Реферат Философия буддизма. Реферат философия Буддизма. Философия буддизма
Скачать 32.21 Kb.
|
Министерство образования и науки РБ ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» РЕФЕРАТ На тему: Философия буддизма Выполнила: студентка 1 курса заочного обучения Специальности: 38.02.01 Экономика. Бухгалтерский учет Группы: 342 Власова Виктория Алексеевна Содержание: Введение Появление буддизма Основы буддийской философии Учение Будды Истины буддизма Священная литература Буддийское мировоззрение Буддизм в России Заключение Список литературы Введение Философия буддизма — это система рационально обоснованных представлений о мире, человеке и знаниях, разработанных в рамках различных направлений и школ буддизма. Отличительной чертой буддизма является его этически-практическая направленность. Буддизм с самого начала противопоставлял не только важность внешних форм религиозной жизни и особенно ритуала, но и абстрактные и догматические устремления, характерные, в частности, для брахманской ведической традиции. Центральной проблемой в буддизме была проблема индивидуального существования. В основе буддизма лежит проповедь Будды о четырех благородных истинах. Все построения буддизма посвящены объяснению и развитию этих предложений, и особенно концепции личной автономии, содержащейся в них. Нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное невредительство другим (ахинса), проистекающее из общей кротости, доброты и чувства полного удовлетворения. В интеллектуальной сфере буддизма упраздняется различие между чувственными и рациональными формами познания и устанавливается практика так называемой созерцательной медитации, результатом которой является переживание полноты бытия в полном самопоглощении. Вопрос о восприятии буддизма в России также имеет неоспоримую актуальность. Это связано с растущим в последние десятилетия интересом к проблеме диалога культур. Глобализация современной жизни и культуры, осознание других ценностей заставляет по-другому смотреть на взаимодействие культур и цивилизаций. Появление буддизма Буддизм возник в середине первого тысячелетия до н.э. на севере Индии, как оппозиция тогдашнему доминирующему брахманизму. В середине VI века до н.э. индийское общество находилось в состоянии социально-экономического и культурного кризиса. Распадались семейная организация и традиционные связи, формировались классовые отношения. В это время в Индии было большое количество бродячих подвижников, они предлагали свое видение мира. Их противодействие существующему порядку вызвало сочувствие народа. Среди учений такого рода был буддизм, получивший наибольшее влияние в обществе. Большинство ученых считают, что основатель буддизма был настоящим человеком. Он был сын главы племени Шакья, рожденный в 560 г. до н.э. в северо-восточной Индии. Легенда гласит, что после беззаботной и счастливой молодости индийский принц Сиддхартха Гаутама сильно почувствовал хрупкость и безысходность жизни, ужас от идеи бесконечной серии перевоплощений. Он ушел из дома, чтобы пообщаться со мудрецами, чтобы найти ответ на вопрос, как можно освободить человека от страданий. Принц путешествовал семь лет, и в один прекрасный день, сидя под деревом Бодхи, на него обрушилось просветление. Он нашел ответ на свой вопрос. Имя Будда означает "просветленный". Потрясенный своим открытием, он сидел под деревом несколько дней, а затем спустился в долину к людям, которым начал проповедовать новое учение. Он проповедовал свою первую проповедь в Бенаресе. Сначала к нему присоединились пять бывших учеников, которые ушли от него, когда он отказался от аскетизма. Впоследствии у него было много последователей. Его идеи были близки многим. В течение 40 лет он проповедовал в северной и центральной Индии. Основы буддийской философии Буддизм придерживается принципа "анитии", согласно которому все, что существует, динамично и подвержено изменениям, в том числе и человек. Сатишандра Чаттерджи и Дирендрамохан Датта пишут в своей работе "Древнеиндийская философия": Из доктрины зависимого происхождения всех вещей вытекает также теория непостоянства вещей. Все вещи, которым Будда неустанно учил, подвержены изменениям и распаду. Поскольку все вещи производятся при определенных условиях, они ликвидируются с исчезновением этих условий. Все, что имеет начало, также имеет конец. Подвижность, присущая всему существующему, не означает хаос, ибо она подчиняется закону взаимозависимого возникновения дхарм (пратития-самутпада). Сатишандра Чаттерджи и Дирендрамохан Датта пишут в "Древнеиндийской философии": Существует стихийный и универсальный закон причинности, который обуславливает все явления духовного и материального мира. Этот закон (дхарма или дхамма) действует спонтанно, без помощи сознательного проводника. Согласно этому закону, возникновение одного частного явления (причины) сопровождается другим частным явлением (следствием). "Есть причина - есть и последствия". Существование всего условно, то есть имеет свою причину. Ничего не происходит случайно, без причины. Теория небытия души, или анатмавамда, является одной из фундаментальных доктрин буддийской философии и имеет в своей основе отрицание абсолютного неизменного Я, отрицание атмана. Эта позиция была одной из главных точек соприкосновения буддизма и брахманизма, и с ней велись многочисленные философские споры при дворах индийских царей. Нагарджуна и его последователи считаются признанными хозяевами дебатов. Учение Будды Как и другие религии, буддизм обещает людям освобождение от самых тягостных аспектов человеческого существования - страданий, страданий, страстей и страха смерти. Буддизм учит, что человек постепенно изменяется под влиянием человеческих действий. Если он ведет себя плохо, он пожинает болезнь, бедность и унижение. Делая добро, он вкушает радость и мир. Именно этот закон кармы (модаль вдания) определяет судьбу человека в самсаре (цикличность существования, "цикл" рождения, смерти, перерождения). Этот закон формирует механизм самсары, называемой Бхавачакрой, "колесо жизни". Каждое живое существо попадает в колесо жизни со своей бесконечной цепью перерождений. Гнев, невежество и похоть не дают ему сбежать от "колеса жизни". Бхавачакра состоит из 12 ниданов или конечностей, взаимосвязанных причин, которые порождают непрерывный жизненный поток: невежество порождает кармические импульсы; они формируют индивидуальное сознание; сознание формирует физический и психический облик: это, в свою очередь, порождает шесть чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и восприятие интеллекта. Восприятие окружающего мира порождает ощущение самого себя; затем желание, в свою очередь, порождает привязанность к тому, что чувствуешь и думаешь. Прикрепление приводит к возникновению, последствием которого является рождение. И каждое рождение неизбежно приводит к старости и смерти. Таков цикл существования в мире самсары: каждая мысль, каждое слово и каждое деяние оставляет свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Цель буддиста - жить так, чтобы оставить как можно меньше кармических следов. Это означает, что он не должен зависеть от желаний и привязанности к предметам желания. "Нет рабства у тех, у кого нет приятного и неприятного"; "Из привязанности приходит грусть, из привязанности приходит страх, у освобожденного от привязанности нет грусти, откуда должен прийти страх?". Буддизм видит конечную цель жизни как освобождение от кармы и выход из цикла самсары. Такое состояние человека, достигшего освобождения, в буддизме называется нирваной. Нирвана - это угасание обычных желаний и страстей. Это не смерть, а жизнь, только в другом качестве, жизнь полностью освобожденного ума. Буддизм не принадлежит ни к монотеистическим, ни к политеистическим религиям. Будда не отрицает существование богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, адских существ и т.д.), но считает, что они тоже подвержены воздействию кармы и, несмотря на свои сверхъестественные силы, не могут переступить постоянный цикл перерождения. Только человек способен "изложить" и путем последовательного самопреобразования устранить причину реинкарнации, достичь Нирваны. Чтобы освободиться от реинкарнации, боги и другие существа должны родиться в человеческой форме. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: Будды - люди, достигшие просветления, а Бодхисаттвы - те, кто откладывает уход в Нирвану, чтобы помочь другим существам. Но Будды, как и боги других религий, не могут создавать мир или управлять стихией; они, как правило, не могут наказывать грешников или вознаграждать праведников. Буддизм подчеркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий, неустанно и сознательно работая над собой. Поэтому Дхаммапада говорит: "Строители каналов заставляют течь воду, лучники покоряют стрелу, плотники покоряют дерево, мудрецы смиряются". Истины буддизма Основные истины, раскрытые Буддой, были следующими: Вся человеческая жизнь — это страдание. Эта истина основана на осознании непостоянства и непостоянства всего сущего. Все вещи появляются, чтобы быть уничтоженными. Существование несущественно, оно пожирает само себя, поэтому в буддизме его называют пламенем. И от пламени мы можем иметь только печаль и страдания. Причина страданий - наше желание. Страдание возникает потому, что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку существование наполнено страданиями, страдание будет существовать до тех пор, пока человек жаждет жизни. Чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от тяги. Это возможно только при достижении нирваны, под которой в буддизме понимается угасание страстей, прекращение желаний. Разве это не одновременное прекращение жизни? Буддизм избегает прямого ответа на этот вопрос. О нирване существуют только негативные мысли: это не желание и не сознание, не жизнь и не смерть. Это государство, в котором человек освобождается от переселения. В позднем буддизме нирвана понимается как блаженство свободы и спиритуализации. Чтобы избавиться от тяги, нужно пройти восьмикратный путь спасения. Определение этих шагов на пути к нирване является центральным в учении Будды, которое называется средним путем, чтобы избежать двух крайностей: индульгенция в смысле удовольствия и умиротворение плоти. Это учение называется восьмикратным путем спасения, потому что оно выявляет восемь состояний, овладевая которыми можно достичь очищения ума, спокойствия и интуиции. Первые два этапа означают достижение мудрости или пражни. Следующие три — это моральное поведение - Шила. И, наконец, последние три — это дисциплина разума или самады. Однако эти состояния не могут быть поняты как ступени лестницы, которые человек учится понемногу. Все здесь взаимосвязано. Нравственное поведение необходимо для достижения мудрости, а без дисциплины ума мы не сможем развивать нравственное поведение. Мудрый — это тот, кто действует сострадательно; сострадательный — это тот, кто действует мудро. Такое поведение невозможно без дисциплины ума. В целом, можно сказать, что буддизм привнес в религию личностный аспект, которого раньше не было в восточном мировоззрении: утверждение о том, что спасение возможно только через личную решимость и готовность действовать в определенном направлении. Более того, буддизм достаточно ясно говорит о необходимости сострадания ко всем живым существам, идея, наиболее полно воплощенная в махаянском буддизме. Священная литература Учение буддизма изложено в серии канонических сборников, центральным компонентом которых является канон пали "Ти-питака" или "Трипитака", что означает "три корзины". Буддийские тексты изначально были написаны на пальмовых листьях, сложенных в корзины. Канон написан на языке пали. В произношении Пали связан с санскритом, так же как итальянский связан с латынью. Канон состоит из трех частей. Виная-питака" содержит этические учения и информацию о дисциплине и обрядах; она включает 227 правил, по которым должны жить монахи; Сутта-питака, содержит учения Будды и популярную буддийскую литературу, в том числе Дхаммападу, что означает "Путь истины" (антология буддийских притч), и Джатаку, сборник рассказов о предыдущих жизнях Будды; Абидхамма-питака, содержит метафизические концепции буддизма, философские тексты, излагающие буддийское понимание жизни. Вышеупомянутые книги всех ветвей буддизма особенно узнаваемы Хинаяной. У других ветвей буддизма есть свои священные источники. Последователи Махаяны считают Праджнапаралшта Сутру ("Учение совершенной мудрости") своей святой книгой. Это считается откровением самого Будды. В связи с крайней трудностью понимания, современники Будды хранили его во дворце змей в средневековье, и когда пришло время открыть эти учения человечеству, великий буддийский мыслитель Нагараджуна вернул его в мир людей. Священные книги Махаяны написаны на санскрите. Они содержат мифологические и философские темы. Алмазная сутра, сердечная сутра и сутра Лотоса - это отдельные части этих книг. Важной особенностью священных книг Махаяны является то, что Сиддарта Гаутама не считается единственным Буддой: Были и другие до него, и будут и другие после него. Большое значение имеет учение, разработанное в этих книгах о Бодисаттве (бодхи - просветленный, саттва - существо) - существе, которое готово войти в Нирвану, но затягивает этот переход, чтобы помочь другим. Самым почитаемым является бодисаттва "Авалокитешвара". Буддийское мировоззрение "Важной особенностью буддийского мировоззрения является неразрывное слияние черт реального, то есть созданного непосредственным наблюдением и правильно усвоенного человеческим творением, с идеями, установками, существами и процессами, порожденными религиозным воображением. Это слияние настолько полно, что здесь можно было бы говорить об идентичности естественного и сверхъестественного, если бы последние не всегда были направляющими и определяющими для буддистов". Мир самсары в буддизме - это постоянный поток рождений, смертей и новорожденных, возникающих, разрушающихся и вновь возникающих. Она затрагивает все живые и неживые существа на всех плоскостях существования. В отличие от других мировых религий, количество миров в буддизме практически бесконечно. В буддийских текстах говорится, что в океане есть нечто большее, чем капли и зерна песка в Ганге. Каждый из миров имеет свою собственную землю, океан, воздух, множество небес, где обитают боги, и уровни ада, населенные демонами, злыми духами и другими существами. В центре мира находится огромная гора Меру, окруженная семью горными хребтами. Над ним находятся небеса трех сфер, боги, люди и другие существа, которые действуют только для того, чтобы удовлетворить свои собственные желания, живут в Камадхату - "сфере желаний", разделенной на 11 уровней. Все существа, населяющие эту сферу, подчиняются закону кармы и поэтому, когда их заслуги исчерпаны, могут утратить свою природу в последующих воплощениях. Жилье в виде бога или человека так же временно, как и любое другое. В сфере рупадхату, "мире формы", есть те, кто практикует медитацию на 16 уровнях. Над этим - арупа, дхату, "мир без формы", царство чистого сознания, которое не поддаётся описанию. Однако, согласно древнейшей космологической схеме, существуют три основные плоскости - мир Брахмы, мир богов и полубогов, подчиняющихся закону кармы, и мир бога Мары, воплощающий в себе смерть и различные искушения, которым подчиняется человек. Влияние Мары распространяется на землю и многие подземные миры, адское царство. Марас не вечен. Каждый из них возникает, развивается и распадается во время Махакальпы: его продолжительность составляет миллиарды земных лет. Он, в свою очередь, разделен на 4 периода (кальпы). Не каждая кальпа счастлива, только та, в которой появляется Будда. Согласно буддийской традиции, в нынешней Кальпе появится тысяча Будд. В буддийских текстах также называются шесть Будд, которые жили в мире человека до Шаньямуни. Однако самым популярным среди буддистов является Майтрейя, Будда, пришествие которого ожидается в будущем. Очень важно также отметить, что с буддийской точки зрения (особенно выраженной в сочинениях йогаров) "весь чувственно воспринимаемый мир, мир постоянных изменений, страданий придумывается больным сознанием каждого человека, сознанием, обременённым грехами прежних бытий". То есть сумма всех страданий, переживаемых человеком, является лишь продуктом его собственных поступков, совершенных в предыдущих реинкарнациях, то есть иллюзией. Но само переживание страдания настолько остро ощущается, что заставляет буддистов исследовать эту "иллюзию" со всем вниманием и заботой, ибо без этого невозможно обнаружить причины страдания, найти способы их устранения и тем самым избавиться от страданий и от всех способов бытия". Буддизм в России Социально-культурное пространство России исторически сложилось как поликонфессиональная, полиэтническая, поликультурная формация евразийского характера. Евразийство можно рассматривать не только как геополитический проект, но и как некую парадигму понимания России, как концептуальный образ ее социокультурного пространства, предполагающий синтез западных и восточных корней. Важной особенностью российского культурного пространства является его диалогичность, предполагающая не только мирное сосуществование различных народов, религий и цивилизаций, но и возможность диалогического взаимодействия между ними. Буддизм, наряду с другими традиционными религиями, помог сформировать Россию как евразийскую страну. Понимание места буддизма в культурном пространстве нашей страны, несомненно, способствует самоощущению дуального цивилизационного статуса России-Евразии. Само присутствие буддизма в России как своеобразной третьей силы является важным фактором единства русского государства, поскольку биполярное государство для единства более опасно, чем полицентричное. В ходе исторического развития в России возникли три основных самостоятельных центра буддийской культуры: центр калмыков в нижнем Поволжье, центр бурят в Забайкалье и центр Тувы в Саянах. Последние два центра, в силу своей географической близости, можно сгруппировать в один - Южно-Сибирское пространство буддизма, в которое, с оговорками, можно включить и конфессиональное пространство Горного Алтая, где буддизм постепенно начинает восприниматься как традиционная религия. В буддизме, как и в прагматизме, любое утверждение об истине обязательно связано с конкретными обстоятельствами, а теоретическая ценность идеи измеряется ее практической полезностью: ее реальным применением. В то же время буддийский прагматизм наиболее ярко проявляется в период кризиса и перехода социального развития (в период распространения буддизма; в начале XX в.), что способствовало тому, что буддизм легко и гармонично вписывался в российское социокультурное пространство и даже выходил за его пределы - традиционное бытие. Другая существенная особенность доминирующего в России махаянского буддизма - признание идеи единства абсолютного и относительного (нирвана и самсара, единственное и множественное число, относительная и абсолютная истины). В то же время понимание того, что все концептуальные и выразительные слова относятся к сфере относительной истины, которая по своей природе плюралистична, способствовало как прагматизму, так и толерантности буддизма. Одной из причин гармоничного восприятия буддизма в русской сфере была его близость к православию. Сходство между двумя религиями можно отметить как внешне (институциональное и культовое), так и внутренне (религиозно-философское, эзотерическое). На религиозно-философском уровне сходство проявляется в принципе Троицы Божества, в отсутствии непреодолимого барьера между человеком и Абсолютом, в существовании негативного подхода к определению Абсолюта, в существовании подобных практик созерцания. Кроме того, монгольские народы имели опыт мирного сосуществования буддизма с несторианским христианством, что оставило свой отпечаток на их культуре и менталитете. Буддизм был широко распространен среди калмыков, бурят и тувин, потому что он оказался духовно и социально желательным. Навязывание буддизма здесь было почти безболезненным, потому что присущие буддизму прагматизм и терпимость означали, что он не разрушил прежнюю культовую систему, а приспособил ее для своих собственных целей. В этих регионах сформировался своеобразный синкретизм, характеризующийся сравнительно мирным сосуществованием культов буддийского и добуддийского происхождения в рамках буддийской традиции. Буддизм способствовал этнической консолидации и сыграл важную роль в формировании общего национального сознания. Будучи частью России, буддийские народы активно общались с достижениями русской и западной культуры, особенно русского языка, литературы и искусства. Важную роль в формировании евразийского субстрата в калмыцкой и бурятской культуре сыграли некоторые калмыки и буряты в составе казачества. Буддийские темы нашли достаточно заметное отражение в русской философии, что, несомненно, способствовало созданию условий для полноценного диалога культур, пониманию идеи плюралистических цивилизаций, повышению интереса к восточной философии. Длительное существование буддийских народов в России не могло не способствовать росту интереса к буддизму и стремлению понять его религиозно-философский и социокультурный аспекты. В зависимости от отношения к буддизму в русской философской мысли можно выделить три традиции: критическую, либеральную и комплементарную. Характерной чертой критической тенденции было то, что ее представители имели однозначно негативную оценку буддийской религии. Эта традиция состояла из двух противоположных течений в общественной жизни России: революционно-социалистического и православно-ортодоксального. Представители либеральной традиции, несмотря на критику буддизма, признали его историческую роль в мировой истории и увидели положительные стороны в буддизме. Вспомогательная тенденция объединила тех мыслителей, чье отношение к буддизму в целом было положительным. Особую роль в истории традиции взаимодополняемости сыграли русские космонавты, которые высоко ценили буддийскую мудрость. В целом, буддизм оказал значительное влияние на формирование мировоззрения ряда известных российских мыслителей, внесших значительный вклад в преодоление евроцентризма в общественном сознании, что способствовало укреплению евразийского характера российского социокультурного пространства. Важным направлением развития современного социокультурного пространства России является мобильность населения. В результате растет число буддистов, переселившихся за пределы традиционных областей распространения буддизма, т.е. осевших "в диаспоре". Причиной миграции является сложная социально-экономическая ситуация в буддийских регионах, а также процесс глобализации. В то же время такие крупные города, как Москва и Санкт-Петербург, стали основными центрами буддийской миграции. В сложных условиях иностранной культурной среды буддизм выступает в качестве важного консолидирующего фактора. Поэтому вполне естественно, что буддийские "диаспоры" тесно связаны с этническими общинами. Сплоченность и активность этнических буддийских общин делают их весьма заметными действующими лицами в конфессиональном пространстве. Особенность ситуации заключается в их сосуществовании и взаимодействии с неофитскими сообществами, активно распространяющими современную форму буддизма. Заключение В заключение необходимо сказать о большой важности изучения этой темы. В конце концов, буддизм — это религия, которая охватывает около четверти населения мира, а также находится в сознании большого количества людей на Западе. Буддизм дает вполне разумные ответы на эти вопросы, на которые другие мировые религии не удосужились ответить. Это дает обычному человеку надежду, что его судьба в его руках. И самое главное, это не только дает надежду, но и объясняет понятным языком путь к спасению, трудный, но верный. Буддизм устанавливает неизбежность смерти всех вещей, отрицая их ценность для человека. Он утверждает возможность совершенства в сфере человеческого сознания; буддизм рассматривает этот процесс как преодоление всех человеческих желаний, страстей и эмоций. Он широко использует эмоциональные средства воздействия на сознание, умело применяет особенно живые народные легенды и традиции, опирается на жизненные примеры и сравнения, ставит художественное творчество на службу своему учению, создает впечатляющий культ. И, конечно же, не следует забывать об огромном вкладе буддизма в культуру, науку, историю, медицину и духовный мир человека. Кочетов также считает, что "умиротворение многих последователей буддизма"....... в современном мире может сыграть роль в борьбе с угрозой новой супердеструктивной войны". Список литературы Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. - М.: Восточная литература, 1995г. - 383 с. - 5-02-017770-9. Пятигорский А.М. Введение в изучение буддийской философии (Девятнадцать семинаров) / под редакцией К.Р. Кобрина. - М.: Обзор новой литературы, 2005. - 288 с. - ISBN 978-5-86793-546-7. Пятигорский А.М. Лекции по буддийской философии. - СПб.: Классика АВС, 2002. - С. 38-102. - 432 с. - 5-352-00899-1. Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001 г. - 304 с. - 5-93597-019-8. Кочетов, А.Н. Буддизм. - Москва, 1982, с. 73. Кочетов А.Н. Буддизм. - Москва, 1982, с. 73. Кочетов А.Н. Буддизм. - Москва, 1982, с. 176 Уланов. М.С. Буддизм в социальном пространстве России: авторская диссертация, докторская диссертация. доктор философских наук. - Ростов-на-Дону, 2019. Энциклопедия для детей. Т6. ч., 1, Религии мира - 3-я редакция. И дополнительно - М.:Аванта +, 1998. с. 590 |