Предмет, место и роль философии. Философия одна из древнейших и увлекательных областей человеческого знания, особый вид духовной жизни человека
Скачать 304.06 Kb.
|
Философия одна из древнейших и увлекательных областей человеческого знания, особый вид духовной жизни человека. Философия зародилась в VI-VII в. до н.э. почти одновременно в Индии, Китае, Древней Греции. Она возникла в раннем рабовладельческом обществе в связи с тем, что обыденные виды познания не могли дать полную картину мира и места человека в нем. Кроме того, философия в отличие от мифологии и религии, которые являются её истоками, стремится опираться в своих выводах на точные научные факты. Слово «философия» впервые употребил ученый Пифагор (580-500 г. до н.э.) это слово означает «фило»-любовь, «софия»-мудрость (любовь к мудрости, истине). Гераклит считал, что философия это исследователь природы вещей. Платон, что философия это познание сущего или вечного, непреходящего. Призвание философа- постановка мировоззренческих вопросов и поиска ответов на них. Возникновение философии явилось переворотом в жизни общества. Впервые, была сделана попытка, прийти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии начинает формироваться самосознание человека. 1. Изучение философии позволяет расширить кругозор и выработать вдумчивое отношение ко всему, что происходит в окружающем мире. 2. Философия учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы, чувств человека. 3. Философия учит владению понятиями, анализировать противоречия, выделять главное. 4. Её изучение позволяет выйти за узкие рамки обыденных представлений, делает духовный мир человека богаче, а личность интереснее. Философия-это свободное мышление и искание истины. Философия делает человека вполне человеком./Соловьев Философия-это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Это учение о мире как целом и о месте человека в нем. Философия непрерывно связана с мировоззрением. С помощью философии мировоззрение достигает высокой степени упорядоченности, обобщенности. А в свою очередь развитие мировоззрения помогает понять сложность философских вопросов. Без мировоззрения человек не может стать личностью, его деятельность будет протекать методом проб и ошибок. Мировоззрение- это система взглядов человека на мир и на свое место в этом мире. Понятие «мировоззрение» по объему шире, по обхвату понятия «философия», так как является только ядром, типической основой мировоззрения. Мировоззрение формируется не только благодаря философии, но и за счет знания древних наук и обыденной практики. Мировоззрение у любого человека формируется сложным путем. Вначале человек накапливает знания о предметах и явлениях окружающего мира. Знания - это исходное звено-«клеточка» мировоззрения. Затем полученные знания проверяются в реальной жизни, на практике и если они истины, то превращаются в убеждение человека. Убеждения обозначают твердую уверенность человека в истинности своих знаний. Далее человек руководствуется сложившимися убеждениями в своих действиях, деятельности. Формула мировоззрения МЧ=мироощущение+миропонимание+отношение человека к миру и самому себе (эмоционально- (рациональная психическая сторона) сторона) По-своему содержанию мировоззрение любого человека многогранно. Он включает в себя ряд сторон: экономическую, социально-правовую, экологическую. Виды мировоззрения Научное - не научное Прогрессивное - реакционное Оптимистическое - пессимистическое и т.д. Типы мировоззрения 1. Мифологический (в основе его лежит фантазия, вымысел) 2. Религиозный (основной признак- вера в сверхъестественную силу) 3. Научный (это, прежде всего понятийное мировоззрение, которое стремится к глубокому и точному познанию мира) 4. Обыденный (формируется на почве простейшего знания и представлениях человека об окружающем мире). Философия существует более 2,5 тыс. лет и за это длительное время философы рассмотрели много сложных проблем и вопросов. Философией решается вопрос о том, какой философский вопрос главный, определяющий. Три точки по этому вопросу: 1. Альберт Камю считал, что главный вопрос философии состоит в том, что стоит ли жизнь труда быть прожитой. 2. Эммануил Кант считал, что главный вопрос философии складывается из нескольких: 1. Что должен знать; 2. Что должен делать, на что могу надеется; 3. Каким надо быть, чтобы быть человеком. Самая высокая ценность и высшая цель человека- это человеческое счастье и важно в связи с этим решить достойным ли себя сделал человек для этого, заслужил ли счастье своим поведением. 3. Фридрих Энгельс. Основной вопрос философии заключается в том, чтобы решить проблему, что первично, что было в начале мира: материя, природа или сознание, мышление. Этот вопрос считается главным, так как от того как решает для себя этот вопрос философ зависит решение им других философских проблем. В решении основных вопросов философии выделяют два подхода: 1. монистический (моно-один)- философы считают, что в начале мира было что-то одно- или материя или сознание. 2. Дуалистический (дуо-два)- в начале мира были одновременно и материя и сознание. Философы в связи с тем, что по-разному решали этот вопрос, разделились на два больших лагеря: мате6риалисты и идеалисты. Материалисты от слова «вещественный»: это те философы, которые считают, что в начале мира была материя, природа и только в результате совершенствования появляется человек наделенный сознанием. Идеалисты (идея- понятие, представление)- считали, что дух существовал прежде, чем появилась природа. Мир кем-то сотворен! За время существования философии и материализме и в идеализме выделились определенные виды, формы течения. Существуют три основных формы материализма и два течения в идеализме. Формы материализма: 1. Наивный материализм. Древней Греции и Рима (VI-I в. до н.э.) философы этого времени объясняли, мир исходя из него самого, опираясь на здравый смысл человека. 2. Механистический материализм Нового времени (XVIII-IX вв.). Представители: Френсис Беккон, Спиноза. Особенность: философы этого времени рассматривали явление природы с позиции наиболее развитой в то время науки-механики. 3. Диалектический материализм (40-е г. IX в.). Создатели: Маркс и Энгельс. Особенность: явление окружающей среды-мира рассматривается с позиции того, что материя первична, и она все время развивается и сменяется. В идеализме существует две основных направления: 1. Объективный идеализм. 2. Субъективный материализм. Объект – это все то, что находится вне и независимо от человека, на что направлено его действие. Субъект – сам человек. Сходство между объективным и субъективном идеализмом в том, что идеалисты считают, что идея, сознание первичны, а материя их производится средством. Разница в том, что объективный идеализм, что идея, мир, разум, Бог находящийся вне человека. Так считали Гегель, Платон. Субъективный идеализм (Фихте, Бертлик) считали, что эта идея, сознание заключается в самом человеке, его мозге. Вторая сторона основного вопроса философии заключается в ответе на вопрос: «Познаваем ли окружающий нас мир?». Два основных мнения: 1. С диалектико-материалистической точки зрения. Она заключается в следующем: окружающий нас мир познаваем (это доказывается практикой), но не до конца, так как он постоянно развивается, изменяется. 2. Агностицизм («а»- не, «гности»- знание). Окружающий нас мир непознаваем. Эммануил Кант говорил, что мы можем познать только внешнюю сторону вещей. Метод с греческого «исследование». Метод – это прием, способ, путь подхода к изучению, познанию или преобразованию действительности. Философов, начиная с древности, интересовал вопрос: «Познаваем ли мир?», но и вопрос что происходит с миром. Известно ли он один и тот же или изменится, обновится вопрос. Ответ на этот вопрос: 1. с диалектической точки зрения окружающий нас мир постоянно изменяется, развивается, в нем все взаимосвязано и взаимопереплетено. В нем происходят как количественные, так и качественные изменения. 2. С методологической точки зрения окружающий нас мир в основном не изменяется. Природа вечно остается одной и той же. Если в ней происходят изменения, то только количественные в сторону увеличения или уменьшения. Предметом философии (тем, что направлено на изучение философа) является потенциально весь окружающий мир. Существуют разные мнения о связи философии с частными науками. Три тоски зрения: 1. Философия- наука наук, законодательница наук /Гибкелло 2. Каждая частная наука сама себе философия. Долой философию /Огюст Конт 3. Диалектико-материалистическая. Философия и частные науки тесно связаны с друг другом. Философия дает частным наукам полную научную картину мира и его изучения, а частные науки постоянно дают философам новые факты для анализа, обобщения. По мере накопления философских знаний выделяются следующие философские науки: логика (наука о законах мышления), эстетика (наука о прекрасном в жизни и искусстве), этика (наука о нравственности и поведении людей), социология (наука о закономерностях развития человеческого общества), история религии (наука о возникновении и развитии религиозных представлений). В философии выделяют три области знаний: 1. онтология (учение о бытии, материи, ее свойствах); 2. гносеология или теория познания; 3. диалектика (учение о всеобщих связях и развитии мира). Функции философии в обществе: 1. познавательная – означает то, что в результате изучения философии человек приобретает новые знания о мире; 2. мировоззренческая – означает то, что изучение философии влияет на формирование мировоззрения; 3. методологическая (философия даёт методы исследования мира другим наукам ); 4. социальная (изучение философии позволяет лучше понять прошлое, настоящее и будущее в развитии общества); 5. воспитательная (изучение философии позволяет лучше ориентироваться в ценностях человеческой жизни). Вывод: специфика философии: философии свойственно стремление обобщение результатов познания и к раскрытию законов окружающего мира. Изучаем “не мир в целом, а мир как целое”. Философия имеет гуманитарную ориентацию, она нацелена на исследование человека. Большинство философских вопросов являются вечными в силу своей неисчерпаемости. Например, о смысле жизни. Омар Хайям: «Я в этот мир пришел, прекрасней стал мне он. Уйду, великие ли потерпит потери он. О, если б кто сказал мне, зачем из праха вызванный вновь стать, им обречен». |