Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Каково положение Италии во время Макиавелли на материале этого произведения

  • 3. Какую классификацию государств дает Макиавелли

  • Кому легче удержать власть: наследному государю или новому Почему

  • 4. Какими средствами надо удерживать власть в своих руках

  • 8. Как следует измерять силы всех государств

  • 9. Какие государства Макиавелли называет “церковными” Почему ими трудно овладеть

  • 10. Что служит основой власти во всех государствах

  • 11. Почему опасны наемные и союзнические войска

  • 12. Какие черты Макиавелли выделяет у мудрого и сильного государя

  • Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали

  • Какого государя можно считать прототипом государя у Макиавелли Фердинанд Арагонский13. По чему (каким образом) судят об уме государя Каких “родов” бывают умы

  • 14. Как избежать лести и льстецов

  • 15. Какова концепция судьбы в этом произведении Макиавелли

  • 16. Какова концепция человека в этом произведении Макиавелли

  • Государь_Макиавелли. Философия политики


    Скачать 30.74 Kb.
    НазваниеФилософия политики
    Дата03.09.2020
    Размер30.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГосударь_Макиавелли.docx
    ТипСеминар
    #136669

    Семинар по философии №4.

    Тема: Философия политики

    (эпоха Возрождения).

    Вопросы:

    1. Кому и почему посвящает свой труд Николо Макиавелли? Николо Макиавелли -- его светлости Лоренцо деи Медичи

    2. Каково положение Италии во время Макиавелли на материале этого произведения?

    В Италии идут постоянные войны. Только что «отгремевшими» событиями являются Итальянские войны и диктатура «Боржиа». Во Флоренции устанавливается диктатура Медичи

    3. Какую классификацию государств дает Макиавелли?
    Все государства, все державы, обладавшие или обладающие властью над

    людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые

    единовластно. Последние могут быть либо унаследованными -- если род государя

    правил долгое время, либо новыми. Новым может быть либо государство в целом

    -- таков Милан для Франческо Сфорца; либо его часть, присоединенная к

    унаследованному государству вследствие завоевания -- таково Неаполитанское

    королевство для короля Испании. Новые государства разделяются на те, где

    подданные привыкли повиноваться государям, и те, где они искони жили

    свободно; государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо

    милостью судьбы, либо доблестью.


    Кому легче удержать власть: наследному государю или новому? Почему?
    Начну с того, что наследному государю, чьи подданные успели сжиться с

    правящим домом, гораздо легче удержать власть, нежели новому, ибо для этого

    ему достаточно не преступать обычая предков и в последствии без поспешности

    применяться к новым обстоятельствам. При таком образе действий даже

    посредственный правитель не утратит власти, если только не будет свергнут

    особо могущественной и грозной силой, но и в этом случае он отвоюет власть

    при первой же неудаче завоевателя.

    Ибо у государя, унаследовавшего власть, меньше причин и меньше необходимости

    притеснять подданных, почему они и платят ему большей любовью, и если он не

    обнаруживает чрезмерных пороков, вызывающих ненависть, то закономерно

    пользуется благорасположением граждан. Давнее и преемственное правление

    заставляет забыть о бывших некогда переворотах и вызвавших их причинах,

    тогда как всякая перемена прокладывает путь другим переменам.

    Примеры. У нас в Италии примером может служить герцог Феррарский, который

    удержался у власти после поражения, нанесенного ему венецианцами в 1484 году

    и папой Юлием в 1510-м, только потому, что род его исстари правил в Ферраре.

    4. Какими средствами надо удерживать власть в своих руках?
    Если новая территория имеет они и тот же язык с государством завоевателя, то следует просто искоренить род прежнего правителя и оставить пряжнии налоги и законы. Если же новые земли имели иной язык и традиции, то следует или принести туда столицу, или основать там несколько колоний, которые сразу смогут давить мятежи. В чужой по обычаям и языку стране завоевателю следует также сделаться

    главой и защитником более слабых соседей и постараться ослабить сильных, а

    кроме того, следить за тем, чтобы в страну как-нибудь не проник чужеземный

    правитель, не уступающий ему силой.

    5. Как управлять государствами (или городами), которые жили свободно до того, как были завоеваны?

    Если, как сказано, завоеванное государство с незапамятных времен живет

    свободно и имеет свои законы, то есть три способа его удержать. Первый --

    разрушить; второй -- переселиться туда на жительство (про султана в Греции); третий -- предоставить

    гражданам право жить по своим законам, при этом обложив их данью и вверив

    правление небольшому числу лиц, которые ручались бы за дружественность

    государю.

    Примеры.

    Обратимся к примеру Спарты и Рима. Спартанцы удерживали Афины и Фивы,

    создав там олигархию, однако потеряли оба города. Римляне, чтобы удержать

    Капую, Карфаген и Нуманцию, разрушили их и сохранили их в своей власти.

    Грецию они пытались удержать почти тем же способом, что спартанцы, то есть

    установили там олигархию и не отняли свободу и право жить по своим законам,

    однако же, потерпели неудачу и, чтобы не потерять всю Грецию вынуждены были

    разрушить в ней многие города.

    Ибо в действительности нет способа надежно овладеть городом иначе, как

    подвергнув его разрушению. как сделала Пиза через сто лет после того, как попала под

    владычество флорентийцев.
    6. Какие существуют способы приобретение власти? Примеры.
    А)Благодаря доблести или собственным оружием (тогда их поддержит народ и пойдет за такими лидерами + все свои нововведения нужно удерживать силой): Моисея, Кира, Тезея, Ромул,Гиерон Сиракузский

    Б)ЧУЖИМ ОРУЖИЕМ ИЛИ МИЛОСТЬЮ СУДЬБЫ: Обе эти возможности возвыситься -- благодаря доблести и милости судьбы

    -- я покажу на двух примерах, равно нам понятных: я имею в виду Франческо

    Сфорца и Чезаре Борджа. Франческо стал Миланским герцогом должным образом,

    выказав великую доблесть, и без труда удержал власть, доставшуюся ему ценой

    многих усилий. Чезаре Борджа, простонародьем называемый герцог Валентино,

    приобрел власть благодаря фортуне, высоко вознесшей его отца; но, лишившись

    отца, он лишился и власти

    В) и опускать их, как я полагаю, не стоит, хотя об одном

    из них уместнее рассуждать там, где речь идет о республиках. Я разумею

    случаи, когда частный человек достигает верховной власти путем преступлений (Сицилиец Агафокл стал царем Сиракуз, Оливеротто из Фермо)

    Г) Перейду теперь к тем случаям, когда человек делается государем своего

    отечества не путем злодеяний и беззаконий, но в силу благоволения сограждан

    -- для чего требуется не собственно доблесть или удача, но скорее удачливая

    хитрость. Надобно сказать, что такого рода единовластие -- его можно назвать

    гражданским -- учреждается по требованию либо знати, либо народа.
    7. Какие два начала (две силы) существуют в каждом городе? Чего хочет одна сторона и другая? Как можно разрешить столкновение этих двух начал (сил)?
    Ибо нет города, где не обособились два эти начала: знать желает подчинять и угнетать народ, народ не желает находиться в подчинении и угнетении; столкновение же этих начал разрешается трояко: либо единовластием, либо беззаконием, либо свободой.

    8. Как следует измерять силы всех государств?
    Изучая свойства государств, следует принять в соображение и такую сторону дела: может ли государь в случае надобности отстоять себя собственными силами или он нуждается в защите со стороны. Поясню, что способными отстоять себя я называю тех государей, которые, имея в достатке людей или денег, могут собрать требуемых размеров войско и выдержать сражение с любым неприятелем; нуждающимся в помощи я называю тех, кто не может выйти против неприятеля в поле и вынужден обороняться под прикрытием городских стен.

    9. Какие государства Макиавелли называет “церковными”? Почему ими трудно овладеть?
    Нам остается рассмотреть церковные государства, о которых можно сказать, что овладеть ими трудно, ибо для этого требуется доблесть или милость судьбы, а удержать легко, ибо для этого не требуется ни того, ни другого. Государства эти опираются на освященные религией устои, столь мощные, что они поддерживают государей у власти, независимо от того, как те живут и поступают. Только там государи имеют власть, но ее не отстаивают, имеют подданных, но ими не управляют; и однако же, на власть их никто не покушается, а подданные их не тяготятся своим положением и не хотят, да и не могут от них отпасть. Так что лишь эти государи неизменно пребывают в благополучии и счастье.

    Его святейшество папа Лев воспринял, таким образом, могучую Церковь; и если его предшественники возвеличили папство силой оружия, то нынешний глава Церкви внушает нам надежду на то, что возвеличит и прославит его еще больше своей добротой, доблестью и многообразными талантами.

    10. Что служит основой власти во всех государствах?
    Основой же власти во всех государствах -- как унаследованных, так смешанных и новых -- служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы, поэтому минуя законы, я перехожу прямо к войску.

    11. Почему опасны наемные и союзнические войска?
    Наемные и союзнические войска бесполезны и опасны; никогда не будет ни прочной, нидолговечной та власть, которая опирается на наемное войско, ибо наемники честолюбивы, распущенны, склонны к раздорам, задиристы с друзьями и трусливы с врагом, вероломны и нечестивы; поражение их отсрочено лишь настолько, насколько отсрочен решительный приступ; в мирное же время они разорят тебя не хуже, чем в военное неприятель. Объясняется это тем, что не страсть и не какое-либо другое побуждение удерживает их в бою, а только скудное жалованье, что, конечно, недостаточно для того, чтобы им захотелось пожертвовать за тебя жизнью. Им весьма по душе служить тебе в мирное время, но стоит начаться войне, как они показывают тыл и бегут.
    Я хотел бы объяснить подробнее, в чем беда наемного войска. Кондотьеры по-разному владеют своим ремеслом: одни превосходно, другие -- посредственно. Первым нельзя доверять потому, что они сами будут домогаться власти и ради нее свергнут либо тебя, их хозяина, либо другого, но не справившись о твоих намерениях. Вторым нельзя довериться потому, что они проиграют сражение.

    Союзнические войска -- еще одна разновидность бесполезных войск -- это войска сильного государя, которые призываются для помощи и защиты. Такими войсками воспользовался недавно папа Юлий: в военных действиях против Феррары он увидел, чего стоят его наемники, и сговорился с Фердинандом, королем Испанским, что тот окажет ему помощь кавалерией и пехотой. Сами по себе такие войска могут отлично и с пользой послужить своему государю, но для того, кто их призывает на помощь, они почти всегда опасны, ибо поражение их грозит государю гибелью, а победа -- зависимостью. Короче говоря, в наемном войске опаснее нерадивость, в союзническом войске -- доблесть. Поэтому мудрые государи всегда предпочитали иметь дело с собственным войском.


    12. Какие черты Макиавелли выделяет у мудрого и сильного государя?
    Таким образом, государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого.
    Поэтому государь должен даже в мыслях не оставлять военных упражнений и в мирное время предаваться им еще больше, чем в военное. Заключаются же они, во-первых, в делах, во-вторых -- в размышлениях. Что касается дел, то государю следует не только следить за порядком и учениями в войске, но и самому почаще выезжать на охоту, чтобы закалить тело и одновременно изучить местность, а именно: где и какие есть возвышенности, куда выходят долины, насколько простираются равнины, каковы особенности рек и болот. Что же до умственных упражнений, то государь должен читать исторические труды, при этом особо изучать действия выдающихся полководцев, разбирать, какими способами они вели войну, что определяло их победы и что -- поражения, с тем чтобы одерживать первые и избегать последних. Самое же главное -- уподобившись многим великим людям прошлого, принять за образец кого-либо из прославленных и чтимых людей древности и постоянно держать в памяти его подвиги и деяния. Так, по рассказам, Александр Великий подражал Ахиллу, Цезарь -- Александру, Сципион -- Киру.

    Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?
    если же говорить не о вымышленных, а об истинных свойствах государей, то надо сказать, что во всех людях, а особенно в государях, стоящих выше прочих людей, замечают те или иные качества, заслуживающие похвалы или порицания. А именно: говорят, что один щедр, другой скуп -- если взять тосканское слово, ибо жадный на нашем наречии это еще и тот, кто хочет отнять чужое, а скупым мы называем того, кто слишком держится за свое -- один расточителен, другой алчен; один жесток, другой сострадателен; один честен, другой вероломен; один изнежен и малодушен, другой тверд духом и смел; этот снисходителен, тот надменен; этот распутен, тот целомудрен; этот лукав, тот прямодушен; этот упрям, тот покладист; этот легкомыслен, тот степенен; этот набожен, тот нечестив и так далее. Что может быть похвальнее для государя, нежели соединять в себе все лучшие из перечисленных качеств? Но раз в силу своей природы человек не может ни иметь одни добродетели, ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же -- воздерживаться по мере сил, но не более. И даже пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти, ибо, вдумавшись, мы найдем немало такого, что на первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубно для государя, и наоборот: выглядит как порок, а на деле доставляет государю благополучие и безопасность.

    Однако новый государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив, так чтобы излишняя доверчивость не обернулась неосторожностью, а излишняя недоверчивость не озлобила подданных.
    Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки. Величию государя способствуют также необычайные распоряжения внутри государства, подобные тем, которые приписываются мессеру Бернабо да Милано, иначе говоря, когда кто-либо совершает что-либо значительное в гражданской жизни, дурное или хорошее, то его полезно награждать или карать таким образом, чтобы это помнилось как можно дольше. Но самое главное для государя – постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся. Государя уважают также, когда он открыто заявляет себя врагом или другом, то есть когда он без колебаний выступает за одного против другого – это всегда лучше, чем стоять в стороне. Государь должен также выказывать себя покровителем дарований, привечать одаренных людей, оказывать почет тем, кто отличился в каком-либо ремесле или искусстве.

    Какого государя можно считать прототипом государя у Макиавелли?

    Фердинанд Арагонский

    13. По чему (каким образом) судят об уме государя? Каких “родов” бывают умы?
    Немалую важность имеет для государя выбор советников, а каковы они будут, хороши или плохи, – зависит от благоразумия государей. Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность. Если же они не таковы, то и о государе заключат соответственно, ибо первую оплошность он уже совершил, выбрав плохих помощников.

    Ибо умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий – сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум – выдающийся, второй – значительный, третий – негодный.

    14. Как избежать лести и льстецов?

    Я имею в виду лесть и льстецов, которых во множестве приходится видеть при дворах государей, ибо люди так тщеславны и так обольщаются на свой счет, что с трудом могут уберечься от этой напасти. Но беда еще и в том, что когда государь пытается искоренить лесть, он рискует навлечь на себя презрение. Ибо нет другого способа оградить себя от лести, как внушив людям, что, если они выскажут тебе всю правду, ты не будешь на них в обиде, но когда каждый сможет говорить тебе правду, тебе перестанут оказывать должное почтение.

    Поэтому благоразумный государь должен избрать третий путь, а именно: отличив нескольких мудрых людей, им одним предоставить право высказывать все, что они думают, но только о том, что ты сам спрашиваешь, и ни о чем больше; однако спрашивать надо обо всем и выслушивать ответы, решение же принимать самому и по своему усмотрению. На советах с каждым из советников надо вести себя так, чтобы все знали, что чем безбоязненнее они выскажутся, тем более угодят государю; но вне их никого не слушать, а прямо идти к намеченной цели и твердо держаться принятого решения. Кто действует иначе, тот либо поддается лести, либо, выслушивая разноречивые советы, часто меняет свое мнение, чем вызывает неуважение подданных.


    15. Какова концепция судьбы в этом произведении Макиавелли?
    И, однако, ради того, чтобы не утратить свободу воли, я предположу, что, может быть, судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям. Я уподобил бы судьбу бурной реке, которая, разбушевавшись, затопляет берега, валит деревья, крушит жилища, вымывает и намывает землю: все бегут от нее прочь, все отступают перед ее напором, бессильные его сдержать. Но хотя бы и так, – разве это мешает людям принять меры предосторожности в спокойное время, то есть возвести заграждения и плотины так, чтобы, выйдя из берегов, река либо устремилась в каналы, либо остановила свой безудержный и опасный бег?

    То же и судьба: она являет свое всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свой напор туда, где не встречает возведенных против нее заграждений. Взгляните на Италию, захлестнутую ею же вызванным бурным разливом событий, и вы увидите, что она подобна ровной местности, где нет ни плотин, ни заграждений. А ведь если бы она была защищена доблестью, как Германия, Испания и Франция, этот разлив мог бы не наступить или по крайней мере не причинить столь значительных разрушений. Этим, я полагаю, сказано достаточно о противостоянии судьбе вообще.

    Итак, в заключение скажу, что фортуна непостоянна, а человек упорствует в своем образе действий, поэтому, пока между ними согласие, человек пребывает в благополучии, когда же наступает разлад, благополучию его приходит конец. И все-таки я полагаю, что натиск лучше, чем осторожность, ибо фортуна – женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать – таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело. Поэтому она, как женщина, – подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают.

    16. Какова концепция человека в этом произведении Макиавелли?
    Обдумывая все сказанное и размышляя наедине с собой, настало ли для Италии время чествовать нового государя и есть ли в ней материал, которым мог бы воспользоваться мудрый и доблестный человек, чтобы придать ему форму – во славу себе и на благо отечества, – я заключаю, что столь многое благоприятствует появлению нового государя, что едва ли какое-либо другое время подошло бы для этого больше, чем наше.


    написать администратору сайта