Главная страница
Навигация по странице:

  • Монадология Лейбница

  • В отличие от теории Декарта и Спинозы, Лейбниц выдвинул теорию монад (или множественности субстанций). Основные положения этой теории (монадологии) заключаются в следующем

  • 12. Список литературы

  • философия глейбница реферат Выполнил. Философия Г. Лейбница


    Скачать 53.64 Kb.
    НазваниеФилософия Г. Лейбница
    Анкорфилософия глейбница реферат Выполнил
    Дата06.05.2022
    Размер53.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия глейбница реферат Выполнил.docx
    ТипРеферат
    #515637


     АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

    Факультет заочного обучения

    Реферат
    По дисциплине «Философия»

    На тему: Философия Г. Лейбница.

    Выполнил студент :

    Омск.2022 

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Введение ст.3

    2. Биография Г.В. Лейбница ст.4

    3.Идеализм Лейбница ст.5

    4. Субстанция как монада ст.6

    5. Классификация монад ст.8

    6. Характеристики монады ст.9

    7. О живых организмах ст.14

    8 .О предустановленной гармонии ст.14

    9. О множественности веществ ст.15

    10. О Боге как монаде ст.16

    11. Заключение ст.17

    12. Список литературы ст.19










    1. Введения

    Философские воззрения, доминировавшие в течение XVIII века до его конца, в двойном смысле называются философией Просвещения и в то же время являются выражением духа своего времени. Они хотят быть просвещенными, пытаясь искать объяснения проблем бытия на ясных и понятных основаниях; они стремятся обучать, желая распространять знания о том, что полезно и достойно изучения, чтобы способствовать образованию и благополучию общества.

    Если в эпоху Возрождения считалось, что наш разум безграничен в своих возможностях познания мира, то в XVIII веке не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека воссоздание природы и общества стали ассоциироваться с причина. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает казаться необходимым условием успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благосостоянию. 

    Век Просвещения в его духовной и особенно философской жизни - это в основном эпоха удовольствий. Воспользовавшись полнотой психической свободы, завоеванной Ренессансом, и неограниченно распорядившись великими принципами мысли, развитыми в XVI и XVII веках, обогащенными сокровищами новых знаний, которые без труда распространялись по твердо установленным методам, эта эпоха пользовался гордым сознанием своего превосходства и внутреннего содержания. Затененная величием собственного мышления, философия этого столетия считала возможным рассматривать результаты, полученные в прежние времена, как слабые предвидения своего собственного совершенства, и, с другой стороны, считала себя достаточно сильной, чтобы желать управлять всем миром. реальный мир по его собственным представлениям. То, что она сама добавила к унаследованным ею великим мыслям, заключалось в основном в их энергичном и прямолинейном развитии, сила которых общие принципы, постепенно расширяясь, проникали в самые отдаленные уголки научных исследований и, более того, в остроумие, прошедшее мимо. в отечественную литературу, формулировку этих взглядов.   

    Этот преобладающий характер удовольствия был нигде более ярким и ощутимым, чем в движении немецкого Просвещения. Последнее было связано с тем, что немецкий народ не принимал участия в развитии великих принципов научного мышления, имевшем место в 17 веке. Поэтому сначала она ограничивалась одним восприятием эмпиризма и рационализма, и только в лице Лейбница впервые попыталась совместить обе великие противоположности, над которыми работала на протяжении всего 18 века. Таким образом, Лейбниц стал умом, доминирующим над немецким Просвещением; но та своеобразная форма, в которой зародилось его учение, первоначально привела к тому, что идейное содержание немецкого Просвещения было обусловлено главным образом знакомством сначала с французской, а затем все более и более с английской литературой. Поэтому начало современной немецкой философии уже давно приурочено к возникновению философии Лейбница, и это ее появление действительно имеет такое значение, что может затмить все, что предшествовало концу 17 века.     

    2. Биография Г.В. Лейбница 

    Готфрид Вильгельм Лейбниц родился 21 июня (1 июля) 1646 года, то есть через полвека после рождения Рене Декарта и четырнадцать лет после Спинозы и Локка. Он был сыном профессора морали в Лейпцигском университете, рано потерял отца, а когда стал студентом, свою мать. Готфриду было пятнадцать лет, когда в 1661 году после нескольких лет активного самообразования он поступил на юридический факультет Лейпцигского университета. В 1666 году он окончил его, проучившись, кроме того, один семестр в Йене у известного энтузиаста математического метода познания Э. Вейгеля. Но руководство университета в его родном городе отказало Лейбницу в докторской степени, отклонив его диссертацию. Но он блестяще доказал свое право на получение докторской степени в том же году в Альторфе, городе недалеко от Нюрнберга. Лейбниц отверг университетскую карьеру, предложенную ему в Альторфе: это сковывает развитие его первоначальной мысли. С 1668 г. Лейбниц служил при дворе курфюрста Майнца, выполняя функции юриста, дипломата и историографа, чрезвычайно полезные для его духовного развития.        
    В 1672 году его отправили в Париж, где он провел четыре года творческих занятий, хотя в это время его связи с Майнцем были прерваны. Во французской столице ему удалось лично и посредством переписки установить контакты с такими титанами науки, как Ферма, Гюйгенс, Папен, а также с такими выдающимися философами, как Мальбранш и Арно. Лейбница интересует все - и загадки бесконечности, над которыми ломал голову Паскаль, и автоматическое регулирование машин, используемых в паровом котле Папена, и субстанциальное устройство мира. С 1676 года и до конца своей жизни Лейбниц прослужил сорок лет при герцогском дворе Брауншвейг-Люнебург. Ярким пятном в его жизни стали философские беседы с герцогиней Софией и прусской королевой Софией-Шарлоттой во время его поездок в Берлин. Став членом Лондонского королевского общества в 1673 году, он сам заложил основу для нескольких академий наук и обществ по изучению языка и истории. Он стал первым президентом Прусской академии наук в 1700 году и инициировал создание подобных учреждений в Вене и Санкт-Петербурге. Он трижды встречался с Петром I, который приглашал его в Россию. В записке о будущей Петербургской Академии наук немецкий педагог подчеркивал необходимость ее ориентации на практические нужды обширной и во многом неспокойной страны.        

    При странных обстоятельствах Лейбниц умер 14 декабря 1716 года: прописанное ему лекарство от приступов подагры, от которых он страдал, только приблизило конец, и вскоре после приема препарата последовала мучительная смерть. Целый месяц тело философа пролежало в подвале церкви без погребения. Лютеранские пасторы, которые почти открыто называли Лейбница атеистом, ставили под сомнение саму возможность его похорон на христианском кладбище. Когда, в конце концов, скромный кортеж направился к могиле, за гробом последовало всего несколько человек, почти все - случайные лица, и со двора никого не было. И один из немногих свидетелей церемонии, понимавший истинный смысл случившегося (Д. Кер), заметил: Этот человек был славой Германии, и он был похоронен как грабитель. Только Парижская академия торжественно почтила память Лейбница.     


    3. Идеализм Лейбница



    Человек несет в себе весь мир, и если он сам себя понял, значит, он тоже все понял. Этот субъективный идеализм проявляется в этот период развития философии в форме смелых утверждений и фантастических рассуждений, переплетающихся с различными фрагментами неоплатонической традиции, которые были преобразованы и изменены почти до неузнаваемости; но это также составляет основную черту всей немецкой философии. Он лежит в основе монадологии, посредством которой Лейбниц доминировал в 18 веке.   

    Таким образом, философия Лейбница - идеализм. Его основная идея заключается в следующем: душа - это не особая и конечная субстанция, помимо которой существует другая, противоположная ей, материальная субстанция; душа - это одна-единственная субстанция. Он составляет всю истину, сущность и реальность: в конце концов, только действующее существо является реальным, подлинным существом; но всякая деятельность - это умственная деятельность, понятие деятельности - это понятие души, и наоборот. Материя - не что иное, как приостановка, ограничение деятельности. Материя - это только выражение множественности душ; он только утверждает, что существует не одна-единственная душа, не одна субстанция, а бесчисленное количество душ; Фактически, материя - это разница между конечной и бесконечной субстанцией, и как таковая она является источником множественности. Вы обязаны радостью своего существа только источнику вашего страдания: ограничениям вашего существа, вашей деятельности. Только на темном фоне материи монады сияют в виде бесчисленных звезд; устраните материю, и они исчезнут, это только один свет безграничной субстанции.           

    Отправной точкой философии Лейбница было представление Декарта о качественном противопоставлении материи и духа (души и тела), в результате чего их прямое влияние друг на друга было невозможно. Лейбниц выступал против картезианского дуализма материи и духа, защищая примат второго над первым. Согласно учению Лейбница, материя по своей сути, в последних элементах, из которых она состоит, неотличима от духа.  

    Главная особенность духа в том, что это активная живая сила. Декарт, как известно, главной отличительной чертой материи считал протяженность. Однако, согласно философии Лейбница, протяженность объекта означает, прежде всего, что он занимает определенную область пространства, смещая все, что вырывается за его границы. Увидеть протяженность материального тела - значит ощутить его сопротивление тому, что пытается проникнуть в него. Сопротивление неизбежно предполагает наличие силы, активности, стремления.    

    Таким образом, Лейбниц считает, что о самой идее материальности и протяженности мы узнаем только через идею силы. Второй является первичным по отношению к первому. Многие (в том числе Декарт) ошибочно признают материю субстанцией, качественно противоположной духу и силе. Однако на самом деле это не более чем некая сила. Согласно философии Лейбница, материя как расширение на самом деле не существует, это не более чем кажущееся явление.    


    4. Субстанция как монада


    Когда Декарт объявляет сущность субстанции независимостью ее существования от других субстанций, тогда это, конечно, в полном смысле слова относится только к бесконечной субстанции, к Божественности; а конечным субстанциям, напротив, только в том смысле, что они не нуждаются друг в друге для своего существования. Именно с этого момента удобнее всего исследовать учение Лейбница.  
    Монадология Лейбница - это метафизико-философская концепция, основанная на идее случайности мира, состоящей из множества независимо действующих единиц - монад, единство которых обеспечивается внешней причиной в виде божественной предустановленной гармонии. Историческая заслуга Лейбница заключалась в придании субъективности видимости объективности и объективности характерных черт субъективности. 

    Субстанция (лат. Substantia - сущность) - философский термин, обозначающий основополагающий принцип всего сущего, который определяет возникновение и исчезновение определенных вещей и явлений, и сам ни от чего не зависит, являясь причиной самого себя.

    В своей работе Монадология Лейбниц объявил материальные явления проявлением неделимых простых духовных единиц - монад. Неделимая монада не имеет расширения и не находится в пространстве, поскольку пространство бесконечно делимо. Монада - нематериальный духовный центр активной силы.  

    Монада, о которой мы здесь будем говорить, - это не что иное, как простая субстанция, которая является частью сложных; простое означает, что у нее нет частей. И обязательно должны быть простые субстанции, потому что сложные существуют; или сложная субстанция - не что иное, как собрание или совокупность простых субстанций. А там, где нет частей, нет протяженности, нет фигуры, и делимость невозможна. Эти монады - истинные атомы природы в словом, элементы вещей. Также нечего бояться распада монады, и невозможно вообразить способ, которым субстанция могла бы погибнуть естественным путем. 5. По той же причине это происходит. Невозможно представить, как простая субстанция может получить начало естественным образом, потому что она не может быть образована сложением.        

    Вещество - это способность к действию. Он может быть простым или сложным. Простое вещество - это то, что не имеет частей. Сложная субстанция - это совокупность простых субстанций или монад. Монада - это греческое слово для обозначения одного или того, что есть. Сложные субстанции или тела - это множество; простые субстанции, жизни, души, духи - это единицы. Простые вещества должны быть везде, ибо без простых веществ не было бы сложных; и поэтому вся природа полна жизни.        

    При всей своей индивидуальности субстанции связаны друг с другом не только тем, что все они духовны, но и тем, что они вечны и просты, то есть неделимы. В этом смысле, а также в том, что пространственные различия для них вообще не существенны, они являются точками - точки не математические или физические, а мегафизические. Это не минимальные элементы геометрических структур и не материальные атомы или корпускулы, а истинные атомы, похожие на те неделимые атомы в пневматологии и юриспруденции, которыми человеческие души и личности оказываются в этих науках. Согласно этой философии точек, как Лейбниц изложил свое мировоззрение в письме к герцогу Иоганну Фридриху в 1671 году, геометрические и физические точки являются только точками зрения и вообще только феноменами, а духовные точки являются сущностями. Физические точки, согласно Лейбницу, в принципе всегда сложны, то есть они действительно когнитивно расчленены, делятся на свои компоненты, так что в телесной природе нет конечных, дальнейших неделимых элементов.      

    Он не только характеризует субстанции, называя микроскопические данные живыми точками, но также считает их своего рода метафизическими дифференциалами, некоторыми фактически бесконечно малыми сущностями. При строгом использовании всех этих терминов возникает логический тупик, потому что конечная бесконечность невозможна, как и любое аналогичное ей понятие. Сам Лейбниц признает это: Ничего подобного не существует. Такое понятие внутренне противоречиво... Но когда используется аллегория, больше нет подходящего обозначения для веществ. Им не свойственна протяженность, и в этом смысле они точки, то есть как бы пространственное ничто, но, будучи субстанциями, они полны содержания и неисчерпаемы, и в этом смысле они бесконечно значимы нечто.    

    Результатом этих двух философских параметров будет концепция философской бесконечно малой сущности, которая в то же время отличается противоположным качеством - бесконечно большим содержанием. Между тем эта концепция, как бы ни подчеркивалась ее аллегоричность, приводит концепцию Лейбница к неизбежным формально-логическим противоречиям в ней. В философии Лейбниц во многих случаях рассуждает о субстанциях и их интеграции, как если бы все они действительно были некими бесконечно маленькими и в то же время индивидуально и строго фиксированными и конечными объектами.  

    Это окутывает метафизические точки покровом мистики и тайны. Являясь метафизическими точками или живыми нулями, субстанции Лейбница с не меньшим правом могут называться метафизическими индивидами, то есть монадами, как философ стал называть их с 1696 года. Термин монада уже употреблялся ранее, например, в творчестве Д Бруно. Сам Лейбниц называл свои субстанции-монады также по-другому: энтелехии, субстанциальные формы, формальные атомы и подлинные атомы, применяя, таким образом, выражения Аристотеля и Демокрита.  



    5. Классификация монад


    Лейбниц называет низшие монады голыми (nues): они в основном имеют неорганическую природу, и их нельзя назвать мертвыми, поскольку нет ни смерти, ни жизни той жизни, которой живут сознательные души. Эти монады спят без сновидений, и они составляют камни, землю, траву и т. д. 

    Между так называемой неодушевленной природой и живой природой существует непрерывная связь через цепочку промежуточных звеньев, то есть промежуточных существ. Здесь вступает в силу принцип преемственности метода Лейбница. Есть также этапы перехода внутри органической природы - между растениями и животными людьми.   

    Второй класс монад отличается тем, что в его элементах есть ощущения и созерцания (восприятия, восприятия). Для наиболее неразвитых представителей этого класса характерны пассивные, то есть подсознательные и полусознательные, смутные размышления. Любимые примеры Лейбница - это едва слышимый нам шелест падающей песчинки и слабый шум прибрежных волн. Но это означает, что смутные восприятия, по Лейбницу, присутствуют не только у низших, но и у развитых монад (душ). Основной состав второго класса - животные; их деятельность преимущественно пассивная, пассивная; самосознание им не свойственно.       

    Третий класс монад образуют души людей. Это активные духи, сознания с памятью, умением рассуждать. Усредненный элемент третьего класса был для Лейбница моделью, согласно которой он формировал учение о монадах в целом.  

    Четвертый класс - Бог.

    Итак, монады при всем их безграничном качественном разнообразии составляют общую последовательность, систему. Развитие монад низшего класса направлено на достижение состояния более развитых монад, животных, а развитие последних направлено на состояние духов. 

    Для монад на самом низком уровне все идеи расплывчаты, для монад на среднем уровне одни идеи расплывчаты, другие ясны, и, наконец, для монад на самом высоком уровне их ряда весь мир полностью ясен..


    6. Характеристики монады


    Итак, мир состоит из особых монад, которые нельзя разложить на составные части. Также должно быть бесконечное количество этих монад в бесконечной вселенной, поскольку нигде в природе, как утверждает Лейбниц, нет пустоты или промежутков. Причем каждая монада уникальна, индивидуальна, неповторима. Вы не можете найти две одинаковые монады, так же как невозможно найти два одинаковых листа на дереве. Эта ярко выраженная индивидуальность каждой монады дополняется тем фактом, что каждая из них содержит всю бесконечность и разнообразие вселенной - каждая из них, по словам Лейбница, является постоянным живым зеркалом вселенной. Любая монада - это микрокосм, который полностью содержит взаимосвязь всех вещей и событий вселенной. Заглянув в любую из монад, мы смогли увидеть прошлое и будущее в их истинном виде, без деления на пространство и время, чтобы понять и осознать истинный смысл мировой истории. Кроме того, каждая монада обязательно наделена качествами восприятия и устремления, что делает ее подвижной, активной, активной.       

    Монады, не имеющие частей, не могут быть ни сформированы, ни разрушены. Естественно, они не могут ни возникнуть, ни разрушиться и, следовательно, имеют ту же продолжительность, что и Вселенная, подвержены изменениям, но никоим образом не уничтожаются. У них не может быть форм, иначе у них были бы части. Следовательно, сама монада в данный момент может отличаться от другой монады только своими внутренними качествами и действиями, которые не могут быть ничем иным, кроме ее восприятий или восприятий  и ее стремлений (т. от одного представления к другому), составляющие принципы изменения. Простота субстанции не препятствует множеству модификаций, которые должны сосуществовать в одной и той же простой субстанции и состоять в разнообразии отношения к внешним вещам. Точно так же в центре или точке, независимо от того, насколько она проста, есть бесконечное количество углов, образованных линиями, которые встречаются в ней.     

    Однако монады обязательно должны обладать некоторыми свойствами, иначе они не были бы существами. И если бы простые субстанции ничем не отличались друг от друга по своим свойствам, тогда не было бы никаких средств замечать какие-либо изменения в вещах, потому что все сложное может происходить только из его простых компонентов, а монады, не имеющие свойств, были бы неотличимы друг от друга, тем более что они никак не различаются по количеству; и, следовательно, если мы предположим, что все заполнено, тогда каждое место будет постоянно принимать в движение только то, что было раньше, и одно состояние вещей будет неотличимо от другого.   

    Точно так же каждая монада обязательно должна отличаться от другой. Ибо в природе никогда не бывает двух существ, которые были бы полностью похожи друг на друга и в которых было бы невозможно найти различия во внутренних или основанных на внутренней детерминации.  

    Здесь мы находим диалектику единства и разнообразия реального мира, но эта диалектика в данном случае достигается дорогой ценой - ценой идеализма, поскольку все субстанции связаны, согласно Лейбницу, своей общей духовной природой. Следовательно, различия между субстанциями не пространственно-временные и механически-количественные, а духовно-психические и органико-качественные. Метод Лейбница распространяет индивидуализацию и автономию по всему миру, в его самые отдаленные уголки. Как и различные человеческие личности, субстанции индивидуальны и неповторимы, каждая из них имеет свою особенность, развивается и изменяется в своем собственном маневре, хотя развитие всех из них в конечном итоге происходит в одном направлении.    

    Монады вечны и нерушимы; они не могут возникнуть или исчезнуть естественным образом. Они не меняются под внешним воздействием. Каждая монада - это единство души и тела. Внешним выражением духовной сущности монады является число.   

    Активность, движение - свойство монады. Лейбниц считает, что природу нельзя объяснить только законами механики; также необходимо ввести понятие цели. Ведь каждая монада является одновременно и основой всех своих действий, и их целью. Душа - это цель тела, к чему оно стремится. Взаимодействие души и тела монады - это предустановленная гармония Бога.    

    Монады не возникают, поскольку возникновение субстанций из ничего было бы чудом, а возникновение телесного тела как комбинации ранее существовавших частей не присуще субстанциям. Они не погибают, потому что могут погибнуть только сложные тела, распадаясь на составляющие их элементы. Субстанция не может умереть, то есть монады бессмертны и в этом подобны духам. В любом уголке Вселенной жизнь бьет ключом, нигде и никогда не затихает хор ее голосов. Но какова жизнь монад? Вся жизнь - это деятельность, и вещества не могут быть бездействующими, с другой стороны, только вещества могут иметь активность. Монады чужды пассивности, они чрезвычайно активны, одни более мощны, другие актуальны, и можно даже сказать, что именно активное стремление составляет их сущность. Каждый из них представляет собой постоянный и непрерывный поток изменений, в котором совпадают изменения реальности и сознания, движения и развития. Монады - это силы, и поскольку они духовны, и в то же время они являются точками, они являются центрами концентрации сил равного качества, но всегда идеальных. Перед нами плюралистически-идеалистическая концепция активных веществ. Сущность Лейбница - это, говоря словами Л. Фейербаха, не только разноцветный многогранный кристалл, но и принцип деятельности, который почти не имеет покоя. Этот принцип даже приобрел у философа этическую окраску, что неудивительно с точки зрения его идеализма: в вечном беспокойстве монад заключено их счастье, хотя тонкое страдание неизбежно смешивается с смутной стадией этой тревоги. Однако... счастье заключается в наиболее гармоничном состоянии ума.            

    Таким образом, путь к этой гармонии лежит через активность, активность, борьбу, преодоление чувства растерянности, неудовлетворенности, страдания и устранение его с его результатами. Принцип активного устремления у Лейбница распространяется на всю природу - в этом ее естественнонаучное значение. Последнее и самое примечательное в динамической интерпретации монад. Маркс в письме к Энгельсу от 10 мая 1870 г. заметил: Вы знаете, как я восхищаюсь Лейбницем.    

    Монады рассматривал и описывал Лейбниц по аналогии с человеческим Я. Их жизнь не только в деятельности, но и в сознании. Итак, личность, изменяющаяся на протяжении жизни человека, остается именно данной личностью, сохраняя сознание непрерывности своего существования во времени. Движение каждой монады - это ее духовное изменение, развитие.   

    Я также принимаю как неоспоримую истину, что каждое сотворенное существо - а следовательно, и созданная монада - подвержены изменениям, и даже то, что это изменение в каждой монаде является непрерывным. 

    Из того, что было сказано сейчас, следует, что естественные изменения в монадах происходят из внутреннего принципа, поскольку внешняя причина не может иметь влияния внутри монады.

    Но помимо начала изменений, обязательно должно быть множество изменений, которые производят, так сказать, специфичность видов и множество простых веществ.

    Это разнообразие должно охватывать многие вещи в единой или простой форме. Поскольку естественное изменение происходит постепенно, тогда что-то меняется, но что-то остается в том же положении; и, следовательно, множество состояний и отношений обязательно должно существовать в простой субстанции, хотя она не имеет частей.  

    Преходящее состояние, которое охватывает и представляет множество в единой или простой субстанции, есть не что иное, как то, что называется восприятием (восприятием), которое следует отличать от апперцепции или сознания, как будет объяснено ниже. презентация. И здесь картезианцы совершили большую ошибку, считая бессознательные восприятия ничем. Это заставило их подумать, что только духи являются монадами и что нет вообще никаких душ животных или других энтелехий; поэтому они, разделяя общепринятые мнения, путали длительное обморок со смертью в строгом смысле слова. И это заставило их впасть в схоластическое предубеждение, что душа может быть полностью отделена от тела, и даже укрепило умы, направленные в другую сторону в мнении о смертности душ.    

    Активность внутреннего принципа, изменяющегося или переходящего от одного восприятия к другому, можно назвать стремлением. Конечно, стремление не всегда может полностью достичь того целостного восприятия, к которому оно стремится, но в определенной степени оно всегда достигает этого и приходит к новым восприятиям.  

    Согласно Лейбницу, наша душа - это единственное во Вселенной, что мы можем непосредственно и в надлежащем смысле познания. Все, что мы говорим о других вещах, основано на наших представлениях о них. Таким образом, на самом деле весь мир для нас находится в наших представлениях, и мы можем судить о сути вещей только по аналогии с собственной душой.  

    Из этого следует общая метафизическая посылка о том, что мир есть вообще царство существ, подобных душе, монад; каждую из этих монад следует рассматривать как абсолютно независимую, так что ничто извне не может проникнуть ни в одну из них, однако из-за того, что мы должны принимать мир как гармоничное целое, они в некоторых отношениях являются их внутренние свойства друг к другу. Эти внутренние свойства мы, в свою очередь, можем только представить себе аналогично тем, которые мы воспринимаем в нашей собственной душе, а именно, как способность представлять и стремиться - два основных свойства нашего ментального существования.  

    Порядок расположения монад также не может быть иным, кроме того, который мы обнаруживаем в нашей собственной психической жизни и который состоит в постепенном переходе от наименее ясных к наиболее ясным идеям. Согласно Лейбницу, мы поэтому вынуждены признать два принципа как существенный аспект мировой гармонии, по сути, закон, который регулирует саму гармонию: первый гласит, что все вещи в мире аналогичны друг другу, а второй, что все различия непрерывно переходят друг в друга. Согласно этим двум основным законам непрерывности и аналогии, мир понимается как последовательный ряд бесконечно многих сил.   

    Каждая из этих сил, каждая монада - не только абсолютно независимая единица, но и абсолютно простая сущность: если монада была сложной, то она, в свою очередь, должна распасться на простые силы или сущности. Следовательно, монады образуют систему степеней, которая за счет бесконечно малых различий между последовательными членами возрастает до бесконечно больших различий; Эти различия проявляются и у отдельных монад в разной степени четкости их направлений. Однако поскольку монады, согласно образному выражению Лейбница, не засасывают окна и поскольку ничто не может переходить от одного к другому, то совокупность идей, которые могут возникнуть не только в одной монаде, но и во вселенной в общее, заложенное в каждой монаде с самого начала. Следовательно, каждая монада - это микрокосм в полном смысле этого слова: в нем заключен мир целиком, и отличие отдельных монад друг от друга состоит лишь в разной степени ясности их представлений.    

    К отрицательным свойствам монад Лейбниц относил: неделимость, неуничтожимость, нематериальность, несостоятельность, уникальность.

    Лейбниц говорил о положительных свойствах монад: саморазвитие, умственная деятельность, заключающаяся в восприятии и стремлении.


    7 . О живых организмах


    Весь мир, каждый его фрагмент, каждый мельчайший элемент на самом деле одухотворен, одушевлен, хотя мы не всегда это видим. В каждом, казалось бы, неодушевленном объекте есть невидимый глазу живой мир, наполненный нескончаемым ритмом божественной жизни. Следовательно, в мире нет места ни рождению, ни смерти, а существуют только такие понятия, как появление и исчезновение, увеличение и уменьшение, развитие и регресс.  

    Общая совокупность монад подобна республике: ведь каждая из них, как и души людей, представляет собой отдельный мир со своим содержанием, в который не может проникнуть извне никакое духовное содержание и из которого ничто не может просочиться. вне. Монады не могут повлиять ни на то, что вне себя, и сами они не подвержены никакому внешнему влиянию - в этой самодостаточности их совершенство, а в их самоограничении - гарантия того, что мир - это не хаос, а система.

    Лейбниц мечтал как о гармоничном согласовании монад, так и об их подчинении, образующем систему правления. Но все это недостижимо, так как противоречит самозамкнутости монад, и объяснение Лейбница, что одни монады охотно подчиняются другим, если их взгляды на мир близки, крайне искусственно. Если монады самодостаточны, то их невозможно организовать не только в систему руководства и подчинения, но и в диалог, а значит, и коллективную работу ученых в академиях, о которой так страстно мечтал великий просветитель.  

    8. О предустановленной гармонии


    Лейбниц долго работал над решением этой проблемы, пока наконец не нашел остроумный и действенный выход. Всю видимую гармонию и целесообразность мира он пытался объяснить с помощью так называемой предустановленной гармонии, которую добрый и разумный Бог создал специально для мира физической природы. Причем для большей наглядности и убедительности Лейбниц использовал в качестве примера недавнее изобретение того времени - маятниковые часы.  

    Душа - это не просто мыслящая сущность, но энтелехия живого тела; следовательно, душа животного также связана с душой человека, но представляет лишь предшествующую ей стадию развития, поскольку в целом одушевленное существо не является, согласно монадологии, специфическим атрибутом какой-либо субстанции. С этой точки зрения и с помощью принципа непрерывности Лейбниц решает проблему взаимодействия души и тела. В бесконечной последовательной серии монад монады тела - это те, которые наиболее близки к душе, которая им принадлежит, то есть к их центральной монаде. То, что происходит в душе, в силу закона непрерывности, должно происходить и в монадах тела, хотя и в более расплывчатой ​​форме, и наоборот. Следовательно, отношения между душой и телом - это лишь частный случай мировой гармонии: вместе с мировой гармонией они являются необходимым результатом непрерывной постепенности существ и их внутренних состояний.      

    Идея гармонии не менее доминирует в теологии Лейбница. Представление о Боге, согласно его учению, с двух точек зрения, доминирующих в целом в его системе, дает завершенность гармонии: с точки зрения непрерывности, согласно которой Бог есть монада монад, высшая из монад, в которой все, что представлено в бесконечно ясной форме, происходит в других; и с точки зрения закона аналогии, согласно которому Бог является центральной монадой мира, доминирующая духовная сила Вселенной аналогична тому, как индивидуальная монада является центральной монадой своего тела. Обе точки зрения, по Лейбницу, порождают идею внеземного бога, но наиболее тесно связанного с миром. На основе этой идеи он затем заменяет концепцию мировой гармонии концепцией заранее установленной гармонии, согласно которой мировой порядок был установлен Богом, и поэтому конкретные взаимодействия души и тела предопределены Им.

     9  О множественности веществ


     Готфрид Вильгельм Лейбниц противопоставил доктрину множественности субстанций доктрине Спинозы об одной субстанции, модусами которой являются все отдельные вещи и существа. Активность монад, по Лейбницу, выражается в непрерывном изменении внутренних состояний, которые мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души. Действительно, наделяя монады притяжением и восприятием, Лейбниц думает о них по аналогии с человеческой душой.  

    Согласно Лейбницу, уникальное разнообразие вещей и качеств бесконечной Вселенной не может возникнуть из одной субстанции, поэтому принцип качественного разнообразия должен быть введен в субстанцию. Несомненно, философ был прав, полагая, что в самой природе бытия должно быть много качеств. Лейбниц был прав, критикуя Спинозу за то, что его учение о свойствах субстанции не только не позволяет сделать разумный переход к неисчерпаемому разнообразию мира модусов, но даже мешает ему, но Лейбниц ошибался, считая что такому выводу препятствует тот факт, что Спиноза исходит из концепции одной субстанции, утверждая, что субстанций бесконечно много. Лейбниц смешал две разные проблемы - философское (субстанциальное) и естественнонаучное (физическое, структурно дискретное) разнообразие вещей. Отсюда ошибочность его утверждения, что существует бесконечное множество веществ. Правда, он добивается единства и упорядоченности субстанций, утверждая наличие среди них строгой и всеобъемлющей иерархии, так что они составляют систему. Поскольку существует качественная связь между веществами Лейбница, они составляют своего рода семью.   

    10 О Боге как монаде


    Несмотря на многие, почти божественные свойства монад, единственная простая и первичная монада - это сам Бог. Он никогда не начинался и никем не создавался; Он истинная основа всего, всего мира. Все остальные бесчисленные монады созданы Богом посредством его собственных непрерывных излучений. Следовательно, ни одна монада не может погибнуть или исчезнуть сама по себе - все они бессмертны в той мере, в какой это необходимо для Бога. Все это полностью соответствует христианскому представлению о Боге как о справедливом судье мира и человеческих дел.     

    Бог Лейбница - это не только абсолютное знание как совокупность всех вечных истин в их единстве, обобщении и интуитивном постижении, и не только абсолютная сила, но и всеобщая связь, принцип и полнота единства всех связей действительности. Как абсолютная истина и максимальное совершенство, это остается чем-то потенциальным для людей: через знания и деятельность люди все больше и больше привязываются к абсолюту, но никогда не могут достичь его уровня. Но как принцип единства и универсальной естественной связи Бог всегда присутствует в нас и вокруг нас во всей полноте своей значимости.  

    В Боге сила, которая является источником всего, затем знание, содержащее все многообразие идей, и, наконец, воля, которая вносит изменения или созидание в соответствии с началом лучшего. И это соответствует то, что составляет в созданных монадах субъект или основу, способность восприятия и способность стремления. Но в Боге эти атрибуты, безусловно, бесконечны или совершенны, а в монадах сотворенных или в энтелехиях (perfectihabies), как перевел это слово Варвар Ермолай, это всего лишь имитация в той мере, в какой монады обладают совершенством.   

    Бог должен быть единым, мудрым и всемогущим. Существует только один вид универсальной взаимности гармонии, особенно когда тела получают движение не каждое отдельно от своего нематериального существа, но взаимно друг от друга. Мудрый из-за красоты вещей. Вседержитель за послушание вещей его зову. Таким несущественным существом будет Разум, управляющий вселенной. Бог.      

    Далее, Лейбниц противопоставляет мышление (как нечто делимое) движению (которое делимо на части) и делает вывод, не очень обоснованный даже при самых скромных требованиях к логике, что мышление, мыслящая сущность, также должна обладать другими качествами. противоположны качествам движения: неподвижность, неразложимость, неразрешимость, и это, конечно, доказывает бессмертие души. Бог Лейбница - безличный бог, необходимое звено в философской системе, где Лейбниц строит такую ​​систему. 



    11 Заключение


    Лейбниц - один из самых ярких гениев в истории человечества. Великий философ, он одновременно известный математик, физик, историк, теолог, юрист и дипломат. 

    Лейбниц остается величественной фигурой, и его величие сейчас более заметно, чем когда-либо прежде. Его философские гипотезы, хотя и фантастичны, очень ясны и могут быть точно выражены. Я считаю, что его монады все еще могут быть полезны в качестве возможных путей видимого восприятия, хотя их не следует рассматривать без окон.  

    Одна из вершин философского наследия Лейбница - доктрина индивидуальной монады как концентрированного мира, как зеркала единой и бесконечной вселенной.

    В отличие от теории Декарта и Спинозы, Лейбниц выдвинул теорию монад (или множественности субстанций). Основные положения этой теории (монадологии) заключаются в следующем: 

    • весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (дуалистическую, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;

    • эти вещества называются монадами;

    • монада проста, неделима, не имеет протяженности, не является материально-материальным образованием;

    • монада имеет четыре качества: стремление, влечение, восприятие, представление;

    • по сути, монада - это деятельность, единое, непрерывно меняющееся состояние;

    • благодаря непрерывности своего существования монада осознает себя;

    • монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по Лейбницу: у них нет окон, через которые что-то могло бы входить и выходить оттуда).

    Лейбниц делит все существующие монады на четыре класса: голые монады - они лежат в основе неорганической природы (камни, земля, минералы); монады животных - имеют ощущения, но неразвитое самосознание; монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить; высшая монада - Бог. Чем выше класс монады, тем больше у нее интеллекта и степени свободы.    

    Монада - это не материальная единица бытия, а духовная субстанция, это независимая единица, способная действовать. Монада в своих основных качествах активна; нигде в мире нет пассивных вещей. Монады пребывают в заранее установленной гармонии друг с другом. Концепция Лейбница должна объяснять взаимосвязь и согласованность, существующие в мире.   

    Развитие каждой монады уже изначально идет в соответствии с развитием других монад, и это соответствие предопределено Богом. Это определяет гармонию явлений и гармонию сущности и явлений. 

    Таким образом, монады просты и не меняют своей определенности, они не зависят друг от друга. Каждая монада одновременно представляет свой особый мир, который отражает весь мировой порядок, все остальные монады и весь мир. 

    У монад есть качества, которые отличают одну монаду от другой; двух абсолютно идентичных монад не существует. Лейбниц различает монады в зависимости от степени развития. Поскольку монады - это духовные образования, не обладающие физическими характеристиками, мы не можем постичь их нашими чувствами, но мы постигаем их только своим умом. В философии Лейбница впервые в современную эпоху была выдвинута идея универсальности развития. Согласно Лейбницу, каждая монада является источником развития и движения, поскольку имеет активную силу. Понимая мир в целом, Лейбниц стремился подчеркнуть динамическую природу всего мира. Монады, действуя целесообразно, образуют мир, который постоянно развивается в сторону все более совершенных образований. Это постоянное улучшение мира достигает своего пика в познавшем человеческом духе.        

    Каждый из них живет более или менее насыщенной жизнью, которую можно еще раз объяснить по аналогии с душевной жизнью людей: ощущения, созерцания, представления, самосознание - это его этапы. Монады как бы двуличны: стремление и восприятие - две стороны их жизни. Саморазвитие каждой монады - это ее теологический переход на все более высокие уровни сознания, который совпадает с прогрессом ее познания.  

    Монады Лейбница однородны в смысле обладания личностью и волей, но не одинаковы. Каждый из них отличается друг от друга степенью совершенства своей внутренней деятельности. Монады представляют собой последовательную лестницу неодинаково развитых существ (градацию совершенств). Некоторые из них развиты выше, другие ниже. Низшие являются основой низших, а высшие - высшими явлениями реального, телесного и духовного мира. Человеческое тело - это совокупность монад, которые принадлежат к монадам души от низшего к высшему.     

    Лейбниц столкнулся с той же проблемой, что и Декарт, который пытался объяснить взаимодействие материального человеческого тела с его нематериальным духом, сознанием. Когда я мысленно приказываю телу, например, поднять руку, оно немедленно следует приказу. И мы видим такое удивительное соглашение постоянно и везде.  

    Итак, монады при всем их безграничном качественном разнообразии составляют общую последовательность, систему. Развитие монад низшего класса направлено на достижение состояния более развитых монад, животных, а развитие последних направлено на состояние духов. Но и среди высших, духовных монад, т.е. людей, наблюдается та же картина - их сознательной жизни, ориентированной на развитие научного и философского мышления, предшествуют довольно примитивные состояния, как в детстве, так и на начальных этапах их познания. любого объекта, поскольку он начинается с пассивной чувствительности. В монаде более высокого ранга всегда есть более низкие состояния.    

    В свете этого учения Лейбниц получает новое понимание теории Аристотеля о трех уровнях души - растительном, животном и рациональном, то есть мышлении. Рациональное содержание этой теории состоит в том, что высшие функции тела не могут выполняться иначе, как на основе низших функций, то есть первые зависят от вторых. 




    12. Список литературы

    1. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2-х томах. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб; КАНОН-рсс-Ц, 2001

    2. Вундт В. Введение в философию-3-е изд. - М.: Добросовет, КДУ, 2004

    3. Нарский И.С. Готфрид Лейбниц. М.: Мысль, 1996

    4. Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах. Том 1. М.: Мысль, 1985

    5. Погребский И.Б. Готфрид Вильгельм Лейбниц. - М.: Наука, 2013

    6. Фейербах Л. История философии. Собрание сочинений в 3-х томах, Т. 2, - М., Мысль, 1990

    7. Неопубликованная работа Ягодинского И.И. Лейбница Признания философа, Казань, 2010





    написать администратору сайта