Философия Платона. Философия_Платона. Философия Платона в общих чертах заключается в следующем
Скачать 16.35 Kb.
|
Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы". Философия Платона – пример монистического учения, основанного на примате духовного начала. Платон является основателем идеализма. Философия Платона в общих чертах заключается в следующем: • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; • окружающий мир также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; • реально существуют лишь бестелесные идеи (эйдосы), истинные, вечные и постоянные; • любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, живые существа рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи жизни, которая вечна и неизменна); • весь мир является отображением чистых идей (эйдосов). Философское учение Платона, выведенное в виде диалогов, разделяется им на три части: диалектику, выражающую суть его теории идей, физику, посвящённую природе человека, и этику, посвящённую проблеме справедливости и государства. Рассмотрим онтологическое учение Платона. Платон является основателем классической метафизики, легшей в основу средневековой мысли. По Платону, бытие разделяется на 4 рода: 1.Мир эйдоса (идей). Каждому понятию, считал Платон, соответствует бытие. Существуют не только отдельные вещи или отдельные человеческие индивидуумы, но и особое бытие, особая сущность, соответствующая общему понятию человека. Эти сущности, универсальные понятия Платон называл идеями. Идея по Платону – идеальная, духовная сущность всякой вещи, существующая за пределами бытия. Мир идей – строго упорядоченная иерархическая структура, служащая идее всеобщего блага 2.Мир чувственных вещей и предметов. Мир идей у Платона выступает духовным основанием мира чувственных вещей – идеального духовного начала, независимого от человеческого сознания. Знание, считал Платон, есть обобщение чувственных образов. Идеи по Платону, и есть истинное бытие, ни одна из идей не возникает и не уничтожается, идея тождественна сама с собой. Она не воспринимается чувствами, а только разумом. 3.Мир материи. Мир материи по Платону несовершенен, хаотичен, непостоянен, делим, однако так же объективен, как и мир идей. Касательно вопроса бытия и небытия, Платон в целом соглашался с Парменидом в том, что небытия нет, но отмечает, что это не единственная форма существования небытия. Небытие, по Платону, существует как различие и является тем, что отличает одно идею от другой. 4.Мир бога-демиурга. Бог у Платона – высший космический разум, который творит всё сущее из идей. Кроме онтологического учения об идеях, Платон выдвигает учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: Единое является основой всякого бытия и первоначалом всего, не имеет никаких признаков и является ничем, выше всякого бытия, мышления или ощущения; Ум происходит от Единого, однако противоположен ему и отделён от него, являясь обобщением окружающего мира и сущностью вещей. Душа – подвижная субстанция, связывающая Единое и Ум, бессмертная часть мировой души. Итак, диалектика Платона — это признание двух обособленных друг от друга миров: мира вещей и мира вечных и неизменных идей. Мир идей представлялся как основной, определяющий мир. Знаменитый платоновский "миф пещеры" рисует зримый воспринимаемый мир как видимые из пещеры тени на скале: человек имеет дело не с совершенными идеями-образцами как таковыми, но с вещами, т.е. подобиями образцов. Платон полагал, что понять истину помогают математические аналогии. Круг на песке несовершенен, но на его основе (сквозь него и за ним) можно помыслить точный круг, круг как таковой. |