Философия Фридриха Ницше. философия Ницше. Философия Фридриха Ницше занимает особое место в истории европейской философской мысли конца xix века
Скачать 27.13 Kb.
|
Философия Фридриха Ницше занимает особое место в истории европейской философской мысли конца XIX века. По своему содержанию она радикально разошлась с традициями немецкой классической философии, заложенными И. Кантом и Гегелем. А также она в корне меняет направленность развития европейской философии, ее устремленность к гуманистическим целям и нравственному совершенствованию человека. Фридрих Ницше один из самых популярных философов в истории. Его очень много читают, но часто неправильно интерпретирует его идеи, правда в этом во многом виноват сам мыслитель его философия это набор взаимоисключающих вещей написанных обычным языком, которые можно толковать как угодно. Первой в этом преуспела его собственная Сестра, которая собрала из огромного архива бумаг книгу Воля к власти и превратила Великого мыслителя в идейного вдохновителя фашизма. Хотя ничего общего между нацизмом, фашизмом и Ницше нет. С 20 лет Ницше страдал бесконечными головными болями и не мог долго концентрироваться на чём-то одном. Поэтому почти все его тексты написаны в афористичном стиле, обрывками, а его отдельные фразы легко разбирать на цитаты. Такая манера письма это не только следствие болезни, но и результат его особенного понимания философии. Философия для него это искусство, в котором не надо строить длинные систематические размышления, как это было у Канта и Гегеля. Мысль должна схватывать истину в ярком художественном образе, поэтому тексты Ницше пестрят выразительными метафорами. Уже в своей первой книге, рождение трагедии из духа музыки, Ницше показывает всю силу своего ума, это первый и последний текст который философ смог написать, как единое целое. Книга стало объектом ожесточенной критики, но изменила наше понимание древнегреческого мира. До Ницше античность воспринимали как детство европейской цивилизации, как время гармонии человека с окружающим миром и с богами. Но Ницше чувствует, что в древней Греции все было не так спокойно и за видимой гармонией и упорядоченностью античной жизни скрываются хтонические силы хаоса. Свою идею Ницше иллюстрирует через образы двух богов древнегреческого олимпа, Аполлона и Диониса. И через них выводит два начала культуры: Аполлоническая и Дионисийская. Рассмотрим подробнее каждую из них Аполлон – бог ясности, чётких очертаний, светлых сновидений и индивидуальности Аполлоническое искусство это искусство прекрасных форм, пропорциональности и гармонии. В качестве примеров аполлонического Ницше приводит древнегреческую скульптуру, архитектуру и эпос Гомера Дионис – дикий бог распада, опьянения и экстаза. Бог умирающий и возрождающийся. Он символизирует саму взрывную и неуправляемую силу творения. Для Ницше Дионис это в первую очередь музыка и танец, а Аполлон - это та сила, которая управляет необузданной мощью Диониса. Аполоническая это эстетическая дистанция, процесс при котором мы просто созерцаем гармонию и красоту форм Дионисийская это когда мы напрямую проживаем чувства и эмоции. Иными словами Аполлон это визуальное и интеллектуальное наслаждение, а Дионис это единение с миром в акте чувственного наслаждения. При этом Ницше подчеркивает необходимость обеих сил для существования культуры. Человек не способен вынести чистую мощь Диониса, поэтому ему нужен Аполлон. Человек по Ницше это Одиссей, который добровольно связывает себя цепями культуры Аполлона, чтобы иметь возможность слышать песнь сирен Диониса. В целом анализируя наступающий кризис европейской культуры, Ницше, называет основным его признаком нигилизм, проявления которого он видит в трех основных моментах: - ничто больше не является истинным; - Бог умер (то есть вера в Бога перестала быть движущей силой поведения большинства людей); - морали нет, все дозволено, наступили «сумерки идолов». Спасение европейской культуры от кризиса, преодоление нигилизма Ницше видит в «переоценке ценностей». А это, фактически, отказ от традиционных религиозных и философских воззрений, культурных ориентиров и нравственных идеалов, приведших к упадку человеческое общество. Главными виновниками общеевропейского кризиса Ницше называет христианство и гуманистическую мораль, которые, как он считает, препятствуют дальнейшей эволюции человека, его совершенствованию как вида. Обо всем по порядку. Важным моментом философии Ницше является смерть Бога. «Бог мёртв, мы его убили» пишет Ницше не об убийстве а о признании того что бог ушел их этого мира. Век Ницше это время активной секуляризации и смерть бога это символический конец христианства, как доминирующего мировоззрения, которое объясняло этот мир и место человека в нём. Теперь вместе с богом ушло, и понимание этого мира и что с этим делать станет главным вопросом 20го века. Еще более важный момент – это место, оставленное после бога, его тень и то, как мы на неё реагируем. Европа стремительно понеслась вниз к нигилизму, пессимизму и отрицанию. Что показывает оставшееся влияние «божественного» даже как пустоты в центре европейского мировоззрения. Отсюда так много бессмысленности в философии 20 го века, особенно в философии экзистенциализма, на которую напрямую повлиял Ницше. Мораль: Следующим объектом мысли Ницше становится классическая мораль. Согласно его философии, когда мы убираем бога из европейского мировоззрения, то все остальное рушится. Мораль для Ницше человеческий обычай, а не естественная часть мира, морального чувства как такового не существует, добро и зло не более чем условность. Не случайно одна из книг философа называется « по ту сторону добра и зла» Ницше предлагает нам выйти из рамки этой устаревшей дихотомии, причина опять-таки в упадке христианского мировоззрения. Так, когда мы отказывается от христианства, мы отказываемся и от христианской морали. Нельзя не верить в бога, но верить в добро и зло. Исчезновение бога заставляет нас пересмотреть всю нашу реальность. По мнению Ницше, христианство вступило в заговор против всего здорового — силы, красоты, смелости, удачливости, в конечном счете — против самой жизни. Ведь христианство превратило в силу то, что естественно считать слабостью, а слабостью стало то, что в действительности является силой. Покорность христианина, надеющегося на то, что сделавшие ему зло люди будут наказаны во время Страшного суда кем-то более сильным, — разве это не проявление слабости? Почему это должно считаться добродетелью? Ответы на эти вопросы неизбежно приводят к выводу, что христианство — это не только заблуждение, но и вредное явление, отдаляющее людей от подлинной жизни. Так что же такое добро и зло. Между ними нет никакой сущностной разницы это просто выбор ценностей, которым вы будете следовать. Говоря о морали Ницше, выводит два ее варианта. Мораль аристократов и рабов. Мораль аристократов Ницше видит в истоках античного мира, аристократы обладают правом создавать ценности, рабы же получают свои нравственные ориентиры извне и подчиняются им. Раб не свободен, выбирать своё понимание добра и зла в отличие от аристократии, при этом рабы не могут бороться со знатью на равных, отсюда возникает понятие Ресентимента. Ressentiment – это прежде всего месть слабого сильному, растущая из осознания собственной слабости. По Ницше, рабы хотят побороть аристократию, но у них не хватает сил сражаться напрямую. Поэтому они делают свои слабости общекультурными ценностями, так возникает крестьянская вера и ее мораль с установками вроде « если ударили по одной щеке, подставь другую». Ресентимент становится творческой силой, которая порождает систему ценностей, где слабость возвышается, в то время как сила принижается. По Ницше, мы должны вернуться к изначальной морали аристократов и создавать свои ценности сами. Следовать только своему голосу и не подчинять свою волю внешним авторитетам. Сверхчеловек. Главная книга Ницше « так говорил Заратустра» - книга для всех и ни для кого, Философ позиционирует его как пятое евангелие, и если первые 4 написаны для человека, то пятое для сверхчеловека. Цель Сверхчеловека – это трансформация человека в не-животное, поэтому самая сложная задача – это преодоление самого себя. Сверхчеловек есть наследник бога, бог умер, и метафизической концепции мира больше нет, иными словами мы больше не можем полагаться на бога, поэтому нам необходимо преодолеть самих себя, чтобы стать себе опорой. Следовательно, вместо бога – сверхчеловек, вместо Божественной милости – воля к власти, вместо весной жизни – вечное возвращение. Сверхчеловек будет существом радостным, так как его воля к власти преодолела все внешние авторитеты, и он обрёл счастье, но нужно всегда помнить что радость, которую он познал, не возможна без боли на пути познания. Сейчас же человек – всего лишь мостик между обезьяной и «сверхчеловеком». Иначе говоря, «сверхчеловек – высший биологический тип человеческого существа, и относится он к человеку так, как тот – к обезьяне. Этим объясняется и наличие у «сверхчеловека» особой системы нравственных ценностей, в основе которой лежит: - признание естественного неравенства людей; - свобода от прежних моралитетов (ему чужды «мораль рабов», сострадание к слабым, филантропия и пр.); - признание «ценности жизни» как безусловной и единственной ценности; - его предназначение – создание новой человеческой общности «сеятелей будущего», способных преодолеть кризис европейской культуры. И естественно сверхчеловеком, его эволюцией и становлением руководит «воля к власти», причем понятие «власть» Ницше трактует расширительно, как универсальный феномен, выражающий отношение между сильными и слабыми особями. Воля к власти и есть движущая сила эволюции, а не естественный отбор; выживают не наиболее приспособленные, а те, у кого наиболее развито волевое начало. Пожирание слабого сильным – основной закон жизни, которая основана на неравенстве, его и надо утвердить, как основной принцип, ибо равенство ведет к декадентству, упадничеству и т.п., таковы главные идеи ницшеанства. Ницше и фашизм. Фашисты не правильно поняли концепцию сверхчеловека Ницше (а может и не хотели правильно ее понимать), если они видели в нем диктатора и завоевателя, то для самого философа, сверхчеловек это мыслитель, художник и благороднейший интеллектуал. То есть сила сверхчеловека в созидании, а не в разрушении. Он в первую очередь обладает силой самому создавать ценности, не подчиняться внешним авторитетам и действовать согласно своей воле. В фашизме сверхчеловек встроен в тоталитарную систему, что делает его зависимым и подчинённым, а это противоречит логике Ницше. Его философия противоречива и провокационна ее можно развернуть под любым нужным углом, так как она не систематична и не выстраивается в одну цельную картину. Но фашизм предаёт словам Ницше с совершенно ему чуждым смыслом. Ницше и фашизм противоположны в своих целях и средствах. Там где фашизм строит общество подчинения, Ницше показывает мир свободным духом людей. Философии Ницше ей нельзя дать однозначную оценку. Но, несмотря на общий нигилистический характер ницшеанских идей, они имели большее влияние на дальнейшее развитие философской мысли. |