Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран и, в первую очередь, Европу. Характерные особенности просвещения

  • 1. Рационализм как общая вера в разум;

  • 3. Антиобскурантизм (от лат. obscurans - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждеб­ными науке и образованию силами.

  • Расцвет философии Просвещения

  • Итоги и значения эпохи Просвещения

  • Значение эпохи Просвещения

  • 2) в науке способствовало развитию естествознания, достижения которого оно часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс;

  • 3) в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности;

  • философия просвещения 18век. Философия Просвещения. Философия Просвещения Определение Что называют просвещением, идеи просвещения


    Скачать 5.82 Mb.
    НазваниеФилософия Просвещения Определение Что называют просвещением, идеи просвещения
    Анкорфилософия просвещения 18век
    Дата16.11.2022
    Размер5.82 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаФилософия Просвещения.pptx
    ТипДокументы
    #790958
    Философия Просвещения
    Определение
    Что называют просвещением, идеи просвещения
    Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., пред­ставители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества лю­дей, и что путем просвещения, возможно переустроить общественный порядок на разум­ных началах. Смысл «просвещения» (свет науки и куль­туры), в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Просвеще­ние - течение в области культурной и духовной жиз­ни, ставящее своей целью заменить воззрения, осно­вывающиеся на религиозном или политическом авто­ритете, такими, которые вытекают из требований че­ловеческого разума. Конечно, философия XVIII века неоднородна: в ней присутст­вует как материалистическая, так и идеалистическая мировоз­зренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука идут рядом. Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди (1592-1655), его атомистическим материализмом, пропа­гандой идей Эпикура, в том числе его этики, критикой схоласти­ки, сочинениями Р. Декарта, критикой религиозного догматизма в работах П. Бейля (1647-1706). Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Ос­новное направление критики - паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни и нецивили­зованные порядки крепостничества. Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран и, в первую очередь, Европу.
    Характерные особенности просвещения
    1. Рационализм как общая вера в разум;
    2. Антиклерикализм (от греч. anti - против и лат. clericalis - цер­ковный) - направленность против засилья церкви (но не рели­гии) в духовной жизни общества;
    3. Антиобскурантизм (от лат. obscurans - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждеб­ными науке и образованию силами.
    Философия Просвещения известна, главным образом, своей социально-политической частью. В ней получили свое обосно­вание принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность, представительное правление) вза­мен феодальных (зависимость, сословность, условная собствен­ность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись Английское Просвещение XVII в. представлено, прежде все­го, общественно-политическими учениями Томаса Гоббса (1588- 1679) и Джона Локка (1632- 1704), современников и идеологов преобразований английской буржуазной революции. Главное место в наследии этих философов занимает проблема государственного устройства. Гоббс в трактате «Левиафан» и др. разработал теорию обще­ственного договора, согласно которой государство возникает из договора людей между собой об ограничении некоторых своих свобод в обмен на права. По мнению философа, без общественного договора люди не способны к мирному сосуществованию в силу своей естественной вражды друг к другу «борьбы всех против всех». А чтобы договор был обязателен для всех, нужна непреклонная власть, которая обеспечила бы следование закону. У Гоббса абсолютная власть сосредотачивалась в руках государства, которое есть Левиафан - смертный бог (название взято Гоббсом из книги Иова). Государство Гоббса по своему характеру абсолютистская организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх. Гоббс приносит в жертву государству свободу гражданина, делая это как бы в интересах последнего. Худшим из зол, считает Гоббс, является анархия, неизбежная при отсутствии государства Локк в «Двух трактатах о государст­венном правлении» дополнил эту теорию идеей существования естественных прав человека. К естественным правам он отно­сил право на жизнь, свободу, собственность. Но он как и Т. Гоббс, считает, что для защиты «естественных прав» граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое является результатом «общественного договора». Но государственная власть не может действовать по произволу, Локк выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и идею разделения властей.. Она делится у Локка на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Правовая концепция Локка ставит во главу угла уважение и соблюдение гражданской самостоятельности индивида, уважение к конституции. В заключение следует отметить, что новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мышления. Расцвет философии Просвещения
    Расцвет философии Просвещения приходится на восемна­дцатое столетие. Ее идейным центром становится предреволю­ционная Франция. Начало эпохи французского Просвещения XVIII в. связывают с появлением сатирических сочинений Вольтера (1694-1778, наст. имя Франсуа Мари Аруэ). Вольтер не внес в философскую мысль принципиально новых идей, од­нако антифеодальный и антиклерикальный пафос его произве­дений стал отправной точкой формирования новой идеологии. Вольтер, который вошел в историю философии, как блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных по­рядков и учреждений, защитник свободы личности от посяга­тельств церкви, иезуитов, инквизиции. «Кандид», «Орлеанская дева», его статьи в «Философском словаре», «Энциклопедии» получили широкое распространение во всей Европе. На формирование революционной идеологии Европы огром­ное влияние оказал Жан-Жак Руссо (1712-1778), автор знаме­нитого произведения «Общественный договор», которое явилось теоретическим обоснованием гражданского общества, основан­ного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской револю­ции. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — один из основоположников географического детерминизма. Он считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Монтескье развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности. Итоги и значения эпохи Просвещения
    Просвещение – это большой и важный этап в истории культуры, философской и общественной мысли. Основные теории Просвещения - теория естественного права и общественного догово­ра подготовили будущие социально-политические преобразования. Согласно этой теории каждый участник общества должен свои личные интересы подчинить обществен­ным, отдав при этом часть своих гражданских прав государству, но государство при этом должно взять на себя заботу о человеке, обеспечив мир и согласие. Но так как власть не может выполнить свои обязательства перед народом, народ вправе сверг­нуть эту власть. Такую революционную теорию проводили самые радикальные идеологи Просвещения: Руссо, Дидро, Гельвеций и Гольбах. Система философского мировоззрения просветителей включала в себя не только социальные, но и материалистические, и атеистические идеи, отражающие в себе математическое и описательное естествознание. Последующее развитие философии показало, что некоторые положения материалистического мировоззрения просветителей (отрицание бытия Бога, сведение разума к чувствам) являются такими же принимаемыми на веру догматами, как и отвергавшиеся ими положения христианства. Значение эпохи Просвещения:
    1) в философии оно выступало против всякой метафизики, содействовало развитию любого рода рационализма;
    2) в науке способствовало развитию естествознания, достижения которого оно часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс;
    3) в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности;
    4) в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни проповедовало освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом.
    Идеоло­гия Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций XVIII-XIX вв. Однако уже в конце ХVIII в., Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения. В конце ХIХ в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.


    написать администратору сайта