Главная страница
Навигация по странице:

  • Антиклерикали́зм

  • Географический детерминизм

  • Обще́ственный догово́р (социа́льный контра́кт

  • Эмперизм

  • 1. Как данные подходы соотносятся с пониманием философии в античности и Средневековье

  • 2. Каковы отличительные особенности декартовской трактовки философии

  • 3. Как связаны философия и наука

  • 4.Каковым видит Декарт предназначение философии

  • Философия нового времени ответы на задания вар 1 Шиверский М.С.. Философия нового времени (


    Скачать 31.91 Kb.
    НазваниеФилософия нового времени (
    Дата09.01.2023
    Размер31.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия нового времени ответы на задания вар 1 Шиверский М.С..docx
    ТипДокументы
    #877485


    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего образования
    Иркутский национальный исследовательский
    технический университет



    Институт заочно-вечернего обучения

    наименование института


    Ответы на задание

    по дисциплине


    Философия

    На тему:
    Философия нового времени (вариант 1)



    Выполнил студент




    ЛИМбз-21-1










    М.С. Шиверский







    шифр




    подпись




    И.О. Фамилия

    Проверил































    подпись




    И.О. Фамилия

    Контрольная работа защищена с оценкой





    Иркутск 2022 г.

    Задание первое. Выписать из словаря (энциклопедии) и уяснить следующие понятия темы: Антиклерикализм, атеизм, географический детерминизм, дедукция, деизм, дуализм, индукция, идеализм субъективный, интуиция, материализм, рационализм, сенсуализм, солипсизм, субстанция, теория "общественного договора", фатализм, эмпиризм.

    Антиклерикали́зм (от греч. άντι — против и κληρικός — клирик) — движение, направленное против притязаний религиозных организаций и духовенства на господство или влияние в политической, экономической и культурной областях, а также в сфере науки и образования.

    Атеизм (от греч. ἄθεος - отвергающий богов, лишенный Божества, безбожник],отрицание Бога, безбожие; с православно-богословской т. зр.- неверие в Бога Иисуса Христа и отрицание Его существования; связанная с этим отрицанием абсолютизация тварных сил мира (стихий, природы, человека) и присвоение им божественных свойств; отрицание Божественного Промысла и жизни вечной в Царстве Божием.

    Географический детерминизм – это географическая, социологическая, политическая, философская и историческая концепция, согласно которой все социальные аспекты жизни человеческого общества, а также его развитие, объясняются совокупностью географического положения и природных условий (климат, рельеф и ландшафт, наличие природных ископаемых, плодородность почв и т.д.).

    Дедукция (от лат. deductio – выведение) – переход от общего к частному; в более специальном смысле термин «дедукция» обозначает процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям). Термин «дедукция» употребляется и для обозначения конкретных выводов следствий из посылок (т.е. как синоним термина «вывод» в одном из его значений), и как родовое наименование общей теории построений правильных выводов. Науки, предложения которых преимущественно получаются как следствия некоторых общих принципов, постулатов, аксиом, принято называть дедуктивными (математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.), а аксиоматический метод, посредством которого производятся выводы этих частных предложений, – аксиоматико-дедуктивным.

    Деизм (от лат. deus – бог) – философско-религиозное течение в Европе и Северной Америке 16–18 вв., рассматривавшее Бога в качестве отдаленной первопричины природы и человека и с различной степенью последовательности отождествлявшее религию с моралью. Широко распространенное в 16–17 вв. религиозно-сектантское движение антитринитариев-социниан признавало Бога в качестве творца неба и земли, но отказалось от ряда важнейших догматов христианского вероучения, применяя ко многим из них критерии человеческого разума. Именно по отношению к социнианам в кальвинистских кругах был выдвинут термин «деизм» (возможно, употреблявшийся до того самими социнианами для подчеркивания их отличия от атеистов), впервые зафиксированный в сочинении последователя Кальвина П.Вире «Наставление христианам» (ViretP. Instruction chretiene. Gen., 1564).

    Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума – материального и духовного, физического и психического, тела и души. Можно выделить дуализм 1) гносеологический, подчеркивающий противоположность двух способов рассмотрения бытия; 2) онтологический, настаивающий на гетерогенности и принципиальной несводимости двух субстанций; 3) антропологический, подчеркивающий противоположность души и тела.

    Индукция (от лат. inductio — наведение) — умозаключение, в котором связь посылок и заключения не опирается на логический закон, в силу чего заключение вытекает из принятых посылок не с логической необходимостью, а только с некоторой вероятностью. И. может давать из истинных посылок ложное заключение; ее заключение может содержать информацию, отсутствующую в посылках. И. противопоставляется дедукция — умозаключение, в котором связь посылок и заключения опирается на закон логики и в котором заключение с логической необходимостью следует из посылок.

    Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, — это совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только субъект восприятия, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

    Интуи́ция (позднелат. intuitio «созерцание» от гл. intueor «пристально смотрю»)  — способность человека понимать и проникать в смысл событий и ситуаций посредством единомоментного бессознательного вывода: инсайта и озарения. Интуиция основана на человеческом воображенииэмпатии и предшествующем опыте. Иногда интуицию называют: «чутьём» и проницательностью.

    Материали́зм (от лат. materialis вещественный) — философское миро- воззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм утверждает существование в сфере бытия единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе на общество и человека.

    Рационали́зм (от лат. rationalis — разумный)[1] — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием.

    Сенсуализм (от фр. sensualismeлат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую, кроме ощущения и восприятия, входит представление.

    Солипси́зм (от лат. solus — один, единственный и ipse — сам)— разновидность идеализма, утверждающая, что несомненной реальностью является только мыслящий субъект, а все др. индивиды и предметы существуют лишь в его сознании. А. Шопенгауэр заметил, что крайним солипсистом, признающим реальность только своего Я, может быть лишь умалишенный. Более реалистичен умеренный С. признающий в какой-то форме сверхиндивидуальное Я, являющееся носителем сознания. Так, Дж. Беркли утверждал, что все вещи существуют как «идеи» в божественном уме, который привносит ощущения в сознание человека. И.Г. Фихте отождествлял в конечном счете абсолютное Я не с индивидуальным сознанием, а с самосознанием всего человечества.

    Субстанция — это понятие традиционной философской мысли для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её саморазвития. Субстанция неизменна и устойчива, в отличие от перманентно меняющихся свойств и неустойчивых состояний, — она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.

    Обще́ственный догово́р (социа́льный контра́кт) — понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от своих суверенных прав в пользу государства, чтобы обеспечивать свои интересы через его посредство. Общественный договор и означает тем самым соглашение, достигаемое гражданами по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением.

    В соответствии с главным принципом теорий общественного договора, легитимный государственный орган формируется на основе принудительного согласия управляемых. Исходное положение для большинства этих теорий — исследование условий человеческого существования, отсутствующих в так называемом «естественном состоянии», когда люди самостоятельно следуют личной выгоде. Исходя из этого исходного положения, сторонники теории общественного договора по-разному объясняют, почему разумный человек, следуя своему личному интересу, должен добровольно отказаться от свободы, которой каждый обладает в «естественном» состоянии.

    Фатализм (от лат. fatalis – роковой, предопределенный) – представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу. Фатализм берет начало в мифологическом мировоззрении, интуитивном убеждении людей в собственном бессилии перед лицом сил природы и получает широкое распространение в ранних культурах.

    Эмперизм (от греч. ἐμπειρια – опыт) – теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. Первая и исторически наиболее распространенная форма эмпиризма – сенсуализм. Когда в нач. 20 в. выявилась невозможность осуществления сенсуалистской программы, на смену ему пришли другие формы эмпиризма. Сначала это была попытка интерпретировать восприятие (а вслед за ним – знание вообще) в понятиях «чувственных данных» (см. Восприятие). Когда и эта программа оказалась неосуществимой, логический эмпиризм выдвинул трактовку опыта как совокупности протокольных предложений, использующих «вечный язык», с помощью которого в пространстве и времени описываются непосредственно данные события, относящиеся к физическим вещам (причем к этому опыту логический эмпиризм пытался сложным путем свести все знание).
    Задание второе. В философии Нового времени сформировались два типа философствования: эмпиризм и рационализм. Заполните следующую таблицу их сравнительного анализа. Тип философствования Родоначальники и последователи Основные характеристики Ограниченности Роль в философии и науке Эмпиризм Рационализм.

    Тип философствования

    Родоначальники и последователи

    Основные характеристики

    Ограниченности

    Роль в философии и науке

    Эмпиризм

    Ф. Бэкон

    Дж. Локк

    Д. Юм

    Внешний мир первичен по отношению к сознанию

    Познание есть отражение внешнего мира в сознании человека

    Основа познания -  чувственный (эмпирический) опыт, важен и теоретический опыт

    Возможности познания ограничены

    Недооценивает значение абстрактных, чувственно непостигаемых  понятий, идей и ценностей

    Разработка индуктивного метода познания

    Утверждение важности практического исследования для установления истины в научной деятельности

    Рационализм

    Р. Декарт

    Б. Спиноза

    Г. Лейбниц


    Сознание первично по отношению материальному миру

    Мир и Бог познаваемы с помощью разума

    В основе познания лежит интеллектуальная интуиция и врожденные идеи

    Возможности разума безграничны

    Недооценивает этику, мир чувств, сводит духовную жизнь человека к работе ума,

    игнорирует проблемы смысла жизни и т.п.

    Разработка дедуктивного метода познания

    Концепция механистичности человеческой природы и мироздания

    Задание третье. Логические задачи, упражнения, комментарии. У Р. Декарта мы обнаруживаем два подхода к пониманию философии и ее основных задач. В одном он срав­нивает ее с деревом, «… корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике". "Подобно тому, пишет мыслитель, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только по конец". Второй подход, при котором мы отвечаем на вопрос: не как существует философия, а то, что она есть: философия есть не что иное, как познание истины по первопричинам. 1.Как данные подходы соотносятся с пониманием философии в античности и средневековье? 2. Каковы отличительные особенности декартовской трактовки фило­софии? 3. Как связаны философия и науки?

    1. Как данные подходы соотносятся с пониманием философии в античности и Средневековье?

    Декарт считал философию основой и источником всех наук, всего человеческого знания, главным образом потому, что философия предлагала единый, как он думал, универсальный метод познания, построенный по математическому принципу, и определяла общие основные бытия и познания бытия. Похожие воззрения существовали в античности: Аристотель называл философию «царицей наук», т.к. предметом философии были  наиболее общие закономерности и свойства мира. Аристотель также рассматривал философию как основу остальных наук, но не предлагал определять ценность философии по результатам научных исследований.

    Что касается средневековых воззрений, то там философия соотносилась не с наукой, а с богословием, а сами научные занятия, мягко говоря, не поощрялись, т.к. приоритет веры над разумом считался безусловным.  Равноправие веры и разума как способов познания признается только с принятием церковью учения Фомы Аквинского (14 в.), тогда же происходит отделение философии и науки от  теологии, наука получает «официальное» право на существование, т.к. более не считается противоречащей церкви и религиозной вере.

    2. Каковы отличительные особенности декартовской трактовки философии?

    Декарт освобождает философию от мировоззренческих предпосылок, от метафизических вопросов о сущности бытия. Философия – это прежде всего учение о познании, его инструментах и возможностях. Метафизика, по его мнению, должна опираться не на исходные предположения, а на нечто истинное, доказуемое и не вызывающее сомнений. Такой истиной для Декарта становится факт мышления, разумная деятельность.

    3. Как связаны философия и наука?

    Философия, по Декарту, обеспечивает науку базовыми положениями и методологией, а наука в свою очередь практическим путем подтверждает их истинность. Получается, что высокие достижения, скажем, в медицине доказывают правоту философских воззрений и методов (кстати, чьих? Какого именно философского направления?), а если бы от медицины не было никакого толку, то и философия никуда бы не годилась, и нужно было бы создавать новую концепцию и новые методы познания. Т.е. практические знания, подтвержденные опытом, имеют для него большую ценность, т.к. они реально ощутимы. Теория проверяется практикой! Построения философии – умозрительны, и как бы они ни были  логически выверены, потрогать их нельзя. Декарт – не эмпирик, он отдает предпочтение теоретическим предположениям и обобщениям, и все же идея практической пользы знания у него доминирует.

    4.Каковым видит Декарт предназначение философии? 

    Задача философии – обоснование истинности достижений человеческого разума, которые реализуются через научные открытия и практические изобретения, совершенствование методов  познания, для того чтобы в полной мере способствовать познавательной и преобразующей деятельности человека.


    написать администратору сайта