Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Гуманизм Ренессанса. ГУМАНИЗМ

  • Дезидерий-Эразм Роттердамский

  • 3. Натурфилософия Ренессанса. Натурфилософия Ренессанса обосновывала две идеи: Идею гелиоцентризма Идею пантеизма Гелиоцентризм

  • Иоганна Кеплера

  • 4. Социальные теории Ренессанса.

  • Философия эпохи Возрождения. Философия эпохи Возрождения (Ренессанса). Основные тенденции духовной культуры эпохи Возрождения


    Скачать 74 Kb.
    НазваниеФилософия эпохи Возрождения (Ренессанса). Основные тенденции духовной культуры эпохи Возрождения
    АнкорФилософия эпохи Возрождения.doc
    Дата03.11.2017
    Размер74 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия эпохи Возрождения.doc
    ТипДокументы
    #10098




    Философия эпохи Возрождения (Ренессанса).


    1. Основные тенденции духовной культуры эпохи Возрождения.


    Философия эпохи Возрождения занимает непродолжительный отрезок времени (с XIV по XVI в.) и знаменует переход от религиозного мировоззрения Средних веков к научной картине мира Нового времени. В эту эпоху происходят существенные изменения в жизни Европы. Наблюдается разложение феодализма и формирование новых, более прогрессивных форм производства и хозяйства. Происходит рост городов, развитие мореплавания, торговли, ремёсел. Все эти изменения находят своё отражение в меняющемся мировоззрении.

    Формируется идеология секуляризма – освобождение социальной и культурной жизни от религиозно-церковной зависимости. Выдвигается идеал светского человека и общества. Для обоснования этого идеала мысль обращается к античному наследию. Происходит возрождение ценностей античной культуры, философии, искусства, что и дало название эпохе – Возрождение.

    Подвергаются переосмыслению все основные объекты философского исследования.
    Онтология Ренессанса.

    На смену средневековой идее креационизма приходит концепция пантеизма.

    Пантеизм (от греч. Пан – всё и Теос – Бог) – философская концепция, отождествляющая Бога и мир, Бога и природу. Если средневековый креационизм противопоставлял друг другу бытие Бога и бытие материального мира (как причину и следствие, как творца и творение), то пантеизм утверждает целостность и единство бытия, объединяющего в себе и Бога и природу. Исходя из пантеистической установки природа понимается не как продукт божественного творения, внешний и вторичный по отношению к Богу, а как проявление Абсолюта, божественной сущности. Такой подход приводит к повышению интереса к исследованию природы, что проявляется в бурном развитии натурфилософии и естествознания в данную эпоху.

    Гносеология Ренессанса.

    Теорию познания Ренессанса начинает определять теория двойственной истины. Согласно этой теории, божественная сущность раскрыта посредством двух «книг»:

    - «Книга Откровения» - Священное писание, Библия. Истина Откровения постигается верой, а сферой выражения этой истины является религия.

    - «Книга природы» – это окружающий нас материальный мир, природа. Эта истина постигается разумом, а сферой ее выражения выступает наука, философия.

    Данная теория утверждала, что эти две истины равнозначны по своей ценности и достоинству, а так же взаимонезависимы, т.е. не могут ни опровергать, ни обосновывать друг друга. Т.о., осуществляется попытка разграничить сферы компетенции философии и религии, освободить научное, философское исследование от религиозно–церковного преследования.

    Антропология Ренессанса.

    Проблема человека становится одной из центральных в философии Ренессанса. По существу происходит смена средневекового теоцентризма антропоцентрическим миропониманием. Теперь в центр интересов мыслителей становится не Бог, а человек. Человек признается высшей ценностью, центром и целью мироздания. В соответствии с пантеистической установкой утверждается, что в человеке божественна не только душа, но и тело. Человеческая сущность видится в его творческой активности, в реализации своего потенциала. Такие установки нашли свое выражение в гуманистических теориях эпохи.

    Этика Ренессанса.

    Утверждает земное назначение человека. В качестве высшего блага провозглашается счастье, которое должно быть достигнуто не в загробном мире, а в земном жизнесуществовании человека. Человек должен реализовать свой творческий потенциал. Нравственный идеал Ренессанса – это всесторонне, гармонично развитая творческая личность. При этом, в этике эпохи отчетливо просматриваются черты индивидуализма.

    Социальная философия Ренессанса.

    Утверждает, что ход человеческой истории движим не божественным провидением, а естественными причинами, человеческими факторами. В социальных теориях эпохи прослеживаются две тенденции:

    - Обоснование теории абсолютизма, т.е. государства, в котором вся полнота власти должна быть сосредоточена в руках светского государя, независимого от церкви.

    - Разработка теоретической модели справедливого, идеального общества, обеспечивающего возможности каждому человеку реализовать себя и быть счастливым.
    2. Гуманизм Ренессанса.

    ГУМАНИЗМ (лат. humanitas — человечность) – это стремление к человечности; к созданию условий для достойной человека жизни. Гуманизм исходит из признания достоинства человека, рассматривая человеческую личность в качестве высшей ценности и центра мироздания.

    Гуманистические идеи начали оформляться в Италии в 14-15 веках, а в 16-17 столетиях гуманизм распространяется и в другие европейские страны (так называемый заальпийский гуманизм).

    Антропоцентризм как принцип мировоззрения приобретает у гуманистов особый оттенок. В отличие от средневекового мышления, гуманизм рассматривает место человека в мире не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему дос­тоинства человека. Истинно человеческое состояние должно быть результатом осуществления заложенных в каждом инди­виде возможностей к совершенствованию, к преодолению «дикого» и «варварского» существования. И хотя они даны Богом, для их проявления нужны собственные усилия личности, ее творческая деятельность. Истинный человек есть чело­век культурный, цивилизованный, активный.

    Гуманисты Ренессанса обосновывают принцип индивидуализма, совершенно не типичный ни для античности, ни для средневековья. Именно Возрождение сформировало ту индивидуальность, которую мы до сих пор считаем подлинным творцом культуры. Индивидуальное «я» как неповторимый внутренний мир человека, сопоставимый по своей значимости с вселенной, стал едва ли не главным открытием эпохи Возрождения.

    Для средневекового миросозерцания был характерен идеал превосходства духа над телом, отсюда религиозная практика аскезы, умерщвления плоти и пр. Гуманистический идеал Возрождения связан с реабилитацией человеческой телесности. Этот идеал означал гармоничное единство телесного (природного) и духовного (божественного), материального и идеального.

    Если средневековый человек проявляет свою личную волю в поисках спасения души, то человек Возрождения активно самоутверждается и самовыражается в земной жизни — в политике, искусстве, науке, философии и т.д.

    Универсализм — это тоже один из идеалов Возрождения, одна из особенностей его гуманизма. Эта эпоха действительно породила много ярких и разносторонних личностей, подобных Леонардо да Винчи. Недаром эту эпоху называют эпохой титанов — богоборцев, претендующих на соперничество в творчестве с самим Создателем.
    В XV веке в Италии зарождается интеллигенция. И, прежде всего она возникает не как научно-техническая, а как художественная интеллигенция. «Интеллигенция» происходит от латинского слова «знающий», «понимающий», «разумный». Причем в наши дни это слово имеет два значения. С одной стороны, «интеллигенцией» называют группу людей, которая в соответствии со своим образованием и социальным статусом, занимается умственным трудом, в отличие от тех, кто занимаются трудом физическим. С другой стороны, интеллигенцией называют некую духовную элиту общества, которая задает ему нравственные, эстетические и другие ориентиры. В этом случае интеллигентность не предполагает каких-либо формальных признаков, связанных с условиями жизни и труда. Интеллигентность в данном случае выражается в определенном состоянии духа и творческих способностях, которые объединяют людей в неформальное единство.

    Именно в качестве такого неформального объединения творческих людей и возникла интеллигенция в эпоху Возрождения.

    Истоки гуманистической мысли Ренессанса обнаруживаются в творчестве Данте Алигьери (1265-1321). Данте – автор выдающегося произведения «Божественная комедия» и философских трактатов «Пир» и «Монархия». Данте выражает идеи антиаскетизма, утверждая человеческое достоинство и земное предназначение человека. Чело­век причастен к двум природам: духовной и телесной. Такое сочетание двойственности делает для человека доступными две цели, два вида блаженств, одно из кото­рых достижимо в земной жизни и заключается «в проявлении собственной добродетели», другое же - «блаженство вечной жизни», достижимо лишь посмертно и «при содействии Божественной Воли». Первый путь открывается человеку благодаря собст­венной активности, реализации потенциала своего разума, второй - благодаря Духу Святому, участию Церкви. Благодаря своему разуму человек способен устроить свою земную жизнь и достичь счастья самостоятельными усилиями. Церковь же, должна заниматься вопросами «вечности» и не вмешиваться в земные нужды и заботы человека.

    Также к числу родоначальников гуманизма относят Франческо Петрарку (1304-1374). Петрарка ставит сознательную задачу поворота в философии к новой системе ценностей, поставившей в центр внимания внутренний мир человеческой личности в ее земном существовании, в ее активной творческой деятельности.

    Основные философские труды Петрарки: «Моя тайна», трактаты «Об уединенной жизни», «Книга о делах повседневных».

    Философские идеи Петрарки связаны с отрицанием схоластики как метода тогдашней философии, которая пыталась увести решение любых проблем жизни и науки к спору о понятиях и значениях слов-терминов. Такому методу должно противостоять научное знание, опирающееся на опыт и практику, накопленную человечеством. Философия - это, прежде всего наука о человеке, о его природе, жизни и смерти, путях развития человеческого общества. Путь философии лежит через знания о человеке к знанию о мире. Знание, конечно, имеет источником Бога, знание идет от Бога, но источники мудрости не только в христианских или библейских книгах, они и в античном (языческом) знании и в трудах мусульманских ученых. Петрарка утверждал ценность человеческой культуры, человеческого знания, способного изменить мир к лучшему. Главное в человеке — его добродетель, активное проявление добрых начал. Подлинное благородство не в происхождении, а в добродетельной душе, в стремлении человека к знаниям «беседы с древними», в творческой деятельности, и в христианской вере. Ни через род, ни через богатство, ни через знаменитую родину, а лишь «благодаря себе» можно, по мысли Петрарки, сыскать истинную славу. В этом заключается один из истоков ренессансного индивидуализма:только от личных усилий, от индивида зависят его слава и признание в глазах общества.
    К выдающимся гуманистам принадлежит и Лоренцо Валла (1407 - 1457). Его основное произведение – это диалог «О наслаждении как истинном благе». Валла выступал против претензий церкви на светскую власть, доказывая бессмысленность аскетизма и монашества. В области этики Валла обратился к античной теории гедонизма, утверждавшей в качестве высшего блага – наслаждение. По мнению Валлы, полноценная жизнь человека, ее духовное содержание, невозможна без телесного благополучия, без всесторонней деятельности человеческих чувств. Представления Валлы о человеке натуралистичны, он называет природу «учительницей» и «вождем жизни».

    К числу наиболее ярких представителей заальпийского гуманизма следует отнести Эразма Роттердамского и Мишеля Монтеня.

    Дезидерий-Эразм Роттердамский (настоящее имя Герхард Герхардс, 1469-1536) - выдающий­ся мыслитель, остроумный писатель, ученый-филолог, фило­соф и богослов. В своей работе «Похвала глупости» Эразм высмеивает бесплодность схоластических споров. Он считает, что философия «должна сойти с небес на землю» и заниматься вопросами земного существования человека. Схоластической традиции и церковной обрядовости Эразм противопоставляет свою «философию Христа» с базирующейся на ней системой нравственности. Мир, по мнению Эразма, создан благим и прекрасным, благим и прекрасным создан и человек. Подвиг же Христа состоит именно в восстановлении, возрождении этого изна­чально благого состояния. Человеческое в Христе и христиан­стве значит для Эразма больше, чем Божественное.

    Единомышленником Эразма был французский мыслитель, гуманист Мишель Монтень (1533 - 1592). Он не принял усло­вие христианского богословия о греховности сомнения и сде­лал его одним из принципов своей концепции. По его мнению, человек есть существо сомневающееся,поскольку ему дано такое свойство как сознание. Скептицизм Монтеня жизнелюбив, он приводит индивидуальному поиску истины и не позволяет самоуспокоиться на догматах. Человек не может пассивно ждать своего счастья, а вправе к нему самостоятельно стремиться в земной жизни.

    «Христианский гуманизм» Эразма из Роттердама и скепти­цизм Монтеня проявились в понимании христианства как сис­темы нравственных норм регулирующих повседневную жизнь.
    3. Натурфилософия Ренессанса.
    Натурфилософия Ренессанса обосновывала две идеи:

    1. Идею гелиоцентризма

    2. Идею пантеизма

    Гелиоцентризм (от греч. Гелиос – Солнце и лат. центрум – центр) – космологическая теория, согласно которой Солнце является центром вселенной.

    Выдвижение теории гелиоцентризма связано с творчеством Николая Коперника (1473-1543). В своем произведении «Об обращении небесных сфер» он высказал положение о том, что Земля, вращаясь вокруг собственной оси, вместе с другими планетами обращается вокруг Солнца.

    Дальнейшее развитие принципов гелиоцентризма связано с творчеством немецкого математика и астронома Иоганна Кеплера (1571-1630). Он выдвинул теорию о закономерностях движения планет, которую обосновал математически.

    Итальянский ученый Галилео Галилей (1546-1642) путем экспериментальных исследований наглядно подтвердил правильность гелиоцентрического подхода к пониманию мира.

    Гелиоцентрическая теория подорвала средневековые представления об исключительном положении Земли и человека во вселенной и послужила мощным фактором дальнейшего развития экспериментально-опытного естествознания.
    Пантеизм (от греч. Пан – всё и Теос – Бог) – философская концепция, отождествляющая Бога и мир, Бога и природу.

    Пантеизм в эпоху Возрождения развивался в двух основных формах:

    1. Религиозно-мистический пантеизм

    2. Натуралистический пантеизм

    Религиозно-мистический пантеизм растворял природу в Боге (Бог рассматривался как целое, а природа – как его часть).

    Натуралистический пантеизм растворял Бога в природе, распространяя на природу (материальную действительность) все атрибуты Бога (вечность, бесконечность, единство). Т.о. натуралистический пантеизм утверждал, что природа это и есть Бог, и помимо природы Бога не существует.

    Наиболее ярким представителем мистического пантеизма был немецкий кардинал, теолог, математик, астроном и философ Николай Кузанский (1401-1464). Основное произведение – «Об ученом незнании». По мнению Кузанского Бог – это Абсолют, тем самым Бог един, вечен и бесконечен. Поскольку Бог бесконечен, его сущность невозможно выразить через понятия, т.к. всякое понятие есть ограничение, указание на границы смысла. Будучи бесконечным, Бог объединяет в себе все мыслимые, возможные противоположности. Т.о. в Боге обнаруживается единство, совпадение, тождество противоположностей.

    Человеческое познание включает в себя три этапа:

    1. Чувственность – непосредственное восприятие многообразия единичных вещей внешнего мира.

    2. Рассудок – сопоставляет и обобщает многообразие чувственных восприятий, подводя их под виды и роды, т.е. под понятия. При этом рассудок руководствуется законами логики: законом тождества и законом противоречия.

    3. Разум – мыслит мир в перспективе вечности и бесконечности. Разум постигает мир как единый абсолют, т.е. в качестве Бога. При этом разум обнаруживает тождество, совпадение противоположностей.


    Видным представителем натуралистического пантеизма был итальянский монах Джордано Бруно (1548-1600). К главным трактатам Бруно относятся философские диалоги "О причине, принципе и едином", "О бесконечности, вселенной и мирах", в которых ставятся проблемы бесконечности мира, его динамического единства и вечности. По мнению Бруно, вселенная (материальный мир, природа) едина, бесконечна, несотворима и неуничтожима. Поэтому Бруно исключает Бога – творца, внешнего и высшего по отношению к природе. Вселенная – это и есть Бог, и помимо природы Бога не существует. Бруно подверг резкой критике догматическое богословие, схоластическую философию и церковную обрядовость. По его мнению, Бог не может требовать от человека больших почестей, чем те, которые мы оказываем ему, изучая законы природы и живя в соответствии с этими законами. Бруно не соглашается с положением гелиоцентризма о том, что Солнце является центром вселенной. По его мнению, у вселенной не может быть центра, т.к. она бесконечна. Бруно полагал, что во вселенной существует множество планет подобных Земле, населенных разумными существами, подобными человеку. Высказав сомнение по поводу некоторых католических догматов, Бруно вошел в конфликт с официальной Церковью. В Венеции он был арестован инквизицией, заточен, перевезен в Рим и там

    17 февраля 1600 г. сожжен.

    4. Социальные теории Ренессанса.
    Социально-философская мысль эпохи развивалась по двум основным направлениям:

    1. Обоснование идеи абсолютизма;

    2. Разработка теорий идеального государства.


    Автором социальной теории государственного абсолютизма был флорентийский политический деятель, историк, поэт и философ Никколо Макиавелли (1469-1527). Он отвергает средневековую теорию провиденциализма. По мнению Макиавелли поступки людей и весь ход исторических событий обусловлены не волей Бога, а естественными причинами. Такими причинами Макиавелли называет материальный интерес (корысть, эгоизм) и силу. Люди, в своем естественном состоянии, не способны к солидарному движению по направлению к общей цели, поэтому для своего существования государство нуждается в некой консолидирующей силе – во власти, в государе (правителе). При этом, как отмечает Макиавелли, интересы народных масс и правящих классов не совпадают. Люди в своих действиях руководствуются стремлением к личному, индивидуальному благу, тогда как государь должен руководствоваться стремлением к общественному благу, благу государства. Для того чтобы государь мог овладеть стихийным поведением масс, он должен обладать абсолютной властью, не ограниченной ни религией, ни моралью. Государь в своей политической деятельности должен руководствоваться не нормами морали и религии, а лишь государственной целесообразностью. Для достижения политически значимой цели государь может применять любые средства (в том числе коварство, вероломство, жестокость, насилие и т.п.).

    В дальнейшем такая установка в политике получила название макиавеллизм. Девизом такой политики стала фраза: «Цель оправдывает средства».
    Теории идеального государства.
    В эпоху Возрождения углубляется социальная дифференциация (расслоение общества), связанная с этапом первоначального накопления капитала. Соответственно, появляются и теории, критически на это реагирующие. Эти теории выражали идею социального равенства людей. В последующем такие теории получили название социальных утопий. Они изображали идеальное состояние совместной жизни людей, представляли собой теоретически сконструированную модель желаемого общества.

    Зарождение утопических теорий Ренессанса связано с творчеством английского гуманиста Томаса Мора (1478 - 1535). Основное его произведение называлось «Остров Утопия» (именно Мор ввел в лексикон слово Утопия – дословно, место, которого не существует). Произведение состоит из двух частей. В первой части Мор критикует современное ему состояние общественной жизни Англии. Во второй – описывает общественное устройство и образ жизни на вымышленном острове Утопия. По мнению Мора, основной причиной социального зла является наличие частной собственности. Поэтому собственность должна быть обобществлена. На Утопии существует лишь общественная собственность, а потому трудовая деятельность для утопийцев представляет собой не тяжелую повинность, а священную гражданскую обязанность. Всеобщий трудовой день на Утопии составляет 6 часов. Остальное время люди посвящают занятиям науками и искусствами. На острове царит религиозная веротерпимость. Дела воспитания юношества переданы духовенству. Мор считал, что при помощи образованного правителя его идеи могут быть реализованы в ближайшем будущем.

    Другим автором социальной утопии был итальянский монах Томмазо Кампанелла (1568 - 1639). Основное его произведение – «Город Солнца». В учении Кампанеллы в большей степени, нежели у Мора, выражен религиозно-коммунистический момент. Он считал, что задачей человечества является реализация идеала Царствия Небесного на Земле. Призывал в соответствии с христианской совестью к ликвидации частной собственности и эксплуатации. Утверждал необходимость всеобщего просвещения и образования. Город Солнца – это социально однородное общест­во, исповедующее простую и рационализированную ре­лигию и ведущее "философский образ жизни общиной". В нем отсутствуют частная собственность и семья, детей воспитывает государство, всеобщий обязательный 4-часовой труд гарантирует изобилие. Государственное устройство Города Солнца, согласно Кампанелле, не исходило от Бо­га, а являло собой прямой результат деятельности чело­веческого разума.


    написать администратору сайта