Главная страница
Навигация по странице:

  • История создания Союз русского народа

  • Структура и лидеры партии

  • Идеология и программа партии

  • Методы реализации программных установок

  • Историческая роль и оценка деятельности Союза русского народа

  • партия. Партия национальной идеи Союз русского народа


    Скачать 16.7 Kb.
    НазваниеПартия национальной идеи Союз русского народа
    Анкорпартия
    Дата08.05.2023
    Размер16.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапартия.docx
    ТипДокументы
    #1115481

    Партия национальной идеи «Союз русского народа»

    Идеи русского национализма появились и стали развиваться в контексте общеевропейского движения в XIX веке. Российская власть не рассматривала националистов как свою идейную опору даже в перспективе. Поэтому такого рода политические деятели вызывали у властей скорее подозрение, чем сочувствие. Гонений на зарождавшееся движение не планировали, но и помощи не обещали. В отечественной черносотенной трактовке русской нации рассматривались две её стороны: имперская и этническая. Они не были тождественны, но органично сливались в идее государства. Имперская сторона признавала лидирующую функцию за русской нацией (вместе с малороссами и белорусами). Русская этническая общность почитала империю идеалом государственности.
    История создания Союз русского народа

    Русские националисты активизировались в самом начале XX века, когда в верхних слоях российского общества проявилась тенденция к космополитизму. Первой заметной организацией националистического толка было «Русское собрание» проповедовавшее монархизм клерикализм и ограниченный антисемитизм. В 1905 году представители высшей аристократии создали в Москве «Союз русских людей», с идеалом допетровской Руси. Почти в то же время консервативный публицист и историк В.А. Грингмут основал «Монархическую партию», занявшую крайне правую позицию в политическом спектре России. Он же придумал своему движению название «Чёрная сотня», наподобие «чёрных, низовых сотен» Козьмы Минина, спасших Русское царство в Смутные времена. Противники националистов превратили это историческое название в символ «еврейских погромов». «Союз русского народа» (СРН) образовался сразу после провозглашения Манифеста 17 октября 1905 года. Манифест подтолкнул стихийный взрыв политической активности. СРН возник в охваченной революционными событиями России, как реакция повсеместную активизацию левых общественно-политических движений. На этот раз в создании СРН приняли деятельное участие власти, в лице высших сановников и Департамента полиции.
    Структура и лидеры партии

    Во главе Союза русского народа стоял Главный совет, образованный 8 ноября 1905 года. В нём председательствовал врач и популярный политический деятель А. И. Дубровин. Историк и писатель В. М. Пуришкевич стал его первым заместителем. Сразу же после образования партии, ячейки Союза русского народа появились почти во всех крупных городах Российской империи, их базой становились черносотенные организации, имевшиеся на местах. Численность СРН, в разные времена колебалась вокруг цифры 400000 членов организации, в 400-х отделениях, 66-ти губерний. Особенно плотно отделы СРН располагались в районе «черты осёдлости» евреев. В Союзе функционировала полувоенная система, делившая рядовых членов на десятки во главе с десятником, сотни во главе с сотником и тысячи во главе с тысяцким. Главный совет СРН, включал в себя 12 членов и 18 кандидатов в члены. Вошедшие в партию организации могли сохранять свои уставы и названия. Социальная база Союза русского народа была разнолика. Ядро составляли интеллигенты: врачи, инженеры, юристы и т. п. Немало было представителей торгово-промышленной буржуазии. В СРН дозволялось вступать чиновникам и даже военным. Много было рабочих, ремесленников, а так же крестьян. Членский билет за первым номером имел известный священник Иоанн Кронштадтский. В списках партии числился сам император Николай II. А вот дворян в СРН было мало, они в основном входили в Союз русских людей и Русское собрание.
    Идеология и программа партии

    Националистическая идеология Союза русского народа чётко просматривалась в принципиальном положении Устава, гласящем, что членами СРН могут быть только природные русские. Ограничений по полу, возрасту, сословной принадлежности или уровню достатка не было. Главным условием было Православное вероисповедание. Идеологической платформой СРН являлась формула графа Уварова: «Православие, Самодержавие, Народность». Программа Союза русского народа оговаривала основные постулаты своего движения: В духовной жизни России Православие должно занимать первенствующее положение. Неограниченный характер самодержавия должен оставаться неизменным. Полномочия Государственной Думы не должны выходить за рамки совещательной функции.

    Методы реализации программных установок

    Политические методы решения социально-экономических проблем были противоречивыми: СРН критиковал российский бюрократизм; проводил активную антидумскую политику; выступала за сохранение помещичьей собственности на землю; советовал государству выкупать у частных владельцев земли и продавать их земледельцам по доступной цене; в проблеме фабрично-заводских рабочих предлагал своё содействие в примирении между ними и предпринимателями; в национальном вопросе СРН провозглашал: «Россия для русских» и требовал кардинально ограничить евреев в правах. Эти идеи, несмотря на открытый радикализм, имели широкую популярность в народе. Мало того, многие люди активно поддерживали боевые дружины СРН в погромах и другие мероприятия против инородцев.

    Историческая роль и оценка деятельности Союза русского народа

    Некоторая аморфность и личные амбиции лидеров привели организацию к политическим противоречиям и расколу. Дубровин лишился правительственного финансирования, и его партия перестала иметь сколь-нибудь заметное значение в политической жизни страны. Тем не менее, Союз русского народа сыграл на определённом этапе весьма неординарную роль в российской истории. Организация намеревалась стать в глазах русской общности оплотом идеи самодержавия, Православной соборности и верности императору. Однако даже в глазах авторитетных современников СРН стал выглядеть нелицеприятно. С. Ю. Витте называл Союз сборищем воров и хулиганов, а их лидеров представлял как «нерукопожатных изгоев». Даже Столыпин, одной рукой давая субсидии, другой жёстко пресекал имевшие место беспорядки с участием черносотенцев. Он открыто называл Союз русского народа источником нарушения законности и порядка. Такого же мнения придерживался и его преемник Коковцев. Впоследствии уже советская историография строила свою оценку СРН, основываясь на этой точке зрения.


    написать администратору сайта