Эссе западная философия. Болтрукевич_1Д11_эссе. Решить дилемму движения беспилотного автомобиля можно опираясь не только на правила дорожного движения, но и оперируя различными философскими концепции
Скачать 15.71 Kb.
|
Решить дилемму движения беспилотного автомобиля можно опираясь не только на правила дорожного движения, но и оперируя различными философскими концепции. В данном эссе я хотела бы рассмотреть возможные исходы представленной ситуации с позиций утилитаризма Дж. Милля и деонтологической этики И. Канта. Утилитаризм (от латинского utilitas — польза, выгода) — философский и идеологический принцип, который заключается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, эгоистическому расчёту. Дж. Милль в своих трудах описывал его как "наибольшее счастье наибольшего числа людей", утверждал, что все люди стремятся к удовлетворению своих потребностей и желаний и счастье человека заключается в непрерывном удовольствии и отсутствии страданий. С позиции Милля беспилотник должен врезаться в бетонное препятствие, так как в таком случае большее количество людей достигнет состояния счастья, избежит страданий. Деонтологическая этика Канта утверждает, что действия должны совершаться из долга, а не из последствий. Человек действует в соответствии с тем, что считает правильным, независимо от того, приведет ли это к положительным или отрицательным результатам для него самого или кого-либо другого. Деонтология – концентрируется вокруг понятия личности как высшей ценности. И.Кант, строя свою этическую концепцию, опирался на принцип, позаимствованный им у Руссо, что всякая личность – самоцель и не может быть средством, даже если речь идет об осуществлении высшего блага. Возвращаясь к дилемме, обозначенной раннее, отвечу на вопрос, опираясь на убеждения Канта. Беспилотник не должен менять траекторию движения, так как, в соответствии с идеями деонтологии не должен влиять на исход аварии, даже если в таком случае погибнет меньшее количество людей. Одна из идей философии Канта: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства», - категорический императив. Люди должны действовать так, чтобы их поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому только как к цели, а не как к средству. Для меня неправильно распоряжаться жизнью какого-либо человека, в зависимости от его социального статус. Оба исхода, представленные в задаче сопряжены со смертью участников. Человек не может убежать, скрыться от смерти, но, создавая что-то извне, например, беспилотный автомобиль, он должен принимать ответственность за последствия изменения существующей реальности. Для меня правильнее было бы не допускать подобных ситуаций, человеческий фактор не контролируется, но искусственный интеллект создается людьми для людей, а значит не должен приносить вред. |