Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание Введение

  • Вывод

  • Цель

  • Объект исследования

  • 2. Философские воззрения Левкиппа.

  • 3. Ученик Левкиппа- Демокрит.

  • 5. Задача и начало атомщиков.

  • 6. Философские истоки атомизма.

  • 7. Общая характеристика философии атомистов.

  • Приложение 1

  • Философия. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита


    Скачать 246 Kb.
    НазваниеАтомистическое учение Левкиппа и Демокрита
    Дата17.06.2022
    Размер246 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия.doc
    ТипКонтрольная работа
    #600316

    group 141



    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Муромский институт (филиал)

    федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

    высшего образования

    «Владимирский государственный университет

    имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

    Факультет МСФ

    Кафедра ТМС

    Контрольная работа

    По Философии

    Тема Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.
    Руководитель

    Романова Н.В.

    (фамилия, инициалы)

    ____________________________

    (подпись) (дата)

    Студент ТМз-121

    (группа)

    Коротков А.Н.

    (фамилия, инициалы)

    ____________________________

    (подпись) (дата)
    Муром 2022
    Содержание
    Введение………………………………………………………………....…….....3

    Основная часть…………………………………..……………………………...4

    1. Левкипп-основатель атомизма………………………………………………5

    2. Философские воззрения Левкиппа………………………………………….6

    3. Ученик Левкиппа- Демокрит………………………………………......……7

    4. Атомизм Демокрита………………………………………………………….8

    5. Начало атомщиков…………………...………………………………...……12

    6. Философские истоки атомизма…………………………………………….13

    7. Общая характеристика философии атомистов……………………………16

    Вывод……………..……………………………………………………..………20

    Список литературы……………………………………………………………22

    Введение
    Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что о жизни и сочинениях Левкиппа и Демокрита мало известно. Античный атомистический материализм часто связан с проблематикой элеатов. Трудность состоит в разделении учений Левкиппа и Демокрита. От сочинений обоих философов сохранилось не много, в доксографии же о них говорят целокупно. Однако Левкипп делал упор на мироздании, а Демокрит и на человеке. Если у Левкиппа сравнительно небольшой круг вопросов - учение об атомах, космология и космогония, то у Демокрита круг вопросов расширяется. Философские интересы Демокрита были связаны с вопросами гносеологии, логики, этики, политики, педагогики, математики, физики, биологии, антропологии, медицины, психологии, истории человеческой культуры, филологии, учения о языке и т.п.

    Цель: всестороннее изучение философии античных атомистов Левкиппа и Демокрита.

    Задачи:

    1. изучить философию Левкиппа и Демокрита.

    2. исследовать начало атомщиков.

    3. рассмотреть философские истоки атомизма.

    4. сделать вывод по проделанной работе.

    Объект исследования: философия Левкиппа и Демокрита.

    Предмет исследования: атомистические учения Левкиппа и Демокрита.
    Основная часть

    1. Левкипп-основатель атомизма.
    Атомизм — это философская теория, возникшая в Греции в V— IV вв. до н.э., согласно которой в основании сущего лежат два начала — атомы и пустота.

    Основателем атомизма считают Левкиппа. Левкипп (ок. 500-440 до Р.Х.) - древнегреческий философ первой половины пятого века до нашей эры, известный как учитель Демокрита и первый мыслитель, предложивший атомистическую картину мира.

    При этом достоверных сведений о жизни Левкиппа практически нет, не сохранились до настоящего времени и его научные труды. Неясным остается даже вопрос о месте рождения Левкиппа, в качестве основных вариантов, как правило, называют Абдер или Милет. Наиболее вероятно, что местом рождения Левкиппа был все же Милет.

    По ряду свидетельств, Левкип являлся приверженцем рабовладельческой демократии и был вынужден покинуть город, после переворота, организованного аристократией и установления автократической формы правления. После этого Левкипп направляется в Элею, где становится учеником целого ряда известных философов: Парменида, Ксенофана, Зенона Элейского. После длительного пребывания в Элеи Левкипп перебирается в Абдеры, где сам становится учителем для Демокрита, и возможно, Протагора.

    Интересным является тот факт, что поздний последователь атомистической школы Эпикур, перечисляя предшественников, не упоминает имя Левкиппа, более того, он выдвигает предположение, что такого философа никогда не существовало.

    Данное предположение создало в истории философии особую «проблему Левкиппа» привлекавшую к себе внимание исследователей на протяжении веков. Так в конце 19 века германский филолог Э. Роде выдвинул предположение, что Левкипп-вымышленный персонаж, созданный Демокритом в качестве собственного протагониста в собственных произведениях. Также выдвигалась версия о том, что имя Левкипп в действительности псевдоним ранних философских трудов Демокрита.

    Однако тщательные изыскания философов немецких философ Дильса и Зеллера, а также советского историка Маковельского поставили окончательную точку в данной проблеме. Исходя из свидетельств как Диогена, так и Аристотеля Левкипп является вполне исторической личностью, что, впрочем, не отменяет того факта, что сведений как о нем, так и о его философском учении крайне мало.
    2. Философские воззрения Левкиппа.
    Философских трудов, которые бы сохранили само учение Левкиппа до настоящего времени не сохранилось. Ряд исследователей предполагает, что философия Левкиппа была преимущественно устной, а его взгляды уже позднее были зафиксированы Демокритом в письменном виде. Вместе с тем через сочинения других философов до современности дошли несколько мыслей, а также названия двух трудов, которые сейчас приписывают Левкиппу, а именно: «Великий диакосмос», «Об разуме». Предполагается, что одновременно с Зеноном, Анаксагором и Эмпедоклом им была предложена идея о разделенности всего сущего на великое множество элементов. Разделяя идею Парменида о неизменяемости и бесконечности сущего, Левкипп впервые в истории философии озвучивает мысль о наличии несущего, т.е. пустоты. При это он подчеркивает равенство и обоюдную значимость как сущего, т.е. атомов, так и несущего или пустоты, для существования того облика мира и порядка вещей который человек может наблюдать вокруг себя. Именно благодаря мысли о существовании пустоты Левкиппу удается объяснить феномен движения в сущем, разделенном на множество отдельных элементов.

    Сами атомы представляются Левкиппом как мельчайшие, неизменные, вечные и неделимые частицы сущего, число которых бесконечно. Однако будучи однородными атомы различны меж собой, они отличаются по форме, протяженности, массе и своим свойствам, которые во многом определяются характером пустоты, окружающей их. Движение является внутренним свойством атомов и не нуждается в каких-либо внешних воздействиях или силах для своего осуществления.

    Исходя из воззрений Левкиппа мир возник благодаря движению атомов в пустоте. Сталкиваясь между собой и притягиваясь атомы стали образовывать вихри, каждый из которых стал собственным, отдельным миром. Каждый вихрь по мнению философа получил некую оболочку, которая не позволяла атомам покинуть ее. Внутри вихря атомы стали распределяться исходя из принципа подобное к подобному. Из больших и тяжелых атомов возникла плоская земля, из легких воздушные пространства, а некоторые атомы из-за высокой скорости воспламенились и образовали звезды и иные небесные светила.
    3. Ученик Левкиппа- Демокрит.
    Учеником Левкиппа был Демокрит (ок. 460-370 до Р.Х.) - древнегреческий философ. Жизнь Демокрита поучительна в его преданности науке. Древние авторы чаще всего называют город Абдера, далекую северо-восточную периферию Эллады, милетскую колонию на фракийском побережье, местом рождения Демокрита. Отец Демокрита, богатый человек, оставил своим трем сыновьям значительное наследство, из которого Демокрит выбрал меньшую долю, состоявшую из денег, что позволило ему отправиться в путешествие.

    Древние источники сообщают о путешествии Демокрита на Восток: в Египет, к жрецам для изучения геометрии, к халдеям в Вавилоне. Некоторые говорят, что он также разговаривал с гимнософистами в Индии и якобы посетил Эфиопию. Сам Демокрит с гордостью сказал о себе: «Я путешествовал по суше больше, чем кто-либо из людей моего времени, исследуя ее самым подробным образом; Я видел больше, чем все остальные, людей и земли и разговаривал с самым большим количеством ученых людей.»

    Философские, этические и научные взгляды Демокрита полностью соответствуют древней западной философской и научной традиции. В то время как в Афинах Демокрит общался с Сократом. Есть свидетельства того, что Анаксагор не принимал Демокрита среди своих учеников из-за его насмешек над учением Анаксагора про Нус - космический разум.

    Демокрит вернулся домой бедным. По законам Абдера человек, растративший имущество своего отца, был лишен права захоронения дома. Однако Демокрит вернул уважение согражданам либо каким-нибудь удачным предсказанием, либо прочитав им одно из своих произведений. Обрадованные абдериты якобы наградили Демокрита крупной суммой денег.

    Демокриту принадлежало около семидесяти работ на моральные, естественнонаучные, математические, музыкальные, технические темы, что говорит об энциклопедических знаниях и интересах философа Абдера. Эссе посвящены моральным вопросам. «Пифагор», «О духовном настроении мудреца», «О том, что в Аиде», «О храбрости, или О добродетели», «О ровном настроении духа», «Строительство Большого Мира» (если его автор не Левкипп), «Строительство Малого Мира», «Космография», «О планетах», «О природе», «О природе человека», «О разуме», «О чувствах»; математические - «На касании круга и шара», «По геометрии», «По числам»; музыка - «О ритмах и гармонии», «О поэзии», «О красоте слов», «О благозвучных и противоречивых буквах»; технические - «Прогноз», «О питании или диетических указаниях», «Медицинская наука», «О земледелии, или геодезии», «О живописи», «Тактика», «Военное дело». Ни одно из этих творений до нас не дошло.

    4. Атомизм Демокрита.
    Как философа, Демокрита интересует проблема основ бытия. В основе мира, согласно Демокриту, лежат два начала - атомы и пустота. Все существующие в мире вещи состоят из атомов и пустоты.

    Атом - это неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не содержащая в себе никакой пустоты, вследствие своей малой величины, не воспринимаемая чувствами частица вещества. Атом является материальной причиной всех вещей. Атом обладает свойствами, которые элеаты приписывали бытию. Он неделим, вечен, неизменен, тождественен самому себе, не имеет частей, внутри него не происходит никаких движений. Бесконечное число форм атомов, объясняет бесконечное разнообразие вещей и явлений окружающего мира. Кроме форм, атомы отличаются порядком и положением, что является причиной разнообразия соединений атомов. Атомы обладают подвижностью в пустоте.

    Атомисты первыми стали учить о пустоте как таковой. Пустота неподвижна, беспредельна, едина и бесформенна, она не оказывает никакого влияния на находящиеся в ней тела. Демокрит вводит пустоту, полагая, что «движение невозможно без пустоты». Атомы парят в пустоте подобно пылинкам, которые мы видим в солнечном луче, сталкиваясь друг с другом и меняя направление своего движения. Движение присуще атомам от природы. Оно вечно. Движение - вечное свойство вечных атомов.

    Что касается атомов Демокрита, то он их считал мельчайшими, неделимыми частицами, которые носятся в пустоте и отличаются друг от друга лишь формой, величиной и положением. Атомы бесконечны по числу. Сталкиваясь и сцепляясь между собой, они образуют тела и вещи, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни. Окружающие нас вещи, считал Демокрит, мы воспринимаем с помощью чувств, тогда как атомы постигаются разумом, т. е. они находятся на дочувственном уровне бытия.

    Неделимость атома аналогична неделимости «бытия» Парменида: деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома по определению пустоты нет. Пустота в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их бесконечное «вместилище». Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле», благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (равной не-бытию).

    Демокрит одним из первых указал на зависимость качеств вещей от способа их познания. Все понятия, составляющие язык нашего описания внешнего мира, не соответствуют ничему «поистине», оттого все наше познание, по существу, имеет характер соглашения: «по обычаю сладость, по обычаю горечь, по обычаю холод, цвет, теплота, на самом же деле - атомы и пустота».

    Атомы лишены каких бы то ни было качеств. Качества возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств. По Демокриту, раз у атомов нет качеств (цвет, запах, вкус и т.д.), то этих качеств нет и у вещей, ибо «из ничего ничего не бывает». Качества образуются в ходе акта восприятия, причина их возникновения - взаимодействие атомов души и так или иначе развернувшихся атомов предмета.
    Качества существуют лишь по установлению, по природе же существуют только атомы и пустота, утверждает философ. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в ничто. Атомы не превращаются друг в друга. Возникновение и уничтожение вещей - результат сцепления и разделения атомов. Все возникает на некотором основании и по необходимости.

    Слабость атомизма, который отстаивал Демокрит, состоит в том, что он не может объяснить, почему атомы сочетаются таким, а не иным образом, и в результате образуют кошку с четырьмя, а не, скажем, с пятью ногами. Иначе говоря, Демокрит, будучи атомистом, объясняет из чего происходят все вещи и как это происходит, но почему это происходит так, а не иначе, - этого он не объясняет. Все у Демокрита происходит по необходимости, но при этом ничто не предопределено к тому, чтобы быть таким, а не иным, и в этом смысле все в мире случайно. В общем атомисты могут свести сложное к простому, но не могут произвести обратного. И такая позиция называется в науке и философии редукционизмом.

    Духовные явления Демокрит также пытался объяснять исходя из атомистической основы мироздания. Душа, согласно Демокриту, как и огонь, состоит из мельчайших атомов шарообразной формы, поэтому она придает телу тепло и движение (шар - наиболее подвижная из всех фигур). Демокрит не вводил специальных различий между душой и умом, и процесс мышления объяснял также через «отпечатывание образов». Чувственное восприятие Демокрит объяснял с помощью «истечений» от тел: от поверхности тел отлетает некая тонкая материальная пленка, имеющая форму воспринимаемого тела, она проникает через глаз в душу, в которой отпечатывается - так возникают наши представления.

    По большому счету, любое восприятие, согласно атомистическому учению, не достигает подлинной сути мира. Из этого известного положения Демокрита, конечно, не следует, что он был скептиком. Ведь, сомневаясь в данных чувств, он уверен в возможностях разума.

    Атомизм Демокрита стал суммирующим учением досократовской философии, в котором нашли свое отражение проблемы, поставленные в ионийской натурфилософии, элейской онтологии и пифагорейской числовой метафизике.
    Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего.

    Таким образом, основные положения атомистики Демокрита можно свести к следующему:

    1. Из ничего ничего не бывает: ничто из того что есть, не может быть уничтожено. Всякое изменение есть только соединение и разделение частей.

    2. Ничто не происходит случайно, но все происходит по некоторой причине и необходимости.

    3. Ничего не существует, кроме атомов и пустого пространства, все же прочее есть мнение.

    4. Атомы невидимы глазом, бесконечны в числе и бесконечно различны по форме.

    5. Различие всех предметов зависит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке. Качественного различия атомов не существует. Атомы не имеют «внутреннего состояния»; они действуют друг на друга посредством давления и удара.

    6. Душа состоит из мелких, гладких и круглых атомов, подобных атомам огня. Эти атомы суть самые подвижные, от их движения, проникающего через все тело, происходят все явления жизни.

    7. Все тела по Демокриту состоят из какого угодно большого, но конечного числа атомов.

    Точную характеристику основных принципов учения Демокрита о сущности мира мы находим у Диогена Лаэртского: «Начала вселенной суть атомы и пустота, все остальное лишь считается существующим. Миры бесконечны и подвержены возникновению и разрушению. Ничто не возникает из несуществующего, и ничто не разрушается в несуществующее.

    Атомы тоже бесконечны по величине и количеству, они вихрем несутся во вселенной и этим порождают все сложное - огонь, воду, воздух, землю, ибо все они суть соединения каких-то атомов, которые не подвержены воздействиям и неизменны в силу своей твердости. Число форм у атомов бесконечно потому, что скорее нет ничего такого, чем не такого».

    Атомистический материализм, таким образом, представляет дальнейшую и более глубокую ступень в «поисках» первопричин развития мира.
    5. Задача и начало атомщиков.
    Атомисты ставят перед собой задачу создать доктрину, соответствующую картине мира, открывающуюся человеческим чувствам, но в то же время сохраняющую рациональное в учении элеатов о бытии, чтобы достичь более глубокого понимания мира, основанного не только на доказательствах чувств.

    Истоки атомистов - атомы (бытие) и пустота (небытие). Атомисты, подвергнув элеевскую концепцию небытия физической интерпретации, были первыми, кто учил пустоте как таковой.

    Элеаты, как известно, отрицали существование небытия. Левкипп, с другой стороны, выдвинул парадоксальный тезис о том, что «небытие существует не меньше, чем бытие», а «бытие вообще существует не более, чем небытие».

    Это был первый пункт антиэлейского тезиса атомистов - признание существования небытия, которое они интерпретировали как пустое пространство. Атомисты были вынуждены признать существование пустоты, наблюдая и размышляя над обычными явлениями: утолщение и разрежение, проницаемость, различие в весе тел одного объема, движение и т. д. Все это понятно, решили они, только исходя из пустоты. Пустота неподвижна и безгранична. Он не влияет на находящиеся в нем тела, на бытие.

    Бытие - антипод пустоты. Если пустота не имеет плотности, тогда бытие абсолютно плотно. Если пустота едина, тогда бытие множественно. Если пустота бесконечна и бесформенна, то каждый член экзистенциального множества определяется своей внешней формой. Будучи абсолютно плотным, не содержащий пустоты, чтобы разделить его на части, это «неделимый», или в переводе с греческого - «атомос», атом. Сам атом очень маленький. Но, тем не менее, бытие ничуть не менее безгранично, чем небытие. Бытие - это совокупность бесконечно большого количества маленьких атомов. Таким образом, атомисты признают реальность множества. Это был второй пункт их антиэлейского утверждения.

    К признанию существования атомов атомисты подтолкнули наблюдения за обычными явлениями природы: постепенное и незаметное истирание золотой монеты и мраморных ступеней, распространение запахов, высыхание влаги и другие повседневные явления указывают на то, что тела состоят из мельчайшие частицы, недоступные сенсорному восприятию. Эти частицы неделимы либо из-за своей малости, либо из-за отсутствия в них пустоты.

    Поскольку атомисты берут во Вселенной два принципа: небытие и существование, не сводимые друг к другу - в той мере, в какой они дуалисты. Поскольку они рассматривают бытие как бесконечный набор атомов, они являются суперплюралистами. Здесь важно не только то, что атомисты принимают бесконечное количество атомов, но также и то, что они учат бесконечному количеству форм атомов.

    6. Философские истоки атомизма.
    Мощных телескопов не было. Лазерные лучи не проникали на расстояния в миллиарды световых лет. Спектральный анализ не выявил свойств невероятно далеких космических тел. Но человеческая мысль уже изогнула Вселенную на такое же расстояние, что и современная, - в бесконечность. А это стало возможным потому, что в античной философии диалектическое мышление предстало в своей изначальной, естественной простоте, не сломлено препятствиями, которые метафизика создавала для себя в XVII - XVIII веках.

    Атомистическая теория Демокрита явилась естественным результатом развития предшествующей философской мысли. Уже в учении Анаксимандра Милетского, философа VI века, был намек, предположение о возможности отделения более чем одного мира от «бесконечного» («апейрона»). Согласно Анаксимандру, «апейрон» находился в вечном движении, но причина этого движения была сама по себе.

    Уже Пифагор Самосский и вся его школа обращали внимание на огромное значение количественных отношений в мире и геометрических форм, ритма и симметрии в вещах. Они также учили мир как мир универсальной гармонии, которая находит свое выражение в гармонии чисел и особенно в гармонии противоположностей предела и безграничного. По словам Филолая, ученика Пифагора, с которым «познакомился» Демокрит, фундаментальное число - это единица как физическая монада, пространство, сформированное определенным образом: отрезок, прямоугольник, квадрат, треугольник, куб, пирамида и т. д. Парменид, основатель элейской школы (VI - V вв.), Учил, что бытие не возникает и не погибает; оно одно, непрерывное, целостное, неделимое и однородное, и это существо познается разумом. А элейская Мелисса Самосская (V век) сформулировала закон сохранения бытия: «Из ничего никогда не может возникнуть что-то». Здесь, в философии элейцев, впервые проявилось различие между чувственно воспринимаемой и истинной реальностью.

    Наконец, некоторые древнегреческие учения восходят к древневосточной науке. «Восточная наука - это предшественник греческой философии». Демокрит учился у египетских геометров - «гарпедонаптов». Истоки его этических идей можно найти не только в высказываниях «семи мудрецов» и пифагорейцев, но и в учениях вавилонских священников.

    В атомистической системе мы находим все перечисленные учения, иначе осмысленные и дополненные. Даже самые важные принципы - принцип сохранения бытия, принцип притяжения подобного к подобному, само понимание физического мира как возникающего из сочетания принципов, зачатков этического учения - все эго уже заложено. в философских системах, предшествовавших атомизму.

    Однако предпосылками атомистической доктрины и ее философских истоков были не только «готовые» доктрины и идеи, которые атомисты нашли в свое время. Еще более важными для возникновения атомистической теории и всей системы Демокрита были вопросы, поставленные их предшественниками.

    Древнегреческая философия росла и развивалась в благоприятных социально-экономических условиях, связанных с переходом от раннего рабства к зрелому рабовладельческому обществу. Он сформировался в процессе качественной трансформации мифологического мировоззрения под влиянием зарождающейся науки. В отличие от мифологии философия не признавала примат сверхъестественного над естественным; он подчинял или растворял его в естественном и натуралистически объяснял мир.

    Противоречие между философским и мифологическим мышлением способствовало развитию философских идей античности. Это противоречие оставалось основным до тех пор, пока сама философия (в Греции это произошло в V веке) не разделилась на два лагеря: материализм и идеализм.

    Внутри философии возникли новые вопросы и «апории» - трудности и противоречия. Первые философы пытались определить первый принцип, фундаментальную субстанцию ​​мира. Тогда обнаружились противоречия между движением и покоем, между одним и многими, между сущностью вещей и явлением и, наконец, между физическим и ментальным. Каждая философская школа решала эти вопросы по-своему, развивая зачатки различных областей науки и мировоззрений. Атомизм Демокрита ответил на вопросы, заданные его временем. Это послужило причиной его большого влияния на дальнейшее развитие философии.

    Многие исследователи считают, что учение об атомах возникло как ответ на вопросы, поставленные элейцами, и как решение противоречия, которое было обнаружено между чувственно воспринимаемой и постижимой реальностью ярко выражено в «апориях» Зенона. Впервые среди элеатов натурфилософия - умозрительная интерпретация природы, рассматриваемая во всей ее полноте - начинает выделяться философией. Этот важнейший шаг в истории мысли сопровождался возникновением отрицательного отношения к первым философам; рациональное знание, которое дает философскую картину мира как постижимую сущность вещей, объявляется единственным истинным, чувственным знанием, которое дает натурфилософскую картину мира как мира явлений, не истинно. В философии элеатов проясняются вопросы об отношении между бытием и небытием и об отношении между бытием и мышлением, то есть решается главный вопрос философии.

    Аристотель подчеркивал, что Левкипп и Демокрит построили свою теорию «наиболее методично», «основываясь на том, что соответствует природе, что она есть». В его показаниях первые атомисты, подобно ионийским натурфилософам, выступают как «физики», то есть исследователи природы, причем природа понималась прежде всего как «сущность вещей». Вслед за Эмпедоклом и Анаксагором они синтезировали ионическое и западно-греческое направления философии и, решив вопросы, поставленные элейцами с их теорией, радикально изменили развитие греческой философии.

    Существо Элеи понималось как вся Вселенная, как совокупность всех вещей, и как таковая не могла возникнуть из несуществующего или превратиться в ничто. Но это существо превратилось из единственного множественного числа, состоящего из бесконечного числа атомов, каждый из которых неделим, однороден, целостен, неизменен, завершен, как элейское «одно существо». Атомы постоянно движутся, и поэтому их начали описывать как прерывистые, и это было правильное решение. «Мы не можем представить, выразить, измерить, изобразить движения, не прерывая непрерывного, не упрощая, не огрубляя, не разделяя, не убивая живых». Но движение, согласно элейцам, - это переход в ничто; Левкипп и Демокрит признали существование небытия - пустоты.
    7. Общая характеристика философии атомистов.
    Демокриту принадлежало около семидесяти сочинений на различные темы. Ни одно из них не дошло до нас. Атомисты поставили перед собой задачу создать учение, соответствующее той картине мира, которая открывается человеческим чувствам, но в то же время сохранить рациональное в учении элеатов о бытии, чтоб достичь более глубокого понимания мира, основанного не только на показаниях чувств. Первоначала атомистов - атомы (бытие) и пустота (небытие). Атомисты, подвергая элейское понятие небытия физическому истолкованию, первыми стали учить о пустоте как таковой.

    Допустить существование небытия атомистов заставили наблюдения над обыкновенными явлениями и размышление над ними: сгущение и разряжение, проницаемость, разница в весе одинаковых по объему тел, движение и т.д. Пустота - условие всех этих процессов - неподвижна и беспредельна. Бытие - антипод пустоты. Оно абсолютно плотно и множественно. Каждый член бытийного множества определен своей внешней формой. Сам по себе атом очень мал. Бытие - это совокупность бесконечно большого числа малых атомов.
    Атом - это неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не содержащая в себе никакой пустоты, вследствие своей малой величины не воспринимаемая чувствами, самостоятельная частица вещества. Атом обладает свойствами, которые элеаты приписали своему бытию. Атом так же обладает определенной формой Множественностью форм атомов атомисты объясняли бесконечное разнообразие явлений и их противоположность друг другу.

    Атомы отличаются друг от друга формой, порядком и положением. Атомисты ввели пустоту полагая, что движение невозможно без пустоты. Атом обладает подвижностью в пустоте. Движение атомов происходит вследствие их столкновения и присуще им от природы. Оно вечно.

    Мир вещей и явлений для атомистов реален и состоит из атомов. Возникновение и уничтожение вещей они объясняли разделением и сложением атомов, изменение - их порядка и положения.

    Атомисты говорили не столько об одном мире, сколько о многих мирах. Пустота заполнена атомами неравномерно. Плотность атомов в пустоте различна и когда в той или иной части пространства сходится много атомов, то они сталкиваются друг с другом и образуют вихрь, в котором более крупные и тяжелые накапливаются в центре, а более малые и легкие, округлые и скользкие вытесняются к периферии. Так возникают земля и небо. Небо образуют огонь, воздух, светила, гонимые воздушным вихрем. В центре космоса скапливается тяжелая материя. Сжимаясь, она выдавливает из себя воду, которая заполняет более низкие места.

    Живое возникло из неживого по законам природы без всякого творца и разумной цели.

    Атомисты установили не только свой закон сохранения бытия, обогатив его законом сохранения движения, но и главный закон происходящих в мироздании процессов. Этот закон был сформулирован Левкиппом в его сочинении "О разуме".

    Поскольку же все имеет ту или иную причину, все происходящее в мироздании происходит необходимо. Левкипп утверждал, что ни одна вещь не возникает, не рождается, не происходит напрасно, бесцельно, безуспешно, попусту, без пользы, но все возникает, рождается, происходит в силу причинной связи, а буквально - "из логоса" - разумного основания и по необходимости. Здесь Левкипп сопоставляет необходимость с основанием, с причиной; подчеркивая разумный характер этой причины, он отмежевывает ее от мифологических неразумных оснований.

    Атомисты отрицали объективность случайности. При этом они правильно подметили, что о случайности нельзя говорить как о беспричинности. Для атомистов случайность субъективна, случайно то, причину чего мы не знаем. Но раз эта причина существует, то случайность мнима.

    Если атомисты сводят необходимость к причинности и отвергают случайность, значит ли это, что они фаталисты? (fatalis - "предопределенный судьбой", "роковой".) И да, и нет. Нет, во-первых, потому, что фатум, судьба, относится обычно к миру человека, поэтому некорректно применение понятия фатализма к природе, к мирозданию. Но такое соображение формально. По существу, же надо различать фатализм мифологический и философский. Фатализм мифологии - это сфера индивидуальных судеб людей, их жизнь предопределена (и притом без всякого разумного основания) не "из логоса". Такой фатализм Левкипп отверг. Именно его он имел в виду, когда говорил, что ничто не возникает попусту, а все возникает из логоса, т.е. из разумного существенного основания. Но атомисты не избежали философского фатализма - учения о том, что одно единичное с необходимостью вызывает другое единичное, тогда как на самом деле с необходимостью вызывается лишь одно общее другим общим. Этого-то атомисты и не заметили. Вообще орел роняет черепаху на камень или на то, что его напоминает. Здесь фатализма нет. Однако считать, что именно этот орел именно эту черепаху должен был с необходимостью бросить на голову именно этого человека - это фатализм. А Демокрит, по-видимому, именно так и думал.
    Вывод:
    Атомизм Левкиппа-Демокрита не получил надлежащей оценки, между тем как он составляет одно из величайших учений, до которых дошло глубокомыслие человечества. В отличие от всех выдвигавшихся до сих пор идей первоначала, идея атома содержит в себе, кроме всего прочего, принцип предела делимости материи: атом мыслился как наименьшая частица, которая выступает как исходный в созидании и последний в разложении вещественный элемент сущего. А это — гениальный взлет мысли на принципиально новый уровень философского постижения сущего. И самое понятие неделимости было введено атомистами именно ради того, чтобы возможность бесконечного деления данного тела не превратила его в ничто и тем самым не превратила бы все бытие в мираж.

    Предельная простота и ясность основных принципов атомизма обусловили его длительное воздействие на дальнейшее развитие философской мысли вплоть до XX в. Атомизм постоянно привлекал к себе внимание как философов, так и ученых. И это связано прежде всего с тем, что он давал естественно-причинное объяснение самых разнообразных природных явлений.
    Приложение 1: Блок - схема


    Список литературы
    1. Античная атомистика- https://fil.wikireading.ru/9640

    2. Атомизм- https://gtmarket.ru/concepts/7330

    3. Атомизм Демокрита- http://www.solecity.ru/philosophy/demokrit

    4. Атомизм Левкиппа- https://studme.org/201911/filosofiya/levkipp_500440 5. Атомистические учения Левкиппа и Демокрита- https://studme.org/89428/filosofiya/atomizm_levkippa_demokrita

    6. История атомизма- https://ru1.warbletoncouncil.org/atomismo-escuela-atomista-16866

    7. История атомических учений- http://infofiz.ru/index.php/mps/item/122-optika


    написать администратору сайта