Философия. Новый документ в формате RTF. Философия понятие, проблемы, мировоззрение
Скачать 111.95 Kb.
|
Философия понятие, проблемы, мировоззрение. 1.Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира. Особенностью философии является то, что формулируемые ею законы, категории ( понятия ) и принципы распространяются на все сферы бытия: на природу, общество, человека и его внутренний мир. Аспектом философии является и ее история. 2.Философия - это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное в виде той или иной системы и рационально обоснованное мировоззрение. Проблемы: Во-первых, философия изучает наиболее общие вопросы бытия, касающиеся всех сторон миро-здания. Это направление получило название онтология ( от греч. ontos - сущее, logos - учение ). Во-вторых, общими вопросами познания мира занимается гносеология ( греч. gnosis - знание ). В - третьих, природу добра и зла постигает этика или наука о морали. В - четвертых, логика рассматривается как наука о способах правильного мышления. В пятых, эстетика изучает природу прекрасного и гармонии. В-шестых, изучение наиболее общих вопросов развития общества относится к сфере социальной философии. В- седьмых, общими вопросами изучения человека занимается философская антропология. Мировоззрение - это результат отражения мира в сознании. Но глубина этого отражения может быть различной: 1) элементарный уровень - это мироощущение и миросозерцание ( отдельные наиболее яркие чувства и факты, условно напоминают уровень детского воприятия); 2) целостная картина мира - это мировосприятие и миропредставление ( но и здесь чувства преобладают над над разумом); 3) миропонимание - это уровень абстрактного мышления и теоретического познания, когда с помощью понятий раскрываются закономерности. Философия Древней Индии, веды, буддизм. Древнеиндийская философия изначально носила ярко выраженный религиозный характер. Начало формирования философского мышления связано с брахманизмом - учением жрецов-брахманов. Оно нашло отражение в священных писаниях индусов Ведах. В упанишадах развивается тематика вед: идея единства всего сущего, комологическая тема, поиск причинно-следственных связей. Первоначально ставились вопросы "Где сейчас находится солнце? Куда исчезают звезды днем?" Постепенно возникли представления о так называемых законах проявленного мира, находящие параллели в представлениях современных западных ученых. В философии упанишад человек ( в отличие от философии христианства или ислама ) не рассматривается во взаимосвязи с другими людьми. Сама человеческая жизнь мыслится по-иному. Человек - не "венец творения" бога и не обладатель одной единственной жизни. Его жизнь - бесконечная цепь перерождений. Смысл индийской философии направлен не на изменение внешних условий существования - природы, общества, а на самосовершенствование. Веды - Это собрание древних религиозных гимнов. По преданию они тысячелетиями передавались в устной форме и были собраны на берегах озера Манас-Саравар в Тибете. Буддизм: На рубеже 6-5 вв. до н.э. возникает учение, позднее ставшее одной из мировых религий. Его создателем стал принц одного из мелких восточноиндийских княжеств Сидхартха Гаутама ( 563 -483 гг. до н.э. ). Последователями он был признан Буддой. Это слово - не имя. Буквально оно означает "познавший", т.е. обладающий совершенным знанием, мудростью. Сам Гаутама никогда не утверждал свое всезнание, которым его наделили последователи и ученики. Будда считал, что источником и первопричиной всех бедствий человечества является невежество. Его он называл величайшим преступлением. Для избавления от страданий Будда предложил познание четырех благородных истин. 1. Страдания человека ( воплощенного бытия ) проистекают из постоянно возобновляющихся рождений. 2. Причина страданий человека заложена в жажде земных присвоений и самоудовлетворений. 3. Прекращение страданий заключается в достижении просветления сознания, то есть понимании возможности остановить круговорот рождений. 4. Путь к прекращению страданий - самосовершенствование. Буддизм предложил образ идеального человека. Для достижения его состояния необходимо преодолеть десять великих препятствий. Его отличительные качества: сострадание, нравственность, терпение, мужество, концентрация и мудрость. Таким образом, этическая сторона буддийского учения до сих пор имеет положительный воспитательный. Философия Древнего Китая, конфуцианство. Специфические черты китайской философии связаны с особенностями культуры китайской цивилизации. Во-первых, она теснейшим образом связана с мифологией, опирающейся на предания о прошлых династиях. Во-вторых, философы Древнего Китая, часто были представителями обедневших слоев знати. В-третьих, в древнекитайской философии не было интереса к систематическому теоретизированию как это было в Греции, к проблеме освобождения или спасения как в Индии. Она была преимущественно практической направленности и разрабатывала вопросы самосовершенствования человека и управления государством. В любом деле основным мерилом были этические критерии. В- четвертых, философия Китая того времени не имела строго аппарата понятий и была оторвана от естествознания. В-пятых, сложилось представление о существовании нескольких направлений или школ философии, классификацию которых впервые дал выдающийся историк Сыма Цянь ( II-I вв. до н.э.): сторонники учения об Инь и Янь ( натурфилософы), школа миостов, номиналистов, школа законников ( легистов), школа доасистов. Но самым выдающимся направление, оказавшим влияние на всю историю Китая, стало конфуцианство или школа служилых людей ( Жуцьзя). Спецификой китайской философии было то. что в рамках одной и той же школы выступали мыслители часто стоявшие на противоположных идейно-мировоззренческих позициях. Конфуций мало уделял внимания философии природы и религии. В центре его внимания был человек. Основой его учения было представление о "небе" и "небесном велении", понимаемом как судьба, рок, дао. "Небо" для него - это высшая духовная сила, определяющая существование и природы , и человека. Этическая концепция Конфуция была предназначена для правящей элиты общества. Человек наделяется небом определенными нравственными качествами и должен жить в соответствии с моральным законом ( дао ), совершенствуя эти качества обучением. Цель совершенствования - достижение уровня "благородного мужа" (Цзюнь-цзы). Конфуция один из первых дал развернутую характеристику образа идеального человека: благородного не по происхождению, но по воспитанию в себе высоких качеств и культуры. Он должен обладать Жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям. Проявлением жэнь являются справедливость, верность, искренность. Жэнь, человечность, человеколюбие — это закон идеальных отношений между людьми в сем. Античность: милетская школа, Демокрит. Милетская школа. Древнегреческая философия первоначально возникла на западном побережье Малой Азии. Одним из главных культурных центров стал основанный на самом рубеже греческого мира и Востока порт Милет. Он и дал название первой античной философской школе. Ее появлению способствовали контакты древних греков в с представителями культуры Египта и Междуречья, где наука была сосредоточена в храмах. В Милете наука впервые приобрела светский характер. Здесь впервые философия выделилась в качестве самостоятельной формы познания мира. Демокрит ( 460 - 370 гг. до н.э.) из г. Абдеры был одним из крупнейших ученых своего времени и плодовитым автором. Ему принадлежит авторство до 70 книг по физике, анатомии, психологии, астрономии, литературоведению и другим наукам ). Одним из первых он стремился дать широкую целостную картину мира. Много путешествовал, упоминается его посещение Индии. Атомистическую теорию - теорию корпускулярных частиц Демокрит развивал вслед за своим учителем Левкиппом. Они предложили гипотезу о существовании мельчайших неделимых частиц. Демокрит отрицал чувственно воспринимаемые качества тел, такие как цвет, запах, теплоту. Он утверждал существование только пустоты и атомов, совершенно плотных и непроницаемых частиц. Демокрит утверждал вечность времени и атомов и отсюда выводил необходимость всех природных явлений. Необходимость он понимал как наличие причины у всякого процесса. Но в то же время он отрицал наличие цели у природы. Человек стремится к намеченной цели. Но в неорганической среде царит случай - владыка и царь Вселенной. Человек, по Демокриту, из воды и грязи без всякого творца и разумной цели. Под душой он понимал совокупность атомов. Разумная часть души располагается в грудной клетке, неразумная часть - во всем теле. Со смертью эти атомы улетучиваются и сознание исчезает с последним дыханием. Есть мнение, что Демокрит стал прототипом материалистов всех последующих времен. Он производил разумное из бессмысленного, структуру из хаоса и переносил свои взгляды на явления духовной жизни. Отрицая существование духа. Однако, Демокрит верил в богов, наделенных телесностью, не бессмертных, но долговечных. Атомы из которых они состоят, подобны атомам огня. Богами являются образы, человекообразные и огромные. Одни из них "благотворны, а другие - злотворны". Движением атомов Демокрит объяснял вещие сны и телепатию. Античность: философия Сократа. Сократ ( 469 - 399 гг до н.э.) - основатель афинской философской школы. По Сократу предметом философии является человек. В зрелый период своей деятельности мыслитель отверг традиционные вопросы греческой философии: о первоначалах, о строении мироздания и возникновении природы. Их решение он считал принципиально невозможным. Главную задачу философии Сократ видел в рациональном обосновании нравственного мировоззрения. Поскольку человеку наиболее подвластна деятельность его собственной души, Сократ провозгласил главной задачей познания реализацию принципа "Познай самого себя". Он подчеркивал особое значение совести - "внутреннего голоса", который он назвал даймонионом. Совесть по Сократу имеет божественное происхождение и боги, наделив ею человека, выделили его среди всех живых существ. Целью развития мира является человек. Этика Сократа приобрела форму учения о добродетели. Для Сократа нравственная доблесть отождествляется со знанием. Истинная нравственность — это знание того, что есть одновременно благо, прекрасное и полезное для человека. Она позволяет достичь блаженства и счастья. Основными добродетелями Сократ считал следующие: сдержанность, мужество, справедливость. Только наличие добродетелей должно давать право занимать общественные и государственные должности. Сократ критиковал афинскую практику выбора чиновников по жребию, за что и был приговорен к смерти. Он утверждал: "Кормчего на корабле, плотника или флейтиста нельзя выбрать по жребию, но только по способностям и знаниям". Среди всех форм правления наиболее правильной и нравственной Сократ считал аристократию, как власть небольшого количества образованных и нравственных людей. Философский метод Сократа. Его метод - субъективная диалектика. Он был блестящим мастером диалектики, как искусства вести диалог. В нарочито простодушной форме он задавал вопросы собеседнику с целью выявить противоречия в его взглядах. Логика вопросов и ответов подводила оппонента к выводу, которого добивался сам Сократ. Этот подход получил название "сократовская ирония". Истинной целью было достижение понимания собеседником предмета разговора, то есть формирование понятия о нем. Сократ превратил добродетели в понятия, а формирование понятий - в путь постижения истины. Сократа иногда называют родоначальником европейской философии личности или персонализма. Античность: философия Платона. Платон ( 427 - 347 до н.э.). 4.1. Это первый из авторов, который оставил после себя многочисленные философские работы. С 20 лет был учеником Сократа. Идеализм Платона. Наиболее значительным стало учение Платона об идеях. По его мнению, мир живет в соответствии с моделями или вечными образцами, названными идеями или эйдосами (образами). Идеи вечны и неизменны. Все предметы и явления возникают, развиваются и исчезают согласно идеям и потому материальный мир, воспринимаемый нашими органами чувств, является лишь "тенью" мира идей, который и является подлинным, действительным бытием. Сама по себе материя не в состоянии породить что-либо и чтобы оформить какую-нибудь вещь материя принимает эманации ( истечения ), оживляющие материю и придающие ей видимую форму. Систему Платона называют идеалистической. Ее ядро заключается в признании подлинными сущностями именной идей. Иерархия идей представляет собой систему различных уровней значимости. Наиболее конкретные и частные идеи подчинены наивысшим. Выше всего стоит идея красоты и добра. Это начало всех начал, сотворившее весь мир. Страстное стремление к совершенству Платон называл понятием Эрос, заложенным в душу каждого человека. А тело считал "темницей души", мешающей совершенству. Теория души. Понимание души во многом определяло содержание составных частей философской системы Платона. Душа существует извечно, по Платону, и тело однозначно подчиняется ей. Она состоит из 3-х иерархически соподчиненных частей. Высшая часть - это разум. Средняя часть - воля и благоразумные желания. Третья, низшая, - включает влечения и чувствования. В зависимости от того, что преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное, либо на дурное. Теория познания. Ее ядром является теория "воспоминания", согласно которой душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась до рождения в мире идей. Эта теория познания была основана на представлениях о многократных существованиях человека. Воспоминания тем сильнее, чем душе больше удается отстраниться от всего телесного. Учение об идеальном государстве. Платон представлял его возникающим как общество, состоящим из трех социальных групп. Правители - это философы, стратеги - это воины, производители - это земледельцы и ремесленники. У первых преобладает разумная часть души, у вторых - воля и благородная страсть, у третьих -чувственность и влечения, которые должны быть управляемыми и умеренными. Античность: философия Аристотеля. Аристотель ( 384 - 322 до н.э. ). Виднейший ученик Платона, подвергший критике его учение об идеях. Аристотель выделил первую философию - науку о сущем, о первых началах и причинах, и вторую философию - о природе под названием "физика". .Учение о четырех первоначалах. Материальная причина означала наличие основы всех вещей - первоматерии, неопределенной и бесформенной, но способной воспринимать любую форму. Формальная причина объяснялась через использование термина Платона "эйдос", но в другом смысле. Идея ( она же форма ) вещи понималась не занебесной сущностью, а находящейся в самой же вещи формой. Движущая причина - это самодвижение, активность формы. Четвертой называлась целевая причина. Она направляет движение к определенной цели, ради которой и возникает любая вещь или явление. Движение как основная характеристика мира. Учение Аристотеля об абсолютном Уме - это учение о Боге, но не персонифицированном личном Боге, а безличном божественном Уме, пребывающем в постоянной деятельности. Абсолютный ум есть "форма всех форм" или Бог, он Перводвигатель, который движет все, оставаясь неподвижным, и он же - всеобщая цель, притягивающая материю и двигающая ее к совершенству. Аристотель выделял три уровня развития души: вегетативный, которому соответствует душа растений, обладающая способностью ощущать; чувственный - преобладающий в животных; разумный, присутствующий только у человека и заключающийся в способности мыслить. Соответственно процесс познания рассматривался как развивающийся процесс перехода на все более сложные ступени: ощущение, представление, опыт, искусство и вершина познания - наука. Учение о государстве и обществе. Аристотель видел идеал государства в обществе, опирающемся на частную собственность. Богатство он подразделял на два вида: экономика - это небольшое приобретение, обеспечивающее достойную жизнь и возможность нравственного самосовершенствования; хрематистика - это ненормальная форма безграничного накопления. |