Главная страница
Навигация по странице:

  • «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БелГУ») Доклад по философии На тему

  • «Философия постмодернизма» Выполнила: Олейникова П.В.Группа: 09002231Преподаватель: Манохин Д.К.Белгород,2022

  • Постмодернизм в широком смысле – это мировоззрение и образ жизни стран, завершивших модернизацию.

  • философия постмодернизма. Философия постмодернизма. Философия постмодернизма


    Скачать 68 Kb.
    НазваниеФилософия постмодернизма
    Анкорфилософия постмодернизма
    Дата02.03.2023
    Размер68 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия постмодернизма.doc
    ТипДоклад
    #964659

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего образования

    «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (НИУ «БелГУ»)
    Доклад по философии

    На тему:

    «Философия постмодернизма»
    Выполнила: Олейникова П.В.

    Группа: 09002231

    Преподаватель: Манохин Д.К.


    Белгород,2022

    Философия постмодернизма


    1. Модернизация и эпоха постмодерна.

    2. Базовые принципы постмодернистской философии.

    3. Постмодернистские концепции.


    Философия постмодернизма – одно из самых новых философских течений, сложилось оно во второй половине ХХ в. Его идеи, взгляды, термины распространены в настоящее время и часто оказываются необходимыми для понимания каких-то разработок в разных сферах современного гуманитарного знания.

    Название «постмодернизм» опирается на социально-философскую теорию модернизации, которая трактует развитие человеческого общества в целом следующим образом. Достаточно долго во всех странах существовало и развивалось традиционное общество, т.е. первичная, естественная форма социальной организации, для которой были характерны: зависимость общественной жизни от мифологических и религиозных представлений; цикличность всех проявлений индивидуальной и социальной жизни; коллективистский характер общества и невыделенность индивидуального, личностного начала; авторитарный характер власти; направленность производства на удовлетворение насущных потребностей, а не на развитие ради будущего; преобладание людей психического типа пассивной, недеятельной личности. В целом для традиционного общества характерно построение всей жизни в соответствии с существующими, наследуемыми традициями. Например, М. Мид описывает «день на Самоа»: распорядок дня – рыбаки отправляются на промысел, подростки на сбор кореньев, женщины прибираются и чинят сети, потом привозят улов и т.д. – не меняется тысячелетиями.

    С 17 века в Европе начинается процесс модернизации. Это формирование общества иного по сравнению с традиционным типа, modern society - современного. Для общества эпохи модерна характерны направленность на инновации, постоянное изменение всех форм индивидуального бытия и социальной организации. Его отличают светский (нерелигиозный) характер социальной жизни, поступательное, восходящее развитие, выделенная персональность, т.е. развитие и поддержка индивидуального начала; либерально-демократическая система власти, направленность производства на перспективное развитие; преобладание людей активного психологического склада. Т.е. модернизация – это переход к тому типу организации общественной жизни, который мы считаем современным.

    Процесс модернизации складывается из двух основных составляющих. В материальном плане это активное развитие науки, соединение научного и технического прогресса, построение и постоянное переустройство жизни на основе достижений науки и техники. В духовном плане это утверждение и распространение либеральных ценностей, в основе которых лежит приоритет прав и свобод личности. Согласно идеологии либерализма, человек должен быть прежде всего свободным и самостоятельным, развиваться, добиваться успеха, решать свои проблемы без посторонней помощи. При этом между людьми существует конкуренция во всех сферах, в ней должны побеждать наиболее сильные, предприимчивые, умные, подготовленные, это и есть основной стимул к развитию. Государство должно максимально ограничить вмешательство в частную жизнь граждан, не имея права регламентировать их действия, если только они не угрожают серьезно безопасности других (например, в плане свободы слова, внешнего облика или личной жизни), но при этом не обязано и опекать своих граждан (социальная поддержка, защита неимущих и т.д. либерализмом не особо приветствуются). В экономике либерализм поддерживал свободный рынок, считая его саморегулирующимся механизмом.

    Процесс модернизации, т.е. переход на развитие по линии научно-технического прогресса и на либеральную идеологию начался в Западной Европе. Территории Америки и Австралии осваивали уже носители этих новых жизненных принципов. С точки зрения теории модернизации, границы современного общества определяются не хронологически. Не все существующие на данные момент общества могут быть отнесены к современным, в некоторых из них преобладают черты традиционности. Кроме того, существуют такие понятия, как вторичная, догоняющая, частичная модернизация. Поскольку ориентиры общества модерна были обозначены в Европе, для всех остальных стран они были внешними, модернизация в других странах происходила как бы в ответ на вызовы Запада, в силу чего была вторичной. В связи с этим она оказывается догоняющей, т.е. эти страны встают на путь, который для западных стран уже пройден. Вторичная модернизация (которую также называют отраженной) может быть не полной, а частичной, т.е. затрагивающей и меняющей только некоторые сферы общественной жизни.

    Например, в Японии после второй мировой войны произошла полная модернизация, в короткие сроки общество изменилось и в экономическом, и в политическом, и в социальном плане. При этом модернизация Японии была вторичной – установка на преобразование была задана извне, и некоторые первичные преобразования были осуществлены под прямым контролем и при поддержке США. Частичная модернизация произошла в Китае, где была перестроена экономика, но в политической системе осталось много традиционного. Модернизация в России произошла в 20-30-е гг. ХХ века; вторичный характер российской модернизации отражен, в частности, в лозунге первых пятилеток «догнать и перегнать».

    Постмодернизм в широком смысле – это мировоззрение и образ жизни стран, завершивших модернизацию. Это новый духовный настрой обществ, уже освоивших и этот исторический опыт. Это мировоззрение впервые было отчетливо выражено где-то в 70-х гг. ХХ в.

    Отправной точкой постмодернизма считается исчезновение резкого противопоставления общества модерна и традиционных обществ, формирование толерантности по отношению к традиции. Постмодернизм негативно относится к тому, что называет «экстремизмом Просвещения» в критике традиционных форм социальной жизни, и ищет компромиссы. Его ориентации: создание нового, но признание ценности традиций, их целенаправленное сохранение; светская организация социальной жизни, но высокая оценка значимости религии и мифологии, сохранение социальных условий для их развития; стратегии развития индивидуальности, но поддержка проявлений коллективности, развитие ее форм; демократический характер власти, но необходимость высокого авторитета для политика; эффективное развитие производства, но сознательное ограничение его роста (например, на основе экологического сознания); признание психологического разнообразия социальных типов личности, поддержка различных стратегий жизненного пути (например, дауншифтинг – жизненный выбор, когда человек сознательно отказывается от карьеры, чтобы, например, проводить больше времени с семьей – эта жизненная стратегия распространяется в постмодерне как альтернатива предпринимательской мотивации). Можно сказать, что если эпохе модерна свойственно стремление сформировать «новый» «правильный» порядок во всех сферах от внешнего вида людей до глобальных социальных целей – то эпоху постмодерна отличает стремление защищать наряду с магистральной альтернативные, периферийные стратегии, разнообразные меньшинства, национальные особенности и т.д. Одеваться как принято – идея традиционного общества, мода – идея общества модерна, одеваться, как подходит тебе – идея постмодерна. Старое – понятие положительное в традиционном обществе, отрицательное в модерне и снова обретает положительные коннотации в постмодерне: а может быть, это старинное и потому интересное и ценное?

    Постмодернизм – не только новое философское течение, это широкое культурное явление. В частности, развит постмодернизм в литературе и искусстве. Там его отличают два принципа: 1) признание невозможности какого-то единого стиля, принципиальное разнообразие используемых выразительных средств, сосуществование разнообразных течений, которые признаются равноправными; 2) признание огромного массива достижений культуры уже созданным и «игра» с этой культурой – аллюзии, реминисценции, пародии, цитаты и т.д. Например, «Ромео+Джульетта», произведение, в котором старая история перенесена в современное общество, и интересно соединение старых событий и нового антуража.

    Но постмодернизм в философии – это ключевое выражение данной идеологии, поскольку это миссия философии – артикулировать идеи, носящиеся в воздухе.

    Ведущие представители философии постмодернизма – Ролан Барт, Жак Деррида, Жиль Делёз, Феликс Гваттари, Умберто Эко, Жан-Франсуа Лиотар, Жан Бодрийяр, Мишель Фуко, Юлия Кристева и др. Их исследования достаточно различны – вообще, постмодернизм никак не является цельным течением – и далеко не все вообще признают себя постмодернистами (например, Бодрийяр, по общему мнению «гуру» постмодернизма», относительно себя это отрицал). Но можно выделить некие отправные установки, совпадающие у этих философов. Основания философии постмодернизма:

    1. Постмодернизм отказывается от традиционной организации философского знания. Например, в нем нет привычного распределения проблем на сферы онтологии, теории познания, социальной философии и т.д. (хотя мы можем говорить о постмодернистских аналогах этих областей). Постмодернизм почти не работает в привычных для философии проблемных полях – устройство мира, назначение человека, смысл жизни и т.п. Его интересуют вопросы другого типа: роль пола в познании мира, значение науки как системы социального принуждения, символические смыслы разных типов потребления и т.д.

    2. Постмодернизм почти не пользуется традиционным философским понятийным аппаратом, включающим такие категории, как материя, сознание, идея, необходимость, сущность, количество и т.д. Примеры постмодернистской терминологии – деконструкция, логоцентризм, нарратив, номадология, ризома и т.д. Все они достаточно многопланово определяются. Например, деконструция – отсутствие у бытия постоянной определенности, а как принцип познания – разрушение стереотипов и постоянное пересоздание содержания понятий. Логоцентризм – это отношение к тексту, которое допускает, что в тексте можно выделить центральную идею, логическую линию ее разработки, вообще что у каждого текста есть понятный, определенный смысл. Логоцентризм для постмодернизма – отрицательная характеристика, они считают, что им грешила прежняя философия. Ризома – изначально определенное строение корневой системы у растений, в общем плане означает принципиально нелинейный способ организации целостности, оставляющий возможность для видоизменений; противопоставляется структуре как жесткому, логичному и симметричному принципу организации. Когда текст построен по принципу ризомы, это значит, что любая его часть может произвольно разрастись куда угодно.

    3. Постмодернизм в целом придерживается идеи постметафизического мышления, т.е. отказа от метафизики, признавая, что единую системную теорию устройства мира создать невозможно – ни средствами философии, ни средствами науки. Традиционной метафизике противопоставляется, в частности, «номадологический проект», разработанный Делёзом и Гваттари. «Номад» – это кочевник. Взгляд номада на мир предполагает образ открытого бесконечного пространства, не имеющего ни центра, ни определенной организации. В нем нет четкого движения от прошлого к будущему, события, в нем происходящие, могут иметь случайный, непредсказуемый характер. И человек в этом мире не занимает никакого определенного места, он кочевник.

    4. Постмодернизм поддерживает методологический принцип множественности. Он выражается, во-первых, в том, что нет и не может существовать какого-то единого метода познания, правил мышления, стратегии исследования, способ изучения каждого предмета зависит от ситуации, в которой находится изучающий. Во-вторых, постмодернизм отрицает возможность устойчивого знания о какой-то сфере реальности, поскольку в мире вообще ничего не повторяется в точности. И, в-третьих, отрицается так называемая бинарная (двузначная) логика, согласно которой каждое утверждение либо правильно, либо неправильно, предметы либо обладают какими-то свойствами, либо не обладают – согласно позиции постмодернизма, любое однозначное суждение обедняет представление об объекте. Знание по какому-то вопросу – это всегда совокупность бесконечного множества возможных суждений о нем.

    5. Постмодернизм считает, что сознание современного человека неизбежно находится в плену стереотипов, поскольку массив уже произведенных цивилизацией представлений о мире очень велик. Необходимо «постмодернистское усилие», чтобы выйти из-под груза этих представлений и сформулировать собственное суждение. Поэтому постмодернизм стремится быть не понятным и доступным, а парадоксальным, и многие его идеи направлены на растормаживание мышления, переоценку ценностей, переворачивание привычных взглядов.

    Рассмотрим несколько постмодернистских категориальных разработок, образующих, как уже говорилось, своеобразные аналоги традиционных философских разделов.

    Концепция реальности. С точки зрения постмодернизма, трактовка мира как космоса – устойчивой внутренней рациональности, закономерности, постоянных существенных связей не может быть обоснована. Бытие – это хаос, находящийся в состоянии самоорганизации, в нем нет никаких единых централизующих принципов. Традиционная философия предполагала, что за явлениями можно разглядеть сущность вещей. Точка зрения постмодернизма: «За вещами находится не только их сущностная и вневременная тайна, но тайна, заключающаяся в том, что у них нет сути» (М. Фуко). В жизни мы очень много имеем дело не с вещами в их реальном, буквальном смысле, а с их символическими смыслами. Например, реклама формирует феномен «символического потребления», когда люди ориентируются на значения, приписываемые некоторому товару, а не на его реальные характеристики. Существенным процессом становится в этом контексте отделение знаков от их исходных значений, вплоть до образования симулякров. Симулякр – это «чистый» знак, которому ничего не соответствует в реальности, который имеет только символический смысл (нечто, созданное на пустом месте). (Термин введен Бодрийяром, у него есть работа «Симулякры и симуляция»). Например, многие «звезды» – это симулякры. Другой пример: в мире ежедневно совершается сделок на 600 миллионов долларов, а реальных товаров переходит на 12 миллионов. Когда симулякров вокруг становится слишком много – а в современном обществе так и происходит – место реальности занимает гиперреальность – искусственная, сконструированная, причем не кем-то специально, а всеми понемногу. Описывая современную эпоху как «эпоху гиперреальности», Бодрийяр пишет: много труда, который ничего не производит, образования, которое не обучает, а социализирует, представительные органы власти никого не представляют, идеологию все поддерживают, но никто в нее не верит, и т.д.

    Археология дискурсов. Дискурс – это система высказываний, выражающая содержание определенной предметной области и включенная в определенную социокультурно обусловленную традицию знания. Например, медицинский дискурс – это взгляд врача, опирающего на медицинские знания и рассуждающего так, как принято в медицине. Понятно, что он отличается от дискурса религии, даже если они рассматривают один случай. Подвидом дискурса является нарратив. Нарратив – это повествование, история, рассказанная с определенных позиций, смысл которой определяется финалом (как анекдот рассказывается ради концовки). Нарратив всегда субъективен: рассказывает нарратор. Дискурс более объективен: так смотрит представитель определенной социальной группы. Но все равно это не настоящая объективность. Совсем объективного знания, с точки зрения постмодернизма, не существует.

    Постмодернизм отрицает возможность знания, соответствующего только объекту: знание всегда зависит от поставленного вопроса. Можно сказать. что любой взгляд формируется в пределах некоторого дискурса. Это означает не только, что возможны разные точки зрения на объект. Это предполагает, что определенный способ видения явления до некоторой степени создает это явление. Например, по М. Фуко, в Новое время в Европе появилось большое количество людей, страдающих психическими отклонениями. Это не было эпидемией или результатом социальных катаклизмов; во многом это было обусловлено рождением психиатрии как науки – появилось понятие нормы, люди, считающие себя нормальными. Опираясь на представление о норме и ее границах, мы неизбежно обнаружим безумцев, точно так же, как приняв за основу, что пятый постулат Евклида не является таковым, мы можем прийти к идее неевклидовой геометрии и обязательно придем. Еще пример: только сделав допущение, что НТП есть главный показатель качества жизни людей, мы можем прийти к выводу, что современный человек живет лучше средневекового (и будем доказывать это, ссылаясь на технические достижения). Всякое высказывание происходит на определенных основаниях. Поэтому, когда мы изучаем какой-то предмет, нельзя ставить задачу просто составить о нем какое-то мнение. Надо выявлять существующие в отношении него дискурсивные практики, осознавая при этом, что отчасти по мере появления соответствующих практик объект модифицировался. Это и есть археология дискурсов – основной способ понимания.

    Шизоанализ. Это взгляд на человека, во многом составленный как переворачивание классического психоанализа. У Делеза и Гваттари человек определяется как «машина желаний». Желание – это его основная функция, создающая реальность (например, производство), движущая сила социального бытия. При этом желание коренится в бессознательном, а бессознательное в постмодернизме трактуется не так, как в классическом психоанализе, где оно рассматривается как пополняемое вытеснением, детерминированное индивидуальным опытом, во многом объяснимое семейной историей и т.д. Это нечто абсолютно свободное и действующее произвольно, пульсирующий внутри человека хаос. Когда-то оно сдерживалось регуляторами традиционного общества, но капитализм запустил непрерывную работу машины желаний. Так что симптом современной цивилизации – «активная шизофрения», при которой человек стремится к удовлетворению своих желаний вплоть до саморазрушения.


    написать администратору сайта