Главная страница

Философия контрольная.. Философия, мифология, религия и наука понимание и соотношение в культуре


Скачать 77.26 Kb.
НазваниеФилософия, мифология, религия и наука понимание и соотношение в культуре
Дата05.05.2022
Размер77.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия контрольная..docx
ТипДокументы
#513820
страница3 из 4
1   2   3   4

Содержание мифов образуют стихийные древние представления о сверхъестественном, возникновении мира и человека, борьбе сил добра и зла, об устройстве мира и причинах природных стихий, о смерти и бессмертии, возможностях и перспективах человека…

К важнейшим функциям мифов относятся:

1) формирование коллективных представлений о природных и социальных явлениях и условиях жизни;

2) обеспечение духовной связи поколений;

3) аккумуляция, хранение и передача знаний;

4) регуляция взаимоотношений человека с природой и между людьми;

5) социализация человека, формирование и предопределение его поведения и ролей в первобытном обществе.

Мифами наполнены мировые религии: христианство, ислам, буддизм. От мифов они унаследовали вопросы происхождения мира и человека, смерти и бессмертия, добра и зла и т.д.

В настоящее время мифы не являются доминирующей формой мировоззрения в обществе, однако процесс мифотворчества продолжается в отношении непонятых явлений природы, в сфере духовной жизни, политике, системе общественных отношений и т.д.

Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения. Коренные вопросы мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения.

Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - форма мировоззрения, по которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный.

Главным признаком религии является вера в существование сверхъестественных, надчеловеческих сил, их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Человек подчиняется Божественной Воле в опыте религиозного общения. Эта Воля непознаваема, она не поддается причинному объяснению. В религии разум человека играет подчиненную роль. В христианстве выше разума ставятся любовь и вера. Главной функцией религии является не познавательная, а нормативная, состоящая в духовно-практическом отношении к миру, Богу, человеку на основе заданных образцов. Эти образцы проявляются в культе как системе утвердившихся догматов, ритуалов поклонения высшему сверхчеловеческому существу.

Религия - это социально организованная вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам».

Функциями религии являются:

1) формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей; 2) этическая регламентация и сохранение традиций, обычаев, нравов; 3) отражение реального жизненного опыта человечества и накопление представлений, необходимых для гармонизации отношений в обществе; 4) придание особой спасительной значимости духовно-ценностной стороне жизни человека и содействие развитию духовности.

Религия делает объектом своего внимания и труднообъяснимые человеческие качества - тревогу, надежду, поиск устойчивой веры.

Вместе с историческим развитием человеческого общества, его внутренних отношений, расширением и углублением взаимодействия человека и природы, усложнением духовного и материального производства, ростом роли научных знаний, возникновением государства появляется и иная - философско-теоретическая форма мировоззрения. Философское мировоззрение представляет собой систему наиболее общих, рационально обоснованных теоретических представлений о мире, человеке, принципах его деятельности и отношении к миру. Как мифологическое и религиозное, философское мировоззрение рассматривает вопросы происхождения, устройства, будущего мира и человека, их взаимоотношений, добра и зла, смерти и бессмертия.

Однако, в отличие от мифологии и религии, философское мировоззрение строится на основе активности человеческого разума, его познавательной деятельности, производства знаний о всеобщем, предполагает развитие науки и представляет собой теоретическое отношение к миру. Религиозное же мировоззрение основывается на традициях, внутреннем опыте верующих, авторитете священных книг. Разум человека играет в религии подчиненную роль.

Обыденное мировоззрение-это совокупность знаний, формирующихся в различных сферах жизни человека посредством повседневного опыта взаимодействия с природной и социальной реальностью, а также в ходе самопознания.

Научное мировоззрение складывается вместе с возникновением и развитием науки. Оно включает в себя сведения, полученные различными научными дисциплинами. Научное мировоззрение содержит в себе философские идеи и принципы, которые выполняют интегрирующую функцию по отношению к разнообразным научным знаниям. Главную часть содержания научного мировоззрения образуют открытые наукой законы, на основе которых формируются системы научных знаний - теории. Научное мировоззрение включает в свое содержание теоретическое и опытное (эмпирическое) знание и представляет собой совокупность научных представлений о мире и человеке в нем.

Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.

Компоненты мировоззрения человека

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни -- общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями, связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения -- познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, а поступки воплощают ценности человека. В реальности мировоззрение -- всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

Мировоззрение личности

Мировоззрение личности - комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе.

Основные признаки мировоззрения личности

В основе мировоззрения лежит миропонимание - совокупность определенных знаний о мире, которые представляют собой по преимуществу содержательные компоненты системы мировоззрения. Знания относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности.

В мировоззрение входит мировосприятие, которое выражено в определённых идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Понимание того, что хорошо или плохо в обществе и как оно должно быть устроено, нередко задаётся примерами из реальной жизни или из мира, создаваемого искусством и литературой.

Мировоззрение всегда насыщено чувственными отношениями. Это может быть ощущение гармонии с миром или разлада с ним, удовлетворённость или неудовлетворённость реальностью. Мировоззренчески важные аспекты действительности могут рассматриваться личностью с чувством радости, стыда, тревоги. Восприятие ожидаемого будущего может быть оптимистичным, пессимистичным или даже трагичным, тогда употребляется термин - мироощущение (об эмоциональной стороне: оптимистическое, трагическое...).

В мировоззрении могут проявляться как догматизм, так и скептицизм. Догматик абсолютно уверен в правильности всех положений, лежащих в основе его мировоззрения, и не способен учесть какую-либо критику извне. Скептик, в отличие от догматика, напротив, во всём сомневается, и эти сомнения блокируют возможности реально опереться на какие-либо прочные мировоззренческие установки.

Мировоззрение всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его «Я», определяют жизненные позиции, его совесть.

Мировоззрение отдельного индивида формируется под воздействием: спонтанным либо целенаправленным. У каждого индивида свой специфический жизненный опыт.

На разных этапах развития культуры возможности получения информации, различны, и всё же существуют некоторая обыденная жизнь и обыденное сознание, в рамках которых может формироваться мировоззрение. Такое мировоззрение узко. У человека, мировоззрение которого сформировалось на базе обыденной жизни, возникает много трудностей с объяснением окружающего его мира. Неадекватные ответы на возникающие перед ним вопросы мировоззренческого характера или несостоятельность ответить на них вообще.

Каждый человек свободен в выборе своего мировоззрения, однако он не может быть свободным от общественных отношений.

В мировоззрении человека всегда проявляются черты соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представления о реальности.

Образование и воспитание как факторы формирования мировоззрения

Мировоззренческие задачи обучения естественнонаучным предметам закладываются в начальной школе. Сообщаются знания о живой и неживой природе, месте человека в природе, его возможностях, в ее преобразовании (освоение целинных земель, выведение новых пород животных, селекция растений, охрана и восстановление природы…). Этот первый обобщающий материал дает представление о роли и месте человека в мире, его возможностях. А практические работы убеждают в возможности предсказания результатов изменений в природе. Наблюдение за агрегатным состоянием веществ, за развитием растений пришкольного участка помогают увидеть зависимость их роста от природных условий (почва, климат).

Средние классы систематически изучают основы естествоведческих наук. Физика, химия органическая и неорганическая, биология (ботаника, зоология, анатомия, физиология человека) общая биология, астрономия. Эти предметы изучаются по следующим методологическим принципам: направление обучения явление-сущность, обобщение материала - от фактов к законам и научным теориям, от них к азам практического использования знаний в дальнейшем к практике, каждый курс завершается обобщением конкретного научного материала, завершением является определение вклада данной науки в общую картину мира.

Содержание естественнонаучных предметов направлено на формирование представлений о единстве мира, его многообразии. Это объективная научная основа для формирования научного мировоззрения учащихся, осознания ими естественной научной картины мира, которая представляет собой совокупность знаний об общих закономерностях объективного мира является наглядный характер ее образов. Научная картина мира является средством объяснения мира с точки зрения ее фундаментальных закономерностей и свойств. Эта картина объективной реальности есть движущаяся и изменяющаяся материя, высшим порождением которой является познающий ее человек. Она реализует связь между наукой и мировоззрением. Целостный взгляд на мир и способы его познания складываются из обобщения научных знаний по конкретным предметам на основе философских представлений о научной картине мира. Обеспечивается принципом систематичности. Вместе со знаниями учащийся усваивает и способы деятельности, формы отношений и общения. Знания, общественно-исторический опыт, накопленный человечеством усваиваются только в деятельности и общении.

Рассмотрим направления, по которым формируется научная картина мира:

1. Систематизация научных знаний, их обобщение на основе понятий «материя» и «движение». Сюда входят представления о структурной организации материи, различные уровни которой связаны с определенным видом закономерностей и причинно-следственных связей.

Структурная организация (по Б.М. Кедрову) имеет вид:

Субатомарный уровень организации материи составляют элементарные частицы (квант, электрон, нейтрон, протон…), ядро, атомарный уровень организации, молекулярный уровень организации (живая и неживая природа).

Все изменения внутри каждого уровня подчиняются различным по характеру закономерностям - динамическим и статистическим. Они являются конкретным проявлением связи необходимости и случайности в природе и обществе, характеризуют то общее, что связывает в единое целое окружающий человека мир.

2. Обязательным элементом научной картины мира является представление о человеке как части природы, мира и в то же время на основе познанных закономерностей.

3. Научная картина мира складывается из обобщения следующих понятий: практика, материальное производство как способ преобразования природы и основа познания. Результаты познания мира выражаются в научных теориях, имеющих описательную, объяснительную и прогнозирующую функцию. Служит теоретическим методом освоения мира.

Фактическая работа по формированию научной картины мира не только является «преддверием» формирования мировоззрения, но и составляет один из основных аспектов этого процесса, так как здесь происходит обобщение научных знаний на основе философских представлений. Складывается целостный взгляд на мир и способы его познания.

Воспитание как целенаправленный процесс формирование личности

Сущность процесса воспитания. Воспитательный процесс в средней школе является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет обучение и воспитание в школе, воспитание в семье, воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.

С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация... Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Например, ТВ и кино - сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль.

Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

Принципы воспитания

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. Следует помнить, что в современной России целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении.

Кроме того, принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями: разработкой содержания, подбором методов, форм и средств воспитания.

2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.
1   2   3   4


написать администратору сайта