Философия контрольная.. Философия, мифология, религия и наука понимание и соотношение в культуре
Скачать 77.26 Kb.
|
Миф - повествование о незапамятных и героических временах, объект мифологии. Размышление о мифах и мифологии используется ради обнаружения истоков религий, поскольку миф образует первичную форму объяснения вещей и универсума, объяснения, руководствующегося не разумом, а чувством. Синкретизм - (греч. - соединение) - общекультурное явление, аналогичное эклектике в философии: это внешнее, неорганическое, искусственное соединение фрагментов или элементов разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера. Духовные основы подобного соединения либо не определяются ясно, либо не увязываются с содержанием привлекаемых фрагментов. Религия - это мировоззрение человека (либо определенной группы людей), в основе которого лежит вера во что-то сверхъестественное, необъяснимое, желанное. В каждой религии существуют определенные правила поведения, которым должны следовать ее приверженцы, а также цель, ради которой люди и следуют постулатам данной религии. Религия - это осознанная вера человека во что-то сверхъестественное, которое выше человека. Это особое восприятие мира, которое обусловливает поведение человека, в той или иной ситуации. Монотеизм и Политеизм - 1. Монотеизм (от греч. "один" и "бог") букв. "единобожие" - религия, основанная на вере в единого Бога, обладающего абсолютной неразделимой властью и силой, а также являющегося Создателем всего сущего. 2. Политеизм (от греч. "многочисленный, много" и "бог, божество") букв. "многобожие" - религия, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов. Боги имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния. Политеизм противостоит монотеизму - вере в единого Бога и атеизму, отрицающему существование Бога или богов. Наука - это система постоянно развивающихся знаний о природе, обществе и мышлении. Результат специфической деятельности людей по производству знаний, то есть результат научного творчества. Наука - система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и систематизации доступной человеку и обществу информации. В целом наука - сложное общественное явление, имеющее многообразные связи с миром. Факт - (от лат. - сделанное, совершившееся) 1) синоним понятий: истина, событие, результат. Нечто реальное, противоположность вымышленному. Конкретное и единичное в противоположность абстрактному и общему; 2) в философии науки - особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факт, как форма эмпирического знания, противопоставляется теории или гипотезе. Парадигма - это система идей, взглядов и понятий, различных моделей решения множества проблем, а также методов исследования, принятых, как привило, в научном сообществе в определенный исторический период и являющихся в этот период основной методологической базой для всего мирового научного сообщества. Религиозная парадигма предполагает наличие всемогущего и всевидящего бога, а также загробную жизнь и иногда переселение душ. Сциентизм и Антисциентизм - (от лат. - наука) - противоположные ориентации, характерные для философии и самосознания культуры в XX в. Для сциентизма характерно убеждение в том, что наука является единственным видом достоверного и объективного знания, что только на ее основе можно решить социальные проблемы. В качестве идеала сциентизм ориентируется, прежде всего, на достижения и методы естественных и технических наук. Наиболее яркими его проявлениями являются культ точных наук в неопозитивизме и современные технократические концепции. Антисциентизм как альтернатива сциентизму подвергает науку и технику критике и скептически оценивает их возможности решить фундаментальные проблемы человека и социума. В науке и технике антисциентисты усматривают деструктивные начала, которые разрушают духовные ценности и порождают перманентный кризис культуры. Список использованной литературы 1. Барт Р. Мифология. / Р. Барт. - М.: Академический проект, 2010. - 351 с. 2. Поппер Р. Карл. Объективное знание. Эволюционный подход. / Карл Р. Поппер, пер. с англ.Д.Г. Лахути. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 384 с. 3. Кун Т. Структура научных революций. / Т. Кун. - М.: Прогресс, 2009. - 310 с. 4. Лосев А.Ф. Философия, Мифология, Культура. / А.Ф. Лосев. - М.: Политиздат, 1991. - 525с. 5. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии. / Ф.Х. Кессиди. - СПб.: Алетейя, (2-е изд., испр., доп.), 2003. - 360 с. 6. Лосев А.Ф. Диалектика мифа/ А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 2001. - 558 с. 7. Фрезер Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. / Д. Фрезер. - М.: Эксмо, 2006. - 960 с. 8. Элиаде М. Священное и мирское / М. Элиаде, Избранные сочинения. - М.: Ладомир, 2000. - 256 с. Структура мировоззрения личности. Вступление Зачем нужно мировоззрение Понятие мировоззрения Структура мировоззрения Компоненты мировоззрения человека Мировоззрение личности Образование и воспитание как факторы формирования мировоззрения Воспитание как целенаправленный процесс Воспитание как целенаправленный процесс формирование личности Заключение Список использованных интернет-источников и литературы Вступление Когда человек оканчивает школу и продолжает учиться дальше, он сталкивается со множеством проблем. Одна из них встает особенно остро, ибо связана с тем, что мир взрослой независимой жизни, в который он вступает, очень сложен. С одной стороны, этот мир полон увлекательных вещей. А с другой стороны, он не может не пугать, так как бремя независимости оказывается не таким уж легким: нужно встать на собственные ноги, выбрать профессию, определить свои жизненные цели, ценности и принципы. Каждому ясно, что на это нужны длительные и серьезные размышления, приобретение знаний и опыта. Однако, если откладывать принятие столь важных решений в долгий ящик, то можно поддаться течению жизни и превратиться в слабовольное существо, лишенное мировоззрения. Всякому человеку нужна ясная система взглядов, которая придает жизни осмысленность, понимание цели, осмысленные ценности, способные принести удовлетворение. Выработка в себе такого мировоззрения во времена, когда рушатся традиционные идеологические системы, может потребовать от молодого человека незаурядной смелости и упорства. Ведь мировоззрение обычно складывается из множества элементов, которые восходят к целому ряду источников, таких как наука, философия, литература, история и религия. В то же время нельзя ожидать, чтобы человек, только вступающий в жизнь, был специалистом хотя бы в одной из этих областей -- не говоря уже о том, чтобы он знал и умел все. Вряд ли вообще найдется такой универсально образованный человек. Тем более, что наблюдается все большая специализация образования. Колоссальный прирост знания, который произошел за последние сто лет, привел к тому, что если человек не сосредоточивается на той или иной области науки, то ему становится трудно следить за последними научными достижениями и осознавать смысл постоянно растущего потока новых научных открытий. С одной стороны, эта ситуация не может не радовать, поскольку она представляет собой результат одного из поразительнейших явлений современности -- фантастического прогресса науки и техники. Причем не стоит забывать о том, что древние философы задолго до нас задавались вопросами о фундаментальных философских принципах, лежащих в основании науки, и приходили к ответам, которые не утратили своей ценности и сегодня. Не помня об этом, можно потратить огромное количество времени и сил на обдумывание тех же самых вопросов. И не обязательно приведут эти размышления к результатам, соизмеримым по своей ценности с результатами наших предшественников. Зачем нужно мировоззрение Современному человеку необходимо достичь понимания связей и согласованности между разнообразными областями знания и опыта. Например, чтобы понять великое произведение искусства, следует смотреть на всю картину в целом и пытаться понять взаимоотношения между всеми ее деталями, а не сосредоточиваться на каком-то одном ее фрагменте. Или другой пример: рассмотрим, что значит знать, что такое роза. Какова истинная природа розы? Чтобы ответить на этот вопрос, имеет смысл обратиться к разным людям, прежде всего -- к ученым. Ботаники собирают и пересматривают данные о растениях, затем классифицируют их по семействам и родам. Они помогут нам определить сущность розы, указав, к какому семейству она принадлежит и каковы ее отличительные черты как представителя данного семейства. Селекционеры и садоводы ознакомят нас с историей выведения данного конкретного растения и покажут, как оно было получено из других родов растений. Они также объяснят нам, как за ним ухаживать. Химики, биохимики, биологи и генетики расскажут о химическом и биохимическом составе растения о сложности составляющих его клеток. Одни ученые расскажут нам о сложнейшем генетическом коде. Другие опишут жизненные процессы, протекающие в розе: фотосинтез, при котором солнечный свет превращает углекислый газ и воду в органические соединения; способы опыления иразмножения растения. Физики и космологи расскажут нам, что химические вещества, из которых образована роза, состоят, в свою очередь, из разных частиц типа электронов, протонов и нейтронов. Объяснят происхождение исходного материала, составляющего Вселенную, и то, каким образом оно сформировалось. Как это знание поможет нам понять природу розы, они, наверное, ответят, что Земля -- единственная планета в солнечной системе, где розы могут расти! С этой точки зрения наша планета представляет собой нечто уникальное и заслуживающее восхищения. Но ученые не коснулись интересующей нас темы. Ведь они не объясняют то, что большинство из нас сочтет самым важным в сущности розы -- красоту ее формы, прелесть цвета и аромата. Итак, мы дошли до самого существенного момента: ученые могут объяснить поразительную сложность механизмов, лежащих в основании способности человека видеть и ощущать запахи, которые позволяют созерцать розу и воспринимать ее аромат. Однако ни к чему обращаться к ученым, если мы хотим определить, красива роза или нет: мы можем видеть и чувствовать это сами! Для этого у нас есть интуиция. Нам достаточно взглянуть на розу, и мы сразу можем увидеть, что она прекрасна. Нам не нужно, чтобы кто-то сказал нам об этом. Но восприятие красоты основывается не только на интуиции. Чтобы понять ее, мы идем к художнику. Обладая высоко развитым чувством цвета, света и формы, он может помочь нам понять глубину и силу прекрасного, воплощенного в розе, которое без его помощи осталось бы для нас недоступным. Таким образом, художник учит нас видеть. Затем мы можем обратиться к поэту. Обладая отточенным пером мастера слова, поэт прибегнет к метафорам, аллюзиям, особому ритму и образам, чтобы помочь нам выразить, какие чувства мы испытываем, глядя на розу. Если же мы попробуем еще глубже понять природу красоты, мы затеем беседу с философом. Среди философов есть специалисты по эстетике. Для каждого человека восприятие красоты розы является опытом в высшей степени субъективным, переживаемым глубоко в душе. Тем не менее, когда мы показываем розу другому человеку, мы ожидаем, что он тоже скажет, что она прекрасна. Обычно это так и бывает. Роза. Мы перечислили способы научного объяснения, затем способы эстетического восприятия. Но именно потому, что розы обладают определенной ценностью в наших глазах, встает ряд других вопросов, связанных с морально-этической и в конечном итоге духовной значимостью того, что мы с ними делаем. Рассмотрим три ситуации. 1. Женщина наскребла немного денег, чтобы порадовать себя букетом роз. Она очень любит эти цветы и хочет, чтобы они простояли у нее как можно дольше. Но у нее есть бедная и тяжело больная соседка, и у женщины возникает мысль, что нужно отдать больной хотя бы часть цветов. В душе женщины борются два противоположных чувства: а) чувство эгоизма, которое диктует ей оставить цветы себе; б) чувство долга, которое диктует ей "возлюбить ближнего как самого себя" и потому отдать цветы больной соседке. Встает вопрос: откуда проистекают эти чувства и какому из них подчиниться? Можно было бы отнести эгоистичное желание оставить розы себе на счет слепого, но очень сильного движущего мотива, связанного в конечном итоге с эволюцией. Но откуда тогда берется альтруистическое чувство долга, которое заставляет человека помогать ближнему в ущерб самому себе? Откуда оно? Почему женщина должна ему подчиниться? Далее перед женщиной встает еще одна проблема: ей нужно сделать выбор в пользу какого-то решения. Она не может ждать, пока ученые или философы или кто-то еще поможет ей в этой ситуации. Ей нужно решить, как действовать. Как и на каком основании ей следует выбирать между двумя несовместимыми желаниями? Рассмотрим еще одну ситуацию. Один человек любит розы, но у него нет денег купить себе букет. Он знает, что может украсть розы из чужого сада и что никто об этом не узнает. Правильно ли он поступит, если залезет в чужой сад и украдет цветы? Если ни хозяин, ни полиция, ни органы правосудия не узнают о его поступке, почему ему все-таки не следует воровать? Кто имеет право утверждать, что воровать нельзя? Другой человек постоянно преподносит целые охапки роз женщине, муж которой уехал в заграничную командировку. Не исключено, что этот человек пытается соблазнить женщину, толкнуть ее на супружескую неверность. Как расценивать супружескую неверность? Всегда ли она заслуживает осуждения? Кто имеет право судить неверных супругов? Итак, мы задались простым вопросом: "Какова истинная природа розы?" и выяснили, что для того чтобы правильно ответить на него, следует обратиться к многочисленным источникам знаний, таким как наука, литература, философия. И мы убедились в том, что интерес даже к такой простой и знакомой вещи, как роза, выводит нас на глубокие фундаментальные вопросы об устройстве мира, частью которого являются розы. Именно ответы на эти вопросы в своей совокупности формируют систему представлений, в которую мы затем встраиваем знание обо всех остальных вещах в этом мире. Эта система представлений о мире, нас самих и обществе -- как осознанных, так и неосознанных -- называется мировоззрением. Оно необходимо для адекватного взгляда на современный мир. В нее входят хорошо продуманные и интуитивные, правильные и неправильные взгляды на трудные, но в то же время увлекательные вопросы бытия: Каково происхождение Вселенной? Как я могу влиять на ход событий в мире? Кто я? Как я познаю мир? Представляю ли я собой какую-то ценность? Есть ли у меня какие-то обязанности? Мировоззрение представляет собой большое полотно, куда мы вписываем самые разнообразные события и факты. Его также можно уподобить объективу, через который мы пытаемся смотреть на мир, чтобы понять его. Понятие мировоззрения Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, место в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Это необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих особенностей человеческого мышления - это есть сложное взаимодействие компонентов: знания, убеждения, мысли, чувства, настрой (позитив или пессимизм), цели, надежды. Это понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы во взаимосвязи между собой. Познавательную сферу образует совокупность мировоззренческих знаний, которые «конденсируются» на трех основных уровнях - мироощущения (чувственная сфера), мировосприятия (на уровне продуктивной и репродуктивной воображения) и миропонимания (интеллектуальная сфера). Ценностная подсистема мировоззрения характеризуется множественностью мировоззренческих оценок, сформированных в процессе интериоризации Интериоризамция (от фр. intйriorisation -- переход извне внутрь и лат. interior -- внутренний) -- формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности[1], присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать, не мешая окружающим. человеком имеющихся в обществе ценностей и норм, а поведенческая - совокупностью мировоззренческих убеждений, идеалов, веры и сомнения, опыта и мудрости, правил, стереотипов и установок жизнедеятельности. мировоззрение взгляд воспитание личность Структура мировоззрения В современной учебной литературе по философии пять основных типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, повседневно-обыденное и научное. Исторически первым типом мировоззрения является мифологическое. Мифология Мифология - (от греч. mifos- предание, logоs- учение) - это совокупность преданий, сказаний, формирующихся стихийно в процессе (опыте) повседневной жизни людей, в представлении которых мир и земная природа контролируется сверхъестественными силами, с которыми необходимо сообразовывать свое поведение. Характерными чертами мифологического мировоззрения выступают: представления об органическом единстве и взаимопревращаемости человека и явлений природы; наделение предметов природы человеческими качествами (антропоморфизм); взгляды о подобии, отсутствии границ между живым и неживым (гилозоизм); нерасторжимость чувственно-образного и рационального отражения реальности, веры и знания (синкретичность мифа). |