Главная страница
Навигация по странице:

  • Философы милетской школы

  • Гераклит из Эфеса

  • Досократики. Философия досократовского периода


    Скачать 1.81 Mb.
    НазваниеФилософия досократовского периода
    Дата11.03.2018
    Размер1.81 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаДосократики.pptx
    ТипДокументы
    #38169


    Философия досократовского периода




    # Вторая характеристика философии античности – это онтологизм (первые мудрецы-физики искали "причины и начала бытия"). # Поиск устойчивого первоначала мира был главной целью первых философов. # "Первопричины" - по-гречески "архе", что дословно означает "начало, принцип" всего сущего.

    К основным достижениям философской мысли этого периода, при всём своеобразии подходов к рассмотрению основных философских проблем, можно отнести следующие: 1. В философии досократиков поднимается и решается проблема о единых первоначалах природы и сущего. Тем самым возникает наиболее ранняя форма философии - натурфилософия, которая дала начало многим наукам. 2. Закладываются традиции материализма и диалектики в понимании природы, хотя они и носят стихийный характер. Материалистическое понимание природы означает её рассмотрение как саморазвивающейся системы, к которой складывающаяся в развитии сложность имеет первопричиной свойства самой материи, её внутренние силы, для которых не требуются внешние идеальные силы, управляющие миром. 3. Впервые решается вопрос о природе мышления, о различии разумного и чувственного начал в восприятии мира, о противоположности Знания и Мнения.

    Школы Древней Греции возникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся: • милетская школа; • школа пифагорейцев; • школа Гераклита Эфесского; • элейская школа; • атомисты.

    В качестве первой философской школы можно назвать Милетскую.(по названию греческого города Милеты на малоазийском побережье). Деятельность её представителей приходится на VII - VI вв. до н. э. К их числу относятся Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. В рамках этой школы впервые был поставлен вопрос первоначале, первоосновах всего сущего.

    Философы милетской школы: выступали с материалистических позиций; • занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными; • пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков"); • искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир. Первоначало мыслилось ими как нечто единое с природой. Сама природа рассматривается ими как причина всœего сущего. Фалес таким началом считал воду, Анаксимен-воздух, Гераклит-огонь Вода, воздух, огонь, в дальнейшем стихии Эмпедокла были символами всœеобщего. Οʜᴎ были не просто вещественными, но также и разумными, даже божественными.

    Линия стихийного материализма продолжается в трудах Гераклита (520 - 460 до н.э.), который развивает милетскую диалектику.



    Гераклит из Эфеса(2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе): • первоначалом всего сущего считал огонь; • вывел закон единства и борьбы противоположностей — клю­чевой закон диалектики (наиболее важное философское от­крытие Гераклита); • считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды"); • был сторонником круговорота веществ в природе и циклич­ности истории; • признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных си­туациях один и тот же поступок человека может быть и хо­рошим, и плохим); • всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум; • выступал за материальность человеческой и мировой души; • был сторонником чувственного (материалистического) по­знания окружающей действительности; • движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

    Дальнейшее развитие античной философии было связано с переходом от знания, оперирующего чувственными образами, к знанию понятийному. Указанный переход совершился во многом благодаря учению пифагорейцев.

    Пифагорейцы- сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого филосо­фа и математика: • первопричиной всего сущего считали число (всю окружаю­щую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа); • выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеали­стическим сознанием); • считали единицу мельчайшей частицей всего; • пытались выделить "протокатегории", которые показывали диа­лектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

    Элеаты— представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Элеаты: • изучали проблемы познания; • жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое; • были сторонниками монизма — выводили всю множествен­ность явлений из единого первоначала; • считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

    Свой вклад в развитие античной диалектики и понимания бытия внёс Зенон. Выделение проблемы бытия в качестве центральной для философии одновременно поставило вопрос о его природе, коль скоро оно существует. Решение этого вопроса оказалось двояким. Материалистическим у Левкиппа и Демокрита, идеалистическим у Платона.

    С именем Демокрита и его учителя Левкиппа связано создание атомистической теории, в которой бытие рассматривается в качестве атомов - мельчайших неделимых частиц, не имеющих качеств. Атомы неделимы и различаются по форме, порядку и положению. Они находятся в непрестанном движении, результатом чего является возникновение и разрушение вещей. Душа человека также образована особыми атомами и их разъединение - это смерть души и живого организма. Важнейшая характеристика атомов как бытия - познаваемость только разумом. Учение Демокрита стало основой первой целостной картины мира - механической, в которой целое является суммой частей.

    Сказанное позволяет сделать вывод о некоторых общих чертах древнегреческой философии первого (досократовского) этапа. # Во-первых, эта философия возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. # Во-вторых, в этот период были высказаны интересные идеи о бытии, первооснове, движении, материи, познании, которые определили основные направления философствования на достаточно длительный последующий период. # В-третьих, спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса, т.е. космогонизм.

    Первые философские школы Древней Греции дали импульс дальнейшего развития как самой философской мысли, так и предпосылки для формирования современной науки.




    написать администратору сайта