Главная страница
Навигация по странице:

  • Эпикур и его школа

  • Древняя Стоя и римские стоики

  • Неоплатоники

  • СРС Философия. Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима


    Скачать 27.08 Kb.
    НазваниеФилософия эпохи эллинизма и Древнего Рима
    АнкорСРС Философия
    Дата28.05.2020
    Размер27.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFILOSOFIYa_SRS_VOLGIN.docx
    ТипДокументы
    #126176

    Волгин Д.С. группа: 4271-51
    Тема работы «Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима».
    Введение

    Философия эллинистов возникла во времена деятельности Александра Македонского. Она стала предпоследним периодом философии Древней Греции. Эллинистическая философия исследует вопросы общества и человеческой природы. Мыслители отходят от метафизики и углубляются в этику. Своей главной задачей они считают создание условий бытия, которые сделают жизнь комфортной и приятной.

    Философию этого периода обычно подразделяют на два этапа: философию раннего эллинизма (III в. до н. э. – III в. н. э.), к которой относят такие течения философской мысли, как кинизм, стоицизм, эпикуреизм и скептицизм, и философию позднего эллинизма, выраженную прежде всего в учении неоплатонизма.

    Эпикур и его школа

    Эпикуреизм - философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей.

    Эпикур основывает свою школу в 310 г. до н. э. сначала в Колофоне, а затем, в 306 г. до н. э., переносит её в Афины. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов».

    В школу принимались женщины и рабы, причём отказываться от своего имущества не требовалось. На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие - высшее благо».

    Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.

    Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

    • отсутствие телесного страдания;

    • невозмутимость души (атараксия);

    • дружба.

    Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип - удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведёт к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

    В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям.

    Стремление к получению удовольствий, считал Эпикур, заложено в человека самой природой и обусловливает его физическое здоровье. Хотя Эпикур смотрит на удовольствие как на благо, но он осознаёт, что, если кто-то начинает ему предаваться чрезмерно, то за удовольствием наступит страдание. Поэтому оптимальным образом жизни является такой, чтобы жить с удовольствием и не страдать от нежелательных последствий этого образа жизни. Некоторые удовольствия сопровождаются болью. Эпикур проводит разграничение между теми удовольствиями, которые влекут за собой страдания и теми, которые их не влекут.

    Жизнь - вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.

    Древняя Стоя и римские стоики

    Основателем школы стоиков был Зенон.  Около 300 года до н. э. он основал свою собственную философскую школу, которая получила название Стоя, где он читал лекции. Среди учеников Зенона были Аристон из Хиоса, Герилл из Карфага, Дионисий из Гераклеи, Персион из Кития.

    Логика Стои делится на диалектику и риторику. Стоики считали, что существует только единичное, и наше знание – это знание о частных объектах. Эти объекты создают в нашей душе представления о них, и знание – это в первую очередь знание этих представлений.

    Таким образом, стоики заняли позицию, прямо противоположную Платону: Платон относился к чувственному восприятию с пренебрежением, а стоики считали его основой знания.

    Ведущими представителями римского стоицизма были Луций Анней Сенека (3-65гг.), Эпиктéт (50-135гг.), Марк Аврелий Антонин (121-180гг.). Творчество римских стоиков развивалось в условиях усилившегося кризиса ценностей прежней полисной идеологии, превращения Римской империи в мировую державу.

    Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения. Объектом (и сферой) рабства может быть, лишь телесная и чувственная, но не духовная и разумная часть человека. Раб, согласно Сенеке, — человек, равный по натуре другим людям, и ему присущи те же душевные качества, что и всем остальным. Не отвергая само рабство как социально-политическое явление и правовой институт, Сенека вместе с тем считал его в этическом плане несостоятельным, отстаивал человеческое достоинство раба и призывал к гуманному обращению с ним как с духовно равным субъектом. Сходные идеи развивали и другие римские стоики: Эпиктет — раб, затем отпущенный на волю, и император Марк Аврелий Антонин.

    Эпиктет: дополняет резкую критику богатства и осуждение рабства. Акцент при этом делается на безнравственности рабства.

    Марк Аврелий Антонин развивал «представление о государстве с равным для всех законом.

    Некоторые идеи греческих и римских стоиков (в частности, отстаиваемый ими индивидуализм, а также естественно-правовые положения) оказали влияние на взгляды римских юристов.

    Неоплатоники

    Неоплатонизм  — это обширное философское направление конца античного мира (III–VI вв. н. э.), основным содержанием которого являлось учение Платона и Аристотеля в сплаве с элементами пифагорейства и стоицизма. Основателем этой наиболее влиятельной школы поздней античной философии обычно называют Плотина(204–277 гг. н. э.).

    4 основные темы философии Плотина:

    1) Этика философской жизни

    2) Материальный мир

    3) Творящая природа

    4) Душа

    Школа неоплатонизма имела отличную от предшествующих течений направленность. Она заключалась в стремлении подняться над происходящим на «подмостках» мира сего, оставить земную суету, уйти в себя, чтобы путем интеллектуального самососредоточения созерцать божественное и, наконец, соединиться с ним. Таким образом, Плотин переосмысливает тысячелетнее наследие античной философии.

    Список используемой литературы

    1. Эллинистическая философия [Электронный ресурс], - Режим доступа: URL: https://mystroimmir.ru/filosofiya/ellinisticheskaya.html

    2. Школа Эпикура [Электронный ресурс], - Режим доступа: URL: https://studwood.ru/541736/filosofiya/shkola_epikura

    3. Древняя Стоя [Электронный ресурс], - Режим доступа: URL: https://texts.news/istoriya-filosofii/drevnyaya-stoya-28044.html

    4. Римские стоики [Электронный ресурс], - Режим доступа: URL: https://poisk-ru.ru/s48552t1.html

    5. Неоплатоники [Электронный ресурс], - Режим доступа: URL: https://studfiles.net/preview/5919172/page:3/





    написать администратору сайта