Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина

  • Выполнил(а): Будрина В. А.

  • Проверил(а)

  • Первый период

  • Теория тождества

  • Второй период

  • философия Шеллинга. Философия Ф. Шеллинга


    Скачать 50.59 Kb.
    НазваниеФилософия Ф. Шеллинга
    Анкорфилософия Шеллинга
    Дата02.10.2022
    Размер50.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия Шеллинга.docx
    ТипРеферат
    #709690

    Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

    «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

    Зачетная (экзаменационная) работа (№ 1 семестра)
    Дисциплина: Философия

    название дисциплины
    Реферат

    (вид работы)

    Тема: Философия Ф. Шеллинга

    (Название темы)

    Выполнил(а):


    Будрина В. А.

    (Ф.И.О. студента)


    заочная_ГМУ_2021

    (направление, группа)

    Проверил(а):




    (Ф.И.О. преподавателя)

    30. 01. 22 г.

    (дата)


    Омск 2022г.

    Содержание



    Введение 3

    1.Биография Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг 4

    2.Философия Шеллинга 7

    3.Значение философии 13

    Заключение 15

    Библиографический список 16


    Введение



    Фридрих Вильгем Йозеф Геллинг (1775-1854 гг.) является ярким представителей немецкой классической философии, который стал связующим звеном между такими философами как: И. Фихте (1762-1814 гг.) и Г.Гегеле. (1770-1831 гг.).

    Его учения о культуре занимает значимое место среди других философско-теоретических изложений данного феномена и оказала влияние на европейскую и русскую философию. Анализ Шеллингом проблемы культуры имеет актуальность и на сегодняшний день т.к. он помогает для осознания современной социокультурной ситуации. Благодаря его трудам, можно проследить за тем, как развивалось общество и проследить развитие культуры в истории человечества.

    Актуальность данной работы обусловлена тем, что повлияла на различные направления современной западной философии культуры, а именно на философскую антропологию, экзистенциализм, неотомизм, восприятие физики как научной философии. Так же, он внес вклад на русскую философию культуры XIX-XX веков. Оно было плодотворным и способствовало становлению основного спектра идей русского шеллингианства. Философия культуры оказала влияние на творчество любомурдов, славянофилос, Н.И.Надеждина, В.Г. Белинского, Ф.Л. Тютчева: его идеи восприняли П.Л.Чаадаев, Н.В.Станкевич и др. русские символисты.

    Цель работы является изучение философии Шеллинга.

    Задачи:

    1. Изучить биографию философа, для понимания его взглядов и мировосприятия;

    2. Проанализировать философию Шеллинга, выделив основные этапы;

    3. Выделить значение философии Шеллинга.
    1. Биография Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг



    Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (нем. Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling) -- немецкий философ. Являлся представителем идеализма в новой философии.

    Родился в Леонберге (Вюртембергском городке). В 15 лет поступил в Тюбигенский университет с характеристикой «скороспелый талант». В университете интересовался философией и теологией. В университете, как и всё молодое поколение на тот момент, подается влиянию общественного настроению. А именно, подхватывает веяние французской революции и энтузиазм нарождающегося на тот момент романтизма. Философ, будучи студентом знакомится с трудами Канта, с первыми работами Фихте и начинает выступать на философском поприще, именуя себя как последователь и истолкователь Фихте. По окончание курса, Шеллинг три года исполняет обязанности домашнего учителя. За это время он успевает хорошо ознакомиться с математикой, физикой, медициной и выпускает несколько научных работ. В 1798 Шеллинг знакомится с Гете и заинтересовывает его своей натурфилософией. Благодаря старания Фихте и поддержке Гете, Шеллинг получает в том же году профессуру в Йене. Будучи 23-летним профессором, философ принимается за развитие собственного мировоззрение, формируя свою философию виденья, все больше отталкиваясь от своих покровителей. В этот же период Шеллинг вступает в кружок романтиков с братьями Шлегель, Гарденбергом и др. Главной же частью была будущая жена Шеллинга – Каролина Шлегель, которая повлияла на представителей романтической и философской литературы. Она стала своей музой для молодого профессора, чем после обуславливался его душевный подъем, в период, который были написаны самые его громкие и известные работы.

    В период 1799-1803 годах, в Йене, Шеллинг занимается плодотворно своей деятельностью. Кроме чтения лекций и издания своих известных сочинений по натурфилософии и философии тождества, он издавал два журнала. Уже в это время, философ, стал главой школы, распространившей свое влияние на различные отрасли науки и литературы. Историки отмечают, что в его энтузиазме была покоряющая сила, благодаря которой он имел такой успех. Вместе с тем о его непреклонную и мощную личность разбивались все направленные против него враждебные воздействия. В этом отношении он вполне оправдывал данное ему его кружком прозвище «гранит».1

    Шеллинга отмечали как гордого и самолюбивого, из-за чего он не терпел около себя людей равных ему и не подчиняющихся его влиянию, особенно в сфере его специальности. Именно поэтому, разрыв с Фихте (его духовный отец в философии) и Гегелем (университетский друг и товарищ) был неизбежен. Эти же проблемы отмечались в столкновении Шеллинга с его врагами, в большинстве случаев литературные нападки имели личный характер. Философ со своей стороны обнаруживал в этом личную страстность, объективной оценки, проявлявшиеся впоследствии. В этом отношение характерна его полемика с Якоби.

    После смерти своей жены в 1807 году, литературная деятельность Шеллинга практически прекратилась, но философ продолжал выступать на кафедре в Германии. Но уже спустя некоторое время, в 1812 году Шеллинг женился вторично на Паулине Гаттер, дочь близкой подруги Каролины, называвшая её второй матерью. Она подарила ему троих сыновей и трех дочерей, после они скрасят старость уставшего от жизни мыслителя.

    В лекциях Шеллинга, прочитанных в Берлине в 1841-1842 гг. и обнародованных позднее Паулосом, находится уже полное признание системы абсолютного идеализма, как замечательного завершения его собственной философии тождества. Кроме Йены, Шеллинг был так же профессором в Вюрцбурге, Мюнхене, Эрлангене и Берлине. Позже, обнародованные без разрешения лекции в берлинском университете Паулаусом, Шеллинг оспаривал их в суде за нарушением авторского права. Процесс закончился не в пользу философа, т.к. суд затруднился признать обнародование лекций за предусмотренную законом «перепечатку». После этого неприятного случая, Шеллинг навсегда прекращает чтение лекций. В последние годы своей глубокой и мудрой старости, философ провел окруженный оставшимися ему верными друзьями и многочисленной семьей.

    1. Философия Шеллинга


    Будучи крайне увлекающимся философом, Шеллинг постоянно корректировал и дорабатывал свою философию, а то и в корне меня свои философские взгляды, углубляясь в самые разные философские течения своего времени. За что получил прозвище среди философов: Философский Протей. Философия Шеллинга подобно морскому древнегреческому божеству меняла свое обличие. Поэтому выделяют три основных периода философии Шеллинга.

    Первый период:

    Его часто характеризуют как пантеистическим так как мысль знаменитого немецкого философа двигалась по пути сближения и ассимиляции2 всего сущего в единую дуалистичную3 систему, после она преобразуется в философию тождества.

    Натурфилософия. От латинского «Natura» (природа) обозначает философию природы. Философы, занимающиеся этим направлением, старались понять и определить закономерность природных явлений. Позже, её вытеснит другая наука – физика. С этого момента, в философии науки доминирует механистический подход.

    Шеллинг был не согласен и выдел натурфилософскую систему иначе. Он интересовался научными открытиями в естественных науках, медицине, но особое предпочтение отдавал тем, кто был близок к его философским взглядам. Шеллинг представлял природу как некий живой организм, представленный в совокупности творческих и созидательных процессов и создающий сам себя.

    Все создания, порождённые творческим механизмом природы (растения, животные и т.д.), обладают целостностью и каждый играет свою роль в едином созидательном механизме. Т.е. природа, является осознанным творящим субъектом, хоть это и не так. По мнению Шеллинга, природа — это слепой механизм, но удивительно целесообразный. Философ ставит 2 важных вопроса в натурфилософии:

    1. Разногласие между целесообразностью и слепым творческим механизмом. Согласно его размышлениям, в человеке, который вполне себе порождение природы, существует «извечное разногласие» между необходимостью и свободой.

    В то же время, у растений, такого разногласия не наблюдается, т.к.; свободное в нем необходимо, а необходимое свободно.

    1. Противоречие между «Ставшим и становлением». Шеллинг считал, что природа диалектична.

    Одна часть этой двойственной противоположности – продуктивность. Она подразумевает конечные продукты созидательной природной деятельности. Исследованием этой части природы занимается научное ответвление естествознания.

    Вторая часть – понимание того, что природа не стоит на месте и непрерывно развивается.

    Шеллинг, касательно первого вопроса перед натурфилософией, симпатизировал Канту с его трансцендентальным идеализмом. Согласно данному учению, человек может воспринимать объекты природы лишь как «феномены». Т.е. человек не видит истинную суть предмета, а лишь воспринимает через призму нашего чувственного восприятия. Из-за несовершенства человеческого сознания, считал Кант, человек не в состоянии понять то, чем вещи являются сами по себе.

    Точка зрения Шеллинга здесь схожа с кантовской, однако, его интерпретация трансцендентального идеализма стремится к тождественному сближению дуалистических противоположных понятий.

    Касательно второго вопроса, Шеллинг считал, что задача натурфилософии заключается в том, чтобы полностью понять эти обе противоположности в их противоречии и единстве. Научится выводить одного из другого, видеть не только весь процесс становления конечного предмета, но и видя предмет, представлять то, каким образом он мог быть создан.

    В своем труде «О мировой душе», Шеллин размышляет о том, что последовательное развитие всех живых организмов является результатом постепенной эволюции одной и той же организации. Стоит отметить, что позднее эту же точку выдвинет Ламарк (спустя примерно 10 лет) и Дарвина (спустя 60 лет). Философ считал, что свойства более высокоразвитой системы содержатся в зародышевом состоянии в низко развитых. То есть, как живое, является эталоном для неживого, а бездуховное содержит какие-то зачатки души.

    Шеллинг пытался создать систему, где жизнь была бы неразрывно связана с неорганическими явлениями, при этом сама жизнь считается творческим апофеозом природы, в которой тем не менее присутствует и сама природа. Так, появилась, знаменитая теория тождества.

    Теория тождества:

    Теория тождества родилась в противовес учениям Канта и Гегеля. При помощи понятия «абсолюта» Шеллинг пытается ассимилировать друг с другом понятия мышления и бытия, реального и идеального. Абсолют, служит связующей силой, объединяющей, казалось бы, противоположные понятия в единое целое. При этом абсолют не един. Разделение происходит во время акта его самопознания. Т.к. мир идей в абсолюте тождественен реальному, то каждая созданная идея обретает реальную форму.

    Абсолютностью, называется формат перерождение от идеального в реальное воплощение. Самопознание абсолютности, очерчивает форму определенности идеального через её реальное воплощение. Само же реальное, воплощается в мире вещей представляет собой ни что иное, как выражение формы абсолютности. Таким образом, рождается картина мироздания.

    В целом, теория выдвигает тезис о том, что человек является мыслящим объектом, о котором он мыслит существуют не только в его голове, но и имеют воплощение в реальном, что говорит о неразрывной связи объекта с субъектом.

    От сюда, выделяются следующие проблематики:

    Во-первых, не определено образование материи, если мир все время прибывает в плоскости, доступной лишь интеллектуальному созерцанию.

    Во-вторых, мир создан в абсолюте, как совершенный шедевр, тогда откуда существует зло? Это решение нашлось в философии тождества. Шеллинг выдвинул гипотезу о том, что зло, это отпадение мира от абсолюта.

    Второй период:

    В этот период, Шеллинг занялся изучением религии. Второй период называют уже теистический4. В этот период, философ посвятил трактование христианской религии и попытался разрешить кризис философии тождества, используя исключительно теистический подход.

    Философия откровения делится на две части:

    1. Общая. В этой части философ формирует основные положения о «позитивной» философии, противопоставляя «негативной».

    2. Специальная. В этой части, философ анализирует проблемы религиозного характера и разбирает христианское учение и эсхатологию5.

    Негативной философией Шеллинг характеризует свою старую философскую систему, т.к. она не смогла избавиться от субъективной точки зрения. В каждой философской системе прежде всего присутствует точка зрения субъекта, поэтому познавать вещи мы можем только с субъективной точки зрения.

    Философ считал, что позитивная философия, должна иметь источник не личного опыта, а из некого абсолютного бытия, что выше всего. Данное «Безусловно трансцендентное бытие» превосходит любое мышление и стоит выше всякого опыта.

    Позитивная и негативная философия – априорны6, однако, между ними существует различие. Негативная – противится опыту в то время, как позитивная, характеризуется как опытное познание и содержит черты, свойственные науке, а априори и апостериори (с латинского из последующего из предшествующего).

    Так же позитивную философию Шеллинга, называют философией откровения. Общеонтологическая часть представляет собой креационистское учение, в основе которого лежит триединый Бог, который является сочетанием трех потенций. Эти силы заранее формируют подход творца к будущему созиданию к этому моменту еще не созданного бытия.

    1. Дух в себе – определяет будущее сущего «способность быть»;

    2. Дух для себя – потребность бытия;

    3. Дух у себя – долг бытия.

    В самом начале акта творения потенции выходят из состояния равновесия и становятся космическими творящими силами. Постепенно процесс творения приводит потенции в более гармоничное состояние. Процесс этого восстановления представляют теогонический аспект – Потенции воссоединяясь становятся тремя ипостасями единого Бога и космогонический – разрозненные потенции образуют составляющие природного и духовного миров.

    Конечным результатом творения должен стать первочеловек, существо свободное как от Бога, так и от потенций. Это совокупность мироздания и служит связующими звеном между собой и тремя ипостасями троицы.

    Благодаря этому он способен актом своей свободной воли отделиться от триединого бога, создав мир внебожественный.

    Понятие «Откровения» в данном случае обозначает неизбежное восстановление единого Бога в сознании сотворенного существа, эдакое воссоединение Бога с человеком.

    Первоосновой откровения Шеллинг считает некий мифологический процесс. В течении этого процесса, потенции, действующие в сознании человека, в конце концов становятся воплощениями единого Бога.

    1. Значение философии


    Шеллинг не оставил после себя определенной школы, которая могла быть обозначена его именем. Его система, представлявшая интеграцию трех, относительно чуждых друг другу воззрения: субъективного идеализма, объективного натурализма, религиозной мистика – могла сохранять насильственное единство только в кругозоре его ума и в своеобразной форме его изложения.

    Значение философии Шеллинга состоит в проведении той мысли, что основа мира — это живой идейный процесс, имеющий свое правдивое отражение в человеческом познании. Разум и реальность соединяются друг с другом, поэтому акт познания является естественным обнаружением этого природного тождества. Так же в философии Шеллинга, понятие «свобода» раскрывается более обширнее, чем у рационалистов.

    Идеализм Шеллинга не может также считаться упраздненным через идеализм Гегеля, от которого он отличается большей жизненностью. Реальное содержит в себе идеальное, как свой высший смысл, но обладает, кроме того, иррациональной конкретностью и жизненной полнотой. Вследствие этого, в философии Шеллинга становится понятным уклонение существ от абсолютных норм разумности добра. Именно теория немецкого философа об происхождении зла и его отношения к Богу, является одним из наиболее ценных и глубокого продуманных отделов системы, имеющим непреходящее значение для философии религии.

    Шеллинг считается первым европейским философом, оказавшим непосредственное влияние на российскую философию и культуру, влияние философа непосредственное и по масштабам своим несравним с влиянием Канта или Лейбница. В начале XIX века появляется все больший и больший интерес к идеям Шеллинга. Первым русским последовательным шеллиггианцем был Д.М. Велланский, который осуществил перевод некоторых работ Шеллинга на русский язык. Последователем так же был один из преподавателей Царскосельского Лицея, учитель А.С.Пушкина, А.И. Галич, позднее – профессор Петербургского университета М.Г.Павлов. Один из декабристов, Г.С.Батеньков в свое время вспоминал: «Еще во время утомительных походов французской войны нас трое – Елагин, я и некто Паскевич вздумали пересадить Шеллинга на русскую почву, и в юношеских умах, наши идеи его слились с нашим товарищеским юмором. Мы стали изъясняться в новых отвлечениях легко и приятно».

    Влияние Шеллинга на развитие искусства и литературы и эстетической мысли во Франции, Англии, России и других странах хорошо известно, т.к. философ подробно разобрал систему мировосприятия, обосновал значение свободы и основанной на ней деятельности как важных факторах познания существования действительности. Он стал переходным этапом в философии Канта и Фихте, к философии Гегеля, оказав влияние на вышеперечисленные страны.

    Заключение


    Значение философии Шеллинга заключается в том, что он продвигает мысль, что в основе мира лежит живой идейный процесс, имеющий свое правдивое отражение в человеческом познании.

    Схожесть данной мысль можно найти также в положениях рационализма XVII и XVIII вв, о тождестве логических и реальных отношениях, но немного видоизменённая. В отличие от Шеллинга, который выдвигает мысль о том, что разумность и реальность взаимно проникают друг в друга, вследствие чего акт познания является естественным обнаружение этого природного тождества, рационалисты считали иначе. Они считали, что разум и внешняя действительность, находятся во взаимном соответствие, но реально чужды друг другу и являются согласованными лишь через посредство Бога. Но стоит отметить, что благодаря Шеллингу, возникло данное мнение. Однако у немецкого философа, понятие «свобода» имеет более широкое применение, чем у рационалистов.

    Так же, теория происхождения зла и его отношения к Богу является одним из наиболее ценных и глубоко продуманных отделов системы Шеллинга, имеющим непреходящее значение для философии и религии.

    Философия Фридриха Вильгема Йозефа Геллинга имеет актуальность и на сегодняшний день т.к. он помогает для осознания современной социокультурной ситуации. Благодаря его трудам, можно проследить за тем, как развивалось общество и проследить развитие культуры в истории человечества.

    Библиографический список



    Дополнительная литература:

    1. От Фихте до Ницше / Коплстон Ф. – Издательство: Республика, 2004 год. [Электронный ресурс].
      – URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/koplst/

    2. Диссертация и автореферат по ВАК РФ 09.00.03, Проблема культуры в философии Ф.В.Й. Шеллинга / Журавская, Анастасия Александровна. 2003 год. [Электронный ресурс].
      – URL: https://www.dissercat.com/content/problema-kultury-v-filosofii-fvi-shellinga

    3. Ф.В.Шеллинг. Система трансцендентального идеализма / Перевод и комментарии И. Я. Колубовского ; Ред. и вступ. статья П. Л. Кучерова. Ленинград: ОГИЗ СОЦЭКГИЗ, 1936.- LIX, 455 с.Серия Классики философии. 1936 год. [Электронный ресурс].
      – URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nemeckaja_klassicheskaja/shelling-sistema-transtsendentalnogo-idealizma-1936

    4. В.В.Лазарев. Философия раннего и позднего Шеллинга //М:Наука, 1990. [Электронный ресурс].
      – URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nemeckaja_klassicheskaja/lazarev-filosofiya-rannego-pozdnego-shellinga

    5. Шеллинг Ф.В.Й. Бруно, или о божественном и природном начале вещей. Беседа// Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1987. - Т. 2. С. 490588. [Электронный ресурс].
      – URL: https://studfile.net/preview/6723682/

    6. Шеллинг Ф.В.Й. Об отношении реального к идеальному // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. Т. [Электронный ресурс].
      – URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000401/

    7. Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. Т.1. С. 227-489. [Электронный ресурс].
      – URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nemeckaja_klassicheskaja/shelling_sochinenija_v_dvukh_tomakh_tom_1/12-1-0-56

    8. Сайт: Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс].
      – URL: https://academic.ru/




    1 Коплстон Ф. Книга: «От Фихте до Ницше». Год издания 2004.

    2 Ассимиляция — процесс интеграции внешних объектов (людей, предметов, идей, ценностей) и бессознательных содержаний в сознание. 

    3 Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – мировоззренческая позиция, согласно которой сущность и происхождение исследуемого объекта можно уяснить, только признав наличие двух противоположных, не сводимых друг к другу равноправных начал, лежащих в его основе.

    4 Теистический — ТЕИЗМ [тэ], а, м. Религиозно философское учение о Боге как о существе, создавшем мир и управляющем им. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.

    5 Эсхатологгия(от греч. έσχατος— последний, конечный) — в религиозных мировоззренческих системах учение о конечных судьбах человеческой личности и всего сущего в “вечности”, т. е. в самой дефинитивной перспективе за пределами истории, биографии, вообще “этого” мира.

    6 Априори (лат. a priori, букв. - из предшествующего) - философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально.



    написать администратору сайта