Билеты по философии. Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества
Скачать 58.69 Kb.
|
Проблема единства и многообразия мира. Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм. Проблема единства мира одна из центральных в онтологии и, несмотря на кажущуюся простоту, – сложнейшая. Суть ее можно сформулировать так: как и почему мир, будучи единым в основе, в своем эмпирическом существовании так многообразен. Осознание проблемы единства и множественности мира уже в Античности породило два крайних варианта ответа. Элеаты утверждали, что бытие едино, а множественность является иллюзией, ошибкой чувств. Множественность и движение нельзя мыслить непротиворечиво, поэтому они не существуют. Гераклит дал прямо противоположный ответ: бытие есть постоянное изменение, и его суть – в многообразии. «Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций — Дух и Материя. Монизм – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (“субстанции”) всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального. Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания.
Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. Одним из наиболее важных структурных компонентов философского мировоззрения становится устойчивая научная картина мира. Она ответственна за достоверность предлагаемых знаний о закономерностях развития мира, задает ориентиры научных изысканий. В нее вписываются основные результаты научных исследований. К структурным компонентам мировоззрения помимо устойчивой картины мира относится также оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов, и целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Понимаемый таким образом мир, состоящий как бы из трех царств — действительности, ценности и смысла, — и есть основание философского мировоззрения. В мировоззрении следует различать его интеллектуальную и эмоциональную составляющие. Интеллектуальная компонента мировоззрения охватывается понятием миропонимание. Последнее достаточно устойчиво, так как включает в себя систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы. Эмоциональная составляющая мировоззрения отражена понятиями «мироощущение» и «мировосприятие». Мироощущение является самым первоначальным элементом, соединяющим субъект (человека) и объект (мир). Мироощущение свидетельствует о непосредственно чувственном контакте человека и мира. Оно представляет собой как бы превращение «энергии внешнего раздражителя в факт сознания». Это тот мостик, благодаря которому данности окружающего мира проникают в человеческую субъективность. Мироощущение достаточно динамично, представлено многообразием и перепадом чувств и настроений. Результативной составляющей мировоззрения является комплекс убеждений, а затем поступков и действий субъекта. Мировоззрение оказывается фоном и основой человека и человечества. Оно дает о себе знать не только в духовной сфере, но и в практической жизнедеятельности. Поскольку философия претендует на выражение фундаментальных принципов бытия и мышления, она является духовной основой всех форм осмысления мира. Можно сказать, что современная систематическая философия — это высший теоретический уровень мировоззрения.
Материя — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу). В материалистической философской традиции категория “материя” обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок. Неотъемлемым атрибутом материи является ее движение, как форма существования материи, ее важнейший атрибут. Движение в самом общем виде – это всякое изменение вообще. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен. Все материальные объекты обладают внутренне упорядоченной, системной организацией. Истоки идеи структурности материи отнесены к античной философии и, в частности, к атомистике Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара. Сама идея оказывала чрезвычайно стимулирующее воздействие на развитие естествознания. В современной философии она оформилась в достаточно объемную и научно обоснованную концепцию системной организации материи. В последней обычно выделяют три структурных уровня материи: - мегамир — мир космоса (планеты, звездные комплексы, галактики, метагалактики); . - макромир — мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин (куда входят также кристаллические комплексы молекул, организмы, сообщества организмов); - микромир — мир атомов и элементарных частиц, где не применим принцип «состоит из».
Пространство – место расположения и ротяженность. Время – длительность и последовательность существования. Пространство: 1)абсолютная протяженность, пустота, в которую включались все тела, и которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, – Ньютон); 2)протяженность материи и эфира (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов) или форма бытия материи (Гольбах, Энгельс); 3)порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский); комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или априорная форма – чувственного созерцания (Кант). Время: 1)длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах) или форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений (Энгельс, Ленин); 2)форма проявления абсолютной вечности, как преходящая длительность (Платон, Августин/Гегель); 3)абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной (Ньютон); относительное свойство вещей, порядок последовательности событий (Лейбниц); 4)форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант). Большинство данных представлений о пространстве и времени можно свести к двум основным концепциям. 1)Субстанциальная - пространство и время абсолютны, не зависят от вещей и событий, представляют отдельные сущности, огромные вместилища (Ньютон). Если все исчезнет – пространство и время – останутся. 2)Реляционная - пространство и время есть отношение вещей и событий, с исчезновением вещей и событий исчезнут пространство и время (Лейбниц).
Движение – это всеобщий атрибут материи, способ ее существования. Быть – значить быть в движении. Движение понимается как любое возвожное изменение, существующее в бесконечно многообразных формах. Изменение количественное – перенос в пространстве, качественное – изменение в структуре. Всякое развитие есть движение, но не всякое движение есть развитие. Покой – тоже движение, одна из его сторон; покой – относительно устойчивое состояние материи. Существует 5 форм движения: 1)Механическая форма 2)Физическая форма 3)Химическая форма 4)Биологическая форма 5)Социальная форма Всякое развитие есть движение, но не всякое движение есть развитие. Развитие бывает прогрессивным и регрессивным.
Познание – высшая форма отражения объективной реальности. Познание – это процесс духовного освоения человеком мира, цель его – постижение истины. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Существуют различные уровни познания: - чувственное познание - мышление - эмпирическое познание - теоретическое познание. Выделяют также различные формы познания: - познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление). - познание, направленное на получение объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида (например, в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей). Объективизированное познание осуществляется коллективным субъектом по законам несводимым к индивидуальному процессу познания, и выступает как часть духовного производства. Различают также такие типы познания как: - обыденное - художественное - научное - естественнонаучное - общественно-научное. Субъектом познания является человек, человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления действительности. Но человек – это не просто индивид с определенными биологическими свойствами, а, прежде всего общественное существо. Поэтому он мыслит и познает, постольку, поскольку является членом общества, которое через формы общественного сознания оказывает существенное влияние на содержание познания. Познающее мышление есть активный процесс отражения действительности в понятиях, суждениях, научных теориях. Оно всегда предполагает наличие субъекта, который ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики. Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира или области действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной или духовной действительностью. Объектом становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научным исследованием. Предмет познания – это более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. Один и тот же объект познания может быть предметом исследования разных наук. Мышление как объект познания является предметом исследования таких наук, как логика, теория познания, психология, физиология высшей нервной деятельности и других. В структурном отношении предмет познания отличается от объекта тем, что в него входят лишь главные, существенные свойства изучаемого объекта с точки зрения цели и задачи научного исследования.
Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них: “Истина – это соответствие знаний действительности” “Истина – это опытная подтверждаемость” “Истина – это свойство самосогласованности знаний” “Истина – это полезность знания, его эффективность” “Истина – это соглашение” Стержень классической концепции истины – принцип соответствия знания действительности. Действительность в данном определении понимается очень широко. Это не только объективная реальность, внешний мир, но и любая область мыслительной деятельности, в том числе фантастические, сказочные, мифологические, вымышленные, абстрактные и теоретические области рассуждения. Для классической концепции истины характерны следующие принципы: - действительность не зависит от мира знания; - между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие; - существует критерий установления соответствия мыслей действительности; - сама теория соответствия логически непротиворечива. Неклассическая концепция истины вынуждена признать присутствие субъекта познания в таком объекте познания, как общество
Классическое определение науки генетически связано с возникновением философского знания. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на постижение законов бытия (общества, природы, мышления). Основные стороны бытия науки – это, во-первых, процесс получения нового знания, т.е. познавательная деятельность; во-вторых, результат этого процесса, т.е. органическая система знаний; в-третьих – социальный институт со своей инфраструктурой организации науки; в-четвертых – это особая сфера культуры, взаимодействующая с другими формами общественного сознания. Другими словами, наука – это специфическая форма деятельности, это совокупность дисциплинарных знаний и социальный институт. Понятие научности предполагает открытие объективных законов действительности (природных, общественных, законов мышления). Системность является существенным признаком научного познания, т.е. упорядочения наличного, вновь открытого знания и включение их в систему понятий, в состав теории. Характерная черта научного познания - объективность, постигаемая рациональными методами с ориентацией на истину. Доказательность - т.е. знание должно быть подтверждено аргументами и фактами. В литературе выделяются и другие критерии научности, относя к ним такие, как непротиворечивость знания, проверяемость опытом, воспроизводимость, строгость и т.д. Основными концепциями философии науки выделяют: - позитивизм, - неопозитивизм, - постпозитивизм. Позитивизм как философия науки. Основоположником позитивизма является Огюст Конт, который считал, что источником подлинного (позитивного) знания является совокупный результат специальных наук, которые связаны с опытом и с экспериментом. Только опытное, экспериментальное знание способно дать новое приращение в науке. Отсюда для Конта философия наукой не является, поскольку основными критериями по Конту должны быть: наука связана с практикой, научное знание имеет свой понятийный аппарат, наука должна отвечать на вопрос «как», а не «почему». Философия, по неопозитивизму, есть не теория, а деятельность. Содержание этой деятельности нашло отражение в том, как стал называться неопозитивизм с 40-х годов 20 века – философия анализа. Предметом этой философии является деятельность по анализу понятий и положений конкретных наук с целью прояснения их смысла. Задача философа – с помощью определенной логической техники совершить переход от высказываний конкретных наук к предложениям, которые могут быть сопоставлены с чувственными данными. Итак, философия по неопозитивизму – только аналитическая деятельность по отысканию смысла понятий и предложений конкретных наук. В постпозитивизме можно выделить две линии, одна из которых возводится к Попперу, другая – к Куну. Для линии Поппера характерно внимание к эпистемологическим вопросам, отсутствие крайнего скепсиса, в целом позитивное отношение к такому предприятию человеческого разума, как научное знание; анализ разных типов рациональности именно как рациональности. Поэтому всю линию в целом можно условно назвать рационалистической. Та линия, которую начал Кун, в конце концов пришла к полному скепсису в отношении научного знания. Она занимается изучением науки как социального или политического предприятия, оставляя почти без внимания рационально реконструируемое познавательное движение. Из нее вышла современная социология науки. Для некоторых ее представителей характерен антисциентизм. Очень грубо ее можно назвать иррационалистической, хотя нужно иметь в виду при этом, что по своим методам эта философия сама никоим образом иррационалистической не является, это слово означает здесь только то, что она занимает более или менее скептическую позицию в отношении научной рациональности.
Науки о природе – это вся совокупность наук о природе, рассматриваемых в их в взаимосвязи, единстве и целостности. Науки о духе – это комплекс дисциплин, изучавших универсальные ценности, их природу, функции и проявления в человеческой жизни в коллективном и инд. поведении людей. К абсолютным универсальным ценностям относят: бога, благо, добро, истина, красота, любовь, справедливость и т.д. Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия. Исторически идеалом для сциентизма выступают прежде всего наиболее развитые естественные и математические науки. В их лоно, как в прокрустово ложе, укладываются не только иные способы и методы получения знания, характерные, например, для гуманитарных наук, но и вообще любые достижения человеческого духа, претендующие на постижение истины. Этой позиции противостоит антисциентизм – социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки и как социального института, и как формы постижения мира, рассматривающая её как “демона, выпущенного из бутылки”, угрожающего теперь существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтернативы науке, научному познанию, в некоторых случаях даже вообще рациональному взгляду на мир выдвигаются различного рода вненаучные и внерациональные (иррациональные) способы постижения бытия. |