Преза. Философия познания
Скачать 0.59 Mb.
|
ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯПознание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Этапы познания и уровни знания, их диалектическое соотношение. Истина как цель познания. Диалектика истины. Практика как критерий истины. Познание –это общественно -исторический процесс приобретения и распространения знаний о мире, обществе и человеке; процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. Это актуальная проблема философии, которая считает, что бытие есть и есть разум, постигающий бытие, между ними нет посредников. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира; Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколение, с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. два вида действий человека по познанию:познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества); познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры). Виды познанияРЕЛИГИОЗНОЕ ИНТЕГРИРУЮЩЕЕ ЦЕЛЕ НАПРАВЛЕННОЕ МИСТИКО- РЕЛИГИОЗНОЕ ХУДО ЖЕСТВЕННОЕ ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ виды познанияобыденный – основывается на повседневном опыте людей и на здравом смысле; художественный – базируется на чувственно-опытном восприятии действительности; мистико-религиозный – характерно фантастическое представление о мире людей и мире ином – трансцендентальном. виды познанияцеленаправленный – постигающий истину или точное (научное) знание, его особенность заключается в доказательности истины, в наличии точных методов постижения мира, человека, общества; интегрирующий (философский) – позволяет целенаправленно познавать и объяснять причины существования и постоянного обновления мира; религиозный – опирается на развитие воображения при осмыслении таинства мира. ДВЕ ОСНОВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯГНОСТИЦИЗМ (материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания АГНОСТИЦИЗМ (идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯИстинаПроблема верности и неправильности полученных знаний рассматривается в учении об истине. Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной, т.е., истина – это соответствие мыслей действительности; это знания, содержание которых не зависит от состояния познающего. РазличаютРазличают объективную, относительную и абсолютную истины Объективная истина – это содержание представлений и знаний, не зависящие ни от человека, ни от человечества (Земля-планета Солнечной системы). Относительная истина – это неполное или ограниченное знание об объекте познания, поскольку тот не исчерпаем в своем изменении и развитии. Относительная истина выражает неполноту, условность, приблизительность, незавершенность процесса познания (даты, место события, время). Абсолютная истина выражает совершенно полное и точное знание об объекте познания, 100% соответствие знания предмету, вещи, явлению, процессу и т.д. Это гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя процесс познания все больше приближается к нему. Это элемент знания, который никогда не может быть опровергнут. При диалектическом подходе абсолютная и относительная истина - это две стороны истины объективной. Относительное знание содержит в себе момент абсолютного, абсолютное складывается из суммы относительных истин. Абстрактной истины не существует, истина всегда конкретна и предметна Неизменный спутник истины – заблуждение – несоответствие знаний действительности. Они возникают вследствие разных субъективных и объективных причин: поспешных обобщений, одностороннего восприятия объекта, предубеждения, несовершенства познавательных средств. «Истина» и «заблуждение» –гносеологические категории, которые не включают в свое содержание оценку знаний, отношение к ним субъекта. Аксеологический (оценочный) аспект характерен для другой пары близких им понятий – «правда» и «ложь». Под «правдой» понимается истина, содержащая нравственную оценку; правдивое – это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое. В отличие от заблуждения (характеризуется непреднамеренностью) ложь – это преднамеренное искажение знаний, ее целью является введение в заблуждение тех, кому она предназначена. В теоретической и практической деятельности наряду с понятием «заблуждение» употребляется понятие «ошибка». Они делятся на фактические (по содержанию) и логические, связанные с неправильным ходом мыслей, с нарушением логических правил. Логические правила делятся на непреднамеренные (паралогизмы) и преднамеренные (софизмы). В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.Эмпиризм – познание посредством органов чувств: человек объективно связан с внешним миром, они дают ему первичные знания о вещах, явлениях и т.д. Гносеология относит к основным видам чувств познания: Ощущение; Восприятие; Представление. ощущения – отражение отдельных свойств предметов и вещей объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств (в ощущениях отражаются такие качества как красное, горячее, громкое, тяжелое и т.д.). Информационная пропускная способность органов чувств человека – слух, зрение, вкус, обоняние, осязание. восприятие – отражает чувственно-конкретный образ; это мыслящее созерцание, когда вешние вещи оцениваются внутренним взором. представление – результат ощущения и восприятия; наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения (т.е., выделяют два вида существования представлений: воспоминание и воображение). Рационализм – познание, основанное на разуме, опирается на результаты чувственного познания. Основные его формы: Понятие; Суждение; Умозаключение. Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне. понятие – форма мысли, воспроизводящая существенные свойства и отношения вещей; с понятия начинается и с понятия заканчивается любой цикл логического осмысления действительности. Возникновение понятия – это скачок от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от явления у сути. суждение – это форма мысли, связывающая несколько понятий и благодаря этому раскрывающая отношения между различными вещами и их свойствами. умозаключения – процесс оперирования суждениями с целью получения новых знаний, нового утверждения или отрицания Основной формой познания и критерием истины при познании является практика. Практика – связующее звено между чувственным и логическим познанием, конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает мир не потому, что предметы и явления этого мира воздействуют пассивно на его органы чувств, а потому что, сам человек активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность Главные виды практики: материальное производство (материально-производственная - приспособление природы и природных материалов для своих нужд) управленческая деятельность (социально-преобразующая – для полного отражения потребностей людей, живущих в обществе) научный эксперимент. Функции практики: Практика является: критерием истины (решающий критерий истинности знаний); основой познания его движущей силой; целью познания; источником и результатом познания. НаукаНаука –образует единую систему знаний о мире, обществе и человеке. Ее отрасли – естественные, социальные и гуманитарные науки в отрыве друг от друга не могут дать целостного представления о мире. Как сферы культуры они оказывают огромное воздействие на характер жизнедеятельности всего человечества. НаукаСциентисты: высоко ценят науку, как важнейший фактор саморазвития человечества. Они рассматривают науку как сферу культурного, морально-этического возвышения людей. В достижениях науки они видят гарантию сохранения человечества. Антисциентисты: обвиняют науку в создании атмосферы бездуховности, демонизируют ее результаты. Высказывают мнение, что именно наука несет ответственность за возможность апокалипсиса или неотвратимой экологической катастрофы. Наука, якобы, не способна выработать надежные моральные критерии и ценности. |