Главная страница
Навигация по странице:

  • Геродота

  • Фукидида

  • Аристотеля

  • Анисин С.А. Взаимосвязь религии и философии как сфер духовной жизни человека [Электронный ресурс].- Режим доступа

  • 5fan_ru_Сходство и различие философии и религии. Философия и религия


    Скачать 113 Kb.
    НазваниеФилософия и религия
    Дата15.03.2018
    Размер113 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла5fan_ru_Сходство и различие философии и религии.doc
    ТипРеферат
    #38550


    Федеральное агентство железнодорожного транспорта

    Сибирский Государственный университет путей сообщения

    Кафедра «Философии и Культурологии»

    Реферат по дисциплине «Философия»

    на тему:

    «Философия и религия»

    Выполнил: Стаценко Д.С. Проверил: Доктор наук

    Группа МПМ – 113 Быстрова А. Н.

    Новосибирск 2013

    СОДЕРЖАНИЕ




    Введение 3

    глава 1. понятие философии и религии 4

    1.1.Понятие философии 4

    1.2. Понятие религии 5

    глава 2. философия и религия: общее и различия 7

    2.1.Сходство философии и религии 7

    2.2.Различия философии и религии 9

    Заключение 16

    Список использованных источников И ЛИТЕРАТУРЫ 18



    Введение


    Философия представляет собой сложно организованную систему знания, претендующую на обобщение, синтез всего наличного знания и совокупной человеческой культуры. Поэтому она вступает в сложные взаимодействия со всеми другими формами духовной деятельности человека, такими как наука, искусство, нравственное сознание, идеология и другое. При этом, особенно сложным и многоплановым является взаимодействие философии и религии.

    Отвечая на вопрос, как соотносятся философия и религия в научных кругах нет единого мнения. Как философия, так и религия стремятся ответить на одни и те же вопросы: о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, что есть добро и зло, где источник добра и зла. При этом, как религии, так и философии в своих рассуждения свойственен выход за границы возможного опыта и за пределы разумного.

    Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллирует к разуму. Важно также отметить, что философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

    В свете вышесказанного, тема настоящего реферата представляется весьма актуальной. Целью настоящей работы является анализ литературы и изучение различных точек зрения на соотношение философии и религии.

    Для достижения указанной цели автор предполагает решить следующие задачи:

    - дать понятие философии и религии;

    - рассмотреть соотношение понятий философии и религии в научной литературе, выявить сходство и различия.

    Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.

    глава 1. понятие философии и религии




      1. Понятие философии


    Прежде, чем приступить к раскрытию всей многогранности и сложности взаимоотношений между этими формами духовной деятельности человека, остановимся кратко на содержание самих понятий «философии» и «религия».

    Как отмечает С.Л.Франк, греческое слово философия происходит от слов любить и мудрость, что в буквальном смысле означает любомудрие. Обращаясь к истории понятия «философия», С.Л.Франк отмечает, что впервые оно встречается мы встречаем у Геродота (V в. до н.э), который описывая разговор Креза и Соломона, приводит следующие слова Креза: «Я слышал, что ты, философствун, ради приобретения знаний исходил много стран». При этом, как отмечает С.Л.Франк, в данном случае «философствовать» значит «любить знание, стремиться к мудрости»1.

    Впоследствии понятие «философия» встречается у Фукидида (конец V), который утверждает, что Перикл в надгробной речи над павшими в бою афинянами говорит, прославляя афинскую культуру: «Мы философствуем, не изнеживаясь». Иными словами, «мы предаемся умственной культуре, развиваем образование». У Платона (IV в.) слово «философия» встречается в смысле, тождественном современному понятию науки. В свою очередь, у Аристотеля появляется термин «первая философия» в качестве основной или основополагающей науки, т.е. философии в современном смысле слова (или метафизики). Однако, важно подчеркнуть, что в целом в том смысле, в каком это слово употребляется в настоящее время, оно вошло в употребление лишь в эллинистическую эпоху Древнего Рима.

    Как указывает А.Г.Спиркин, философия - это все единосущее, «схвачен-ное в мыслях», это квинтэссенция духовной жизни мыслящего че-ловечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты2. Он указывает, что каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении – это сумма обрывков. Философия же дает систему знаний о мире как о целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.

    С точки зрения В.В.Миронова, философия представляет собой сложно организованную систему знания, претендующую на обобщение, синтез всего наличного знания и совокупной человеческой культуры3.

    1.2. Понятие религии


    Сам термин «религия» определяют различно: одни производят его от латинского religare - связывать, а другие, например Цицерон, - от relegere - собирать. Наиболее адекватным, по мнению А.Г.Спиркина, корнем является латинское religio - благочестие, святость. Из чего он делает вывод, что по существу, религия являет собой выражение признания Абсолютного начала, т.е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стрем-ление согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта. Поэтому в каж-дой религии можно найти две стороны — теоретическую, в кото-рой выражается понимание Абсолюта, и практическую, в которой устанавливается реальная связь Абсолюта с жизнью человека.

    По мнению В.В.Миронова, религия - это мировоззрение и мироощущение человека, а также его поведение, определяемое верой в существование Бога и чувством связанности, зависимости от него, почтение и почитание силы, дающей опору и предписывающей человеку определенные нормы поведения по отношению к другим людям и ко всему существующему4.

    А.Г.Спиркин указывает, что религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Это, по словам А. Шопенгауэра, «метафизика народа», т.е. его философия как неотъемлемый ком-понент его мировоззрения. Изучением религии занимается прежде всего богословие, а также история и философия - каждая под своим особым углом зрения. Богословие стремится к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путем от-кровения. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становле-ния. Философия анализирует прежде всего сущность религии, оп-ределяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психоло-гические и социальные аспекты. ее онтологический и познаватель-ный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл рели-гии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как чело-века, так и человечества.

    По мнению А.Г.Спиркина, религия должна рассматриваться в разных аспектах: она ос-мысливает Бога как Абсолют в его отношении к человеку, природе и обществу. Существенной функцией религии является нравствен-но-социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир и любовь5.

    Говоря об истории религии, следует отметить, что в истории всегда существовало и поныне существует огромное многообразие религий и религиозных верований, различающихся конкретным пониманием природы Бога, его сущностных черт и особенностей, характером взаимоотношений с миром природы и человеком.

    глава 2. философия и религия: общее и различия

    2.1.Сходство философии и религии


    Философия и религия на протяжении многих веков находилась в тесном и сложном, а иногда и противоречивом, взаимодействии. Так, следует отметить, что в период своего зарождения христианство очень часто и осознанно обращалось к античному философскому наследию. Это было обусловлено тем, что христианство видело в философии необходимую историческую предпосылку своего возникновения и последующего распространения.

    Однако, в Средние века философия в значительной степени утратила свое значение и трактовалась как важный, но при этом всего лишь вспомогательный инструмент, способствующий уяснению и уточнению содержания религиозной веры6.

    В Новое время философы стремились вернуть утратившее положение философии, в связи с чем большая часть философ стали утверждать абсолютность и самодостаточность человеческого разума, его полную автономию по отношению к религиозному сознанию. Результатом такого положения стало возникновение острого конфликта между философией и религией.

    Однако в конце XIX – начале XX вв. возможности человеческого интеллекта на всесилие и всемогущество снова начинают ставиться под сомнение, при этом идеалы рациональности Нового времени подвергаются резкой критике, а иногда им отрицаются вовсе. В результате проблема взаимоотношений философии и религии начинает рассматриваться как проблема взаимоотношений, взаимодействия двух достаточно автономных областей и форм духовной деятельности человека, ни одна из которых не может претендовать на вытеснение и поглощение другой.

    На самом деле взаимоотношения между философией и религией носили и носят значительно весьма многогранный и сложный характер.

    Отмечая сходство философии и религии, А.С.Кармин отмечал, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исхо­дить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими7.

    В свою очередь П.В.Алексеев видел сходство философии и религии в том, что подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания8.

    Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что «различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли». Более того, «рели­гия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны».

    В.В.Миронов, отмечая сходство философии и религии, утверждает, что по своей глубинной сущности философия и религия являются мировоззренческими формами духовной деятельности человека, чем и отличаются от всех других типов и видов жизнедеятельности человека. Согласно точки зрения В.В.Миронова, философия по целостности и универсальности выдвигаемых ею перед собой задач есть не какое-либо частное, конкретное, специализированное знание, а именно мировоззрение, в самом прямом и буквальном смысле этого слова, т.е. выработка и обоснование представлений и взглядов о мире в целом: о природе, обществе, человеке в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Такие же цели ставит перед собой и религия9.

    Кроме того, как отмечает В.В.Миронов, философия в лице большой части своих наиболее выдающихся представителей пыталась, подобно религии, усмотреть единое, универсальное основание всего сущего в сущностях и качествах духовно-идеального порядка, часто включая в их число Бога.

    О наличии сходства, общности между философией и религией, по мнению В.В.Миронова, свидетельствуют и многочисленные факты взаимопроникновения и взаимообогащения философских и религиозных идей.

    Интересной представляется нам позиция по рассматриваемому вопросу доктора философских наук А.Л.Анисина, который считает, что связь философии с религии достаточно заметна и выражаются, в первую очередь, в том, что процессы в религиозной жизни напрямую отражаются на формировании философских учений10. Обратное влияние философии на религию, как отмечает А.Л.Анисин, менее значимо, но оно тоже есть. Те вопросы и темы, которые ими рассматриваются, очень схожи: первоначало всего, смысл жизни, место человека в мире, сущность мира в целом, соотношение духа и тела в человеке, духовного и вещественного вообще.

    2.2.Различия философии и религии


    Прежде чем рассматривать доводы ученых, считающих, что философия и религия значительно отличаются между собой, интересно отметить, что в нашей стране наиболее распространенным и господствующим представлением о соотношении понятий философия и религия, долго время оставалось представление об этом, изложенное К. Марксом, которое, в свою очередь, опиралось на философские учения Фейербаха XVIII века. В рамках данного учения религия рассматривается как иллюзорное, превратное отношение к действительности, как совокупность представлений и идей, которые принимаются на веру на основе слепого послушания авторитету и церковной традиции, без какой-либо проверки и самостоятельного суждения личного сознания, лишь на основании детской доверчивости и покорности мысли. В свою очередь, философия представлялась как свободное чуждое каких-либо ссылок на чужие мнения и общепризнанные авторитеты осмысление мира, которое было основано на принципах автономии и самодостаточности разума, без каких-либо ссылок на сакральные источники знания. В свете приведенных определений, отмечалось, что между философией и религией неизбежна роковая ничем не заполнимая пропасть11.

    Как отмечал в своё время Гегель, различие между религией и философией в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т.е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет. При этом Гегель указывал, что «философия, как постигающее мышление... обладает перед представле­нием, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, пони­мает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, по­нимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли».

    Таким образом, как отмечает П.В.Алексеев, в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в фило­софии - на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную воз­можность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии. В обоснование своей позиции П.В.Алексеев ссылается на Карла Ясперса, который в свое время писал: «Призна­ком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя»12.

    Обращаясь к другим мнениям по вопросу соотношения философии и религии, следует отметить следующее.

    Н.А.Моисеева и В.И.Сороковикова отмечают следующие особенности соотношения религии и философии, которые наглядно свидетельствуют о различии между этими понятиями:

    1) В филосо­фии мировоззрение опирается на рационально-теоретическое зна­ние, когда как в религии мировоззрение опирается на веру, поскольку вера в сверхъестест­венное есть основа религиозного мировоззре­ния;

    2) Философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована ника­ким авторитетом и может все подвергнуть сомнению. В свою очередь, религия нуждается в автори­тете и признает некие истины на веру, не требуя доказа­тельств;

    3) Философия пытается дать целостное представление о мире, в религии же происходит раздвоение мира на «зем­ной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небес­ный», сверхъестественный, сверхчувственный, трансцендентный)13.

    Следует отметить, что аналогичные по своей сути мусли высказывает и А.С.Кармин. Так, он считает, что

    1) Религиозные идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике. В свою очередь, философия же стремится аргументировать все свои ут­верждения;

    2) В отличие от религии, философия постоянно подвергает критике свои собствен­ные выводы;

    3) Религия авторитарна, навязывает человеческому разуму определен­ные «сверхразумные» догматы, в свою очередь философия требует самостоятельности мышления, в ней разум не подчиняется никаким авторитетам14.

    В свете вышесказанного интересной видится точка зрения И.Н.Романова, который указывает, что диалектика взаимодействия философии и религии проявляется:

    - во-первых, в религизации фило­софии: религиозности философии и учете в деятельности философа уровня и направ­ленности религиозности в обществе;

    - во-вторых, в философизации религии: занятии филосо­фией служителей культа и создании философских школ (направлений) на религиозной ос­нове15.

    Как отмечает А.С.Кармин, несмотря на существенные различия, религия сближается с философией при решении задачи доказательства бытия Божия, рационального обоснования религиозных догматов. Образуется особое философское направле­ние - религиозная философия (теология, теоретическое богословие). Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепля­ется философской аргументацией.

    При этом, И.Н.Романов, отмечает двоякую роль теистической философии в жизни общества. Он считает, что положительная роль теистической философии в жизни общества заключается в том, что философия раскрывает об­щечеловеческие нормы морали; утверждает идеалы мира; приобщает людей к зна­ниям особого рода; сохраняет традиции. Наряду с положительной отрицательная роль теистической философии в жизни общества заключается в том, что она формирует одностороннюю кар­тину мира; осуждает (преследует) людей за отказ от теистических взглядов; в) поддержи­вает устаревшие обычаи, нормы, ценности.

    Совершенно различные задачи и суть философии и религии видит С.Л.Франк, который в обоснование своей позиции утверждает следующее. Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости. Философия есть, по существу, совершенно независимое от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы. Но эти, по существу, разнородные формы духовной жизни совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект — на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога16.

    Конечно, как отмечает С.Л.Франк, отвлеченно рассуждая, возможно представить себе и обратное соотношение — именно совершенное расхождение путей осуществления обеих задач. Где, как, например, в буддизме, личное спасение отыскивается не на пути общения с Богом и где, с другой стороны, разум тщится постигнуть жизнь и мир не из его вечной и абсолютной первоосновы,— там между религией и философией не ничего общего; они не то что противоречат одна другой, они в это) случае так же не соприкасаются между собой, как, скажем, музыка и химический анализ. Но все дело именно в том, что такие, совершенно расходящиеся пути суть и для религии, и для философии пути мнимые, не Приводящие к цели, и что, наоборот, подлинное осуществление задач и той и другой возможно только на путях, ведущих к одной и той же цели - к Богу. В отношении религии это утверждение не требует, конечно, особого доказательства; мы можем здесь спокойно предоставить отдельным парадоксалистам труд, вопреки общечеловеческому опыту, доказывать противоположит. Наоборот, в отношении философии это есть тезис, требующий окончательного уяснения и доказательства, отнюдь еще не исчерпанного предыдущими общими соображениями.

    Г.Г.Кириленко, в свою очередь отмечает, что философия как форма рационального знания отлична от религиозного сознания17. Философия представляет собой форму рефлексивного знания, она не догматична и внутренне критична. Вместе с тем, отмечает она, все философы во все времена не могли обойти проблему бытия Бога, смерти или бессмертия человеческой души. Трансцендентное буквально «притягивает» философию. Даже открыто нерелигиозные философы, такие, как М.Хайдеггер, говорят о том, что человек живет в «ожидании Бога», К.Ясперс ввел понятие философской веры, неотделимости философствования от прорыва к трансцендентному. Однако, несмотря на сказанное, в обоснование своей позиции отличия философии от религия, Г.Г.Кириленко утверждает, что для философии важна сама идея Бога как безусловный гносеологический, этический, эстетический идеал и, одновременно, основание, источник познания, нравственности, искусства.

    В целом, по мнению Г.Г.Кириленко, философия и религия идут разными путями, но реализуют одну человеческую потребность - закрепить себя в бытии. Сторонники религии, говоря о ней, имеют в виду искание и осуществление контакта со сверхчувственным, высшей реальностью, протекающего в определенных организационных рамках. Философы, говоря о религии, рассматривают ее как необходимую форму выхода ценностей в символической форме веры в абсолютное бытие. При этом, философы лишь задают общие контуры той реальности, с которой связано «подлинное» существование человека и при условии которой имеет смысл философия как форма теоретического знания.

    Существенные различия между философией и религией, отмечает также и А.Л.Анисин18. По его мнению, в первую очередь различие заключается в том, что рассматриваемые вопросы (которые, по сути, одни и те же) ставятся и рассматриваются по-разному: в религии они ставятся и решаются на жизненно-практическом уровне, а в философии они рассматриваются на уровне интеллектуальном. В религии главное – религиозная жизнь, культовые действия, молитва, то есть «практика», теория же, то есть богословие имеет значение второстепенное, можно быть религиозным человеком совсем не вникая в тонкости богословия. В философии же главное именно мысль, философия в некотором смысле оторвана от практической жизни, возвышаясь над ней. Связь философии с жизнью философа, с жизнью общества, конечно, существует, но в самой философии главным является стремление «додумать до конца» свои убеждения, философия это чисто интеллектуальное занятие.

    Заключение



    Подводя итог изложенного материала по теме реферата, следует сформулировать следующие основные выводы.

    Отношения философии и религии всегда были непростыми. В целом, возникнув на развалинах мифологии, в Древнем Риме эллинского периода философия занимала своё достойное место, после чего в средние века была низведена до служанки богословия. В эпоху Просвещения философия вновь праздновала победу, высмеивая религию как обман, невежество и простое суеверие.

    В настоящее время связь между философией и религией освободилась от прежней конфронтации, она стала ровной и толерантно-спокойной. Эти отношения сейчас представляют собой не только отношение взаимного отталкивания и борьбы, но и довольно широкий спектр сходства и общности.

    Исторический опыт развития показывает несостоятельность как попыток поглотить философию теологией, так и установок на поглощение религии философией или наукой.

    В настоящее время всё более утверждается мысль, что философия и религия являются автономными, несводимыми друг к другу формами духовной деятельности человека, которые должны свободно развиваться, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга.

    Вместе с тем, не следует забывать, что между философией и религией по-прежнему существует некая идейная борьба, которой попросту не может не быть, поскольку эти культурные системы являются довольно-таки мощными и самостоятельными. У них одинаковые претензии - на целостное видение реальности, на истину, на наставничество в делах жизни. И философия, и религия пытаются говорить от имени абсолютов, вещают, пророчествуют. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что религия делает это от имени веры, а философия от имени разума.

    Список использованных источников И ЛИТЕРАТУРЫ




    1. Алексеев П.В. Социальная философия / П.В. Алексеев. - М.: ООО «ТК Велби», 2003.- 256 с.

    2. Анисин С.А. Взаимосвязь религии и философии как сфер духовной жизни человека [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://a-l-anisin.narod.ru/index/0-17

    3. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004. - 928с.

    4. Кириленко Г.Г. Философия. Высшее образование / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов.- М.: Слово, 2003.- 672с.

    5. Кто сегодня делает философию в России. Т. 1 / сост. А.Нилогов.- М.: Поколение, 2007.- 576 с.

    6. Моисеева Н.А. Философия / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. - СПб.: Питер, 2004. - 352 с.

    7. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. - М.: Политиздат, 1991. – 464 с.

    8. Романов И.Н. Философия / И.Н. Романов, А.И. Костяев. - М.: Педагогическое общество Рос­сии, 2003. - 352 с. 

    9. Русская религиозно-философская мысль ХХ века: сборник / под ред. Н. П. Полторацкого.- Питссбург, 1975.- 414 с.

    10. Миронов В.В. Несовременные мысли о понимании философии / В.В.Миронов // Философские искания: Московско-Петербургский философский сборник; отв. ред. Д.Н. Разеев.- СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та СПб, 2010.- С.45-71.

    11. На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов / сот. П.В.Алексеев.- М.: Издательство политической литературы, 1990.-529с. С. 324-332




    1 Цит. по Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. - М.: Политиздат, 1991. С.120.

    2 Русская религиозно-философская мысль ХХ века: сборник / под ред. Н. П. Полторацкого.- Питссбург, 1975. С.126.

    3 Миронов В.В. Несовременные мысли о понимании философии / В.В.Миронов // Философские искания: Московско-Петербургский философский сборник; отв. ред. Д.Н. Разеев.- СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та СПб, 2010.- С.45-71..

    4 Миронов В.В. Несовременные мысли о понимании философии / В.В.Миронов // Философские искания: Московско-Петербургский философский сборник; отв. ред. Д.Н. Разеев.- СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та СПб, 2010.- С.45-71.

    5 Русская религиозно-философская мысль ХХ века: сборник / под ред. Н. П. Полторацкого.- Питссбург, 1975. С.127

    6 Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. - М.: Политиздат, 1991. С.141.

    7 Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004. С.486.

    8 Алексеев П.В. Социальная философия / П.В. Алексеев. - М.: ООО «ТК Велби», 2003. С.62.

    9 Миронов В.В. Несовременные мысли о понимании философии / В.В.Миронов // Философские искания: Московско-Петербургский философский сборник; отв. ред. Д.Н. Разеев.- СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та СПб, 2010.- С.45-71.

    10 Анисин С.А. Взаимосвязь религии и философии как сфер духовной жизни человека [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://a-l-anisin.narod.ru/index/0-17

    11 Кто сегодня делает философию в России. Т. 1 / сост. А.Нилогов.- М.: Поколение, 2007. С.124.

    12 Цит. по: Алексеев П.В. Социальная философия / П.В. Алексеев. - М.: ООО «ТК Велби», 2003. С.74.

    13 Моисеева Н.А. Философия / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. - СПб.: Питер, 2004. С.28.

    14 Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004. С.487.

    15 Романов И.Н. Философия / И.Н. Романов, А.И. Костяев. - М.: Педагогическое общество Рос­сии, 2003. С.166.

    16 На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов / сост. П.В.Алексеев.- М.: Издательство политической литературы, 1990. С. 324-332

    17 Кириленко Г.Г. Философия. Высшее образование / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов.- М.: Слово, 2003. С.603.

    18 Анисин С.А. Взаимосвязь религии и философии как сфер духовной жизни человека [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://a-l-anisin.narod.ru/index/0-17



    написать администратору сайта