Главная страница

Философия Платона


Скачать 47.55 Kb.
НазваниеФилософия Платона
Дата10.04.2023
Размер47.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаReferat_Platon.docx
ТипРеферат
#1049631

Федеральное

государственное образовательное учреждение

высшего образования

«Восточно-Сибирский Институт

Минестерства Внутренних Дел Российской Федерации»

(ФГКОУ ВО ВСИ МВД России)
Кафедра философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин

Реферат

по дисциплине: «Философия»
На тему: «Философия Платона»

Выполнил:

Курсант 1 курса группы ОЗиП 22-1

Рядовой полиции

К.Е.Лисин

Проверил:

Начальник кафедры,

доктор социологических наук

Полковник полиции

М.К. Гайдай

Иркутск-2022


Содержание

Введение 3

1. Биография Платона 5

2. Общая характеристика философии Платона 7

3. Платон о любви 11

Заключение 15

Список литературы 16
ВВЕДЕНИЕ

Античность стала временем зарождения философии. Многие античные мыслители первыми заговорили о поиске истины, смысле бытия, начали разработку идей об идеальной устройстве государства, рассуждали о красоте, свободе и душе.

Одним из мыслителей Античности, внесшим вклад в развитие философии, стал Платон. Именно ему удалось одним из первых раскрыть смысл многих философских категорий. Его подход к пониманию философии стал основой для множества других идей.

Платон стал первым, кто применил письменный диалог в своих произведениях, он разрабатывал диалектические формы философского анализа, стал основателем западной политической философии. Опираясь во многом на идеи досократиков и самого Сократа, Платон разработал теорию идей для решения проблемы универсалий.

Интерес к изучению идей Платона то гаснет, то разгорается с новой силой. Именно поэтому важно иметь представления об основах философии Платона.

Степень разработанности проблемы. Вопросы изучения философии Платона породили новое течение в историографии – платоноведение. Из знаковых фигур, изучавших идеи Платона, можно отметить Т. В. Васильеву, Ю. Штенцель, П. П. Гайденко, Т. В. Засильеву.

Таким образом, платоновской философии всегда уделяется значительное внимание со стороны исследователей.

Цель: изучить философию Платона

Задачи:

- изучить биографию Платона.

- определить общие характеристики философии Платона.

- узнать что думал Платон о любви.

1. Биография Платона
О биографии Платона известно немногое. Неизвестна его точная дата рождения. Большинство источников относятся к тому, что Платон родился в 427 году до н. э. в Афинах или Эгине. В это время во всю шла Пелопоннесская война.

Настоящее имя Платона – Аристокл. Свое прозвище он получил от слова «платус», что означает «широта». Есть предположения, что прозвище соответствовало его внешнему виду, а сам Платон занимался панкратионом и был чемпионом в этой сфере. Также есть теории о том, что Платоном будущего философа нарекли за широту его слов, либо же за его широкий лоб. Достоверных сведений в этом аспекте не существует1.

Семья Платона имела аристократические корни. Его мать – Периктиона – была дальней родственницей Солона, известного реформатора Афин. Отец также имел предков в лице высших особ.

Учителем Платона стал Кратил. Позднее Платон познакомился с Сократом и стал его учеником. Сперва Платон занимался литературой и лишь потом начал постигать азы сократовской философии. Размышления о идеях Сократа присутствуют практически во всех сочинениях Платона. Они написаны в форме диалогов к определенным персонажам, зачастую вымышленным2. Еще при поступлении Платона на обучение, Сократ сказал, что видел сон со знамением того, что к нему придет новый ученик, который старнет одним из самых известных мыслителей в мире. По праву Платона можно назвать лучшим учеником Сократа.

Очень тяжело философ переживал казнь своего учителя. Он долгое время путешествовал в поисках истинного знания, развивая свои идеи за пределами Афин.

С 399 г. до н. э. после смерти Сократа Платон сближается с еще одним его учеником – Евклидом. Именно в Мегаре Платон начинает задумываться об основах бытия и познания. Очагом мировой мудрости Платон считал Египет, куда и путешествовал с целью получения нового достоверного знания о мире.

Переселившись на Сицилию, Платон при помощи Дионисия Сиракузского создает свое образное государственное образование – идеальную страну, в которой философы правят. Однако отношения между соратниками изменились. Платон был изгнан с позором, а по ряду источников и вовсе продан в рабство, от которого позднее смог избавиться1.

В 387 или 386 году Платон вновь вернулся в Афины. Там он собирает вокруг себя учеников, что становится началом для создания Платоновской Академии. Это был небольшой клуб единомышленников, которые собирались в парке за стенами Афин и рассуждали над различными вопросами. Позднее Академия стала развивать идеи о различных науках. Ее основоположники отличились в математике, астрономии, естествознании. Свою школу Платону пришлось зарегистрировать как фиас, поскольку иначе он не мог получить землю под ее организацию. Нередко в самой школе Платон со своими учениками устраивали застолья, называя это пирами-симпозиумами. Во время таких мероприятий они пили вино, ели оливки и финики. Зарегистрированная как религиозное общество, Академия Платона стала со временем частной школой, в которой проходили обучение молодые люди, желающие заняться политикой. При Платоне обучение в Академии было бесплатным, но школа существовала исключительно на пожертвования. Позднее последователи Платона стали взимать плату за обучение1.

Диалоги Платона составляют основу его произведений. Рукописи текстов не дошли до наших дней, однако были найдены копии произведений, которые относятся к различным периодам времени. Идеи Платона во многом сохранились благодаря упоминанию о них в трудах средневековых философов. В XII в. появилось целое движение, которое занималось изучением платоновского «Тимея» - «шартрская школа». Переводами Платоновских текстов занимался Аристипп, позднее на латинский язык все работы Платона были переведены Марсилио Фичино2.

Умер Платон в 81 год в 347 году до н. э., был похоронен в Академии под своим настоящим именем Аристокл. Платон был почитаем современниками, многие считали его сыном бога Аполлона, называли «богом философов». Влад Платона в развитие философии настолько велик, что нельзя этого не признать. Он одним из первых в одиночку прорабатывал основные категории философии – знание, справедливость, бытие, красота. Он воспитал множество сторонников своих идей, продолжателей его дела. Многие фундаментальные труды Платона дошли до наших дней и до сих пор привлекают внимание исследователей.
Заключение: в первой микротеме мы узнали Платона как личность, историю его жизни и путь становления одного из великих философов
2. Общая характеристика философии Платона
Платоновская философия очень многогранна. Идеи Платона затронули практически все философские аспекты, над которыми только можно размышлять.

Среди основных идей Платона можно выделить:

- учение о политике, праве и идеальном государстве;

- учение о познании;

- идеи о бессмертии души;

- рассмотрение этических проблем общества и т.д.

Многие идеи Платона заставляли задуматься над их дальнейшей разработкой и переосмыслением. Поэтому мысли философа очень часто использовались в трудах и идеях его учеников. Критика платонизма также стала одним из ярких направлений в развитии философской мысли.

Платон стал основателем идеализма, возникшего в классический период. Он впервые указал на то, что материальные вещи изменчивы и со временем могут прекратить свое существование. Точно также изменчив окружающий мир. По мнению Платона, весь мир является отображением идей, а все сущее строится на трёх субстанциях – едином, уме, душе. Материальный мир, по мнению философа, является лишь отображением мира идей1.

Основные положения учения Платона можно свести к следующему:

- признается изменчивость и непостоянность вещей, которые в конечном счете перестают существовать;

- окружающий мир определен как «мир вещей», он также не может существовать самостоятельно, и меняется со временем;

- есть эйдосы – то, что существует реально, чистые идеи, которые не имеют тел;

- любая вещь в мире – это отражение идеи-эйдоса, однако вещи не вечны в отличие от идеи;

- весь мир – это лишь отражение чистых идей1.

Нельзя не отметить идеи Платона о государстве. Также Платон задумывается об основах идеального государства будущего, предлагая собственный план государственного устройства по типу полиса, в котором существуют три сословия – философы, воины и работники.

Согласно его идеям, государственное устройство должно быть следующим:

- общество должно делиться на три сословия – философы, воины, работники;

- физический труд – удел работников, которые создают материальные блага, но могут ограниченно владеть собственностью;

- порядок в государстве поддерживают воины, они же участвуют в военных действиях, а также регулярно совершенствуют свое боевое искусство;

- познанием мира и управлением государства занимаются философы, которые не должны иметь собственности;

- для жителей государства предусмотрено совместное времяпрепровождение – отдых, трапезы и т.д.;

- в государстве общие жены и дети, нет института брака;

- труд работ приветствуется, однако, в основном за счет силы пленных.

Интерес представляет учение Платона о познании. В своем труде «Государство» все, что доступно познанию, Платон разделяет на две категории:

- чувственно-воспринимаемое, в которое включены предметы и их тени или изображения;

- умопостигаемое – идеи вещей и их подобия, математические объекты1.

Труд Платона «Миф о пещере» несет посыл о том, что ни одно знание не дается простым путем, нужно приложить усилия для его открытия. На примере людей, которые живут в пещере и делают выводы о мире только по теням на стенах. Платон отмечает, что мир – это иллюзия. Нельзя познать его одним лишь наблюдением2.

Платоном были разработаны основы диалектики. Ее он определил как познание сущности вещей. Заниматься диалектикой значит уметь рассуждать. Именно через размышление возможно достижение истины. В рамках диалектики Платон развивал идеи:

- о природе высшего блага;

- абсолютной морали;

- чистоты души.

Человек в понимании Платона имеет сущность, которая является вечной. Этой сущностью является бессмертная душа. Человек – существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях. Разумеется, у Платона нет абсолютного противопоставления животных и человека. В силу того, что душа человека бессмертна, а тело тленно, человек – дуалистичен3.

Значение философии Платона состоит в следующем:

- он положил начало идеализму, ставшему крупным философским направлением;

- обратился к проблемам не только природы, но и общества, права и государства;

- попытался выделить основные философские категории.

Таким образом, философия Платона очень многогранна. Он не останавливался на решении одного вопроса, а занимается решением проблем универсалий философии. Платон разрабатывал политическое учение, размышлял над устройством государства и идеальной формой правления. Он также считал, что правителю в управлении страной необходима помощь философов. Платон также поднимал вопросы сущности бытия, вечности эйдоса, занимался разработкой идей о душе, познании, любви.

Заключение: во второй микротеме мы смогли определить общие характеристики философии Платона, узнали что она была многогранна и актуальна в настоящее время
3. Платон о любви

Любовь – такое прекрасное и глубокое чувство, которое испытывает каждый человек в своей жизни. Она возникает неожиданно и присуща для каждого из нас. С самых давних времен тема любви интересует людей. Данная проблема актуальна и в современном мире, но именно в античное время появились первые попытки изучения феномена любви, ведь во времена Древней Греции это прекрасное чувство высоко ценилось. Существует множество определений и высказываний античных философов, таких как Платон, Аристотель, Сократ, на тему любви. Появились теории духовной любви.

Среди философских размышлений о любви особая роль принадлежит античному философу Платону. Трактовка любви Платоном широко раскрывается в его труде «Пир». Диалог Платона представляет собой рассуждения о любви и о благе1.

В античности ценили и почитали красоту и силу Эрота. Так в речи Федра говориться: «Эрот – это великий бог, которым люди и боги восхищаются по многим причинам, и не в последнюю очередь из-за его происхождения: ведь почетно быть древнейшим богом. А доказательством этого служит отсутствие у него родителей». В диалоге Платон раскрывает ценность истинной любви, ведь нет большего блага, чем любить и быть любимым. «А умереть друг за друга готовы одни только любящие, причем не только мужчины, но и женщины», ведь преданность и самоотверженность это главные составляющие любви. Только Эрот способен дать людям при жизни и после смерти блаженство1.

Платон в речи Павсания излагает, что поскольку Афродит две, должно существовать два Эрота, соответственно один небесный, а другой пошлый, ведь: «...не всякий Эрот прекрасен и достоин похвал, а лишь тот, который побуждает прекрасно любить», точно так же должно быть и с любовью. Пошлый Эрот, который относится к пошлой Афродите, способен весьма на дурные поступки как по отношению к женскому, так и по отношению к мужскому началу. Собственно это любовь ничтожных людей, которые любит больше тело, чем душу. А Эрот небесный относится лишь к мужскому началу, требующий от любящего и от любимого заботы о нравственном совершенстве. Эрот небесный и пошлый присутствуют во всех делах, как человеческих, так и божественных, поэтому следует принимать во внимание двух Эротов2.

Эрот бог человеколюбивый, он помогает людям, исцеляет и для рода человеческого это является счастьем. Платон в речи Аристофана разъясняет,

что пришлось пережить человеческой природе, а именно, что люди были трех полов: «Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне, - мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным, андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов - мужского и женского. Кроме того, тело у всех было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух этих лиц, глядевшие в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две, а прочее можно представить себе по всему, что уже сказано». Мужской, женский пол и андрогины были таковы, что мужской пол происходит от Солнца, женской пол происходит от Земли, а андрогины от Луны, совмещающие в себе мужское и женское начало. Но Зевс принял решение разрезать андроген пополам, что бы они не смогли занять места богов, тем самым андрогины станут слабее и их число увеличится, а именно, теперь: «каждый из нас половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину»1.

Платон в речи Аристофана приходит к выводу, что любовь это и есть жажда целостности, к которой стремится каждый человек. Люди должны почитать и славить Эрота, ведь он направляет людей к своим половинам.

Обоснование любви Платоном сводилось к тому, что именно любовь мотивирует человека к познанию себя, к познанию красоты вокруг. Сперва человек оценивает физическую красоту и только потом переходит к оценке духовного мира. Постепенное познание красоты приводит к страстному, чистому знанию о красоте, ее сущности, которая всегда будет нетленной.

Идеи Платона о любви породили понятие «платоническая любовь». Любовь, согласно Платону, не цель, а средство достижения и познания высшей идеи красоты. Это достижение возможно посредством следующих шагов:

- физический шаг: появление чувств и высвобождение эроса (любви). Этот этап не является важным, по мнению Платона, но он становится фундаментом для дальнейшего осознания идеи любви.

- переход от поиска красоты в одном теле к поиску во множестве тел. Так происходит понимание категории «красота», а также начинается поиск основной идеи, лежащей в основе понятия;

- на третьем шаге человек учится любить душу, не замечая физической красоты.

Таким образом, Платон одним из первых наиболее объективно пытался размышлять над категориями «любовь» и «красота». Он воспринимал любовь как средство познание идеи красоты. Любовь по Платону представляет собой проявление человеческой сущности. В диалоге «Пир» наиболее широко раскрываются рассуждения Платона о любви. Идеал любви Платона отождествляется с идеальным миром.

В целом, философия Платона – яркий пример античной философии, которая стала основой для понимания многих философских аспектов. Его идеи повлияли формирование многих философских школ и легли в основу идей различных мыслителей.

Заключение: в третьей микротеме мы узнали что думает Платон о любви, что это такое невероятное чувство, которое испытывал каждый человек и о том, что есть несколько стадий любви.

Заключение

Платон был почитаем современниками, многие считали его сыном бога Аполлона, называли «богом философов». Влад Платона в развитие философии настолько велик, что нельзя этого не признать. Он одним из первых в одиночку прорабатывал основные категории философии – знание, справедливость, бытие, красота. Он воспитал множество сторонников своих идей, продолжателей его дела. Многие фундаментальные труды Платона дошли до наших дней и до сих пор привлекают внимание исследователей.

Философия Платона очень многогранна. Он не останавливался на решении одного вопроса, а занимается решением проблем универсалий философии. Платон разрабатывал политическое учение, размышлял над устройством государства и идеальной формой правления. Он также считал, что правителю в управлении страной необходима помощь философов. Платон также поднимал вопросы сущности бытия, вечности эйдоса, занимался разработкой идей о душе, познании, любви.

Платон одним из первых наиболее объективно пытался размышлять над категориями «любовь» и «красота». Он воспринимал любовь как средство познание идеи красоты. Любовь по Платону представляет собой проявление человеческой сущности. В диалоге «Пир» наиболее широко раскрываются рассуждения Платона о любви. Идеал любви Платона отождествляется с идеальным миром.

В целом, философия Платона – яркий пример античной философии, которая стала основой для понимания многих философских аспектов. Его идеи повлияли формирование многих философских школ и легли в основу идей различных мыслителей.

Список литературы

  1. Александрова, А. Е. Учение Платона о душе в философии Древней Греции / А. Е. Александрова // Modern Science. – 2019. – № 5-3. – С. 132-136.

  2. Гусев, Д. О. Отношение философии и опыта в учении Платона / Д. О. Гусев, Д. А. Виноградов // Научный аспект. – 2019. – Т. 12. – № 2. – С. 142-148.

  3. Добронравов, К. О. Постижение как альтернатива познанию в философии Платона / К. О. Добронравов // Научные исследования. – 2017. – № 3(14). – С. 25-27.

  4. Ерохов, И. А. Главенство теоретической мысли над практической в политической философии Платона / И. А. Ерохов // Философская мысль. – 2021. – № 11. – С. 13-36.

  5. Задорожная, С. А. Теория души в философии Платона / С. А. Задорожная, М. В. Клочков // Студенческий форум. – 2022. – № 21-5(200). – С. 30-33.

  6. Карабущенко, П. Л. Элитология Платона (античные аспекты философии избранности) / П. Л. Карабущенко. – 2-е издание. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2020. – 348 с.

  7. Коробов-Латынцев, А. Ю. Философия войны Платона / А. Ю. Коробов-Латынцев // Вестник Бурятского государственного университета. – 2021. – № 3. – С. 27-35.

  8. Куликов, Д. К. Три подхода к определению мышления и обоснование философии у Платона / Д. К. Куликов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2017. – № 24(273). – С. 11-14.

  9. Метелкина, О. С. Самообразование в философии Платона / О. С. Метелкина // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. – 2021. – № 3. – С. 41-44.

  10. Миндияров, К. Р. Проблема универсалий в философии Платона / К. Р. Миндияров, Ф. И. Рахмангулов // Приднепровский научный вестник. – 2018. – Т. 1. – № -2. – С. 48-50.

  11. Никандров, А. В. Идеальный полис в философии политики Платона / А. В. Никандров // Университетские лекции по истории философии политики и права. – М. : Блок-Принт, 2021. – С. 86-103.

  12. Потехин, Д. А. К вопросу о философии Платона / Д. А. Потехин // Студенческий вестник. – 2021. – № 12-3(157). – С. 42-43.

  13. Рыбаков О.Ю. Пржиленский В.И. Филасофия.Учебник. Студентам ВУЗов.

  14. Слинин, Я. А. Категория небытия в философии Платона / Я. А. Слинин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. – 2020. – Т. 36. – № 1. – С. 69-81.

  15. Сулейманова, Е. В. Философия Платона о политике и государстве / Е. В. Сулейманова // Наука через призму времени. – 2019. – № 12(33). – С. 94-96.

  16. Фролова, Е. А. Философии права античности: Платон о государстве и законах / Е. А. Фролова // Аграрное и земельное право. – 2019. – № 3(171). – С. 50-54.

1 Метелкина, О. С. Самообразование в философии Платона / О. С. Метелкина // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. – 2021. – № 3. – С. 41.

2 Карабущенко, П. Л. Элитология Платона (античные аспекты философии избранности) / П. Л. Карабущенко. – 2-е издание. – М. : Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2020. – С. 87.

1 Ерохов, И. А. Главенство теоретической мысли над практической в политической философии Платона / И. А. Ерохов // Философская мысль. – 2021. – № 11. – С. 13.

1 Задорожная, С. А. Теория души в философии Платона / С. А. Задорожная, М. В. Клочков // Студенческий форум. – 2022. – № 21-5(200). – С. 30.

2 Добронравов, К. О. Постижение как альтернатива познанию в философии Платона / К. О. Добронравов // Научные исследования. – 2017. – № 3(14). – С. 25.

1 Еникеев А. А. Становление онтологии как учения о бытии в античной философии / А. А. Еникеев, А. В. Гудыменко // Молодой ученый: вызовы и перспективы. 2016. №3. С. 247.

1 Александрова, А. Е. Учение Платона о душе в философии Древней Греции / А. Е. Александрова // Modern Science. – 2019. – № 5-3. – С. 132.

1 Гусев, Д. О. Отношение философии и опыта в учении Платона / Д. О. Гусев, Д. А. Виноградов // Научный аспект. – 2019. – Т. 12. – № 2. – С. 142.

2 Коробов-Латынцев, А. Ю. Философия войны Платона / А. Ю. Коробов-Латынцев // Вестник Бурятского государственного университета. – 2021. – № 3. – С. 27.

3 Миндияров, К. Р. Проблема универсалий в философии Платона / К. Р. Миндияров, Ф. И. Рахмангулов // Приднепровский научный вестник. – 2018. – Т. 1. – № -2. – С. 50.

1 Потехин, Д. А. К вопросу о философии Платона / Д. А. Потехин // Студенческий вестник. – 2021. – № 12-3(157). – С. 42.

2 Рыбаков О.Ю. Пржиленский В.И. Филасофия.Учебник. Студентам ВУЗов.


1 Медведева, Д. Д. Любовь в философии Платона / Д. Д. Медведева // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2016. – №2 (18). – С. 45.

2 Куликов, Д. К. Три подхода к определению мышления и обоснование философии у Платона / Д. К. Куликов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2017. – № 24(273). – С. 11.

1 Медведева, Д. Д. Любовь в философии Платона / Д. Д. Медведева // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2016. – №2 (18). – С. 47.


написать администратору сайта