Главная страница
Навигация по странице:

  • ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Дисциплина

  • Исторические условия возникновения и развития философии эпохи Просвещения ХVIII в.

  • Жизнь и творчество основоположников французского Просвещения (Руссо)

  • Основная литература

  • контрольная философия. Философия Французского Просвещения


    Скачать 21.65 Kb.
    НазваниеФилософия Французского Просвещения
    Дата23.05.2021
    Размер21.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконтрольная философия.docx
    ТипКонтрольная работа
    #208828

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


    Дисциплина:

    Философия права

    Тема:

    Философия Французского Просвещения
















    ВЫПОЛНИЛ:

    студент

    3205В

    группы

    Куц Иван Сергеевич

    Ф. И.О.

    ПРОВЕРИЛ:

    к. ф. н., доцент

    ученая степень, звание

    Серова Наталья Степановна

    Ф. И.О.

    Оценка




    Подпись




    «




    »




    2021 г.



    Барнаул, 2021

    Оглавление

    1. Исторические условия возникновения и развития философии эпохи Просвещения (ХVIII В)

    2. Жизнь и творчество основоположников французского Просвещения (Руссо) Темы рефератов и докладов:

    Основная литература

    Исторические условия возникновения и развития философии эпохи Просвещения ХVIII в.

    Исторические условия возникновения и развития философии эпохи Просвещения ХVIII в. В ХVIII в развитие философской мысли во Франции осуществлялась под эгидой Просвещения. Практически все французские творчески мыслящие философы этого столетия были просветителями. Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической четкостью, последовательностью и радикальностью зародившись в середине 10-х годов ХVIII в., оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика ХIV (1661-1715) и нараставшего в период регентства (1715-1723), правления Людовика ХV (1723-1774) и Людовика ХVI, при котором в 1789 г. началась буржуазная революция, приведшая в 1792 г. к свержению монархии.

    В социально-классовом отношении французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой французской революции. Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе «третьего сословия» (так официально определялся статус более 90% французского населения по отношению к входившим в господствующий класс привилегированным сословиям дворянства и духовенства) возглавила борьбу народа против феодальноабсолютистского строя. Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер и Монтескье. К первому поколению просветителей относится также Мелье.

    Их произведения, прежде всего вольтеровские, способствовали формированию второго поколения просветителей. Виднейшие представители этого поколения – Ламетри, Дидро, Кондильяк, Руссо, Тюрго, Гельвеций, Гольбах. В период до начала 80-х годов ими было разработано основное мировоззренческое содержание Просвещения. Просветительские идеи, распространяемые не только собственно философскими произведениями, но также через художественную литературу и театр (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо были крупнейшими писателям 1. Исторические условия возникновения и развития философии эпохи Просвещения ХVIII в. В ХVIII в развитие философской мысли во Франции осуществлялась под эгидой Просвещения. Практически все французские творчески мыслящие философы этого столетия были просветителями. Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической четкостью, последовательностью и радикальностью зародившись в середине 10-х годов ХVIII в., оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика ХIV (1661-1715) и нараставшего в период регентства (1715-1723), правления Людовика ХV (1723-1774) и Людовика ХVI, при котором в 1789 г. началась буржуазная революция, приведшая в 1792 г. к свержению монархии. В социально-классовом отношении французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой французской революции. Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе «третьего сословия» (так официально определялся статус более 90% французского населения по отношению к входившим в господствующий класс привилегированным сословиям дворянства и духовенства) возглавила борьбу народа против феодальноабсолютистского строя. Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер и Монтескье. К первому поколению просветителей относится также Мелье. Их произведения, прежде всего вольтеровские, способствовали формированию второго поколения просветителей. Виднейшие представители этого поколения – Ламетри, Дидро, Кондильяк, Руссо, Тюрго, Гельвеций, Гольбах. В период до начала 80-х годов ими было разработано основное мировоззренческое содержание Просвещения.

    Просветительские идеи, распространяемые не только собственно философскими произведениями, но также через художественную литературу и театр (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо были крупнейшими писателями своего времени), пронизали всю передовую духовную культуру Франции и стали широким общественным достоянием. 5 Французские просветители подняли престиж философии на небывалую прежде высоту и утвердили взгляд на философский разум как высшую инстанцию при решении всех вопросов, волнующих человечество.

    С позиций разработанной ими философии они произвели глобальное переосмысление мировоззренческой проблематики и принципов социальной жизни людей. Свободомыслие в самом широком значении этого слова приобрело у просветителей поистине революционный размах и остроту. Французские просветители не признавали «никаких внешних авторитетов какого бы то ни было рода... Религия, понимание природы, общество, государственный строй – всё было подвергнуто самой беспощадной критике; всё должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2-ое изд., Т. 20, С. 16-17).

    Критически-деструктивная направленность Просвещения выступала в единстве с выработкой его представителями четких позитивных альтернатив по каждому рассматриваемому вопросу. В философской же области Просвещения, преимущественно с материалистических позиций, выступало против метафизики. «Выражаясь точно и прозаически, французское Просвещение ХVIII века и в особенности французский материализм были борьбой не только против существующих политических учреждений, а вместе с тем против существующей религии и теологии, но и открытой, ясно выраженной борьбой против метафизики ХVIII века и против всякой метафизики» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. Т. 2., С. 139). Следовательно, философским основанием французского Просвещения было материалистическое понимание природы и места человека в ней, противопоставленное теологии и идеалистической «метафизике». 2. Жизнь и творчество основоположников французского Просвещения (Монтескье, Вольтер, Руссо)

    Жизнь и творчество основоположников французского

    Просвещения (Руссо)

    Центральный мотив творчества Ж.–Ж. Руссо (1712-1778) – проблема неравенства между людьми и пути его преодоления. И этот мотив проводится в уже первой значительной его работе: «О влиянии наук на нравы». Во введении к которой он пишет: «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю добродетель». В первой части работы подчеркивается, что основы общественной жизни составляют телесные потребности. Тогда как духовные потребности являются их украшением. А это уже по сути материалистический подход. В то же время цивилизация создает множество «искусственных потребностей», которые ложатся своим грузом на плечи трудящихся и без которых человек может обойтись.

    Главный источник социального зла в социальном неравенстве и прежде всего в имущественном неравенстве (частная собственность). Расслоение на богатых и бедных – первая ступень неравенства. Второй ступенью является возникновение государства... Третьей ступенью неравенства является с превращением законной власти в деспотизм. Отсюда и право людей на бунт. На пути людей к гармонии нужна и борьба, но, прежде всего, этическая борьба личности против своих слабостей и недостатков, «победа над своими страстями и господство над своими чувствами».

    Смягчить социальное неравенство, по мнению Ж.Руссо, может только свобода и безусловное равенство юридических прав. Основою же политической жизни является суверенность воли народа и неделимость этой суверенности и как следствие этого неделимость власти на законодательную и исполнительную. Основой суверенности предлагается установить постоянно действующий плебисцит или всенародный опрос. Руссо угадал значение противоречий классовой борьбы как движущей силы развития общества и в этом он диалектик и предтеча современной социальной философии. 14 Французское Просвещение, подчеркивая момент активности человека, обращало внимание на анализ социальной практики того времени и тем самым в немалой степени способствовало познанию действительных закономерностей развития общества. Практическим изданием социальной теории французского Просвещения стала Великая французская буржуазная революция, которая окончательно расчистила дорогу для развития буржуазной цивилизации в Европе и мире с ее великими обретениями и безвозвратными потерями непростой баланс которых и доныне занимает умы лучшей части человечества.

    Основная литература

    1. Введение в философию: учеб. для ВУЗов: в 2 ч., ч.2 / И. Т. Фролов [и др.]. – Минск,1989. – с. 163-176.

    2. Краткий очерк истории философии / под ред. М. Т. Шевчука и др. – 2-е. изд. – М., 1991. – с. 237-252, 254-270.

    3. История философии в кратком изложении / И. И. Богут, пер. с чешск. – М., 1991. – с. 427-454. 4. Мир философии: книга для чтения: в 2 ч. – М., 1991. Дополнительная литература

    1. Антология мировой философии. – М., 1970. Т.2. С. 507-530, 545-685. 2. Баскин М.П. Монтескье. – М., 1955. 3. Волгин В.П.


    написать администратору сайта