сказать, что не Декарт, а именно Спиноза должен быть назван отцом новой философии при том условии, что если искать в ней, как говорили греки, - ‘корни всех вещей’. Самый чистый мудрец - Так назвал Спинозу Ф. Ницше. И у нас есть достаточно оснований согласиться с такой оценкой, как бы она ни была истолкована. 

    Он стремился выяснить новое этическое отношение человека к миру, который становился математически исчисляемым и механически конструируемым. 

    «Он был самоотверженным человеком и гениальным философом» как пишет И. Ялом в своем произведении «Проблема Спинозы». Именно поэтому труды Спинозы составляют в наше время неотъемлемую часть истории мировой философии. Цель моей работы доказать это. 

    Задачами данного исследования являются: 

    1)Рассмотреть философию Б.Спинозы, его основные идеи и работы, в которых они изложены

    2)Изучение сущности философии Б.Спинозы, вычленение сути и главных принципов его учений.

    Актуальность данной темы неоспорима в наше время, так как целью своей философии Бенедикт Спиноза ставил «помощь людям в построении верного направления собственного существования, и стремлению к радости и счастью.»
    Нельзя не согласиться, что во все времена человек воинственно и упорно стремился к одному из самых высших благ - к счастью. И, возможно, этот отверженный философ станет спасительным ключом для многих к открытию себя и нахождению человеческого счастья.


    ГЛАВА 1. ЭПОХА Б.СПИНОЗЫ


      1. Характеристика эпохи



    «Век прирожденных гениев и мудрецов»- вот так именуют некоторые историки XVII столетие, когда родился и умер Спиноза. Необходимо вспомнить хотя бы то, что именно в этот век опубликовали свои философские и научные произведения Бэкон и Декарт, Кеплер и Галилей, Гоббси Гассенди, Гарвей и Бойль, Гюйгенс и Паскаль, Лейбниц, Ньютон и Локк и многие другие, хотя этот список говорит уже о многом. В развитии философских идей даже лишь названные мыслители сделали столько, что, если иметь в виду всю предшествующую историю этого развития, только философы классической Греции, которые жили в течение нескольких столетий до н. э. могут, пожалуй, составить им конкуренцию.

    Когда речь идет о Спинозе, как и о всех других названных выше мыслителях, то мы, разумеется, имеем в виду западноевропейское общество XVII в. В данном столетии мы находим интенсивный рост, по крайней мере в некоторых наиболее развитых странах, буржуазных социально-экономических отношений, бравших верх над вековыми феодальными отношениями.

    Нидерланды в течение большей части XVII в. находились, можно сказать, в фокусе экономического и культурного развития Западной Европы. Завоевав независимость от феодальной абсолютистской Испании в конце XVI —начале XVII в., они стали наиболее развитым государством, буржуазной республикой. Здесь процветало мануфактурное производство, но еще более торговля, достигшая всемирных масштабов. Примечательной особенностью экономической жизни Нидерландов был тот факт, что часть населения, занимавшаяся сельским хозяйством и жившая в деревне, составляла здесь меньшинство. Этого не было тогда ни в одной другой стране. В Нидерландах 17в. наблюдалась самая большая религиозная веротерпимость- принимались практически все участники различных конфессий и религий. Множество инакомыслящих, притеснявшихся и преследовавшихся в своих странах, находили здесь достаточно безопасное убежище, получая возможность вести интеллектуальную деятельность.

    В Амстердаме существовала значительная еврейская община, образованная прежде всего теми, кто бежал из Португалии, где евреи подвергались жестоким преследованиям. Раввины, которые руководили общиной, старались вести довольно жесткую политику по отношению к иудаистской дисциплине. Сделать это было довольно непросто, так как эта дисциплина, во-первых, была расшатана в условиях обращения в католичество в условиях Пиренейского полуострова, и, во-вторых, в Амстердаме возникало множество «духовных соблазнов», настраивающих мыслящих евреев против иудаизма. Эта сложная ситуация во многом определила жизнь молодого Спинозы.


      1. Спиноза-«Философ Барокко» - биография и жизненный путь

    «Философ барокко» -так называют его некоторые историки философии. Стилевые особенности барокко - это напряженность многообразных, иногда весьма различных элементов, сводимых к фундаментальному - характеризующие множество явлений архитектуры, искусства и литературы той эпохи. Они отличают и систему философских идей Спинозы. О них можно говорить и применительно к его жизни. 

    Она началась и протекала в Нидерландах. Бенедикт (по рождению- Барух) Спиноза родился в купеческой семье 24 ноября 1632 года, учился в еврейском религиозном училище. Уже в эти годы, как и в дальнейшем, он хорошо усвоил материалы Библии, еврейской и арабской средневековой философии, искусно владел Латынью. Во многом повлиял на дальнейшую жизнь Бенедикта его наставник- Ван Ден Энден- радикальный вольнодумец и левый республиканец, который мечтал о демократических преобразованиях в Нидерландах. Спиноза был отлучен от еврейской общины и иудаизма в 1656 г., провозглашен еретиком из-за опаски его влияния на других иудеев. 

    Это отлучение, к слову говоря, было справедливо снято иерусалимским раввином, но, правда, практически спустя 200 лет- в 1927 г.
    Вынужденный временно покинуть Амстердам, Спиноза, принявший имя Бенедикт, поселился в провинции, где приступил к разработке своей философской системы. Жизнь и деятельность Спинозы протекали в условиях резкого обострения нападок кальвинистского духовенства на республиканское правительство, попыток дворянства установить монархию. Спиноза был современником революции в Англии, а острые противоречия эпохи нашли выражение в его учениях.
    1.3 Философская система Спинозы и его основные труды

    Философская система Спинозы - пантеизм, утверждающий тождество безличного бога с единой бесконечной субстанцией, постигаемой нечувственным разумом и даже собственно интеллектуальной интуицией как высшей его способностью. Субстанция порождает мир конкретных предметов и явлений природы, называемых Спинозой модусами. Взаимодействие последних детерминировано - подчиняется математическим и механическим законам. Среди модусов важнейшее место занимает человек, истолкование моральной и социальной деятельности которого находилось в фокусе философских интересов Спинозы. Во взглядах на общество, Спиноза - один из виднейших представителей теорий "естественного права" и "общественного договора".

    Основными трудами Спинозы являются:

    1) «О Боге, человеке и его счастье»

    2) «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей»

    3) «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом»

    4) «Богословско-политический трактат»

    5) «Политический трактат» (не окончен)

    6) «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей» 7) «Еврейская грамматика».

    ГЛАВА 2. «БОГОСЛОВСКО – ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ» КАК ОСНОВА ФИЛОСОФИИ СПИНОЗЫ. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЦЕРКВИ, ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИИ, ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
    “Богословско-политический трактат ” (Tractatus theologico-politicus, 1670)—одно из главных произведений Б. Спинозы, состоящее из 20 глав. В двух заключительных главах речь идет о свободе философствовать, что на языке того времени означало право свободно мыслить вообще. 

    Трактат является одним из первых образцов исторической библейской критики. Он посвящен обоснованию свободы совести, науки, мнений, слова , где Спиноза доказывал, что никто не может перенести на другого свое естественное право или свою способность свободно рассуждать и судить о каких бы то ни было вещах, и никто не может быть принужден к этому.

    «Богословско-политический трактат» был единственным изданием Спинозы при жизни.

    Уже из заглавия книги видно, что Спиноза намерен исследовать три области культурной жизни в их существе и взаимных отношениях друг к другу.
    В трактате Спиноза поставил перед собой задачу раз и навсегда установить отношения между религией и разумом, между государством и церковью. При этом автор не останавливался пред преградами, будь то общепризнанные религиозные, либо философские системы. 

    В Ветхом завете Спиноза видит не более чем исторический памятник, канонические книги которого, в том числе и Тора (пятикнижие Моисеево), написаны в разные времена и разными авторами. На основе самой Библии он доказал, что норму для ее понимания нужно искать в самом тексте; что между нею и сознанием нет ничего общего.

    Сущность же религии, в понимании Спинозы, заключается не в следовании догматическим доктринам, не в строгом соблюдении церковных обрядов, а в любви к Богу. Лучшее выражение этой любви - благочестие и послушание, которые ведут к добродетельной жизни.

    Спиноза утверждал в трактате строгую необходимость разграничения, с одной стороны, между сферою разума и сферою религии, а с другой - между государством и церковью. Более того, Спиноза требовал подчинения церкви государству, неограниченной государственной власти не только в делах гражданских, но и в делах веры.

    Необходимым условием единого государства, управляемого законами разума, как считал Спиноза, должна стать свобода совести, свобода слова и печати, потому что конечной целью государства является разумная свобода и при образовании государства каждый может только отказаться от права действовать по собственной воле, но не может отказаться от своего природного права как угодно мыслить и высказывать свои мысли. Таким образом, раздельность разума и религии, государства и церкви не требуют, чтобы они были враждебны между собой и взаимно исключали друг друга.
    Спиноза писал, что право, определяемое мощью народа, - это верховная власть, сосредоточенная в руках того, на кого с общего согласия возложена забота о делах правления.

    Соответственно, Спиноза -достаточно традиционно различает три вида гражданского состояния:

    1) монархия, при которой власть сосредоточена в руках одного лица;
    2) аристократия, когда власть отправляется коллегией, в состав которой входят только избранные граждане;

    3) демократия, представляющая собой коллегию, составленную из всего народа.

    Наиболее радикален Спиноза в своем учении о свободном государстве. Он считает, что конечная цель государства состоит не в том, чтобы держать людей в страхе, подчиняя их власти другого человека, а в том, чтобы освободить от страха каждого человека, чтобы тот жил в безопасности, т.е. «наилучшим образом удерживал свое естественное право на существование и деятельность без вреда себе и другим».

    Свобода — не в том, чтобы превращать людей из разумных существ в животных или бездумные автоматы, но, напротив, в том, чтобы «их душа и тело отправляли свои функции, не подвергаясь опасности, а сами они пользовались свободным разумом». Поэтому, заключает философ, истинная «цель государства в действительности есть свобода».

    Спиноза формулирует основные правила, которых должно придерживаться государство, желающее быть свободным:
    1) невозможно отнять у людей свободу говорить то, что они думают;
    2) эта свобода без вреда праву и авторитету высших властей может быть дана каждому, и каждый может сохранять ее без вреда тому же праву, если при этом он не берет на себя смелость выступать против основ и законов государства;
    3) свобода не наносит никакого вреда сохранению мира в государстве, и от нее не возникает никаких неудобств, которые нельзя было бы с легкостью устранить;
    4) каждый гражданин может пользоваться данной свободой без вреда благочестию;

    5) законы, издаваемые против «спекулятивных предметов» (т.е. против каких бы то ни было теорий и идей), бесполезны;

    6) эту свободу не только можно допускать без вреда, но и должно ее допустить для процветания общества.

    Его сочинение вызвало большой шум в Европе. Прежде всех были возмущены сторонники Декарта, последователем которого многие считали Спинозу.

    Что касается богословов, то их ярости не было границ.
    Буря, поднятая его трактатом, не лишила Спинозу спокойствия и желания работать, но отбила охоту публиковать другие свои произведения, и они были изданы его друзьями уже посмертно.

    ГЛАВА 3. «ЭТИКА» СПИНОЗЫ, РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ

    Никакие неприятности, преследования и угрозы не могли отвратить его от завершения капитального труда, над которым философ работал с перерывами около 12 лет, получившего название «Этика».
    «Этику» принято считать главным произведением Спинозы, трудом его жизни. Философ и сам придавал этому сочинению исключительное значение, поскольку в нем он осуществил намерение изложить важнейшие вопросы своей метафизики. Причем изложить не произвольно, а геометрическим способом, сообщающим философским построениям математическую строгость, переводящим абстрактную прозу на язык геометрии. Отсюда- необычная структура его труда, разбитого на постулаты, аксиомы и теоремы с доказательствами. Все сочинение представляет собой непрерывную цепь выводов, идущих друг за другом в строгой логической последовательности. Лишь изредка аргументация дополняется разъяснениями и примечаниями. Отсюда- обращение к логической терминологии, призванной придать тексту большую стройность. «Я постоянно старался, — писал Спиноза, — не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать». Такая работа не могла быть спешной или небрежной - подчиненность форме требовала времени,- поэтому у Спинозы она заняла, как упомянуто выше, около 12 лет.
    Но опубликовать свое произведение мужественному философу не удалось, это, между прочим, сделали его друзья после его смерти, так что в Европе она получила широкое хождение в виде рукописи. Популярность «Этики» среди современников Спинозы объяснялась самой ее целью - указать людям образ жизни, ведущий к добродетели, как к высшему и единственному прочному благу.
    Как следует понимать добродетель и в чем она состоит —вот что должна была разъяснить книга Спинозы. Впрочем, этим же объясняется интерес к «Этике» в наши дни.

    «Этика» состоит из пяти частей.

    1. Учение о субстанции, или Боге (метафизика).

    2. О природе и происхождении ума (физика).

    3. О происхождении и природе страстей (психология).

    4. О рабстве человека, или о могуществе страстей.

    5. О силе разума, или человеческой свободе.

    В этом всеобъемлющем труде Спиноза, отталкиваясь от философии Декарта, создает собственную, принципиально отличающуюся от своего первоисточника. 

    3.1. Картина мира по Б. Спинозе

    Картина мира Бенедикта Спинозы проявляется в концепции «Бог есть мир».

    Центральным философским понятием в процессе постижения Бога и природы выступает понятие субстанции. В отличие от Декарта, который выделял две взаимонезависимые субстанции – материю и разум, объединяемые Богом, Спиноза утверждает, что существует единственный вид субстанции, которая одновременно есть Бог и природа. Природу, а таким образом и субстанцию он не сводит к понятию материи. Для понимания того, что Спиноза понимает под этим "другим бесконечным" необходимо рассмотреть понятие Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах. Под атрибутом (субстанции) он понимает «то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность». Соответственно, модус есть «состояние субстанции, иными словами, то, что существует в другом и представляются через это другое». С одной стороны, он утверждает бесконечность атрибутов бесконечной субстанции, и через эту бесконечность доказывает единственность субстанции. С другой стороны, он утверждает, что фактически существует только два независимых и главных атрибута Природы-Бога, а именно: протяженность, которая выражается в модусе материи, и мышление, находящее свое выражение в модусе разума. В определенной мере он противоречит сам себе, так как ранжирование бесконечного числа атрибутов, вообще говоря не может привести к выделению двух главных. Но если рассматривать эти два главных атрибута, как в определенном смысле категории, то это более естественно. 

    Спиноза делает следующий вывод: «Я, кажется, достаточно доказал, что из абсолютной силы Божества, или бесконечной природы, все проистекло или, лучше, постоянно проистекает с такою же необходимостью, как из природы треугольника из века в век будет следовать, что его углы равны двум прямым».

    3.2 Спиноза о боге и религии, детерминизм против теологии


    Необходимо также учитывать при рассмотрении концепции Бога у Спинозы тот факт, что, хотя эта концепция и имеет значительное самостоятельное значение, но Спиноза все-таки рассматривал ее как основу для своего этического учения и учения о предопределенности. Прежде всего, его понятие о предопределенности базируется на его представлении о Природе (Боге) как о бесконечной и неделимой субстанции, причем субстанция эта бесконечна как в пространстве, так и во времени. Это представление о Боге бесконечном во времени, вообще говоря, обычное для того времени, привело Спинозу к выводу, крайне необычному в то время.

    С одной стороны, он утверждает, что Бог может представить абсолютно все возможные комбинации атрибутов и модусов, которые он может произвести как причину, определяющую саму себя, а также имманентная причина всего сущего. Из этого вывода, дополненного постулатом о всемогуществе Бога, он делает во многом парадоксальный вывод - всемогущий Бог уже создал все, что он способен создать, и его творческая роль создателя сведена тем самым к нулю. Хотя Спиноза и пытается завуалировать свой вывод, проводя аналогию в свойстве всеведения, спорность такой аналогии сразу оказалась очевидна представителям официальной религии. Особенную важность этому выводу придало то, что если Бог более не является движущей силой природы, то его существование приобретает чисто теоретическое значение, утрачивается смысл в вере.

    Другой вывод Спинозы, подрывающий официальную религию, заключался в его учении о предопределении. Он считает, что так как вся созидательная потенция Бога уже реализована, то все в природе абсолютно детерминировано. Все, что происходит в мире есть бесконечная последовательность сцепления модусов, которые связываются в бесконечные цепочки причин и следствий, в которых нет и не может быть разрывов. И так как первоначальным импульсом и причиной всех модусов послужила субстанция, то, как он говорит, "Вещь, которая определена к какому-либо действию, необходимо определена таким образом Богом, а не определенная Богом, сама себя определить не может". 

    Свобода же определяется им не как независимость, а как непринужденность к определенным действиям. Как он говорит, "Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию сама собой. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной, называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу". Человек постольку, поскольку он является модусом - предопределен и не может претендовать даже на такую свободу. Однако, так как человек является сложной вещью, которая благодаря наличию разума может, не выходя за пределы этой детерминации, обретать определенную свободу самореализации, эта ограниченная свобода может проявляться в познании. Таким образом, Спиноза утверждает, что человек становится свободным тогда, когда он познает необходимость «божественного предначертания»
    3.3 Социологические взгляды Б. Спинозы. Учение о человеке

    Как же определяет Спиноза место человека в мире и природу человеческого духа? Он полагает, что мышление как атрибут бесконечной субстанции проявляется в бесконечном ряде образов мышления или идей. Этот бесконечный ряд идей, вечно проистекающих из бесконечного мышления, выражает сущность Божества.

    Порядок и связь между идеями вполне соответствует порядку и связи между телами. Однако, так как идея и тело - суть оба выражения одной и той же субстанции, то из этого следует, что каждому телу, или образу бесконечного протяжения, должна соответствовать особенная идея или образ бесконечного мышления, и подобно тому, как протяжение и мышление не суть две субстанции, а бесконечные атрибуты, составляющие одну и ту же субстанцию, точно так же известный образ протяжения и идея этого образа протяжения в сущности составляют один и тот же предмет, только выраженный двумя разными способами.

    Человек же - это существо, состоящее из известных модусов Божественных атрибутов и отражающее в определенной степени Божественную природу.
    Человеческий дух есть образ бесконечного мышления, человеческое тело есть образ бесконечного протяжения; первый есть идея, второе— предмет этой идеи. То есть, человеческий дух есть идея человеческого тела, а человек есть не что иное, как тождество души и тела.

    Эти образы проявления Божественной субстанции различаются друг от друга только потому, что они выражают Божественную сущность различными способами: один — в сфере мышления, другой — в сфере протяжения. Вместе с тем они тождественны, потому что представляют один и тот же момент бесконечной деятельности.

    Что в вечной субстанции воплощается в тело, то она мыслит, как душа, и все это вместе взятое составляет человека. Человеческая душа есть невидимое тело; человеческое тело есть видимая душа.

    Человеческое тело сложно, так как оно составлено из множества простейших тел; потому и идея этого тела, т. е. душа, должна быть сложной, составленной из множества идей. Чем тело сложнее, тем оно способнее разом понять и обнять многое. Чем тело независимее в своих действиях и чем оно способнее заставлять другие тела испытывать эти действия на себе, тем душа способнее к полному и ясному пониманию вещей.

    В этом и заключается превосходство человеческой души – в способности многое понять и объять одновременно, так как и тело человеческое более, чем всякое другое, способно многое сделать одновременно и сильно воздействовать на другие тела.

    Всем же простейшим телам и менее совершенным организациям соответствуют и души, или идеи, менее совершенные; наконец, само смутное сознание существует в области инерции и совершенной пассивности, которая составляет самую низшую грань в царстве бытия, подобно тому, как абсолютная деятельность субстанции есть наивысший предел его.
    В душе нет абсолютной или свободной воли, но она побуждается к тому или иному хотению известной причиной, которая, в свою очередь, определяется другой причиной, а эта последняя - опять другой, и так далее до бесконечности.
    Душа есть известный образ бытия, известный модус, в котором проявило себя мышление; но так как только одна субстанция действует по законам своей собственной природы, никем не стесняемая в своих действиях, и, следовательно, только она одна есть свободная причина своих действий, то упомянутый образ мышления не может быть свободной причиной своих действий или не может обладать абсолютной способностью хотеть или не хотеть; для того чтобы захотеть то или другое, она должна быть побуждаема известной причиной, которая, в свою очередь, определяется другой, причиной, а та еще другой, и так далее.

    Причина же, почему люди считают себя свободными, заключается в том, что они рождаются с совершенным незнанием причин, обусловливающих то или иное явление. Им известен только факт хотения, они знают только одно - что они хотят, стремятся к чему-либо, но они не задумываются о причинах, которые движут ими при том или ином хотении, так как не знают их, и тогда сознание этого факта заставляет их полагать, что воля их свободна.

    Для Спинозы ум и воля - одно и то же. Воля, по его мнению, есть не желание, не склонность, с которыми душа стремится приобрести что-либо или отказаться от чего-либо, а способность, посредством которой она утверждает или отрицает все истинное или ложное. Но, как уже говорилось, свободной воли, т. е. абсолютной способности хотеть или не хотеть, нет в душе, а есть только отдельные хотения, ибо как ум, так и воля суть только общие представления, которые в сущности ничем не отличаются от отдельных представлений, из которых они составлены.

    Можно сделать вывод, что воля есть, собственно, тот же ум, только уже не просто сознающий, а утверждающий либо отрицающий. Воля и ум представляют различные стороны, различные состояния одного и того же духовного бытия. В процессе духовной деятельности они отождествляются, так как воля не может ни утверждать, ни отрицать того, что ум сознает как истину или ложь, иначе говоря, воля не может не признавать того, что ум сознает. 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Не удивительно, что к учению Спинозы был проявлен особый интерес со стороны последующих поколений. Один из важнейших показателей глубины и жизненности философского учения – его влияние на мыслителей последующих поколений и, тем более, веков, а также полемика с ним мыслителей и исторических деятелей, оспаривающих и опровергающих эти идеи. При рассмотрении учения Спинозы в этом аспекте оно выступает как одна из интереснейших страниц в истории философии. После смерти Спинозы его учение вызвало к жизни различные течения. Например, в XVII-XVIII веках его учение о единой субстанции, как причине самой себя, сыграло большую роль в становлении материалистической мысли в Европе. Совершенно другое преломление получили идеи Спинозы в Германии в XVIII-XIX веках. Здесь особая роль принадлежит так называемому «спору о пантеизме». Гегелевское отношение к философии Спинозы для меня является очень близким. Известна высокая оценка философии Спинозы Гегелем, который видел в ней главное звено в истории новой философии. «Мышление, - писал он в своих «Лекциях по истории философии», - необходимо должно было стать на точку зрения спинозизма. Быть спинозистом, - это существенное начало всякого философствования».

    Произведения Спинозы неоднократно запрещались голландским правительством, кальвинистскими иудаистскими религиозными организациями; внесены католической церковью в "Список запрещенных книг". Философия Спинозы оказала большое влияние на развитие материализма, диалектики и атеизма. Хотелось бы отметить, что многие величайшие умы находили учения Спинозы гениальными и становились сторонниками «бога Спинозы, открывшегося в гармонии всего бытья» – как писал А. Эйнштейн. Многие политико-правовые идеи Спинозы, как отмечено, были восприняты Руссо и другими радикальными мыслителями демократического направления. В 20-е годы XX века в Гааге, где воздвигнут памятник Спинозе, выходил хроникой «Спинозанум», где публиковались статьи и различные материалы. И по сей день, философия Спинозы вызывает восторг у увлеченного читателя и успешно находит свою публику. 

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1) Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей / Пер. с лат. Н.А. Иванцова- М.; Академический Проект, 2008 – 415с. ISBN 9785829110017
    2) Ялом И. Проблема Спинозы / Ирвин Ялом ; [пер. с англ. Э. И. Мельник]. – M. :Эскимо, 2013.- 408 с. ISBN 9785699543984
    3) Интернет-ресурс "Benedict de Spinoza": http://members. tripod.com/

    BDS web/ru
    4) Соколов В.В. Спиноза. – М.: Мысль, 1973. – 224 с. – (Мыслители прошлого).
    5) Спиноза Избранные произведения. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 608 с.
    6) Философия: Справочник студента. – М.: Слово, 2001. – 630 с.
    7) Беленький М.С. Спиноза о религии, Боге и Библии - М., 1977
    8) Б. Спиноза . «Богословско-политический тракт» / Интернет-ресурс http://www.klex.ru/efr (книжный архив)
    9) А.В. Федоров «Спиноза» М.; Эскимо, 2000- 293 с. (След в истории)
    10) В.Н.Лавриненко «Философия», М/ Юристъ:2002


    написать администратору сайта